Индивидуальный образовательный маршрут на ребенка с ЗПР, ТНР
методическая разработка по коррекционной педагогике
Индивидуальный образовательный маршрут на ребенка с ЗПР, ТНР
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
iom_2_2.docx | 28.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Комитет по образованию администрации городского округа «Город Калининград» Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Калининграда центр развития ребенка – детский сад № 87 Утверждаю Заведующий МАДОУ ЦРР д/с № 87 ________________К.Е.Некрасова Приказ №_______ «_____» _______________ 2019 г. Индивидуальный образовательный маршрут
Ф.И.О. ребенка: __________ Дата рождения: __________ Основания: Заключение ЦПМПК от __________ Заключение ЦПМПК: обучающийся с ОВЗ. Выявлены трудности, обусловленные нарушением коммуникативных навыков, когнитивными нарушениями, нарушением всех компонентов речи (общее недоразвитие речи 1 уровень речевого развития). Рекомендации ЦПМПК: ЦПМПК рекомендует обучение по АООП дошкольного образования обучающихся с задержкой психического развития, с тяжелыми нарушениями речи, с учетом особенностей психофизического развития, индивидуальных возможностей и с учетом специальных условий получения образования в соответствии с ИПРА ребенка-инвалида. Направления коррекционно – развивающей работы и психолого – педагогической помощи: учитель – логопед: формирование понимания обращенной речи, подражательной речи, обогащение словарного запаса; учитель – дефектолог: развитие познавательной деятельности; педагог – психолог: развитие коммуникативных навыков, психических процессов, коррекция эмоционально-волевой сферы. Рекомендуемые условия обучения: дозирование эмоциональной и учебной нагрузки с учетом индивидуальных особенностей ребенка, реализация индивидуального подхода. Индивидуальный образовательный маршрут составлен в соответствии с ФГОС дошкольного образования, в соответствии с п. 6част1 статьи 6 ФЗ от 29 декабря 2012 г. № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации, 2012, № 53, ст. 7598; 2013. № 19, ст. 2326, № 30, ст. 4036, подпунктом 5.2.41 Положения о Министерства образования и науки РФ, утвержденного постановлением Правительства РФ от 3 июня 2013г. № 446 (Собрания законодательства РФ, 2013, № 23, ст 2923; № 33, ст.4386; №37, ст 4702), пунктом 7 Правил разработки, утверждения федеральных государственных образовательных стандартов и внесение в них изменений, утвержденных в постановлением Правительства Российской Федерации, 2013, № 33, ст.4377) В ИОМ учитываются: индивидуальные потребности ребенка, связанные с его жизненной ситуацией и состоянием здоровья, определяющие особые образовательные потребности. Цель ИОМ: Создание условий, способствующих развитию личности ребенка, обеспечивающих в полной мере реализацию его потенциальных возможностей. Основные задачи коррекционного обучения: - развитие понимания обращенной речи; обогащение и активизация словарного запаса; формирование простой фразы, навыков продуктивного взаимодействия; - социализация ребенка в обществе, развитие коммуникативных навыков, формирование эмоционального интеллекта, развитие волевых качеств; - помощь в освоении АОП. Срок реализации ИОМ - 1 год График посещения детского сада ребенком: понедельник – пятница – 8.00 – 18.00 | ||
Распределение обязанностей педагогов и специалистов в ходе реализации индивидуального образовательного маршрута ребенка | ||
Педагоги | Мероприятия и рекомендации по реализации Программы | |
Педагог-психолог | Направления работы Диагностическая работа: -диагностика уровня психофизического развития и индивидуальных особенностей ребенка (обследование аффективно-эмоциональной и социально-личностной сферы, сформированности коммуникативных и игровых навыков, уровня познавательной активности и моторного развития); - повторные обследования ребенка в течение года (январь, май); -коррекция индивидуальной программы работы с ребенком по результатам диагностических обследований. Коррекционно-развивающая работа: -проведение коррекционно-развивающих игровых занятий (подгрупповых, групповых и индивидуальных); -решение проблем взаимодействия в диаде родитель-ребенок, обучение родителя эффективным техникам взаимодействия с ребенком. Консультативная работа: - проведение индивидуальных консультаций с родителями по вопросам развития и воспитания ребенка; оптимизации взаимодействия с ребенком в семье, ребенка с другими детьми и взрослыми; организации развивающей среды для ребенка дома; - проведение консультаций по запросу родителей, по вопросам личных психологических трудностей родителей; - обеспечение участия родителя в групповых консультациях, семинарах-практикумах, тренингах. Психопрофилактическая работа: - оказание помощи ребенку и семье в период адаптации к условиям пребывания в детском саду; - составление рекомендаций по предупреждению эмоциональных перегрузок ребенка; - изучение медицинской документации на ребенка; - создание адекватного представления родителей о диагнозе, возможностях ребенка и возможных способах коррекции нарушений; -подбор литературы по проблемам развития и воспитания ребенка по запросу родителя и по необходимости. |
Психолого – педагогическая характеристика ребенка
Эмоционально-волевая сфера:
У _______ мимика лица малоподвижная, различает эмоциональные состояния других (грустный, веселый и др.). Проявляет эмпатию к другим детям. Общий эмоциональный фон ровный, положительный. Адекватно реагирует на запрет. В следует общепринятым правилам поведения. В основном следует речевой инструкции педагога в выполнении заданий, требуется уточнение и/или многократное повторение. Работоспособность низкая, интерес нестойкий, преобладает игровой мотив. Отсутствует критичность к результатам своей работы.
Социально-коммуникативная сфера:
_______ напряжена в общении со знакомыми и незнакомыми взрослыми. Самостоятельно не соблюдает очередность и простые правила в совместных играх. В общих играх с другими детьми подвижна, не проявляет инициативу. В общении со сверстниками неконфликтна, делится игрушками. Уровень развития игровой деятельности у девочки ниже возрастной нормы. Вариативность игры отсутствует, сюжеты мало развернуты, есть склонность к воспроизведению знакомых игровых «маршрутов». Не всегда понимает и не принимает простую роль в игре, мало использует в игре предметы-заместители.
Познавательное развитие:
Уровень общей осведомленности, ориентации в явлениях окружающего мира - ниже возрастной нормы. Не поддерживает общение на личные темы, на темы, не представленные в непосредственной ситуации, обсуждает различные события, речь нечеткая. Недостаточно сформированы образные и пространственно-временные представления. Снижен уровень развития восприятия, объем произвольного запоминания. Также не соответствует возрастной норме уровень развития наглядно-образного мышления. Причинно-следственные связи не устанавливает. Ниже возрастной нормы уровень развития произвольного внимания.
Предполагаемые формы и условия работы с ребенком
Направление работы (специалист) | Кол-во часов в неделю | Время проведения | Используемые программы и технологии | Форма проведения занятий | Ф.И.О. Специалиста |
Психологическая помощь (педагог-психолог) | НОД – 45 минут | Понедельник 9.25 - 9.55 Пятница 12.00 - 12.20 | 1.Рабочая программа адаптированной основной образовательной программы дошкольного образования для обучающихся с ЗПР (5-го года обучения). 2.Программа «Я, ты, мы. Социально-эмоциональное развитие детей от 3 до 6 лет». Князева О.Л., Стеркина Р.Б. 3.Программа «Азбука общения. Развитие личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками». Шипицына Л.М., Защиринская О.В. 4.Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. 5.Клюева Н.В., Касаткина Ю. В. Учим детей общению. 6.Яковлева Н. Психологическая помощь дошкольнику. 7.Шарохина Л.В. Коррекционно-развивающие занятия в старшей группе. 8.Использование здоровьесберегающих технологий: - дыхательная гимнастика; - физические минутки; - гимнастика мозга; - пальчиковая гимнастика; - методы арт-терапии. | Подгрупповая коррекционно-развивающая работа Индивидуальная коррекционно-развивающая работа | Ложкина В.С. |
Коррекционно-развивающая работа, проводимая педагогом-психологом
Направления работы | Содержание работы | Ожидаемые результаты | |
Социально-коммуникатив-ная сфера | Коммуникативная деятельность | Обеспечивать общение с ребенком в его поле зрения, поддерживать зрительный и телесный контакт. Привлекать к участию в элементарной совместной деятельности и подражании действиям взрослого (игра, копирование жестов). Формировать умения выражать просьбы/требования; социальной ответной реакции (отклик на свое имя, отказ от предложенного предмета/деятельности, ответ на приветствия других людей). Формировать навыки соблюдения правил социального поведения. Активизировать коммуникативную речь ребенка. | Реагирует на собственное имя, узнает себя в зеркале, на фотографии. Знает и называет имена/показывает членов семьи. Умеет здороваться и прощаться. Адекватно ведет себя в привычных и знакомых ситуациях. Использует доступные для него способы общения (в том числе жесты, знаки), сообщает о своем желании (доступным способом). Проявляет интерес к другим детям, может находиться (и иногда играть) рядом с ними. Может поделиться чем-либо с другим человеком, выражать чувство привязанности, оказать помощь, когда попросят. |
Эмоционально-личностная и волевая сфера | Эмоциональ-ное развитие | Развивать позитивные эмоциональные реакции. Формировать умения адекватно выражать эмоции, чувства (радость, грусть, удовольствие/ недовольство) и сообщать о них. Научить различать настроение человека по мимике (грустный, веселый, сердитый, испуганный), передавать настроение с помощью выразительных средств. | Различает несколько настроений человека по мимике лица, на картинках/фотографиях, способен дать элементарный анализ жизненной ситуации на картинке. Распознает эмоциональное состояние героев сказок. С помощью выразительных движений передает эмоциональное состояние персонажей. Выражает свое эмоциональное состояние различными способами. |
Развитие произвольной регуляции поведения | Учить соблюдать правила в играх: в подвижных и сидячих играх с несколькими правилами, при выполнении письменных заданий, а также при выполнении заданий с правилами, действующими последовательно. Обучать работе по слуховой и зрительной инструкции. | Соблюдает правила в подвижных и сидячих играх с 1-2-мя правилами. Соблюдает правила при выполнении письменных заданий с 1-2 правилами. | |
Познаватель-ная сферы | Развитие психических процессов | Стимулировать исследовательскую деятельность ребенка. Создавать проблемные ситуации в специально организованных педагогом играх. Развивать восприятие, внимание, память, мышление, воображение. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Индивидуальный образовательный маршрут ребенка требующего особого внимания. Индивидуальный образовательный маршрут одаренного ребенка на 2015-2016 учебный год
Как можно составить карты по: индивидуальному образовательному маршруту ребенка требующего особого внимания, индивидуальному образовательному маршруту одаренного ребенка на 2015-2016...
Индивидуальная карта развития дошкольника. Индивидуальный образовательный маршрут развития ребенка
Предмет педагогической диагностики - это индивидуальное развитие дошкольников. Согласно ФГОС результат педагогической диагностики может быть использован для построения образовательной траектории разви...
Индивидуальный образовательный маршрут для ребенка с нарушением опорно-двигательного аппарата - старшая группа Образовательная область - "Художественно-эстетическое развитие(музыкальное воспитание)". Маршрут разработан по программе "Ладушки" И.Каплуново
Индивидуальный образовательный маршрутдля ребенка с нарушением опорно-двигательного аппарата- старшая группаОбразовательная область - "Художественно-эстетическое развитие(музыкальное воспитание)...
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ СОПРОВОЖДЕНИЯ РЕБЕНКА С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ (социально-коммуникативное развитие ребенка с расстройством аутистического спектра)
Аутизм – это нарушение развития, которое обычно характеризуется задержкой и нарушением социальных навыков, речи и поведения. Они не хуже и не лучше обычных детей, они просто другие. Эти дети нуж...
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ СОПРОВОЖДЕНИЯ РЕБЕНКА-ИНВАЛИДА И РЕБЕНКА С ОВЗ В ДОУ
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад» №17...
Индивидуальный образовательный маршрут для ребенка с АООП, ОВЗ; Карта учета индивидуального развития воспитанника.
Успешность детей в освоении АООП ДО отслеживаю в процессе наблюдения за детьми в организованной и свободной деятельности, результаты которого фиксирую в мониторинговых картах. На основании анализа пол...
Индивидуальный образовательный маршрут для ребенка-инвалида, ребенка с ОВЗ
Пример составления индивидуального маршрута на воспитанника ДОУ. Структура, содержание и особенности работы с детьми-инвалидами. План реализации при взаимодействии всех специалистов ДОУ....
- Мне нравится (1)