Роль дидактической игры в обучении и воспитании дошкольников с нарушением зрения
методическая разработка по математике (младшая группа)

Перцева Елена Семеновна

Эта стья расскажет о пользе дидактических игр в развитии детей дошкольного возраста.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Роль дидактической игры в обучении и воспитании дошкольников с нарушением зрения.

Автор: Перцева Елена Семеновна

                                                                            (воспитатель)

Особое место в жизни ребенка занимает игра. Одним из видов игровой деятельности является дидактическая игра, позволяющая шире приобщать детей к текущей жизни в доступных им формах интеллектуальной и активной практической деятельности, нравственных и эстетических переживаний.

Дидактические игры различают по обучающему содержанию, познавательной деятельности детей, игровым действиям и правилам, организации и взаимоотношениям детей, по роли взрослого. Чаще всего игры соотносятся с содержанием обучения и воспитания: игры по сенсорному воспитанию, словесные игры, игры по ознакомлению с природой по формированию математических представлений и др. Иногда игры соотнесены с материалом: игры с народными дидактическими игрушками, настольно-печатные игры. В дошкольной педагогике все игры можно разделить на три основных вида:

  1. Игры с предметами (игрушками, природным материалом).
  2. Настольно – печатные.
  3. Словесные игры.

  В играх с предметами используются игрушки и реальные предметы. Играя с ними, дети учатся сравнивать, устанавливать сходства и различие предметов.

Ценность этих игр в том, что с их помощью дети знакомятся со свойствами предметов и их признаками: цветом, величиной, формой, качеством. В играх решаются задачи на сравнение, классификацию, установление последовательности в решении задач. По мере овладения детьми новыми  знаниями о предметной среде задания в играх усложняются. Например, определить предмет по какому-либо одному качеству, объединяющему предметы  по этому признаку (цвету, форме, величине и т.д.). Это очень важно для развития отвлеченного, логического мышления.

  Игры с природным материалом (семена растений, шишки, листья, ракушки и др.) применяются при проведении таких дидактических игр, в которых закрепляются знания детей об окружающей их природной среде где формируются мыслительные процессы (анализ, синтез, классификация) и воспитывается любовь к природе бережное к ней отношение.

  Настольно- печатные игры – интересное занятие для детей.  Они разнообразны по видам: парные картинки, лото, домино. Различны и разнообразны задачи, которые решаются при их использовании.

  • Подбор картинок по парам – нахождение среди разных картинок двух совершенно одинаковых по цвету, форме ит.д. Затем задание усложняется: ребенок объединяет картинки не только по внешним признакам, но и по смыслу: изображенные предметы могут быть разными по цвету, но их объединяет принадлежность к одному виду предметов.
  • Подбор картинок по общему признаку ( классификация ). Здесь требуется некоторое обобщение, установление связи между предметами.
  • Запоминание состава, количества и расположения картинок. Эти игры направлены на развитие памяти, запоминания и припоминания.
  • Составление разрезных картинок и кубиков. Задача этого вида игр – учить детей логическому мышлению, развивать у них умение из отдельных частей составлять целый предмет.
  • Описание, рассказ по картине с показом действий движений. В таких играх развивается е только речь детей, но и воображение творчество.

   Словесные дидактические игры   построены на словах и действиях играющих. Они содержат в себе большие возможности для развития умственной деятельности детей, для развития самостоятельности и активности мышления. В игровой форме процесс мышления протекает быстрее, активнее, так как – игра вид деятельности, присущий этому возрасту. Так же к словесным играм относятся  игры-беседы. Ценность игры-беседы заключается в том, что она предъявляет требования к активизации эмоционально-мыслительных процессов: единства слова, действий и мысли, воображения детей.

Следовательно,  дидактические игры – доступный, полезный, эффективный метод воспитания детей.

 



Предварительный просмотр:

Госу

Конспект по развитию математических представлений у детей II младшей группы

«В гостях у трех медведей»

Используемые технологии: здоровьесберегающие, игровые, информационные, познавательные

Воспитатель:        Перцева Е.С.

Коррекционные задачи:

 1.Продолжать  упражнять детей ориентироваться в микро- и макропространстве.

2.Развивать полисенсорные способы обследования предметов (осязание, слух).

3. Активизировать зрительные функции детей: остроту зрения, глазодвигательные функции, различительную способность глаз.

4. развивать у детей мелкую моторику рук.

5. развивать представления о сенсорных эталонах (цвет, форма).

Образовательные задачи:

1. Продолжать формировать умение сравнивать предметы по величине, обозначая словами соответствующие параметры (большой, средний, маленький).

2. Упражнять детей в отгадывании загадки, на основе зрительно воспринимаемой информации, понимать поэтические сравнения, лежащие в основе загадки.

3. Развивать умение различать и называть части суток.

4. Продолжать развивать навыки ориентировки в большом пространстве с опорой на цветовые ориентиры.

5. Закреплять у детей знания основных цветов (красный, синий, желтый, зеленый) и геометрических фигур(круг, квадрат, прямоугольник, треугольник).

6. Развивать способность узнавать геометрические фигуры на ощупь и называть их.

Воспитательные:

  1. Воспитывать у детей умение доводить начатое дело до конца.
  2. Формировать умение работать дружно, дополняя друг друга.
  3. Воспитывать у детей чувство удовлетворение от проделанной работы.

Ход занятия.

-Ребята, вы любите сказки?

-Я вам загадаю загадку, а вы мне скажите как.называется эта сказка.

Возле леса на опушке трое их живет в избушке.

Там 3 стула и 3 кружки, 3 кровати, 3 подушки.

Угадайте без подсказки: как называется эта сказка?

-Правильно, «Три медведя». А давайте вспомним , как зовут медведей из этой сказки?

-Проверим? Правильно ли? (открываю фланелеграф с иллюстрациями персонажей сказки). Молодцы. Ребята, а кто из медведей самый большой?

-Правильно, Михайло Потапыч. Сережа, поставь пожалуйста картинку с Михайло Потапычем на фланелеграфе слева. А как звали маму? Настя,поставь  картинку с Настасьей Петровной так, чтобы она была второй. А как же звали маленького медвежонка?

-Полина, поставь Мишутку рядом с Настасьей Петровной.

-Скажите, пожалуйста, кто из медведей самый большой? Самый маленький? А какая Настасья Петровна? Молодцы, с этим заданием вы справились. Медведи пришли к вам не просто так. Они хотят с вами поиграть. Сейчас поиграем в игру, которая называется «Когда это бывает?» Я вам буду загадывать загадки, а вы будете называть части суток. Но вначале мы вспомни, как они называются. (Дети называют части суток). А теперь слушайте загадки.

1. Медведи встали, оделись, умылись,  и мама повела Мишутку в детский сад.

2. Мишутка в садике поиграл, поработал, погулял на улице, пообедал.

3. Мама Медведица забрала Мишку домой из садика и повела его домой.

4. На улице стало темно, и все легли спать.

-Молодцы! Все загадки отгадали. А мишки хотят поиграть с вами в другую игру, которая называется «Найди свой домик». У меня есть стойки с прикрепленными на них геометрическими фигурами разного цвета. Назовите, пожалуйста, какие фигуры и какого цвета вы видите. Замечательно, вы все назвали верно. Сейчас я расставлю эти стойки по группе, а вы внимательно посмотрите, где что находится. На сигнал «Раз, два, три найди....». вы находите ту фигуру, какую я назову(во время игры прошу детей закрыть глаза и меняю расположение фигур).

-Понравилось вам играть? Тогда подойдите к столу. Мишки приготовили еще одну игру. Она называется «Одень Мишек». Вы должны подобрать предметы по размеру для каждого Мишки.

_Молодцы! И с этим заданием вы тоже справились (игра «Сенсино»). Мишки в кармашки спрятали геометрические фигуры. Вы должны нащупать в кармашке фигуру, не вытаскивая ее, назвать, но при этом не подсматривать глазками. После этого достать и показать нам. Вы такие молодцы! Справились со всеми заданиями. Мишки говорят вам большое спасибо и прощаются с вами до новой встречи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ (АМБЛИОПИЯ И КОСОГЛАЗИЕ) В ДОШКОЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ

Методические указания к использованию «Программы воспитания в детском саду» в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями зрения (амблиопия и косоглазие) созданы впервые и предназначены для заведую...

«Офтальмо - гигиенические основы обучения и воспитания детей с нарушениями зрения».

1.      Охранно-гигиенические мероприятия  и принципы их реализации  образовательном учреждении.Важнейшим аспектом деятельности государственного образовательного учр...

«Дидактические игры в обучении и воспитании дошкольника»

Мир входит в жизнь детей постепенно. Сначала ребенок познает то, что окружает его дома, в детском саду. Со временем его жизненный опыт обогащается. Немалую роль в этом играют ежедневные впечатления от...

Роль дидактической игры в обучении и воспитании детей с ЗПР

Роль дидактических игр в коррекционно-воспитательном процессе при обучении и воспитании детей с ЗПР....

Рекомендации по организации обучения и воспитания дошкольников с нарушением зрения

Рекомендации родителям как организовать интересные занятия для дошкольников с нарушением зрения в домашних условиях...

«Роль дидактической игры в обучении и воспитании детей с ограниченными возможностями здоровья»

Статья может быть использована как коллегами по работе, так и родителями. Статья знакомит с разными видами игр для детей с ОВЗ....

Консультация для воспитателей "Роль дидактической игры в обучении и воспитании детей с ОВЗ

Большую роль в обучении и воспитании детей с ограниченными возможностями играют дидактические игры. В жизни ребенка она занимает одно из ведущих мест. Игра для него – основной вид деятельности, ...