Система коррекционно-развивающих занятий для развития внимания детей 4-5 лет
методическая разработка по коррекционной педагогике (средняя группа)

Горюнова Марина Ивановна

Данная коррекционно-развивающая система «Будь внимателен!» состоит из серии занятий, составленных с учетом уровня развития детей, их возрастных и индивидуальных особенностей.

Цель: развитие у детей 4-5 лет свойств внимания (устойчивости, продуктивности, концентрации и объема) посредством дидактических игр.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл goryunova_sokolova_sistema_korrektsraboty.docx25.24 КБ

Предварительный просмотр:

Система коррекционно-развивающих занятий для развития внимания детей 4-5 лет

Подготовили Горюнова М.И., Соколова Н. С., воспитатели ГБОУ «Школа № 718»

Внимание является условием успешного осуществления любой деятельности как внешней, так и внутренней. Развитие внимания играет важную роль при подготовке ребёнка к обучению в школе, необходимо для усвоения школьных знаний, является важнейшим условием успеха в учебной деятельности.

Внимание - это направленность психической деятельности и сосредоточение ее на объекте, имеющем для личности определенную значимость, внимание представляет собой характеристику психических процессов (восприятия, памяти, мышления). Произвольное внимание — одна из важнейших характеристик познавательной деятельности детей дошкольного возраста.

Особенности развития внимания у детей среднего дошкольного возраста заключаются в качественном изменении всех видов и свойств: увеличивается объем внимания; возрастает возможность распределения внимания в связи с автоматизацией многих действии ребёнка; внимание становится более устойчивым.

Дидактическая игра - это средство обучения и воспитания. Дидактическая игра дает возможность развивать самые разнообразные способности ребенка, его восприятие, речь, а также внимание. Обязательными структурными элементами дидактической игры являются: обучающая и воспитывающая задача, игровые действия и правила. Дидактические игры способствуют развитию всех психических процессов (памяти, мышления), а также большое влияние оказывают на развитие внимания.

Разработанная нами коррекционно-развивающая система «Будь внимателен!» подчиняется  следующим принципам:

  1. Системность коррекционных, профилактических и развивающих задач;
  2. Единство диагностики и коррекции;
  3. Приоритетность коррекции причинного типа;
  4. Деятельностный принцип коррекции;
  5. Учёт возрастно-психологических и индивидуальных особенностей ребенка;
  6. Комплексность методов психологического воздействия;
  7. Активного привлечения социального окружения к участию в коррекционной программе;
  8. Опора на разные уровни организации психических процессов;
  9. Возрастания сложности;
  10. Учёт объема и степени разнообразия материала;
  11. Учёт эмоциональной окрашенности материала.

Данная коррекционно-развивающая система «Будь внимателен!» состоит из серии занятий, составленных с учетом уровня развития детей, их возрастных и индивидуальных особенностей.

Цель: развитие у детей 4-5 лет свойств внимания (устойчивости, продуктивности, концентрации и объема) посредством дидактических игр.

Задачи:

1. Развитие у детей сенсорного, слухового, моторно-двигательного внимания;

2. Развитие познавательного интереса;

3. Развитие творческих, коммуникативных способностей.

4. Развитие мелкой моторики рук.

Форма работы: групповая и индивидуальная. В систему входят 20 занятий, продолжительность занятия 15 минут, 1 раза в неделю. Занятия включают в себя: дидактические игры, игровые упражнения, творческие задания, коммуникативные игры.

Коррекционно-развивающая система занятий «Будь внимателен!»

Структура занятия

Цель

Занятие 1.

Психогимнастика «Ручеёк»

«Найди два одинаковых

предмета»

«Чей голос?»

«Кто летает?»

Выкладывание из палочек по образцу

Релаксация

Развитие коммуникативных способностей

Развитие сенсорного

внимания, объема внимания

Развитие слухового внимания

Развитие моторно-двигательного внимания

Развитие произвольного внимания и мелкой моторики

рук

Снятие напряжения

Занятие 2.

Психогимнастика «Ручеёк»

Выкладывание из палочек по образцу

«Слушай внимательно»

«По новым местам»

«Найди пару»

«Собери картинку»

Релаксация

Развитие коммуникативных способностей

Развитие произвольного внимания и мелкой моторики

рук

Развитие слухового внимания

Развитие моторно-двигательного внимания

Развитие объёма внимания

Развитие устойчивости и объёма внимания, умения собирать из частей целое

Снятие напряжения

Задание 3.

Психогимнастика «Ручеёк»

«Найди отличия»

Выкладывание из мозаики по образцу

«Кто летает?»

«Четвёртый лишний»

Релаксация

Развитие коммуникативных способностей

Развитие произвольного внимания и переключения внимания

Развитие произвольного внимания и мелкой моторики рук

Развитие моторно-двигательного внимания

Развитие объема внимания, сенсорного внимания

Снятие напряжения

Занятие 4.

«Комплименты»

«Кого назвали, тот и лови!»

«Волшебные точки»

«Кто летает?»

Нанизывание бусинок по образцу

Релаксация

Развитие коммуникативных способностей

Развитие внимания, развитие скорости реакции

Развитие объёма внимания

Развитие моторно-двигательного внимания

Развитие концентрации и объема внимания, мелкой моторики рук

Снятие напряжения

Занятие 5.

«Комплименты»

Выкладывание из мозаики по образцу

«Слушай команду»

«Четвёртый лишний»

«Собери картинку»

Релаксация

Развитие коммуникативных способностей

Развитие концентрации и объема внимания, мелкой моторики рук

Развитие моторно-двигательного внимания

Развитие объема внимания

Развитие устойчивости и объёма внимания, умения собирать из частей целое

Снятие напряжения

Занятие 6.

«Комплименты»

«Лото»

«Узнай по голосу»

«По новым

местам»

«Волшебные точки»

Релаксация

Развитие коммуникативных способностей

Развитие произвольного внимания

Развитие слухового

внимания

Развитие моторно-двигательного внимания

Развитие объёма внимания

Снятие напряжения


Занятие 7.

Психогимнастика «Зеркало»

«Найди отличия»

«Лото»

«Слушай хлопки!»

Выкладывание палочек по образцу

Релаксация

Формирование чувства уверенности, развитие коммуникативных способностей

Развитие произвольного внимания и переключения внимания

Развитие произвольного внимания

Развитие произвольного внимания

Развитие концентрации и объема внимания, мелкой моторики рук

Снятие напряжения

Занятие 8.

Психогимнастика «Зеркало»

«Найди героев сказки»

«Кого назвали, тот и лови!»

Нанизывание бусинок по образцу

«Найди пару»

Релаксация

Формирование чувства уверенности, развитие коммуникативных способностей

Развитие наблюдательности, распределения, переключения и объема внимания

Развитие внимания, развитие скорости реакции

Развитие концентрации и объема внимания, мелкой моторики рук

Развитие распределения и объема внимания

Снятие напряжения

Занятие 9.

 Психогимнастика «Зеркало»

«Слушай команду!»

«Лото»

«Чей голос?»

«Найди отличия»

Релаксация

Формирование чувства уверенности, развитие коммуникативных способностей

Развитие внимания, развитие скорости реакции

Развитие произвольного внимания

Развитие слухового внимания

Развитие распределения и объема внимания

Снятие напряжения

Занятие 10.

Психогимнастика «Ручеёк»

Выкладывание мозаики по образцу

«Найди игрушку»

«Слушай команду!»

«Собери картинку»

Релаксация

Развитие коммуникативных способностей

Развитие концентрации и объема внимания, мелкой моторики рук

Развитие устойчивости и объёма внимания

Развитие внимания, развитие скорости реакции

Развитие устойчивости и объёма внимания, умения собирать из частей целое

Снятие напряжения

Занятие 11.

Психогимнастика «Ручеёк»

«Найди два одинаковых

предмета»

«Чей голос?»

«Кто летает?»

Выкладывание из палочек по образцу

Релаксация

Развитие коммуникативных способностей

Развитие сенсорного

внимания, объема внимания

Развитие слухового внимания

Развитие моторно-двигательного внимания

Развитие произвольного внимания и мелкой моторики

рук

Снятие напряжения

Занятие 12.

Психогимнастика «Зеркало»

«Найди героев сказки»

«Кого назвали, тот и лови!»

Нанизывание бусинок по образцу

«Найди пару»

Релаксация

Формирование чувства уверенности, развитие коммуникативных способностей

Развитие наблюдательности, распределения, переключения и объема внимания

Развитие внимания, развитие скорости реакции

Развитие концентрации и объема внимания, мелкой моторики рук

Развитие распределения и объема внимания

Снятие напряжения

Занятие 13.

Психогимнастика «Ручеёк»

Выкладывание из палочек по образцу

«Слушай внимательно»

«По новым местам»

«Найди пару»

«Собери картинку»

Релаксация

Развитие коммуникативных способностей

Развитие произвольного внимания и мелкой моторики

рук

Развитие слухового внимания

Развитие моторно-двигательного внимания

Развитие объёма внимания

Развитие устойчивости и объёма внимания, умения собирать из частей целое

Снятие напряжения

Занятие 14.

«Комплименты»

Выкладывание из мозаики по образцу

«Слушай команду»

«Четвёртый лишний»

«Собери картинку»

Релаксация

Развитие коммуникативных способностей

Развитие концентрации и объема внимания, мелкой моторики рук

Развитие моторно-двигательного внимания

Развитие объема внимания

Развитие устойчивости и объёма внимания, умения собирать из частей целое

Снятие напряжения

Задание 15.

Психогимнастика «Ручеёк»

«Найди отличия»

Выкладывание из мозаики по образцу

«Кто летает?»

«Четвёртый лишний»

Релаксация

Развитие коммуникативных способностей

Развитие произвольного внимания и переключения внимания

Развитие произвольного внимания и мелкой моторики рук

Развитие моторно-двигательного внимания

Развитие объема внимания, сенсорного внимания

Снятие напряжения

Занятие 16.

«Комплименты»

«Лото»

«Узнай по голосу»

«По новым

местам»

«Волшебные точки»

Релаксация

Развитие коммуникативных способностей

Развитие произвольного внимания

Развитие слухового

внимания

Развитие моторно-двигательного внимания

Развитие объёма внимания

Снятие напряжения

Занятие 17.

Психогимнастика «Ручеёк»

Выкладывание из палочек по образцу

«Слушай внимательно»

«По новым местам»

«Найди пару»

«Собери картинку»

Релаксация

Развитие коммуникативных способностей

Развитие произвольного внимания и мелкой моторики

рук

Развитие слухового внимания

Развитие моторно-двигательного внимания

Развитие объёма внимания

Развитие устойчивости и объёма внимания, умения собирать из частей целое

Снятие напряжения

Занятие 18.

«Комплименты»

«Кого назвали, тот и лови!»

«Волшебные точки»

«Кто летает?»

Нанизывание бусинок по образцу

Релаксация

Развитие коммуникативных способностей

Развитие внимания, развитие скорости реакции

Развитие объёма внимания

Развитие моторно-двигательного внимания

Развитие концентрации и объема внимания, мелкой моторики рук

Снятие напряжения

Занятие 19.

«Комплименты»

Выкладывание из мозаики по образцу

«Слушай команду»

«Четвёртый лишний»

«Собери картинку»

Релаксация

Развитие коммуникативных способностей

Развитие концентрации и объема внимания, мелкой моторики рук

Развитие моторно-двигательного внимания

Развитие объема внимания

Развитие устойчивости и объёма внимания, умения собирать из частей целое

Снятие напряжения

Занятие 20.

Психогимнастика «Зеркало»

«Найди героев сказки»

«Кого назвали, тот и лови!»

Нанизывание бусинок по образцу

«Найди пару»

Релаксация

Формирование чувства уверенности, развитие коммуникативных способностей

Развитие наблюдательности, распределения, переключения и объема внимания

Развитие внимания, развитие скорости реакции

Развитие концентрации и объема внимания, мелкой моторики рук

Развитие распределения и объема внимания

Снятие напряжения

Для эффективной реализации системы занятий нами были соблюдены следующие педагогические условия:

1.Благоприятный психологический климат в группе;

2.Создание ситуации успеха для каждого ребенка с учетом индивидуальных способностей;

        3.Позиция сотрудничества педагога с ребенком, как равным партнером.

Список литературы

  1. Бармашова Е. Игровая мозаика: программа занятий по развитию внимания у детей дошкольного возраста [Текст] / Елена Бармашова// Школьный психолог. - 2015. - № 5. - С. 8-14.
  2. Баскакова И.Л. Внимание дошкольника, методы его изучения и развития. Изучение внимания школьников [Текст] /И.Л. Баскакова. — М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж-НПО «МОДЭК», 2015. — 64 с.
  3. Богуславская З.М. Психологические особенности познавательной деятельности детей-дошкольников в условиях дидактической игры [Текст] /З.М.Богуславская//Психология и педагогика игры дошкольника. - М.: Просвещение, – С.254-268.
  4.  Веккер, Л.М. Психические процессы. Т. 1; [Текст] / Л.М Веккер - Л.: Изд-во ЛГУ, 2013 – 326с.
  5. Венгер Л. Развитие внимания, памяти и воображения в дошкольном возрасте [Текст] /Л. Венгер, В. Мухина // Дошкольное воспитание. -1974. -№12. - С. 24-30.
  6. Вундт, В. Память и внимание: В кн. избр. псих. произв. ; [Текст] / В.  Вундт– М.: ВЛАДОС, 2012.
  7. Волокитина, М.Н. Пособие для воспитателя дет. сада ; [Текст] / М.Н.   Волокитина – М.: Инфро.М, 2012. – 128 с.
  8. Выготский,  Л.С. Развитие высших форм внимания в детском возрасте ; [Текст] / Л.С.  Выготский – М.: Инфро.М, 2013. – 186 с.
  9. Выготский , Л.С. Психология искусства [Текст]/Л.С. Выготский - Москва: Искусство, 1986г.-345с.
  10. Гаврина, С. Е. Внимание. Память. ; [Текст] / С. Е. Гаврина, Н. Л. Кутявина, И. Г Топоркова, С. В. Щербинина - перераб. и доп. – М.: Росмэн-Пресс, 2016. – 172 с.
  11. Гальперин, П.Я. К проблеме внимания // Доклады АПН РСФСР ; [Текст] / П.Я.   Гальперин -1958.- № 3.  33—38с.
  12. Гальперин, П.Я. Расстройства внимания и методы их устранения ; [Текст] / П.Я.   Гальперин – М.: ВЛАДОС, 2013. – 196 с.
  13. Гильбух, Ю.З.  Внимание и его воспитание ; [Текст] / Гильбух Ю.З., Ф.Н.  Гоноболин– М.: «Педагогика», 2012. – 160 с.
  14. Гоноболин, Ф.Н. Внимание и его воспитание; [Текст] / Ф.Н.  Гоноболин - М.: Педагогика, 2012. -158 с.
  15. Горяева, Н.А. Первые шаги в мире искусства. Программа для дошкольных образовательных учреждений; [Текст] / Н.А. Горяева – М: Инфро. М, 2011.-207с.
  16. Добрынин, Н.Ф. Произвольное и непроизвольное внимание // Учёные записки МГПИ им. В.И. Ленина; [Текст] /  Н.Ф. Добрынин. – М.: ВЛАДОС, 2013. – 118 с.
  17. Дормашев Ю.Б. Психология внимания: [Текст] Учебник МПСИ/Ю.Б. Дормашев, В.Я. Романов. - М.:Флинта, 2015. – 316 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекционно-развивающее занятие на развитие внимания у детей с ЗПР 5-6 лет

коррекционно-развивающая работа с детьми ЗПР определяется в соответствии с их образовательными потребностями, обусловленными возрастом, степнью и многообразием нарушений, а также социально-культурными...

Мастер – класс на тему «Система коррекционно – развивающей работы по автоматизации звуков у детей дошкольного возраста с учетом их доминантной модальности».

Мастер – класс на тему «Система коррекционно – развивающей работы по автоматизации звуков у детей дошкольного возраста с учетом ихдоминантной модальности».  Анно...

Презентация к мастер-классу «Система коррекционно – развивающей работы по автоматизации звуков у детей дошкольного возраста с учетом их доминантной модальности».

Существуют различные системы восприятия информации (модальности): зрительная (визуальная), слуховая (аудиальная) и двигательная (кинестетическая).Поэтому я предлагаю работу, которая поможет детям дошк...

Система коррекционно-развивающих занятий для развития внимания детей 4-5 лет

Данная коррекционно-развивающая система «Будь внимателен!» состоит из серии занятий, составленных с учетом уровня развития детей, их возрастных и индивидуальных особенностей.Цель: развитие...

Коррекционно - развивающие мероприятия по речевому развитию для детей от 2 до 4 лет

План кореекционных мероприятий для детей от 2 до 4 лет...

Занятие на развитие внимания детей среднего возраста

Коврик для киски»Цель: развитие внимания детейЗадачи:Развивать устойчивость вниманияРазвивать зрительное и слуховое вниманияМатериалы: кошка, карандаши, заранее заготовленный шаблон коврика....