Коррекционный час
материал по коррекционной педагогике (подготовительная группа)

Васина Светлана Алексеевна

Успешность и эффективность логопедической работы напрямую зависит от того, насколько хорошо организована работа в целом по развитию и коррекции речи, профессионального контакта логопеда с воспитателем – непосредственным участником коррекционно-развивающего процесса, взамосвязь в закреплении знаний и навыков, полученных детьми на занятиях с логопедом. В этом большую роль играют коррекционные часы, которые проводит воспитатель по заданию логопеда.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл коррекционный час17.34 КБ

Предварительный просмотр:

Успешность и эффективность логопедической работы напрямую зависит от того, насколько хорошо организована работа в целом по развитию и коррекции речи, профессионального контакта логопеда с воспитателем – непосредственным участником коррекционно-развивающего процесса, взамосвязь в закреплении знаний и навыков, полученных детьми на занятиях с логопедом. В этом большую роль играют коррекционные часы, которые проводит воспитатель по заданию логопеда.

Структура коррекционного часа:

1. Игры на развитие высших психических  функций: внимания, памяти, мышления, наблюдательности, восприятия.

2. Игры  и упражнения на развитие грамматического строя речи.

3. Упражнения на развитие мелкой моторики.

4. Индивидуальная работа по коррекции разделов общеобразовательной программы.

5. Пальчиковая гимнастика.

6. Игры и упражнения на координацию речи с движением.

Целью коррекционного часа является коррекция речевых нарушений через развитие речевых и неречевых психических функций. Задачи у каждого свои.

Задачи коррекционного часа:

1.Постоянное совершенствование артикуляционной, тонкой и общей моторики.

2.Закрепление произношения поставленных логопедом звуков. 3.Обогащение, уточнение и активизация отработанной лексики в соответствии с лексическими темами программы.

 4.Упражнение в правильном употреблении сформированных грамматических категорий.

5.Развитие внимания, памяти, логического мышления в играх и упражнениях на бездефектном речевом материале.

6.Формирование связной речи.

7.Закрепление формирующихся навыков звуко-слогового анализа и синтеза (закрепление навыков чтения и письма).

Придерживаясь принципов организации коррекционного часа таких как принцип занимательности (учитывая несформированность познавательной деятельности у дошкольников, необходимо использовать принцип занимательности с целью вовлечения детей в целенаправленную деятельность, формирования у них желания выполнять предъявленные требования и стремления к достижению конечного результата), принцип новизны, принцип динамичности (заключается в постановке таких целей по коррекции, обучению, развитию ребенка, которые бы постоянно углублялись и расширялись, т.к. необоснованное дублирование содержания и задач деятельности детей – одна из причин снижения внимания и интереса детей к обучению) мы особое место в коррекционном часе уделяем дидактическим играм, изготовленным педагогами группы. За неделю до новой лексической темы мы обсуждаем над чем мы будем работать (какие задачи каждый из педагогов будет решать) и какие игры нам для этого потребуются.

Коррекционный час всегда начинается с артикуляционной гимнастики. Комплекс А.Г. составляет логопед, так как она понимает над каким артикуляционным укладом сейчас работаем (комбинирует свистящие и т.д) Затем идёт работа по заданию учителя-логопеда.

На своём занятии учитель-логопед знакомила  детей с составом слова,  используя приём словообразования, через детали конструктора. Наша же задача состояла в том, чтобы создать ситуацию, которая позволила бы  актуализировать в активной речи новые слова, понимать и пользоваться ими.

Для закрепления понимания детьми значения приставочных глаголов мы изготовили игру «Лото».

Была создана среда для самостоятельного  использования полученных навыков в самостоятельной  речи. Дети самостоятельно, используя опытническую деятельность получали новые слова от слова лил, используя приём логопеда, приставляя частичку к слову, тут же закрепляли действиями. Им это было интересно.

В структуру коррекционного часа обязательно включаются задания на развитие высших психических функций. Например «Какой птицы не стало», «Какая птица улетела», «Покажи и назови», «Составь из частей целое»  - на развитие памяти, зрительного восприятия и логического мышления, также эти игры направлены на развитие грамматического строя, отработку родительного падежа существительных.

В коррекционном часе должна проводиться индивидуальная работа по коррекции разделов общеобразовательной программы. Нами была взята игра «Продолжи ряд» - ребёнок испытывает трудности в умение устанавливать последовательность в логическом ряду. Также эта игра направлена на  развитие логического мышления,

На каждом коррекционном часе идет автоматизация поставленных звуков. Здесь мы отрабатывали звуки «р» «рь»в словах. Чем больше ребёнок проговорит слов с этим звуком, тем лучше. Поэтому применялись разные подходы, такие как: назови всех птиц, раздели на 2 группы: перелётные и зимующие, поставь птицу к нужной схеме, определение места позиции звука в слове, выложи ряд картинок в том порядке, в котором я назову (развитие памяти)

Задания для коррекционного часа

Цель: Закрепление понимания детьми значения приставочных глаголов.

Задачи: 1. Создать ситуацию, которая позволит актуализировать в активной речи новые слова, понимать и пользоваться ими.

2. Развитие зрительной памяти.

Хотите поиграть в новую игру «Лото»? Умеете играть в «Лото».

Посмотрите, как называется птица на картинках? (синица)

Мы сегодня с ней поиграем.        

Возьмите себе по 2 карточки. Рассмотрите, что делают синицы на ваших картинках. У меня такие же картинки, но они на одном игровом поле. Я буду называть действие синички, а тот, у кого карточка подходит, будет закрывать её у меня на игровом поле. Договорились?

- У кого синица подлетела к кормушке? Закрой нужную картинку, спрячь её (переверни карточку)

-У кого улетела?

- У кого прилетела?

- У кого вылетела?

А сейчас я начну говорить слово, а вы его закончите. При – летела. Повтори всё слово. Где эта картинка? Откройте, проверьте угадали или нет. Что сделала синица на этой картинке? Прилетела.

А как же образовались новые слова. С помощью чего? Было одно слово летела, а стало много других? (с помощью слов-помощников, маленьких частиц при, вы, у, под.

2. Автоматизация звука «р» в словах.

Ребёнку предлагают рассмотреть птиц и назвать их (воробей, ворона, сорока, дятел, трясогузка, грач, скворец).

- Убери птицу в названии которой нет звука «р» или «рь»(дятел)

Отложи в левую сторону зимующих птиц, а в правую перелётных (проговаривает)

Подбери птицу к схеме (звук «р»,»рь»  в начале, середине, конце слова), раздели слово на части, в какой части живёт звук «р».

Выложи ряд картинок в том порядке, в котором я назову:

Воробей, ворона, грач, сорока

Скворец, воробей, трясогузка, ворона


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Коррекционно-развивающая среда для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата" (консультация для педагогов коррекционных групп для детей с НОДА)

Состояние здоровья детей, по данным массовых медицинских обследований, ухудшается. Ведущее рейтинговое место в структуре патологической распространенности у детей занимают нарушение осанки (сутуловато...

Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида (для детей с нарушением зрения). Программы детского сада. Коррекционная работа в детском саду. Под ред. Плаксиной Л.И. – М.: Просвещение, 1997

Одновременно с общеобразовательным процессом осуществляется специальная коррекционная работа, направленная на преодоление отклонений в психофизическом развитии детей с патологией зрения. Конечной цель...

Перспективный план коррекционной работы в старшей группе коррекционной направленности для детей с нарушениями речи

Перспективный план коррекционной работы  в старшей группе коррекционной направленности для детей с нарушениями речи....

СЕМИНАР- ПРАКТИКУМ для воспитателей коррекционных групп "Оснащение коррекционного уголка в коррекционной группе ДОУ ".

Использование коррекционного уголка  позволяет расширить речевую среду в группе, создать у детей эмоциональную отзывчивость и желание участвовать в речевом общении со взрослыми и с...