Презентация.Особенности работы с семьей воспитывающей ребенка с ОВЗ
презентация к уроку по коррекционной педагогике (старшая группа) на тему
Рождение ребенка с нарушениями в развитии всегда является стрессом для семьи. Ребенок с ОВЗ ограничен в свободе и социальной значимости. У него очень высока степень зависимости от семьи, ограничены навыки взаимодействия в социуме. Проблема воспитания и развития «особого» ребенка становится непосильной для семьи, родители оказываются в психологически сложной ситуации: они испытывают боль, горе, чувство вины, нередко впадают в отчаяние. Таким семьям необходима комплексная психолого-педагогическая помощь. К работе с семьей, имеющей ребенка с ОВЗ, следует подходить с гуманистических позиций, ориентировать родителей на опережающую подготовку ребенка к жизни, вырабатывать у него умение мыслить категориями будущего, формировать позитивные перспективы его развития.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prezentatsiya._roditeli.pptx | 1.54 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Рождение ребенка с нарушениями в развитии всегда является стрессом для семьи. Ребенок с ОВЗ ограничен в свободе и социальной значимости. У него очень высока степень зависимости от семьи, ограничены навыки взаимодействия в социуме. Проблема воспитания и развития «особого» ребенка становится непосильной для семьи, родители оказываются в психологически сложной ситуации: они испытывают боль, горе, чувство вины, нередко впадают в отчаяние. Таким семьям необходима комплексная психолого-педагогическая помощь. К работе с семьей, имеющей ребенка с ОВЗ, следует подходить с гуманистических позиций, ориентировать родителей на опережающую подготовку ребенка к жизни, вырабатывать у него умение мыслить категориями будущего, формировать позитивные перспективы его развития.
Успешная коррекционная работа с ребенком невозможна без определенного специального образования родителей. Вся работа учреждения должна быть направлена на то, чтобы родители из пассивных наблюдателей стали активными участниками воспитания и обучения своих детей. А.Р. Малер
Стадии адаптации семьи к ситуации рождения ребенка с ОВЗ Первая стадия Вторая стадия Третья стадия Стадия шока Агрессии. Отрицания проблемы. Поиска «виноватого» В семье растет напряженность Ухудшается социально-психологический климат Стадия скорби по здоровью ребенка, которого нет Семья уже понимает свою значимость и ответственность за ребенка, но чувствует беспомощность в вопросах воспитания, ищет совета у специалистов Стадия адаптации Родители входят в ситуацию. Начинают строить жизнь с учетом того, ч то в семье « особый ребенок»
Семья с особым ребенком Понимает проблему Принимает проблему Не принимает проблему Ищет помощь Закрытая семья Не понимает проблему Принимает проблему Не принимает проблему Интуитивное воспитание Мультисложная ситуация
Основные этапы социального процесса сопровождения семьи 1 этап 2 этап 3 этап Диагностическое сопровождение ребенка и его семьи -проводится индивидуальная беседа с одним из родителей, -заполняется социальная карта, - проводится анкетирование -на каждого ребенка заводится личное дело (заключение ПМПК, свидетельство во о рождении, ИПР, справка МСЭ, справки с места жительства и места работы родителей) -заключение договора и письменное согласие на обработку персональных данных детей -социальный патронаж семьи Оказание необходимой помощи родителям ребенка с ОВЗ -расширение контактов семьи, преодоление изоляции, включение ее в общественную жизнь; -налаживание семейного микроклимата; -формирование у родителей потребности в самообразовании -организация правовой поддержки семьи: информация, защита законных прав и интересов Социально-педагогическая помощь семье направлена на развитие ее собственных ресурсов и инициативы, так как только превращение семьи в активного субъекта социально-педагогической деятельности является решающим фактором эффективности процессов реабилитации и интеграции ребенка . Анализ эффективности процесса и результатов сопровождения
Анализ уровня состояния семей 2013 -2016 гг. Дошкольное отделение посещает 41 ребенок , общее количество родителей - 67, семей – 40. Анализ социального и образовательного статуса членов семей воспитанников специализированного детского сада дал следующие результаты: 1. Возраст родителей: а) до 25 лет – 3 семьи (7,5%); б) старше 25 лет – 26 семей (65%); в) до 35 лет и старше – 10 семей (25%); г) 45 лет и старше – 1 семья (2,5%). 2. Образование и профессия (позволяет определить социальный статус семьи и возможный уровень материального благополучия). Образование: - высшее у обоих родителей, у одного родителя (в неполной семье) – 13семей (32%); - высшее у одного из родителей – 5 семей (12%); - среднее специальное или среднее техническое – 21 семья(52%); - другое (среднее, неполное среднее) – 1семья (2,5%). Материальное благополучие семьи: - высокий уровень - нет; - средний уровень – 36 семей (90%); - низкий уровень – 4 семьи (10%).
вид семьи количество детей степень благополучия Полная простая полная сложная неполная 1 2 3 Более 3-х благополучная Формально благополучная неблагополучная 27 67% 1 2,5% 12 30% 2 50% 17 42% 2 5% 1 2,5% 35 87,5% 5 12,5% - Сводная карта классификации семей Кроме того, в 1-й семье воспитываются 2 ребенка-инвалида. В качестве основных приоритетов родители выделяют следующие: - здоровье детей, их развитие – 35 семей (87,5%); - отношение воспитателя к ребенку – 3 семьи (7,5%); - отношение детей друг к другу – 2 семьи (5%); - отношение воспитателя к родителям – 0 семей. Степень включенности родителей в организацию коррекционно-воспитательного процесса: - пассивные наблюдатели: - 5 семей (12,5%); - «заказчики» 10 семей (25%); - активные участники – 25 семей (62,5%).
Семья воспитывающая ребенка с ОВЗ воспитатель дефектолог музыкальный руководитель преподаватель татарского языка социальный педагог Преподаватель по игротерапии психолог Преподователь Монтессори кабинета логопед Медицинские работники (психоневролог, мед. сестры. Инструктор ЛФК, Массажисты и т.д.
Информация необходимая социальному педагогу для организации поддержки семьи Состав семьи, возраст и профессии родителей Образовательный и культурный уровни взрослых Общая семейная атмосфера, характер семейных взаимоотношений, степень эмоциональной близости Приоритеты в воспитании, согласованность взрослых в требованиях к ребенку Материальные условия Стадия адаптации семьи к ситуации рождения ребенка с ОВЗ Готовность родителей к сотрудничеству со специалистами
Цель психолого-педагогического сопровождения семьи оказание квалифицированной поддержки родителям (законным представителям); оказание помощи близким взрослым создать семейную среду, комфортную для развития ребенка; создание условий для активного участия родителей в воспитании и обучении ребенка; формирование адекватных взаимоотношений между взрослыми и их детьми; коррекция понимания родителями (законными представителями) проблем их ребенка: исключение гиперболизации, минимизации или отрицания наличия проблем у ребенка; повышение родительской компетентности и формирование адекватной оценки состояния своего ребенка.
Формы и методы работы с родителями В настоящий момент сложилась определенная система работы с родителями детей воспитывающих детей с ОВЗ, которая включает два этапа: аналитический и содержательный . Аналитический этап включает в себя изучение семьи с помощью методов анкетирования, тестирования, собеседования, наблюдение, посещение семей (социально-педагогический патронаж) Содержательный этап включает в себя поиск оптимальных формы взаимодействия с родителями. Они делятся на коллективные, индивидуальные и наглядно-информационные . Наряду с традиционными коллективными формами такими как, родительские собрания, конференции используются нетрадиционные формы : семейные гостиные, школа для родителей, игровые практикумы, совместные праздники, День открытых дверей, игровые занятия родителей вместе с детьми. Из индивидуальных форм наиболее часто используем беседы с родителями, тематические консультации, “заочные” консультации с помощью почтового ящика “Вы спрашивали...”. Широко используются наглядно-информационные формы. В холлах и группах имеются различные информационные стенды для родителей. Организовываются фотовыставки, выставки творчества детей и родителей, выставки стенгазет, папки - передвижки(«День рождения в кругу семьи», «Играем вместе», «Безопасная дорога домой», библиотечки педагогической литературы.
Взаимодействие с родителями принесло определенные результаты: увеличилась посещаемость родителями родительских собраний; увеличилось количество индивидуальных консультаций ; родители наших воспитанников стали активными участниками мероприятий детского сада. В перспективе планируем: Привлечь больше родителей для общения через сайт МАУО Надежда»; организовать семейный клуб “Здоровый ребенок”; открыть консультативный пункт для родителей . Таким образом, успешное решение задачи создания единого пространства развития, воспитания и обучения ребёнка с ОВЗ возможно только при объединении усилий семьи и детского сада , выстраивая отношения с родителями на основе диалога, открытости и партнерства.
При работе с семьей воспитывающей «особого «ребенка социальным педагогом выделяются основные задачи - помочь родителям принять себя и своих детей, такими какие они есть; - раскрыть собственные творческие возможности, - изменить взгляд на свою проблему – воспринимать ее не как «крест», а как «особое предназначение»; - вооружить родителей различными способами коммуникации; - научить помогать и поддерживать друг друга; - помочь избавиться от чувства обособленности и брошенности в своем горе; - помочь в формировании адекватной оценки психологического состояния детей; - снятие тревоги и страха отвержения; - формирование адекватного представления об общественных процессах и месте «особых» людей в структуре общества; - помочь избавиться от комплекса вины и неполноценности себя и своей семьи. Психотерапевтическая работа может быть осуществлена на нескольких уровнях: - Мотивационном – повышение активности, пессимистически настроенных членов семьи, актуализация потребности в самораскрытии; - Эмоциональном – коррекция, состояния родителей и др. членов семьи и формирование умений саморегуляции , снятие эмоционального напряжения; - Поведенческих – формирование эффективных навыков и умений, переоценка жизненной ситуации.
Принципы работы социального педагога с семьями, воспитывающими детей с ОВЗ 1. Личностно-ориентированный подход к детям, к родителям , где в центре стоит учет личностных особенностей ребенка, семьи; обеспечение комфортных, безопасных условий. 2. Гуманно-личностный – всестороннее уважение и любовь к ребенку, к каждому члену семьи, вера в них, формирование позитивной « Я-концепции » каждого ребенка, его представления о себе (необходимо, чтобы слышал слова одобрения и поддержки, проживал ситуацию успеха). 3. Принцип комплексности – социально-педагогическую помощь можно рассматривать только в комплексе, в тесном контакте социального педагога с психологом, логопедом, дефектологом, воспитателем, муз. руководителем, родителями и т.д. 4. Принцип деятельностного подхода- помощь осуществляется с учетом ведущего вида деятельности ребенка (в игровой деятельности), кроме того, необходимо ориентироваться также на тот вид деятельности, который является личностно-значимым для ребенка.
Советы которые помогАЮТ СОЦИАЛЬНОМУ ПЕДАГОГУ активизировать участие родителей в жизни ребенка ПРОЯВЛЯТЬ ВЗАМНОЕ УВАЖЕНИЕ К ДРУГ ДРУГУ -ПООЩЕРЯТЬ ИНЦИАТИВУ. ТВОРЧЕСТВО И ФАНТАЗИЮ РОДИТЕЛЕЙ. ПОМОГАть ИМ -ПРИВЛЕКАТЬ РОДИТЕЛЕЙ К ЗАНИМАТЕЛЬНЫМ МЕРОПРИЯТИЯМ ДЕТСКОГО САДА -ПОЗВОЛЬТЬ РОДИТЕЛЯМ САМИМ ВАЫБИРАТЬ. КАКУЮ ПОМОЩЬ ОНИ ХОТЕЛИ БЫ ОКАЗАТЬ УЧРЕЖДЕНИЮ ДОВОДИТЬ ДО СВЕДЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ ЧТО УЧАСТИЕ В ЖИЗНИ ДОУ И ГРУППЫ ЦЕНИТСЯ, А ЛЮБАЯ ПОМОЩЬ ПРИВЕТСТВУЕТСЯ -ДЕЛАТЬ УДАРЕНИЯ НА СИЛЬНЫЕ СТОРОНЫ СЕМЬИ И ДАВАТЬ ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ ОЦЕНКИ -СОХРАНЯТЬ КОНФЕДИЦИАЛЬНОСТЬ ЛЮБОЙ ИНФОРМАЦИИ -ОБУЧАТЬ НАВЫКАМ СОТРУДНИЧЕСТВА И Т.Д.
Как появилось слово «семья»? Когда-то о нем не слыхала земля. Но Еве сказал перед свадьбой Адам: Сейчас я тебе семь вопросов задам: Кто деток родит мне, богиня моя? И Ева тихонько ответила: «Я». Кто платье сошьет, постирает белье. Меня приласкает, украсит жилье? Ответь на вопрос подруга моя..? – «Я, я, я» – Ева молвила – «Я». Сказала она знаменитых семь «Я». И так на земле появилась семья.
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация эффективного взаимодействия участников образовательного процесса в работе с семьей, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья.
Необходимо помнить о важности преемственности между обучающими(падагогами), обучающимися( детьми) и родителями. Семья является слепком структуры общества, первым окружением человека. И поэтому о...
Статья «Работа социального педагога с семьей воспитывающей ребенка с ОВЗ»
Как свидетельствует мировой и отечественный опыт, число семей воспитывающих ребенка-инвалида велико и неуклонно возрастает. Семья сталкивается с огромным числом проблем. Среди них немаловажное место з...
Работа социального педагога с семьей, воспитывающей ребенка с ОВЗ
Одной из наиболее актуальных проблем социальной педагогической работы на сегодняшний день является проблема работы с семьей, имеющей ребенка с ограниченными возможностями....
Работа с семьей воспитывающей ребенка с нарушением речи
Приведены приемы и последовательность работы сродителями ребенка, поступающего в логопедическую группу....
Статья "Работа с семьями, воспитывающих ребенка с РАС"
В статье содержатся рекомендации в работе с родителями, у которых ребенок с РАС, формы организации психолого - педагогического сопровождения таких семей....
Статья "СОПРОВОЖДЕНИЕ СЕМЬИ, ВОСПИТЫВАЮЩЕЙ РЕБЕНКА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ "в сборник материалов II научно-практической конференции с международным участием «Семья особого ребенка» (19 ноября 2020 г., г. Москва)
СОПРОВОЖДЕНИЕ СЕМЬИ, ВОСПИТЫВАЮЩЕЙ РЕБЕНКА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ Степина Ирина Юрьевна (МБДОУ детский сад №469 г. Екатеринбург) Аннотация. Целью статьи является и...
«Образовательно-просветительская работа с семьями, воспитывающими ребенка с нарушением речи»
Презентация опыта работы по теме:«Образовательно-просветительская работа с семьями, воспитывающими ребенка с нарушением речи»Выступление на педагогическом совете коллектива № 43 от 20.01.2...