Система коррекционно-развивающих занятий для развития внимания детей 4-5 лет
методическая разработка по коррекционной педагогике (средняя группа)
Данная коррекционно-развивающая система «Будь внимателен!» состоит из серии занятий, составленных с учетом уровня развития детей, их возрастных и индивидуальных особенностей.
Цель: развитие у детей 4-5 лет свойств внимания (устойчивости, продуктивности, концентрации и объема) посредством дидактических игр.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
goryunova_sokolova_sistema_korrektsraboty.docx | 25.24 КБ |
Предварительный просмотр:
Система коррекционно-развивающих занятий для развития внимания детей 4-5 лет
Подготовили Горюнова М.И., Соколова Н. С., воспитатели ГБОУ «Школа № 718»
Внимание является условием успешного осуществления любой деятельности как внешней, так и внутренней. Развитие внимания играет важную роль при подготовке ребёнка к обучению в школе, необходимо для усвоения школьных знаний, является важнейшим условием успеха в учебной деятельности.
Внимание - это направленность психической деятельности и сосредоточение ее на объекте, имеющем для личности определенную значимость, внимание представляет собой характеристику психических процессов (восприятия, памяти, мышления). Произвольное внимание — одна из важнейших характеристик познавательной деятельности детей дошкольного возраста.
Особенности развития внимания у детей среднего дошкольного возраста заключаются в качественном изменении всех видов и свойств: увеличивается объем внимания; возрастает возможность распределения внимания в связи с автоматизацией многих действии ребёнка; внимание становится более устойчивым.
Дидактическая игра - это средство обучения и воспитания. Дидактическая игра дает возможность развивать самые разнообразные способности ребенка, его восприятие, речь, а также внимание. Обязательными структурными элементами дидактической игры являются: обучающая и воспитывающая задача, игровые действия и правила. Дидактические игры способствуют развитию всех психических процессов (памяти, мышления), а также большое влияние оказывают на развитие внимания.
Разработанная нами коррекционно-развивающая система «Будь внимателен!» подчиняется следующим принципам:
- Системность коррекционных, профилактических и развивающих задач;
- Единство диагностики и коррекции;
- Приоритетность коррекции причинного типа;
- Деятельностный принцип коррекции;
- Учёт возрастно-психологических и индивидуальных особенностей ребенка;
- Комплексность методов психологического воздействия;
- Активного привлечения социального окружения к участию в коррекционной программе;
- Опора на разные уровни организации психических процессов;
- Возрастания сложности;
- Учёт объема и степени разнообразия материала;
- Учёт эмоциональной окрашенности материала.
Данная коррекционно-развивающая система «Будь внимателен!» состоит из серии занятий, составленных с учетом уровня развития детей, их возрастных и индивидуальных особенностей.
Цель: развитие у детей 4-5 лет свойств внимания (устойчивости, продуктивности, концентрации и объема) посредством дидактических игр.
Задачи:
1. Развитие у детей сенсорного, слухового, моторно-двигательного внимания;
2. Развитие познавательного интереса;
3. Развитие творческих, коммуникативных способностей.
4. Развитие мелкой моторики рук.
Форма работы: групповая и индивидуальная. В систему входят 20 занятий, продолжительность занятия 15 минут, 1 раза в неделю. Занятия включают в себя: дидактические игры, игровые упражнения, творческие задания, коммуникативные игры.
Коррекционно-развивающая система занятий «Будь внимателен!»
№ | Структура занятия | Цель |
Занятие 1. | Психогимнастика «Ручеёк» «Найди два одинаковых предмета» «Чей голос?» «Кто летает?» Выкладывание из палочек по образцу Релаксация | Развитие коммуникативных способностей Развитие сенсорного внимания, объема внимания Развитие слухового внимания Развитие моторно-двигательного внимания Развитие произвольного внимания и мелкой моторики рук Снятие напряжения |
Занятие 2. | Психогимнастика «Ручеёк» Выкладывание из палочек по образцу «Слушай внимательно» «По новым местам» «Найди пару» «Собери картинку» Релаксация | Развитие коммуникативных способностей Развитие произвольного внимания и мелкой моторики рук Развитие слухового внимания Развитие моторно-двигательного внимания Развитие объёма внимания Развитие устойчивости и объёма внимания, умения собирать из частей целое Снятие напряжения |
Задание 3. | Психогимнастика «Ручеёк» «Найди отличия» Выкладывание из мозаики по образцу «Кто летает?» «Четвёртый лишний» Релаксация | Развитие коммуникативных способностей Развитие произвольного внимания и переключения внимания Развитие произвольного внимания и мелкой моторики рук Развитие моторно-двигательного внимания Развитие объема внимания, сенсорного внимания Снятие напряжения |
Занятие 4. | «Комплименты» «Кого назвали, тот и лови!» «Волшебные точки» «Кто летает?» Нанизывание бусинок по образцу Релаксация | Развитие коммуникативных способностей Развитие внимания, развитие скорости реакции Развитие объёма внимания Развитие моторно-двигательного внимания Развитие концентрации и объема внимания, мелкой моторики рук Снятие напряжения |
Занятие 5. | «Комплименты» Выкладывание из мозаики по образцу «Слушай команду» «Четвёртый лишний» «Собери картинку» Релаксация | Развитие коммуникативных способностей Развитие концентрации и объема внимания, мелкой моторики рук Развитие моторно-двигательного внимания Развитие объема внимания Развитие устойчивости и объёма внимания, умения собирать из частей целое Снятие напряжения |
Занятие 6. | «Комплименты» «Лото» «Узнай по голосу» «По новым местам» «Волшебные точки» Релаксация | Развитие коммуникативных способностей Развитие произвольного внимания Развитие слухового внимания Развитие моторно-двигательного внимания Развитие объёма внимания Снятие напряжения |
Занятие 7. | Психогимнастика «Зеркало» «Найди отличия» «Лото» «Слушай хлопки!» Выкладывание палочек по образцу Релаксация | Формирование чувства уверенности, развитие коммуникативных способностей Развитие произвольного внимания и переключения внимания Развитие произвольного внимания Развитие произвольного внимания Развитие концентрации и объема внимания, мелкой моторики рук Снятие напряжения |
Занятие 8. | Психогимнастика «Зеркало» «Найди героев сказки» «Кого назвали, тот и лови!» Нанизывание бусинок по образцу «Найди пару» Релаксация | Формирование чувства уверенности, развитие коммуникативных способностей Развитие наблюдательности, распределения, переключения и объема внимания Развитие внимания, развитие скорости реакции Развитие концентрации и объема внимания, мелкой моторики рук Развитие распределения и объема внимания Снятие напряжения |
Занятие 9. | Психогимнастика «Зеркало» «Слушай команду!» «Лото» «Чей голос?» «Найди отличия» Релаксация | Формирование чувства уверенности, развитие коммуникативных способностей Развитие внимания, развитие скорости реакции Развитие произвольного внимания Развитие слухового внимания Развитие распределения и объема внимания Снятие напряжения |
Занятие 10. | Психогимнастика «Ручеёк» Выкладывание мозаики по образцу «Найди игрушку» «Слушай команду!» «Собери картинку» Релаксация | Развитие коммуникативных способностей Развитие концентрации и объема внимания, мелкой моторики рук Развитие устойчивости и объёма внимания Развитие внимания, развитие скорости реакции Развитие устойчивости и объёма внимания, умения собирать из частей целое Снятие напряжения |
Занятие 11. | Психогимнастика «Ручеёк» «Найди два одинаковых предмета» «Чей голос?» «Кто летает?» Выкладывание из палочек по образцу Релаксация | Развитие коммуникативных способностей Развитие сенсорного внимания, объема внимания Развитие слухового внимания Развитие моторно-двигательного внимания Развитие произвольного внимания и мелкой моторики рук Снятие напряжения |
Занятие 12. | Психогимнастика «Зеркало» «Найди героев сказки» «Кого назвали, тот и лови!» Нанизывание бусинок по образцу «Найди пару» Релаксация | Формирование чувства уверенности, развитие коммуникативных способностей Развитие наблюдательности, распределения, переключения и объема внимания Развитие внимания, развитие скорости реакции Развитие концентрации и объема внимания, мелкой моторики рук Развитие распределения и объема внимания Снятие напряжения |
Занятие 13. | Психогимнастика «Ручеёк» Выкладывание из палочек по образцу «Слушай внимательно» «По новым местам» «Найди пару» «Собери картинку» Релаксация | Развитие коммуникативных способностей Развитие произвольного внимания и мелкой моторики рук Развитие слухового внимания Развитие моторно-двигательного внимания Развитие объёма внимания Развитие устойчивости и объёма внимания, умения собирать из частей целое Снятие напряжения |
Занятие 14. | «Комплименты» Выкладывание из мозаики по образцу «Слушай команду» «Четвёртый лишний» «Собери картинку» Релаксация | Развитие коммуникативных способностей Развитие концентрации и объема внимания, мелкой моторики рук Развитие моторно-двигательного внимания Развитие объема внимания Развитие устойчивости и объёма внимания, умения собирать из частей целое Снятие напряжения |
Задание 15. | Психогимнастика «Ручеёк» «Найди отличия» Выкладывание из мозаики по образцу «Кто летает?» «Четвёртый лишний» Релаксация | Развитие коммуникативных способностей Развитие произвольного внимания и переключения внимания Развитие произвольного внимания и мелкой моторики рук Развитие моторно-двигательного внимания Развитие объема внимания, сенсорного внимания Снятие напряжения |
Занятие 16. | «Комплименты» «Лото» «Узнай по голосу» «По новым местам» «Волшебные точки» Релаксация | Развитие коммуникативных способностей Развитие произвольного внимания Развитие слухового внимания Развитие моторно-двигательного внимания Развитие объёма внимания Снятие напряжения |
Занятие 17. | Психогимнастика «Ручеёк» Выкладывание из палочек по образцу «Слушай внимательно» «По новым местам» «Найди пару» «Собери картинку» Релаксация | Развитие коммуникативных способностей Развитие произвольного внимания и мелкой моторики рук Развитие слухового внимания Развитие моторно-двигательного внимания Развитие объёма внимания Развитие устойчивости и объёма внимания, умения собирать из частей целое Снятие напряжения |
Занятие 18. | «Комплименты» «Кого назвали, тот и лови!» «Волшебные точки» «Кто летает?» Нанизывание бусинок по образцу Релаксация | Развитие коммуникативных способностей Развитие внимания, развитие скорости реакции Развитие объёма внимания Развитие моторно-двигательного внимания Развитие концентрации и объема внимания, мелкой моторики рук Снятие напряжения |
Занятие 19. | «Комплименты» Выкладывание из мозаики по образцу «Слушай команду» «Четвёртый лишний» «Собери картинку» Релаксация | Развитие коммуникативных способностей Развитие концентрации и объема внимания, мелкой моторики рук Развитие моторно-двигательного внимания Развитие объема внимания Развитие устойчивости и объёма внимания, умения собирать из частей целое Снятие напряжения |
Занятие 20. | Психогимнастика «Зеркало» «Найди героев сказки» «Кого назвали, тот и лови!» Нанизывание бусинок по образцу «Найди пару» Релаксация | Формирование чувства уверенности, развитие коммуникативных способностей Развитие наблюдательности, распределения, переключения и объема внимания Развитие внимания, развитие скорости реакции Развитие концентрации и объема внимания, мелкой моторики рук Развитие распределения и объема внимания Снятие напряжения |
Для эффективной реализации системы занятий нами были соблюдены следующие педагогические условия:
1.Благоприятный психологический климат в группе;
2.Создание ситуации успеха для каждого ребенка с учетом индивидуальных способностей;
3.Позиция сотрудничества педагога с ребенком, как равным партнером.
Список литературы
- Бармашова Е. Игровая мозаика: программа занятий по развитию внимания у детей дошкольного возраста [Текст] / Елена Бармашова// Школьный психолог. - 2015. - № 5. - С. 8-14.
- Баскакова И.Л. Внимание дошкольника, методы его изучения и развития. Изучение внимания школьников [Текст] /И.Л. Баскакова. — М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж-НПО «МОДЭК», 2015. — 64 с.
- Богуславская З.М. Психологические особенности познавательной деятельности детей-дошкольников в условиях дидактической игры [Текст] /З.М.Богуславская//Психология и педагогика игры дошкольника. - М.: Просвещение, – С.254-268.
- Веккер, Л.М. Психические процессы. Т. 1; [Текст] / Л.М Веккер - Л.: Изд-во ЛГУ, 2013 – 326с.
- Венгер Л. Развитие внимания, памяти и воображения в дошкольном возрасте [Текст] /Л. Венгер, В. Мухина // Дошкольное воспитание. -1974. -№12. - С. 24-30.
- Вундт, В. Память и внимание: В кн. избр. псих. произв. ; [Текст] / В. Вундт– М.: ВЛАДОС, 2012.
- Волокитина, М.Н. Пособие для воспитателя дет. сада ; [Текст] / М.Н. Волокитина – М.: Инфро.М, 2012. – 128 с.
- Выготский, Л.С. Развитие высших форм внимания в детском возрасте ; [Текст] / Л.С. Выготский – М.: Инфро.М, 2013. – 186 с.
- Выготский , Л.С. Психология искусства [Текст]/Л.С. Выготский - Москва: Искусство, 1986г.-345с.
- Гаврина, С. Е. Внимание. Память. ; [Текст] / С. Е. Гаврина, Н. Л. Кутявина, И. Г Топоркова, С. В. Щербинина - перераб. и доп. – М.: Росмэн-Пресс, 2016. – 172 с.
- Гальперин, П.Я. К проблеме внимания // Доклады АПН РСФСР ; [Текст] / П.Я. Гальперин -1958.- № 3. 33—38с.
- Гальперин, П.Я. Расстройства внимания и методы их устранения ; [Текст] / П.Я. Гальперин – М.: ВЛАДОС, 2013. – 196 с.
- Гильбух, Ю.З. Внимание и его воспитание ; [Текст] / Гильбух Ю.З., Ф.Н. Гоноболин– М.: «Педагогика», 2012. – 160 с.
- Гоноболин, Ф.Н. Внимание и его воспитание; [Текст] / Ф.Н. Гоноболин - М.: Педагогика, 2012. -158 с.
- Горяева, Н.А. Первые шаги в мире искусства. Программа для дошкольных образовательных учреждений; [Текст] / Н.А. Горяева – М: Инфро. М, 2011.-207с.
- Добрынин, Н.Ф. Произвольное и непроизвольное внимание // Учёные записки МГПИ им. В.И. Ленина; [Текст] / Н.Ф. Добрынин. – М.: ВЛАДОС, 2013. – 118 с.
- Дормашев Ю.Б. Психология внимания: [Текст] Учебник МПСИ/Ю.Б. Дормашев, В.Я. Романов. - М.:Флинта, 2015. – 316 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Коррекционно-развивающее занятие на развитие внимания у детей с ЗПР 5-6 лет
коррекционно-развивающая работа с детьми ЗПР определяется в соответствии с их образовательными потребностями, обусловленными возрастом, степнью и многообразием нарушений, а также социально-культурными...
Мастер – класс на тему «Система коррекционно – развивающей работы по автоматизации звуков у детей дошкольного возраста с учетом их доминантной модальности».
Мастер – класс на тему «Система коррекционно – развивающей работы по автоматизации звуков у детей дошкольного возраста с учетом ихдоминантной модальности». Анно...
Презентация к мастер-классу «Система коррекционно – развивающей работы по автоматизации звуков у детей дошкольного возраста с учетом их доминантной модальности».
Существуют различные системы восприятия информации (модальности): зрительная (визуальная), слуховая (аудиальная) и двигательная (кинестетическая).Поэтому я предлагаю работу, которая поможет детям дошк...
Система коррекционно-развивающих занятий для развития внимания детей 4-5 лет
Данная коррекционно-развивающая система «Будь внимателен!» состоит из серии занятий, составленных с учетом уровня развития детей, их возрастных и индивидуальных особенностей.Цель: развитие...
Коррекционно - развивающие мероприятия по речевому развитию для детей от 1 года до 2 лет
План развивающих мероприятий на 3 месяца...
Коррекционно - развивающие мероприятия по речевому развитию для детей от 2 до 4 лет
План кореекционных мероприятий для детей от 2 до 4 лет...
Занятие на развитие внимания детей среднего возраста
Коврик для киски»Цель: развитие внимания детейЗадачи:Развивать устойчивость вниманияРазвивать зрительное и слуховое вниманияМатериалы: кошка, карандаши, заранее заготовленный шаблон коврика....