Педагогическая диагностика в ДОУ. Образовательная область "Познавательное развитие". Ознакомление с миром природы.
консультация по теме
Реализация программы «От рождения до школы» предполагает оценку индивидуального развития детей. Такая оценка производится педагогическим работником в рамках педагогической диагностики (оценки индивидуального развития дошкольников, связанной с оценкой эффективности педагогических действий и лежащей в основе их дальнейшего планирования).
Основная задача мониторинга заключается в том, чтобы определить степень освоения ребенком образовательной программы и влияние образовательного процесса, организуемого в дошкольном учреждении, на развитие ребенка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Педагогическая Диагностика | 36.33 КБ |
Педагогическая диагностика | 2.09 МБ |
Предварительный просмотр:
Педагогическая диагностика в ДОУ
Образовательная область «Познавательное развитие» Ознакомление с миром природы
Реализация программы «От рождения до школы» предполагает оценку индивидуального развития детей. Такая оценка производится педагогическим работником в рамках педагогической диагностики (оценки индивидуального развития дошкольников, связанной с оценкой эффективности педагогических действий и лежащей в основе их дальнейшего планирования).
Основная задача мониторинга заключается в том, чтобы определить степень освоения ребенком образовательной программы и влияние образовательного процесса, организуемого в дошкольном учреждении, на развитие ребенка.
На основе целевых ориентиров ФГОС ДО в ООП МБДОУ д/с № 17 сформулированы предполагаемые результаты ее освоения детьми разных возрастных групп.
Произведена дифференциация данных целевых ориентиров по возрастам и направлениям организации жизнедеятельности детей (в виде показателей развития) в соответствии с направлениями развития и образования детей (образовательными областями): социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие; физическое развитие. Данные показатели развития ребенка в соответствии с возрастом становятся содержательными критериями педагогической диагностики.
ПОПРОБУЕМ ОПИСАТЬ КРИТЕРИАЛЬНУЮ НОРМУ РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА НА ПРИМЕРЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С МИРОМ ПРИРОДЫ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ»
Отталкиваясь от задач, поставленных коллективом авторов – разработчиками программы при ознакомлении дошкольников с миром природы, мы выделили критерии в каждом возрастном периоде, с помощью которых можно провести диагностику возможных результатов освоения данной темы.
Первая младшая группа (от 2 до 3 лет)
Знаком с доступными явлениями природы.
Узнает в натуре, на картинках, в игрушках домашних животных (кошку, собаку, корову, курицу и др.) и их детенышей и называет их.
Узнает на картинке некоторых диких животных (медведя, зайца, лису и др.) и называет их.
Совместно со взрослым наблюдает за птицами и насекомыми на участке, за рыбками в аквариуме; подкармливает птиц.
Различает по внешнему виду овощи (помидор, огурец, морковь и др.) и фрукты (яблоко, груша и др.).
Под руководством взрослого замечает красоту природы в разное время года.
Бережно относится к животным.
Владеет основами взаимодействия с природой (рассматривает растения и животных; одевается по погоде).
Сезонные наблюдения
Осень. Обращает внимание на осенние изменения в природе: похолодало, на деревьях пожелтели и опадают листья.
Сформированы представления о том, что осенью созревают многие овощи и фрукты.
Зима. Сформированы представления о зимних природных явлениях: стало холодно, идет снег.
Принимает участие в зимних забавах (катание с горки и на санках, игра в снежки, лепка снеговика и т. п.).
Весна. Сформированы представления о весенних изменениях в природе: потеплело, тает снег; появились лужи, травка, насекомые; набухли почки.
Лето. Наблюдает природные изменения: яркое солнце, жарко, летают бабочки.
Вторая младшая группа (от 3 до 4 лет)
Имеет представления о растениях и животных.
Знаком с домашними животными и их детенышами, особенностями их поведения и питания.
Знает обитателей уголка природы: аквариумных рыбок и декоративных птиц (волнистых попугайчиков, канареек и др.).
Имеет представления о диких животных (медведь, лиса, белка, еж и др.). Узнает лягушку.
Наблюдает за птицами, прилетающими на участок (ворона, голубь, синица, воробей, снегирь и др.), подкармливает их зимой.
Имеет представления о насекомых (бабочка, майский жук, божья коровка, стрекоза и др.).
Отличает и называет по внешнему виду: овощи (огурец, помидор, морковь, репа и др.), фрукты (яблоко, груша, персики и др.), ягоды (малина, смородина и др.).
Знаком с некоторыми растениями данной местности: с деревьями, цветущими травянистыми растениями (одуванчик, мать-и-мачеха и др.).
Знаком с комнатными растениями (фикус, герань и др.).
Имеет представления о том, что для роста растений нужны земля, вода и воздух.
Знаком с характерными особенностями следующих друг за другом времен года и теми изменениями, которые происходят в связи с этим в жизни и деятельности взрослых и детей.
Имеет представления о свойствах воды (льется, переливается, нагревается, охлаждается), песка (сухой — рассыпается, влажный — лепится), снега (холодный, белый, от тепла — тает).
Умеет отражать полученные впечатления в речи и продуктивных видах деятельности.
Понимает простейшие взаимосвязи в природе (если растение не полить, оно может засохнуть и т. п.).
Знаком с правилами поведения в природе (не рвать без надобности растения, не ломать ветки деревьев, не трогать животных и др.).
Сезонные наблюдения
Осень. Замечает изменения в природе: становится холоднее, идут дожди, люди надевают теплые вещи, листья начинают изменять окраску и опадать, птицы улетают в теплые края.
Имеет представления о том, что осенью собирают урожай овощей и фруктов.
Различает по внешнему виду, вкусу, форме наиболее распространенные овощи и фрукты и называет их.
Зима. Имеет представления о характерных особенностях зимней природы (холодно, идет снег; люди надевают зимнюю одежду).
Совместно со взрослым наблюдает за птицами, прилетающими на участок, подкармливает их.
Замечает красоту зимней природы: деревья в снежном уборе, пушистый снег, прозрачные льдинки и т.д.; участвует в катании с горки на санках, лепке поделок из снега, украшении снежных построек.
Весна. Знаком с характерными особенностями весенней природы: ярче светит солнце, снег начинает таять, становится рыхлым, выросла трава, распустились листья на деревьях, появляются бабочки и майские жуки.
Имеет представления о простейших связях в природе: стало пригревать солнышко — потеплело — появилась травка, запели птицы, люди заменили теплую одежду на облегченную.
Знает, как сажают крупные семена цветочных растений и овощей на грядки.
Лето. Имеет представления о летних изменениях в природе: жарко, яркое солнце, цветут растения, люди купаются, летают бабочки, появляются птенцы в гнездах.
Обладает элементарными знаниями о садовых и огородных растениях.
Знает о том, что летом созревают многие фрукты, овощи и ягоды.
Средняя группа (от 4 до 5 лет)
Имеет представления о природе
Знаком с домашними животными, обитателями уголка природы (с золотыми рыбками, кроме вуалехвоста и телескопа, карасем и др.), птицами (волнистые попугайчики, канарейки и др.).
Знаком с представителями класса пресмыкающихся (ящерица, черепаха), их внешним видом и способами передвижения (у ящерицы продолговатое тело, у нее есть длинный хвост, который она может сбросить; ящерица очень быстро бегает).
Имеет представления о некоторых насекомых (муравей, бабочка, жук, божья коровка).
Знаком с фруктами (яблоко, груша, слива, персик и др.), овощами (помидор, огурец, морковь, свекла, лук и др.), ягодами (малина, смородина, крыжовник и др.), с грибами (маслята, опята, сыроежки и др.).
Знаком с травянистыми и комнатными растениями (бальзамин, фикус, хлорофитум, герань, бегония, примула и др.); знает со способы ухода за ними.
Узнает и называет 3-4 вида деревьев (елка, сосна, береза, клен и др.).
Имеет представление о свойствах песка, глины и камня.
Под руководством взрослого наблюдает за птицами, прилетающими на участок (ворона, голубь, синица, воробей, снегирь и др.), подкармливает их зимой.
Имеет представления об условиях, необходимых для жизни людей, животных, растений (воздух, вода, питание и т. п.).
Замечает изменения в природе.
Знает о необходимости охраны растений и животных.
Сезонные наблюдения
Осень. Замечает и называет изменения в природе: похолодало, осадки, ветер, листопад, созревают плоды и корнеплоды, птицы улетают на юг.
Устанавливает простейшие связи между явлениями живой и неживой природы (похолодало — исчезли бабочки, жуки; отцвели цветы и т. д.).
Принимает участие в сборе семян растений.
Зима. Замечает изменения в природе, сравнивает осенний и зимний пейзажи.
Наблюдает за поведением птиц на улице и в уголке природы.
Рассматривает и сравнивает следы птиц на снегу.
Оказывает помощь зимующим птицам, называет их.
Имеет представления о том, что в мороз вода превращается в лед, сосульки; лед и снег в теплом помещении тают.
Участвует в зимних забавах: катание с горки на санках, ходьба на лыжах, лепка поделок из снега.
Весна. Узнает и называет время года; выделяет признаки весны: солнышко стало теплее, набухли почки на деревьях, появилась травка, распустились подснежники, появились насекомые.
Имеет представления о том, что весной зацветают многие комнатные растения.
Сформированы представления о работах, проводимых в весенний период в саду и в огороде.
Наблюдает за посадкой и всходами семян.
Принимает участие в работе на огороде и цветниках.
Лето. Имеет представления о летних изменениях в природе: голубое чистое небо, ярко светит солнце, жара, люди легко одеты, загорают, купаются.
Практически демонстрирует представления о свойствах песка, воды, камней и глины.
Знает о том, что летом созревают многие фрукты, овощи, ягоды и грибы; у животных подрастают детеныши.
Старшая группа (от 5 до 6 лет)
Имеет представления о природе: наблюдает, проявляет любознательность.
Знаком с растениями ближайшего окружения: деревьями, кустарниками и травянистыми растениями.
Знаком с понятиями «лес», «луг» и «сад».
Знает комнатные растения.
Ухаживает за растениями.
Знаком со способами вегетативного размножения растений.
Знает домашних животных, их повадки, зависимость от человека.
Ухаживает за обитателями уголка природы.
Знает диких животных: где живут, как добывают пищу и готовятся к зимней спячке (еж зарывается в осенние листья, медведи зимуют в берлоге).
Знает птиц (ласточка, скворец и др.).
Знаком с представителями классов пресмыкающихся (ящерица, черепаха и др.) и насекомых (пчела, комар, муха и др.).
Имеет представления о чередовании времен года, частей суток и их некоторых характеристиках.
Знаком с многообразием родной природы; с растениями и животными различных климатических зон.
Знает, как человек в своей жизни использует воду, песок, глину, камни.
Сформированы представления о том, что человек — часть природы.
Знает о необходимости беречь, охранять и защищать природу.
Знаком со способами укрепления своего здоровья в процессе общения с природой.
Устанавливает причинно-следственные связи между природными явлениями (сезон — растительность — труд людей).
Знает о взаимодействии живой и неживой природы.
Имеет представления о значении солнца и воздуха в жизни человека, животных и растений.
Сезонные наблюдения
Осень. Имеет представления о том, как похолодание и сокращение продолжительности дня изменяют жизнь растений, животных и человека.
Знает, как некоторые животные готовятся к зиме (лягушки, ящерицы, черепахи, ежи, медведи впадают в спячку, зайцы линяют, некоторые птицы (гуси, утки, журавли) улетают в теплые края).
Зима. Знает об особенностях зимней природы (холода, заморозки, снегопады, сильные ветры), особенностях деятельности людей в городе, на селе.
Знаком с таким природным явлением, как туман.
Весна. Знает о весенних изменениях в природе: тает снег, разливаются реки, прилетают птицы, травка и цветы быстрее появляются на солнечной стороне, чем в тени.
Наблюдает гнездование птиц (ворон и др.).
Лето. Знает о влиянии тепла, солнечного света на жизнь людей, животных и растений (природа «расцветает», много ягод, фруктов, овощей; много корма для зверей, птиц и их детенышей).
Имеет представления о съедобных и несъедобных грибах (съедобные — маслята, опята, лисички и т. п.; несъедобные — мухомор, ложный опенок).
Подготовительная к школе группа (от 6 до 7 лет)
Имеет точные представления о деревьях, кустарниках, травянистых растениях; растениях луга, сада, леса.
Имеет конкретные представления об условиях жизни комнатных растений.
Знаком со способами их вегетативного размножения (черенками, листьями, усами).
Устанавливает связи между состоянием растения и условиями окружающей среды.
Знаком с лекарственными растениями (подорожник, крапива и др.).
Имеет обогащенные и систематизированные знания о домашних, зимующих и перелетных птицах; домашних животных и обитателях уголка природы.
Знаком с дикими животными.
Имеет представления об особенностях приспособления животных к окружающей среде.
Знает млекопитающих, земноводных и пресмыкающихся.
Знаком с некоторыми формами защиты земноводных и пресмыкающихся от врагов (например, уж отпугивает врагов шипением и т. п.).
Имеет представления о насекомых.
Знаком с особенностями их жизни (муравьи, пчелы, осы живут большими семьями, муравьи — в муравейниках, пчелы — в дуплах, ульях).
Умеет различать по внешнему виду и правильно называет бабочек (капустница, крапивница, павлиний глаз и др.) и жуков (божья коровка, жужелица и др.).
Умеет сравнивать насекомых по способу передвижения (летают, прыгают, ползают).
Проявляет интерес к родному краю.
Уважительно относится к труду сельских жителей (земледельцев, механизаторов, лесничих и др.).
Умеет обобщать и систематизировать представления о временах года.
Сформированы представления о переходе веществ из твердого состояния в жидкое и наоборот.
Наблюдает такие явления природы, как иней, град, туман, дождь.
Передает свое отношение к природе в рассказах и продуктивных видах деятельности.
Имеет представление о взаимосвязи в природе.
Устанавливает причинно-следственные связи между природными явлениями (если исчезнут насекомые — опылители растений, то растения не дадут семян и др.).
Понимает, что жизнь человека на Земле во многом зависит от окружающей среды: чистые воздух, вода, лес, почва благоприятно сказываются на здоровье и жизни человека.
Знает правила поведения в природе (не ломать кустов и ветвей деревьев, не оставлять мусор, не разрушать муравейники и др.).
Оформляет альбомы о временах года: подбирает картинки, фотографии, детские рисунки и рассказы.
Сезонные наблюдения
Осень. Знает о том, что сентябрь первый осенний месяц.
Замечает приметы осени (похолодало; земля от заморозков стала твердой; заледенели лужи; листопад; иней на почве).
Наблюдает за обрезкой кустарников, знает, для чего это делают.
Принимает участие в высаживании садовых растений (настурция, астры) в горшки.
Умеет собирать природный материал (семена, шишки, желуди, листья) для изготовления поделок.
Зима. Знает о сезонных изменениях в природе (самые короткие дни и длинные ночи, холодно, мороз, гололед и т. д.).
Знает о том, что сохраняющиеся на некоторых деревьях плоды (на рябине, ели и т. д.) являются кормом для птиц.
Умеет определять свойства снега (холодный, пушистый, рассыпается, липкий и др.; из влажного тяжелого снега лучше делать постройки).
Замечает, что в феврале погода меняется (то светит солнце, то дует ветер, то идет снег, на крышах домов появляются сосульки).
Участвует в посадке семян овса для птиц.
Весна. Знает о весенних изменениях в природе (чаще светит солнце, зацветают подснежники; распускаются почки на деревьях и кустарниках, начинается ледоход; пробуждаются травяные лягушки, жабы, ящерицы; птицы вьют гнезда; вылетают бабочки-крапивницы; появляются муравьи).
Знаком с термометром (столбик с ртутью может быстро подниматься и опускаться, в зависимости от того, где он находится — в тени или на солнце).
Замечает, как высаживают, обрезают деревья и кустарники.
Замечает изменения в уголке природы (комнатные растения начинают давать новые листочки, зацветают и т. д.); пересаживать комнатные растения, в том числе способом черенкования.
Принимает участие в выращивание цветов (тюльпаны) к Международному женскому дню.
Знаком с народными приметами: «Длинные сосульки — к долгой весне», «Если весной летит много паутины, лето будет жаркое» и т. п.
Лето. Имеет представления об изменениях, происходящих в природе (самые длинные дни и короткие ночи, тепло, жарко; бывают ливневые дожди, грозы, радуга).
Понимает, что летом наиболее благоприятные условия для роста растений: растут, цветут и плодоносят.
Знаком с народными приметами: «Радуга от дождя стоит долго — к ненастью, скоро исчезнет — к ясной погоде», «Вечером комары летают густым роем — быть теплу», «Появились опята — лето кончилось».
Знает, что 22 июня — день летнего солнцестояния (самый долгий день в году: с этого дня ночь удлиняется, а день идет на убыль).
Знаком с трудом людей на полях, в садах и огородах.
С желанием помогает взрослым.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированная образовательная деятельность в средней группе Познавательное развитие (Ознакомление с миром природы) и Художественно-эстетическое развитие (лепка) Тема: « Помо
Расширить представление детей о жизни белки в природных условиях: внешний вид, как передвигается, чем питается, как спасается от врагов, приспосабливается к жизни в зимних условиях. Развивать любознат...
Конспект организованной образовательной деятельности по «Познавательному развитию» (ознакомление с миром природы) во второй младшей группе по теме: «Рыбка живая и игрушечная»
Конспект организованной образовательной деятельности по «Познавательному развитию» (ознакомление с миром природы) во второй младшей группе по теме: «Рыбка живая и игрушечная»...
Конспект непрерывной образовательной деятельности по познавательному развитию (Ознакомление с миром природы.) Тема: "Что такое лес, или Путешествие маленького Бельчонка". Возрастная группа: подготовительная
Цель: закрепить знания детей о видах леса и деревьях в лесу.Задачи:Воспитывать у детей интерес и бережное отношение к природе.Образовательные:Уточнять и расширять имеющиеся представления детей о...
Конспект проведения ОД по образовательной области «Познавательное развитие» (Ознакомление с миром природы) с детьми подготовительной группы. Тема: «Природа дарит чудеса»
Конспект проведения ОД по образовательной области «Познавательное развитие» (Ознакомление с миром природы) с детьми подготовительной группы.Тема: «Природа дарит чудеса»...
Конспект образовательной деятельности по освоению детьми подготовительной группы образовательной области "Познавательное развитие" (Ознакомление с миром природы, Развитие познавательно - исследовательской деятельности) "Природа и здоровье человека"
Данная деятельность направлена на создание социальной ситуации развития в процессе формирования у детей интереса к познавательно-исследовательской деятельности....
КОНСПЕКТ образовательной деятельности с детьми 5 – 6 лет Тема: «Весна. Перелетные птицы» Образовательная область: Познавательное развитие (ознакомление с миром природы)
Данный материал поможет педагогам систематизировать представлений детей о весне, весенних признаках, дальнейшее развитие представлений о перелетных птицах.Реализовать и выполнить следующие задачи.Обра...