Индивидуальный образовательный маршрут для ребенка с ТНР
материал по коррекционной педагогике

Марьясова Наталья Петровна

Индивидуальный образовательный маршрут для ребенка с ТНР

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon iom.doc111 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение  

«Детский сад №15 «Ромашка» общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением  деятельности по физическому направлению  развития детей»

                                                                                         Утверждено:

                                                                                   Заведующая МБДОУ №15

                                                                                   «Ромашка»

                                                                                          _____________Е.А. Топоева

                                                                            «__» __________2017 г.

                       

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ

 Анна А.

на 2017 – 2018 учебный год

г.Шарыпово

2017

Пояснительная записка:

Ф.И.О: Анна А.

Дата рождения: 14.01.2012г.

Возраст: 5 лет

Группа: старшая  группа компенсирующей направленности для детей с ТНР №6 «Смородинка»

Дата поступления в ДОУ: сентябрь 2015г.

Период сопровождение: с сентября 2017г.

Семья: полная, 3 детей

Мама: Татьяна Валерьевна А.

Папа: Сергей.

Группа здоровья, перенесенные заболевания: II

По результатам ПМПК выявлены следующие особенности: Общее недоразвитие речи (III уровень). Знания, умения и навыки сформированы недостаточно. Уровень психического развития ниже возрастной нормы.

ПМПК рекомендовал: Воспитание и обучение  по адаптированной общеобразовательной программе для детей с тяжелыми нарушениями речи. Срок пребывания 2 года. Психолого-педагогическое сопровождение в условиях ДОУ. Занятия с учителем-логопедом, педагогом-психологом.

Воспитатели:

Ф.И.О. Марьясова Н.П.

Ф.И.О. Тулпарова Н.А.

Специалисты:

Ф.И.О. Копьева Т.М. – учитель-логопед

Ф.И.О. Марьясова Г.А. – педагог-психолог

Краткая характеристика: Общее недоразвитие речи (III уровень). Обращенную речь понимает. Разборчивость речи несколько снижена. Нарушения звукопроизношения (шипящих, сонорных звуков), слоговой структуры слова. Грамматический срой сформирован недостаточно. Присутствуют аграмматизмы. Ошибки в словоизменении, словообразовании. Словарный запас недостаточный. Связная речь в стадии  формирования, требует дальнейшего развития. Испытывает трудности при составлении описательных рассказов, рассказов по серии сюжетных картин. Допускаются нарушения связности и плавности рассказа. Недостаточная развернутость, единичные случаи поиска слов. Фонематические функции сформированы недостаточно. Допускаются одна-две ошибки, исправляются либо самостоятельно, либо после повторного воспроизведения.

Цель: создать условия для успешного освоения ребёнком  адаптированной основной

образовательной программы ДОУ и успешной адаптации в социуме.

Задачи:

  1. Развитие всех компонентов речевой системы;
  2. Обогащение активного и пассивного словаря;
  3. Развитие и формирование познавательных процессов;
  4. Развитие эмоционально-волевой сферы;
  5. Развитие координации движений и мелкой моторики рук.

Содержание индивидуального образовательного маршрута

Образовательный компонент:

- Форма обучения очная, групповая.

- Работа в общем режиме.        

- Индивидуальный подход во время образовательного процесса.

- Использование двигательных, зрительных и речевых физкультминуток во время занятий.

-  Совместные игры на развитие эмоционально-волевой сферы.

 Индивидуальный учебный план:

Усиление образовательных областей: «Речевое развитие»,  «Познавательное развитие»  и  «Социально-коммуникативное развитие».

Образовательная область «Социально – коммуникативное развитие»  усилена в:

- развитии игровых умений и навыков;

- поддержании интереса детей к деятельности сверстников, содействие налаживанию диалогического общения в совместных играх и занятиях;

- присвоении норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности;

- формировании умения распознавать эмоции окружающих людей, развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания;

- становлении самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий.

Во второй половине дня  индивидуальные занятия по выполнению заданий специалистов.

Базовая образовательная область

Образовательная нагрузка в неделю

Образовательная область «Физическое развитие»

Физическая культура

помещение

на улице

2 / 45 мин.

1 / 22,5 мин.

Образовательная область «Познавательное развитие»

Формирование элементарных математических представлений

1 / 22,5 мин. (воспитатель)

2 / 45 мин. (воспитатель)

Формирование целостной картины мира. Расширение кругозора

Образовательная область "Речевое развитие"

Развитие речи (подгрупповые логопедические занятия)

2 / 45 мин. (учитель - логопед)

Развитие речи

1/ 22,5 мин. (воспитатель)

Чтение художественной литературы

Ежедневно

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»

Рисование

1 / 22,5 мин.

Лепка

0,5 / 11,5 мин

Аппликация

0, 5 / 11,5 мин.

Музыка

2 / 45 мин.

Социально – коммуникативное развитие детей осуществляется в образовательной деятельности в ходе режимных моментов, в совместной и самостоятельной игровой деятельности, в семье.

Итого:

13 / 292.5мин.

Индивидуальные занятия

Педагог - психолог        

2/20 мин.

Учитель - логопед

3/20 мин.

Воспитатель

2/ 20 мин.

Музыкальный руководитель

Инструктор по физ. культуре

Коррекционный компонент:

Психолого – педагогическое сопровождение

(индивидуальный учебный план)

п/п

Специалист сопровождения

Основные направления

Режим и формы работы

Показатели динамики развития

Формы оценки результатов работы

Формы работы с родителями

1.

Педагог-психолог

-Развитие познавательной деятельности и интереса к окружающему миру, через игры, упражнения и мероприятия.

-Развитие социально значимых умений.

-Развитие коммуникативных навыков.

- Развивать общие интеллектуальные умения ребенка: приемы анализа, синтеза, сравнения, обобщения, навыки группировки и классификации, исключения, абстрагирования.

-Работать над развитием произвольный функций контроля и планирования своих действий.

- Работать над развитием ориентировки в пространстве, относительно своего тела, формировать представление о взаимодействии внешних объектов и тела.

- Развивать мелкую моторику рук ребенка.

Индивидуальные занятия: вторник, четверг

11.00 – 11.20ч.

Незначительная  положительная динамика.  Продолжать развивать: временные и пространственные  представления; восприятие; память; внимание; речь; мышление (не доступны задания: выделение лишнего предмета и обобщение), моторику.  

Примечание: низкий темп деятельности, повысился уровень заинтересованности. Ходит на занятия с удовольствием.

Обследование уровня психических познавательных процессов

Консультации, тренинги, практикумы, беседы, посещение занятий,

анкетирование, изготовление

памяток, рекомендаций, стендов.

Оформление страницы на сайте ДОУ.

2.

Учитель - логопед

- Развитие слухового внимания, слуховой памяти и фонематического восприятия;

- Устранение недостаточности развития речевой моторики, проведение подготовительных артикуляционных упражнений для развития подвижности органов периферического речевого аппарата

- Формирование правильного речевого дыхания и длительного ротового выдоха

– формирование произносительных умений и навыков.

- Устранение неправильного звукопроизношения

  • Формировать умение запоминать и воспроизводить цепочки Постановка и коррекция звуков:

группа шипящих – [ш], [ж], [ч], [щ];

группа сонорных – [л], [р], [рь];

- Автоматизация навыков произношения звука в слогах (прямых, обратных, открытых, закрытых, со стечением согласных), в словах, в предложениях, в связном тексте;

- Дифференциация звуков, сходных по артикуляции или по звучанию;

- Формирование произносительных умений и навыков в различных видах самостоятельной речи ребёнка.

Работа над слоговой структурой и звуконаполняемостью слов

- Формировать умение различать на слух длинные и короткие слова;

- слогов со сменой ударения и интонации;

- Сформировать понятие слог (часть слова) и умение оперировать этим понятием.

Совершенствование фонематического восприятия, навыков звукового и слогового анализа и синтеза

- Сформировать понятия звук, гласный звук, согласный звук и умение оперировать этими понятиями;

- Научить выделять из ряда звуков гласные звуки.

- Сформировать первоначальные навыки анализа и синтеза. Научить выполнять анализ и синтез слияний гласных звуков.

- Научить подбирать слова с заданным звуком.

Развитие словаря

- Работать над накоплением пассивного словарного запаса и активизацией в речи существительных, глаголов, прилагательных по всем изучаемым лексическим темам;

- Учить понимать обобщающее значение слов и формировать обобщающие понятия (деревья, овощи, фрукты, грибы, ягоды, игрушки, одежда, обувь, мебель, посуда, птицы, профессии, дикие и домашние животные, транспорт, комнатные растения, рыбы, насекомые);

- Сформировать понимание простых предлогов.

- Сформировать понятие слово и умение оперировать им.

Формирование грамматического строя речи

- Учить различать и употреблять существительные мужского, женского и среднего рода в единственном и множественном числе в именительном падеже;

- Учить образовывать и использовать в речи существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами;

- Учить различать и употреблять противоположные по значению названия действий и признаков;

- Формировать умение согласовывать числительные с существительными мужского и женского рода;

- Формировать понимание и употребление простых предлогов;

- Формировать умение составлять предложения из нескольких слов по вопросам, по картинке и по демонстрации действия, дополнять предложения недостающими словами.

Развитие связной речи

- Развивать умение вслушиваться в обращенную речь, понимать ее содержание;

- Развивать реакцию на интонацию и мимику, соответствующую интонации;

- Формировать умение «оречевлять» игровую ситуацию;

-  Развивать умение поддерживать беседу, задавать вопросы и отвечать на них, выслушивать друг друга до конца;

-  Формировать умение повторять за взрослым описательный рассказ из 2—3 простых предложений, а затем с помощью взрослого составлять короткий описательный рассказ по алгоритму или предложенному взрослым плану;

- Формировать навыки пересказа;

- Обучать пересказывать хорошо знакомые сказки или небольшие тексты с помощью взрослого и со зрительной опорой.  

- Заучивание стихотворений, скороговорок, загадок.

Индивидуальные занятия: понедельник, среда, пятница

11.00 – 11.20ч.

Незначительная  положительная динамика в фонематическом восприятии. Определяет твердость и мягкость согласных звуков. Положительная динамика в звукопроизношении. Поставлены звуки [л], [р] - идет отработка в речи.     Ритм речи растянутый. Темп очень  медленный. Очень слабая мелкая моторика.

Обследование уровня речевого развития

Консультации, тренинги, практикумы, беседы, посещение занятий,

анкетирование, изготовление

памяток, рекомендаций, стендов.

Оформление страницы на сайте ДОУ.

3.

Воспи-татель

Формирование и развитие математических представлений, познавательной активности, пространственных и временных представлений через игровую и образовательную деятельность.

индивидуальные  занятия 2 раза в неделю

Незначительная положительная динамика. Низкий уровень познавательной активности.

Логопедическое сопровождение

  • Коррекционно-образовательные технологии, программы:

- Образовательная программа дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет/ Автор Н.В. Нищева.  

- Адаптированная основная образовательная программа для детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи.

- Рабочая программа учителя-логопеда по коррекции общего недоразвития речи у детей старшей  логопедической группы.

- Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с ОНР под редакцией Н.В.Нищевой

- Нетрадиционные приемы работы по развитию артикуляционной моторики В.В.Коноваленко, С.В.Коноваленко

  • Инновационные технологии, методы и средства:

ИКТ, элементы ТРИЗ, метод моделирования, социо-игровые методы и приемы, проблемный метод обучения, сказкотерапия, пескотерапия, театрально-игровая деятельность, приемы мнемотехники.

  • Здоровьесберегающие технологии:

- динамические паузы,

- разминку для пальцев,

- упражнения для глаз,

- дыхательная гимнастика,

- релаксационные паузы,

- психогимнастика,

- музыкотерапию,

- пальцевый массаж.

  • Формы контроля и учета достижений ребенка:

Комплексное обследование в начале учебного года, промежуточная диагностика, комплексное обследование в конце учебного года.

Воспитательный компонент:

Консультации для родителей:

Социально – личностное развитие через сюжетно – ролевые игры («Дочки- матери», «Магазин», «Больница», «Парикмахерская», «Автобус», «Библиотека»,«Строители»), театрализованные игры (драматизация сказок, потешек), дидактические игры(«Сложи узор», «Логические пары», «Все о времени», «Собери картинку», «Хорошо-плохо», «Что сначала, что потом», «Четвертый лишний», «Логический поезд»).

    Воспитывать дружеские взаимоотношения со сверстниками через совместные игры: «Выбери партнера», «Комплименты», «Садовники и цветы», «Доброе животное», «Волны». «Добрые эльфы» и др.

    Развивать толерантность  у детей группы  через  взаимопомощь, беседы с детьми.

        Развивать стремление выражать своё отношение  к окружающему через различные речевые средства.

Заключительный раздел

Ожидание родителей: формирование готовности к обучению к школе.

Ожидаемый результат: ребенок адаптирован к социуму, освоение ребёнком  адаптированной основной образовательной программы ДОУ.

Заключение и рекомендации:

Сформировать рекомендации специалистов ДОУ для родителей и воспитателей  с целью обеспечения преемственности в процессе индивидуального сопровождения ребёнка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальный образовательный маршрут ребенка требующего особого внимания. Индивидуальный образовательный маршрут одаренного ребенка на 2015-2016 учебный год

Как можно составить карты по: индивидуальному  образовательному маршруту  ребенка требующего особого внимания, индивидуальному  образовательному маршруту одаренного ребенка на 2015-2016...

Индивидуальная карта развития дошкольника. Индивидуальный образовательный маршрут развития ребенка

Предмет педагогической диагностики - это индивидуальное развитие дошкольников. Согласно ФГОС результат педагогической диагностики может быть использован для построения образовательной траектории разви...

Индивидуальный образовательный маршрут для ребенка с нарушением опорно-двигательного аппарата - старшая группа Образовательная область - "Художественно-эстетическое развитие(музыкальное воспитание)". Маршрут разработан по программе "Ладушки" И.Каплуново

Индивидуальный образовательный маршрутдля ребенка с нарушением опорно-двигательного аппарата- старшая группаОбразовательная область - "Художественно-эстетическое развитие(музыкальное воспитание)...

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ СОПРОВОЖДЕНИЯ РЕБЕНКА С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ (социально-коммуникативное развитие ребенка с расстройством аутистического спектра)

Аутизм – это нарушение развития, которое обычно характеризуется задержкой и нарушением социальных навыков, речи и поведения. Они не хуже и не лучше обычных детей, они просто другие. Эти дети нуж...

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ СОПРОВОЖДЕНИЯ РЕБЕНКА-ИНВАЛИДА И РЕБЕНКА С ОВЗ В ДОУ

Муниципальное  казенное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад» №17...

Индивидуальный образовательный маршрут для ребенка с АООП, ОВЗ; Карта учета индивидуального развития воспитанника.

Успешность детей в освоении АООП ДО отслеживаю в процессе наблюдения за детьми в организованной и свободной деятельности, результаты которого фиксирую в мониторинговых картах. На основании анализа пол...

Индивидуальный образовательный маршрут для ребенка-инвалида, ребенка с ОВЗ

Пример составления индивидуального маршрута на воспитанника ДОУ. Структура, содержание и особенности работы с детьми-инвалидами. План реализации при взаимодействии всех специалистов ДОУ....