Роль танцевальной ритмики у дошкольников с нарушениями зрения
статья по коррекционной педагогике

Панченко Анастасия Дмитриевна

Особенности применения танцевальной ритмики на занятиях по пространственной ориентировки у дошкольников с нарушениями зрения

Скачать:


Предварительный просмотр:

Панченко Анастасия Дмитриевна,

учитель-дефектолог

МДОУ Детский сад №240 «Ручеек».

Особенности и роль танцевальной терапии на коррекционных занятиях в группе для детей с нарушением зрения.

Танцевальная терапия - это психотерапевтическое использование танца и движения как процесса, способствующего интеграции эмоционального и физического состояния личности.

Танцевальная терапия с детьми дошкольного возраста — это очень сложный и трудоемкий процесс.

Целю  танцевального воспитания детей с нарушениями зрения,  является создание на основе использования потенциальных возможностей хореографической культуры предпосылок для успешной  бытовой, учебной, трудовой, семейной и социальной  адаптации к реальным условиям жизни, их полноценной  адаптации в обществе.

Нарушения зрения являются распространённой патологией у современных детей. Ввиду взаимообусловленности и взаимосвязанности нарушений двигательной сферы  с первичным дефектом применение танцевальной терапии  необходимы для детей с нарушениями зрения.

Направленность на всестороннее, гармоническое развитие личности предполагает средства и методы хореографической культуры,  призванные  решить комплекс задач: формирование у дошкольников представления об образах танца, перевоплощении в танце, знакомство с пластикой тела и самовыражением, привлечение к здоровому образу жизни.  Вместе с тем занятия танцами воспитывают нравственные  и волевые качества, готовят к трудовой деятельности.

Учитывая специфику учащихся с зрительной  патологией, следует называть актуальным следующие коррекционные задачи:

— оздоровительно-профилактические;

— двигательные лечебно-восстановительные;

— духовно-нравственные;

— двигательно-коррекционные.

Первый тип задач – оздоровительно-профилактические, которые включают в себя:

а) повышение устойчивости и сопротивляемости организма к неблагоприятным факторам внешней среды (резкие температурные колебания, сквозняки, низкая температура, вирусы магнитной бури);

б) всестороннее расширение  биологических возможностей организма, увеличение дееспособности таких систем, как: нервная, сердечно - сосудистая, дыхательная, выделительная;

в) формирование нравственных качеств, путем ознакомление с окружающим миром через танец, изучения культурных ценностей познавание через определенные образы, овладение невербальной коммуникации.

г) формирование культурно-гигиенических навыков в отношении своего тела, взаимодействия с окружающими бытовых манипуляций.

Второй тип задач – двигательнолечебно-восстановительные, подразумевающие следующее:

а) коррекция неправильных, или порочных, установок опорно-двигательного аппарата (ОДА): нарушение осанки, плоскостопие и т.д.;

б) преодоление слабостей отдельных мышечных групп;

в) улучшение подвижности в суставах;

г) нормализация тонуса мышц;

д) улучшение мышечно-суставного чувства в предметно-манипулятивной деятельности пальцев рук;

е) формирование вестибулярных реакций;

ж) формирование опорных реакций рук;

з) формирование навыков расслабления отдельных частей тела и всего организма, включая мышцы артикуляционного аппарата.

Третий тип задач –  духовно - эстетические.

Эстетическое развитие личности происходит под воздействием воспитания и является составной частью общего психологического развития, обогащает содержание эстетических качеств личности.

Танцы  способствуют  гармоническому развитию ребенка, формирует его художественное "я". Хореография ненавязчиво, мудро воспитывает и образовывает. Она развивает много способностей: чувство ритма, координацию, пластику, грацию, укрепляет волю. Помогает становиться организованным, целеустремленным человеком, с сильным характером и чувством долга. Способствует физическому развитию организма. Движения, прошедшие длительный отбор временем, безусловно, оказывает положительное воздействие на здоровье детей.

Четвертый тип задач – двигательно - коррекционные.

При решение данного типа задач необходимо опираться на компенсирующее возможности ребенка с нарушением зрения, на развитие его пространственной ориентировки, способности к сенсорному восприятию.

Решение перечисленных задач создает условия для исправления (коррекции) двигательных нарушений и, как следствие, развитие двигательного анализатора, развитие кругозора, понятия себя как части целого.

В целях эффективности диагностического обследования и последующей организации комплексного сопровождения нужно  создать условия для инициации внутреннего потенциала детей, стабилизации эмоциональной сферы и успешной адаптации в условиях коллектива.

Эмоциональная сфера играет огромную роль в жизни человека, помогает внутренней регуляции поведения. Эмоции могут служить способом познания мира, общения, насыщают жизнь красотой ''богатством переживаний. Эмоциональное сочувствие - не только фактор развития личности оно выполняет, ряд важных функций в воспитательных отношениях Положительный настрой является мощным мотиватором деятельности: с особым энтузиазмом выполняется то, что привлекательно, приятно, насыщает радостью.

С учетом этого в педагогической практике применяют специальную группу «эмоциональных стимуляторов»: игру, соревнование, средства литературы и искусства и другие разнообразные психотехнологии.

К чему же можно отнести танцевальную терапию? Синтез музыки и движения носит более оздоровительную  функцию, чем занятия ЛФК, но для каждого специалиста будет это спорный вопрос. В хореографии больше оздоровительно - развивающих компонентов, есть возможность проведения кинезитерапии на уроках, одновременно с музыкотерапией.

Первое условие – обучение двигательным действиям. Чем богаче двигательный опыт  воспитанников, чем больше запасом условно-рефлекторных связей они владеют, чем многообразнее  эти связи, тем легче и быстрее  формируются у них новые формы движения. Второе условие – развитие  физических качеств. Чем выше уровень их развития (с учетом  сенситивных периодов), тем  успешнее формируются  двигательные навыки, а,  следовательно, и  двигательная функция. Третье условие – обучение умению точно оценивать движения в пространстве, во времени и по степени мышечных усилий. Развитие  двигательного анализатора, движения  с определенным ритмом исполнения, благотворительно влияет на  восприятие и анализ положения тела в пространстве

Наряду с развитием ритма применение на коррекционных занятиях танцевальной терапии решаются и другие не менее важные проблемы, в том числе и коррекционные задачи типа:

— формирования навыка  регулировать темп движений, согласно с музыкальным сопровождением;

— обучение синхронному выполнению разнообразных построений, перестроений и передвижений  в соответствии  с различным характером движения;

— развития и восприятия у детей, изменения в характере музыки в сочетании  с коллективными перестроениями и передвижениями;

— коррекция общей моторики (ног, рук,  головы)

— совершенствование  всех параметров движений, включая объём, переключаемость, амплитуду и т.д.

— развитие функции равновесия;

— исправления нарушения  в регулировании мышечного тонуса;

— улучшения быстроты двигательной реакции;

— коррекция недостаточной ориентированности во времени и пространстве;

— воспитание внимания;

— развитие памяти и других познавательных процессов (ощущения, мышления, воображения);

— создание высокого эмоционального фона с помощью функциональной музыки, выступлений.

Танцевальная терапия является одним  из эффективных средств воспитания, в котором тесно переплетаются  формирование определенных навыков и художественно-творческое развитие физическое.

Исправление (коррекция) двигательных нарушений, что, безусловно, является катализатором развития двигательного анализатора. При этом затрагивая не только двигательную сферу, но и эмоциональную.

Таким образом, рассматривая  особенности применения танцевальной терапии  в коррекционной группе, необходимо обращать внимание на  осуществления  комплекса основных мероприятий, а именно:

  1. Реализация специальных (коррекционных) задач путем танцевальной терапии;
  2.  Развитие двигательного анализатора путем исправления  в первую очередь двигательных нарушений;
  3. Создание физиологических условий для активизации компенсаторных возможностей детей с нарушениями зрения  за счет повышения уровня  функциональных возможностей анализаторов (речи, двигательного, вестибулярного, зрительного, кожного, слухового);
  4. Обеспечение психологических условий посредством развития, познавательной,  интеллектуальной,  эмоционально-волевой сферы, а также особой стороны  всех психических процессов – внимания.

Список использованных источников

  1. Выготский, Л. С.  Психология искусства / Л. С. Выготский, М. Г. Ярошевский. М.: Педагогика, 1987. 341 c.
  2. Немов, Р.С. Психология: Учеб.для студентов высших пед. учеб. Заведений: В 3 Кн. Кн.3: Психодиагностика. Введение в научное психодиагностическое исследование с элементами математической статистики – 4-издание / Р.С. Немов. —  М. :Гуманит. изд. центр ВЛАДОС 2001. - 640 с.
  3. Плаксина, Л.И Программы детского сада. Коррекционная работа в детском саду / Под ред. Л.И. Плаксивой. —М.: Издательство «Экзамен», 2003. — 173 с.
  4. Чистякова, М. И. Психогимнастика / М. И. Чистякова. —  М. : Просвещение, 1990. - 128 с.
  5. Якубович, М.А., Коррекция двигательных  и речевых нарушений  методами физического  воспитания /  М.А. Якубович, О.В. Преснова. М.: ВЛАДОС, 2006. 287 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация "Роль развивающей предметно-пространственной среды в сенсорном развитии дошкольников с нарушением зрения"

Консультация для воспитателей работающих с детьми , имеющими ограниченные возможности здоровья...

Выпускная квалификационная работа на тему : " Развитие ориентировки в пространстве у старших дошкольников с нарушением зрения средствами коррекционной ритмики"

Человеку для успешной деятельности, для адаптации в обществе необходимо умение ориентироваться в пространстве.Формирование ориентировки в пространстве - одна из важнейших сторон умственного развития р...

Использование коррекционной ритмики на занятиях по пространственной ориентировки у дошкольников с нарушениями зрения

Программа по использованию коррекционной ритмики на занятиях по прастранственной ориентировки у дошкольников с нарушениями зрения....

Роль дидактической игры в обучении и воспитании дошкольников с нарушением зрения

Эта стья расскажет о пользе дидактических игр в развитии детей дошкольного возраста....

СТАТЬЯ. Роль комплексного сопровождения в развитии дошкольников с нарушением зрения.

Роль комплексного сопровождения в развитии дошкольников с нарушением зрения....