Роль танцевальной ритмики у дошкольников с нарушениями зрения
статья по коррекционной педагогике
Особенности применения танцевальной ритмики на занятиях по пространственной ориентировки у дошкольников с нарушениями зрения
Скачать:
Предварительный просмотр:
Панченко Анастасия Дмитриевна,
учитель-дефектолог
МДОУ Детский сад №240 «Ручеек».
Особенности и роль танцевальной терапии на коррекционных занятиях в группе для детей с нарушением зрения.
Танцевальная терапия - это психотерапевтическое использование танца и движения как процесса, способствующего интеграции эмоционального и физического состояния личности.
Танцевальная терапия с детьми дошкольного возраста — это очень сложный и трудоемкий процесс.
Целю танцевального воспитания детей с нарушениями зрения, является создание на основе использования потенциальных возможностей хореографической культуры предпосылок для успешной бытовой, учебной, трудовой, семейной и социальной адаптации к реальным условиям жизни, их полноценной адаптации в обществе.
Нарушения зрения являются распространённой патологией у современных детей. Ввиду взаимообусловленности и взаимосвязанности нарушений двигательной сферы с первичным дефектом применение танцевальной терапии необходимы для детей с нарушениями зрения.
Направленность на всестороннее, гармоническое развитие личности предполагает средства и методы хореографической культуры, призванные решить комплекс задач: формирование у дошкольников представления об образах танца, перевоплощении в танце, знакомство с пластикой тела и самовыражением, привлечение к здоровому образу жизни. Вместе с тем занятия танцами воспитывают нравственные и волевые качества, готовят к трудовой деятельности.
Учитывая специфику учащихся с зрительной патологией, следует называть актуальным следующие коррекционные задачи:
— оздоровительно-профилактические;
— двигательные лечебно-восстановительные;
— духовно-нравственные;
— двигательно-коррекционные.
Первый тип задач – оздоровительно-профилактические, которые включают в себя:
а) повышение устойчивости и сопротивляемости организма к неблагоприятным факторам внешней среды (резкие температурные колебания, сквозняки, низкая температура, вирусы магнитной бури);
б) всестороннее расширение биологических возможностей организма, увеличение дееспособности таких систем, как: нервная, сердечно - сосудистая, дыхательная, выделительная;
в) формирование нравственных качеств, путем ознакомление с окружающим миром через танец, изучения культурных ценностей познавание через определенные образы, овладение невербальной коммуникации.
г) формирование культурно-гигиенических навыков в отношении своего тела, взаимодействия с окружающими бытовых манипуляций.
Второй тип задач – двигательнолечебно-восстановительные, подразумевающие следующее:
а) коррекция неправильных, или порочных, установок опорно-двигательного аппарата (ОДА): нарушение осанки, плоскостопие и т.д.;
б) преодоление слабостей отдельных мышечных групп;
в) улучшение подвижности в суставах;
г) нормализация тонуса мышц;
д) улучшение мышечно-суставного чувства в предметно-манипулятивной деятельности пальцев рук;
е) формирование вестибулярных реакций;
ж) формирование опорных реакций рук;
з) формирование навыков расслабления отдельных частей тела и всего организма, включая мышцы артикуляционного аппарата.
Третий тип задач – духовно - эстетические.
Эстетическое развитие личности происходит под воздействием воспитания и является составной частью общего психологического развития, обогащает содержание эстетических качеств личности.
Танцы способствуют гармоническому развитию ребенка, формирует его художественное "я". Хореография ненавязчиво, мудро воспитывает и образовывает. Она развивает много способностей: чувство ритма, координацию, пластику, грацию, укрепляет волю. Помогает становиться организованным, целеустремленным человеком, с сильным характером и чувством долга. Способствует физическому развитию организма. Движения, прошедшие длительный отбор временем, безусловно, оказывает положительное воздействие на здоровье детей.
Четвертый тип задач – двигательно - коррекционные.
При решение данного типа задач необходимо опираться на компенсирующее возможности ребенка с нарушением зрения, на развитие его пространственной ориентировки, способности к сенсорному восприятию.
Решение перечисленных задач создает условия для исправления (коррекции) двигательных нарушений и, как следствие, развитие двигательного анализатора, развитие кругозора, понятия себя как части целого.
В целях эффективности диагностического обследования и последующей организации комплексного сопровождения нужно создать условия для инициации внутреннего потенциала детей, стабилизации эмоциональной сферы и успешной адаптации в условиях коллектива.
Эмоциональная сфера играет огромную роль в жизни человека, помогает внутренней регуляции поведения. Эмоции могут служить способом познания мира, общения, насыщают жизнь красотой ''богатством переживаний. Эмоциональное сочувствие - не только фактор развития личности оно выполняет, ряд важных функций в воспитательных отношениях Положительный настрой является мощным мотиватором деятельности: с особым энтузиазмом выполняется то, что привлекательно, приятно, насыщает радостью.
С учетом этого в педагогической практике применяют специальную группу «эмоциональных стимуляторов»: игру, соревнование, средства литературы и искусства и другие разнообразные психотехнологии.
К чему же можно отнести танцевальную терапию? Синтез музыки и движения носит более оздоровительную функцию, чем занятия ЛФК, но для каждого специалиста будет это спорный вопрос. В хореографии больше оздоровительно - развивающих компонентов, есть возможность проведения кинезитерапии на уроках, одновременно с музыкотерапией.
Первое условие – обучение двигательным действиям. Чем богаче двигательный опыт воспитанников, чем больше запасом условно-рефлекторных связей они владеют, чем многообразнее эти связи, тем легче и быстрее формируются у них новые формы движения. Второе условие – развитие физических качеств. Чем выше уровень их развития (с учетом сенситивных периодов), тем успешнее формируются двигательные навыки, а, следовательно, и двигательная функция. Третье условие – обучение умению точно оценивать движения в пространстве, во времени и по степени мышечных усилий. Развитие двигательного анализатора, движения с определенным ритмом исполнения, благотворительно влияет на восприятие и анализ положения тела в пространстве
Наряду с развитием ритма применение на коррекционных занятиях танцевальной терапии решаются и другие не менее важные проблемы, в том числе и коррекционные задачи типа:
— формирования навыка регулировать темп движений, согласно с музыкальным сопровождением;
— обучение синхронному выполнению разнообразных построений, перестроений и передвижений в соответствии с различным характером движения;
— развития и восприятия у детей, изменения в характере музыки в сочетании с коллективными перестроениями и передвижениями;
— коррекция общей моторики (ног, рук, головы)
— совершенствование всех параметров движений, включая объём, переключаемость, амплитуду и т.д.
— развитие функции равновесия;
— исправления нарушения в регулировании мышечного тонуса;
— улучшения быстроты двигательной реакции;
— коррекция недостаточной ориентированности во времени и пространстве;
— воспитание внимания;
— развитие памяти и других познавательных процессов (ощущения, мышления, воображения);
— создание высокого эмоционального фона с помощью функциональной музыки, выступлений.
Танцевальная терапия является одним из эффективных средств воспитания, в котором тесно переплетаются формирование определенных навыков и художественно-творческое развитие физическое.
Исправление (коррекция) двигательных нарушений, что, безусловно, является катализатором развития двигательного анализатора. При этом затрагивая не только двигательную сферу, но и эмоциональную.
Таким образом, рассматривая особенности применения танцевальной терапии в коррекционной группе, необходимо обращать внимание на осуществления комплекса основных мероприятий, а именно:
- Реализация специальных (коррекционных) задач путем танцевальной терапии;
- Развитие двигательного анализатора путем исправления в первую очередь двигательных нарушений;
- Создание физиологических условий для активизации компенсаторных возможностей детей с нарушениями зрения за счет повышения уровня функциональных возможностей анализаторов (речи, двигательного, вестибулярного, зрительного, кожного, слухового);
- Обеспечение психологических условий посредством развития, познавательной, интеллектуальной, эмоционально-волевой сферы, а также особой стороны всех психических процессов – внимания.
Список использованных источников
- Выготский, Л. С. Психология искусства / Л. С. Выготский, М. Г. Ярошевский. М.: Педагогика, 1987. 341 c.
- Немов, Р.С. Психология: Учеб.для студентов высших пед. учеб. Заведений: В 3 Кн. Кн.3: Психодиагностика. Введение в научное психодиагностическое исследование с элементами математической статистики – 4-издание / Р.С. Немов. — М. :Гуманит. изд. центр ВЛАДОС 2001. - 640 с.
- Плаксина, Л.И Программы детского сада. Коррекционная работа в детском саду / Под ред. Л.И. Плаксивой. —М.: Издательство «Экзамен», 2003. — 173 с.
- Чистякова, М. И. Психогимнастика / М. И. Чистякова. — М. : Просвещение, 1990. - 128 с.
- Якубович, М.А., Коррекция двигательных и речевых нарушений методами физического воспитания / М.А. Якубович, О.В. Преснова. М.: ВЛАДОС, 2006. 287 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для воспитателей РОЛЬ ВОСПИТАТЕЛЯ В МУЗЫКАЛЬНОМ РАЗВИТИИ ДОШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ В СОВМЕСТНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ И САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЯХ
Воспитатель располагает большими возможностями приобщения детей к музыке....
Консультация "Роль развивающей предметно-пространственной среды в сенсорном развитии дошкольников с нарушением зрения"
Консультация для воспитателей работающих с детьми , имеющими ограниченные возможности здоровья...
Выпускная квалификационная работа на тему : " Развитие ориентировки в пространстве у старших дошкольников с нарушением зрения средствами коррекционной ритмики"
Человеку для успешной деятельности, для адаптации в обществе необходимо умение ориентироваться в пространстве.Формирование ориентировки в пространстве - одна из важнейших сторон умственного развития р...
Использование коррекционной ритмики на занятиях по пространственной ориентировки у дошкольников с нарушениями зрения
Программа по использованию коррекционной ритмики на занятиях по прастранственной ориентировки у дошкольников с нарушениями зрения....
Роль дидактической игры в обучении и воспитании дошкольников с нарушением зрения
Эта стья расскажет о пользе дидактических игр в развитии детей дошкольного возраста....
СТАТЬЯ. Роль комплексного сопровождения в развитии дошкольников с нарушением зрения.
Роль комплексного сопровождения в развитии дошкольников с нарушением зрения....
Консультация для педагогов ДОУ "Значение занятий ритмикой для детей с нарушением зрения"
Консультация для педагогов...