Особенности работы с семьёй, воспитывающей заикающегося дошкольника, в условиях логопедической группы
статья по коррекционной педагогике

Князева Ирина Валерьевна

В статье раскрываются особенности работы с родителями дошкольников, посещающих логопедическую группу детского сада. Основное внимание уделяется взаимодействию с семьями детей, страдающих заиканием. Эффективность рассматриваемых в статье форм, методов и приёмов доказана многолетним опытом работы на основе тесного сотрудничества педагогов и родителей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osobennosti_raboty_s_semyoy.docx34.16 КБ

Предварительный просмотр:

Особенности работы с семьёй, воспитывающей

заикающегося дошкольника, в условиях логопедической группы

     

В настоящее время, в связи с тенденцией к утяжелению речевых диагнозов у детей дошкольного возраста, все острее ощущается необходимость взаимодействия в коррекционном процессе всех педагогов и специалистов. Систематическая слаженная работа в едином ключе, направленная на всестороннее развитие каждого ребёнка, безусловно, приносит ощутимые результаты. Но добиться максимального эффекта возможно только, если подключить к сотрудничеству самую важную и близкую для ребёнка силу – его семью. Сделать это необходимо, хоть и непросто. Современное поколение родителей зачастую относится к детскому саду, как к сфере обслуживания. Даже добившись для своего ребёнка места в логопедической группе, мамы и папы не желают прикладывать никаких усилий к процессу его воспитания и развития, целиком возлагая эту обязанность на сотрудников детского сада: «Мы вам привели ребёнка, а вы должны достичь нужного нам результата».

Ставя перед собой задачу успешной коррекции речи у каждого воспитанника группы, мы, как профессионалы, не имеем права принимать данную ситуацию такой, какая она есть, и не реагировать на пассивность и безучастность родителей. Особенно это актуально, если мы работаем с заикающимися дошкольниками. Заикание можно победить, если учиться его преодолевать не только в условиях логопедической группы, кабинета логопеда, но и прежде всего там, где ребёнок непосредственно живёт. Ведь к нам приходят воспитанники с уже сформировавшимся речевым дефектом. И, скорее всего, причины его возникновения связаны с особенностями семейного уклада. А устранять симптомы при неизменной первопричине неэффективно.

Кроме того, коррекционная работа по преодолению заикания предполагает организацию и соблюдение специальных речевых режимов, длительные упражнения в плавности и слитности говорения в разных формах речи, систематическое наблюдение невролога и приём рекомендованных им лекарственных препаратов. Таким образом, без активного осознанного участия всей семьи мы не сможем избавить ребёнка от судорожной речи.

Наша работа с семьёй начинается ещё до поступления ребёнка в группу. Ведь само отношение к основному речевому расстройству наших воспитанников в разных семьях абсолютно разное. Некоторые мамы полностью не согласны с логопедическим заключением. Они не считают имеющиеся у ребёнка особенности речи заиканием и не видят необходимости в посещении специализированной группы. «Ему просто трудно сказать; он торопится, боится, что не успеет сказать; он не может подобрать быстро нужные слова» - вот частые объяснения внешних проявлений заикания родителями. Если же близкие и замечают, что с речью ребёнка что-то не в порядке, все равно считают, что само пройдёт.

В других семьях родители, с одной стороны, очень озабочены судорожной речью своего малыша, но совершенно не готовы предпринимать по-настоящему реальные, эффективные меры по восстановлению речевого здоровья. Иногда, сильно переживая по поводу возникшего заикания, родители боятся отдавать ребёнка в детский сад, считают, что в домашних условиях малышу будет надёжнее и спокойнее.

Подобные мнения родителей часто связаны с недостаточным владением ими информацией о заикании, как о речевом расстройстве, о причинах и механизмах его возникновения, об особенностях организации коррекционно-развивающей работы в условиях логопедической группы детского сада. И мы должны в доступной форме восполнить имеющиеся пробелы, раскрыть всю серьёзность имеющегося дефекта, ознакомить с возможными последствиями в случае отказа от коррекции, убедить в необходимости скорейшего начала лечения. О чём же мы говорим с родителями?

Многие бывают крайне удивлены, когда узнают, что заикание – это не просто даже нарушение речи, а настоящая болезнь. Оно включено в Международную классификацию болезней МКБ – 10 и относится к классу «Психические расстройства и расстройства поведения», блоку «Эмоциональные расстройства и расстройства поведения, начинающиеся обычно в детском и подростковом возрасте» под кодом F 98.5. Наряду с заиканием, данный раздел классификации болезней включает энурез, различные тики, гиперактивность.  

Если заикание – это болезнь, значит, его нужно непременно лечить. И лечить, обращаясь за помощью к специалистам. Ведь, если у малыша что-то начинает болеть, мы сразу же спешим к нужному врачу и выполняем все его рекомендации для выздоровления. Так же и с заиканием. Чем раньше начинаешь решать возникшую проблему, тем скорее и результативнее справишься с ней. Но на деле всё получается совершенно не так. Назначениям педиатра, окулиста, ЛОР врача родители стремятся следовать безукоризненно. А когда только начинается заикание и есть реальный шанс избавиться от него в короткий срок, они не бьют тревогу, а довольно долго чего-то выжидают, рассчитывая на «вдруг и само пройдёт» или думают, что «не такое уж оно и сильное, чтобы заниматься лечением».

Подобное бездействие часто объясняется недооценкой всей серьёзности ситуации, нежеланием тратить на неё своё время, что-либо менять в устоявшемся укладе своей семейной жизни. Иногда такая позиция является своеобразной психологической защитой: лучше я буду считать, что проблема не такая уж и серьёзная, чем признаюсь себе, что у моего ребёнка есть тяжёлое, требующее усиленного внимания расстройство. Убеждая родителей в необходимости начала коррекционной работы, мы знакомим их с примерами, когда, отказавшись приводить в логопедическую группу ребёнка в возрасте 3 – 4 лет, мамы всё равно потом вынуждены обратиться к нам, но значительно позже. Обычно это случается, когда приближается школьная пора, а заикание не только не исчезло, а стало наоборот, значительно сильнее выражено. К этому моменту драгоценное время уже упущено, стаж заикания увеличился, и наслоились вторичные отклонения в развитии. Надо ли говорить, насколько менее результативным будет наш коррекционно-развивающий процесс?

Так или иначе, заикающийся дошкольник начинает посещать логопедическую группу, и перед нами встаёт следующая задача: настроить родителей на серьёзную длительную совместную работу, направленную на воспитание у малыша правильной спокойной и плавной речи без заикания, убедить членов семьи в необходимости их участия в коррекционном процессе, выполнении всех рекомендаций специалистов.

Чтобы родители следовали нашим рекомендациям, они должны понимать, для чего это нужно, почему надо делать так, а не иначе. Здесь приходят на помощь тематические консультации. Мы систематически проводим их, специально собирая для этого родителей, или включая в план родительских собраний. Считаем необходимым рассказывать родителям в доступной форме об особенностях строения и функционирования нервной системы, об организации речевой деятельности, взаимодействии речевых центров и о нарушении этого взаимодействия, приводящего к возникновению заикания. На тематических консультациях используем специально созданные презентации с понятными по содержанию наглядными схемами, изображениями, таблицами.

Мы доводим до сведения родителей научную обоснованность применяемой на практике в работе с воспитанниками группы методики коррекции заикания, включающей в себя организацию разных речевых этапов. Также объясняем механизм использования говорения, синхронного с движениями пальцев руки, предложенного Л. З. Андроновой. В результате, мамам и папам становится понятно, как важно постараться организовать дома режим ограничения речи и соблюдать его всей семьёй, зачем выполнять задания по проговариванию речевого материала разной степени сложности и т. д. А значит, есть надежда, что они действительно будут это делать во благо своего ребёнка.

Прежде, чем предложить ребёнку выполнение каких-либо упражнений, важно опробовать, прочувствовать это на себе. Чтобы родители лучше представляли, что должен ощущать их малыш при выполнении тех или иных упражнений, с какими трудностями он может встретиться и как научить его правильно их преодолевать, мы проводим мастер-классы. На мастер-классах обучаем родителей выполнению релаксационных и дыхательных упражнений, говорению с рукой по методике Л. З. Андроновой, выполнению упражнений на развитие чувства ритма и мелкой моторики. Надо отметить, что даже изначально не очень позитивно настроенные взрослые, постепенно со всё большим интересом включаются в работу. Выполнение родителями «детских» заданий заметно стимулирует их к занятиям с собственным ребёнком дома, повышает уверенность в собственных силах, а также способствует установлению более доверительных взаимоотношений между собой и с работающими с детьми педагогами.    

Знания, полученные на тематических консультациях и мастер-классах, подкрепляются просмотрами родителями подгрупповых и индивидуальных занятий, проводимых воспитателями и специалистами. Это необходимо для того, чтобы взрослый, занимающийся с ребёнком в домашних условиях, мог увидеть все нюансы работы над речью на каждом этапе коррекционной работы. Открытые занятия позволяют увидеть, как малыш ведёт себя на занятии, насколько он активен, как умеет взаимодействовать со своими сверстниками и педагогами.

В начале каждого речевого режима родители приглашаются логопедом на индивидуальные консультации вместе с детьми. Они демонстрируют выполнение с ребёнком заданий на проговаривание речевого материала в соответствии с этапом работы. Такая форма взаимосотрудничества позволяет избежать возможных ошибок в процессе формирования и закрепления навыка плавной и слитной речи в разных речевых формах.

Очень активно в течение всего учебного года мы используем возможности дистанционного общения с родителями посредством электронной почты. Особенно это востребовано при длительном отсутствии ребёнка по болезни. В электронных рассылках мы напоминаем родителям о начале очередного коррекционного этапа, отвечаем на их порой неотложные вопросы, размещаем свои рекомендации для всех детей группы и индивидуальные.          

Ещё одна составляющая нашей работы с родителями – разъяснение важности систематического наблюдения ребёнка неврологом и выполнения всех его рекомендаций и назначений. Заикание – сложное заболевание. В основе его возникновения в 90% случаев, согласно данным научных исследований, лежит минимальная мозговая дисфункция (ММД), связанная с органическим поражением головного мозга. Значит, для успешной коррекции заикания одних только педагогических методов недостаточно. Вместе с тем, многие родители крайне отрицательно относятся к приёму ребёнком каких-либо лекарственных препаратов, считают, что лишняя «химия» только навредит здоровью. Убеждая их в обратном, мы говорим о том, что формирование правильной речи необходимо начинать с устранения первопричины возникновения нарушения. Невозможно выработать плавное и слитное говорение в слегка замедленном темпе с соблюдением правил речевого дыхания, удержанием в памяти предлагаемого для проговаривания речевого материала у ребёнка с повышенной двигательной активностью, неустойчивым вниманием и сниженными мнестическими процессами.

Объясняя родителям необходимость лекарственной терапии мы, совместно с неврологом, знакомим их с особенностями воздействия на организм тех или иных препаратов: какого эффекта надо ожидать, а при каких проявлениях немедленно обращаться к доктору повторно за новыми назначениями. Неврологические препараты требуют индивидуального подбора, и правильно подобранное лекарство станет хорошим подспорьем в работе логопеда, психолога, воспитателей, музыкального и физкультурного руководителей.

Наши воспитанники находятся под систематическим контролем невролога-куратора. Приём и осмотр детей врач осуществляет в логопедическом кабинете, в присутствии родителей и логопеда. В совместной беседе специалист получает наиболее полную информацию, помогающую более точно назначить лекарственную терапию.

Мы обращаем внимание родителей на необходимость постоянного контакта с неврологом. После пройденного курса терапии вновь направляем их к специалисту с целью подведения итогов лечения и дальнейшего его продолжения.

В большинстве случаев пусковым механизмом возникновения заикания у ребёнка дошкольного возраста служат различные проявления неблагополучия в семье: конфликты во взаимоотношениях взрослых, взрослых и детей, неправильная организация режима дня, ошибки воспитания и т. д. Для нас очень важно обнаружить этот так называемый «пусковой рычажок» и по возможности устранить его. Иначе ребёнок так и будет продолжать находиться в травмирующей его нервную систему, психику ситуации, что сведёт все наши усилия в коррекции заикания на «нет».

Сведения об особенностях организации жизни в семьях воспитанников мы получаем из анкет и в личных беседах с членами семьи, принимающими участие в воспитании малыша. Сбору данной информации нужно уделять серьёзное внимание, относиться неформально, соблюдать предельную тактичность. Чтобы родителям захотелось поделиться с нами необходимыми сведениями, мы должны заслужить их доверительное отношение.

Доверие родителей к педагогам, к детскому саду начинается с благополучия ребёнка в группе. И наша задача – создать такие условия пребывания малыша в детском саду, чтобы он чувствовал себя так же комфортно, как дома. Мы приветствуем предварительное знакомство воспитанников с нашей группой ещё до начала постоянного посещения. Для этого приглашаем родителей прийти к нам вместе со своим ребёнком в гости, проводим для них своеобразную экскурсию по детскому саду, группе. Предоставляем возможность всё посмотреть, познакомиться с сотрудниками, побеседовать с ними, поиграть, пообщаться со сверстниками. Такой самый первый приход малыша в группу должен стать для него радостным событием, оставить в памяти положительные впечатления. Исчезает неизвестность, а значит, исчезает страх.

Детям, трудно привыкающим к детскому саду, мы предлагаем постепенное вхождение в группу, начинающееся с кратковременного пребывания вместе с мамой. Разрешаем приходить в группу со своими домашними игрушками. Просим родителей приносить для ребёнка альбомчики с фотографиями мамы, папы, братьев, сестёр, близких людей. Фотографии можно не только смотреть самому, но и показывать другим детям, рассказывать о том, что на них изображено. Скорейшему привыканию способствует и сама обстановка в группе: домашняя, уютная, не казённая. К созданию подобной комфортной среды мы также активно привлекаем родителей.

Когда ребёнок, в прошлом неохотно посещающий детский сад или не ходивший в него вовсе, начинает с удовольствием спешить по утрам в свою группу, изначально настороженное отношение родителей постепенно сменяется доверительным и доброжелательным. Чувствуя нашу заинтересованность в результате работы, родители и сами становятся более открытыми, стараются помочь. Наступает благоприятный момент для более близкого знакомства с особенностями жизни ребёнка в семье. Некоторые семейные перегибы видны сразу, а для распознавания других требуется время. Считаем, что систематически общаться с родителями необходимо всем педагогам и специалистам, работающим с группой.  

Пытаясь добраться до истины, мы должны не только выявить проблемы в семейном укладе, но и попытаться убедить родителей в необходимости что-то изменить  в нём, изменить свою жизнь, свои привычки, чтобы помочь своему ребёнку в преодолении имеющегося речевого расстройства.  

Ошибки воспитания, неправильная организация жизни малыша в большинстве случаев являются опять-таки результатом незнания, отсутствия достоверной информации о том, как поступать правильно и почему. Так, родителям наших детей необходимо разъяснять, что они воспитывают ребёнка, у которого судорожная речь – это только внешняя сторона тяжёлого речевого расстройства. Они воспитывают ребёнка с невротическим складом личности. Для подобных детей, помимо заикания, характерны расстройства приёма пищи, плохое длительное усвоение культурно-гигиенических навыков, сниженный уровень развития зрительно-пространственного гнозиса и праксиса, несоответствующая возрастной норме организация игровой и предметной деятельности. Не имея информационной поддержки, родители зачастую не пытаются создавать условия для преодоления перечисленных проблем. Мало того, они иногда сознательно препятствуют возможным изменениям, осложняя течение заикания и формируя вторичные наслоения дефекта в виде дезорганизации жизнедеятельности ребёнка и в дальнейшем его социальной дезадаптации.    

Здесь на помощь опять приходят тематические консультации. После каждой такой консультации (как правильно вести себя с заикающимся ребёнком; что эффективнее – похвала или наказание; как правильно обучать основам грамоты; как правильно выбрать школу; как правильно выполнять с ребёнком домашние задания и т. д.) родителям выдаётся памятка по обсуждаемой теме, чтобы нужные советы были всегда под рукой. Такая порционная подача информации значительно лучше, чем рекомендации книг для прочтения, на которые обычно не бывает времени. Книги пугают своим объёмом, и их содержание часто всё равно надо адаптировать для лучшего понимания.

Часто мы сталкиваемся с родителями, считающими, что их основная миссия заключается только в том, чтобы ребёнок был сыт, одет и обут. Всё остальное должны сделать сотрудники детского сада. А ведь самое важное, в чём нуждается их малыш, - это общение, любовь, забота, ласка и внимание. Для того, чтобы родители не становились лишь пассивными наблюдателями коррекционного процесса, необходимо повышать их интерес  к жизни ребёнка в детском саду, в группе, формировать и усиливать их активную позицию в деле воспитания, обучения и развития. Мы обучаем наших родителей общению, взаимодействию со своими детьми. С этой целью организуем и проводим совместные праздники, когда родители не только готовят угощение и костюмы, но и придумывают различные конкурсы и сами участвуют в них. Систематически предлагаем разнообразные задания, в выполнении которых может принять участие вся семья. Например, придумывание рассказов с иллюстрациями к ним, создание тематических альбомов, изготовление всевозможных поделок. Такие формы работы очень сближают, порождают дух здорового соперничества, желание показать собственные возможности и способности не только у детей, но и у взрослых.

Трудно переоценить роль музыкальных занятий в коррекционной работе с заикающимися дошкольниками. Дети часто и дома исполняют песни, танцуют, демонстрируя то, чему они научились в детском саду. Сделать музыкальный материал более доступным в домашних условиях помогает опять-таки электронная почта. С её помощью мы предлагаем родителям тексты разучиваемых песен, аудиофайлы с музыкальным сопровождением танцев, видеозаписи.    

Наши родители не только учатся у нас. Чему-то и мы можем научиться у них. Мы очень благодарны своим родителям за помощь, которую они нам оказывают, хвалим за самую маленькую мелочь. С этим связана ещё одна традиция нашей группы – награждение родителей в конце каждого учебного года на выпускном итоговом вечере. Мы стараемся отметить заслуги каждого, присуждая почётные звания в самых разных номинациях: «Палочка-выручалочка», «Мастер «Золотые руки», «Рукодельница-искусница» и т. д. Данный вид работы вызывает чувство гордости за своих мам и пап, бабушек и дедушек у детей, повышает уверенность родителей в собственных силах, вызывает у них чувство самоудовлетворения, побуждает более пассивных родителей к сотрудничеству.  

Работая с заикающимися дошкольниками и их семьями, мы призваны постоянно поддерживать в родителях мысль о том, что здоровье детей находится прежде всего в их собственных руках. В нелёгком деле поддержания здоровья малыша с заиканием семье всегда готовы оказать квалифицированную помощь и поддержку специалисты логопедического детского сада.        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ С СЕМЬЯМИ, ВОСПИТЫВАЮЩИМИ ДЕТЕЙ С ОВЗ, В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.

Семьи, воспитывающие детей с ограниченными возможностями здоровья, сталкиваются с серьезными проблемами, которые носят комплексный характер: восприятие отклонений в развитии ребенка как трагедии всей ...

Система работы по подготовке к обучению грамоте дошкольников 5-7 лет с общим недоразвитием речи третьего уровня в условиях логопедической группы дошкольного учреждения.

В статье описан опыт работы автора по подготовке дошкольников старшего дошкольного возраста с ОНР третьего уровня к обучению грамоте....

Особенности осуществления активизации коммуникативных навыков старших дошкольников в условиях логопедической группы

Развитие каммуникативных навыков и качеств у старших дошкольников через построение цикла логопедических занятий на интеграции "Речевого развития" и "Социально-коммуникативного развития"....

Из опыта работы по развитию связной описательной речи у старших дошкольников с ОНР в условиях логопедической группы.

Важность овладения навыками описания предметов в плане подготовки к школьному обучению, трудности в усвоении этого вида развёрнутых высказываний определяют необходимость изыскания наиболее адекватных ...

Статья об особенностях работы с семьёй в период адаптации ребёнка к условиям дошкольного образовательного учреждения.

Статья даёт представление об условиях, методиках эффективного педагогического сопровождения  в период социальной адаптации современного ребёнка в раннем дошкольном возрасте.Адаптация - это приспо...