Диагностика психоэмоционального и познавательного развития с 3-7 лет
тест по коррекционной педагогике
При составлении комплекса диагностических методик, представленных в приложении, все эти условия были соблюдены. За образец брались материалы Семаго М.М., Шарохиной В.Л., Фоминой Л.В., Осиповой А.А. и Забрамной С.Д., в которых предусмотрена возможность проведения диагностики в ДОУ в соответствии с ФГОС.
Предложенные диагностические методики позволяют контролировать процесс психологического обследования дошколят. При этом педагог-психолог может использовать другие диагностические методики для дошкольников и приемы, чтобы подтвердить полученный результат. Преимуществом методики также является легкость обработки бланков, которые можно использовать в качестве подтверждения результатов в случае возникновения сомнений у родителей. Диагностическое тестирование позволяет: составить объективное представление об уровне развития каждого воспитанника; определить сильные стороны личности дошкольника, на которые можно опираться в ходе проведения коррекционной работы; выявить эффективность педагогического и коррекционно-развивающего процесса в ДОУ. Результаты проведенной диагностической работы можно использовать: при планировании групповой или индивидуальной работы с воспитанниками; при выборе программ воспитательно-образовательных программ; при формировании предметно-развивающей среды в группах детского сада; при комплектовании проблемных групп.
Следует отметить, что диагностика в ДОУ в соответствии с ФГОС (по таблицам) проводится в конце учебного года с воспитанниками второй младшей, средней, подготовительных групп.
При работе с детьми младшего возраста рекомендуется применять методики, разработанные для воспитанников младшего возраста.
Тестирование можно проводить с группами численностью 12-15 человек.
В ходе проведения диагностики в ДОУ в соответствии с ФГОС (по таблицам) на каждого ребенка нужно завести индивидуальный бланк, который воспитанник заполняет карандашом в ходе проведения игровых заданий. Полученные данные педагог-психолог заносит в общий бланк протокола.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
monitoringpod_gr_kon.rar | 2.17 МБ |
monitoring_mlad_gr.rar | 909.47 КБ |
monitoring_sred_gr.rar | 1.56 МБ |
monitoring_star_gr.rar | 1.5 МБ |
Предварительный просмотр:
Результаты диагностики психоэмоционального развития (конец года)
Подготовительная группа №_______________________ Дата обследования_______________________
Воспитатели____________________________________________________________________________________________________________________________
ФИ ребенка Дата рождения | «Проведи линии» | «Нарисуй по точкам» | «Зашей коврик» | «Корректурная проба» | «Зрительные аналогии» | «Определение уровня готовности к обучению в школе» | Примечание |
Результаты диагностики психоэмоционального развития (конец года)
Подготовительная группа
- Тест на определение уровня развития мелкой моторики, сформированности восприятия «Проведи линии»
Инструкция: Проведи линию внутри дорожки, не отрывая карандаша от бумаги.
- Высокий уровень – задание выполнено без ошибок;
- Средний уровень – задание выполнено с 1-2 ошибками;
- Низкий уровень – задание выполнено неправильно.
- Диагностика сформированности сенсорного восприятия «Нарисуй по точкам»
Инструкция: Обведи из шести квадратиков тот, который закроет дыру на ковре.
- Высокий уровень – задание выполнено без ошибок;
- Средний уровень – задание выполнено с 1-2 ошибками, линии прерывистые, нечеткие или обведены несколько раз, нечеткая форма;
- Низкий уровень – задание выполнено неправильно.
- Диагностика уровня сформированности внимания «Зашей коврик»
Инструкция: Обведи из шести квадратиков тот, который закроет дыру на ковре.
- Высокий уровень – задание выполнено без ошибок;
- Средний уровень – задание выполнено с 1-2 ошибками;
- Низкий уровень – задание выполнено неправильно.
- Диагностика умения сосредоточиваться, уровня развития кратковременной памяти «Корректурная проба»
Инструкция: До тех пор, пока я не скажу стоп, заполни каждую фигуру по образцу сверху.
- Высокий уровень – задание выполнено без ошибок, более 60% символов;
- Средний уровень – задание выполнено с ошибками, 59-40% символов;
- Низкий уровень – задание выполнено неправильно, 39-0% символов.
- Диагностика характера логических связей и отношений между понятиями «Зрительные аналогии»
Инструкция: Посмотри внимательно, какая фигура должна стоять вместо знака вопроса, обведи её.
- Высокий уровень – задание выполнено без ошибок;
- Средний уровень – задание выполнено с 1-2 ошибками;
- Низкий уровень – задание выполнено неправильно.
- Тест на развитие самооценки (самоконтроля) «Определение уровня готовности к обучению в школе»
Инструкция: Выбери три картинки, наиболее привлекательные для тебя (выбранные картинки убираются и ребенку еще раз предлагается сделать такой же выбор).
Оценивается выбор ребенка:
- Мотивация учебной деятельности – ребенок выбирает преимущественно картинки учебной и трудовой деятельности. Причем учебную деятельность – в ситуации первого выбора;
- Привлекательность внешней стороны обучения – ребенок выбирает трудовую деятельность в ситуации первого выбора, несколько картинок учебной и игровой деятельности;
- Отсутствие учебной мотивации – ребенок выбирает только трудовую и игровую формы деятельности.
Предварительный просмотр:
Результаты диагностики психоэмоционального развития
Младшая группа №___________ Дата обследования__________________________
Воспитатели:_____________________________________________________________________________________________________________
ФИ ребенка, дата рождения | 1. «Нарисуй дождик» | 2. «Найди одинаковые предметы» | 3. «Заштопай коврик» | 4. «Найди хозяина собачкам» | 5. «Мама и детеныш» | Примечания |
Итого |
Результаты диагностики психоэмоционального развития (конец года)
Младшая группа
- Диагностика уровня развития мелкой моторики «Нарисуй дождик»
Инструкция: обвести линии, не отрывая карандаша от бумаги.
- Высокий уровень – линии четкие, не прерывистые, допускается минимальный сдвиг в сторону;
- Средний уровень – линии тонкие, прерываются не более3-4 раз, допускается минимальный сдвиг в сторону;
- Низкий уровень – линии волнистые, прерывистые, работа не закончена за данное время (2 мин.)
- Диагностика уровня развития восприятия «Найди одинаковые предметы»
Инструкция: найти одинаковые предметы и соединить их одной линией друг с другом, быть внимательным, не соединять те предметы, которые даже немного другие.
- Высокий уровень – найдены парные предметы: 2 цветка, 2 яблока, 2 шарика и соединены линией друг с другом;
- Средний уровень – найдены не все парные предметы, допущена ошибка (например, соединены в пару 2 яблока с хвостиками в разные стороны);
- Низкий уровень – соединены предметы в хаотичном порядке, допущено много ошибок.
- Диагностика сформированности внимания «Заштопай коврик»
Инструкция: Нужно выбрать ту заплатку, которая подходит к коврику, и соединить с ковриком линией, пришить.
- Высокий уровень – все выполнено правильно;
- Средний уровень – допущено 2 ошибки;
- Низкий уровень – задание выполнено неверно.
- Диагностика уровня словесной памяти, внимания «Найди хозяина собачки»
Инструкция: мальчик и девочка гуляли со своими собачками, поводки запутались, помогите каждому хозяину найти его животное и раскрасьте их одним цветом, не выходя за линии.
- Высокий уровень – найдены правильные пары, закрашены одним цветом;
- Средний уровень – допущены незначительные отклонения от инструкции;
- Низкий уровень – задание не выполнено.
- Диагностика уровня развития словесно-логического мышления «Мама и детеныш»
Инструкция: найди маму и детеныша, которые живут в доме, и соедини их линией;
- Высокий уровень – точное следование инструкции;
- Средний уровень – найдены мамы и детеныши не только домашних, но и диких животных;
- Низкий уровень - задание выполнено неверно.
Предварительный просмотр:
Результаты диагностики психоэмоционального развития (начало года)
Средняя группа №_________________________ Дата обследования_____________________________
Воспитатели__________________________________________________________________________________________________________________________
ФИ ребенка Дата рождения | «Помоги рыбкам найти маму» | «Домики» | «Накорми домашних животных» | «Найди игрушки» | «Какой предмет лишний» | Примечания |
Педагог-психолог ____________________________________ Ю.А. Жарикова
Результаты диагностики психоэмоционального развития (начало года)
Средняя группа
- Диагностика уровня восприятия «Помоги рыбкам найти маму»
Инструкция: помоги каждой маме-рыбке найти ее ребенка и соедини их линией, помни, что мама и ребенок должны быть похожими друг на друга.
- Высокий уровень – задание выполнено без ошибок;
- Средний уровень – задание выполнено с 1 ошибкой;
- Низкий уровень – задание выполнено неправильно.
- Диагностика умения сосредоточиваться, распределять внимание, развивать сенсорное восприятие «Домики»
Инструкция: Посмотри на домики – у 1-го нужно раскрасить крышу, у самого маленького домика нарисовать окошко (инструкция повторяется 3 раза, после чего дети приступают к выполнению).
- Высокий уровень – задание выполнено без ошибок;
- Средний уровень – задание выполнено с 1 ошибкой;
- Низкий уровень – задание выполнено неправильно.
- Диагностика характера логических связей и отношений между понятиями «Накорми домашних животных»
Инструкция: помоги каждому животному найти ту пищу, которую оно любит, и соедини линией.
- Высокий уровень – задание выполнено без ошибок;
- Средний уровень – задание выполнено с 1 ошибкой;
- Низкий уровень – задание выполнено неправильно.
- Диагностика сформированности мышления «Найди игрушки»
Инструкция: среди предметов найди только игрушки и обведи в кружочек.
- Высокий уровень – задание выполнено без ошибок;
- Средний уровень – задание выполнено с 1 ошибкой;
- Низкий уровень – задание выполнено неправильно.
- Тест на определение уровня развития словесно-логического мышления ребенка «Какой предмет лишний»
Инструкция: посмотри на рисунок, эти предметы чем-то связаны, их что-то объединяет, но один здесь лишний – зачеркни его.
- Высокий уровень – задание выполнено без ошибок. В процессе вербального общения ребенок дает верное объяснение выделения лишнего предмета;
- Средний уровень – задание выполнено без ошибок, но ребенок не может объяснить самостоятельно, почему он выбрал именно эту фигуру;
- Низкий уровень – задание выполнено неправильно.
Результаты диагностики психоэмоционального развития (конец года)
Средняя группа №_________________________ Дата обследования_____________________________
Воспитатели__________________________________________________________________________________________________________________________
ФИ ребенка Дата рождения | «Разложи геометрические фигуры» | «Соедини половинки предметов» | «Зрительная память» | «Найди фигуры, похожие на образец» | «Кто где живет» | Примечания |
Педагог-психолог ____________________________________ Ю.А. Жарикова
Результаты диагностики психоэмоционального развития (конец года)
Средняя группа
- Диагностика сформированности мышления «Разложи геометрические фигуры»
Инструкция: на картинке нарисован ящик, в котором сделаны прорези, дырочки. Посмотри внимательно на фигурки, которые изображены внизу, и соедини линией фигурку и дырку одинаковой формы – вставь фигурки в ящик.
- Высокий уровень – задание выполнено без ошибок;
- Средний уровень – задание выполнено с 1-2 ошибками;
- Низкий уровень – задание выполнено неправильно.
- Диагностика уровня развития сенсорного восприятия «Соедини половинки предметов»
Инструкция: Соедини одной линией половинки изображенных предметов.
- Высокий уровень – задание выполнено без ошибок;
- Средний уровень – задание выполнено с 1-2 ошибками;
- Низкий уровень – задание выполнено неправильно.
- Диагностика уровня развития зрительной памяти «Зрительная память»
Инструкция: посмотри внимательно на картинку, которую я тебе покажу. Запомни те предметы, которые на ней изображены. Теперь я убираю картинку. На своем листочке обведи только те предметы, которые ты увидел на моем рисунке.
- Высокий уровень – задание выполнено без ошибок;
- Средний уровень – задание выполнено с 1-2 ошибками;
- Низкий уровень – задание выполнено неправильно.
- Диагностика сформированности внимания и сенсорного восприятия «Найди фигуры, похожие на образец»
Инструкция: Посмотри, слева у тебя нарисована фигурка. Обведи только те предметы, которые похожи на фигурку.
- Высокий уровень – задание выполнено без ошибок;
- Средний уровень – задание выполнено с 1-2 ошибками;
- Низкий уровень – задание выполнено неправильно.
- Тест на определение уровня развития словесно-логического мышления ребенка «Кто где живет»
Инструкция: Перед тобой домики и животные. Проведи черточками тропинки от животных туда, где они живут.
- Высокий уровень – задание выполнено без ошибок;
- Средний уровень – задание выполнено с 1-2 ошибками;
- Низкий уровень – задание выполнено неправильно.
Предварительный просмотр:
Результаты диагностики психоэмоционального развития (начало года)
Старшая группа №_______________________ Дата обследования_______________________
Воспитатели_______________________________________________________________________________________________________________________
ФИ ребенка Дата рождения | «Построим домик» | «Соединим точки» | «Заштопаем ковер» | «Найди одинаковые предметы» | «Домики» | Примечания |
Результаты диагностики психоэмоционального развития (начало года)
Старшая группа
- Диагностика умения сосредоточиваться, распределять внимание, развивать сенсорное воспитание «Построим домик»
Инструкция: посмотри на правый и левый домики. В правом домике тебе надо добавить линии, чтобы два домика получились одинаковыми
- Высокий уровень – задание выполнено без ошибок;
- Средний уровень – задание выполнено с 1-2 ошибками;
- Низкий уровень – задание выполнено неправильно.
- Диагностика уровня развития саморегуляции, внимания «Соединим точки»
Инструкция: Соедини точки непрерывной линией, чтобы получились четкие красивые фигурки.
- Высокий уровень – задание выполнено без ошибок;
- Средний уровень – задание выполнено с 1-2 ошибками, линии прерывистые, нечеткие или обведены несколько раз;
- Низкий уровень – задание выполнено неправильно.
- Диагностика сформированности мышления «Заштопаем ковер»
Инструкция: выбери и обведи ту фигуру, которой не хватает в пустом прямоугольнике.
- Высокий уровень – задание выполнено без ошибок;
- Средний уровень – задание выполнено с 1-3 ошибками;
- Низкий уровень – задание выполнено неправильно.
- Диагностика умения сосредоточиваться, распределять внимание, развивать сенсорное воспитание «Найди одинаковые предметы»
Инструкция: в каждой строке найди 2 одинаковых предмета и обведи в кружочек.
- Высокий уровень – задание выполнено без ошибок;
- Средний уровень – задание выполнено с 1 ошибкой;
- Низкий уровень – задание выполнено неправильно.
- Диагностика состояния памяти (непосредственного запоминания), утомляемости, активности «Домики»
Инструкция: Послушай внимательно – у 1-го домика раскрась крышу, в третьем домике нарисуй окошко, в самом маленьком заштрихуй стенку (инструкция повторяется 3 раза, после чего дети приступают к выполнению).
- Высокий уровень – задание выполнено без ошибок;
- Средний уровень – задание выполнено с 1 ошибкой;
- Низкий уровень – задание выполнено неправильно.
Результаты диагностики психоэмоционального развития (конец года)
Старшая группа №_______________________ Дата обследования_______________________
Воспитатели_________________________________________________________________________________________________________________________
ФИ ребенка Дата рождения | «Построим домик» | «Дорисуй фигуру» | «Зачеркни лишнее» | «Найди предметы на один звук» | «Запомни и подчеркни» | Примечания |
Результаты диагностики психоэмоционального развития (конец года)
Старшая группа
- Диагностика умения сосредотачиваться, распределять внимание, развивать сенсорное восприятие «Построим домик»
Инструкция: посмотри на правый и левый домики. В правом домике тебе надо добавить линии, чтобы два домика получились одинаковыми
- Высокий уровень – задание выполнено без ошибок;
- Средний уровень – задание выполнено с 1-2 ошибками;
- Низкий уровень – задание выполнено неправильно.
- Диагностика уровня развития саморегуляции, внимания «Дорисуй фигуру»
Инструкция: перед тобой на листке изображены недорисованные круги и треугольники, дорисуй их.
- Высокий уровень – задание выполнено без ошибок;
- Средний уровень – задание выполнено с 1-2 ошибками, линии прерывистые, нечеткие или обведены несколько раз, нечеткая форма;
- Низкий уровень – задание выполнено неправильно.
- Диагностика сформированности мышления «Зачеркни лишнее»
Инструкция: в каждом ряду зачеркни лишнюю фигуру, ту, что, на твой взгляд, не подходит к остальным.
- Высокий уровень – задание выполнено без ошибок;
- Средний уровень – задание выполнено с 1-2 ошибками;
- Низкий уровень – задание выполнено неправильно.
- Диагностика умения сосредоточиваться, уровня словесно-логического мышления «Найди предметы на один звук»
Инструкция: соедини линией предметы, которые начинаются на один звук.
- Высокий уровень – задание выполнено без ошибок;
- Средний уровень – задание выполнено с 1 ошибкой;
- Низкий уровень – задание выполнено неправильно.
- Диагностика состояния памяти «Запомни и подчеркни»
Инструкция: Послушай слова: зонт, чайник, медведь, слон, гриб (повторить 2 раза). Зачеркни на своем листочке те предметы, которые я назвала.
- Высокий уровень – задание выполнено без ошибок;
- Средний уровень – задание выполнено с 1-2 ошибками;
- Низкий уровень – задание выполнено неправильно.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Протоколы диагностики познавательного развития детей дошкольного возраста
Для планирования и проведения развивающих занятий с дошколятами, для консультирования их родителей и воспитателей, 2 раза в год (15 сентября - 15 октября и 15 марта - 15 апреля) я провожу диагностику ...
Диагностика познавательного развития с использованием программы SMART NOTEBOOK
Диагностика познавательного развития с использованием программы...
Диагностика психоэмоционального состояния педагогов
В материале представлены различные методы диагностики психоэмоционального состояния педагогов, необходимые для составления списка участников занятий по музыкотерапии...
Диагностика познавательного развития раннего возраста
Познавательное развитие оказывает важное воздействие на общее развитие: формируется интеллектуальные, личностные качества ребёнка, в нём закладываются черты будущей личности (отношение к окружающему м...
Диагностика освоения содержания программы воспитанниками МОУ д/с №______ группа № ____ (средняя, 4–5 лет) за 20___/20___ учебный год. Образовательные области «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ», «РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ»
для средней, старшей, подготовительной группы...
Педагогическая диагностика в ДОУ. Образовательная область "Познавательное развитие". Ознакомление с миром природы.
Реализация программы «От рождения до школы» предполагает оценку индивидуального развития детей. Такая оценка производится педагогическим работником в рамках педагогической диагностики (оценки индивиду...
Диагностика психоэмоционального развития детей от 4-6 лет
Диагностическая работа обеспечивает своевременное выявление детей с низким уровнем развития, проведение их комплексного обследования и подготовку рекомендаций по оказанию им помощи в условиях образова...