"Проектная деятельность - как фактор развития познавательных процессов дошкольников".
консультация по коррекционной педагогике

Чижевская Елена Анатольевна

"Развитие познавательных интересов дошкольников в условиях реализации ООП, соответствующей ФГОС ДО"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proektno-issledovatelskaya_deyatelnost.docx34.79 КБ

Предварительный просмотр:

Проектная деятельность как фактор развития познавательных процессов  дошкольников.

        Стремительные перемены, происходящие сегодня во всех сферах жизни, актуализируют также проблему смены подходов к образовательному процессу в дошкольном учреждении. Если в последние десятилетия основной целью образовательного процесса было формирование теоретических знаний дошкольников, то сегодня это становится неактуальным. Знаниевая  ориентация образования сменяется компетентностной, ставящей во главу угла формирование  компетенций ребенка (коммуникативной, информационной, технологической). В силу того, что изменились сами дети, у них появилась повышенная потребность к восприятию информации. В связи с этим, на данном этапе в дошкольном учреждении необходимо создание таких  условий, которые бы  способствовали реализации потенциальных возможностей каждого ребенка, удовлетворению его познавательных интересов.

     Задача педагогов, используя наиболее эффективные средства обучения и воспитания на основе современных методик и образовательных технологий, не насыщать ребенка информацией, а развивать у него познавательный интерес,  умения добывать знания самостоятельно, чтобы  использовать их в разных жизненных ситуациях.

        Проектирование детской деятельности позволяет систематизировать и сгруппировать все компоненты образовательного процесса, помогает подчинить основную часть организованной, самостоятельной и совместной  деятельности единой теме и цели, которые определяются с учетом возрастных возможностей дошкольников. Это одна из образовательных технологий, позволяющая скоординировать  действия в триаде «педагог - родители - дети», т.е. организовать  совместное сотрудничество,  направленное на развитие познавательных способностей воспитанников.

Проектирование, как творческий вид деятельности, позволяет достаточно точно (в соответствии с требованиями образовательных стандартов дошкольного образования) сформулировать цели, задачи предстоящей деятельности, проанализировать и систематизировать совокупность наличных и необходимых средств, обеспечивающих оптимальные пути достижения желаемого результата, а самое главное – раскрыть  возможности для педагогического творчества, принятия педагогами субъектной позиции - позиции заинтересованного партнера  по отношению к осуществляемой детской деятельности.

Невозможно переоценить также значение проектно-исследовательской деятельности для общего развития дошкольника и формирования его личности. Она развивает познавательные способности, логику мышления, коммуникативные и рефлексивные навыки и многое другое, что является составляющими успешной личности.

Задачами проектной деятельности воспитанников определили:

- обеспечение психологического благополучия и здоровья детей;

 - развитие познавательных способностей и коммуникативных навыков;

 - развитие творческого воображения и мышления.

Для реализации данных задач широко используются возможности проектной деятельности. Следуя принципам отечественных ученых и педагогов-практиков, организовывая детское проектирование, надо соблюдать следующие условия:

 - учет интересов ребенка;

 - деятельность без принуждения, «от всего сердца»;

 - тематика (проблема) из близкого окружения и адекватна возрасту;

 - предоставление самостоятельности и поддержка детской инициативы;

 - совместное с взрослыми  поэтапное достижение цели.

Метод проектов  рассматривается также  как один из вариантов интеграции образовательного процесса, основанного на личностно-ориентированной модели воспитания. Так как он позволяет интегрировать сведения из разных областей знаний для решения одной проблемы и успешно применять их на практике. Это своеобразная стратегия обогащения, которая ориентирована на качественно новое содержания обучения. Именно  поэтому большое внимание требуется уделять  сотрудничеству воспитателей  со специалистами.  Проект, объединяющий все способы познания, дает возможность каждому ребенку выбрать тот путь, который ему органичен. Деятельность каждого ребенка направлена на достижения намеченного результата.

 Вместе с тем, действуя каждый в своем направлении, (кто-то лепит, рисует, конструирует,  читает, сочиняет сказки, проводит опыты),  все вместе воспитанники получают максимум сведений, наглядно представленных результатов, раскрывающих эту тему с разных сторон.

Основные этапы метода проектов:

      1. Целеполагание: педагог помогает ребёнку выбрать наиболее актуальную и          посильную для него задачу на определённый отрезок времени.

      2. Разработка проекта – план деятельности по достижению цели:

 - к кому обратиться за помощью (взрослому, педагогу);

 - в каких источниках можно найти информацию;

 - какие предметы использовать (принадлежности, оборудование);

 - с какими предметами научиться работать для достижения цели.

 3. Выполнение проекта – практическая часть.

4. Подведение итогов – презентация проекта, определение задач для новых проектов.

Задачи проектной деятельности специфичны для каждого возраста.

В младшем и среднем  дошкольном возрасте:

  • вхождение детей в проблемную игровую ситуацию (ведущая роль педагога);
  • активизация желания искать пути разрешения проблемной ситуации (вместе с педагогом);
  • формирование начальных предпосылок поисковой деятельности (практические опыты).

Уже в младшем и среднем дошкольном возрасте дети приобретают определенные навыки и умения:  умение видеть проблемы, задавать вопросы, выдвигать гипотезы, наблюдать, проводить эксперименты, делать простейшие выводы и умозаключения.                                                                               

       Поскольку ведущий  вид деятельности дошкольников – игра, то, начиная с младшего возраста, нужно использовать  игровые и творческие проекты, что не противоречит, а лишь подчеркивает специфику проектной деятельности с дошкольниками.     В то же время, нужно помнить, что все обучение не должно сводиться к проектной деятельности, какой бы продуктивной она не являлась. В условиях дошкольного учреждения мы  выделяем четыре основных направления в работе, наиболее понятных пониманию детей данного возраста:

     - ребенок и семья;

     - ребенок и природа;

     - ребенок и рукотворный мир;

     - общество и его культурные ценности. 

Благодаря специально разработанным занятиям,  играм и упражнениям, педагоги в соответствии с этими направлениями  могут формировать у детей эмоционально-мотивационные установки по отношению к себе, сверстникам и взрослым людям.  Воспитанники  приобретают навыки, умения и опыт,  необходимые для адекватного поведения в обществе, способствующие наилучшему развитию личности ребенка.  

К концу пятого года жизни дети накапливают  определенный социальный опыт, позволяющий им перейти на новый, развивающий уровень проектирования.

В старшем дошкольном возрасте решаются следующие задачи:

  • формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;
  • развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;
  • формирование умения применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов;
  • развитие желания пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной исследовательской деятельности.

В этом возрасте продолжает развиваться самостоятельность, ребенок способен сдерживать свои импульсивные побуждения, терпеливо выслушивать взрослого и других участников совместной деятельности. Несомненно, положительными моментами использования проектной деятельности в старшем дошкольном возрасте является то, что в процессе исследовательской деятельности у детей развивается культура мышления, умение видеть проблемы, задавать вопросы, выдвигать гипотезы. Самое главное -  дети учатся анализировать, дискутировать, распределять обязанности и поручения, делать выводы и умозаключения.

Деятельностный подход, лежащий в основе метода проектов, предполагает полноправное и активное сотрудничество педагогов и ребёнка. Содержательная сторона совместной деятельности оказывает существенное влияние на познавательное развитие детей. Идёт углубление и обогащение знаний воспитанников, выявление закономерностей и взаимных связей между объектами и явлениями, происходит обогащение активного словарного запаса.

Детские исследовательские проекты  –  эффективный, современный, дидактически оправданный  метод обучения дошкольников. Использование метода проектов в работе с дошкольниками способствует повышению самооценки каждого ребенка. Участвуя в совместной работе, ребенок ощущает себя значимым в группе сверстников, видит свой вклад в общее дело, радуется своим успехам.

Нельзя не сказать о влиянии проектной деятельности на воспитателя.

 Занятие проектной деятельностью стимулирует педагогов к внедрению новых форм работы с воспитанниками, побуждает к стремлению постоянно находиться в пространстве возможностей, что изменяет их  мировоззрение и не допускает применения стандартных, шаблонных действий, требует ежедневного творческого, личностного роста. 

Проекты дают возможность педагогам:

 -изменить стиль работы с детьми;

 -выступать не транслятором знаний, а  быть соучастником образования ребенка;

 -при необходимости – советчиком, организатором деятельности, помогающим выбрать правильные пути решения различных задач;

-повысить детскую самостоятельность, творческую  активность, любознательность.

Умение пользоваться проектным методом – показатель высокой квалификации  педагогов, овладение ими прогрессивной методикой обучения и развития детей.

  В ходе проектной деятельности наблюдается  также положительная динамика  в детско-родительских отношениях. Жизнь ребенка и родителей наполняется более  богатым содержанием. Совместная работа над проектами обогащает родителей информацией о жизни своего ребенка в дошкольном учреждении,  его интересах, предпочитаемых и любимых видах деятельности. Ребенок становится более интересен родителям, поскольку учится выдвигать различные идеи, открывая новое в уже знакомых свойствах предметов или явлений.

И самый важный результат – это то, что в процессе совместной работы над проектами создается настоящее сообщество детей; детей и педагогов; детей, педагогов и родителей.

                                                                                                                     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Проектная деятельность как средство развития познавательной активности дошкольников»

Метод проектов- как средство развития познавательной активности дошкольников....

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СПОСОБ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДОШКОЛЬНИКА

Основной целью проектного метода в дошкольных учреждениях является развитие свободной творческой личности ребенка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности дете...

Проектная деятельность как способ развития познавательной активности дошкольника.

Представлен теоритический и практический материал: Проектный метод в деятельности ДОУ и Организация проектной деятельности в условиях нашего детского сада....

Реферат "Проектная деятельность как способ развития познавательной активности дошкольников"

Реферат "Проектная деятельность как способ развития познавательной активности дошкольников"...

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ИНИЦИАТИВЫ ДОШКОЛЬНИКОВ

В презентации  даётся обоснование использованию проектной деятельности в ДОУ, раскрываются специфические особенности этой деятельности, приводится классификация проектов, содержательно раскрывают...

Игра как фактор развития познавательных процессов дошкольника

Развитие познавательной активности дошкольников посредством дидактической игры....