БУКЛЕТ "МАССАЖист С ПЕЛЁНОК"
методическая разработка

Ефремова Наталья Анатольевна

В буклете представлены комплексы пальчиковых упражнений с использованием элементов песочной терапии. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon buklet_massazhist_s_pelenok.doc120 КБ

Предварительный просмотр:

к которой относятся похлопывание, потряхивание и т. д.

Пример пальчиковой гимнастики-вибрации в песочнице:

Раскатились по дорожке разноцветные горошки.

Птички весело клюют, нам горошка не дают (похлопываем пальцами по песку – «дождик»).

Педагог поясняет, что на песке появились точки, они похожи на капельки дождя.

Капельки-дождинки упали на травинки.

Кап-кап капельки, кап-кап маленьки (похлопываем пальцами по песку – «дождик»).

На ладошки дети ловят капли эти.

Кап-кап капельки, кап-кап маленьки (педагог похлопывает пальцами по ладоням ребенка, которые лежат на песке).

Солнечные зайчики у меня в ладошке (похлопываем ладонями по песку).

Поиграю пальцами, покружу немножко (круговыми движениями растираем песок ладонями с сомкнутыми пальцами).

Много мы сейчас играли, наши пальчики устали.

Наши пальчики встряхнем,

И играть опять начнем (ладони лежат на песке).

Как сожму я кулачок,

Да поставлю на бочок (ладони лежат на песке, сжимаем кулачки, ставим на ребро)

Кулачками постучу, быстро двигаться хочу.

Раз - кулак, два - кулак.

Я умею быстро так (похлопываем кулачками по песку, ускоряя темп).

Поиграли – отдохните!

Ваши пальчики встряхните (потряхиваем ладонями).

        Комплексное коррекционно-развивающее занятие с использованием элементов песочной терапии, направленное, с одной стороны, на профилактику развития вторичных осложнений, с другой – на оптимизацию двигательной активности ребенка раннего возраста может выглядеть следующим образом:

- чувства на ладошке

Солнышко яркое в небе сияло,

Лучами своими всех согревало (поглаживаем песок ладонями с разомкнутыми пальцами).

Тучки по небу быстро бежали,

Лучики в тучках надолго застряли (нащупываем в песке игрушки-миниатюры: камешки-марблс).

Но появился ветер могучий

И разогнал все мрачные тучи (поглаживаем песок ладонями, собираем камешки).

- отпечатки

Скачут две лягушки – зеленные квакушки.

Комаров они поели, прогуляться захотели.

Шлеп-шлеп ножками, хлоп-хлоп ладошками (хлопаем ладонями с сомкнутыми / разомкнутыми пальцами по песку).

- прятки

Бежит лиса по мостику, метет перила хвостиком.

А навстречу зайчики – маленькие пальчики:

«Ой, боимся мы лису! Быстро спрячемся в лесу!» (растираем в разных направлениях и углубляем ладони в песок).

- пересыпание

Роет норку хитрый крот. Он копает огород.

Роет здесь и роет там. В середине, по бокам (набираем песок ладонями и пересыпаем из одного места в другое).

- рисование (рисуем линии, соответствующие тексту стихотворения).

1,2,3,4,5: буду пальцем рисовать.

Нарисую солнца круг,

Ну, и лучики вокруг.

Солнце лучики роняет

И дорожку согревает.

На солнышке травинки,

Выпрямляют спинки.

Вариантов проведения пальчиковых игр значительное множество и ограничивается только фантазией заинтересованного в результате специалиста. Безусловно, в этом виде деятельности есть свои традиционные и не традиционные формы подачи материала и приемы работы, но каждый специалист привносит свою уникальную лепту, что помогает поддерживать индивидуальный интерес каждого ребенка.

В настоящее время существует множество программ, содержащих различные задания и упражнения с использованием песка как сухого, так и мокрого (кинетического). Но все они объединены единой целью: не менять ребенка, а дать ему возможность быть собой.

Областное казенное учреждение для детей, нуждающихся в психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи 

«КУРСКИЙ ОБЛАСТНОЙ ЦЕНТР
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО,

МЕДИЦИНСКОГО И СОЦИАЛЬНОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ»


305000, г. Курск, ул. Кирова, д. 7;   тел.: (4712) 51-14-75,  

305048, г. Курск, пр. Дружбы, д. 5, тел.: (4712) 57-20-85

http://www.pmc-kursk.ru

Составитель:

Ефремова Н.А., учитель-дефектолог

Курск 2019 

«Процесс «игры в песок» высвобождает заблокированную энергию

и активизирует возможности самоисцеления,

 заложенные в человеческой психике»

К.Г. Юнг

На сегодняшний день существует множество методик, техник, методов и приемов, в том числе инновационных, позволяющих педагогам оказать адресную помощь семье, воспитывающей ребенка с нарушениями развития, где психокоррекционная работа играет важнейшую роль.

Песочная терапия – вид арт-педагогики, который включает в себя систему упражнений и игр с песком. Этому методу уже более ста лет, но его применение в психолого-педагогическом сопровождении детей с нарушениями развития и по сей день не теряет своей актуальности.

Одним из лучших способов формирования навыков у ребенка является игра, которая стимулирует его активное двигательное и психоречевое развитие.

Пальчиковые игры, организованные с речевым сопровождением, превращаются в маленькие, но познавательные сюжеты. У ребенка, не имеющего возможности активно говорить, руки становятся языком его внутреннего мира, с помощью которого он обозначает образы и сюжеты. Поэтому эффективность пальчиковых игр отмечают как специалисты педагогического и медицинского профиля, так и родительское сообщество.

Но по сути пальчиковые игры – это массаж и гимнастика для рук. Поэтому, прежде чем проводить данный вид игры, следует знать, что в пальчиковых играх, как и в классическом ручном массаже, существуют основные приемы, их чередование и объем выполнения, что находится в прямой зависимости от состояния мышечного тонуса малыша.

Одним из основных массажных приемов является поглаживание. Его следует выполнять легко, скользя по коже кончиками пальцев или ладонью.

Пример пальчиковой гимнастики-поглаживания в песочнице:

Все котятки мыли лапки:

Вот так! Вот так! (поглаживаем песок ладонями).

А потом они устали,

Сладко-сладко засыпали (ладони статично лежат на песке).

Как у нашей кошки мягонькие ножки (ладони лежат на песке, поглаживаем рукой по руке),

А на мягких лапках – коготки царапки (разгребаем (глубокое поглаживание) песок пальцами).

Как у нашей мышки ножки-коротышки (ладони лежат на песке поглаживаем рукой по руке).

Ножки мышкины спешат к сырной корке - и назад (разгребаем (глубокое поглаживание) песок пальцами).

Киска с нитками играла, все клубочки размотала (разгребаем песок ребром ладони от себя).

Помоги, дружочек, намотать клубочек (сгребаем песок ребром ладони на себя).

Еще один прием – это растирание. В отличие от поглаживания давление на поверхность кожи усиливается, и рука как бы немного сдвигает кожу, образуя впереди складку.

Пример пальчиковой гимнастики-растирания в песочнице:

Тишь да гладь, никого не видать (ладони спокойно лежат на песке),

Только легкая волна набежит издалека (поглаживаем песок ладонями).

Ладошками песочек быстро разотру (продольно растираем песок ладонями с сомкнутыми пальцами по поверхности песочницы),

Я среди песочка рыбок поищу.

Рыбка плавает в водице (набираем песок в ладони, перетираем между ладошек с сомкнутыми пальцами),

Рыбке весело играть.

Рыбка, рыбка, озорница,

Мы хотим тебя поймать.

Рыбка спинку изогнула, крошку хлебную взяла (набираем песок «щепотью», перетираем пальцами).

Рыбка хвостиком вильнула. Рыбка быстро уплыла.

Маленькие рыбки плавали в реке (поперечно растираем песок пальцами по поверхности песочницы),

Весело играли там, на глубине (глубоко, поперечными движениями, растираем песок ладонью с разомкнутыми пальцами, постепенно углубляем пальцы в песок).

И сказала рыбка: "Нырять здесь не легко,

Потому что очень-очень глубоко!"

Глубоко на дне речном,

Рак гуляет босиком (набираем песок в ладони, перетираем между ладоней с сомкнутыми пальцами):

Он натер сегодня пятку,

Целый день плясал вприсядку (набираем песок «щепотью», перетираем пальцами).

Важным приемом в любом виде массажа является разминание, при котором происходит смещение и сдавливание мышц.

Пример пальчиковой гимнастики-разминания в песочнице:

Разровняли огород, где много овощей растет (разглаживаем песок ладонями с разомкнутыми пальцами).

В огороде у нас в ряд – восемь длинных гряд (глубоко поглаживаем песок ладонями с сомкнутыми пальцами).

В руки мы песок берем, по крупинкам перетрем (растираем песок между ладоней с сомкнутыми пальцами).

Наберем песок в ладошки и подержим так немножко (захватываем песок кулачками);

Отпускаем песок, делаем бугорок.

На бугорке я травку рву одной-другой рукой.

Смотрите люди на меня, помощник я какой (поочередно захватываем песок пальцами правой и левой руки: щепотный, пинцетный захват),

Теперь овощи сорвем и в лукошко соберем:

С веток овощи снимаю и в лукошко собираю.          

Будет полное лукошко, я пойду с ним по дорожке (поочередными хватательными движениями пальцами левой и правой руки собираем игрушки-миниатюры - овощи, спрятанные в песке).

Мы фонарики зажжем, а потом гулять пойдем.

Вот фонарики сияют, нам дорожку освещают (ладони лежат на песке, поочередно сжимаем и разжимаем кулачки).

Не менее важный массажный прием, в том числе и в пальчиковых играх – вибрация,


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект познавательного занятия по ОБЖ "Каждый маленький ребенок должен знать это с пелёнок"

Конспект познавательного занятия«Каждый маленький ребенок должен знать это с пелёнок».Старшая группа. Чемакина В.С., воспитательМБДОУ «Детский сад №12» г.ТоржокЦель:- Продолжать закреплять с деть...

Родительское собрание "Воспитание с пелёнок"

Родительское собрание о формированиии у детей культуры поведения...

Развлечение: "Каждый маленький ребёнок должен знать это с пелёнок"

Развлечение на закрепление пройденного материала по основам безопасного поведения детей дома и на улице, с посторонними людьми....

«Каждый маленький ребёнок , должен это знать с пелёнок».

Уважаемые коллеги, предлагаю Вам  сценарий развлекательной программы « Каждый маленький ребёнок ,должен это знать с пелёнок». Это материал по  основам безопасности,...

Конспект образовательной деятельности "Каждый маленький ребёнок это должен знать с пелёнок".

Интегрированная образовательная деятельность "Каждый маленький ребёнок это должен знать с пелёнок" была проведена в рамках проекта "Уроки безопасности"....

Конспект спортивного праздника для детей 1 младшей группы «Мама и ребёнок – спорт почти с пелёнок» Тема: « В гостях у колобка»

Спортивный праздник "В гостях у колобка" проводится совместно с родителями. Цель праздника:  - Развивать физические качества:  силу, ловкость, ориентировку в пространстве, координа...

Пальчиковые игры с пелёнок

консультация для родителей о значении пальчиковых игр, как с возрастом меняются движения рук....