Индивидуальный образовательный маршрут на ребенка с ЗПР, ТНР
методическая разработка по коррекционной педагогике

Ложкина Виктория Сергеевна

Индивидуальный образовательный маршрут на ребенка с ЗПР, ТНР

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл iom_2_2.docx28.25 КБ

Предварительный просмотр:

Комитет по образованию администрации городского округа «Город Калининград»

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Калининграда центр развития ребенка – детский сад № 87

Утверждаю

Заведующий МАДОУ ЦРР д/с № 87

________________К.Е.Некрасова

Приказ №_______

                                                                                                                                                                                        «_____» _______________  2019 г.

Индивидуальный образовательный маршрут

 

Ф.И.О. ребенка: __________

 Дата рождения: __________

Основания: Заключение ЦПМПК от __________

Заключение ЦПМПК: обучающийся с ОВЗ. Выявлены трудности, обусловленные нарушением коммуникативных навыков, когнитивными нарушениями, нарушением  всех компонентов речи (общее недоразвитие речи 1 уровень речевого развития).

Рекомендации ЦПМПК: ЦПМПК рекомендует обучение по АООП дошкольного образования обучающихся с задержкой психического развития,  с тяжелыми нарушениями речи,  с учетом особенностей психофизического развития, индивидуальных возможностей и с учетом специальных условий получения образования в соответствии с ИПРА ребенка-инвалида.

Направления коррекционно – развивающей работы и психолого – педагогической помощи:

учитель – логопед: формирование понимания обращенной речи, подражательной речи, обогащение словарного запаса;

учитель – дефектолог: развитие познавательной деятельности;

педагог – психолог: развитие  коммуникативных навыков, психических процессов, коррекция эмоционально-волевой сферы.

Рекомендуемые условия обучения: дозирование эмоциональной и учебной нагрузки  с учетом индивидуальных особенностей ребенка, реализация индивидуального подхода.

Индивидуальный образовательный маршрут составлен в соответствии с ФГОС дошкольного образования, в соответствии с п. 6част1 статьи 6 ФЗ от 29 декабря 2012 г. № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации, 2012, № 53, ст. 7598; 2013. № 19, ст. 2326, № 30, ст. 4036, подпунктом 5.2.41 Положения о Министерства образования и науки РФ, утвержденного постановлением Правительства РФ от 3 июня 2013г. № 446 (Собрания законодательства РФ, 2013, № 23, ст 2923;  № 33, ст.4386; №37, ст 4702), пунктом 7 Правил разработки, утверждения федеральных государственных образовательных стандартов  и внесение в них изменений, утвержденных в  постановлением Правительства Российской Федерации, 2013, № 33, ст.4377)

В ИОМ учитываются:

индивидуальные потребности ребенка, связанные с его жизненной ситуацией и состоянием здоровья, определяющие  особые образовательные потребности.

Цель ИОМ:  

Создание условий, способствующих развитию личности ребенка, обеспечивающих в полной мере реализацию его потенциальных возможностей.

Основные задачи коррекционного обучения:

- развитие понимания обращенной речи;  обогащение и активизация словарного запаса; формирование простой фразы, навыков продуктивного взаимодействия;

- социализация ребенка в обществе,  развитие коммуникативных навыков, формирование эмоционального интеллекта, развитие волевых качеств;

- помощь в освоении АОП.

Срок реализации ИОМ -  1 год

График посещения детского сада ребенком:  понедельник – пятница – 8.00 – 18.00 

Распределение обязанностей педагогов и специалистов

 в ходе реализации индивидуального образовательного маршрута ребенка

Педагоги

Мероприятия и рекомендации по реализации Программы

Педагог-психолог

Направления работы

Диагностическая работа:

-диагностика уровня психофизического развития и индивидуальных особенностей ребенка (обследование аффективно-эмоциональной и социально-личностной сферы, сформированности коммуникативных и игровых навыков, уровня познавательной активности и моторного развития);

- повторные обследования ребенка в течение года (январь, май);

-коррекция индивидуальной программы работы с ребенком по результатам диагностических обследований.

Коррекционно-развивающая работа:

-проведение коррекционно-развивающих игровых занятий (подгрупповых, групповых и индивидуальных);

-решение проблем взаимодействия в диаде родитель-ребенок, обучение родителя эффективным техникам взаимодействия с ребенком.

Консультативная работа:

- проведение индивидуальных консультаций с родителями по вопросам развития и воспитания ребенка; оптимизации взаимодействия с ребенком в семье, ребенка с другими детьми и взрослыми; организации развивающей среды для ребенка дома;

- проведение консультаций по запросу родителей, по вопросам личных психологических трудностей родителей;

- обеспечение участия родителя в групповых консультациях, семинарах-практикумах, тренингах.

Психопрофилактическая работа:

- оказание помощи ребенку и семье в период адаптации к условиям пребывания в детском саду;

- составление рекомендаций по предупреждению эмоциональных перегрузок ребенка;

- изучение медицинской документации на ребенка;

- создание адекватного представления родителей о диагнозе, возможностях ребенка и возможных способах коррекции нарушений;

-подбор литературы по проблемам развития и воспитания ребенка по запросу родителя и по необходимости.

Психолого – педагогическая характеристика ребенка

Эмоционально-волевая сфера:

У _______  мимика лица малоподвижная, различает эмоциональные состояния других (грустный, веселый и др.). Проявляет эмпатию к другим детям. Общий эмоциональный фон ровный, положительный. Адекватно реагирует на запрет. В следует общепринятым правилам поведения. В основном следует речевой инструкции педагога в выполнении заданий, требуется уточнение и/или многократное повторение. Работоспособность низкая, интерес нестойкий, преобладает игровой мотив. Отсутствует критичность к результатам своей работы.

Социально-коммуникативная сфера:

_______  напряжена в общении со знакомыми и незнакомыми взрослыми. Самостоятельно не соблюдает очередность и простые правила в совместных играх. В общих играх с другими детьми подвижна, не проявляет инициативу. В общении со сверстниками  неконфликтна, делится игрушками. Уровень развития игровой деятельности у девочки ниже возрастной нормы. Вариативность игры отсутствует, сюжеты мало развернуты, есть склонность к воспроизведению знакомых игровых «маршрутов». Не всегда понимает и не принимает простую роль в игре, мало использует в игре предметы-заместители.

Познавательное развитие:  

Уровень общей осведомленности, ориентации в явлениях окружающего мира - ниже возрастной нормы. Не поддерживает общение на личные темы, на темы, не представленные в непосредственной ситуации, обсуждает различные события, речь нечеткая. Недостаточно сформированы образные и пространственно-временные представления. Снижен уровень развития восприятия, объем произвольного запоминания. Также не соответствует возрастной норме уровень развития наглядно-образного мышления. Причинно-следственные связи не устанавливает. Ниже возрастной нормы уровень развития произвольного внимания.

Предполагаемые формы и условия работы с ребенком 

Направление работы (специалист)

Кол-во часов в неделю

Время проведения

Используемые программы и технологии

Форма проведения занятий

Ф.И.О.

Специалиста

Психологическая помощь (педагог-психолог)

НОД –     45 минут

Понедельник    9.25 - 9.55

Пятница          12.00 - 12.20

1.Рабочая программа адаптированной основной образовательной программы дошкольного образования для обучающихся с ЗПР

(5-го года обучения).

2.Программа «Я, ты, мы. Социально-эмоциональное развитие детей от 3 до 6 лет». Князева О.Л.,

 Стеркина Р.Б.

3.Программа «Азбука общения.

Развитие личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками».

Шипицына Л.М.,

Защиринская О.В.

4.Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей.

5.Клюева Н.В., Касаткина Ю. В. Учим детей общению.

6.Яковлева Н. Психологическая помощь дошкольнику.

7.Шарохина Л.В.

Коррекционно-развивающие занятия в старшей группе.

8.Использование здоровьесберегающих технологий:

- дыхательная гимнастика;

- физические минутки;

- гимнастика мозга;

- пальчиковая гимнастика;

- методы арт-терапии.

Подгрупповая коррекционно-развивающая работа

Индивидуальная коррекционно-развивающая работа

Ложкина В.С.

Коррекционно-развивающая работа, проводимая педагогом-психологом

Направления работы

Содержание работы

Ожидаемые результаты

Социально-коммуникатив-ная сфера

Коммуникативная деятельность

Обеспечивать общение с ребенком в его поле зрения, поддерживать зрительный и телесный контакт.

Привлекать к участию в элементарной совместной деятельности и подражании действиям взрослого (игра, копирование жестов).

Формировать умения выражать просьбы/требования; социальной ответной реакции (отклик на свое имя, отказ от предложенного предмета/деятельности, ответ на приветствия других людей).

Формировать навыки соблюдения правил социального поведения.

Активизировать коммуникативную речь ребенка.

Реагирует на собственное имя, узнает себя в зеркале, на фотографии.

Знает и называет имена/показывает членов семьи.

Умеет здороваться и прощаться.

Адекватно ведет себя в привычных и знакомых ситуациях.

Использует доступные для него способы общения (в том числе жесты, знаки), сообщает о своем желании (доступным способом).

Проявляет интерес к другим детям, может находиться (и иногда играть) рядом с ними.

Может поделиться чем-либо с другим человеком, выражать чувство привязанности, оказать помощь, когда попросят.

Эмоционально-личностная и волевая сфера

Эмоциональ-ное развитие

Развивать позитивные эмоциональные реакции.

Формировать умения адекватно выражать эмоции, чувства (радость, грусть, удовольствие/  недовольство) и сообщать о них.

Научить различать настроение человека по мимике (грустный, веселый, сердитый, испуганный), передавать настроение с помощью выразительных средств.

Различает несколько настроений человека по мимике лица, на картинках/фотографиях, способен дать элементарный анализ жизненной ситуации на картинке.

Распознает эмоциональное состояние героев сказок.

С помощью выразительных движений передает эмоциональное состояние персонажей.

Выражает свое эмоциональное состояние различными способами.

Развитие произвольной регуляции поведения

Учить соблюдать правила в играх: в подвижных и сидячих играх с несколькими правилами, при выполнении письменных заданий, а также при выполнении заданий с правилами, действующими последовательно. Обучать работе по слуховой и зрительной инструкции.

Соблюдает правила в подвижных и сидячих играх с 1-2-мя правилами.

Соблюдает правила при выполнении письменных заданий с 1-2 правилами.

Познаватель-ная  сферы

Развитие психических процессов

Стимулировать исследовательскую деятельность ребенка. Создавать проблемные ситуации в специально организованных педагогом играх. Развивать восприятие, внимание, память, мышление, воображение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальный образовательный маршрут ребенка требующего особого внимания. Индивидуальный образовательный маршрут одаренного ребенка на 2015-2016 учебный год

Как можно составить карты по: индивидуальному  образовательному маршруту  ребенка требующего особого внимания, индивидуальному  образовательному маршруту одаренного ребенка на 2015-2016...

Индивидуальная карта развития дошкольника. Индивидуальный образовательный маршрут развития ребенка

Предмет педагогической диагностики - это индивидуальное развитие дошкольников. Согласно ФГОС результат педагогической диагностики может быть использован для построения образовательной траектории разви...

Индивидуальный образовательный маршрут для ребенка с нарушением опорно-двигательного аппарата - старшая группа Образовательная область - "Художественно-эстетическое развитие(музыкальное воспитание)". Маршрут разработан по программе "Ладушки" И.Каплуново

Индивидуальный образовательный маршрутдля ребенка с нарушением опорно-двигательного аппарата- старшая группаОбразовательная область - "Художественно-эстетическое развитие(музыкальное воспитание)...

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ СОПРОВОЖДЕНИЯ РЕБЕНКА С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ (социально-коммуникативное развитие ребенка с расстройством аутистического спектра)

Аутизм – это нарушение развития, которое обычно характеризуется задержкой и нарушением социальных навыков, речи и поведения. Они не хуже и не лучше обычных детей, они просто другие. Эти дети нуж...

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ СОПРОВОЖДЕНИЯ РЕБЕНКА-ИНВАЛИДА И РЕБЕНКА С ОВЗ В ДОУ

Муниципальное  казенное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад» №17...

Индивидуальный образовательный маршрут для ребенка с АООП, ОВЗ; Карта учета индивидуального развития воспитанника.

Успешность детей в освоении АООП ДО отслеживаю в процессе наблюдения за детьми в организованной и свободной деятельности, результаты которого фиксирую в мониторинговых картах. На основании анализа пол...

Индивидуальный образовательный маршрут для ребенка-инвалида, ребенка с ОВЗ

Пример составления индивидуального маршрута на воспитанника ДОУ. Структура, содержание и особенности работы с детьми-инвалидами. План реализации при взаимодействии всех специалистов ДОУ....