Адаптированная программа для работы с детьми с синдромом Дауна
рабочая программа
Важную роль в жизни детей с синдромом Дауна в период формирования личности играет положительный опыт пребывания в детском саду. Влияние детского сада можно сравнить с влиянием программы ранней педагогической помощи на развитие этих детей.
Большое значение для родителей играет то, что их особенный ребенок посещает обычный детский сад. Детский сад в свою очередь является как бы продолжением семьи, а с другой стороны он реально воплощает то, что называется поддержкой общества, давая тем самым дополнительный стимул и ребенку и самой семье.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
adaptirovannaya_programma_dauna_sindrom.docx | 68.27 КБ |
Предварительный просмотр:
Содержание
Общие сведения о ребенке с синдромом Дауна
1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1.1. Пояснительная записка
1.2 Цели и задачи реализации Программы
1.2. Планируемые результаты освоения индивидуальной образовательной программы
1.3. Характеристика индивидуальных особенностей развития ребенка с синдромом Дауна
1.4. Оценка индивидуального развития ребенка с синдромом Дауна
2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1. Характеристика образовательной деятельности в соответствии с индивидуальными потребностями ребенка
2.2. Тематический план обучения ребенка с синдромом Дауна
2.3. Индивидуальный план изучения лексических тем для ребенка с синдромом Дауна
2.34
3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙРАЗДЕЛ
3.1. Организация развивающей предметно-пространственной среды для ребенка с синдромом Дауна
3.2. Распорядок дня
3.3. Расписание непосредственно образовательной деятельности
3.4. Мониторинг развития ребенка с синдромом Дауна
3.5. Список литературы
Общие сведения о ребенке с синдромом Дауна
Общие данные
ФИО ребенка
Пол мужской
Дата рождения/ возраст
Социальный статус ребенка:
Характеристика семьи
Социальный статус семьи
Состояние здоровья ребенка ребенок с ОВЗ (синдром Дауна)
Перенесенные заболевания
Соматическое здоровье
Физическое развитие
Группа здоровья
1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1.1 Пояснительная записка
Важную роль в жизни детей с синдромом Дауна в период формирования личности играет положительный опыт пребывания в детском саду. Влияние детского сада можно сравнить с влиянием программы ранней педагогической помощи на развитие этих детей.
Большое значение для родителей играет то, что их особенный ребенок посещает обычный детский сад. Детский сад в свою очередь является как бы продолжением семьи, а с другой стороны он реально воплощает то, что называется поддержкой общества, давая тем самым дополнительный стимул и ребенку и самой семье.
Посещая детский сад, дети получают определенные знания, умения, навыки. А дети с синдромом Дауна, как ни кто другой нуждаются в таком разностороннем развитии. Плюс ко всему общение, которое происходит между детьми идет на пользу и тем и другим. Дети с синдромом Дауна получают бесценное развитие и общение, а обычные дети с детства понимают, что не все одинаковые и есть детки более слабые, к которым нужен другой подход.
Индивидуальная программа сопровождения ребенка с синдромом Дауна составлена с учетом примерной основной образовательной программы «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы и Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта / Авт. Е.А. Екжанова, Е.А. Стребелева.
Программа рассчитана на один учебный год. Время освоения программы строго индивидуально и зависит от целого комплекса причин, определяющих структуру нарушения у данного ребенка.
Программа включает 3 раздела: целевой, содержательный и организационный. Теоретической основой программы являются положения, разработанные в отечественной психологии Л. С. Выготским, П. Я. Гальпериным, В. В. Давыдовым, А. В. Запорожцем, А. Н. Леонтьевым, Д. Б. Элькониным и др.
В программе описана образовательная деятельность в соответствии с направлениями развития ребенка, представленными в пяти модулях образовательных областей:
Познавательное развитие
Социально-коммуникативное развитие
Речевое развитие
Художественно-эстетическое
Физическое развитие.
Программа составлена с учетом:
• характера ведущей деятельности;
• структуры и степени выраженности нарушения;
• ведущих мотивов и потребностей ребенка;
• целей дошкольного воспитания.
Также при составлении программы учитывались данные Индивидуальной программы реабилитации ребенка- инвалида, заключение и рекомендации ОПМПК, индивидуальные особенности ребенка с синдромом Дауна.
Особенностью данной программы является активное привлечение в работу родителей, что способствует повышению их психолого-педагогической компетентности. Обучение родителей (или матери) и взаимодействие с педагогами дает максимальный эффект при проведении коррекционных мероприятий.
Содержание программы предполагает активное использование следующих форм работы с родителями:
1. Консультативно-рекомендательная.
2. Информационно-просветительская.
3. Организация детских утренников, праздников.
4. Индивидуальные занятия с родителями и их ребенком.
Объем учебного материала рассчитан в соответствии с возрастными физиологическими нормативами, что позволяет избежать переутомления ребенка.
Основой перспективного и календарного планирования коррекционной работы является тематический подход (тематический план).
1.2. Цели и задачи реализации Программы
Цели реализации программы:
1) повышение социального статуса дошкольного образования;
2) обеспечение равенства возможностей для каждого ребенка в получении качественного дошкольного образования;
3) обеспечение государственных гарантий уровня и качества дошкольного образования;
4) формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста;
Задачи реализации Программы:
1) охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;
2) обеспечения равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от места жительства, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья);
3) создания благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;
Формы реализации программы: игра, познавательная и исследовательская деятельность, творческая активность, общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками, восприятие художественной литературы и фольклора, самообслуживание и элементарный бытовой труд, конструирование из разного материала, лепка, рисование, аппликация и т.д.
1.2 Планируемые результаты освоения
индивидуальной образовательной программы
Планируемые результаты освоения ребенком содержания программы учитывают индивидуальные особенности его развития.
В соответствии с индивидуальными особенностями развития ребенка с синдромом Дауна –__________, данная программа предполагает ориентацию на следующие целевые ориентиры:
ребенок знает назначение бытовых предметов (ложки, расчёски, карандаша и пр.) и пытается пользоваться ими;
ребенок овладевает простейшими навыками самообслуживания; стремится проявлять самостоятельность в бытовом и игровом поведении;
ребенок владеет первоначальными навыками активной речи, формируется пассивный словарь; может выразить, просьбу, с помощью односложных слов, использования жестов, понимает речь взрослых; знает названия окружающих предметов и игрушек;
ребенок стремится к общению со взрослыми и активно подражает им в движениях и действиях; появляются игры, в которых ребёнок воспроизводит действия взрослого;
ребенок проявляет интерес к сверстникам; наблюдает за их действиями и подражает им;
ребенок обладает интересом к стихам, песням и сказкам, рассматриванию картинок, стремится двигаться под музыку;
эмоционально откликается на различные произведения культуры и искусств;
у ребёнка наблюдается положительная динамика в развитии крупной моторики; он стремится осваивать различные виды движения (бег, лазанье, перешагивание и пр.).
1.3 Характеристика индивидуальных особенностей развития
ребенка с синдромом Дауна
Структура психического недоразвития ребенка с синдромом Дауна своеобразна: речь появляется поздно и на протяжении всей жизни остаётся недоразвитой, понимание речи недостаточное, словарный запас бедный, часто встречается звукопроизношения в виде дизартрии или дислалии. Но, несмотря на тяжесть интеллектуального дефекта, эмоциональная сфера остаётся практически сохранённой. Большинство из них обладают хорошей подражательной способностью, что способствует привитию навыков самообслуживания и трудовых процессов. Уровень навыков и умений, которого может достичь ребенок с синдромом Дауна весьма, различен. Это обусловлено генетическими и
средовыми факторами.
Социально - бытовые навыки и ориентировка.
Культурно-гигиенические навыки частично не соответствуют возрасту: ребенок умеет, есть ложкой, пить из чашки,
появляются попытки самостоятельно раздеваться (одеваться).
Особенности игровой, конструктивной, изобразительной деятельности ребенка.
Ребенок принимает участие в играх, занятиях по рисованию, конструированию, но ему требуется постоянная поддержка, помощь воспитателя, постоянное привлечение внимания. Интерес к занятию, как правило, пропадает быстро. Формируются начальные игровые умения, манипулирование предметами.
Усвоение программы, трудности в усвоении программы.
Усвоение программы значительно, затруднено в связи с низким уровнем развития речи, задержкой развития общей и мелкой моторики, с несоответствием общего развития данному возрасту.
Эмоционально – поведенческие особенности ребенка.
Ребенок общителен, открыт, доброжелателен по отношению и к сверстникам, и ко взрослым. Мальчик легко идет на контакт. Процесс адаптации после летних каникул проходил без особенностей.
Участие родителей в воспитании и развитии ребенка.
Родители принимают активное участие в воспитании и развитии ребенка, в его жизни в детском саду, прислушиваются к рекомендациям воспитателя и специалистов.
1.4. Оценка индивидуального развития ребенка с синдромом Дауна
Измерение достигнутых ребенком образовательных результатов осуществляется с помощью шкал оценки компетентностей, основанных на определении степени самостоятельности ребенка в применении знаний, умений и
навыков в повседневной жизни и в новых ситуациях.
Уровни сформированности компетентностей:
1. Высокий уровень – ребенок самостоятельно использует привычные способы действия в новых, необычных, но близких и однородных ситуациях. Освоенное правило приобретает обобщенный характер и становится критерием для определения ребенком своего поведения в любых условиях
2. Средний уровень – ребенок самостоятельно или с направляющей помощью взрослого действует в обычных для него условиях, в которых вырабатывались основные привычки.
3. Низкий уровень – ребенок действует только с организующей помощью взрослого.
Методические пособия для осуществления психологической диагностики:
- Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста: метод, пособие: с прил.
- Альбома «Нагляд. материал для обследования детей» / под ред. Е. А. Стребелевой. - М.: Просвещение, 2004. - 164 с. +
- Прил. (268. с. ил.).
- Забрамная С. Д., Т. Н. Исаева. Методические рекомендации по изучению детей с тяжелой и умеренной умственной
- отсталостью. - М.: Творческий Центр, 2007
- Семаго Н. Я., Семаго М. М. Теория и практика оценки психического развития ребенка. Дошкольный и младший
- школьный возраст. - СПб.: Речь, 2005. - 384 с.
- Поле Е.В. Дневник развития. - М.: БФ «Даунсайд Ап», 2014
II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1 Характеристика образовательной деятельности
в соответствии с индивидуальными потребностями ребенка
с синдромом Дауна
Программный материал подбирался ориентировочно, адаптировался к конкретному ребенку. Учитывались особенности развития ребенка.
В учебно-методический комплекс индивидуальной образовательной программы для ребенка с синдромом Дауна вошли:
1. Примерная основная образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы (основа УМК).
2. Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями интеллекта Е.А. Екжановой и Е.А. Стребелевой «Коррекционно-развивающее обучение и воспитание детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта».
3. Программа ранней педагогической помощи детям с отклонениями в развитии «Маленькие ступеньки». – Мойра Питерси, Робин Трилор и др.
Обучение ребенка с синдромом Дауна можно условно разделить на два периода:
I период – сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь.
II период – январь, февраль, март, апрель, май.
В сентябре проводится углубленное обследование психических функций и состояния речи ребенка.
В октябре начинаются индивидуальные и подгрупповые занятия с ребенком. Вся дальнейшая коррекционно-развивающая работа с ребенком строится на материале лексических тем, в соответствии с тематическим планом.
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»
Социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.
Основные задачи:
- Учить детей обращаться к сверстникам с просьбой поиграть.
- Продолжать знакомить ребенка с игрушками, действиями с ними; вызывать интерес к игрушкам и желание играть.
- Совершенствовать навыки в осуществлении разнообразных предметно-игровых действий с использованием игрушек.
- Продолжать учить понимать обращенную речь взрослого в виде поручений, вопросов, сообщений.
- Поощрять стремление детей совершать отражательные действия за взрослым.
- Учить сопровождать игровую деятельность словами и репликами.
- Продолжать учить использовать игрушку в соответствии с ее функциональным назначением.
- Вызывать стойкий интерес к игре, учить взаимодействию в игре со взрослым и сверстником.
- Формировать представления о своем «Я», о своей семье и взаимоотношениях в семье.
- Формировать представления о частях собственного тела, их назначении, расположении.
- Учить совершать с игрушкой: -предметные действия, -процессуальные действия, -цепочку игровых действий, -игру с элементами сюжета.
- Учить соотносить игрушки с потешками и стихами.
Темы игр-занятий с использованием элементов сюжетно-ролевой игры
- «Девочка кушает», «Девочка спит», «Кукла одевается, «Катание куклы в коляске», «Покатаем на машине», «Построим дом», «Вымой Кате ручки», «Катя заболела», «Кукла поет и пляшет», «У нас в гостях лошадка», «Покатаемся на машине», «Покатаемся на поезде».
- Театрализованные игры по сказкам: «Колобок», «Репка», «Теремок», «Курочка ряба»; «Азбука настроений», «Нравится – не нравится», «Кошка и котята», «Зайчики на полянке», «В гостях у ежика», «Зоопарк настроений» и др.
Образовательная область «Познавательное развитие»
Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.
Основные задачи:
- Учить ребенка различать свойства и качества предметов: мягкий -твердый, мокрый - сухой, большой - маленький, громкий – тихий.
- Воспроизводить в отраженной речи некоторые знакомые свойства и качества предметов (большой - маленький, горячий - холодный, кубик - шарик).
- Сличать два основных цвета (красный, желтый).
- Учить ребенка определять выделенное свойство словесно в пассивной форме.
- Формировать целостное восприятие представлений об окружающем мире.
- Знакомить с предметами и объектами ближайшего окружения, их назначением и функциями.
- Расширять представления о ближайшем окружении.
Примерный перечень игр и оборудования:
- «Возьми чашку», «Дай пирамидку», «Покажи, где стульчик», «Покажи, где такой кубик», «Кто тебя позвал?», «Ку-ку», «Покажи, где ляля», «Покажи, где ту-ту (паровоз)», «Дай, что катится (не катится)», «Спрячь шарик», «Спрячь кубик», «Кто в домике живет?», «Матрешка», «Найди мишку», «Дорожка для зайчиков», «Шумит лес», «Рисуем клубок», «Найди игрушки», «История о ручках и ножках», «Где же наши пальчики?», «Что изменилось?», «Разрезные картинки», « «Разноцветные поляны», «Чего не хватает?», «Что спряталось?», «Закрой окошко», «Почтовый ящик», «Пазлы», «Что лишнее?», «Собери посуду», «Кто играет?», «Музыкальная минутка», «Кто живет в лесу?», «Найди лишнего», «Паровозик», «Передай мяч», «Найди мишку», «Шумит лес», «Найди игрушки», «История о ручках и ножках», «Где же наши пальчики?», «По грибы», «Найди пару», «Одень куклу», «Лото», «Сугробы», «Снеговички», «Блестят на елке бусы», «Мы посуду мыли, мыли», «Собери посуду», «Кто играет?», «Музыкальная минутка», «Кто живет в лесу?», «Ай дили-дили-дили», «Цветочная поляна», «Варим кашу», «Собери цветы», «Маленькие помощники», «Заблудились», «Кто где живет?» и др.
- Разноцветные флажки, ленточки, мячи, шары, кубики, кирпичики, тесьма, мешочки; коробки форм (разного вида); надувные мячи; разнообразные матрешки; пирамидки разного размера и разной конструкции; игрушки сюжетные; различные музыкальные инструменты; пластмассовые кегли и шары; набор муляжей овощей, фруктов, грибов; корзины разной величины, мисочки, кувшины, бутылки, банки для раскладывания бус, наборы сыпучих материалов (горох, речной песок, крупа).
- Занятия по ознакомлению с окружающим проводятся по следующим темам: «Части тела», «Игрушки», «Семья», «Домашние животные», «Мебель», «Одежда», «Посуда».
Образовательная область «Речевое развитие»
Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
Основные задачи:
- Учить детей слушать говорящего, концентрировать внимание на предмете разговора независимо от окружающей обстановки; выслушивать простую инструкцию до конца.
- Развивать умение в течение 5-10 минут внимательно слушать короткий рассказ, находясь с рассказчиком наедине; умение слушать рассказ, отвечая словами ил жестами на простые вопросы.
- Учить детей здороваться и прощаться («пока»), просить дать предмет («дай», «хочу»); просить об услуге, отказываться («да», «нет»), отказываться от предмета, сообщать о событии.
- Учить детей помогать друг другу при одевании-раздевании, совместно манипулировать с игрушками, рассматривать книги.
- Продолжать работу по формированию интереса к книге.
Рекомендуемые темы игр-занятий
- «Мы играем», «Что это?», «Найди свою игрушку», «Что надеваем?», «Что надела девочка?», «С чем это делают?», «Разложи картинки», «Овощи», «Назови и положи правильно», «Огород», « Кто с нами живёт?» (домашние животные), «Кто к нам пришёл?», «Кто как кричит?», «Кого мы встретили в лесу?», «Курочка- пеструшка», «Как зовут лошадку?», «Зайчик и кошечка».
- Русские народные песенки, потешки: «Зайчишка-трусишка»«, «Гуси, вы гуси»«, «Ножки, ножки, где вы были?», «Сидит, сидит зайка»«, «Кот на печку пошел»«, «Барашеньки»«, «Идет лисичка по мосту»«, «Иди, весна, иди, красна».
- Сказки: «Лисичка-сестричка и волк».
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»
Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).
Основные задачи музыкального обучения:
- Продолжать прививать интерес к музыкальным занятиям.
- Накапливать музыкальные впечатления, развивать музыкальную восприимчивость, эмоциональный отклик на музыку.
- Приучать подпевать слова отдельные фразы, прислушиваясь к пению взрослого. Учить ориентироваться в пространстве: двигаться в одном направлении, не мешая друг другу, собираться вместе во указанию взрослого или по музыкальному сигналу.
- Учить водить хоровод, выполнять простейшие плясовые движения, согласуя их исполнение с началом и окончанием звучания музыки.
Музыкальный материал
- Слушание. «Ах, вы, сени» р.н.м, «Баю-баю», «Елочка» Красева, «Осенняя песенка» Александрова, «Веселая песенка» Левкодимова, «Зима» Карасевой, «Серенькая кошечка» Витлина, «Зима прошла» Метлова, «Как у наших у ворот» р.н.м. «Грибок» Раухвергера Пение. «Зайка» р.н.м., «Осень» Михайленко, «Лошадка» Михайленко, «Дед Мороз» Филиппенко, «Елка», «Маме песенку пою», «Солнышко» Попатенко, «Пришла зима», «Собачка» Раухвергера, «Петушок» р.н.м, «Жук» Карасевой.
- Музыкально-ритмические движения
- Упражнения. «Ходим-бегаем» Тиличеевой, «Ножками затопали» Раухвергера, «Лужа», «Пальчики шагают», «Лошадка» Макшанцевой, «Вот снежок летит», «Паровоз» Филиппенко, «Мы идем» Рустамова, «Платочки» Ломовой, «Ах, вы, сени» р.н.м.
- Пляски. «Стукалка» р.н.м., танец с листочками по усмотрению музыкального руководителя, «Мишутка пляшет», «Чек да чок», «До чего ж у нас красиво» Макшанцевой, «Сапожки» р.н.м., «Потанцуй со мной, дружок» Арсеева, «Березка» Рустамова, танец у елки, новогодний хоровод по усмотрение музыкального руководителя.
- Игры. «Прогулка» Ломовой, «Погремушки», «Мишка ходит в гости» Раухвергера, «Кошка и котята» Витлина, «Игра с ленточками», «Тихие и громкие звоночки» Рустамова, «Тихо-громко» Тиличеевой, «Игра в куклой» Карасевой, «Прятки» р.н.м., игра с Дедом Морозом по усмотрению музыкального руководителя.
Основные задачи художественного творчества:
Рисование:
- Знакомить детей с кистью, красками; учить правильно держать кисть, учить набирать краску на кисть.
- Воспитывать аккуратность при работе с краской.
- Продолжать развивать мелкую моторику рук детей, знакомить с нетрадиционным способами изображения (печатание сухими листьями, губкой, кусочком поролона).
Лепка:
- Продолжать работать над созданием у детей положительного эмоционального отношения к лепке.
- Воспитывать желание играть с поделками.
- Учить детей работать аккуратно; после занятия протирать доски.
- Продолжать развивать мелкую моторику детей, учить работать с тестом, глиной.
Аппликация:
- Продолжать воспитывать у детей интерес к аппликации.
- Учить самостоятельно работать с кистью, клеем.
- Продолжать учить детей работать аккуратно, пользоваться салфеткой, мыть руки после работы.
Примерные темы занятий
- Разминать пластилин в ладони, расплющивать его на столе, позже между ладонями («блинчики», «тарелочки», «диски для пирамидки»).
- Раскатывать пластилиновые столбики на столе. прямое движение руки («колбаски», «конфетки»).
- Раскатывать пластилиновые столбики прямыми движениями между ладонями рук «бревнышки для домика» (сам домик собирает педагог);
- Втыкать в пластилин палочки, держа их в кулачке («ежики»).
- Соединять края пластилинового столбика («сушки», «колечки для пирамидки.
- После лепки фигуры круглой формы оттягивать острый кончик («овощи-фрукты»).
- Прищипывать края изделия из пластилина («пирожок», «цветок»).;
- Делать стеком вмятины в пластилине («глазки у ежика», «пуговки у неваляшки»).
- Расплющивать пластилин на картоне, делать вмятины стеком («пуговки», «глазки», «цветочки»).
- Отрывать куски тонкой бумаги, ваты, прикладывать к поверхности, намазанной клеем («снег», «листочки», «цветы»).
- Прикреплять природный материал и мелкие бытовые предметы к картону с помощью камка пластилина, прижимая их ладонью или указательным пальцем (пуговицы: «игрушки на елку», «колеса к машине», «глазки зверятам».
Образовательная область «Физическое развитие»
Физическое развитие включает приобретение опыта в следующих видах деятельности детей: двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость; способствующих правильному формированию опорно- двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук; становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.).
Основные задачи:
- Создание условий, необходимых для защиты, сохранения и укрепления здоровья, для полноценного физического развития детей.
- Воспитание культурно-гигиенических навыков.
- Воспитывать интерес к участию в подвижных играх.
- Продолжать под руководством медицинских работников проводить
- комплекс закаливающих процедур с использованием природных факторов
- (воздух, солнце, вода) в сочетании с физическими упражнениями.
- Продолжать приучать детей следить за чистотой тела, опрятностью
- одежды, прически.
Примерные упражнения
- Ежедневная утренняя гимнастика продолжительностью 8-10 минут).
- Во время непосредственно образовательной деятельности и в промежутках проводить физкультминутки длительностью 1-3 минуты.
1 квартал:
- Ходьба, бег. Продолжать упражнять детей в равновесии, учить ориентироваться в пространстве зала, групповой комнаты. Учить ходить по извилистой линии между игрушками за воспитателем; учить детей ходить поп кругу, держась за руку.
- Игра с мячом. Продолжать учить детей бросать мяч в корзину (расст. 1 м.). рокатывать мяч в ворота, бросать мяч и ловить его двумя руками снизу.
- Лазание. Продолжать учить детей ползать на четвереньках по лежащей на полу доске (шир. 30 см. дл. 1,5 м.); учить влезать на гимнастическую стенку (выс. 1 м.) и спускаться с нее произвольно.
2 квартал:
- Ходьба, бег. Продолжать учить детей ходить по извилистой линии между предметами (кеглями).
- Игра с мячом. Продолжать учить детей бросать мяч левой и правой рукой в даль; учить бросать мяч вверх, стараясь поймать его. Учить детей прокатывать мячи между кеглями (расст. 3 м., шир. ворот 30 см.). Учить детей бросать мячи в корзину из-за головы (выс. корзины 1-2 м. расст. 1,5 м.).
- Лазание. Учить детей пролезать под веревку, дугу (выс.50 см.), учить влезать по гимнастической стенке с помощью согласованных движений рук и ног.
3 квартал:
- Ходьба, бег. Продолжать учить детей ходить змейкой между предметами, ходить по шнуру, лежащему на полу.
- Игра с мячом. Учить детей бросать мяч в горизонтальную цель двумя руками; учить ударять мяч об пол и ловить его.
- Лазание. Продолжать учить детей подниматься по гимнастической стенке (с помощью взрослого), стараться согласовать движение рук и ног.
4 квартал.
- Ходьба, бег. Продолжать учить детей ориентироваться в пространстве зала, омнаты: ходить группами с нахождением игрушек. Продолжать развивать координацию движений: учить детей ходить по извилистой дорожке между предметами; продолжать учить детей ходить с перешагиванием через предметы. Учить детей ходить, держа руки на поясе.
- Метание, игры с мячом. Продолжать учить детей попадать мячом (диам.6- 8 м.) в корзину, стоящую на полу, с расстояния 1,5-2 м., бросая мяч двумя руками из-за головы. Учить детей метать маленькие мячи в горизонтальную цель.
- Лазание. Продолжать учить детей подниматься по гимнастической стенке и спускаться с помощью взрослого, стараясь согласовать движение рук и ног.
Рекомендуемые игры
- Подвижные игры: «Филин», «Кто ходит и летает», «Где самый большой мяч», «Ель, елка, елочка», «Мячик покатился», «Найди свой цвет», «Поезд», «Пузырь», «Мой веселый, звонкий мяч», «Зайка беленький сидит», «Воробышки и автомобиль», «Поезд», «Самолеты», «Пузырь», «Солнышко и дождик», «Мой веселый звонкий мяч», «Кто тише», «Зайка беленький сидит», «Птички в гнездышках», «Лошадки» и др.
- Пальчиковые игры: «Засолка капусты», «Белочка», «Сорока-ворона», «Цветок», «Замок» и др.
2.2. Тематический план обучения ребенка с синдромом Дауна
Месяц | Неделя | Тема |
Сентябрь | 1-2 неделя | Хорошо у нас в саду |
3-4 неделя | Во саду ли, в огороде | |
Октябрь | 1-2 неделя | Если добрый ты |
3-4 неделя | Безопасность дорожного движения | |
Ноябрь | 1-2 неделя | Мой город, моя малая Родина |
3-4 неделя | Книги- лучшие друзья | |
Декабрь | 1-2 неделя | Ах, ты, Зимушка-зима снежная красавица! |
3-4 неделя | Новый год шагает по планете | |
Январь | 1-2 неделя | Рождественские посиделки |
3-4 неделя | Будем одеваться красиво | |
Февраль | 1-2 неделя | В здоровом теле- здоровый дух |
3-4 неделя | Защитники Отечества | |
Март | 1-2 неделя | Мама- первое слово |
3-4 неделя | Все работы хороши | |
Апрель | 1-2 неделя | Перелетные птицы |
3-4 неделя | Огонь- друг, огонь- враг | |
Май | 1-2 неделя | Этот День Победы |
3-4 неделя | Моя семья |
2.3. Индивидуальный план изучения лексических тем для ребенка
с синдромом Дауна
Сентябрь | Развитие кисти | А) пальчиковые игры; Б) самомассаж рук; В) телесно-ориентированные игры. |
Арт-терапия | А) рисование пальчиковыми красками; Б) лепка из солёного теста | |
Нагрузка на мышцы запястья | А) сжимать игрушку- пищалку; Б) кидать мячи просто так; В) игры с пирамидками. | |
Социализация | хороводные игры | |
Октябрь | Развитие кисти | А) пальчиковые игры; Б) самомассаж рук; В) телесно-ориентированные игры. |
Арт-терапия | А) рисование пальчиковыми красками; Б) Б) лепка из пластилина (сначала из солёного теста, глины) | |
Нагрузка на мышцы запястья | А) сжимать игрушку- пищалку; Б) кидать мячи просто так; В) игры с пирамидками. | |
Социализация | хороводные игры | |
Ноябрь | Развитие кисти | А) пальчиковые игры; Б) самомассаж рук; В) телесно-ориентированные игры. |
Декабрь | Арт-терапия | Лепка из глины, пластилина: - катать шарики и колбаски из пластилина; -резать пластилиновые колбаски ножом. |
Нагрузка на мышцы запястья | А) сжимать игрушку- пищалку; Б) кидать мячи просто так; В) игры с пирамидками. | |
Социализация | хороводные игры | |
Январь | Развитие кисти | А) пальчиковые игры; Б) самомассаж рук; В) телесно-ориентированные игры. |
Арт-терапия | Лепка из пластилина: -делать лепёшки и блинчики; -резать колбаски ножом. | |
Нагрузка на мышцы запястья | А) сжимать игрушку- пищалку; Б) кидать мячи просто так; В) игры с пирамидками. | |
Социализация | хороводные игры | |
Февраль | Развитие кисти | А) пальчиковые игры; Б) самомассаж рук; В) телесно-ориентированные игры. |
Арт-терапия | А) рисование красками; Б) лепка из пластилина: -втыкать в шарики спички (ёжик) . | |
Нагрузка на мышцы запястья | А) сжимать игрушку- пищалку; Б) кидать мячи просто так; В) игры с пирамидками. Г) театрализованные игры (куклы бибабо) ; Д) «ладушки». | |
Социализация | хороводные игры | |
Март | Развитие кисти | А) пальчиковые игры; Б) самомассаж рук; В) телесно-ориентированные игры. |
Арт-терапия | Лепка из пластилина: -делать лепёшки и блинчики; -резать колбаски ножом. | |
Нагрузка на мышцы запястья | А) сжимать игрушку- пищалку; Б) кидать мячи просто так; В) игры с пирамидками. | |
Социализация | хороводные игры, театрализованные игры. | |
Апрель | Развитие кисти | А) пальчиковые игры; Б) самомассаж рук; В) телесно-ориентированные игры. |
Арт-терапия | А) рвать полоски бумаги и с помощью взрослого делать отрывные аппликации; Б) лепка из пластилина. | |
Нагрузка на мышцы запястья | А) сжимать игрушку- пищалку; Б) кидать мячи просто так; В) игры с пирамидками. | |
Социализация | хороводные игры | |
Май | Развитие кисти | А) пальчиковые игры; Б) самомассаж рук; В) телесно-ориентированные игры. |
Арт-терапия | А) рисование пальчиковыми красками; Б) пластилинография: взрослый рисует дерево, а ребёнок отрывает от колбаски из пластилина кусочки пластилина и прикрепляет на веточки (листочки). | |
Нагрузка на мышцы запястья | А) сжимать игрушку- пищалку; Б) кидать мячи просто так; В) игры с пирамидками. | |
Социализация | хороводные игры |
2.4. Взаимодействие с семьей ребенка с синдромом Дауна
Основной задачей работы с родителями ребенка с синдромом Дауна является создание в семье атмосферы эмоционального комфорта и уважения, в которой ребенок сможет наиболее полно использовать собственный потенциал развития.
Основные формы взаимодействия с семьей:
- Знакомство с семьей: встреча-знакомство, анкетирование семьи.
- Информирование родителей о ходе образовательного процесса: дни открытых дверей, индивидуальные и групповые консультации, родительские собрания, оформление информационных стендов, организация выставок детского творчества, приглашение родителей на детские концерты и праздники, создание памяток, переписка по электронной почте.
- Совместная деятельность: привлечение родителей к организации детских праздников, конкурсов, семейных объединений (клуб, студия, секция), семейных праздников, прогулок, к участию в детской исследовательской и проектной деятельности.
- Информирование родителей о заболевании ребенка, разрешение психологических проблем, связанных с ним.
Взаимодействие с семьей ребенка также благоприятно сказывается на обогащении развивающей среды группы, где находится данный ребенок.
В новом учебном году планируется привлечение родителей к созданию наглядных пособий, материала, подручных средств, необходимых для ребенка для успешной деятельности в детском саду.
III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
3.1 Организация развивающей предметно-пространственной среды
для ребенка с синдромом Дауна
Среда стимулирует развитие самостоятельности, помогает утвердиться в чувстве уверенности в себе. Групповое помещение представляет собой хорошо оборудованное, эстетически оформленное, полузамкнутое пространство для игр небольшими подгруппами. Игровые зоны не перегружены оборудованием.
При организации предметно-пространственной развивающей среды в групповом помещении учитывается, что ребенок с синдромом Дауна плохо реагируют на пространственные изменения обстановки и предпочитают в этом смысле стабильность, поэтому расположение мебели и количество развивающих модулей в группе меняется редко. С возрастом у детей возрастает двигательная активность. У ребенка с синдромом Дауна движения плохо скоординированы, проявляется моторная неловкость, он не обладает быстротой реакции. Поэтому помещение группы одновременно и обеспечивает безопасность и стимулирует двигательную активность. Центр группового помещения - остается свободным.
3.2. Распорядок дня
7.30 - 8.15 Утренний прием
Цель- Обеспечить постепенное вхождение ребенку в жизнь детского сада; создать спокойный психологический комфортный настрой для каждого ребенка; способствовать укреплению интимно-личностного контакта воспитателя с каждым ребенком; содействовать формированию у детей чувства общности.
8.15 - 8.25 Утренняя гимнастика
Цель- Физиологическая активизация организма ребенка.
8.25 – 8.30 Подготовка к завтраку
Цель- Формирование гигиенических навыков подготовки к приему пищи (внешний вид, гигиенические процедуры).
8.30-8.50 Завтрак
Цель- Формирование навыков культурного поведения за столом (соблюдение правил приема пищи, правильное пользование столовыми приборами). Объяснение особенностей приготовленных блюд, их значения для здоровья человека.
8.50 - 9.00 Подготовка к образовательной деятельности
Цель- Содействие созданию у детей позитивного и деятельностного настроя на образовательную деятельность. Проблемные, игровые ситуации. Общение детей по интересам. Обогащенная пространственная предметно-развивающая среда, адекватная теме дня.
9.00 – 10.00 Образовательная деятельность, осуществляемая в процессе организации различных видов детской деятельности
10.00- 10.30- Полдник, подготовка к прогулке
Цель- Формирование навыков культурного поведения за столом (соблюдение правил приема пищи, правильное пользование столовыми приборами). Формирование навыков самообслуживания. Закрепление алгоритма последовательности одевания. Оказание помощи друг другу (помощь воспитателя и наиболее активных детей),мотивация на прогулку (содержание, проблемные ситуации).
10.30 - 11.45 Прогулка
Цель- Укрепление здоровья детей и оптимизация двигательной активности. Создание радостного, приподнятого настроения. Создание условий для разнообразной самостоятельной двигательной активности; подвижные дидактические игры; подвижные игры с правилами; игровые упражнения; соревнования; народные игры, пробежки; самодеятельные игры детей. Развитие познавательных интересов детей. Целевые прогулки, экскурсии, близкие прогулки за пределы д/с, познавательные беседы, наблюдения, элементы экспериментирования, опыты. Развитие художественно-эстетического восприятия детей к окружающей действительности. Наблюдение за объектами живой, неживой природы, явлениями природы. Самостоятельная художественная деятельность детей. Игры с выносным инвентарем.
11.45-12.00 Возвращение с прогулки (самообслуживание, взаимопомощь). Подготовка к обеду
Цель- Формирование навыков самообслуживания. Закрепление алгоритма последовательности раздевания. Формирование навыков аккуратности, потребности ухода за одеждой и обувью (складывать правильно и на место), взаимопомощи. Формирование гигиенических навыков подготовки к приему пищи (внешний вид, чистые руки, убраны за собой игрушки – по необходимости).
12.00-12.30 Обед
Цель- Формирование навыков культурного поведения за столом (соблюдение правил приема пищи, правильное пользование столовыми приборами).
12.30- 15.00 Подготовка ко сну, дневной сон
Цель- Формирование навыков самообслуживания. Формирование (соблюдение) гигиенических навыков подготовки ко сну (гигиенические процедуры, настрой).
15.00 – 15.20 Подъем. Гигиенические, закаливающие процедуры.
Цель-Создание условий для постепенного физиологического пробуждения детей. Физиологическая активизация организма ребенка
15.20 – 16.00 Самодеятельные игры детей, организованные по собственной инициативе. Индивидуальная работа по плану. Проблемные ситуации. Интегрированная деятельность в центрах развития детей по интересам. Чтение художественной литературы, прослушивание аудиозаписей (сказки, стихи, спектакли) Игровая, изобразительная, познавательно-исследовательская, музыкальная, двигательная деятельность, коммуникативная, конструирование, восприятие художественных произведений и фольклора.
16.00 – Ужин
Цель- Формирование навыков культурного поведения за столом (соблюдение правил приема пищи, правильное пользование столовыми приборами).
В группе общеразвивающей направленности, где находится ребенок с синдромом Дауна, с ним проводится 5 индивидуальных занятий, 10 групповых занятий, всего 15 занятий в неделю.
3.3. Расписание непосредственно образовательной деятельности
Время | Понедельник | Вторник |
9.00 | Познание. Чтение литературы | Познание. Математика |
9.30 | Рисование | Физическая культура |
10.00 | Музыка | |
Время | Среда | Четверг |
9.00 | Коммуникация | Аппликация |
9.30 | Лепка | Физическая культура |
10.00 | Физическая культура | |
время | Пятница | |
9.00 | Коммуникация. Чтение литературы | |
9.30 | Физическая культура (на улице) |
3.4. Мониторинг развития ребенка с синдромом Дауна
Критерии | Декабрь | Май |
ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ | ||
Развитие элементарных математических представлений: - знает состав числа 2-5; - считает в пределах 10; - сравнивает две группы предметов; - ориентируется на листе бумаги; - записывает числа до 10; - пользуется знаками и обозначениями; - решает простые задачи; - знает геометрические фигуры. | ||
Ознакомление с природой Имеет представления - о сезонных изменениях в природе; - о растениях; - о животных. | ||
Ознакомление с жизнью и трудом взрослых: - знаком с трудом людей ближайшего окружения; - знаком с отдельными объектами ближайшего окружения; - знает сведения о себе и своей семье, о предметах быта и труда людей | ||
Сенсорное развитие - различает цвет форму, величину, предметов; - различает правую и левую сторону; - ориентируется в пространстве: по наглядному образцу по словесному указанию | ||
Умственное развитие - составляет группы предметов; - обобщает предметы; - различает части предмета и целый предмет; - определяет простейшие причины наблюдаемых объектов и событий; | ||
РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ | ||
Речевое развитие - активно употребляет слова, обозначающие предметы и явления (по лексическим темам); - владеет навыками словообразования; - отчетливо произносит слова в предложении; - правильно согласовывает слова в предложении; - понимает значение предлогов и слов, обозначающих пространственные отношения; - строит предложения с союзами, предлогами; - составляет рассказы: из личного опыта по сюжетной картине рассказы-описания; - отвечает на вопросы; - пересказывает небольшие тексты; - драматизирует небольшие произведения. | ||
Развитие речевого (фонематического) восприятия и подготовка к обучению грамоте: - сформирована артикуляционная моторика; - формировано звукопроизношение; - развит речевой слух; - узнает и выделяет звук из слова; - различает гласные и согласные звуки; - владеет навыками звукового анализа слова; - имеет представление о слове, предложении; - составляет условно-графическую схему предложения. | ||
СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ | ||
Игровая деятельность: - придумывает и развивает сюжет игры; - принимает на себя роль; - выполняет игровые действия; - использует предметы-заместители; - играет в группе детей; - понимает и выполняет правила игры. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Направления работы коррекционно – воспитательной работы с детьми с синдромом Дауна.
1.Социально-эмоциональное развитие. — основная цель - вхождение ребенка в коллектив сверстников, формирование системы взаимоотношений с детьми и взрослыми, иными словами, при групповой форме рабо...
Комплексный подход в логопедической работе с детьми с синдромом Дауна раннего возраста в условиях дома ребенка.
Огромное значение в коррекционной работе имеет взаимодействие логопеда с врачами и воспитателями.Логопедическая работа строится на подборе наиболее эффективных методов, приемов, средств, способствующи...
рекомендации к организации работы с детьми с синдромом Дауна
консультация...
Выступление на Педагогических чтениях "Творчество без границ: нетрадиционные техники рисования в работе с детьми с синдромом Дауна"
laquo;Творчество без границ: нетрадиционные техники рисования в работе с детьми с синдромом Дауна»Искусство играет огромную роль в развитии человека и жизни общества. Являясь ху...
Из опыта работы с детьми с синдромом Дауна
Материал подготовил педагог-психолог Бадалян Д.Я....
МОДЕЛЬ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕКТИВА В КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С СИНДРОМОМ ДАУНА
Мир, в котором живет современный ребенок, образ жизни среднестатистической семьи, по сравнению с недавним прошлым, существенно изменился. Сегодня особую тревогу вызывает рост количества детей с отклон...
Беседа-консультация на тему: «Особенности коррекционно-педагогической работы с детьми с синдромом Дауна дошкольного возраста»
Методическая разработка для воспитателей по теме " Особенности коррекционно-педагогической работы с детьми с синдромом Дауна"...