Использование коррекционной ритмики на занятиях по пространственной ориентировки у дошкольников с нарушениями зрения
проект по коррекционной педагогике
Программа по использованию коррекционной ритмики на занятиях по прастранственной ориентировки у дошкольников с нарушениями зрения.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Разработка и апробация коррекционной программы по развитию пространственной ориентировки у дошкольников с нарушениями зрения
Внедрение коррекционной ритмики в процесс обучения пространственной ориентировке позволит педагогам (воспитателям, специалистам ДОУ) не только организовывать систематическое целенаправленное воздействие на развитие всей сферы зрительного восприятия детей с нарушением зрения, но и сделать более эффективным обучение навыкам ориентирования и мобильности.
Для достижения эффективности коррекционной работы была разработана коррекционная программа по развитию ориентировки в пространстве с применение коррекционной ритмики, составлен перспективный план коррекционно-развивающих занятий по развитию ориентировки в пространстве.
Разработаны конспекты занятий по программе Л.И. Плаксиной, по разделу: «Ориентировка в пространстве», с применением коррекционной ритмики. Развивающая технология применялась, как вариативная часть образовательной деятельности. Согласно учебному плану по ориентировке в пространстве подгрупповых было запланировано 32 занятия (4 занятия в месяц). Конспект занятия представлен в приложении
Таблица 1 – Перспективный план занятий по коррекционной ритмике, направленных на развитие пространственной ориентировки
Месяц | Неделя | Тема периода организованной образовательной деятельности | Коррекционно-ритмическая игра |
Сентябрь | 1 | Тифлопедагогический мониторинг стартовых возможностей детей | |
2 | Ориентировка на себе. Закрепление умения ориентироваться на собственном теле, обозначать в речи пространственное расположение частей своего тела. | «Зеркало» Дети зеркально повторяют упражнения за педагогом, называя части своего тела. Когда игра освоена, выбирается водящий из числа детей. | |
3 | Ориентировка на себе. Развитие представления о пространственном расположении частей тела (голова вверху, ноги внизу, правая рука, левая рука, грудь спереди, а спина сзади). | Разучивание танца «Буги-вуги». | |
4 | Ориентировка на себе. Обучение навыкам сравнивать, соотносить пространственные направления собственного тела и стоящего впереди ребенка. | Ритмическая игра «Теливизор» Дети повторяют движения за педагогом, если педагог берется левой рукой за правое ухо, то дети делают также. | |
Октябрь | 1 | Ориентировка на себе. Формирование представления о том, что для определения пространственного расположения частей тела другого ребенка надо встать за его спиной и соотнести части своего тела с аналогичными частями его тела. | «Танец теней». Дети делятся на пары и повторяют танец впереди стоящего. |
2 | Ориентировка в пространственных признаках игрушек и реальных предметов ближайшего окружения. Формирование навыка зрительно-осязательного выделения пространственных признаков (форма, цвет, величина) игрушек и предметов ближайшего окружения. | «Собери скорей» Дети под музыку ищут загаданные предметы | |
3 | Ориентировка в пространственных признаках игрушек и реальных предметов ближайшего окружения. Развитие умения внимательно рассматривать и ощупывать игрушки и предметы, выделять их пространственные признаки по направляющим инструкциям тифлопедагога, следуя предложенному плану | Танец с игрушками Детям сообщается, что все игрушки спрятались. Чтобы их найти нужно внимательно слушать «подсказки» (инструкции) и следовать им. После обнаружения игрушки, дети рассказывают, в каком направлении они шли, в какую сторону поворачивали, где нашли игрушку, после чего выполняют с ними ритмический рисунок по инструкции педагога | |
4 | Ориентировка в замкнутом пространстве (помещение группы и детского сада). Развитие навыков ориентировки в помещениях группы и детского сада | Дети вспоминают и рассказывают свой путь в детском саду, затем проводится игра импровизированный город | |
Ноябрь | 1 | Ориентировка в замкнутом пространстве (помещение группы и детского сада). Формирование навыков находить дорогу к другим группам, кабинетам, к выходу на участок детского сада. Запоминать и рассказывать, как пройти в то или иное помещение детского сада | Дети вспоминают и рассказывают свой путь в детском саду, затем проводится игра импровизированный город |
2 | Ориентировка с помощью сохранных анализаторов. Формирование навыка контролировать свои действия с помощью зрения и осязания | «Слепой скульптор» Одного из участников игры педагог ставит в любую позу. Это натурщик. Водящий с закрытыми глазами должен ощупать предложенную ему фигуру и «слепить» из другого ученика точно такую же. После все дети должны принять заданную фигуру за натурщиком. | |
3 | Ориентировка с помощью сохранных анализаторов. Развитие быстроты, умения ориентироваться в открытом пространстве, укрепление мышц тела | Чертится или отмечается линия, которая обозначает берег и прямоугольник, обозначающий реку. В «реку» кладутся камни. Вдоль «берега» выстраиваются игроки. По сигналу педагога игроки бегут к «реке», достают «со дна» камень и, бегом возвращаясь назад, отдают камень учителю или водящему, выбранного из учеников. Игра носит соревновательный характер | |
4 | Ориентировке в пространстве развивать умение ориентироваться в пространстве, согласованности в движениях. | Разучивание танца «Паровозик» | |
Декабрь | 1 | Ориентировка в направлениях ближайшего пространства с точкой отсчета от себя. Формирование навыка определять пространственное расположение окружающих предметов с точкой отсчета от себя: справа - слева, вверху - внизу, впереди – сзади | Дети стоят на ковре на одинаковом расстоянии друг от друга. Каждый стоит на воображаемом плоту. Педагог задаёт индивидуально вопросы детям, при этом постоянно просит их изменить направление. Например: Петя, кто стоит у тебя слева; все кто стоят слева, сделали 2 шага вперед Маша, кто стоит сзади тебя, все кто стоят позади повернулись вместе с Машей направо; |
2 | Ориентировка с помощью сохранных анализаторов. Развитие навыков пространственной ориентировки с привлечением зрения и сохранных анализаторов (слуха, осязания, обоняния), | Все дети сидят на ковре, один из них - водящий, он закрывает глаза. Педагог отходит в какую-нибудь сторону и звонит в колокольчик. Тот, кто водит, должен назвать, - откуда слышен звон. Если называет верно, то становится ведущим Игра «Автогонки» игра на ориентировку в пространстве с помощью сохранных анализаторов. Ученику предлагается 2 машинки. Ребенок, рассматривая их, отмечает цвет, размер, звук, издаваемый в процессе движения. Затем учащемуся закрываются глаза и предлагают при помощи сохранного анализатора (слуха) определить и сказать в каком направлении от тебя сейчас поехала машинка, какого она цвета и размера. | |
3 | Ориентировка с помощью сохранных анализаторов. Формирование умения различать по звуку музыкальные и озвученные игрушки, голоса детей, воспитателей | Выбирается ведущий, который стоит спиной к участникам. Все играющие меняются местами. Один из участников зовет ведущего по имени, тот должен определить, кто, с какой стороны его позвал. | |
4 | Ориентировка в направлениях ближайшего пространства с точкой отсчета от себя. Обучение умению показывать направления ближайшего пространства с точкой отсчета от себя: направо - налево, вверх - вниз, вперед – назад | Маршировка по кругу за ведущим. | |
Январь | 2 | Ориентировка в направлениях ближайшего пространства с точкой отсчета от себя. Стимулировать умение определять пространственные отношения между собой и окружающими объектам | Из детей выбирается «контролёр». «Контролер» располагается перед другими участниками игры - пассажирами, у которых есть билеты красного и зеленого цвета. Сзади «контролера» с правой и левой стороны кладутся обручи, обозначающие автобусы. «Пассажиры» с красными билетами направляются «контролером» в левый автобус, а с зелеными - в правый. |
3 | Ориентировка в направлениях ближайшего пространства с точкой отсчета от себя. Стимулировать умение определять пространственные отношения между собой и другими учащимися | Дети стоят в кругу; через одного надо то приседать, то подпрыгивать, то наклоняться в быстром темпе, хлопать в ладоши и т.д. Кто ошибается, тот выбывает из игры | |
4 | Ориентировка в направлениях ближайшего пространства с точкой отсчета от себя. Стимулировать умение определять пространственные отношения между собой и окружающими объектами | В игре ученик показывает правую руку и называет, кто находится справа, а затем ему предлагают закрыть глаза, повернуться на одном месте несколько раз. Затем открыть глаза, опять показать правую руку и назвать кто теперь находится справа от него. Таким образом, проводится работа и с левой рукой. | |
Февраль | 1 | Ориентировка в направлениях ближайшего пространства с точкой отсчета от себя. Развитие умений определять расположение игрушек, предметов, других детей (далеко и близко по отношению от себя). Употреблять в речи слов далеко, близко, л/т «Транспорт». | Дети выстраиваются на ковре на разном расстоянии от ведущего. Из детей выбирается ведущий. Ведущий задает различный ритмический танец для тех, кто стоит ближе к нему и дальше. Самый близкий к ведущему участник становится новым ведущим. |
2 | Ориентировка в процессе передвижения. Формирование умения самостоятельно подниматься и спускаться по лестнице: обозначать действия в речи: | Изучение ритмического рисунка и использованием гимнастического оборудования | |
3 | Ориентировка в направлениях ближайшего пространства с точкой отсчета от себя. Развитие умений определять окружающие предметы в ближайшем пространстве с точкой отсчета от себя | Разучивание музыкально-ритмической композиции «Веселые путешественники» | |
4 | Ориентировка в процессе передвижения. Формирование умения передвигаться в названном направлении с точкой отсчета от себя (направо и налево, вперед и назад); обозначать в речи направления своего движения: «Я иду направо», «Я иду налево». | Ритмическая игра «Настоящие спортсмены» «Синхронное плавание» Дети стоят на ковре на одинаковом расстоянии друг от друга. Педагог даёт инструкции по передвижению в пространстве одновременно всем детям, иногда изменяя их направление, относительно друг друга. Например, все сделали шаг вперёд, шаг вправо, два шага влево, повернулись вправо, сделали шаг назад и т.д. «Новая походка» Педагог говорит детям, что они сейчас походят не как все люди, а по особенному. Например, два шага вперёд, один шаг вправо, или шаг назад, два шага вперёд. При усложнении игры ребёнок должен не только контролировать свою «походку», но и повернуть корпус так, чтобы прийти к определённой цели. | |
Март | 1 | Ориентировка в микропространстве. Формирование навыка микроориентировки. | На полу класса или ковре при помощи цветных лент обозначается прямоугольник такого размера, чтобы ребенок спокойно мог передвигаться. Каждому ученику предлагается задание: расположить мячики разных цветов согласно инструкции педагога. Например, красный мяч положить в дальнем левом углу, синий мяч - в середине, зелёный - в ближнем правом углу и т.п. |
2 | Ориентировка на себе. Расположение и нахождение деталей одежды (воротник, карман и т.д.). | Разучивание танца «Мы наденем сарафан» | |
3 | Ориентировка в пространстве в процессе передвижения. Учить детей передвигаться в пространстве, сохраняя и меняя направление в соответствии с указаниями педагога, с учетом ориентира, употреблять в речи пространственную терминологию | Детям сообщается, что все игрушки спрятались. Чтобы их найти нужно внимательно слушать «подсказки» (инструкции) и следовать им. После обнаружения игрушки, дети рассказывают, в каком направлении они шли, в какую сторону поворачивали, где нашли игрушку | |
4 | Ориентировка в микропространстве. Ознакомление с пространственными обозначениями сторон листа бумаги (верхняя, нижняя правая, левая). | ||
Апрель | 1 | Моделирование простейших пространственных отношений. Формирование навыков моделирования простейших пространственных отношений из кубиков, строительного материала по предметному образцу | Разучивание танца «Гномики строят дом» |
2 | Моделирование простейших пространственных отношений. | Выстраивание простейших пространственных отношений с кубиками. Отстукивание ритмического рисунка при помощи музыкальных кубиков | |
3 | Ориентировка в пространстве по карте-плану. Формирование представления о картинке-плане. | Игра «Танцкласс» Знакомство с расположение объектов на карте-плане танцкласса, соотнесение их с реальными объектами | |
4 | Ориентировка в пространстве по карте-плану. Формирование представления о картинке-плане. | Игра «Танцкласс» Уточнение знаний о расположение объектов на карте-плане танцкласса, соотнесение их с реальными объектами, нахождение своего места по плану. | |
Май | 1 | Ориентировка в пространстве по карте-плану. Развитие способности соотносить предметы ближайшего окружения в реальном пространстве, ориентируясь по картинке-плану | Постановка танца с использованием схемы, выстраивание ритмического рисунка по плану |
2 | Ориентировка в пространстве по карте-плану. Развитие способности соотносить предметы ближайшего окружения в реальном пространстве, ориентируясь по картинке-плану, | Постановка танца с использованием схемы, выстраивание ритмического рисунка по плану | |
3 | Тифлопедагогический мониторинг. Оценка усвоения детьми программного материала по разделу «Ориентировка в пространстве». | ||
4 | |||
5 | Подведение итогов |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа "Игра как средство развития пространственной ориентировки старших дошкольников с нарушениями зрения"
В программе представлены взгляды ученых - педагогов в вопросе развития ориентировки в пространстве, структура реализации программы, практический материал....
Программа «Игры и упражнения как средство развития пространственной ориентировки старших дошкольников с нарушениями зрения».
Ориентировка в пространстве играет главную роль как для общего познавательного развития (развитие восприятия, памяти, мышления), так и для осуществления любой деятельности человека в окруж...
Консультация для родителей "Развитие пространственной ориентировки у дошкольников, имеющих нарушения зрения".
При обучении слабовидящего ребенка ориентировке в пространстве первостепенной задачей является развитие у него целенаправленного зрительного восприятия пространства и расположенных в нем предметов. Ну...
КОНСУЛЬТАЦИЯ. РАЗВИТИЕ ПРОСТРАНСТВЕННОЙ ОРИЕНТИРОВКИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ. РАБОТА С ТРАФАРЕТАМИ.
Нарушение зрения сказывается на формировании познавательных процессов восприятия, пространственных представлений, образного мышления, речи.Восприятие окружающей действительно...
Методическая разработка «Развитие навыка правильного использования предлогов, как один из аспектов формирования пространственной ориентировки у дошкольников с нарушением зрения»
laquo;Развитие навыка правильного использования предлогов, как один из аспектов формирования пространственной ориентировки у дошкольников с нарушением зрения»...
Развитие пространственной ориентировки у дошкольников с нарушением зрения.
Формирование у ребенка ориентировки в пространстве - это развитие его способностей, формирование его впечатлений о внешних качествах предмета: форма, цвет, вкус, запах, размер, положение в пространств...
Конспекты занятий по пространственной ориентировке для детей с нарушением зрения в младшей группе
Содержание требований программы по разделу«Ориентировка в пространстве», примерное тематическоепланирование, конспекты занятий для дошкольниковпервого года обучения...