Протоколы диагностики познавательного развития детей дошкольного возраста
материал по теме
Для планирования и проведения развивающих занятий с дошколятами, для консультирования их родителей и воспитателей, 2 раза в год (15 сентября - 15 октября и 15 марта - 15 апреля) я провожу диагностику познавательного развития детей 2 младшей, средней, старшей групп (1 младшая - это ранний возраст, там я использую диагностику НПР Н.М. Аксарина, Г.В. Пантюхина, К.Л. Печора, подготовительная группа - диагностика психологической готовности к школе). Методики для каждой возрастной группы мне и моим коллегам рекомендовала наш методист Желудова Александра Михайловна. Вашему вниманию я предлагаю разработанные мною протоколы к этим методикам, которые значительно облегчают работу психолога при проведении диагностики и позволяют быстро и точно фиксировать полученные результаты.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dg_karta_2_mladshaya_nachalo_goda.docx | 17.3 КБ |
dgkarta_srednyaya_nachalo_goda.docx | 13.36 КБ |
dg_karta_starshaya_nachalo_goda.doc | 59.5 КБ |
dg_karta_srednyaya_konets_goda.docx | 13.13 КБ |
dg_karta_starshaya_konets_goda.docx | 16.46 КБ |
Предварительный просмотр:
ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ КАРТА
2 младшая группа НАЧАЛО ГОДА
Дата | Дата рождения |
Шифр ребёнка | Возраст |
Вопросы для беседы:
- Как тебя зовут? ________
- С кем ты вместе живёшь?_____________________________________________________________________________
- Сколько тебе лет?______
- Как зовут маму?_____________
- Как зовут папу?______________
- УРОВЕНЬ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ
«Предметные картинки»: «Назови то, что ты видишь на картинке»
Серия | Картинка | Активный словарь | Пассивный словарь |
А | МАТРЁШКА | ||
БАРАБАН | |||
МАШИНКА | |||
САНКИ | |||
ДУДОЧКА | |||
КОЛОКОЛЬЧИК | |||
Б | БАБОЧКА | ||
МЫШКА | |||
ЁЖИК | |||
РЫБА | |||
ЛЯГУШКА | |||
КУРИЦА | |||
В | КОРОВА | ||
ЛОШАДЬ | |||
ВОЛК | |||
ЛИСА | |||
СВИНЬЯ | |||
КОТЁНОК | |||
ЩЕНОК | |||
Г | ЯБЛОКО | ||
ГРУША | |||
БАНАН | |||
МОРКОВЬ | |||
КАПУСТА | |||
АРБУЗ | |||
Д | УТЮГ | ||
ЧАСЫ | |||
РАСЧЁСКА | |||
ЗОНТ | |||
ИГОЛКА | |||
Е | ШАПКА | ||
БРЮКИ | |||
ПЛАТЬЕ | |||
ВАРЕЖКИ | |||
ТАПОЧКИ | |||
ТУФЛИ | |||
Ж | ВАЗА | ||
ЛЕЙКА | |||
ЧАЙНИК | |||
СТАКАН | |||
ТАРЕЛКА | |||
ВИЛКА | |||
ЛОЖКА |
- УРОВЕНЬ РАЗВИТИЯ НАГЛЯДНО – ДЕЙСТВЕННОГО МЫШЛЕНИЯ
«Рамка Монтессори с вкладышами»
умение соотносить предметы по форме:
- методом проб и ошибок ____________;
- ориентируясь на форму отверстия ____.
- ЗНАНИЕ ОСНОВНЫХ ФОРМ
«Рамка Монтессори с вкладышами»
знает ___ вкладывает__ называет
знает ___ вкладывает__ называет
знает ___ вкладывает__ называет
- ЗНАНИЕ ОСНОВНЫХ ЦВЕТОВ
Методика «Основные цвета» Н.Л.Белопольская
1 «Посмотри, здесь нарисованы шарики разного цвета»
«Покажи, где нарисован такой же шарик»
2 «Покажи, где нарисован красный шарик? Жёлтый? Синий? Зелёный?»
3 «Скажи, какого цвета этот шарик? А этот?» и т.д.
цвет | сличает | показ. по названию | называет | выводы |
К | ||||
Ж | ||||
С | ||||
З | ||||
Комментарии: |
Предварительный просмотр:
ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ КАРТА
ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ СРЕДНЕЙ ГРУППЫ НА НАЧАЛО УЧЕБНОГО ГОДА
Дата______________ Фамилия, имя ребёнка ____________ Дата рождения________________
Вопросы для беседы
1 Как тебя зовут?__________________________________________________________________
2 С кем вместе ты живёшь?_________________________________________________________
3 Как зовут маму?_________________________________________________________________
4 Как зовут папу? _________________________________________________________________
СУБТЕСТЫ | ПРОТОКОЛ | ОЦЕНКА | ПРИМЕЧАНИЯ | |||||||
М-ка «Волшебный мешочек» (зрительная память) | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | |||
Задание «Найди такую же картинку» (внимание) | 1. чашка 2. елочная игрушка 3. цветок 4. гриб | |||||||||
М-ка «АНАЛОГИИ подбери пару» (верб. – логическое мышление) | 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. | |||||||||
М-ка «Найди фигуру» (нагл. – образное мышление) |
ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ КАРТА
ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ СРЕДНЕЙ ГРУППЫ НА НАЧАЛО УЧЕБНОГО ГОДА
Дата______________ Фамилия, имя ребёнка ____________ Дата рождения________________
Вопросы для беседы
1 Как тебя зовут?__________________________________________________________________
2 С кем вместе ты живёшь?_________________________________________________________
3 Как зовут маму?_________________________________________________________________
4 Как зовут папу? _________________________________________________________________
СУБТЕСТЫ | ПРОТОКОЛ | ОЦЕНКА | ПРИМЕЧАНИЯ | |||||||
М-ка «Волшебный мешочек» (зрительная память) | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | |||
М-ка «АНАЛОГИИ подбери пару» (верб. – логическое мышление) | 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. | |||||||||
М-ка «Найди фигуру» (нагл. – образное мышление) | ||||||||||
Задание «Найди такую же картинку» (внимание) | 1. чашка 2. елочная игрушка 3. цветок 4. гриб |
Предварительный просмотр:
ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ КАРТА начало года Старшая группа
Дата | Дата рождения |
Шифр ребёнка | Возраст |
Вопросы для беседы:
- Как тебя зовут? Назови своё имя, отчество, фамилию______ Сколько тебе лет?___________
- С кем вместе ты живёшь? Назови членов твоей семьи____________________________________________________
- Как зовут маму?_____ Кем и где она работает?__________________________________________________________
- Как зовут папу?_____ Кем и где он работает?___________________________________________________________
- Назови свой домашний адрес. Где ты живёшь?__________________________________________________________
- Кем ты хочешь быть, когда вырастешь?________________________________________________________________
- Какие сказки ты знаешь?_____________________________________________________________________________
- Какие части суток ты знаешь?_________________________________________________________________________
УРОВЕНЬ РАЗВИТИЯ ЗРИТЕЛЬНОЙ И СЛУХОВОЙ ПАМЯТИ: ________________
- «10 картинок» «Посмотри внимательно на картинку, назови нарисованные на ней предметы и постарайся их запомнить. Как только ребёнок начинает называть и показывать предметы, засечь время для запоминания – 1 минуту. Через минуту, лист с предметами убирается. «Вспомни, пожалуйста, какие предметы ты видел и назови их в любом порядке».
- «10 слов» «Имя ребенка, сейчас я 2 раза прочитаю тебе слова, тебе надо их внимательно послушать, запомнить, а потом повторить мне эти слова в любом порядке. Слушай внимательно, я читаю слова 2 раза.» После первого прочтения взрослый говорит ребенку: «Читаю второй раз» и повторно зачитывает эти же слова. После этого просим ребенка повторить те слова, которые он запомнил в любом порядке, как он их запомнил.
ДОМ | НОГА | МАЛЬЧИК | ПТИЦА | СОЛНЦЕ | ШКАФ | КОТ | ЮБКА | БЕРЁЗА | СИЛА |
УРОВЕНЬ РАЗВИТИЯ ВНИМАНИЯ:_____________
- «ПЕТЕПУТАННЫЕ ЛИНИИ»
«Имя ребенка, художник нарисовал волшебные линии. Здесь каждая линия начинается – первая, вторая… восьмая (педагог-психолог одновременно показывает начало каждой линии), а на другой стороне они заканчиваются (показ). Только линии у нас все перепутались и мы не знаем, где какая заканчивается. Давай распутаем линии? (ответ ребенка). Для этого мы возьмем цветные карандаши, обведем каждую линию и узнаем, где она заканчивается».
Ребенок выбирает первый карандаш и обводит линию, показывает взрослому, где она заканчивается. Затем дошкольник выбирает другой карандаш и обводит следующую линию и т.д. Педагог-психолог, независимо от правильности ответа ребенка ставит соответствующий номер линии в том месте, где показал ребенок. (Иногда у детей 2-е или даже 3 линии заканчиваются в одном месте, тогда номера ставятся через запятую).
1 - 6 -
2 - 7 -
3 - 8 -
4 - 9 -
5 - 10 -
УРОВЕНЬ РАЗВИТИЯ ВЕРБАЛЬНО - ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ:___________
- «4 ЛИШНИЙ»
Ребенку по порядку предъявляются карточки, на каждой из которых изображено 4 предмета (3 относятся к одной группе, один к другой). Дошкольнику предлагается выбрать лишний предмет: «Имя ребенка, на картинке нарисовано 4 предмета. Что (кто) это? (ребенок называет предметы). 3 предмета друг к другу подходят, а один лишний. Как ты думаешь, что здесь лишнее? (выбор ребенка) Как остальные предметы можно назвать одним словом? (ответ ребенка)» Затем предъявляется следующая картинка.
№ карточки | Ответ испытуемого | Словесное объяснение ответа | Примечания | ||
Лишний предмет | Правильно (+) Неправильно (-) | Есть (+) Нет (-) | Обобщающее слово | ||
1 | |||||
2 | |||||
3 | |||||
4 | |||||
5 | |||||
6 | |||||
7 | |||||
8 |
УРОВЕНЬ РАЗВИТИЯ НАГЛЯДНО – ОБРАЗНОГО МЫШЛЕНИЯ:___________
- «РЫБКА»
Ребенку показывают изображение рыбки, состоящее из разноцветных геометрических фигур (схему). «Имя ребенка, как ты думаешь, что нарисовано на этой картинки? (ответ ребенка). Правильно, это рыбка. А из каких фигур она состоит? Какого цвета… (называется фигура)?» С помощью вопросов психолог обращает внимание ребенка на все детали и их цвета. Далее дошкольнику предлагается набор геометрических фигур, из которых можно собрать изображение рыбки: «Рыбка плавает одна и ей скучно, давай соберем ей подружку, точно такую же рыбку».
ПРИМЕЧАНИЯ:_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
УРОВЕНЬ РАЗВИТИЯ ВООБРАЖЕНИЯ:
«Оживи кружочки, дорисуй и назови, что у тебя получилось»
__________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________________________________________
УРОВЕНЬ РАЗВИТИЯ ВООБРАЖЕНИЯ:
«Оживи кружочки, дорисуй и назови, что у тебя получилось»
__________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Предварительный просмотр:
ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ КАРТА
ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ СРЕДНЕЙ ГРУППЫ НА КОНЕЦ УЧЕБНОГО ГОДА
Дата______________ Фамилия, имя ребёнка ____________ Дата рождения________________
Вопросы для беседы
1 Как тебя зовут?__________________________________________________________________
2 С кем вместе ты живёшь?_________________________________________________________
3 Как зовут маму?_________________________________________________________________
4 Как зовут папу? _________________________________________________________________
СУБТЕСТЫ | ПРОТОКОЛ | ОЦЕНКА | ПРИМЕЧАНИЯ | |||||||
Методика «Предметные картинки» (зрительная память) | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | ||
Задание «Лабиринт» (внимание) | ||||||||||
Методика «Найди домик для картинки» (вербально – логическое мышление) | ПОСУДА | ОВОЩИ | ФРУКТЫ | ОДЕЖДА | ||||||
Методика «Разрезная картинка 4 части» |
___________________________________________________________________________________
ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ КАРТА
ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ СРЕДНЕЙ ГРУППЫ НА КОНЕЦ УЧЕБНОГО ГОДА
Дата______________ Фамилия, имя ребёнка ____________ Дата рождения________________
Вопросы для беседы
1 Как тебя зовут?__________________________________________________________________
2 С кем вместе ты живёшь?_________________________________________________________
3 Как зовут маму?_________________________________________________________________
4 Как зовут папу? _________________________________________________________________
СУБТЕСТЫ | ПРОТОКОЛ | ОЦЕНКА | ПРИМЕЧАНИЯ | |||||||
Методика «Предметные картинки» (зрительная память) | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | ||
Задание «Лабиринт» (внимание) | ||||||||||
Методика «Найди домик для картинки» (вербально – логическое мышление) | ПОСУДА | ОВОЩИ | ФРУКТЫ | ОДЕЖДА | ||||||
Методика «Разрезная картинка 4 части» |
Предварительный просмотр:
ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ КАРТА конец года Старшая группа
Дата | Дата рождения |
Шифр ребёнка | Возраст |
Вопросы для беседы:
- Как тебя зовут? Назови своё имя, отчество, фамилию ______ Сколько тебе лет?___________
- С кем вместе ты живёшь? Назови членов твоей семьи____________________________________________________
- Как зовут маму?_____ Кем и где она работает?__________________________________________________________
- Как зовут папу?_____ Кем и где он работает?___________________________________________________________
- Назови свой домашний адрес. Где ты живёшь?__________________________________________________________
- Кем ты хочешь быть, когда вырастешь?________________________________________________________________
- Какие сказки ты знаешь?_____________________________________________________________________________
- Какие части суток ты знаешь?_________________________________________________________________________
УРОВЕНЬ РАЗВИТИЯ ЗРИТЕЛЬНОЙ И СЛУХОВОЙ ПАМЯТИ:
- «10 картинок» «Посмотри внимательно на картинку, назови нарисованные на ней предметы и постарайся их запомнить. Как только ребёнок начинает называть и показывать предметы, засечь время для запоминания – 1 минуту. Через минуту, лист с предметами убирается. «Вспомни, пожалуйста, какие предметы ты видел и назови их в любом порядке».
- «10 слов» «Имя ребенка, сейчас я 2 раза прочитаю тебе слова, тебе надо их внимательно послушать, запомнить, а потом повторить мне эти слова в любом порядке. Слушай внимательно, я читаю слова 2 раза.» После первого прочтения взрослый говорит ребенку: «Читаю второй раз» и повторно зачитывает эти же слова. «Повтори, пожалуйста, слова, которые ты запомнил (а) в любом порядке».
ОКНО | ДЕВОЧКА | НОЧЬ | УХО | ВОРОНА | ШАРФ | РЫБА | ТРАВА | МОЛОКО | СТУЛ |
УРОВЕНЬ РАЗВИТИЯ ВНИМАНИЯ:
- «КОРРЕКТУРНАЯ ПРОБА - ФИГУРЫ»
«Имя ребенка, что здесь нарисовано? (ответ ребенка), правильно. Сейчас ты будешь просматривать строчки с фигурами, закончил смотреть фигуры в первой строчке, перешёл к началу следующей (свои объяснения педагог-психолог сопровождает показом), потом к следующей строке и так до конца листка. Фигуры ты будешь рассматривать не просто так, некоторые нужно будет отметить».
После этого педагог-психолог обращает внимание ребенка ни 4 фигуры, нарисованные в отдельной строке наверху, и продолжает. « Если тебе встретиться круг (взрослый показывает круг в дополнит. строке), то ты его зачеркиваешь (взрослый карандашом выполняет соответств. действие). Все остальные фигуры ты не отмечаешь, ты их пропускаешь. Все понятно? (ответ ребенка)»
Далее следуют контрольные вопросы:
- «Какие фигуры ты будешь отмечать?» (ответ ребенка, в случае затруднения – повторное объяснение)».
- «Как ты будешь отмечать круг?» (ответ ребенка, в случае затруднения взрослый просит дошкольника посмотреть на образец в дополнительной строке)»
- Психолог просит ребенка ещё раз показать, как он будет смотреть фигуры строчку за строчкой.
Время выполнения задания – 5 минут.
УРОВЕНЬ РАЗВИТИЯ ВЕРБАЛЬНО - ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ:
- «НАЙДИ СХОДСТВА И РАЗЛИЧИЯ»
Ты видел когда-нибудь кошку?_____________________________________________________________________________
А собаку?________________________________________________________________________________________________
Скажи, пожалуйста, чем кошка похожа на собаку? ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
А чем они отличаются друг от друга? ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
УРОВЕНЬ РАЗВИТИЯ НАГЛЯДНО – ОБРАЗНОГО МЫШЛЕНИЯ:
- «НЕДОСТАЮЩАЯ ДЕТАЛЬ»
Если ребенок не видит недостающую деталь в первых 2-х заданиях можно задать наводящий вопрос «Может чего-то не хватает?» Далее помощь ребенку не оказывается.
Как ты думаешь, что нарисовано на этой картинке? | Посмотри внимательно, всё ли правильно нарисовал художник? |
1 | |
2 | |
3 | |
4 | |
5 | |
6 | |
7 | |
8 |
УРОВЕНЬ РАЗВИТИЯ ВООБРАЖЕНИЯ: «НА ЧТО ЭТО ПОХОЖЕ?»__________________________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Диагностика речевого развития детей дошкольного возраста
Пособие содержит краткое описание речи детей дошкольного возраста, а также диагностические методики по обследованию разных сторон речи детей дошкольного возраста, рекомендованные Ушаковой О.С., Струни...
Диагностика полоролевого развития детей дошкольного возраста
lПолоролевое воспитание – система подходов, принципов, педагогических условий, адекватных половозрастным особенностям ребенка и направленных на формирование у него таких знаний, отношений, свойств лич...
Методики диагностики социального развития детей дошкольного возраста.
Для изучения особенностей развития у детей дошкольного возраста представлений о себе, самооценки, самопринятия, самостоятельности, активности, инициативности, ...
Итоговая аттестационная работа ТЕМА Современные подходы к реализации задач познавательного развития детей дошкольного возраста (проект рабочей программы для детей среднего дошкольного возраста)
Итоговая аттестационная работа ТЕМАСовременные подходы к реализации задач познавательного развития детей дошкольного возраста (проект рабочей программы для детей среднего дошкольного возраста)...
«Система работы по духовно-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста как предпосылка социально-коммуникативного и познавательного развития детей дошкольного возраста»
Презентация к районному семинару «Система работы по духовно-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста как предпосылка социально-коммуникативного и познавательного развития...
Презентация "Роль сказок в познавательном развитии детей дошкольного возраста“ познавательного развития средний возраст
Презентация "Роль сказок в познавательном развитии детей дошкольного возраста“ ...
ПРОТОКОЛ от 15.02.2022 Тема:«Познавательное развитие детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО»
ПРОТОКОЛпроведения заседания педагогического совещания работников...