Самообразование
статья по коррекционной педагогике

Данилова Наталья Владимировна

Тема самообразования на 2016 – 2018 учебный год

 

«Использование дидактических игр в коррекционной работе по преодолению нарушений слоговой структуры слова у дошкольников»

 

Цель: повысить эффективность процесса формирования слоговой структуры слова у детей дошкольного возраста с нарушением речи посредством использования дидактических игр.

 

Тема самообразования на 2018 – 2020 учебный год

 

«Развитие артикуляционной моторики у детей с нарушением речи, как эффективное средство коррекции звукопроизношения».

 

Большое количество комплексов артикуляционных гимнастик и реализация их в образовательный процесс ставит передо мной определенные цели и задачи:

 

Цель: использование артикуляционной гимнастики для коррекции звукопроизношения у детей с нарушением речи.

 

Задачи: вырабатывать полноценные движения и определенные положения органов артикуляционного аппарата: точность движения, плавность и легкость, без подергивания, дрожания, синкинезий, устойчивости конечного результата, плавного переключения с одного движения к другому.

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема самообразования на 2016 – 2018 учебный год

«Использование дидактических игр в коррекционной работе по преодолению нарушений слоговой структуры слова у дошкольников»

Цель: повысить эффективность процесса формирования слоговой структуры слова у детей дошкольного возраста с нарушением речи посредством использования дидактических игр.

Задачи:

1. Изучение современных подходов по использованию дидактических игр в процессе формирования слоговой структуры слова в логопедической работе.

2. Планирование работы по использованию дидактических игр в процессе формирования слоговой структуры слова.

3. Описание форм и методов работы с детьми и родителями с использованием дидактических игр в коррекционно-логопедической работе с детьми.

4. Внедрение системы работы по использованию дидактических игр в работе с детьми, распространение положительного опыта.

п/№

                        Форма самообразования

Сроки

1

Изучение научно-методической литературы:

*Агранович З.Е. «Логопедическая работа по преодолению нарушений слоговой структуры слов у детей»; Санкт – Петербург, 2001г.
 *
Большакова С.Е. «Преодоление нарушений слоговой структуры слов у детей»; Москва, Творческий центр, 2007г.
*Большакова С.Е. «Формируем слоговую структуру слова», приложение к журналу «Логопед», Москва, Творческий центр «Карапуз», 2007г.

 *Винарская Е.Н. «Раннее речевое развитие и проблемы дефектологии», М: Просвещение, 1990г.

*Маркова А.К. Особенности усвоения  слоговой структуры слова у детей, страдающих алалией. // Школа для детей с тяжелыми нарушениями речи/ под. ред. – М., 1961

*Ткаченко Т.А. Коррекция нарушений слоговой структуры слова. Альбом для индивидуальной работы с детьми 4—6 лет к пособиям «Учим говорить правильно». - М.: Издательство ГНОМ и Д, 2002
*Четверушкина Н.С. «Слоговая структура слова», Москва, 2001г.

В течении года

2

Обследование детей старшего дошкольного возраста:

Обследование детей с целью выявления потребности в коррекции нарушений слоговой структуры у дошкольников

Сентябрь

2016г

Май 2017г

Сентябрь

2017г

3

Изготовление практического материала:

  • Создание интерактивных пособий «Щенячий патруль» на коррекцию нарушений слоговой структуры (по 14 типам классификации по  А.К.Марковой):

1. Двухсложные слова из открытых слогов (ива, дети).

2. Трёхсложные слова из открытых слогов (охота, малина).

3. Односложные слова (дом, сок).

4. Двухсложные слова с закрытым слогом (диван, мебель).

5. Двухсложные слова со стечением согласных в середине слова (банка, ветка).

6. Двухсложные слова из закрытых слогов (тюльпан, компот).

7. Трёхсложные слова с закрытым слогом (бегемот, телефон).

8. Трёхсложные слова со стечением согласных (комната, ботинки).

9. Трёхсложные слова со стечением согласных и закрытым слогом (ягнёнок, половник).

10. Трёхсложные слова с двумя стечениями согласных (таблетка, матрёшка).

11. Односложные слова со стечением согласных в начале слова (стол, шкаф).

12. Односложные слова со стечением согласных в конце слова (лифт, зонт).

13. Двухсложные слова с двумя стечениями согласных (плётка, кнопка).

14. Четырёхсложные слова из открытых слогов (черепаха, пианино).

  • Дидактические игры (на основе материала Четверушкиной Н.С.)

Октябрь

2016г.

Ноябрь

2016г

Декабрь

2016г

Январь

2017г

Февраль

2017г

Март

2017г

Апрель

2017г

Сентябрь

2017г

Октябрь

2017г

Ноябрь

2017г

Декабрь

2017г

Январь

2018г.

Февраль

2018г

Ноябрь2017 -

Февраль 2018

4

Работа с педагогами:

  • Консультация для педагогов ДОУ на тему: «Коррекция слоговой структуры слова с использованием дидактических игр»
  • Презентация интерактивных пособий «Щенячий патруль»
  • Презентация дидактических игр на коррекцию нарушений слоговой структуры слова

Ноябрь 2016г

Февраль

2018г

Март 2018г

5

Работа с родителями:

  • Консультация для родителей на тему: «Коррекция нарушений слоговой структуры слова. Ребенок «глотает» и не выговаривает слова — как помочь ребенку?»
  • Презентация дидактических игр на коррекцию нарушений слоговой структуры слова
  • Анкетирование
  • Индивидуальные консультации по запросу

Ноябрь 2016г

Декабрь

2017г

В течении года

6

Работа с детьми:

* Игры на коррекцию нарушений слоговой структуры слова по 14 типам классификации по А.К.Марковой:

1. Двухсложные слова из открытых слогов (ива, дети).

2. Трёхсложные слова из открытых слогов (охота, малина).

3. Односложные слова (дом, сок).

4. Двухсложные слова с закрытым слогом (диван, мебель).

5. Двухсложные слова со стечением согласных в середине слова (банка, ветка).

6. Двухсложные слова из закрытых слогов (тюльпан, компот).

7. Трёхсложные слова с закрытым слогом (бегемот, телефон).

8. Трёхсложные слова со стечением согласных (комната, ботинки).

9. Трёхсложные слова со стечением согласных и закрытым слогом (ягнёнок, половник).

10. Трёхсложные слова с двумя стечениями согласных (таблетка, матрёшка).

11. Односложные слова со стечением согласных в начале слова (стол, шкаф).

12. Односложные слова со стечением согласных в конце слова (лифт, зонт).

13. Двухсложные слова с двумя стечениями согласных (плётка, кнопка).

14. Четырёхсложные слова из открытых слогов (черепаха, пианино).

В течении года

7

Обобщение опыта работы:

  • Внедрение игр и упражнений в календарно-тематическое планирование
  • Разработка методического пособия (тематическая папка)
  • Оценка эффективности работы (отчет)

В течении года

В течении года

Май 2018г



Предварительный просмотр:

Тема самообразования на 2018 – 2020 учебный год

«Развитие артикуляционной моторики у детей с нарушением речи, как эффективное средство коррекции звукопроизношения».

Большое количество комплексов артикуляционных гимнастик и реализация их в образовательный процесс ставит передо мной определенные цели и задачи:

Цель: использование артикуляционной гимнастики для коррекции звукопроизношения у детей с нарушением речи.

Задачи: вырабатывать полноценные движения и определенные положения органов артикуляционного аппарата: точность движения, плавность и легкость, без подергивания, дрожания, синкинезий, устойчивости конечного результата, плавного переключения с одного движения к другому.

Предполагаемые результаты использования артикуляционной гимнастики: выработать полноценные движения и определенные положения органов артикуляционного аппарата для коррекции звукопроизношения у детей с нарушением речи.

п/№

                        Форма самообразования

Сроки

1

Изучение научно-методической литературы:

* Анищенкова, Е. С. Артикуляционная гимнастика для развития речи дошкольников / Е.С. Анищенкова. - М.: АСТ, Астрель, 2010

* Архипова Е.Ф. «20 артикуляционных упражнений

с функциональной нагрузкой»

* Бушлякова, Р. Г. Артикуляционная гимнастика с биоэнергопластикой . М.: Детство-Пресс, 2011.

* Волошина, И. А. Артикуляционная гимнастика для девочек / - М.: Детство-Пресс, 2011.

* Волошина, И. А. Артикуляционная гимнастика для мальчиков / М.: Детство-Пресс, 2011.

7. Воробьева Т.А., Крупенчук О.И. «Логопедические упражнения. Артикуляционная гимнастика». – Санкт-Петербург, 2007.

* Коноваленко, В. В. Коноваленко С.В. Артикуляционная, пальчиковая гимнастика и дыхательно-голосовые упражнения - М.: Гном, 2013.

 * Каше Г.А.

«Исправление недостатков речи у школьников». Под ред. Р. Е. Левиной. М., «Просвещение», 1971

* Косинова Е.М - Артикуляционная гимнастика Эксмо, 2007 г

* Куликовская Т.А.

«Логопедические скороговорки и считалки».

Речевой материал

для автоматизации звуков у детей

М.; Издательство «ГНОМ и Д», 2008. 

* Краузе Е.Н. «Логопедический массаж и артикуляционная гимнастика» М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2004

* Овчинникова Т.С Артикуляционная и пальчиковая гимнастика на занятиях в детском саду. Санкт-Петербург, 2009.

* Пожиленко Е.А. Артикуляционная гимнастика. Методические рекомендации по развитию моторики, дыхания и голоса у детей дошкольного возраста Популярная логопедия (Каро) 2018г

В течении года

2

Обследование детей старшего дошкольного возраста:

Обследование у детей артикуляционной моторики. Исследуем: способность к удержанию артикуляционной позы, способность к переключению (с одного движения на другое), равномерность работы мышц; объем движений, тонус мышц, темп движений, точность движений, дифференциация движений, двигательные замены, синкинезии.

Сентябрь

2018г

Май 2019г

Сентябрь

2019г

3

Изготовление практического материала:

  • Создание интерактивных пособий «Артикуляционная гимнастика»
  • Дидактические игры (настольные)
  • Создание папки «Веселый язычок»
  • Подбор картинок для артикуляционной гимнастики
  • Изготовление панно «Артикуляционное дерево» - по методике Е.Ф.Архиповой
  • Создание картотеки «Артикуляционная гимнастика с биоэнергопластикой»

Октябрь

2018г.

В течении года

Сентябрь

2019г

Апрель

2019г

4

Работа с педагогами:

  • Консультации для педагогов ДОУ на тему:
  1. «Артикуляционная гимнастика и ее роль в коррекционно-логопедической работе.»
  2. «Артикуляционная гимнастика с биоэнергопластикой».
  • Презентация «Артикуляционная гимнастика с биоэнергопластикой»
  • Презентация дидактических игр
  • Выпуск методички для воспитателей младших и средних групп: «Использование артикуляционных считалочек в работе над развитием речи».

Ноябрь 2018г

Февраль

2019г

Март 2019г

Апрель 2020г

Ноябрь 2019г

5

Работа с родителями:

  • Консультация для родителей на тему: «Артикуляционная гимнастика дома»
  • Презентация дидактических игр
  • Анкетирование
  • Индивидуальные консультации по запросу

Ноябрь 2018г

Декабрь

2018г

В течении года

6

Работа с детьми:

* «Артикуляционные сказки»

* Игры на развитие артикуляционной моторики:

- «Артикуляционная гимнастика с Машей»

- «Лунтик и его друзья»

- «Логопедические кубики»

- Артикуляционные «Бродилки»

- Улитка

- Грибок

- Яблочко

- «Нескучные артикуляционные упражнения»

* Настенное пособие «Озорная тучка»

* Настенное панно «Артикуляционное дерево» - по методике Е.Ф.Архиповой

В течении года

В течении года

Сентябрь 2019г

7

Обобщение опыта работы:

  • Внедрение игр и упражнений в календарно-тематическое планирование
  • Разработка методического пособия (тематическая папка)
  • Оценка эффективности работы (отчет)

В течении года

В течении года

Май 2020г


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план по самообразованию на 2015 -2016 г. Тема самообразования Радивиловой Елены Ивановны воспитателя средней группы №10: «Развитие сенсорных способностей дошкольников».

Перспективный план по самообразованию на 2015 -2016 г.Тема самообразования Радивиловой Елены Ивановны  воспитателя средней группы №10: «Развитие сенсорных способностей дошкольников»....

План работы по самообразованию социального педагога Тема самообразования: «Агрессивность у детей дошкольного возраста»

Повышенная агрессивность детей яв­ляется одной из наиболее острых про­блем не только для педагогов и психо­логов, но и для общества в целом. Увеличение числа детей, склонных к агрессивным формам повед...

План работы по самообразованию социального педагога Тема самообразования: «Нравственное и этическое развитие воспитанников детского дома дошкольного возраста»

Цель: способствовать формированию у детей этических и нравственных  норм поведения Задачи:1.      воспитание нравственных чувств, привычек, норм;2....

Анализ работы по самообразованию Тема самообразования: Развитие мелкой моторики рук через нетрадиционную аппликацию.

Необходимым элементом подготовки ребенка  к школе, к письму является тренировка тонко координированных движений руки, зрительно-моторных координаций. В связи с этим ,эта тема , считается актуальн...

План самообразования по теме «Развитие мелкой моторики дошкольников второй младшей группы» План самообразования на 2016-2017 уч. год воспитателя Мамонтовой О.И.

План самообразования по теме«Развитие мелкой моторики дошкольников второй младшей группы» План самообразования на 2016-2017 уч. год воспитателя Мамонтовой О.И....

План работы По самообразованию На 2015-2016 учебный год Тема самообразования:«Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста»

План работыПо самообразованиюНа 2015-2016 учебный год Тема самообразования:«Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста»...

2020-2022 гг: Тема по самообразованию №1 за 2020г; Тема по самообразованию № 2, 3 за 2021 г; тема по самообразованию № 4 за 2022 г.

                ГБОУ Школа №1400 8ДКМладшая  группа № 2Воспитатель- Фролова Елена Владимировна Тема по самообразованию 2020-2021 уч. год. ...