Коррекционный час
материал по коррекционной педагогике (подготовительная группа)
Успешность и эффективность логопедической работы напрямую зависит от того, насколько хорошо организована работа в целом по развитию и коррекции речи, профессионального контакта логопеда с воспитателем – непосредственным участником коррекционно-развивающего процесса, взамосвязь в закреплении знаний и навыков, полученных детьми на занятиях с логопедом. В этом большую роль играют коррекционные часы, которые проводит воспитатель по заданию логопеда.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
коррекционный час | 17.34 КБ |
Предварительный просмотр:
Успешность и эффективность логопедической работы напрямую зависит от того, насколько хорошо организована работа в целом по развитию и коррекции речи, профессионального контакта логопеда с воспитателем – непосредственным участником коррекционно-развивающего процесса, взамосвязь в закреплении знаний и навыков, полученных детьми на занятиях с логопедом. В этом большую роль играют коррекционные часы, которые проводит воспитатель по заданию логопеда.
Структура коррекционного часа:
1. Игры на развитие высших психических функций: внимания, памяти, мышления, наблюдательности, восприятия.
2. Игры и упражнения на развитие грамматического строя речи.
3. Упражнения на развитие мелкой моторики.
4. Индивидуальная работа по коррекции разделов общеобразовательной программы.
5. Пальчиковая гимнастика.
6. Игры и упражнения на координацию речи с движением.
Целью коррекционного часа является коррекция речевых нарушений через развитие речевых и неречевых психических функций. Задачи у каждого свои.
Задачи коррекционного часа:
1.Постоянное совершенствование артикуляционной, тонкой и общей моторики.
2.Закрепление произношения поставленных логопедом звуков. 3.Обогащение, уточнение и активизация отработанной лексики в соответствии с лексическими темами программы.
4.Упражнение в правильном употреблении сформированных грамматических категорий.
5.Развитие внимания, памяти, логического мышления в играх и упражнениях на бездефектном речевом материале.
6.Формирование связной речи.
7.Закрепление формирующихся навыков звуко-слогового анализа и синтеза (закрепление навыков чтения и письма).
Придерживаясь принципов организации коррекционного часа таких как принцип занимательности (учитывая несформированность познавательной деятельности у дошкольников, необходимо использовать принцип занимательности с целью вовлечения детей в целенаправленную деятельность, формирования у них желания выполнять предъявленные требования и стремления к достижению конечного результата), принцип новизны, принцип динамичности (заключается в постановке таких целей по коррекции, обучению, развитию ребенка, которые бы постоянно углублялись и расширялись, т.к. необоснованное дублирование содержания и задач деятельности детей – одна из причин снижения внимания и интереса детей к обучению) мы особое место в коррекционном часе уделяем дидактическим играм, изготовленным педагогами группы. За неделю до новой лексической темы мы обсуждаем над чем мы будем работать (какие задачи каждый из педагогов будет решать) и какие игры нам для этого потребуются.
Коррекционный час всегда начинается с артикуляционной гимнастики. Комплекс А.Г. составляет логопед, так как она понимает над каким артикуляционным укладом сейчас работаем (комбинирует свистящие и т.д) Затем идёт работа по заданию учителя-логопеда.
На своём занятии учитель-логопед знакомила детей с составом слова, используя приём словообразования, через детали конструктора. Наша же задача состояла в том, чтобы создать ситуацию, которая позволила бы актуализировать в активной речи новые слова, понимать и пользоваться ими.
Для закрепления понимания детьми значения приставочных глаголов мы изготовили игру «Лото».
Была создана среда для самостоятельного использования полученных навыков в самостоятельной речи. Дети самостоятельно, используя опытническую деятельность получали новые слова от слова лил, используя приём логопеда, приставляя частичку к слову, тут же закрепляли действиями. Им это было интересно.
В структуру коррекционного часа обязательно включаются задания на развитие высших психических функций. Например «Какой птицы не стало», «Какая птица улетела», «Покажи и назови», «Составь из частей целое» - на развитие памяти, зрительного восприятия и логического мышления, также эти игры направлены на развитие грамматического строя, отработку родительного падежа существительных.
В коррекционном часе должна проводиться индивидуальная работа по коррекции разделов общеобразовательной программы. Нами была взята игра «Продолжи ряд» - ребёнок испытывает трудности в умение устанавливать последовательность в логическом ряду. Также эта игра направлена на развитие логического мышления,
На каждом коррекционном часе идет автоматизация поставленных звуков. Здесь мы отрабатывали звуки «р» «рь»в словах. Чем больше ребёнок проговорит слов с этим звуком, тем лучше. Поэтому применялись разные подходы, такие как: назови всех птиц, раздели на 2 группы: перелётные и зимующие, поставь птицу к нужной схеме, определение места позиции звука в слове, выложи ряд картинок в том порядке, в котором я назову (развитие памяти)
Задания для коррекционного часа
Цель: Закрепление понимания детьми значения приставочных глаголов.
Задачи: 1. Создать ситуацию, которая позволит актуализировать в активной речи новые слова, понимать и пользоваться ими.
2. Развитие зрительной памяти.
Хотите поиграть в новую игру «Лото»? Умеете играть в «Лото».
Посмотрите, как называется птица на картинках? (синица)
Мы сегодня с ней поиграем.
Возьмите себе по 2 карточки. Рассмотрите, что делают синицы на ваших картинках. У меня такие же картинки, но они на одном игровом поле. Я буду называть действие синички, а тот, у кого карточка подходит, будет закрывать её у меня на игровом поле. Договорились?
- У кого синица подлетела к кормушке? Закрой нужную картинку, спрячь её (переверни карточку)
-У кого улетела?
- У кого прилетела?
- У кого вылетела?
А сейчас я начну говорить слово, а вы его закончите. При – летела. Повтори всё слово. Где эта картинка? Откройте, проверьте угадали или нет. Что сделала синица на этой картинке? Прилетела.
А как же образовались новые слова. С помощью чего? Было одно слово летела, а стало много других? (с помощью слов-помощников, маленьких частиц при, вы, у, под.
2. Автоматизация звука «р» в словах.
Ребёнку предлагают рассмотреть птиц и назвать их (воробей, ворона, сорока, дятел, трясогузка, грач, скворец).
- Убери птицу в названии которой нет звука «р» или «рь»(дятел)
Отложи в левую сторону зимующих птиц, а в правую перелётных (проговаривает)
Подбери птицу к схеме (звук «р»,»рь» в начале, середине, конце слова), раздели слово на части, в какой части живёт звук «р».
Выложи ряд картинок в том порядке, в котором я назову:
Воробей, ворона, грач, сорока
Скворец, воробей, трясогузка, ворона
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Публикация в журнале "Музыкальная палитра" № 3 2013г. в разделе "Коррекционная страничка". Коррекционно – развивающие игры на координацию речи с движением с музыкальным сопровождением для детей с ФФНР. «Весёлые разминки»
Коррекционно – развивающие игры на координацию речи с движением с музыкальным сопровождением для детей с ФФНР.«Весёлые разминки» ...
"Коррекционно-развивающая среда для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата" (консультация для педагогов коррекционных групп для детей с НОДА)
Состояние здоровья детей, по данным массовых медицинских обследований, ухудшается. Ведущее рейтинговое место в структуре патологической распространенности у детей занимают нарушение осанки (сутуловато...
Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида (для детей с нарушением зрения). Программы детского сада. Коррекционная работа в детском саду. Под ред. Плаксиной Л.И. – М.: Просвещение, 1997
Одновременно с общеобразовательным процессом осуществляется специальная коррекционная работа, направленная на преодоление отклонений в психофизическом развитии детей с патологией зрения. Конечной цель...
Примерный вариант проектирования коррекционно-развивающей работы по теме: «Использование техники пластилинографии в системе коррекционно-развивающей работы с детьми с интеллектуальной недостаточностью.
Данный материал будет интересен педагогам коррекционно-образовательных дошкольных учреждений....
Совместная коррекционно - образовательная деятельность по развитию речи в старшей коррекционной группе "Закончи сказку" учитель-логопед Кулагина Л.В.
конспект совместной образовательной деятельности учителя-логопеда и воспитателя...
Перспективный план коррекционной работы в старшей группе коррекционной направленности для детей с нарушениями речи
Перспективный план коррекционной работы в старшей группе коррекционной направленности для детей с нарушениями речи....
СЕМИНАР- ПРАКТИКУМ для воспитателей коррекционных групп "Оснащение коррекционного уголка в коррекционной группе ДОУ ".
Использование коррекционного уголка позволяет расширить речевую среду в группе, создать у детей эмоциональную отзывчивость и желание участвовать в речевом общении со взрослыми и с...