Из опыта работы по развитию связной описательной речи у старших дошкольников с ОНР в условиях логопедической группы.
статья по развитию речи (старшая группа) на тему
Важность овладения навыками описания предметов в плане подготовки к школьному обучению, трудности в усвоении этого вида развёрнутых высказываний определяют необходимость изыскания наиболее адекватных путей и способов формирования у детей с ОНР навыков связной описательной речи
Скачать:
Предварительный просмотр:
Из опыта работы по развитию связной описательной речи у старших дошкольников с ОНР в условиях логопедической группы.
Связная речь – совокупность тематически объединенных фрагментов речи, находящихся в тесной взаимосвязи и представляющих собой единое смысловое и структурное целое. Знание лингвистических и психолингвистических основ связной речи необходимо для коррекционной работы с детьми, имеющими общее недоразвитие речи.
Проблему изучения связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи исследовали многие авторы (В.К.Воробьева, В.П.Глухов, Р.Е Левина, Т.Б.Филичева, Г.В.Чиркина, А.В. Ястребова, Н.С.Жукова, Е.М.Мастюкова, Н.А.Никашина, Т.А.Ткаченко) и многие другие. В современных исследованиях по проблеме развития связной речи детей специальное внимание уделяется формированию навыков описания предметов, явлений как одному из условий успешного обучения в школе.
У детей 6-го года жизни, имеющих ОНР, отмечаются значительные трудности при описании игрушки или другого знакомого предмета по плану, данному логопедом. Для высказываний детей характерны:
Перечисление признаков предмета в любой последовательности;
Нарушение связности;
Незавершённость микротем;
Возвращение к ранее сказанному.
В ряде случаев описание сводится к беспорядочному перечислению отдельных деталей предмета. Отчётливо выражены лексические затруднения, недостатки в грамматическом оформлении предложений.
Важность овладения навыками описания предметов в плане подготовки к школьному обучению, трудности в усвоении этого вида развёрнутых высказываний определяют необходимость изыскания наиболее адекватных путей и способов формирования у детей с ОНР навыков связной описательной речи. Вопросы методики формирования этих навыков недостаточно освещены в литературе. Лишь в отдельных трудах приводятся конкретные формы и приёмы обучения дошкольников с ОНР данному виду связных высказываний
Занятия, являясь частью комплексной работы по формированию связной речи детей с ОНР, исходят из следующих задач:
- формирование умений выделять существенные признаки и основные части (детали) предметов, использовать для их определения адекватные фразы-высказывания;
- формирование обобщённых представлений о построении описания предмета;
- овладение детьми языковыми средствами, необходимыми для составления связных высказываний в форме описания;
-практическое усвоение навыков описания предметов путём тренировочных упражнений.
Обучение осуществляется поэтапно и включает следующие основные виды работы:
- подготовительные упражнения к описанию предметов;
- формирование первоначальных навыков самостоятельного описания;
-описание предметов по основным признакам;
-обучение развёрнутому описанию предмета (с включением различных признаков-микротем);
-закрепление навыков описания, в том числе в процессе игровых и предметно-практических действий;
- подготовку к обучению сравнительному описанию предметов.
Работа по формированию у детей грамматически правильной речи проводится в связи с обучением описательной речи в следующем направлении:
- систематические упражнения в правильном употреблении словоформ (падежных окончаний существительных, прилагательных, некоторых глагольных форм);
- формирование у детей практических навыков словоизменения;
- упражнения в правильном построении фраз;
-формирование навыков контроля за грамматической правильностью речи;
- активизация и обогащение словарного запаса.
Примеры синтаксических структур предложений, отрабатываемых на занятиях по описанию предметов.
1. Субъект – качество субъекта (огурец зелёный, яблоко круглое).
2. Субъект – вид качества (цвет, форма и др.) – определение качества (арбуз по форме круглый).
3. Вид качества – наименование субъекта – определение качества (на вкус груша сладкая).
4. Субъект (часть предмета) – название предмета – качество субъекта (иголки у ели зелёные; шерсть у кошки мягкая, пушистая).
5. Объект как орудие, средство действия – выполняемое действие – объект, на который переходит действие (молотком забивают гвозди).
6. Субъект – действие, выполняемое субъектом, - объект действия (собака сторожит дом; корова ест зелёную траву).
На всех занятиях важное место отводится развитию лексической стороны речи. Расширение активного словаря детей осуществляется за счёт слов:
- обозначающих предметов и их детали;
b) качества, свойства предметов;
c) слов, обозначающих действия, выполняемые с предметами;
d) действия, производимые животными.
В результате проведённых занятий было отмечено улучшение показателей информативности и связности детских высказываний, а также их лексико-грамматического оформления (адекватность используемых синтаксических конструкций, уменьшение лексических ошибок, снижение аграмматизма). Примечательно, что дети стали включать элементы описания в другие виды развёрнутых высказываний – при пересказе, составлении рассказов на тему из личного опыта и др.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ ЧЕРЕЗ МОДЕЛИРОВАНИЕ РАССКАЗЫВАНИЯ»
«РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ ЧЕРЕЗ МОДЕЛИРОВАНИЕ РАССКАЗЫВАНИЯ»...
Проект "Создание модели оптимизации развития связной монологической речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи"
Целью данного проекта является создание модели оптимизации развития связной монологической речи у старших дошкольников с ОНР в условиях речевой группы ДОУ. Наш проект предполагает осуществление коррек...
Обобщение опыта на тему: "Развитие связной монологической речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи через моделирование рассказывания"
Обощение опыта на тему ""Развитие связной монологической речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи через моделирование рассказывания"...
Методические рекомендации «Развитие связной монологической речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи путем обучения рассказыванию».
Построение системы работы по развитию монологической речи у старших дошкольников с ОНР требует совершенствования традиционных приемов и методов диагностики и коррекции нарушений связной речи, взаимоде...
Итоговый практико-значимый проект Тема: «Формирование навыков связной описательной речи у старших дошкольников с ОНР»
Цель данного проекта является педагогическое сопровождение процесса формирования навыков связной описательной речи у старших дошкольников с ОНР....
Представление педагогического опыта работы «Формирование и развитие связной монологической речи у старших дошкольников средствами мнемотехники»
Представляю Вам,опыт работы по теме: "Формирование и развитие связной монологической речи у старших дошкольников средствами мнемотехники".Очень активно использую мнемотехнику в своей коррекц...