Конспект комбинированного итогового занятия "Зимушка-зима" (развитие речи и аппликация)
план-конспект занятия по коррекционной педагогике (старшая группа)

Сосновская Оксана Владимировна

Конспект комбинированного итогового занятия

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_otk_zanyatiya_zima.docx30.39 КБ

Предварительный просмотр:

 «Зимушка-Зима»

Интегрированное занятие для детей старшей возрастной группы ДОУ.

Воспитатель: О.В.Сосновская



Основная образовательная область: «Познавательно-речевое развитие».

Интеграция: «Художественно-эстетическое развитие» ,«Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие».

Цель: Закрепить знания детей о зиме.

Образовательные задачи:

Расширять и активизировать словарь по теме «Зима».

Обобщить и систематизировать представления детей о характерных признаках зимы; подбирать однокоренные слова; упражнять в подборе прилагательных, существительных, согласуя их в роде, числе и падеже; упражнять в составлении рассказа по картинно-графическому плану.

Учить рисовать нетрадиционным способом «рисование манной крупой».

Развивающие задачи:

Развивать артикуляционную и мелкую моторику, зрительное и тактильное восприятие, логическое мышление, внимание, память, речь.

Развивать творческое воображение, художественное восприятие детей, способность видеть и чувствовать состояние зимней природы, выражая свои впечатления в детском творчестве.

Воспитательные задачи:

Воспитывать интерес к образовательной деятельности познавательного характера.

Воспитывать доброжелательность у детей по отношению друг к другу, чувство коллективизма, любовь к родной природе.

Воспитывать у детей стремление к достижению результата; самостоятельность и аккуратность в работе.

Словарная работа: явление, метель, пурга, стужа,  посеребрила, искрящийся, родственные (слова),снег  как… (хлопья, крупа, снежная пыль), клест, свиристель,  пейзаж.

Средства: ноутбук, телевизор ,видео и музыкальные записи на зимнюю тематику, напольная магнитная доска, снежок, снежинки, «волшебная» палочка, снег в посуде, картинки кормушки, зимующих и перелетных птиц, диких зверей, 2 обруча, ларец, елочка настольная; картинки для составления картинно-графического рассказа;  детские работы по рисованию зимнего пейзажа гуашью; картина зимнего пейзажа для дорисовки детьми,  манная крупа с цветным декоративным блеском, клей ПВА, кисти для клея, клеенки и салфетки, подставки под кисти.


                                                                          Ход занятия:

Круг приветствия.

Педагог: 

Здравствуй, солнце золотое! Здравствуй, небо голубое!
Здравствуй, вольный ветерок, здравствуй, беленький снежок!
Здравствуйте, детишки: девчонки и мальчишки,
Здравствуйте, я вам скажу, всех я вас приветствую!

- Поприветствуйте и вы гостей.

1.Организационный момент.

Ребята, сегодня утром я получила смс-письмо, оно адресовалось вам – ребята! Да, да, так и было написано:  ребятам старшей группы «Семицветик» детского сада «Дюймовочка» города Белебея. Хотите узнать о чем оно и от кого? Прочитать вам его?

Зима прислала нам письмо,
В снежинках-звездочках оно.
Так начинается письмо:
«Я не была у вас давно». 
Красивый почерк у Зимы,
Письмо читаем дальше мы:
«Пора нам встретиться, друзья,
Вам без меня прожить нельзя.
Как на санях не покататься?
Как не слепить снеговика?
Ну как, ребята, вам остаться
Без снежной горки, без катка?
Я белоснежная Зима,
Я вам построю терема
И сад, и лес посеребрила,
Большую ёлку подарила.
Везде найдёте вы меня,
Среди сугробов прячусь я…

Хочу проверить ваши знания и приготовила задания…»

2. Основная часть.

Снежинка №1:

Вот вам первая снежинка,
И на ней задание.
Вы скажите мне, друзья,
А какая я – зима?

Дети рассаживаются около экрана телевизора полукругом. Мультимедийная демонстрация зимы..

- Какая красота! Правда же, ребята!?

- А какое же время года было изображено?

- Как вы узнали, что это зима, а может это время года – лето?(Только зимой бывает…иней, мороз, метель, вьюга, снегопад, стужа… )

- Правильно вы все сказали. Да,  наступила зима. Дни стали короче, а ночи…Солнце светит, но не…И всю природа как теплым одеялом, укутал белый…

 - Вы знаете, ребята, мне зима передала вот эту волшебную палочку, чтобы мы с вами сегодня вспомнили о ней и ее друзьях. На кого укажет волшебная палочка тот и назовет ее друзей, слова, связанные с зимой. (Подбор «зимних» слов)

Дети: - Снег, метель, лед, сосулька, снеговик, снежный комочек…

- Есть у зимы три сыночка, три зимних месяца. Как они называются? (Декабрь, январь, февраль).

- А сейчас какой месяц? (Декабрь)

- А сейчас закройте глазки и представьте себе зиму: c белым пушистым снегом, ледяными реками, узорами на стеклах, метелью, вьюгой…(Включается фонограмма, и дети фантазируют  под музыку, имитирующую вой вьюги,  шум метели…)

- Какую зиму вы представили? (Снежную, холодную, суровую, морозную, ветреную…)

- Но зима не всегда бывает такой суровой…

 - Ой, что это к нам катиться?..(снежок). Поиграем с ним! Я бросаю снежок вам, задавая вопрос, а вы отвечаете и передаете его дальше.

Игра «Снежный ком» .

- Что бывает зимой? Какие природные явления? ().

- Каким бывает ветер? (Сильный, быстрый, жгучий, колючий, ледяной, холодный, порывистый, студёный).

- Про что можно сказать: морозный…(день, вечер…)

                                               снежная…(погода, зима, горка…)

                                               холодное…(утро, солнце…)

                                               ледяные…(горки, реки, озера…)

 - Как сказать одним словом?

- замерзшая вода (лед);
- падает снег (снегопад);
- сильная метель (вьюга);
- снег прилип к деревьям (иней).

- Как называется явление, когда идет снег и дует ветер? (Это явление называется - метель).

- Каким бывает снег во время метели? (Снег бывает хлопьями, крупой, снежной пылью).

-На что похожа снежинка? (Ответы детей).

Игра «Какой снежинки не хватает?»

- А что бывает только зимой и его много, много, он по всюду? (Снег).

- Потрогайте его. (Дети трогают настоящий снег )

- Какой  снег на ощупь? (Холодный, мягкий).  Какой по весу? (Лёгкий.) В какую погоду снег лёгкий, пушистый, сухой, легко рассыпается? (В морозную). А почему в сильный мороз снег скрипит под ногами? (Потому, что ломаются под ногами лучики снежинок.) В какую погоду снег липкий, тяжёлый, влажный, сырой? (Во время оттепели).

- А что такое снег? И откуда он берется?

- А если он долго пробудет в комнате, где тепло, что с ним произойдет?

- А если воду вынести на мороз, то она превратиться?..

Упражнение на дыхание и развитие мелкой моторики.

Молодцы, ребята! Снежок  холодный, и руки у вас наверное замёрзли. Давайте с вами согреемся!

Пришла зима,                               Трем ладошки друг о друга.

Принесла мороз.                          Пальцами массируем плечи, предплечья.

Пришла зима,                               Трем ладошки друг о друга.

замерзает нос.                              Ладошками  массируем кончик носа.

 

Снег,                                              Плавные движения ладонями,

Сугробы,                                        Кулаки стучат по коленям попеременно,

Гололед…                                     Ладони шоркают поколеням.

Все на улицу – вперед!               Изобразить «бег» руками.

 (Вдруг посыпались снежинки…)

- Ой, ребята, настоящий снегопад…

Снежинка №2:

Есть слова похожие,
Как родственники схожие,
Они живут одной семьей,
Поиграть хотят с тобой.

Игра «Договори словечко».

 - Ребята, вы сказали, что зима холодная, морозная, значит, она всех морозит, сейчас мы с вами попробуем укрыть елочку от холода снежными словами. Я вам буду читать стихотворение, а вы добавлять слова и каждым снежным словом мы будем укрывать елочку. А слова я попрошу запомнить, чтобы ответить на вопрос.

«Тихо, тихо, как во сне, падает на землю… (снег).

С неба всё скользят пушинки - серебристые… (снежинки).

На дорожки, на лужок всё снижается... (снежок).

Вот веселье для ребят - всё сильнее… (снегопад).

Все бегут вперегонки, все хотят играть в… (снежки).

Словно в белый пуховик нарядился… (снеговик).

Рядом снежная фигурка - эта девочка… (снегурка).

На снегу-то, посмотри - с красной грудкой… (снегири).

Словно в сказке, как во сне, землю всю украсил… (снег).

Воспитатель: Молодцы, а теперь давайте вспомним, каким словами мы укрывали елочку.

Дети: повторяют еще раз слова.

Воспитатель: Какое интересное стихотворение. Слово снег сначала превратилось – в снежок, в снегопад, в снежки, в снеговика,  в снегурку и в снегирей.

Воспитатель: Оказывается, что у любого слова, есть слова родственники, родственные слова. Как это понять родственники, родственные слова? Конечно, это значит, что в родственных словах, есть, что-то общее, одинаковое. Как у людей из одной семьи, одного рода. Что - же одинакового в этих словах…? Они звучать почти одинаково, все они начинаются со слова снег и изменяются только в конце. Послушайте, я ещё раз произнесу эти слова: Снег, Снежок, Снегопад, Снежки, Снеговик, Снегурка, Снегири.

- А может, вы еще знаете, родственные слова к  слову СНЕГ? (Дети вспоминают и называют).

Снежинка №3:

Вот ещё одна снежинка –
Посмотрите на картинки.
Вы скажите мне, друзья,
Как живет в лесу лиса?

Проводится игра «Жители зимнего леса». (На одной стороне напольной магнитной доски расположены 2 рисунка:

и картинки диких животных. Необходимо подобрать соответствующих животных к рисункам:животных которые «меняют» шубки - линяют и, животных, которые спят зимой). Можно вспомнить стихотворение «Медведь» (по схеме - рисунку)

«Как под горкой снег, снег, снег.

И на горке снег, снег, снег.

И на ёлке снег, снег, снег.

И под ёлкой снег, снег, снег.

А под ёлкой спит медведь,

Тише, тише не шуметь! (Снижая голос до шёпота).

.- А про пернатых не забыли?(На другой стороне магнитной доки изображена кормушка.)

 Игра «Птичья столовая». 

- Каких птиц и чем следует кормить зимой, а каких птиц мы никогда  не увидит около кормушки. (Необходимо отделить зимующих птиц от перелетных, используя для этого два обруча.)

- Кто к кормушке на опушке, подлетает тут зимой? (Дети называют зимующих птиц, затем перелетных).

- Ребята, а у нас в группе есть Незнайка, это тот кто не знает… что снег есть нельзя! Ребята, расскажите , почему нельзя есть снег. (Ответы детей). Правильно, ребята, хоть  снег и белый, но он холодный и грязный на самом деле. Мы же с вами проводили опыты со снегом и знаем, что растаявший снег совсем не аппетитный! И мультфильм мы вместе смотрели, как медвежонок проболел всю зиму, наевшись снега. А чтобы не заболеть зимой, дети любят  играть на улице в разные игры. А в какие игры любите играть вы? Давайте поиграем с вами и мы.

ФИЗМИНУТКА «Зимние забавы»

Снег, снег, белый снег, засыпает он нас всех!

(Показывают, как падает снег)

Дети все на лыжи встали и по снегу побежали.

(Изображают)

А потом на санки сели

Смело с горки вниз слетели.

(Рукой показывают спуск с горы)

Во дворе в снежки играли,

Бабу снежную катали!

(Изображают)

Только, это твердо знай!

На дороге не играй!

(Грозят указательным пальчиком правой руки).

3. Творческая часть

Воспитатель: Ребята, подойдите ко мне. Посмотрите, что здесь? Это наши работы.

Мы с вами уже несколько раз рисовали зимние пейзажи разными техническими приёмами. А кто мне скажет - что такое «пейзаж»? (Пейзаж - это описание природы).

Зимой бывает очень красиво! Особенно, когда все деревья покрыты инеем.

Воспитатель:

Сегодня мы ещё раз с вами нарисуем зимний пейзаж.. А как мы его будем рисовать, и чем, я сейчас расскажу. Садитесь на свои места.

Ребята, а вы любите манную кашу? А я предлагаю вам сегодня нарисовать зимний пейзаж именно манной кашей! Не самой кашей, конечно, а манной крупой! Ведь манка удивительным образом похожа на крупинки снега! Ведь недаром в народе говорят - «манна небесная сыпется», а на снег говорят - «крупа» Я добавила в манную крупу чуть - чуть разноцветного блеска - ведь снег так красиво искрится, что бы работы у нас получились просто волшебные!

Сам пейзаж мы будем рисовать клеем. Сейчас я вам покажу, посмотрите, я макаю кисточку в клей, и, как краской, рисую картинку.

Беседа о приёмах рисования пейзажа (далеко-близко.)

Рисовать нужно быстро - что бы клей не успел высохнуть. А теперь приступаем к работе. Возьмите кисти, и начинайте рисовать. Вспоминайте - как вы рисовали на предыдущих занятиях деревья, ветки, кроны деревьев. Ваш рисунок готов? Берите манку и сыпьте «снег».

(Во время самостоятельной деятельности детей, включается музыка П. И. Чайковского из балета «Щелкунчик», «Танец снежных хлопьев»).

 А пока наша работа сохнет, мы заглянем в волшебный ларец…

4.Составление рассказа о зиме по картинно-графическому плану.

- Посмотрим, что в ларце? Картинки… Ааа! Это зима  хочет услышать от вас рассказ о ней и прислала вам подсказки, вот эти картинки.

По картинкам, вместе с детьми составляем предложения о зиме.

Например:

Зимой солнце светит, но не греет.

Зимой небо может быть и ясным, и пасмурным, со снежными облаками.

Ветер зимой холодный, сильный, ледяной…

Деревья зимой стоят голые, их ветки покрыты снегом.

По графическим картинкам дети составляют рассказ о зиме, заканчивая предложением: «Зима мне нравиться, по тому, что…» .

(Последовательность и количество картинок в составлении рассказа, дети выбирают по своему усмотрению.)

Рефлексия:

Вот и всё! Мы с вами справились со всеми заданиями  Зимушки-Зимы. И ей очень понравиться ваш волшебный пейзаж. Я думаю, что она обязательно погостит у нас и порадует нас своей красотой, хорошей погодой и, конечно же, зимними забавами.

Ребята вам понравились задания, которые приготовила вам Зимушка-Зима? Что вам, понравилось или запомнилось больше всего? А как вы думаете, можно ли прожить без Зимы и снега? Почему?!

Дети: Зимой природа отдыхает, чтобы порадовать нас весной и летом, а осенью одарить хорошим  урожаем. А ещё зимой много интересных развлечений, которых не бывает в другие времена года.

Посмотрите здесь что-то еще  лежит. Ребята, да это волшебный мешочек Зима передала вам. Давайте откроем его? Опять СМСка. Вот что в ней написано: «Дорогие, ребята! Вы выполнили все мои задания, порадовали меня и в благодарность я посылаю вам цветные льдинки - лединцы! Их-то есть можно, они съедобные!А настоящий  лед – никогда! С уважением, не болейте, ваша Зимушка-зима!»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

комбинированное итоговое занятие по развитию речи в подготовительной группе коррекционного типа,, Осень,,

Закрепление знаний детей о разных периудах осени. Развитие речевой активности детей, умение воплощать в рисунке свои впечатления....

Конспект открытого итогового занятия по развитию речи в старшей группе. Тема: «Путешествие за солнечными лучиками»

Целью и задачами этого занятия являются: Развитие речевой коммуникации, зрительного и слухового внимания, словесно-логического мышления, фонематического слуха;Формирование навыков сотрудничества, взаи...

Конспект к итоговому занятию по развитию речи в 1 младшей группе «Б» «Кукла Аня пришла в гости»

1.     Закрепить названия домашних животных и их детенышей, овощей и профессий.2.     Формирование элементарных математических представлений: геометрические фиг...

Конспект к итоговому занятию по развитию речи в 1 младшей группе «Б» «Кукла Аня пришла в гости»

1.     Закрепить названия домашних животных и их детенышей, овощей и профессий.2.     Формирование элементарных математических представлений: геометрические фиг...

Конспект открытого итогового занятия по развитию речи и обучению грамоте в подготовительной группе. Тема: «Путешествие за солнечными лучиками».

-Закрепить  представления о весне и ее приметах;-уточнить, расширить и активизировать словарь по теме «Весна», «Птицы», «Дикие животные»;-совершенствовать навыки составления описательного рассказ...

Конспект интегрированной итоговой ООД по развитию речи и ФЭМП

Конспект разработан для воспитанников групп раннего возраста....

Конспект открытого итогового занятия по развитию речи во второй младшей группе.

Игра- инсценировка по мотивам русской народной сказки " Репка"...