ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СПОСОБ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДОШКОЛЬНИКА
статья (подготовительная группа) на тему
Основной целью проектного метода в дошкольных учреждениях является развитие свободной творческой личности ребенка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.
Задачи развития:
· обеспечение психологического благополучия и здоровья детей;
· развитие познавательной активности;
· развитие творческого воображения;
· развитие творческого мышления;
· развитие коммуникативных навыков.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proektnaya_deyatelnost_kak_sposob_razvitiya_poznavatelnoy_aktivnosti_doshkolnikov.docx | 46.64 КБ |
Предварительный просмотр:
Статья на тему:
ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СПОСОБ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДОШКОЛЬНИКА
Подготовила воспитатель
МКДОУ БГО Центра развития ребенка –
детского сада №11
Киричек Марина Николаевна
Борисоглебск 2014
Психолого-педагогические особенности развития познавательной активности у детей дошкольного возраста
Невозможно анализировать познавательную деятельность ребенка, не учитывая особенности его личности. «Мысль рождается,- писал Л.С. Выготский,- не из другой мысли, а из мотивирующей сферы нашего сознания, которая охватывает наше влечение и потребности, наши интересы и побуждения, наши аффекты и эмоции». Понять особенности познавательной деятельности ребенка можно лишь в том случае, если будут раскрыты «аффективная и волевая тенденции», которые стоят за мыслью (терминология Л.С. Выготского). Эти положения углубляются и расширяются во многих теоретических и экспериментальных исследованиях по детской и педагогической психологии. А.В. Запорожец, Л.И. Божович отмечали, что окончание дошкольного периода развития ребенка представляет в психологическом плане целую систему взаимосвязанных качеств мыслительной, аналитико-синтетической, познавательной деятельности, качеств детской личности, включая познавательные интересы, определенную степень сформированности механизмов волевой регуляции. Большое внимание исследователи уделяют познавательным интересам. Одной из базовых первичных форм познавательного интереса представляется любопытство. В его основе лежит естественная реакция удивления ребенка на изменения в обстановке, появление нового, яркого, красочного, эмоционально привлекательного в окружающем мире. Проявляется детское любопытство в ярких мимических реакциях и вопросах типа «Кто это?», «Что это?». Для данной ступени познавательного интереса характерным является «сбор информации» о предметах, явлениях окружающей действительности. Чувственный, сенсорный опыт играет значительную роль и в последующем развитии ребенка. Л.В. Занков писал: «...мыслительные процессы непосредственно опираются на чувственное познание действительности и представляют собой лишь первоначальный анализ и синтез данных чувственного опыта». Любопытство является источником появления любознательности. А.И. Сорокина определяет любознательность как «...общую направленность, положительное отношение к широкому кругу явлений». Н.Ф.Добрынин подчеркивает, что любознательность является действенной формой выражения интереса к познанию, о чем свидетельствует множество заданных ребенком вопросов. Любознательность характеризуется стремлением ребенка проникнуть за пределы увиденного, непосредственно воспринимаемого. Вопросы детей приобретают направленность на познание существенных характеристик предметов и объектов окружающего мира («Зачем?», «Почему?»). Становясь устойчивой чертой, любознательность приобретает значительную ценность в развитии личности. Вопросы, которые задает ребенок, исследователи рассматривают как форму проявления познавательной активности. Серьезный теоретический анализ проблемы детских вопросов был осуществлен в отечественной психологии А.И.Сорокиной . Автором обобщен обширный материал, представленный в зарубежной научной литературе, проанализированы позиции известных ученых — Д.Локка, Дж. Селли, Ст. Холла, Ж.Пиаже в отношении классификации детских вопросов. В исследовании А.И. Сорокиной выделены три основных группы вопросов в зависимости от мотивов, побуждающих ребенка к их постановке. Вопросы первой группы обусловлены стремлением к общению, участию в деятельности; второй группы - эмоциональным переживанием; третьей группы - стремлением к овладению знаниями. Мотивы, определяющие постановку вопросов различны: вопросы, задаваемые с целью овладения правилами личного и общественного поведения, собственно познавательные вопросы, направленные на познание окружающего мира. В старшем дошкольном возрасте вопросы об окружающем обусловлены не только наглядно воспринимаемым объектом, но и желанием ребенка сопоставить свой прежний опыт с новым, найти сходство и различие, раскрыть связи и зависимости между предметами. Это стремление выражается в более сложной вербальной формулировке вопросов. Вместе с тем А.И. Сорокина подчеркивает, что именно вопросы взрослого, задаваемые ребенку, являются первоначальным стимулом, который активизирует мысль ребенка, побуждая к возникновению вопросов.
Самая ранняя форма познавательной активности – любознательность.
Внешне она проявляется в следующем:
— непосредственный интерес к новым фактам, занимательным явлениям, связанные с этим вопросы к взрослым;
— позитивное эмоциональное переживание, связанное с получением новой информации.
В этом проявляется ориентированность дошкольников на внешний мир, их чувственное и преимущественно практическое отношение к действительности.
Основное условие, обеспечивающее этот уровень познавательной активности, — насыщенная информационная среда, а также возможность практической деятельности в ней. Другими словами, помогает все, что способствует обогащению чувственно-практического опыта ребенка, мешает то, что дает ему готовые знания раньше, чем они понадобились ему для осмысления собственного опыта.
Познавательная активность, связанная с приобретением знаний и умений, необходима для решения познавательных задач, стремления к интеллектуальным достижениям.
Для этого вида активности характерны:
— стремление решать интеллектуальные задачи;
— стремление получить средства для решения указанных задач;
— потребность в интеллектуальных достижениях;
— вопросы по изучаемой теме по типу «как это сделать», «для чего это надо делать», «что правильно, что неправильно» и т.п., характеризующие стремление научиться, усвоить новую информацию, освоить новый способ действия;
— установка на овладение предлагаемым способом деятельности;
— позитивное эмоциональное переживание, связанное с усвоением новых знаний, приемов, способов деятельности, отработкой сложных операций, нахождением путей решения задач;
— интерес к значению незнакомых слов;
— ситуационный характер познавательного интереса: после получения новых сведений, по окончании действия (занятия, выполнения задания) интерес исчерпывается, появляются симптомы пресыщения.
Для следующего вида познавательной активности, направленной на познание существенных свойств предметов и явлений, понимание значимых связей между ними характерно сочетание присвоения задаваемой извне цели деятельности и самостоятельного выбора способов и средств ее достижения.
К внешним признакам, характерным для этого вида добавляются:
— вопросы, характеризующие интерес к постижению содержания, существенных свойств предметов и явлений;
— свободное и заинтересованное оперирование знаниями и умениями в области, связанной с интересом;
— стремление выполнять задания повышенной трудности;
— поиск самостоятельных путей решения поставленных задач;
— использование собственных примеров по изучаемой теме;
— стремление поделиться со взрослыми и сверстниками имеющимися знаниями;
— относительная устойчивость интереса, проявление интереса не связано с конкретной учебной ситуацией.
Основными условиями развития указанного уровня познавательной активности является включенность познавательной деятельности в общий контекст жизни ребенка, уровень и способы выражения познавательной активности взрослых — педагогов и родителей.
Самостоятельная познавательная активность характеризуется ориентацией на установление источников, причинно-следственных связей, механизмов окружающих явлений, событий и себя самого.
К приведенным выше признакам в данном случае добавляются:
— ненасыщаемый характер познавательного интереса — стремление узнать больше; новое знание, новое умение порождает новые вопросы, направленные на более глубокое проникновение в его содержание;
— интерес к познанию закономерностей, существенных причинно-следственных связей, проявляющийся как в самостоятельной деятельности, так и в вопросах, задаваемых педагогу;
— самостоятельная постановка вопросов и целей изучения; инициатива в постановке новых задач и проблем;
— поиск оригинальных способов достижения целей, решения задач;
— интерес к способу получения новых знаний, открытию новых закономерностей в той или иной сфере, то есть к овладению первичными формами профессионального мышления;
— выделение наиболее существенных, важных сторон изучаемого явления;
— активное участие в обсуждениях, спорах по интересующему предмету, области;
— желание высказать и отстоять свою точку зрения;
— осознание интереса — ребенок способен объяснить, что ему нравится или не нравится.
Каждый уровень познавательной активности составляет основу для более высокого уровня и включается в его состав, является необходимым для полноценного проявления более высоких уровней познавательной активности. Условия, необходимые для развития познавательной активности на каждом этапе, также включаются в состав условий, необходимых для обеспечения познавательной активности более высокого уровня, но занимают при этом все более и более подчиненное положение.
Теоретические основы использования метода проектов в развитии детей
Метод проектов не является принципиально новым в мировой педагогике. Он возник еще в начале нынешнего столетия в США. Его называли также методом проблем и связывался он с идеями гуманистического направления в философии и образовании, разработанными американским философом и педагогом Дж.Дьюи, а также его учеником В.Х.Килпатриком. Дж.Дьюи предлагал строить обучение на активной основе, через целесообразную деятельность ученика, сообразуясь с его личным интересом именно в этом знании. Отсюда чрезвычайно важно было показать детям их личную заинтересованность в приобретаемых знаниях, которые могут и должны пригодиться им в жизни. Для этого необходима проблема, взятая из реальной жизни, знакомая и значимая для ребенка, для решения которой ему необходимо приложить полученные знания, новые знания, которые еще предстоит приобрести. Педагог может подсказать источники информации, а может просто направить мысль ребенка в нужном направлении для самостоятельного поиска. Но в результате дети должны самостоятельно и в совместных усилиях решить проблему, применив необходимые знания подчас из разных областей, получить реальный и ощутимый результат. Вся работа над проблемой, таким образом, приобретает контуры проектной деятельности. Разумеется, со временем идея метода проектов претерпела некоторую эволюцию. Родившись из идеи свободного воспитания, в настоящее время она становится интегрированным компонентом вполне разработанной и структурированной системы образования. Но суть ее остается прежней - стимулировать интерес учащихся к определенным проблемам, предполагающим владение определенной суммой знаний и через проектную деятельность, предусматривающим решение этих проблем, умение практически применять полученные знания.
Основной целью проектного метода в дошкольных учреждениях является развитие свободной творческой личности ребенка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.
Задачи развития:
- обеспечение психологического благополучия и здоровья детей;
- развитие познавательной активности;
- развитие творческого воображения;
- развитие творческого мышления;
- развитие коммуникативных навыков.
Задачи исследовательской деятельности специфичны для каждого возраста.
В старшем дошкольном возрасте это:
- формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;
- развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;
- формирование умения применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов;
- развитие желания пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной исследовательской деятельности.
Анализ понятия «проектная деятельность» показывает, что в современной литературе по педагогике и педагогической психологии понятия «проектная деятельность» и «исследовательская деятельность», «исследовательские методы обучения» и «метод проектов» часто используются как синонимичные, а исследовательское обучение отождествляется с обучением по методу проектов.
Важно разобраться в специфике данных понятий.
Принципиальное отличие исследования от проектирования состоит в том, что исследование не предполагает создание какого – либо заранее планируемого объекта, даже его модели или прототипа. Исследование – процесс поиска неизвестного, поиска новых знаний.
Проектирование и исследование – разные по направленности, смыслу и содержанию виды деятельности. Первым, кто достаточно убедительно обозначил эту разницу, был психолог Б. Хендерсон, специализирующийся в области исследовательского поведения и обучения детей. Он предложил рассматривать применительно к образованию понятия «свободное исследование» и «проблемное исследование». Свободное исследование – это исследование, не предполагающее достижение определенного заранее результата, представленного в виде какой – либо практической задачи. Именно также понимал исследование и И. Ньютон, заявляя: «…гипотез не измышляю!». Вероятностное, гипотетическое предположение как прогнозирование возможного результата частично выводит исследователя из поля бескорыстного поиска истины, в значительной степени приближая его деятельность к поиску заранее известного, предсказуемого – к проектированию.
А.И. Савенков рассматривает предложенное Б. Хендерсоном понятие «проблемное исследование» как один из аналогов проектирования [6]. «Проблемное исследование» радикально отличается от «свободного исследования» тем, что предполагает решение какой – то ясно поставленной в самом начале проблемы.
В отличие от исследования проект, а следовательно, и проектирование, всегда ориентированы на практику. Ребенок, дети, реализующие тот или иной проект, не просто ищут нечто новое, они решают реальную, вставшую перед ними проблему. При этом постоянно приходится учитывать массу обстоятельств, часто находящихся далеко за пределами задачи поиска истины.
В отличие от проектирования исследование – всегда творчество. Если в итоге исследования и удается решить какую – либо практическую проблему, то это не более чем побочный эффект. При этом само новое знание, добытое в итоге исследования, может быть не только мало полезно с точки зрения общества и самого исследователя, но даже вредно и опасно. Реальный исследователь стремиться к новому знанию инстинктивно, зачастую не зная, что принесет ему сделанное в итоге открытие, и как следствие – ему нередко бывает вовсе неизвестно, как можно на практике использовать добытые им сведения.
Проектирование изначально задает предел, глубину решения проблемы. Проектирование – это не творчество в полной мере, это творчество по плану в определенных контролируемых рамках.
В отличие от проектирования исследовательская деятельность изначально более свободна, практически не регламентирована какими – либо внешними установками. Потому она требует от ребенка большой самостоятельности, сознательности, так как построена на анализе собственных действий, синтезе получаемых результатов, оценке – логическом прогнозе. В связи с этим говоря о развитии у детей дошкольного возраста познавательного интереса, наиболее оптимальной является проектная деятельность, так как дошкольник имеет ограниченную самостоятельность и независимость от взрослого в познании окружающей действительности.
Анализ ряда исследований (В.В. Гузеев, Д.Г. Левитес, Н.В. Матяш, В.М. Монахов) свидетельствует о возможности и преимуществе использования проектной деятельности в работе с детьми дошкольного возраста, которая является той деятельностью, каждый аспект которой представляет собой целостный процесс, приводящий в действие все свойства личности, в том числе познавательный интерес.
Суть метода проектов - стимулировать интерес детей к определенным проблемам, предполагающим владение некоторой суммой знаний, и через проектную деятельность, предусматривающую решение одной или целого ряда проблем, показать практическое применение полученных знаний. Другими словами, от теории к практике — соединение академических знаний с прагматическими, при соблюдении соответствующего баланса на каждом этапе обучения.
В основе метода проектов лежит развитие познавательных интересов детей, умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления.
Таким образом, проектная деятельность представляет собой особый вид интеллектуально – творческой деятельности; совокупность приемов, операций овладения определенной областью практического или теоретического знания, той или иной деятельности; способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом.
Проектная деятельность логически включает в себя мотивирующие факторы (поисковую активность) в ситуации неопределенности. Однако наличием самого факта поисковой активности проектная деятельность не может исчерпываться, она имеет определенную структуру, предполагающую на наш взгляд следующие компоненты:
- оценка ситуации, прогнозирование (построение гипотез);
- моделирование действий;
- реализация предполагаемых действий, коррекция исследовательского поведения;
- анализ получаемых результатов.
В условиях дошкольного учреждения очень важна роль педагога при осуществлении проектной деятельности дошкольников. Метод проектов в ДОУ можно представить как способ организации образовательного процесса, основанный на взаимодействии педагога и воспитанников, способ взаимодействия с окружающей средой, поэтапная деятельность по достижению решения поставленной проблемы.
В методе проектов как педагогической технологии нашел свое воплощение комплекс идей, наиболее четко представленный американским педагогом и философом Джорджем Дьюи утверждающим следующее: Детство ребенка - не период подготовки к будущей жизни, а полноценная жизнь. Следовательно, образование должно базироваться не на тех знаниях, которые когда-нибудь в будущем ему пригодятся, а на том, что остро необходимо ребенку сегодня, на проблемах его реальной жизни. Всякая деятельность с детьми, в том числе и обучение, должна строиться с учетом их интересов, потребностей, основываясь на личном опыте ребенка. Программа в методе проектов строится как серия взаимосвязанных моментов, вытекающих из тех или иных задач. Можно использовать в работе со старшими дошкольниками. Этот возрастной этап характеризуется более устойчивым вниманием, наблюдательностью, способностью к началам анализа, синтеза, самооценке, а также стремлением к совместной деятельности. В проекте можно объединить содержание образования из различных областей знаний, кроме того, открываются большие возможности в организации совместной познавательно-поисковой деятельности дошкольников, педагогов и родителей.
- Типы проектов, реализуемые в практике ДОУ
Представляется важным рассмотреть типы проектов, которые используются в практике современных дошкольных учреждений, и применение которых возможно при развитии у дошкольников интереса к истории предметного мира:
- исследовательские проекты требуют хорошо продуманной структуры, полностью подчинены логике исследования, предполагают выдвижение предположения решения обозначенной проблемы, разработку путей ее решения, в том числе экспериментальных, опытных. Дети экспериментируют, проводят опыты, обсуждают полученные результаты, делают выводы, оформляют результаты исследования в виде газет, репортажей, видеозарисовок;
- творческие проекты, как правило, не имеют детально проработанной структуры совместной деятельности участников, она только намечается и далее развивается, подчиняясь жанру конечного результата, который может быть оформлен как сценарий видеофильма, драматизации, программы праздника, детского дизайна, альманаха, альбома. Представление же результатов может проходить в форме праздника, устного журнала, видеофильма, драматизации, спортивной игры, развлечения. При этом следует оговориться, что проект всегда требует творческого подхода и в этом смысле любой проект можно назвать творческим;
- структура ролевых, игровых проектов также только намечается и остается открытой до завершения работы. Дети принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта. Это могут быть литературные персонажи или выдуманные герои, имитирующие социальные или деловые отношения, осложняемые придуманными участниками ситуациями. Например, дети входят в образ персонажей сказки и решают по-своему поставленную проблему;
- информационно-практико-ориентированные проекты изначально направлены на сбор информации о каком-то объекте, явлении; предполагается ознакомление участников проекта с этой информацией, ее анализ и обобщение фактов. Причем результат проекта обязательно ориентирован на социальные интересы самих участников. Дети собирают информацию, обсуждают её и реализуют, ориентируясь на социальные интересы; результаты оформляют в виде стендов, газет, витражей [1].
По продолжительности выполнения различают проекты:
- краткосрочные – могут быть разработаны на нескольких занятиях по программе одной методики или как дисциплинарные;
- средней продолжительности – от недели до месяца;
- долгосрочные – от месяца до нескольких месяцев.
Также различают: монопроекты – такие проекты проводят в рамках одной методики. И межпредметные, затрагивающие две-три методики.
Комплексный интегрированный характер является спецификой метода проектов.
Так, ряд авторов (Л.С. Киселева, Т.А. Данилина, Т.С. Лагода, М.Б. Зуйкова) рассматривают проектную деятельность как вариант интегрированного метода обучения дошкольников, как способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии педагога и воспитанника, поэтапная практическая деятельность по достижению поставленной цели [1]. Поэтому переход дошкольного учреждения на проектный метод деятельности, по их мнению, осуществляется по следующим этапам:
- занятия с включением проблемных ситуаций детского экспериментирования;
- комплексные блочно – тематические занятия;
- интеграция:
- частичная интеграция (одно из направлений программы интегрируется с другим),
- полная интеграция (один из разделов интегрируется со всеми разделами программы);
- метод проектов:
- форма организации образовательного пространства;
- метод развития творческого познавательного мышления.
Руководство проектной деятельностью ведет к изменению позиции педагога. Из носителя готовых знаний он превращается в организатора познавательной деятельности своих воспитанников. Хочется обратить внимание, что, учитывая возрастные психологические особенности детей дошкольного возраста, координация проекта должна быть достаточно гибкой, то есть воспитатель ненавязчиво направляет деятельность детей, организуя отдельные этапы проекта.
Принципы организации проектной деятельности:
-учета игры и продуктивных видов деятельности;
-свобода выбора деятельности;
-целостности восприятие ребенком окружающего мира;
-учета средств и способов этнической культуры;
-учета развивающей предметно-пространственной среды детей;
-учета естественного темпа развития ребенка;
-субъективности.
Говоря об общих подходах к структурированию проекта можно выделить следующие этапы:
I этап – аналитический: выбора темы проекта, его типа, количества участников; педагог продумывает возможные варианты проблемы, которые важно исследовать в рамках намеченной тематики;
II этап - поисковый: обозначается проблема и формулируется наиболее актуальная и посильная задача для детей на определенный отрезок времени; распределяются задачи по группам; обсуждается план деятельности по достижению цели (к кому обратиться за помощью, какие предметы использовать, где найти информацию).
III этап – практический: выполнение проекта – комплекс действий, завершающихся созданием творческого продукта;
IV этап – презентационный: презентация результатов.
Благодаря оправданному и целесообразному сочетанию теории и практики проектная деятельность способствует актуализации знаний, умений и навыков детей для самостоятельного нахождения и решения проблемы, стимулирует интересы, потребность в творческой деятельности, создает условия для сотрудничества со взрослыми и сверстниками.
Последний этап проекта — защита — всегда самый зрелищный. На защиту можно пригласить гостей, родителей, малышей. Именно на этот момент приходится наивысшая точка эмоционального накала, и ее необходимо усилить социальной значимостью проекта. Следует объяснить, для кого и для чего он создавался и зачем он нужен. Форма защиты проекта должна быть яркой, интересной и продумана так, чтобы высветить и продемонстрировать вклад каждого ребенка, родителя, педагога. Работа над проектом имеет большое значение для развития познавательных интересов ребенка. В этот период происходит интеграция между общими способами решения учебных и творческих задач, общими способами мыслительной, речевой, художественной и другими видами деятельности. Через объединение различных областей знаний формируется целостное видение картины окружающего мира. Коллективная работа детей в подгруппах дает им возможность проявить себя в различных видах ролевой деятельности. Общее дело развивает коммуникативные и нравственные качества. Дидактический смысл проектной деятельности заключается в том, что она помогает связать обучение с жизнью, формирует навыки исследовательской деятельности, развивает познавательную активность, самостоятельность, творчество, умение планировать, работать в коллективе. Такие качества способствуют в дальнейшем успешному обучению детей в школе.
4. Возможности метода проектов в развитии познавательной активности детей старшего дошкольного возраста
В старшем дошкольном возрасте дети уже накапливают определенный социальный опыт, что позволяет им перейти на новый - развивающий уровень проектирования
На этом этапе проекты становятся более сложными:
Развивается в детях поисковая деятельность, интеллектуальная инициатива.
Развиваются специальные способы ориентации - экспериментирование и моделирование. Формируются навыки коммуникативного общения, навыки самостоятельного поиска нужного решения.
Именно в этом возрасте активно развивается проектная деятельность дошкольников. Они принимают проблему, уточняют цель, способны выбрать необходимые средства для достижения результата деятельности. Более того, не только проявляют готовность участвовать в проектах, предложенных взрослым, но и самостоятельно находят проблемы, являющиеся отправной точкой творческих, а также исследовательских, приключенческих, опытно-ориентированных проектов. Роль взрослого на этом этапе – развитие и поддержка творческой активности детей, создание условий, позволяющих им самостоятельно определить цели и содержание предстоящей деятельности, выбрать способы работы над проектом и организовать ее.
В последние десятилетия наметились новые подходы к педагогическому взаимодействию детского сада и семьи. Признание приоритета семейного воспитания требует иных взаимоотношений семьи и образовательных учреждений, а именно сотрудничества, взаимодействия и доверительности. Детский сад и семья должны стремиться к созданию единого пространства развития ребенка. На наш взгляд, именно проектная деятельность сможет интегрировать общественное и семейное воспитание дошкольников, вовлечь родителей в единое образовательное пространство “Детский сад – семья”, в образовательный процесс, осуществляемый в ДОУ.
В проектной деятельности обязательно должны участвовать родители и родственники воспитанников, так как один ребенок не справится. Поэтому работа должна включать различные формы взаимодействия с семьей.
Значимость проектной деятельности заключается в том, что педагог дошкольного учреждения при активном участии родителей предоставляет детям проявлять познавательную активность. При помощи проектов дети получают новые знания о разных сторонах окружающей действительности; Проектная деятельность пробуждает и развивает интерес к разным видам детского творчества.
Преодолевая трудности вместе со взрослыми и сверстниками, дети приобретают способности сомневаться, искать ответ на сложный вопрос, критически мыслить. Переживаемые при этом положительные эмоции – удивление, радость успеха, гордость в случае удачного решения задачи, одобрение взрослых – создают у ребенка уверенность в своих силах, побуждают к активному поиску нового.
Возможности проектной технологии: энтузиазм в работе, заинтересованность детей, связь с реальной жизнью, выявление лидирующих позиций ребят, научная пытливость, умение работать в группе, самоконтроль, лучшая закрепленность знаний, дисциплинированность. В основе метода проектов лежит развитие познавательных, творческих навыков дошкольников, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления.
Работа по методу проектов предполагает не только наличие и осознание какой-то проблемы, но и процесс ее раскрытия, решения, что включает четкое планирование действий, наличие замысла или гипотезы решения этой проблемы, четкое распределение ролей (если имеется в виду групповая работа), т.е. заданий для каждого участника при условии тесного взаимодействия. Результаты выполненных проектов должны быть, что называется, "осязаемыми", предметными, т.е., если это теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая, конкретный практический результат, готовый к применению [2].
Главное каждому педагогу дошкольного образовательного учреждения помнить, что в ходе проектной деятельности развивается личность дошкольника. Проектный метод дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет ему успешно адаптироваться к школьному обучению.
- Проектная деятельность как средство реализации ФГОС в дошкольном образовании
Вступая в переходный период, который переживает вся система образования, в том числе и дошкольное образование, позитивно воспринимает новые стратегические ориентиры, обозначенные в ФГОС. Приоритетным направлением в работе является осуществление инновационных педагогических технологий в организации образовательной деятельности дошкольников, включая метод проектной деятельности, как средство реализации новых образовательных стандартов.
Проектная деятельность разворачивается в проблемной ситуации и осуществляется через интегрированный метод обучения. Вариативность использования интегрированного метода довольно многообразна, в которой содержание должно охватывать следующие образовательные области:
● коммуникативно-личностное развитие;
● познавательно-речевое развитие;
● художественно-эстетическое развитие;
● физическое развитие.
Проектная деятельность отражает следующие аспекты социальной ситуации развития ребёнка дошкольного возраста:
● предметно-пространственная развивающая образовательная среда;
● характер взаимодействия со взрослыми;
● характер взаимодействия с другими детьми;
● система отношений ребёнка к миру, к другим людям, к себе самому.
В нашем дошкольном учреждении на протяжении последних четырех лет ведется активная образовательная деятельность посредством метода проекта, благодаря которому дошкольники становятся уверенными в своих силах, снижается тревожность при столкновении с новыми проблемами, создается привычка самостоятельно искать пути решения, учитывая имеющиеся условия.
Метод проектов использую в работе с детьми, начиная с младшего дошкольного возраста. Данная форма взаимодействия ребенка и взрослого позволяет развивать познавательные способности, личность дошкольника, а также взаимоотношения со сверстниками. Он позволяет мне определить задачи обучения, сформировать предпосылки к познавательной активности, умений и навыков в соответствии с основными линиями развития.
Из вышесказанного можно сделать вывод, что использование метода проекта в развитии познавательной инициативы детей играет важную роль в социализации личности дошкольников.
Заключение
Организация проектной деятельности позволяет оттолкнуться от индивидуального детского интереса и оформить его в завершенное настоящее взрослое дело. Такой комплексный подход является более продуктивным и времясберегающим, нежели отдельно развивать знание, умения и навыки на занятиях. В процессе грамотного организованного проектной деятельности в детское образовательное учреждение все это формируется как бы исподволь, незаметно для ребенка, увлеченного решением активной проблемы, положенной им самим в основу совместной с педагогом исследовательской работы (проекта).
Технология проектирования является уникальным средством обеспечения сотрудничества, сотворчества детей, педагогов и родителей, способом реализации личностно-ориентированных подходов к дошкольному образованию.
В ходе проектной деятельности меняется стиль общения. Педагог становится партнером детей, самое главное дает возможность ребёнку быть исследователем, первооткрывателем. Основной стиль общения - диалог, дискуссия.
Проекты вне зависимости от вида: творческие, исследовательские, информационные, практико-ориентированные и другие, нуждаются в постоянном внимании со стороны взрослых на каждом этапе реализации.
Таким образом, внедрение в образовательный процесс такой технологии как метод проекта способствует развитию свободной творческой личности, которая соответствует социальному заказу на современном этапе, с одной стороны, и делает образовательный процесс дошкольного учреждения открытым для активного участия родителей и других членов семьи.
Список литературы
- Голицина Н.С., Сенновская И.Б. Проектный метод. Пособие для учителя. М., 2006.
- Айдашева Г.А. Дошкольная педагогика / Г.А. Айдашева, Н.О. Пичугина. - М: Феникс, 2004.
- Венгер Л.А. Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного возраста / Л.А. Венгер. – М.: Просвещение, 1986.
- Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2008
- Голицин В.Б. Познавательная активность дошкольников [Текст]/ В.Б. Голицин // Советская педагогика. -1991. - № 3.- С.19.
- Гризик Т. Методологические основы познавательного развития детей [Текст] /Т. Гризик// Дошкольное воспитание.- 1998.- № 10. – С.22.
- Козлова С.А. Дошкольная педагогика / С.А. Козлова, Т.А. Куликова. - М.: Академия, 2007.
- Кригер Е.Э. Педагогические условия развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста / Е.Э. Кригер. – Барнаул, 2000.
- Лисина М.И. Развитие познавательной активности детей в ходе общения со взрослыми и сверстниками / М.И. Лисина// Вопросы психологии, 1982.- № 4.- С.18-35
- Методические рекомендации к программе воспитания и обучения в детском саду. М.: Мозаика-синтез, 2007.
- Программа воспитания и обучения в детском саду./под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой. М., 2007. – С.90.
- Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного воспитания / Под ред. Венгера Л.А. – М.:Просвещение, 1986.
- Савенков, А.И. Психологические основы исследовательского подхода к обучению: Учебное пособие / А.И. Савенков. – М.: «Ось-89», 2006.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Проектная деятельность как средство развития познавательной активности дошкольников»
Метод проектов- как средство развития познавательной активности дошкольников....
Проектная деятельность как способ развития познавательной активности дошкольника.
Представлен теоритический и практический материал: Проектный метод в деятельности ДОУ и Организация проектной деятельности в условиях нашего детского сада....
Реферат "Проектная деятельность как способ развития познавательной активности дошкольников"
Реферат "Проектная деятельность как способ развития познавательной активности дошкольников"...
Самообразование "Проектная деятельность как средство развития познавательной активности дошкольников".
Самообразование...
Семинар - практикум "Проектная деятельность как способ развития познавательной активности дошкольника"
Семинар - практикум "Проектная деятельность как способ развития познавательной активности дошкольника"...
Обобщение опыта «Проектная деятельность как способ развития познавательной активности дошкольников»
опыт работы...
Консультация для воспитателей "Проектная деятельность как способ развития познавательной активности дошкольника"
Одним из перспективных методов, является метод проектов. Метод проектов в работе с дошкольниками сегодня - это оптимальный, инновационный и перспективный метод, который должен занять свое достойное ме...