«Игра как фактор развития познавательных процессов дошкольников»
статья (средняя группа)
Предварительный просмотр:
«Игра как фактор развития познавательных процессов дошкольников»
«Без игры нет и не может быть
полноценного умственного развития.
Игра – это огромное светлое окно,
через которое в духовный мир
ребенка вливается живительный
поток представлений, понятий».
В. А. Сухомлинский
Известно, что дошкольный возраст — возраст становления и развития наиболее общих способностей, которые по мере взросления ребенка будут совершенствоваться. Одна из наиболее важных способностей - способность к познанию.
В формировании разностороннего развития личности ребенка играм отводится важнейшее место. Игра составляет основное содержание жизни ребенка дошкольного возраста и является его деятельностью. Она активизирует ум и волю ребенка, глубоко затрагивает его чувства, повышает жизнедеятельность организма, способствует физическому развитию. Игра нужна, чтобы ребенок рос здоровым, жизнерадостным и крепким.
Развитие выделено в отдельную образовательную область в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования. Данный документ регламентирует образовательную деятельность дошкольной образовательной организации и позволяет по-иному рассматривать вопросы познавательного развития дошкольников.
Проблема развития познавательной активности и познавательных способностей детей дошкольного возраста — одна из самых актуальных в теории и практике дошкольного воспитания, поскольку активность является необходимым условием для формирования умственных качеств детей, самостоятельности и инициативности.
Через игру ребенок познает окружающий мир и самого себя, учится анализировать, обобщать, сравнивать. Игра – творчество, игра – труд. В процессе игры у детей вырабатывается привычка сосредотачиваться, мыслить самостоятельно.
Для реализации поставленной цели поставила следующие задачи:
1.Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме формирования познавательных процессов детей.
2.Формировать познавательные способности детей в игровом процессе.
3.Создать благоприятные условия, способствующие выявлению интересов каждого ребенка.
В работе с детьми образовательный процесс строю так, чтобы он был направлен на развитие познавательных способностей у дошкольников и на их реализацию. Организую взаимодействие с ребенком, чтобы оно было направлено на формирование познавательного интереса, самостоятельности и инициативности. Основные формы взаимодействия, способствующие познавательному развитию:
-вовлечение ребенка в различные виды деятельности;
-использование дидактических игр;
-применение методов обучения, направленных на обогащение творческого воображения, мышления, памяти, развития речи.
Познавательное развитие предполагает познавательную активность дошкольника. А чтобы поддержать познавательную активность, необходимо опираться на познавательный интерес детей.
В нашей группе созданы условия для полноценного развития детей, имеется методическая и художественная литература, иллюстративный материал, дидактические пособия, демонстрационный и раздаточный материал. В группе пространство организовано таким образом, чтобы было достаточно места для занятий игровой и самостоятельной деятельности.
В группе выделено пространство для самостоятельной деятельности и игровой. Для игр имеется соответствующее игровое оборудование.
Использование дидактической игры повышает интерес детей к занятиям, развивает сосредоточенность, обеспечивает лучшее усвоение программного материала. Поэтому совместно с детьми изготавливаем своими руками дидактические игры из подручных материалов, вторсырья и т.п.
В работе использую дидактические игры по ФЭМП: «Считай дальше», «Чудесный мешочек», «Найди пару», «Назови соседей», «Найди столько же», «В какой руке сколько?», «Считай – не ошибись», « Назови соседей», «Назови пропущенное слово», «Лови, бросай, дни недели называй!», «Тик – так», «Назови предмет», «Разделим и угостим друг друга» и т.д.
Дидактические игры по приобщению к социокультурным ценностям: «Назови одним словом», «Где это можно купить», «Мир тканей», «Из чего сделано?», «Путешествие по городу», «Магазин игрушек».
Дидактические игры по ознакомлению с миром природы: «Кто лишний?», «Где спрятался зайчик?», «Кто, где живет», «Птицы (звери, рыбы), «Природа и человек», «Воздух, земля, вода», «Назови три предмета», «Что лишнее?», «Когда это бывает?», «Какое время года?». «Назови одним словом».
Особенно эффективны эти игры на занятиях по ознакомлению с окружающим, по обучению родному языку, формированию элементарных математических представлений. В дидактической игре учебные, познавательные задачи взаимосвязаны с игровыми, поэтому при организации игры следует особое внимание обращать на присутствие в занятиях элементов занимательности: поиска, сюрпризности, отгадывания и т.п.
Также использую в своей работе другие виды игровой деятельности, где дети проявляют свою активность, взаимопомощь, интерес. Сюжетно ролевые игры такие как: «Парикмахерская», «Больница», «Строители», «Гости», «День рождения», «Улица», «Путешествие с героями любимых книг», «Магазин», «Почта», «Школа», «Библиотека», «Ателье» и т.д.
Также в своей работе часто использую в разных режимных моментах разнообразные подвижные игры. Активна роль подвижных игр в умственном воспитании: дети учатся действовать в соответствии с правилами, усваивают смысл игры, запоминают правила, обладают пространственной терминологией, учатся осознанно
действовать в изменившейся игровой ситуации, познают окружающий мир.
В процессе игры активизируется память, развиваются интеллект, фантазия,
мышление, воображение, формируются социальные качества, честность, дисциплинированность, чувство справедливости. Подвижная игра учит искренности, товариществе. Имеются картотеки подвижных игр.
Играем с детьми в театральные игры. Ребёнку предоставляем возможность побывать в роли актёра, режиссёра, декоратора, музыканта, поэта. Каждый ребёнок играет свою роль по-своему, но все копируют в своих играх взрослых. Поэтому театрализованной деятельности стараюсь уделять должное значение и всем видам детского театра, что помогает формировать правильную модель поведения в современном мире, повысить культуру ребёнка, познакомить его с детской литературой, музыкой, изобразительным искусством, правилами этикета, обрядами, традициями. Для театральных игр в группе оформлены: ширма, платочный театр, лего-театр, пальчиковый театр, теневой театр, театр на прищепках, на ложках, фланелеграф, куклы би-ба-бо, полумаски, т.д.
Таким образом, игра является эффективным средством создания оптимальных условий для развития познавательных способностей, высокого уровня творческой деятельности, потенциальных возможностей детей. Подлинные знания и навыки приобретаются в процессе игровой деятельности. Игра имеет свою цель - обучить ребенка чему-либо новому или закрепить имеющиеся у него знания, умения, навыки. Игра - это средство обучения, воспитания и развития. Она помогает легче запомнить, повышает работоспособность, учит оценивать свои успехи и обучение становится интересным и занимательным.
Планирую в дальнейшей деятельности продолжать активно изучать все методические новинки, новые педагогические технологии, обновлять картотеки игр, применять современные методы в работе с детьми для познавательной деятельности.
Я не останавливаюсь на достигнутом, продолжаю искать новые пути всестороннего развития детей, сотрудничая с родителями.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2016/02/21/picture-29198-1456084864.jpg)
Природа как фактор развития познавательных способностей дошкольников.
Статья: Природа как фактор развития познавательных способностей дошкольников....
![](/sites/default/files/pictures/2015/12/15/picture-725706-1450167762.jpg)
Развитие познавательных процессов дошкольников через подвижные игры.
Психика детей развивается при условии высокой двигательной активности. При регулярном выполнении перекрестных движений образуется большое количество нервных волокон, связывающих полушария головного мо...
![](/sites/default/files/pictures/2017/01/24/picture-882074-1485253037.jpg)
Консультативный материал для воспитателей Тема: Игра как фактор развития познавательных процессов.
В наше время проблема развития и воспитания человека выдвинулась в ряд наиболее важных и злободневных вопросов. Интерес к этой проблеме проистекает из потребностей приспособить человека нового времени...
![](/sites/default/files/pictures/2013/10/22/picture-239190-1382441954.jpg)
Игра как фактор развития познавательных процессов дошкольника
Развитие познавательной активности дошкольников посредством дидактической игры....
![](/sites/default/files/pictures/2018/11/14/picture-1081911-1542183959.jpg)
"Проектная деятельность - как фактор развития познавательных процессов дошкольников".
quot;Развитие познавательных интересов дошкольников в условиях реализации ООП, соответствующей ФГОС ДО"...
![](/sites/default/files/pictures/2021/10/18/picture-1355817-1634566850.jpg)
Развитие познавательных процессов дошкольников через подвижные игры.
Подвижная игра имеет огромные возможности в плане развития познавательных процессов. Психика детей развивается при условии высокой двигательной активности.Двигательная активность ...