Роль дидактической игры в обучении и воспитании дошкольников с нарушением зрения
методическая разработка по математике (младшая группа)
Эта стья расскажет о пользе дидактических игр в развитии детей дошкольного возраста.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Роль дидактической игры в обучении и воспитании дошкольников с нарушением зрения.
Автор: Перцева Елена Семеновна
(воспитатель)
Особое место в жизни ребенка занимает игра. Одним из видов игровой деятельности является дидактическая игра, позволяющая шире приобщать детей к текущей жизни в доступных им формах интеллектуальной и активной практической деятельности, нравственных и эстетических переживаний.
Дидактические игры различают по обучающему содержанию, познавательной деятельности детей, игровым действиям и правилам, организации и взаимоотношениям детей, по роли взрослого. Чаще всего игры соотносятся с содержанием обучения и воспитания: игры по сенсорному воспитанию, словесные игры, игры по ознакомлению с природой по формированию математических представлений и др. Иногда игры соотнесены с материалом: игры с народными дидактическими игрушками, настольно-печатные игры. В дошкольной педагогике все игры можно разделить на три основных вида:
- Игры с предметами (игрушками, природным материалом).
- Настольно – печатные.
- Словесные игры.
В играх с предметами используются игрушки и реальные предметы. Играя с ними, дети учатся сравнивать, устанавливать сходства и различие предметов.
Ценность этих игр в том, что с их помощью дети знакомятся со свойствами предметов и их признаками: цветом, величиной, формой, качеством. В играх решаются задачи на сравнение, классификацию, установление последовательности в решении задач. По мере овладения детьми новыми знаниями о предметной среде задания в играх усложняются. Например, определить предмет по какому-либо одному качеству, объединяющему предметы по этому признаку (цвету, форме, величине и т.д.). Это очень важно для развития отвлеченного, логического мышления.
Игры с природным материалом (семена растений, шишки, листья, ракушки и др.) применяются при проведении таких дидактических игр, в которых закрепляются знания детей об окружающей их природной среде где формируются мыслительные процессы (анализ, синтез, классификация) и воспитывается любовь к природе бережное к ней отношение.
Настольно- печатные игры – интересное занятие для детей. Они разнообразны по видам: парные картинки, лото, домино. Различны и разнообразны задачи, которые решаются при их использовании.
- Подбор картинок по парам – нахождение среди разных картинок двух совершенно одинаковых по цвету, форме ит.д. Затем задание усложняется: ребенок объединяет картинки не только по внешним признакам, но и по смыслу: изображенные предметы могут быть разными по цвету, но их объединяет принадлежность к одному виду предметов.
- Подбор картинок по общему признаку ( классификация ). Здесь требуется некоторое обобщение, установление связи между предметами.
- Запоминание состава, количества и расположения картинок. Эти игры направлены на развитие памяти, запоминания и припоминания.
- Составление разрезных картинок и кубиков. Задача этого вида игр – учить детей логическому мышлению, развивать у них умение из отдельных частей составлять целый предмет.
- Описание, рассказ по картине с показом действий движений. В таких играх развивается е только речь детей, но и воображение творчество.
Словесные дидактические игры построены на словах и действиях играющих. Они содержат в себе большие возможности для развития умственной деятельности детей, для развития самостоятельности и активности мышления. В игровой форме процесс мышления протекает быстрее, активнее, так как – игра вид деятельности, присущий этому возрасту. Так же к словесным играм относятся игры-беседы. Ценность игры-беседы заключается в том, что она предъявляет требования к активизации эмоционально-мыслительных процессов: единства слова, действий и мысли, воображения детей.
Следовательно, дидактические игры – доступный, полезный, эффективный метод воспитания детей.
Предварительный просмотр:
Госу
Конспект по развитию математических представлений у детей II младшей группы
«В гостях у трех медведей»
Используемые технологии: здоровьесберегающие, игровые, информационные, познавательные
Воспитатель: Перцева Е.С.
Коррекционные задачи:
1.Продолжать упражнять детей ориентироваться в микро- и макропространстве.
2.Развивать полисенсорные способы обследования предметов (осязание, слух).
3. Активизировать зрительные функции детей: остроту зрения, глазодвигательные функции, различительную способность глаз.
4. развивать у детей мелкую моторику рук.
5. развивать представления о сенсорных эталонах (цвет, форма).
Образовательные задачи:
1. Продолжать формировать умение сравнивать предметы по величине, обозначая словами соответствующие параметры (большой, средний, маленький).
2. Упражнять детей в отгадывании загадки, на основе зрительно воспринимаемой информации, понимать поэтические сравнения, лежащие в основе загадки.
3. Развивать умение различать и называть части суток.
4. Продолжать развивать навыки ориентировки в большом пространстве с опорой на цветовые ориентиры.
5. Закреплять у детей знания основных цветов (красный, синий, желтый, зеленый) и геометрических фигур(круг, квадрат, прямоугольник, треугольник).
6. Развивать способность узнавать геометрические фигуры на ощупь и называть их.
Воспитательные:
- Воспитывать у детей умение доводить начатое дело до конца.
- Формировать умение работать дружно, дополняя друг друга.
- Воспитывать у детей чувство удовлетворение от проделанной работы.
Ход занятия.
-Ребята, вы любите сказки?
-Я вам загадаю загадку, а вы мне скажите как.называется эта сказка.
Возле леса на опушке трое их живет в избушке.
Там 3 стула и 3 кружки, 3 кровати, 3 подушки.
Угадайте без подсказки: как называется эта сказка?
-Правильно, «Три медведя». А давайте вспомним , как зовут медведей из этой сказки?
-Проверим? Правильно ли? (открываю фланелеграф с иллюстрациями персонажей сказки). Молодцы. Ребята, а кто из медведей самый большой?
-Правильно, Михайло Потапыч. Сережа, поставь пожалуйста картинку с Михайло Потапычем на фланелеграфе слева. А как звали маму? Настя,поставь картинку с Настасьей Петровной так, чтобы она была второй. А как же звали маленького медвежонка?
-Полина, поставь Мишутку рядом с Настасьей Петровной.
-Скажите, пожалуйста, кто из медведей самый большой? Самый маленький? А какая Настасья Петровна? Молодцы, с этим заданием вы справились. Медведи пришли к вам не просто так. Они хотят с вами поиграть. Сейчас поиграем в игру, которая называется «Когда это бывает?» Я вам буду загадывать загадки, а вы будете называть части суток. Но вначале мы вспомни, как они называются. (Дети называют части суток). А теперь слушайте загадки.
1. Медведи встали, оделись, умылись, и мама повела Мишутку в детский сад.
2. Мишутка в садике поиграл, поработал, погулял на улице, пообедал.
3. Мама Медведица забрала Мишку домой из садика и повела его домой.
4. На улице стало темно, и все легли спать.
-Молодцы! Все загадки отгадали. А мишки хотят поиграть с вами в другую игру, которая называется «Найди свой домик». У меня есть стойки с прикрепленными на них геометрическими фигурами разного цвета. Назовите, пожалуйста, какие фигуры и какого цвета вы видите. Замечательно, вы все назвали верно. Сейчас я расставлю эти стойки по группе, а вы внимательно посмотрите, где что находится. На сигнал «Раз, два, три найди....». вы находите ту фигуру, какую я назову(во время игры прошу детей закрыть глаза и меняю расположение фигур).
-Понравилось вам играть? Тогда подойдите к столу. Мишки приготовили еще одну игру. Она называется «Одень Мишек». Вы должны подобрать предметы по размеру для каждого Мишки.
_Молодцы! И с этим заданием вы тоже справились (игра «Сенсино»). Мишки в кармашки спрятали геометрические фигуры. Вы должны нащупать в кармашке фигуру, не вытаскивая ее, назвать, но при этом не подсматривать глазками. После этого достать и показать нам. Вы такие молодцы! Справились со всеми заданиями. Мишки говорят вам большое спасибо и прощаются с вами до новой встречи.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ (АМБЛИОПИЯ И КОСОГЛАЗИЕ) В ДОШКОЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ
Методические указания к использованию «Программы воспитания в детском саду» в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями зрения (амблиопия и косоглазие) созданы впервые и предназначены для заведую...
«Офтальмо - гигиенические основы обучения и воспитания детей с нарушениями зрения».
1. Охранно-гигиенические мероприятия и принципы их реализации образовательном учреждении.Важнейшим аспектом деятельности государственного образовательного учр...
«Дидактические игры в обучении и воспитании дошкольника»
Мир входит в жизнь детей постепенно. Сначала ребенок познает то, что окружает его дома, в детском саду. Со временем его жизненный опыт обогащается. Немалую роль в этом играют ежедневные впечатления от...
Роль дидактической игры в обучении и воспитании детей с ЗПР
Роль дидактических игр в коррекционно-воспитательном процессе при обучении и воспитании детей с ЗПР....
Рекомендации по организации обучения и воспитания дошкольников с нарушением зрения
Рекомендации родителям как организовать интересные занятия для дошкольников с нарушением зрения в домашних условиях...
«Роль дидактической игры в обучении и воспитании детей с ограниченными возможностями здоровья»
Статья может быть использована как коллегами по работе, так и родителями. Статья знакомит с разными видами игр для детей с ОВЗ....
Консультация для воспитателей "Роль дидактической игры в обучении и воспитании детей с ОВЗ
Большую роль в обучении и воспитании детей с ограниченными возможностями играют дидактические игры. В жизни ребенка она занимает одно из ведущих мест. Игра для него – основной вид деятельности, ...