Индивидуальный образовательный маршрут для ребенка с ТНР
материал по коррекционной педагогике
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №15 «Ромашка» общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому направлению развития детей»
Утверждено:
Заведующая МБДОУ №15
«Ромашка»
_____________Е.А. Топоева
«__» __________2017 г.
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ
Анна А.
на 2017 – 2018 учебный год
г.Шарыпово
2017
Пояснительная записка:
Ф.И.О: Анна А.
Дата рождения: 14.01.2012г.
Возраст: 5 лет
Группа: старшая группа компенсирующей направленности для детей с ТНР №6 «Смородинка»
Дата поступления в ДОУ: сентябрь 2015г.
Период сопровождение: с сентября 2017г.
Семья: полная, 3 детей
Мама: Татьяна Валерьевна А.
Папа: Сергей.
Группа здоровья, перенесенные заболевания: II
По результатам ПМПК выявлены следующие особенности: Общее недоразвитие речи (III уровень). Знания, умения и навыки сформированы недостаточно. Уровень психического развития ниже возрастной нормы.
ПМПК рекомендовал: Воспитание и обучение по адаптированной общеобразовательной программе для детей с тяжелыми нарушениями речи. Срок пребывания 2 года. Психолого-педагогическое сопровождение в условиях ДОУ. Занятия с учителем-логопедом, педагогом-психологом.
Воспитатели:
Ф.И.О. Марьясова Н.П.
Ф.И.О. Тулпарова Н.А.
Специалисты:
Ф.И.О. Копьева Т.М. – учитель-логопед
Ф.И.О. Марьясова Г.А. – педагог-психолог
Краткая характеристика: Общее недоразвитие речи (III уровень). Обращенную речь понимает. Разборчивость речи несколько снижена. Нарушения звукопроизношения (шипящих, сонорных звуков), слоговой структуры слова. Грамматический срой сформирован недостаточно. Присутствуют аграмматизмы. Ошибки в словоизменении, словообразовании. Словарный запас недостаточный. Связная речь в стадии формирования, требует дальнейшего развития. Испытывает трудности при составлении описательных рассказов, рассказов по серии сюжетных картин. Допускаются нарушения связности и плавности рассказа. Недостаточная развернутость, единичные случаи поиска слов. Фонематические функции сформированы недостаточно. Допускаются одна-две ошибки, исправляются либо самостоятельно, либо после повторного воспроизведения.
Цель: создать условия для успешного освоения ребёнком адаптированной основной
образовательной программы ДОУ и успешной адаптации в социуме.
Задачи:
- Развитие всех компонентов речевой системы;
- Обогащение активного и пассивного словаря;
- Развитие и формирование познавательных процессов;
- Развитие эмоционально-волевой сферы;
- Развитие координации движений и мелкой моторики рук.
Содержание индивидуального образовательного маршрута
Образовательный компонент:
- Форма обучения очная, групповая.
- Работа в общем режиме.
- Индивидуальный подход во время образовательного процесса.
- Использование двигательных, зрительных и речевых физкультминуток во время занятий.
- Совместные игры на развитие эмоционально-волевой сферы.
Индивидуальный учебный план:
Усиление образовательных областей: «Речевое развитие», «Познавательное развитие» и «Социально-коммуникативное развитие».
Образовательная область «Социально – коммуникативное развитие» усилена в:
- развитии игровых умений и навыков;
- поддержании интереса детей к деятельности сверстников, содействие налаживанию диалогического общения в совместных играх и занятиях;
- присвоении норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности;
- формировании умения распознавать эмоции окружающих людей, развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания;
- становлении самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий.
Во второй половине дня индивидуальные занятия по выполнению заданий специалистов.
Базовая образовательная область | Образовательная нагрузка в неделю |
Образовательная область «Физическое развитие» | |
Физическая культура помещение на улице | 2 / 45 мин. 1 / 22,5 мин. |
Образовательная область «Познавательное развитие» | |
Формирование элементарных математических представлений | 1 / 22,5 мин. (воспитатель) 2 / 45 мин. (воспитатель) |
Формирование целостной картины мира. Расширение кругозора | |
Образовательная область "Речевое развитие" | |
Развитие речи (подгрупповые логопедические занятия) | 2 / 45 мин. (учитель - логопед) |
Развитие речи | 1/ 22,5 мин. (воспитатель) |
Чтение художественной литературы | Ежедневно |
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» | |
Рисование | 1 / 22,5 мин. |
Лепка | 0,5 / 11,5 мин |
Аппликация | 0, 5 / 11,5 мин. |
Музыка | 2 / 45 мин. |
Социально – коммуникативное развитие детей осуществляется в образовательной деятельности в ходе режимных моментов, в совместной и самостоятельной игровой деятельности, в семье. | |
Итого: | 13 / 292.5мин. |
Индивидуальные занятия | |
Педагог - психолог | 2/20 мин. |
Учитель - логопед | 3/20 мин. |
Воспитатель | 2/ 20 мин. |
Музыкальный руководитель | |
Инструктор по физ. культуре |
Коррекционный компонент:
Психолого – педагогическое сопровождение
(индивидуальный учебный план)
№ п/п | Специалист сопровождения | Основные направления | Режим и формы работы | Показатели динамики развития | Формы оценки результатов работы | Формы работы с родителями |
1. | Педагог-психолог | -Развитие познавательной деятельности и интереса к окружающему миру, через игры, упражнения и мероприятия. -Развитие социально значимых умений. -Развитие коммуникативных навыков. - Развивать общие интеллектуальные умения ребенка: приемы анализа, синтеза, сравнения, обобщения, навыки группировки и классификации, исключения, абстрагирования. -Работать над развитием произвольный функций контроля и планирования своих действий. - Работать над развитием ориентировки в пространстве, относительно своего тела, формировать представление о взаимодействии внешних объектов и тела. - Развивать мелкую моторику рук ребенка. | Индивидуальные занятия: вторник, четверг 11.00 – 11.20ч. | Незначительная положительная динамика. Продолжать развивать: временные и пространственные представления; восприятие; память; внимание; речь; мышление (не доступны задания: выделение лишнего предмета и обобщение), моторику. Примечание: низкий темп деятельности, повысился уровень заинтересованности. Ходит на занятия с удовольствием. | Обследование уровня психических познавательных процессов | Консультации, тренинги, практикумы, беседы, посещение занятий, анкетирование, изготовление памяток, рекомендаций, стендов. Оформление страницы на сайте ДОУ. |
2. | Учитель - логопед | - Развитие слухового внимания, слуховой памяти и фонематического восприятия; - Устранение недостаточности развития речевой моторики, проведение подготовительных артикуляционных упражнений для развития подвижности органов периферического речевого аппарата - Формирование правильного речевого дыхания и длительного ротового выдоха – формирование произносительных умений и навыков. - Устранение неправильного звукопроизношения
группа шипящих – [ш], [ж], [ч], [щ]; группа сонорных – [л], [р], [рь]; - Автоматизация навыков произношения звука в слогах (прямых, обратных, открытых, закрытых, со стечением согласных), в словах, в предложениях, в связном тексте; - Дифференциация звуков, сходных по артикуляции или по звучанию; - Формирование произносительных умений и навыков в различных видах самостоятельной речи ребёнка. Работа над слоговой структурой и звуконаполняемостью слов - Формировать умение различать на слух длинные и короткие слова; - слогов со сменой ударения и интонации; - Сформировать понятие слог (часть слова) и умение оперировать этим понятием. Совершенствование фонематического восприятия, навыков звукового и слогового анализа и синтеза - Сформировать понятия звук, гласный звук, согласный звук и умение оперировать этими понятиями; - Научить выделять из ряда звуков гласные звуки. - Сформировать первоначальные навыки анализа и синтеза. Научить выполнять анализ и синтез слияний гласных звуков. - Научить подбирать слова с заданным звуком. Развитие словаря - Работать над накоплением пассивного словарного запаса и активизацией в речи существительных, глаголов, прилагательных по всем изучаемым лексическим темам; - Учить понимать обобщающее значение слов и формировать обобщающие понятия (деревья, овощи, фрукты, грибы, ягоды, игрушки, одежда, обувь, мебель, посуда, птицы, профессии, дикие и домашние животные, транспорт, комнатные растения, рыбы, насекомые); - Сформировать понимание простых предлогов. - Сформировать понятие слово и умение оперировать им. Формирование грамматического строя речи - Учить различать и употреблять существительные мужского, женского и среднего рода в единственном и множественном числе в именительном падеже; - Учить образовывать и использовать в речи существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами; - Учить различать и употреблять противоположные по значению названия действий и признаков; - Формировать умение согласовывать числительные с существительными мужского и женского рода; - Формировать понимание и употребление простых предлогов; - Формировать умение составлять предложения из нескольких слов по вопросам, по картинке и по демонстрации действия, дополнять предложения недостающими словами. Развитие связной речи - Развивать умение вслушиваться в обращенную речь, понимать ее содержание; - Развивать реакцию на интонацию и мимику, соответствующую интонации; - Формировать умение «оречевлять» игровую ситуацию; - Развивать умение поддерживать беседу, задавать вопросы и отвечать на них, выслушивать друг друга до конца; - Формировать умение повторять за взрослым описательный рассказ из 2—3 простых предложений, а затем с помощью взрослого составлять короткий описательный рассказ по алгоритму или предложенному взрослым плану; - Формировать навыки пересказа; - Обучать пересказывать хорошо знакомые сказки или небольшие тексты с помощью взрослого и со зрительной опорой. - Заучивание стихотворений, скороговорок, загадок. | Индивидуальные занятия: понедельник, среда, пятница 11.00 – 11.20ч. | Незначительная положительная динамика в фонематическом восприятии. Определяет твердость и мягкость согласных звуков. Положительная динамика в звукопроизношении. Поставлены звуки [л], [р] - идет отработка в речи. Ритм речи растянутый. Темп очень медленный. Очень слабая мелкая моторика. | Обследование уровня речевого развития | Консультации, тренинги, практикумы, беседы, посещение занятий, анкетирование, изготовление памяток, рекомендаций, стендов. Оформление страницы на сайте ДОУ. |
3. | Воспи-татель | Формирование и развитие математических представлений, познавательной активности, пространственных и временных представлений через игровую и образовательную деятельность. | индивидуальные занятия 2 раза в неделю | Незначительная положительная динамика. Низкий уровень познавательной активности. |
Логопедическое сопровождение
- Коррекционно-образовательные технологии, программы:
- Образовательная программа дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет/ Автор Н.В. Нищева.
- Адаптированная основная образовательная программа для детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи.
- Рабочая программа учителя-логопеда по коррекции общего недоразвития речи у детей старшей логопедической группы.
- Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с ОНР под редакцией Н.В.Нищевой
- Нетрадиционные приемы работы по развитию артикуляционной моторики В.В.Коноваленко, С.В.Коноваленко
- Инновационные технологии, методы и средства:
ИКТ, элементы ТРИЗ, метод моделирования, социо-игровые методы и приемы, проблемный метод обучения, сказкотерапия, пескотерапия, театрально-игровая деятельность, приемы мнемотехники.
- Здоровьесберегающие технологии:
- динамические паузы,
- разминку для пальцев,
- упражнения для глаз,
- дыхательная гимнастика,
- релаксационные паузы,
- психогимнастика,
- музыкотерапию,
- пальцевый массаж.
- Формы контроля и учета достижений ребенка:
Комплексное обследование в начале учебного года, промежуточная диагностика, комплексное обследование в конце учебного года.
Воспитательный компонент:
Консультации для родителей:
Социально – личностное развитие через сюжетно – ролевые игры («Дочки- матери», «Магазин», «Больница», «Парикмахерская», «Автобус», «Библиотека»,«Строители»), театрализованные игры (драматизация сказок, потешек), дидактические игры(«Сложи узор», «Логические пары», «Все о времени», «Собери картинку», «Хорошо-плохо», «Что сначала, что потом», «Четвертый лишний», «Логический поезд»).
Воспитывать дружеские взаимоотношения со сверстниками через совместные игры: «Выбери партнера», «Комплименты», «Садовники и цветы», «Доброе животное», «Волны». «Добрые эльфы» и др.
Развивать толерантность у детей группы через взаимопомощь, беседы с детьми.
Развивать стремление выражать своё отношение к окружающему через различные речевые средства.
Заключительный раздел
Ожидание родителей: формирование готовности к обучению к школе.
Ожидаемый результат: ребенок адаптирован к социуму, освоение ребёнком адаптированной основной образовательной программы ДОУ.
Заключение и рекомендации:
Сформировать рекомендации специалистов ДОУ для родителей и воспитателей с целью обеспечения преемственности в процессе индивидуального сопровождения ребёнка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Индивидуальный образовательный маршрут ребенка требующего особого внимания. Индивидуальный образовательный маршрут одаренного ребенка на 2015-2016 учебный год
Как можно составить карты по: индивидуальному образовательному маршруту ребенка требующего особого внимания, индивидуальному образовательному маршруту одаренного ребенка на 2015-2016...
Индивидуальная карта развития дошкольника. Индивидуальный образовательный маршрут развития ребенка
Предмет педагогической диагностики - это индивидуальное развитие дошкольников. Согласно ФГОС результат педагогической диагностики может быть использован для построения образовательной траектории разви...
Индивидуальный образовательный маршрут для ребенка с нарушением опорно-двигательного аппарата - старшая группа Образовательная область - "Художественно-эстетическое развитие(музыкальное воспитание)". Маршрут разработан по программе "Ладушки" И.Каплуново
Индивидуальный образовательный маршрутдля ребенка с нарушением опорно-двигательного аппарата- старшая группаОбразовательная область - "Художественно-эстетическое развитие(музыкальное воспитание)...
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ СОПРОВОЖДЕНИЯ РЕБЕНКА С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ (социально-коммуникативное развитие ребенка с расстройством аутистического спектра)
Аутизм – это нарушение развития, которое обычно характеризуется задержкой и нарушением социальных навыков, речи и поведения. Они не хуже и не лучше обычных детей, они просто другие. Эти дети нуж...
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ СОПРОВОЖДЕНИЯ РЕБЕНКА-ИНВАЛИДА И РЕБЕНКА С ОВЗ В ДОУ
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад» №17...
Индивидуальный образовательный маршрут для ребенка с АООП, ОВЗ; Карта учета индивидуального развития воспитанника.
Успешность детей в освоении АООП ДО отслеживаю в процессе наблюдения за детьми в организованной и свободной деятельности, результаты которого фиксирую в мониторинговых картах. На основании анализа пол...
Индивидуальный образовательный маршрут для ребенка-инвалида, ребенка с ОВЗ
Пример составления индивидуального маршрута на воспитанника ДОУ. Структура, содержание и особенности работы с детьми-инвалидами. План реализации при взаимодействии всех специалистов ДОУ....