Диагностика психоэмоционального состояния педагогов
методическая разработка по коррекционной педагогике по теме
В материале представлены различные методы диагностики психоэмоционального состояния педагогов, необходимые для составления списка участников занятий по музыкотерапии
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
diagnostika_prilozhenie_1.docx | 25.55 КБ |
Предварительный просмотр:
Приложение 1.
Диагностика психоэмоционального состояния педагогов.
Личностная шкала проявлений тревоги.
Опросник предназначен для измерения уровня тревожности. Опросник состоит из 50 утверждений. Для удобства пользования каждое утверждение предлагается обследуемому на отдельной карточке. Согласно инструкции, обследуемый откладывает вправо и влево карточки, в зависимости от того, согласен он или не согласен с содержащимися в них утверждениями. Тестирование продолжается 15-30 минут.
1.Обычно я спокоен и вывести меня из себя нелегко.
2. Мои нервы расстроены не более, чем у других людей.
3. У меня редко бывают запоры.
4. У меня редко бывают головные боли.
5. Я редко устаю.
6. Я почти всегда чувствую себя вполне счастливым.
7. Я уверен в себе.
8. Практически, я никогда не краснею.
9. По сравнению со своими друзьями я считаю себя вполне смелым человеком.
10. Я краснею не чаще, чем другие.
11. У меня редко бывает сердцебиение.
12. Обычно мои руки достаточно теплые.
13. Я застенчив не более, чем другие.
14. Мне не хватает уверенности в себе.
15. Порой мне кажется, что я ни на что не годен.
16. У меня бывают периоды такого беспокойства, что я не могу усидеть на месте.
17. Мой желудок сильно беспокоит меня.
18. У меня не хватает духа вынести все предстоящие трудности.
19. Я хотел бы быть таким же счастливым, как другие.
20. Мне кажется порой, что передо мной нагромождены такие трудности, которые мне не преодолеть.
21. Мне нередко снятся кошмарные сны.
22. Я замечаю, что мои руки начинают дрожать, когда я пытаюсь что-либо сделать.
23. У меня чрезвычайно беспокойный и прерывистый сон.
24. Меня весьма тревожат возможные неудачи.
25. Мне приходилось испытывать страх в тех случаях, когда я точно знал, что мне ничто не угрожает.
26. Мне трудно сосредоточиться на работе или на каком-либо задании.
27. Я работаю с большим напряжением.
28. Я легко прихожу в замешательство.
29. Почти все время испытываю тревогу из-за кого-либо или из-за чего-либо.
30. Я склонен принимать все слишком всерьез.
31. Я часто плачу.
32. Меня нередко мучают приступы рвоты и тошноты.
33. Раз в месяц или чаще у меня бывает расстройство желудка.
34. Я часто боюсь, что вот-вот покраснею.
35. Мне очень трудно сосредоточиться на чем-либо.
36. Моё материальное положение весьма беспокоит меня.
37. Нередко я думаю о таких вещах, о которых ни с кем не хотелось бы говорить.
38. У меня бывали периоды, когда тревога лишала меня сна.
39. Временами, когда я нахожусь в замешательстве, у меня появляется сильная потливость, что очень смущает меня.
40. Даже в холодные дни я легко потею.
41. Временами я становлюсь таким возбужденным, что мне трудно заснуть.
42. Я – человек легко возбудимый.
43. Временами я чувствую себя совершенно бесполезным.
44. Порой мне кажется, что мои нервы сильно расшатаны и я вот-вот выйду из себя.
45. Я часто ловлю себя на том, что меня что-то тревожит.
46. Я гораздо чувствительнее, чем большинство других людей.
47. Я почти все время испытываю чувство голода.
48. Порой мне кажется, что мне не верят, что я болен.
49. Жизнь для меня связана с необычным напряжением.
50. Ожидание всегда нервирует меня.
Оценка результатов исследования по опроснику производится путем подсчета количества ответов обследуемого, свидетельсвующих о тревожности.
Каждый ответ «да» на высказывания 14,15,16,17,18,19,20,21,22,23,24,25,26,27,28,29,30,31,32,33,34,35,36,37,38,39,40,41,42,43,44,45,46,47,48,49,50 и ответ «нет» на высказывания 1,2,3,4,5,6,7,8,9,10,11,12,13 оценивается в один бал.
Суммарная оценка: 40-50 баллов рассматривается как показатель очень высокого уровня тревоги; 25-40 баллов свидетельствует о высоком уровне тревоги; 15-25 баллов – о среднем (с тенденцией к высокому) уровне; 5-15 баллов – о среднем (с тенденцией к низкому) уровне и 0-5 баллов – о низком уровне тревоги.
Оценка нервно-психической предрасположенности педагога
Методика предназначена для первоначального ориентировочного выявления лиц с признаками нервно-психической неустойчивости. Она позволяет выявить отдельные предболезненные признаки личностных нарушений, а также оценить вероятность их развития и проявлений в поведении и деятельности человека. Необходимо в течение 30 минут ответить на 84 вопроса «да» или «нет». Анализ ответов позволит уточнить отдельные биографические сведения, особенности поведения и состояния психической деятельности в различных ситуациях.
Инструкция испытуемым.
Предлагается тест из 84 вопросов, на каждый из которых необходимо ответить «да» или «нет». Предлагаемые вопросы касаются самочувствия, поведения или характера. «Правильных» или «неправильных» ответов здесь нет, поэтому долго их обдумывать не нужно. Если ответ затруднителен, его нужно просто пропустить. На выполнение задания отводится 30 минут.
- Иногда мне в голову приходят такие мысли, что лучше о них никому не рассказывать.
- Запоры у меня бывают редко (или не бывают совсем)
- Временами у меня бывают приступы смеха или плача, с которыми я никак не могу справиться.
- Бывают случаи, что я не сдерживаю своих обещаний.
- У меня часто болит голова.
- Иногда я говорю неправду.
- Я замечаю, что мой голос изменился.
- Бывало, что я говорил о вещах, в которых не разбираюсь.
- Бывает, что я сержусь.
- Я боюсь повысить голос.
- Бывает, что я откладываю на завтра то, что можно сделать сегодня.
- Я охотно принимаю участие в собраниях или других общественных мероприятиях.
- Самая трудная борьба для меня - борьба с самим собой.
- Для меня не имеет значение мнение других о красоте моего голоса.
- Иногда, когда я неважно себя чувствую, я бываю раздражительным.
- Я довольно безразличен к тому, что со мной будет.
- В гостях я держусь за столом лучше, чем дома.
- Если мне не грозит штраф и машин поблизости нет, я могу перейти улицу там, где мне хочется, а не там, где положено.
- Я считаю, что моя семейная жизнь такая же хорошая, как и у большинства моих знакомых.
- У меня часто исчезает голос.
- В детстве у меня была такая компания, где все старались всегда и во всем стоять друг за друга.
- В игре я предпочитаю выигрывать.
- Последние несколько лет большую часть времени я чувствую себя хорошо.
- Сейчас мой вес постоянен (я не полнею и не худею).
- Мне приятно иметь среди своих знакомых значительных друзей - это как бы придает мне вес в собственных глазах.
- Я был бы довольно спокоен, если бы у кого-нибудь из моей семьи были неприятности.
- С моим рассудком творится что-то неладное.
- Меня беспокоят сексуальные (половые) вопросы.
- Когда я пытаюсь что-то сказать, то часто замечаю, что у меня дрожат руки.
- Руки у меня такие же ловкие и проворные, как и прежде.
- Среди моих знакомых есть люди, которые мне не нравятся.
- Я не люблю, когда мне указывают на мои недостатки.
- Я ссорюсь с членами моей семьи очень редко.
- Бывает, что я с кем-нибудь немного посплетничаю.
- Часто я вижу сны, о которых лучше никому не рассказывать.
- Бывает, что при обсуждении некоторых вопросов я особенно не задумываюсь, соглашаюсь с мнением других.
- В школе я усваивал материал медленнее, чем другие.
- Моя внешность меня в общем устраивает.
- Я вполне уверен в себе.
- Раз в неделю или чаще я бываю взволнованным или возбужденным.
- Кто-то управляет моими мыслями.
- Я ежедневно выпиваю необычно много воды.
- Бывает, что неприличная или непристойная шутка вызывает у меня смех.
- Счастливее всего я бываю, когда я один.
- Кто-то пытается воздействовать на мои мысли.
- Я люблю слушать похвалу в свой адрес.
- Даже среди людей я обычно чувствую себя одиноким.
- Меня злит, когда меня торопят.
- Меня легко привести в замешательство.
- Я легко теряю терпение с людьми.
- Часто мне хочется умереть.
- Бывало, что я бросал начатое дело, так как боялся, что не справлюсь с ним.
- Почти каждый день случается что-нибудь, что пугает меня.
- К вопросам религии я отношусь равнодушно, она не занимает меня.
- Приступы плохого настроения, по поводу нарушения голоса, бывают у меня редко.
- Я заслуживаю сурового наказания за свои поступки.
- У меня были очень необычные мистические переживания.
- Мои убеждения и взгляды непоколебимы.
- У меня бывают периоды, когда из-за волнения я теряю сон.
- Я человек нервный и легковозбудимый.
- Мне кажется, что обоняние у меня такое же, как и у других (не хуже).
- Я переживаю, когда у меня появляется охриплость
- Я почти всегда ощущаю сухость во рту.
- Большую часть времени я чувствую себя устало.
- Иногда я чувствую, что близок к нервному срыву.
- Меня очень раздражает, что я забываю куда кладу вещи.
- Я очень внимательно отношусь к тому, как я одеваюсь.
- Приключенческие рассказы мне нравятся больше, чем рассказы о любви.
- Мне очень трудно приспособиться к новым условиям жизни, работы; переход к новым условиям жизни, работы, учебы кажется невыносимо трудным.
- Мне кажется, что по отношению именно ко мне очень часто поступают несправедливо.
- Я часто чувствую себя несправедливо обиженным.
- Мое мнение часто не совпадает с мнением окружающих.
- Я часто испытываю чувство усталости от жизни, и мне не хочется жить.
- На меня обращают внимание чаще, чем на других.
- У меня бывают головные боли и головокружения из-за переживаний.
- Часто у меня бывают периоды, когда мне никого не хочется видеть.
- Мне трудно проснуться в назначенный час.
- Если в моих неудачах кто-то виноват, я не оставлю его безнаказанным.
- В детстве я был капризным и раздражительным.
- Мне известны случаи, когда мои родственники лечились у невропатологов и психиатров.
- Иногда я принимаю валериану, кодеин, элениум и другие успокаивающие средства.
- Среди моих близких родственников есть лица, привлекавшиеся к уголовной ответственности.
- У меня были приводы в милицию.
- В школе я учился плохо, бывали случаи, когда меня хотели оставить (оставляли) на второй год.
Оценка предрасположенности к нервному срыву
Инструкция. Ответить на вопросы теста, выбрав ответ, соответствующий поведению испытуемого.
- Трудно ли вам обратиться с просьбой о помощи к кому–либо?
Да, всегда (3), очень часто (4), иногда (0), очень редко (0), никогда (0)
- Думаете ли вы о своих проблемах даже в свободное время?
Очень часто (5), часто (4), иногда (2), очень редко (0), никогда (0)
- Видя, что у человека что-то не получается, испытываете ли вы желание сделать это вместо него?
Да, всегда (5), очень часто (4), иногда (2), очень редко (0), никогда (0)
- Подолгу ли вы переживаете из-за неприятностей?
Да, всегда (5), часто (4), иногда (2), очень редко (0), никогда (0)
- Сколько времени вы уделяете себе вечером?
Больше трёх часов (0), два-три часа (0), один - два часа (0), меньше часа (2), ни минуты (4)
- Перебиваете ли вы, не дослушав объясняющего вам что-либо с излишними подробностями?
Да, всегда (4), часто(3), в зависимости от обстоятельств (2), редко (1), нет (0)
- О вас говорят, что вы вечно спешите…
Да, это так (5), часто спешу (4), спешу, как и все, иногда (1), спешу только в исключительных случаях (0), никогда не спешу (0)
- Трудно ли вам отказаться от вкусной еды?
Да, всегда (3), часто(2), иногда (0), редко (0), никогда (0)
- Приходится ли вам делать несколько дел одновременно?
Да, всегда (5), часто (4), иногда (3),редко (1)
10. Случается ли, что во время разговора ваши мысли витают где-то очень далеко?
Очень часто (5), часто (4), случается (3), очень редко (0), никогда (0)
11.Не кажется ли вам порой, что люди говорят о скучных и пустых вещах?
Очень часто (5), часто (4), иногда (1), редко (0), никогда (0)
12. Нервничаете ли вы, стоя в очереди?
Очень часто (4), часто (3), иногда (2), очень редко (1), никогда (0)
13. Любите ли вы давать советы?
Да, всегда (4), очень часто (3), иногда (1), очень редко (0), никогда (0)
14. Долго ли вы колеблетесь, прежде чем принять решение?
Всегда (3), очень часто (2), часто (1), очень редко (3), никогда (0)
15. Как вы говорите?
Торопливо, скороговоркой (3), быстро (2), спокойно (0), медленно (0), важно (0)
Обработка. Сложить баллы, указанные после выбранных ответов.
От 45 до 63 очков – нервный срыв – реальная угроза. Рекомендуется изменить образ жизни.
От 22 до 44 очков – рекомендуется относиться к жизни спокойнее и уметь внутренне расслабляться, снимая напряжение.
До 19 очков – этим людям удается сохранять спокойствие и уравновешенность. Рекомендуется и впредь избегать волнений, не обращать внимания на пустяки и не воспринимать драматические любые неудачи.
0 очков – единственная опасность для этих людей – это чрезмерное спокойствие и, конечно же, скука.
Шкала оценки психологического климата в педагогическом коллективе. Инструкция. Оценит, как проявляются перечисленные свойства психологического климата в данном коллективе. Для этого прочитать сначала предложения слева, затем – справа и после этого знаком «+» отметить в средней части листа ту оценку, которая соответствует истине.
Оценки:
3- свойство проявляется в коллективе всегда
2- свойство проявляется в большинстве случаев
1- свойство проявляется нередко
0- проявляется в одинаковой степени и то, и другое свойство
3 2 1 0 – 1 – 2 – 3
1.Преобладает бодрый, 1.Прелбладает подавленное
жизнерадостный тон настроение.
Настроения.
2.Доброжелательность в 2.Конфликтность в
отношениях, взаимные симпатии отношениях и антипатии
3.В отношениях между 3.Группировки конфликтуют
группировками внутри между собой.
коллектива существует
взаимное расположение,
понимание.
4.Членам коллектива 4.Проявляют безразличие к
нравится вместе проводить более тесному общению,
время, участвовать в выражают отрицательное
совместной деятельности. отношение к совместной
деятельности.
5.Успехи или неудачи товарищей 5.Успехи или неудачи
вызывают сопереживание товарищей оставляют
искреннее участие всех членов равнодушными или
коллектива. вызывают зависть,
злорадство.
6.С уважением относятся к мнению 6.Каждый считает свое
друг друга. мнение главным, нетерпим
к мнению товарищей.
7.Достижения и неудачи коллектива 7.Достижения и неудачи
переживаются как свои коллектива не находят
собственные. отклика у членов
коллектива.
8.В трудные минуты 8.В трудные минуты
для коллектива происходит коллектив «раскисает»,
эмоциональное единение возникают ссоры, растерен
«Один за всех и все за одного» ность, взаимные
обвинения.
9.Чувство гордости за коллектив 9.К похвалам и поощрениям
если его отмечают руководители. коллектива относятся
равнодушно.
10.Коллектив активен, полон 10.Коллектив инертен и
энергии. пассивен.
11.Участливо и доброжелательно 11.Новички чувствуют себя
относятся к новым членам чужими.
коллектива, помогают им освоиться
в коллективе.
12.Совместные дела увлекают всех, 12.Коллектив невозможно
велико желание работать коллективно. поднять на совместное
дело, каждый думает о
своих интересах.
13.В коллективе существует 13.Коллектив заметно
справедливое отношение разделяется на
ко всем членам, «привилегированных»;
поддерживают слабых, пренебрежительное
выступают в их защиту. отношение к слабым.
Обработка полученных данных. Осуществляется в несколько этапов. Первый этап: необходимо сложить все абсолютные величины сначала (+), потом (-) оценок, данных каждым участником опроса. Затем или большей величины вычесть меньшую. Получается цифра с положительным или отрицательным знаком. Так обрабатывают ответы каждого члена коллектива.
Второй этап: все цифры, полученные после обработки ответов каждого педагога, необходимо сложить и разделить на количество отвечающих. Затем полученную цифру сравнивают с «ключом» методики: +22 и более – это высокая степень благоприятности социально-психологического климата; от 8 до 22 – средняя степень благоприятности социально-психологического климата; от 0 до 8 – низкая степень благоприятности; от 0 до (-8) – начальная неблагоприятность социально - психологического климата; от (-8) до (-10) – средняя неблагоприятность; от (-10) и ниже в отрицательную сторону – сильная неблагоприятность.
Такой подсчет можно сделать по каждому свойству:
А) записать, а затем сложить оценки, данные отдельному свойству каждым участником опроса;
Б) полученную цифру разделить на число участников. Когда будут подсчитаны индексы по каждому свойству, выстраивают ранжированный ряд из этих цифр по степени убывания их величины. Таким образом, мы выявляем свойства, способствующие как сплочению коллектива (положительные), так и его разобщению (свойства с отрицательным знаком).
Описанная методика диагностирует уровень сформированности группы как коллектива и позволяет (при многократном исследовании) проследить динамику его развития.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Способы регуляции психоэмоционального состояния у педагогов
Обучить педагогов способам регуляции психоэмоционального состояния;Развить систему профилактики стрессовых ситуаций, эмоционального выгорания...
Статья "Деятельность психолога ДОУ по коррекции психоэмоциональных состояний педагогов, имеющих нарушения голосовой функции".
В статье кратко описан метод музыкотерапии в работе с педагогами, имеющими голосоречевые нарушения. Приведены данные исследований, подтверждающие необходимость применения музыкотерапии в коррекц...
Ветошева В.И., Митяева И.И. ПУТЕШЕСТВИЕ В МИР ГАРМОНИИ. Методические рекомендации по оптимизации психоэмоционального состояния детей дошкольного возраста и их родителей: практическое пособие для педагогов-психологов детских образовательных учреждений.
Пособие может быть полезно психологам-практикам, работающим в детских дошкольных учреждениях, специалистам по социальной работе, а также студентам-психологам и студентам педагогических вузов. Работа в...
Материалы для методической разработки коррекционной программы «Музыкотерапия, как средство коррекции психоэмоциональных состояний педагогов, имеющих голосоречевые нарушения"
В материале представлен опыт работы по устранению негативных психоэмоциональных состояний педагогов ДОУ, имеющих голосоречевые нарушения. Текст эссэ раскрывает суть работы педагога-психолога с воспита...
Доклад на тему "Коррекция психоэмоционального состояния педагога через создание благоприятного климата в коллективе"
Актуальность данной темы состоит в том, что в последнее время возросли требования к уровню социально- психологической подготовки людей в коллективе. Формирование и совершенствование мораль...
Презентация "Регулирование психоэмоциональных состояний педагогов"
laquo;Педагогический коллектив– это относительно устойчивая группа людей, объединенная профессиональными, общественно значимыми целями деятельности, имеющая органы руководства....
Инновационный творческий проект «Стабилизация психоэмоционального состояния педагогов и профилактика СЭВ через создание благоприятной комфортной среды в коллективе».
На фоне возникающих психических расстройств, нарастающего эмоционального истощения, появления новых требований в сфере образования происходит профессиональное выгорание педагога. Он...
Комментарии
Пояснения
Данные диагностики используются при составлении списка участников программы музыкотерапии по устранению негативных психоэмоциональных состояний педагогов, имеющих голосоречевые нарушения