Выпускная квалификационная работа на тему : " Развитие ориентировки в пространстве у старших дошкольников с нарушением зрения средствами коррекционной ритмики"
материал по коррекционной педагогике (старшая группа) на тему

Аникаева Евгения Павловна

Человеку для успешной деятельности, для адаптации в обществе необходимо умение ориентироваться в пространстве.

Формирование ориентировки в пространстве - одна из важнейших сторон умственного развития ребенка  - дошкольника. В современных психолого - педагогических исследованиях отмечается особая роль пространственных восприятий, представлений и умения ориентироваться в пространстве в развитии познавательной деятельности ребенка, в совершенствовании его сенсорных, интеллектуальных, творческих способностей. Умение ориентироваться в окружающем пространстве, понимание пространственных направлений, отношений и расстояний являются важными условиями при подготовке к обучению в школе[12, с 15].

Одной из важнейших задач подготовки детей с нарушением зрения к самостоятельной жизни является обучение их пространственной ориентировке[13, с 26].

С самого раннего детства, когда развитие двигательной сферы лежит в основе физического и умственного развития, очень важно научить детей ориентироваться в малом и большом пространстве, помочь ребенку преодолеть страх перед огромным и незнакомым пространством, научить приемам защиты при передвижении и при поиске упавшего предмета, научить обследовать помещения и др [9, с 20].

Теоретические основы овладения ориентировкой в пространстве заложены в исследованиях отечественных тифлопедагогов (В.А. Кручинин, , В.И. Никитин, Т.Н.Никольская, Е.Б. Островская,  Л.А. Семенов, Л.И. Солнцева, В.А. Феоктистова, Н.Г. Хопренинова, Ф.Н. Шемякин и др.). Большая часть исследований посвящена изучению хода развития и формирования пространственной ориентировки у детей с нарушением зрения.

Для дошкольников с амблиопией и косоглазием характерны недостатки развития движений и малая двигательная активность [47, с 12]. В свою очередь, это вызывает трудности пространственной ориентировки. Недостатки в её развитии ограничивают в дальнейшем самостоятельность и активность детей с нарушением зрения во всех сферах деятельности.У них, по сравнению с нормально видящими сверстниками, значительно хуже развиты пространственные представления, возможности практической  микро- и макроориентировки, словесные обозначения пространственных отношений. [7, с 23]. Нарушение глазодвигательных функций вызывает ошибки выделения детьми формы, величины, пространственного расположения предметов[10, с 40]. Поэтому очень важно развивать и использовать все сохранные анализаторы. Дети рассматриваемой категории спонтанно, самостоятельно не могут овладеть навыками пространственного ориентирования и нуждаются в систематическом целенаправленном обучении[11, с 45].

Цель исследования: На основе выявленных особенностей развития ориентировки в пространстве у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения составить и реализовать коррекционно- развивающую программу с использованием средств коррекционной ритмики.

Объект исследования:  процесс развития  ориентировки в пространстве у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения.

Предмет исследования: развитие ориентировки в пространстве у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения средствами коррекционной ритмики.

В основу исследования была положена следующая гипотеза:

Процесс развития ориентировки в пространстве у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения будет осуществляться успешно, если будет проведена работа по следующим направлениям:

-уточнение и обогащение представлений о пространственных признаках окружающих объектов ,включающая подробный анализ объектов, предметов, геометрических фигур разного размера, формы или их изображений, вычленение главных, существенных признаков, которые  отличают один объект от другого или  делают их сходными.

-развитие чувства ритма у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения;

- уточнение и развитие представлений о схеме своего тела.

- развитие слухового восприятия

В соответствии с  темой исследования были сформулированы следующие задачи:

1. Проанализировать психолого – педагогическуюи специальную  литературу по проблеме развития ориентировки в пространстве у старших дошкольников с нарушением зрения

2. Определить критерии и подобрать методики исследования уровня развития ориентировки в пространстве  у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения

3. Адаптировать диагностический инструментарий  и осуществить исследование уровня развития ориентировки в пространстве у старших дошкольников  с нарушением зрения

4. Осуществить качественный и количественный анализ полученных результатов (с помощью математической статистики) и дать оценку эффективности коррекционно – развивающей работы.

Методы исследования:

1 теоретический анализ психолого - педагогической  и специальной литературы по проблеме исследования,

2 Психолого- педагогический эксперимент в единстве трех этапов (констатирующий, формирующий, контрольный)

3Методы обработки данных: качественный и количественный анализ полученных результатов (с помощью математической статистики)

Исследование проводилось на базе МДОУ № 125 – детский сад комбинированного вида для детей с нарушением зрения  г. Тулы. В исследовании принимали участие дети с общим диагнозом косоглазие и амблиопия.

Скачать:

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Публичное представление опыта работы на тему «Развитие коммуникативных навыков и личностной инициативы дошкольников с нарушением зрения в детских видах деятельности».

Представленный мною опыт работы раскрывает возможности использования различных видов деятельности для развития коммуникативных навыков и личностной инициативы детей дошкольного возраста с нарушением р...

"Развитие логического мышления у старших дошкольников с нарушением зрения средствами развивающей игры"

В настоящее время в странах всего мира наблюдается тенденция увеличения числа детей, имеющих самые разные  нарушения развития. А нарушения зрения в этом перечне "стоят" на одном из перв...

Конспект интегрированного занятия по развитию ориентировки в пространстве для детей с тяжелыми нарушениями зрения

Конспект описывает интегрированное занятие тифлопедагога и инструктора по физической культуре с детьми с тяжелыми нарушениями зрениями (1-2й год обучения). Основной целью занятия является развитие ори...

Организация комплексного музыкального коррекционно-развивающего обучения и воспитания дошкольников с нарушением интеллекта средствами коррекционной ритмики

Из Сборника материалов I Всероссийской заочной электронной научной конференции «Педагогика новаторства в XXI веке» (ГОУ ВПО «Свеверо-Восточный государственный ...

Картотека дидактических игр, направленных на формирование временных представлений и для развития ориентировки в пространстве у старших дошкольников.

Картотека игр направлена на закрепление умения детей ориентироваться в пространстве от­носительно себя самого, других людей, различных предметов, обозначать словами положение предметов по отношению к ...

Методическая разработка по теме: «Развитие ориентировки в пространстве у старших дошкольников». Дидактическая игра «Геометрические фигуры-шаблоны».

Народная мудрость создала дидактическую игру, которая является для маленького ребенка наиболее подходящей формой развития и обучения.Ориентировка в пространстве имеет жизненно важное значение для ребе...