Коррекционно - развивающие мероприятия по речевому развитию для детей от 2 до 4 лет
картотека по развитию речи (младшая группа)
План кореекционных мероприятий для детей от 2 до 4 лет
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tablitsa_korrektsionnaya_rabota_2-4.docx | 19.99 КБ |
albom_zvukopodrazhaniy_i_slov.docx | 916.71 КБ |
artikulyatsionnaya_gimnastika.docx | 18.9 КБ |
dyhatelnye_uprazhneniya_2-4.docx | 25.2 КБ |
palchikovaya_gimnastika_2-4.docx | 17.4 КБ |
Предварительный просмотр:
Коррекционная работа по развитию речи для детей от 2 до 4-х лет
На летний период
Цель: формирование навыков правильного звукопроизношения; тренировка органов артикуляции.
Июнь | |||||
Дыхательные упражнения. Цель: развитие речевого дыхания, силы голоса, тренировка мышц губ. | Артикуляционная гимнастика. Цель: развитие кинестетических ощущений, усиление активности губ, языка и развитие их подвижности. | Логоритмика Цель: преодоление речевого нарушения у детей путём развития, воспитания и коррекции двигательной сферы через музыкально-логоритмическую деятельность. | Пальчиковая гимнастика Цель:развитие мелкой моторики, координации движений пальцев рук. | Игры – на звукоподражания. Цель: упражнять детей в отчетливом произношении отдельных звуков, слов или фраз. | |
1 | 1.«Мыльные пузыри» | 1. «Заборчик». | «4 лягушонка» | 1.«Капустка» | 1.«АУ», «УА». |
2 | 2.«Перышко, лети!» | 2. «Хобот слоненка». | «Вот левая, вот правая» | 2. «Репка» | 2. «МУ», «МЯУ». |
3 | 3.«Булькание» | Чередование упр.1,2. | «Дождик» | 3. «Яблоки». | 3.«АМ». |
4 | 4.«Самолётики» | 3.«Домик открывается» | «Бим-бом» | 4. «Апельсин» | «БИ», «БОМ». |
5 | 5.«Песня ветра» | 4. «Любопытный язычок | «Ёж» | 5. «Моя семья» | «БО-БО», «БАЙ-БАЙ». |
Июль | |||||
1 | 6.«Птичка, лети!» | Чередование упр.3,4. | «Коза» | 6. «Цветочек для мамочки» | «ПИ-ПИ», «ПУХ», «ОП». |
2 | 7.«Тёплое и холодное дыхание» | 5.«Лягушка» | «Че-чу-чи-ча» | 7. «Пять пальчиков» | «Д». |
3 | 8.«Мы подуем высоко…» | 6. «Зайчик» | «Жук» | 8. «Это я». | «ТУ-ТУ» , «ТУК-ТУК», «ТИК-ТАК». |
4 | 9.«Чей одуванчик раньше улетит?» | Чередование упр.5,6. | «Коза» | 9. «Утро настало» | «ГА-ГА», «ГУЛЯ», «ГОП-ГОП». |
Август | |||||
1 | 10.«Пускание корабликов» | 7. «Окошко» | «Мишка» | 10. «Раз, два, три» | «КУ-КУ», «КАР», «КО-КО». |
2 | 11.«Птицеферма» | 8. «Хомячок» | «Мы попрыгаем немножко» | 11. «Этот пальчик хочет спать» | «ОХ», «УХ», «ХА». |
3 | 12.«Лети, бабочка!» | Чередование упр.7,8. | «Петушок» | 12. «Две веселые лягушки» | Сводная таблица звукоподражаний «М», «П», «Б». |
4 | 13.«Ветерок» | 9. «Чашечка» | «Ручки вверх, ручки вниз» | 13. «Домашние птицы» | Сводная таблица звукоподражаний «Д», «Т», «Н». |
5 | 14.«Вертушка» | 10. «Вкусное варенье» | «Ши-шо-шу-ша» | 14. «Лошадки» | Сводная таблица звукоподражаний «К», «Г». «Х», «Л». |
Предварительный просмотр:
Альбом
звукоподражаний
и слов
I СТРАНИЦА - ФОТО РОДИТЕЛЕЙ.
Предлагаемые инструкции и вопросы:
- - Покажи маму (папу).
- Дай маме (папе) игрушку (машинку, куколку).
- Спрячь маму (папу) (побуждать ребенка закрывать ладошкой или листом бумаги указанную фотографию).
- - Кто это?
- Подари маме (папе) игрушку (побуждать к произвольному или отраженному высказыванию: «Мама, на!»).
- Кто спрятался? (Одна из фотографий закрыта листом бумаги).
- Видишь папу? Видишь маму? ( Взрослый побуждает ребенка к произвольному произнесению слов «да», «нет» или звукокомплексу, их заменяющему).
-«Пальчики побежали» к маме (папе) (побуждать ребенка к движениям руки в заданном направлении).
II СТРАНИЦА - ЗВУКОПОДРАЖАНИЯ «АУ», «УА».
Предлагаемые инструкции и вопросы:
1. - Покажи девочку. Девочка заблудилась и зовет: «Ау! Ау!»
- Покажи малыша. Он плачет: «Уа! Уа!» {Взрослый побуждает ребенка к отраженному звукоподражанию)
2. - Спрячь девочку (малыша). Как она кричит? (Побуждать ребенка закрывать ладошкой картинку).
- Кто спрятался? Как он кричит? (Одна из картинок закрыта листом бумаги).
- Видишь девочку (малыша)? (Взрослый побуждает ребенка к произвольному произнесению слов «да», «нет»).
3. - Положи девочке игрушку (использовать мелкую игрушку).
- Как она зовет? (Побуждать к произвольному или отраженному звукоподражанию).
- Положи малышу игрушку. Как он просит ?
- -«Пальчики побежали» к малышу (девочке). (Побуждать ребенка к произвольным или совмещенным движениям рукой в заданном направлении).
- - Девочка позвала малыша. Как? Проводи малыша к девочке.
- Малыш позвал девочку. Как? Проводи девочку к малышу.
(Ребенок проводит рукой или пальцами в заданном направлении от картинки к картинке).
6. Учить ребенка включать отработанные звукоподражания в художественные тексты (стихи, рассказы): взрослый читает стихотворение несколько раз, интонационно выделяя звукоподражания и побуждая малыша к сопряженному их проговариванию. Эффективным приемом является многократное прослушивание ребенком магнитофонной записи стихотворения или короткого рассказа в исполнении взрослого.
УА | Наш малыш кричит с утра: Уа - уа, уа - уа! | Был у мамы маленький сыночек. Звали его Алеша, Умел Алеша говорить: «Уа-уа!» Хочет маму позвать и кричит: «Уа-уа!» Радуется игрушке и говорит: «Уа-уа»! Просит кушать: «Уа-уа!» А захочет спать, от него слышны слова: «Уа-уа!» |
АУ | Заблудились мы в лесу, Закричали все: Ау-ау-ау! Мы в лес пойдем, Ребят громко позовем: Ау - ау - ау! | Жила-была девочка Машенька Пошла она с подружками в лес и заблудилась. Кричит она подружкам: «Ау-ау!» Никто не отзывается. Ау - ау - ау! В ответ - тишина. Бегает Машенька по лесу и кричит: «Ау-ау!» И вдруг слышит - зовут ее подружки: «Ау-ау!» Обрадовалась Машенька , побежала на их голоса и вышла из леса. |
III СТРАНИЦА - ЗВУКОПОДРАЖАНИЯ «МУ», «МЯУ».
Предлагаемые инструкции и вопросы:
1. Взрослый показывает картинку, называет слово («кошка») и дает образец звукоподражания («мяу»).
- Покажи, где кошка (корова). Как говорит кошка (корова)? (Можно использовать сопряженное проговаривание звукоподражаний «мяу», «му»);
- Кто кричит: «Му» («Мяу»)?
2. - Спрячь кошку (корову) (побуждать ребенка закрывать ладошкой картинку с указанным изображением)
- Видишь корову (кошку)?
(Взрослый побуждает малыша к произнесению слов «да», «нет»).
- Кто спрятался? (Одна из картинок закрыта листом бумаги).
- - Кто позвал'' (Взрослый дает образец звукоподражания и просит ребенка выбрать соответствующую картинку).
- - Подари:
а) кошке желтый цветочек (мозаику), а коровке красный цветочек (мозаику),
б) коровке одну палочку, а кошке много палочек.
- Как кошечка (корова) скажет спасибо?(Вызов звукоподражаний).
- У кого желтый цветочек? У кого красный цветочек? Кто просил одну палочку (много палочек)?
(Если ребенок не выделяет цвет предметов, можно изменить инструкцию: «Дай такой же цветочек, как у меня»).
5. - «Пальчики побежали» к коровке (кошке) (ребенок проводит рукой к заданной картинке).
- Проводи коровку в гости к кошечке (побуждать ребенка к произвольным движениям пальцев в заданном направлении (от коровки к кошечке, от кошечки к коровке, от цветочка (мозаики) к коровке, от кошечки к цветочку).
- Кто пойдет в гости? К кому пойдет коровка? (Побуждать к произвольному или отраженному звукоподражанию).
6. Включать отработанные звукоподражания в стихотворные тексты:
МУ | Му - му! | Ой, бычок, ты бычок, | |
Молока кому? | Золотистый бочок. | ||
Не бодайся, не мычи: | |||
Ты иди, не топочи, | |||
Му - му! | |||
МЯУ | Мяу - мяу! - кот пищит, | Сидит на окошке | |
У меня живот болит. | Маленькая кошка: | ||
Мяу - мяу! |
IV СТРАНИЦА - ИГРОВЫЕ ЗАДАНИЯ НА ПОНИМАНИЕ ДЕЙСТВИЙ
(кошка идет, лежит, лакает, умывается, играет).
Предлагаемые инструкции и вопросы:
- Кто это? (Побуждать ребенка к произнесению звукоподражания или звукокомплекса, воспроизводящего структуру слова).
- Покажи картинку, где кошечка лежит (лакает, играет и т.п.).
- Угости кошечку, которая играет (идет, лежит и т.п.) (побуждать ребенка к произвольному или отраженному высказыванию типа: «На, мяу» или «На, киса»).
- Что делает кошечка? Покажи. ( Взрослый указывает на определенную картинку и побуждает малыша к имитирующим действиям).
- Спрячь кошечку, которая лежит (идет, умывается и т.д.).
- Найди кошечку, которая лакает. Дай ей одну мозаику. Покажи кошечку, которая умывается. Дай ей одну палочку и т.п.
Примечание: если малыш затрудняется в выборе картинки, взрослый закрывает часть картинок листом бумаги и предлагает выбор из двух-трех картинок.
V СТРАНИЦА- ЗВУКОПОДРАЖАНИЕ «АМ».
Предлагаемые инструкции и вопросы:
1. - Покажи, где собачка кушает?
- Покажи, где Ляля кушает? (Взрослый дает образец звукоподражаний - «ам»)
- -Дай собачке косточку (Ляле-конфетку). Как собачка скушает косточку? («Ам»). Как Ляля скушает конфетку? («Ам»).
- - Спрячь собачку. Как собачка просит кушать?
(Побуждать к произвольному или отраженному высказыванию: «Дай», «ам»).
4. - «Пальчики побежали» к Ляле. Как Ляля кушает?
(Побуждать к произвольному или отраженному звукоподражанию и имитационным движениям).
5. - Проводи Лялю к собачке (проводи собачку к Ляле).
(Ребенок проводит рукой в указанном направлении от картинки к картинке).
- Взрослый читает стихотворный текст, побуждая ребенка к отраженному звукоподражанию.
VI СТРАНИЦА - ИГРОВЫЕ ЗАДАНИЯ НА РАЗЛИЧЕНИЕ СЪЕДОБНОГО И НЕСЪЕДОБНОГО.
Предлагаемые инструкции и вопросы к каждой паре картинок:
Картинки рассматриваются парами.
- Где чашка?
- Покажи арбуз.
- Что можно скушать?
VII СТРАНИЦА - ЗВУКОПОДРАЖАНИЯ «БИ», «БОМ».
Предлагаемые инструкции и вопросы:
- - Где барабан (машина)? (Взрослый дает образец звукоподражания).
- - Что гудит: «Би-би»?
- Что звучит: «Бом-бом»?
3. - Спрячь барабан. Как гудит машина?
- Спрячь машину. Как звучит барабан?
- Что спрятала?
- Куда пошла куколка9 (Взрослый подкладывает маленькую куколку к определенной картинке, побуждая ребенка к произвольному или отраженному звукоподражанию).
- - Положи к барабану цветочек (мозаику), к машине - два цветочка (взрослый предлагает ребенку нажимать пальчиком на каждый цветочек, сопровождая действие звукоподражанием; количество звукоподражаний должно соответствовать количеству мозаик и может изменяться от 1 до 3).
- - На чем куколка поедет кататься? (Вызов звукоподражаний).
- На чем куколка поиграет ?
- - Проводи куколку сначала к барабану, потом к машине (и наоборот).
- - Сделай дорожку к барабану (машине) из палочек.
- - Что услышал? (Взрослый дает образец звукоподражания и просит ребенка выбрать соответствующую картинку).
- Взрослый произносит звукоподражание, сопровождая его имитационными действиями:
бом - бом | попеременные движения раскрытой ладонью по столу |
би - би | сжимать в руках резиновую «грушу» на каждое звукоподражание |
10. Взрослый читает стихотворный текст к каждой картинке, побуждая ребенка к произвольному или отраженному звукоподражанию
С барабаном мы идем, | Би-би-би! - гудит машина, | ||
Громко песенки поем; | Не поеду без бензина. | ||
Бом - бом, бом - бом! |
VIII СТРАНИЦА - ИГРОВЫЕ ЗАДАНИЯ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА РАЗЛИЧЕНИЕ ПОНЯТИЙ «ОДИН-МНОГО», ПОНИМАНИЕ ИНСТРУКЦИЙ, СОДЕРЖАЩИХ СЛОВА В ФОРМЕ ЕДИНСТВЕННОГО И МНОЖЕСТВЕННОГО ЧИСЛА.
Предлагаемые инструкции и вопросы:
- Взрослый просит ребенка назвать картинки, используя звукоподражание.
- Закрыв листом бумаги одну из картинок, он называет вторую: «Барабаны».
Затем меняет положение листа, открывает первую картинку и называет ее: «Барабан».
3. - Найди барабан? Сколько? (Один).
- Покажи барабаны? Сколько? (Много).
Если малыш испытывает затруднения, взрослый дает образец ответа, обводя пальчиком ребенка нужную картинку.
4. - Где один барабан?
- Покажи много барабанов.
5. - Спрячь барабан (барабаны).
Закрыв барабан листом бумаги, взрослый предлагает посмотреть на вторую картинку (барабаны), задает вопросы:
- Ты видишь барабан? (Нет).
- Ты видишь барабаны? (Да).
Затем открывает первую картинку и просит показать барабан. Аналогичная работа проводится с изображениями машин.
IX СТРАНИЦА - ЗВУКОПОДРАЖАНИЯ «БО-БО», «БАЙ-БАЙ».
Предлагаемые инструкции и вопросы:
1. - Покажи, где малыш болеет (спит)? (Взрослый дает образец звукоподражаний).
- Как мальчик болеет (спит)? (Взрослый побуждает к произнесению звукоподражания).
2. - Спрячь малыша, который болеет (спит). Кого спрятал?
- Какую картинку спрятала? (Вызов звукоподражаний).
3. - Положи одну (две)мозаику около больного малыша.
(Нажимая на каждую мозаику, побуждать к произнесению соответствующего количества звукоподражаний).
4. - Построй дорожку к больному малышу (малышу, который спит) из палочек.
- Проводи куколку к больному малышу, потом к спящему (и наоборот). Куда привел? (Вызов звукоподражаний).
5. Взрослый произносит звукоподражание, сопровождая его имитирующими действиями:
бай - бай | движения туловища вправо-влево, ладони обеих рук прижаты к уху |
бо - бо | движения туловища вправо-влево, руки прижаты к «больному» месту |
6. Взрослый читает стихотворный текст к каждой картинке, побуждая малыша к произвольному, сопряженному или отраженному звукоподражанию:
Миша, Мишенька, | Мальчик плачет и кричит: |
Бай-бай! | Ручка у меня болит: |
Спи скорее, засыпай | Бо-бо, бо-бо |
X СТРАНИЦА - ЗВУКОПОДРАЖАНИЯ «ПИ-ПИ», «ПУХ», «ОП».
Предлагаемые инструкции и вопросы:
1. Взрослый последовательно показывает картинки, называет их, дает образец звукоподражания.
- Где мышка?
- Найди пистолет.
- Покажи мячик. (Побуждать к произвольным и отраженным звукоподражаниям).
2. - Спрячь мышку (мячик, пистолет).
- Кого (что) спрятала?
3. - Покажи, что стреляет? Как? (Вызов звукоподражаний).
- Найди, кто пищит. Как?
- Покажи, что прыгает. Как?
- - Что (кого) услышал? (Взрослый дает образец звукоподражания, ребенок показывает соответствующие картинки).
- - Покажи игрушки. Какие? (Вызов звукоподражаний).
- Найди животное. Как пищит?
6. - Построй дорожку от пистолета к мячику (от мячика к мышке, от мышки к пистолету).
- Проводи пальчики к мышке (к мячику, к пистолету). (Ребенок проводит рукой по направлению к заданной картинке).
7. Взрослый произносит звукоподражание, сопровождая его имитирующими действиями:
«пух» -пальцы сжаты в кулак, указательный палец вытянут вперед; «оп» -движения раскрытой ладонью сверху вниз (мячик прыгает); «пи-пи» - руки согнуты в локтях, прижаты к туловищу, кисти рук на уровне груди.
8. Взрослый читает стихотворный текст к каждой картинке, побуждая малыша к произвольному, отраженному или сопряженному звукоподражанию:
Маленькие мышки, Серенькие шубки, Длинные хвосты, Пищат: «Пи-пи-пи!»
Пистолет пугает мух. Говорит он громко: «Пух!»
XI СТРАНИЦА - ИГРОВЫЕ ЗАДАНИЯ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА ЗАКРЕПЛЕНИЕ ПОНЯТИЙ ОДИН-ДВА, ПОНИМАНИЕ ИНСТРУКЦИЙ, СОДЕРЖАЩИХ СЛОВА В ФОРМЕ ЕДИНСТВЕННОГО И МНОЖЕСТВЕННОГО ЧИСЛА.
Предлагаемые инструкции и вопросы:
- - Кто это? (Взрослый последовательно показывает картинки, пересчитывает и называет множество вместе с ребенком, используя сопряженные действия. Называя картинку, он интонационно выделяет окончания слов).
- - Где мячик?
- Покажи мячики. (Побуждать ребенка обводить заданную картинку пальцем или рукой).
3. - Спрячь мячик. Спрячь мячики.
- Что я спрятала? (Одна из картинок закрыта листом бумаги).
- Обведи рукой мячики. Обведи рукой мячик.
- - Сделай дорожку к мячику. Сделай дорожку к мячикам.
XII СТРАНИЦА - СЛОВА, СОСТОЯЩИЕ ИЗ ДВУХ ПРЯМЫХ ОТКРЫТЫХ СЛОГОВ.
Предлагаемые инструкции и вопросы:
1. Взрослый последовательно показывает картинки, называет их:
- Это папа.
- Это дочка. Ее зовут Поля.
- Это сынок. Его зовут Паша.
(Взрослый побуждает к сопряженному или отраженному воспроизведению слоговой структуры слов «папа», «Паша», «Поля», не требуя правильного произнесения звуков).
2. - Поиграем в прятки: спрячь Полю (Пашу, папу).
- Кто ушел? (Одна -две картинки закрыты листом бумаги).
3. - Дай Поле одну конфетку, Паше - две конфетки.(Взрослый побуждает ребенка к произнесению фразы: «Поля, на!»)
- Положи папе две мозаики, Поле - две мозаики, Паше - две мозаики.
(Взрослый побуждает ребенка проговаривать каждое слово по слогам, нажимая на мозаики).
4. - Проводи Пашу к папе (Полю к папе, Пашу к Поле, папу к Поле, папу к Паше).
(Ребенок проводит рукой или пальцами в заданном направлении от картинки к картинке).
- Позови Полю: «Поля, иди».
- Позови Пашу: «Паша, иди».
- Позови папу: «Папа, иди».
- - Выложи дорожку от папы к Паше (от Поли к папе, от Паши к Поле).
XIII СТРАНИЦА - ЗВУКОПОДРАЖАНИЯ И СЛОВА НА ЗВУК «Д».
Предлагаемые инструкции и вопросы:
- Взрослый последовательно показывает картинки, дает их название и звукоподражание,
- - Покажи дудочку (домик, дедушку).
- Спрячь домик (дедушку, дудочку).
- Что (кого) спрятала?
4. - На чем поиграем: «Ду - ду!»
- Покажи старенького человека.
- Что имеет окна, крышу, двери (предварительно - в задании № 2 ребенок рассматривает домик, выделяя его части)?
5. - Позови дедушку.
- Поиграй на дудочке.
- Какую картинку не назвали.
6. - Положи рядом с дудочкой одну мозаику.
Взрослый предлагает произносить звукоподражание столько раз, сколько мозаик лежит рядом с картинкой.
7. - Проводи дедушку к домику (дедушку к дудочке).
(Ребенок проводит рукой или пальцами в заданном направлении от картинки к картинке).
- - Построй дорожку от дедушки к домику (от дедушки к дудочке).
- Взрослый читает стихотворные тексты, побуждая ребенка к сопряженному или отраженному проговариванию звукоподражаний и слов:
Ду-ду-ду-ду! | ||
Потерял Ваня дуду. | ||
А я дудочку нашла, | ||
ДУ-ДУ | И Ванюше отдала: | |
Ду - ду - ду - ду! | ||
Ай, ду-ду! Ай, ду-ду! | ||
Сидит ворон на дубу |
XIV СТРАНИЦА - ИГРОВЫЕ ЗАДАНИЯ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА РАЗЛИЧЕНИЕ ПРЕДМЕТОВ ПО ВЕЛИЧИНЕ (БОЛЬШОЙ - МАЛЕНЬКИЙ), ПОНИМАНИЕ ИНСТРУКЦИЙ, СОДЕРЖАЩИХ СЛОВА С УМЕНЬШИТЕЛЬНО-ЛАСКАТЕЛЬНЫМ ЗНАЧЕНИЕМ.
Предлагаемые инструкции и вопросы:
Взрослый последовательно показывает картинки, называет их: «Большой дом. Маленький домик».
Где большой дом? Где маленький домик? Покажи.
Закрой дом. Закрой домик.
Закрыв листом бумаги одну картинку (дом), взрослый рассматривает с ребенком вторую картинку - домик:
Это дом? Это домик? (Побуждает ребенка к произнесению слов «нет», «да»).
Проводи матрешку в дом, а куколку - в домик.
Проводи большую матрешку в дом, а маленькую матрешку - в домик.
XV СТРАНИЦА - ЗВУКОПОДРАЖАНИЯ «ТУ-ТУ» , «ТУК-ТУК», «ТИК-ТАК».
Предлагаемые инструкции и вопросы:
- Взрослый последовательно показывает ребенку картинки, называет их, дает образец звукоподражания.
- Ребенок совершает игровые действия с заданной картинкой:
- Спрячь поезд (молоток, часы).
- Проводи куколку (или любую другую мелкую игрушку) к часам (молотку, поезду).
- Сделай дорожку к поезду (молотку, часам). (Вызов звукоподражаний).
3. - Что спрятала? (одна картинка закрыта листом бумаги).
- Что услышал? (Взрослый дает образец звукоподражания, ребенок показывает соответствующую картинку).
4. - На чем поедем кататься? Покажи. Как гудит поезд? («Ту - ту»).
- Чем гвозди забиваем? Покажи. Как стучит молоток? («Тук - тук»).
- Что тикает? Как? («Тик-так»).
5. Взрослый произносит звукоподражание, сопровождая его имитационными движениями и побуждая ребенка к
аналогичным действиям:
тук - тук | движения кулаком сверху вниз |
ту - ту | руки согнуты в локтях и прижаты к бокам, движения рук вперед - назад |
тик - так | руки на бедрах, наклоны туловища в стороны, или наклоны головы попеременно к правому и левому плечу |
6. Взрослый читает стихотворные тексты, побуждая ребенка к сопряженному, отраженному или произвольному произнесению звукоподражаний:
ТУ-ТУ | Вот поезд наш едет, колеса стучат: Ту - ту , ту - ту, ту - ту! А в поезде этом ребята сидят. Ту - ту, ту - ту, ту - ту! |
ТУК-ТУК | Строим, строим новый дом: Тук - тук молотком. |
ТИК-ТАК | Наши часики стучат: Тик-так, тик-так. |
XVI СТРАНИЦА - РАЗЛИЧЕНИЕ ДЕЙСТВИЙ: ТОЛЯ СИДИТ, ТАТА ИДЕТ, ТОМА ЛЕЖИТ.
Предлагаемые инструкции и вопросы:
1. Взрослый последовательно показывает каждую картинку, называет объект и его действие.
- Это Тата. Тата идет.
- Это Толя. Толя сидит.
- Это Тома. Тома лежит.
2. - Покажи мальчика, который сидит. Как его зовут?
- Покажи девочку, которая идет. Как ее зовут?
- Покажи девочку, которая сидит. Как ее зовут?
- Спрячь Тому (Толю, Тату). Кого спрятала?
3. - Дай Томе конфетку. (Побуждать к произнесению фразы: «На, Тома!»).
- Дай Толе печенье.
- Дай Тате яблочко.
- - Кто ушел? (Одна - две картинки закрываются листом бумаги).
- - Посчитай ребяток (пересчет с использованием речевого образца или совмещенных со взрослым действий).
- - Проводи пальчик к Томе (Тате, Толе).
- Сделай дорожку к Толе (Томе, Тате).
XVII СТРАНИЦА - ЗВУКОПОДРАЖАНИЯ «ГА-ГА», «ГУЛЯ», «ГОП-ГОП».
Предлагаемые инструкции и вопросы:
- Взрослый последовательно показывает картинки, называет слово и звукоподражание.
- - Спрячь гулю (гуся, лошадь).
- Кто спрятался? (Одна из картинок закрыта листом бумаги).
3. - Кто кричит: «Га-га!» ( «гуля-гуля», «гоп»)?
- У кого есть хвост и грива?
- У кого есть клюв и крылья?
- Кто летает?
- Кто бежит?
- Взрослый предлагает малышу подложить к каждой картинке заданное количество мозаик или кружочков. Нажимая на каждую мозаику (кружочек), ребенок проговаривает звукоподражания (сопряженно, отраженно или спонтанно). В случае затруднения можно использовать совмещенные действия (взрослый действует руками ребенка).
- - Гусь идет в гости к лошади. Проводи его пальчиком.
(Аналогичные движения осуществляются от лошади к голубю, от голубя к гусю и наоборот).
6. - Угости лошадь печеньем, а голубя - хлебушком. (Побуждать ребенка произносить фразу: «Гуля, на!»)
- Дай гусю красную мисочку (от цветных вкладышей), а голубю - желтую. (Предлагаемая фраза: «Га - га, на! Гуля, на!»)
7. - Попроси у гуся мисочку: «Дай, га-га!»
- Попроси у голубя мисочку: «Гуля, дай!»!
8. Взрослый читает стихотворный текст, побуждая ребенка к сопряженному, отраженному или произвольному
звукоподражанию:
ГА-ГА | Гуси - гуси! Га - га - га. Есть хотите? Да, да, да. | Белые гуси вышли на луга. Крикнули гуси: Га - га - га! |
ГУЛЯ-ГУЛЯ | Прилетели гули, гули - голубочки: Гуля - гуля - гуля. | На головку сели моей дочке: Гуля - гуля - гуля. |
ГОП-ГОП | Гоп - гоп ! Конь живой И с хвостом, и с гривой... | Он качает головой, Вот какой красивый! Гоп - гоп - гоп! |
XVIII СТРАНИЦА - ЗВУКОПОДРАЖАНИЯ «КУ-КУ», «КАР», «КО-КО».
Предлагаемые инструкции и вопросы:
- Взрослый последовательно показывает картинки, рассматривает их вместе с ребенком, дает название и звукоподражание.
- - Спрячь курочку (кукушку, ворону).
- Кто улетел? (Одна из картинок закрыта листом бумаги).
Взрослый побуждает ребенка к сопряженному, отраженному или произвольному произнесению звукоподражаний.
3. - Кто кричит: «Ку-ку!» Покажи. (Аналогичные вопросы со звукоподражаниями «ко-ко», «кар-кар»).
- Как кричит ворона (кукушка, курочка)?
- - Угадай, кто позвал: «Кар - кар!» (ку - ку, ко - ко).
- - Дай вороне одну ягодку (мозаику), курочке - две, кукушке - три. (Побуждать к произнесению фразы: «На, ко-ко!»).
- - Проводи курочку к вороне (кукушку к курочке, ворону к кукушке и пр.) Ребенок проводит рукой (пальцем) в заданном направлении от картинки к картинке.
- - Построй дорожку (в заданном направлении).
- Взрослый произносит звукоподражание, сопровождая его имитирующими действиями:
кар - кар | движения туловищем вперед с наклонами головы |
ку-ку | пальцы собраны в щепоть, движения руки сверху вниз |
ко - ко | пальцы руки прижаты друг к другу, указательный палец соединяется с большим |
9. Взрослый читает стихотворный текст, побуждая ребенка к сопряженному, отраженному или произвольному звукоподражанию:
КУ-КУ | Считать кукушка научилась. На том ученье прекратилось. Ку - ку, ку - ку. | Две кукушки, две болтушки Повстречались на опутдке, Сели рядом на суку И кричат: «Ку - ку, ку - ку!» |
КО-КО | Куры крыльями махали: Ко - ко, ко - ко! Куры клювами стучали: Ко - ко, ко- ко! | Курочка прыг на крыльцо, Она снесла тебе яйцо: Ко - ко - ко, ко-ко - ко! |
XIX СТРАНИЦА - ЗВУКОПОДРАЖАНИЯ «ОХ», «УХ», «ХА».
Предлагаемые инструкции и вопросы:
1. Взрослый последовательно показывает картинки, называет их, дает образец звукоподражаний.
- Это сова. Она кричит: «Ух - ух - ух!»
- Это девочка. Она увидела сову и смеется: «Ха - ха - ха!»
- Девочка увидела сову и испугалась: «Ох - ох - ох!»
Особое внимание уделяется пониманию эмоций детей, изображенных на картинках (смеется, плачет).
2. - Покажи сову (девочку, которая смеется, плачет).
- Спрячь девочку, которая смеется (плачет), сову (побуждать к произвольному звукоподражанию).
3. Взрослый предлагает дать имена девочкам (использовать отработанные слова Тата, Тома, Ляля и др.).
- Угости Тату На, Тата....
4. - Как смеется Ляля?
- Как плачет Тата?
- Как кричит сова?
- - Построй дорожку (в заданном направлении).
Сводная таблица звукоподражаний
Звук | Звукоподражания голосам животных и подзывы | Звукоподражания бытовым, транспортным и музыкальным шумам | Эмоциональные восклицания | Слова |
М | МУ - корова АМ - собачка МЯУ - кошка МЕ - коза | АМ - ребенок ест | Мама, Маша, мой, Мила, мыло | |
П | ПИ - цыплята, мышка, птичка ПУХ - ружье, хлопушка | ОП, ПРЫГ - мячик прыгает | Папа, Поля, Паша, пила | |
Б | БЕ - овечка | БОМ - барабан БИ-БИ - гудит машина БУЛЬ - чайник | БАЙ - пора спать БО-БО - у ребенка болит ушко, ручка, носик БУХ - упал | Баба |
Д | ДУ-ДУ - дудочка ДИНЬ - колокольчик, ложка в стакане | ДА - выражение согласия | Дай, деда, домик (дом) | |
Т | ТУ - поезд, пароход ТУК - молоток ТЮК - топор ТИК-ТАК - часы | ТОП - малыш топает | Тата, Толя, Тома, тетя | |
Н | НО - лошадка | НА | Ната | |
К | КУ - кукушка КО - курочка КАР - ворона КРЯ - уточка | КУ-КУ - малыш спрятался КАЧ - на качелях КАП - вода из крана | Катя, Котя, киса (котик), Коля | |
Г | ГА-ГА - гусь ГУЛЯ - позови голубя ИГО-ГО - лошадь | ГОП - едем на лошадке | Галя | |
X | УХ - сова | АХ - упал ОХ - болит УХ - прыгают | ||
Л | ЛЯ-ЛЯ - песня | Ляля, Оля, Лёля |
Предварительный просмотр:
Артикуляционная гимнастика.
Цель: развитие кинестетических ощущений, усиление активности губ, языка и развитие их подвижности.
1. Упражнение «Заборчик».
Зубы ровно мы смыкаем
И заборчик получаем,
А сейчас раздвинем губы –
Посчитаем наши зубы.
2. Упражнение «Хобот слоненка».
Подражаю я слону
Губы хоботом тяну…
Даже если я устану,
Их тянуть не перестану.
Буду долго так держать,
Свои губы укреплять
3.«Домик открывается»
Ротик широко открыт,
Язычок спокойно спит.
Цель: научиться спокойно открывать и закрывать рот, расслабляя мышцы языка. Удерживать губы и язык в заданном положении.
Описание: Слегка улыбнуться, медленно открыть рот (как для пропевания звука «а»: «а-а-а»), подержать рот открытым 5-10 секунд, медленно закрыть.
4. «Любопытный язычок»
Вот и вышел на порог
Любопытный язычок.
«Что он скачет взад-вперед?» -
Удивляется народ.
Цель: укреплять мышцы языка, развивать его подвижность.
Описание: Улыбнуться, слегка приоткрыть рот и производить движения языком вперёд-назад. Язык кладём на нижнюю губу, затем убираем его в рот. Рот остаётся открытым. Упражнение выполняется 8-10 раз.
5.«Лягушка»
Ниже нижнюю губу
Опущу я, как смогу.
Цель: отрабатывать движение нижней губы вниз и на место. Развивать
подвижность и укреплять мышцы губ.
Описание: Ребёнок опускает нижнюю губу, обнажая нижние зубы, и возвращает
её на место. Упражнение выполняется до 10 раз.
6. «Зайчик»
Губку верхнюю подняв,
Замер зайчик, зубки сжав.
Цель: отрабатывать движение верхней губы вверх и на место. Развивать подвижность и укреплять мышцы губ.
Описание: Ребёнок поднимает верхнюю губу, обнажая верхние зубы, и опуская
её обратно. Упражнение выполняется до 10 раз.
7. «Окошко»
Рот прикрою я немножко,
Губы сделаю «окошком».
Зубки рядышком стоят
И в окошечко глядят.
Цель: развивать мышечную силу и подвижность губ.
Описание: Зубы почти сомкнуты. Губы принимают положение окошечка. Удерживать их в таком положении 5-10 секунд.
8. «Хомячок»
Языком давить стараюсь,
В щеку сильно упираюсь.
Раздалась моя щека,
Как мешок у хомяка.
Цель: развивать произвольные движения языка. Укреплять мускулатуру языка и щек.
Описание: Язык поочерёдно упирается в правую и левую щёки, задерживаясь в каждом положении на 3-5 секунд.
9. «Чашечка»
Улыбаюсь, рот открыт:
Там язык уже стоит.
К зубкам подняты края –
Вот и «чашечка» моя.
Цель: научиться удерживать язык в форме чашечки наверху, у верхних зубов. Укреплять мускулатуру языка.
Описание: Улыбнуться, открыть рот и установить язык наверху в форме
чашечки.
10. «Вкусное варенье»
Как будто варенье лежит на губе –
Слижу его «чашечкой» в ротик себе.
Цель: отрабатывать движение широкой передней части языка в форме чашечки вверх. Укреплять мышцы языка.
Описание: Улыбнуться, открыть рот и языком в форме чашечки облизывать губу, делая движение сверху вниз. Можно продолжить движение и убрать язык в рот,
не разрушая «чашечку».
Предварительный просмотр:
Дыхательные упражнения.
Цель: развитие речевого дыхания, силы голоса, тренировка мышц губ.
1.«Мыльные пузыри»
Цель: развитие сильного плавного выдоха; активизация губных мышц.
Оборудование: пузырек с мыльным раствором, рамка для выдувания пузырей, трубочки различного диаметра - коктейльные, из плотной бумаги, пластиковая бутылка с отрезанным дном.
Ходигры: Поиграйте с ребенком в мыльные пузыри: сначала педагог выдувает пузыри, а ребенок наблюдает и ловит их. Затем предложите ребенку выдуть пузыри самостоятельно. Следует учесть, что выдувание мыльных пузырей часто оказывается для малышей довольно трудной задачей. Постарайтесь помочь ребенку - подберите разные рамки и трубочки, чтобы ребенок пробовал и выбирал, с помощью чего легче добиться результата. Можно самостоятельно изготовить жидкость
для мыльных пузырей: добавить в воду немного жидкости для мытья посуды и сахара. Не забывайте следить за безопасностью ребенка - не позволяйте пробовать и пить жидкость.
2.«Перышко, лети!»
Цель: развитие сильного плавного направленного выдоха; активизация губных мышц.
Оборудование: птичье перышко.
Ходигры: Подбросьте перышко вверх и дуйте на него, не давая упасть вниз. Затем предложите подуть ребенку. Обратите его внимание на то, что дуть нужно сильно, направляя струю воздуха на перышко снизу вверх.
3.«Булькание» (Галанов А.С. «Игры, которые лечат» с.11)
Цель: развитие сильного ротового выдоха; обучение умению дуть через трубочку; активизация губных мышц.
Оборудование: стакан или бутылочка с водой, коктейльные трубочки разного диаметра.
Ходигры: В стакан, наполовину наполненный водой, опустите коктейльную трубочку и подуйте в нее - пузыри с громким бульканьем будут подниматься на поверхность. Затем дайте трубочку ребенку и предложите подуть. Давай сделаем веселыебульки! Возьми трубочку и подуй в стакан воды. Если дуть слабо - получаются маленькие бульки. А если подуть сильно, то получается целая буря! Давай устроим бурю! По "буре" в воде можно легко оценить силу выдоха и его длительность. В начале занятий диаметр трубочки должен быть 5-6 мм, в дальнейшем можно использовать более тонкие трубочки. Многие дети, которые привыкли пить сок из пакетиков через трубочку, не сразу понимают, что от них требуется, могут начать пить воду (поэтому на всякий случай лучше использовать очищенную питьевую воду). В этом случае сначала предложите подуть через трубочку на кусочек ватки на столе или на ладошку, чтобы почувствовать выходящий из трубочки воздух. Другая из возможных проблем - ребенок может кусать и грызть мягкую трубочку или перегибать ее. В этом случае можно использовать корпус гелевой ручки - прозрачную трубочку из твердой пластмассы. Кроме этого, ребенок может, держа трубочку в губах, выдыхать воздух через нос. В этом случае следует аккуратно зажать нос малыша пальцами и предложить подуть снова.
4.«Самолётики» (Д.Н. Колдина «Игровые занятия с детьми 2-3 лет» с.9)
Цель: формирование правильного носового дыхания, плавного длительного выдоха.
Обоудование: игрушка (игровой персонаж) кусочки разноцветной бумаги на подносе.
Ход игры: Игрушка: Я прилетел(ла) к вам ребята на самолёте.Посмотрите, как много у меня тут самолётиков (показывает поднос). Давайте подуем на самолётики, чтобы они улетели высоко-высоко в небо.
5.«Песня ветра»
Цель: развитие сильного плавного выдоха; активизация губных мышц.
Оборудование: китайский колокольчик "песня ветра".
Ход игры: Подвесьте колокольчик на удобном для ребенка расстоянии (на уровне лица стоящего ребенка) и предложите подуть на него. Обратите внимание на то, какой мелодичный получается звук. Затем предложите подуть сильнее - звук стал громче. Игра может проводиться как индивидуально, так и в группе детей.
6. «Птичка, лети!» (Д.Н. Колдина «Игровые занятия с детьми 2-3 лет» с.110)
Цель: формирование правильного речевого дыхания, плавного длительного выдоха.
Обоудование: бумажные птички на ниточке.
Ход игры:взрослый показывает детям птичку. Предлагает подуть на нее, чтобы птичка могла полететь и показывает как сделать глубокий вдох через нос и плавный выдох через рот, сложив губы трубочкой. Дети дуют на птичку, а она «парит» в воздухе.
7.«Тёплое и холодное дыхание» (Д.Н. Колдина «Игровые занятия с детьми 2-3 лет» с.119)
Цель: формирование правильного речевого дыхания, активизация губных мышц.
Ход игры: Воспитатель объясняет и показывает, как делать горячий и холодный воздух привыдохе: «Надо набрать побольше воздуха через нос, сделать губы трубочкой и выдуть воздух на ладошку – пойдет холодный воздух. А если еще раз набрать воздух и выдохнуть его с широко раскрытым ртом, то нашей ладошке станет тепло». Несколько раз поторите упражнение с детьми.
8.«Мы подуем высоко…» (Д.Н. Колдина «Игровые занятия с детьми 2-3 лет» с.119)
Цель: формирование правильного речевого дыхания, активизация губных мышц.
Ход игры: Дети выполняют игровые действия согласно словам стихотворения.
Мы подуем высоко, (дети поднимаются на носочки, руки на поясе и дуют)
Мы подуем низко, (приседают на корточки и дуют)
Мы подуем далеко, (встают, руки на пояс, дуют, сложив губы трубочкой,
вытягивая голову вперед)
Мы подуем близко, (подносят ладонь к лицу и дуют на ладонь)
9.«Чей одуванчик раньше улетит?» (Фомичева М.Ф. «Воспитание у детей правильного произношения».с. 148)
Цель:Развитие умения длительно и плавно выдыхать воздух через рот; активизация мышц губ.
Ход игры: Игра проводится на воздухе. Когда дети гуляют, воспитатель предлагает сорвать по одному отцветшему одуванчику . Показывает как подуть на цветок, чтобы полетели парашютики. Дети дуют на одуванчики так, чтобы слетели все пушинки. Сдуть все пушинки нужно за 3-4 раза.
10.«Пускание корабликов» (Фомичева М.Ф. «Воспитание у детей правильного произношения».с. 150)
Цель: формирование умения сочетать произнесение звука с началом выдоха.
Оборудование: таз с водой, бумажный кораблик.
Ход игры: Воспитатель предлагает детям покататься на кораблике. Чтобы кораблик двигался, нужно дуть на него не торопясь, сложив губы как для произнесения звука «ф» . Можно дуть вытягивая губы трубочкой, но не надувая щек. Кораблик при этом плывет плавно. Воспитатель: «Но вот налетел порывистый ветер» - дети произносят звук «п» 2-3 раза на одном выдохе: п-п-п.
11.«Птицеферма» (Фомичева М.Ф. «Воспитание у детей правильного произношения».с. 152)
Цель: Развитие речевого дыхания. Учить детей на одном выдохе произносить 3-4 слога.
Оборудование: игрушки: курица, цыпленок, петух, утка, гусь.
Ход игры: Воспитатель показывает детям игрушки и воспроизводит звукоподражания 3-4 раза. Затем игрушки убирают. Воспитатель говорит детям: «вот мы пришли на ферму, а навстречу нам …(показывает курицу) курица. Как она поздоровается с нами?» Дети: «Ко-ко-ко».
«Пошли мы дальше. Навстречу нам…(показывает гуся) гусь. Как он поздоровается с нами?» Дети: «Га-га-га». Далее воспитатель показывает последовательно остальные игрушки, а дети произносят соответствующие звукоподражания. Сначала говорят все участники игры. Затем можно попросить 3-4 детей по одному.Следить, чтобы звукоподражания дети произносили на одном выдохе (2-3, 3-4 звукоподражания).
12.«Лети, бабочка!»
Цель: развитие длительного непрерывного ротового выдоха; активизация губных мышц.
Оборудование: 2-3 яркие бумажные бабочки.
Ходигры: Перед началом занятия к каждой бабочке привяжите нитку длиной 20-40 см, нитки прикрепите к шнуру на некотором расстоянии друг от друга. Шнур натяните так, чтобы бабочки висели на уровне лица стоящего ребенка. Педагог показывает ребенку бабочек и предлагает поиграть с ними. Смотри, какие красивые разноцветные бабочки! Посмотрим, умеют ли они летать. Педагог дует на бабочек. Смотри, полетели! Как живые! Теперь ты попробуй подуть. Какая бабочка улетит дальше? Ребенок встает возле бабочек и дует на них. Необходимо следить, чтобы ребенок стоял прямо, при выдохе не поднимал плечи, дул на одном выдохе, не добирая воздух, не надувал щеки, а губы слегка выдвигал вперед. Дуть можно не более 10 секунд с паузами, чтобы не закружилась голова.
13.«Ветерок»
Цель: развитие сильного плавного ротового выдоха; активизация губных мышц.
Оборудование: бумажные султанчики (метёлочки).
Ход игры: Перед началом игры необходимо подготовить метёлочки. Для этого прикрепите полоски цветной бумаги к деревянной палочке. Можно использовать тонкую папиросную бумагу, или елочное украшение "дождик". Педагог предлагает поиграть с метёлочкой. Показывает, как можно подуть на бумажные полоски, потом предлагает подуть ребенку. Представь, что это волшебное дерево. Подул ветерок - и зашелестели на дереве листочки! Вот так! А теперь ты подуй! Игра может проводиться как индивидуально, так и в группе детей. Во втором случае дети дуют на свои метёлочки одновременно.
14.«Вертушка» (Галанов А.С. «Игры, которые лечат» с.11)(Галанов А.С. «Игры, которые лечат» с.10)
Цель: развитие длительного плавного выдоха; активизация губных мышц.
Оборудование: игрушка-вертушка.
Ход игры: Перед началом игры подготовьте игрушку-вертушку. Можно изготовить ее самостоятельно при помощи бумаги и деревянной палочки. Покажите ребенку вертушку. На улице продемонстрируйте, как она начинает вертеться от дуновения ветра. Затем предложите подуть на нее самостоятельно : Давай сделаем ветер - подуем на вертушку. Вот как завертелась! Подуй еще сильнее - вертушка вертится быстрее. Игра может проводиться как индивидуально, так и в группе детей.
Предварительный просмотр:
Пальчиковая гимнастика.
Цель: Развитие мелкой моторики рук детей младшего дошкольного возраста в процессе пальчиковых игр.
1.«Капустка»
Мы капусту рубим-рубим,
Мы капусту солим-солим,
Мы капусту трём-трём,
Мы капусту жмём-жмём.
Движения прямыми ладонями вверх-вниз, поочерёдное поглаживание подушечек пальцев, потирать кулачок о кулачок. Сжимать и разжимать кулачки.
2. «Репка»
Тянут, тянут бабка с дедкой
Вытягивание пальцев за ногтевые фаланги
Из земли большую репку:
Вот пришла бы наша внучка,
Помогла б собачка Жучка.
Где же кошка, мышка – крошка?
Одноимённые пальцы прикасаются друг к другу.
Хоть держалась крепко,
Вытянута репка.
3. «Яблоки».
Большой пальчик яблоки трясёт.
Кисти сжаты в кулак, разгибаем большой пальчик.
Второй их собирает.
Разгибаем указательный палец.
Третий их домой несёт.
Разгибаем средний палец
Четвёртый высыпает.
Разгибаем безымянный.
Самый маленький – шалун.
Разгибаем мизинец
Всё, всё, всё съедает.
4. «Апельсин»
Мы делили апельсин
Апельсин всего один.
Это долька для кота,
Это долька для ежа,
Это долька для улитки,
Это долька для чижа,
Ну а волку – кожура.
Начиная с мизинца, загибать попеременно все пальцы.
5. «Моя семья»
Этот пальчик – дедушка.
Этот пальчик – бабушка.
Этот пальчик – папочка.
Этот пальчик – мамочка.
Этот пальчик – я,
Вот и вся моя семья.
По ходу чтения, загибается на ручке
ребенка пальчик, начиная с большого пальчика.
6. «Цветочек для мамочки»
Ой, в нашем цветнике
Большой цветок на стебельке.
Раскрывать и закрывать кулачок, пальчики, будто лепестки.
От ветерка качается,
Движения руками вправо-влево.
И мне улыбается!
Я мамочку поцелую
И цветочек подарю ей!
Мимика, жесты.
7. «Пять пальчиков»
У детишек – шалунишек,
Девочек и мальчиков,
Знаем мы, на каждой ручке
Пять веселых пальчиков.
Раз, два, три, четыре, пять.
Дети показывают ладони, покачивают
запястьями влево - вправо.
Поочередно загибают пальчики.
8. «Это я».
Это глазки. Вот, вот.
Это ушки. Вот, вот.
Это нос, это рот.
Там спинка. Тут живот.
Это ручки. Хлоп-хлоп.
Это ножки. Топ- топ.
Ох устали вытрем лоб!
Дети показывают части тела и выполняют движения в соответствии с текстом.
9. «Утро настало»
Утро настало.
Солнышко встало.
-Эй, братец Федя
Разбуди соседей.
- Вставай, Большак!
- Вставай, Указка!
- Вставай, середка!
- и крошка Митрошка!
Привет, Ладошка.
Все потянулись и проснулись.
Поочередно загибаем пальчики левой и правой руки.
10. «Раз, два, три»
Раз, два, три, четыре, пять
Будем пальчики считать
Все они умелые
Дружные и смелые.
На другой руке опять
Будем пальчики считать
Все они умелые
Дружные и смелые.
Раз, два, три, четыре, пять.
Стали ручки танцевать.
Раскрывают поочередно пальчики правой руки, шевелят пальчиками.
Сжимают и разжимают кулачки.
Раскрывают поочередно пальчики левой руки, шевелят пальчиками.
11. «Этот пальчик хочет спать»
Этот пальчик хочет спать,
Этот пальчик лег в кровать,
Этот пальчик чуть вздремнул,
Этот пальчик уж уснул,
Этот пальчик крепко спит
Тише дети не шумите,
Пальчики не разбудите.
Дети загибают пальчики, начиная с мизинца.
12. «Две веселые лягушки»
Две веселые лягушки
Ни минуты не сидят,
Ловко прыгают подружки,
Только брызги вверх летят.
Дети сжимают руки в кулачки и кладут
их на стол пальцами вниз. Резко разжимают пальцы (руки как бы подпрыгивают над столом) и кладут ладони на стол. Затем резко сжимают кулачки и опять кладут их на стол.
13. «Домашние птицы»
Есть у курицы цыплёнок,
У гусыни есть гусёнок,
У индюшки – индюшонок,
А у утки есть утёнок.
Большим пальцем поочерёдно касаться остальных, начиная с мизинца.
У каждой мамы малыши,
Все красивы хороши!
Показать все пальчики, «играя» ими.
14. «Лошадки»
По дороге белой, гладкой
Скачут пальцы как лошадки
Чок-чок-чок.
Чок- чок-чок.
Скачет резвый табунок
Пальцы скачут по столу,
повторяя текст за взрослым:
«чок-чок , чок-чок»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для педагогов на тему: «Коррекционно-развивающие игры в речевом развитии детей»
Игры – это любимое занятие наших детей. Трудно найти ребёнка, который не любил бы игр. Вместе с тем игра это не только детское развлечение, но и самый большой помощник родителям в воспитании детей. Во...
«Мы начинаем КВН!» сценарий мероприятия по речевому развитию для детей старшей группы
развлечениее для дошкольников старшего возраста...
Коррекционно - развивающие мероприятия по речевому развитию для детей от 1 года до 2 лет
План развивающих мероприятий на 3 месяца...
Программа коррекционно-развивающей деятельности по речевому развитию детей дошкольного возраста (Коррекция звукопроизношения)
Программа коррекционно-развивающей деятельности по речевому развитию детей дошкольного возраста (Коррекция звукопроизношения)...
Конспект педагогического мероприятия по речевому развитию для детей младшего дошкольного возраста «В гостях у сказки»
Конспект педагогического мероприятия по речевому развитию для детей младшего дошкольного возраста «В гостях у сказки»...
Практическая консультация: «Коррекционно-развивающая работа по речевому развитию детей посредством технологии легоконструирования»
Практическая консультация для педагогов. Педагоги знакомятся с возможностями конструктора Легоконструктора в речевом развитии дошкольников через практические игры и упражнения....