Организация работы с детьми с нарушением зрения
консультация по коррекционной педагогике

Курочкина Наталья Владимировна

Организация работы с детьми с нарушением зрения

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruglyy_stol.docx633.81 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  бюджетное общеобразовательное учреждение

«Начальная школа – детский сад №1» г. Воркуты

«Ичöт школа-челядьöс 1 №-а видзанін» Воркута карса

муниципальнöйвелöдан учреждение

Круглый стол

«Организация работы с детьми с нарушением зрения»

                                                                       Составил:

                                                                      Учитель- дефектолог

                                                                      I квалификационной категории

                                                                      Курочкина Н.В.

Воркута

Организация работы с детьми с нарушением зрения.

Миопия (близорукость) - нарушение зрения, при котором ребенок хорошо видит близко расположенные предметы и плохо удаленные.

C:\Users\Samsung\AppData\Local\Temp\Rar$DIa0.258\близорукость.jpg

Причины:

  • наследственность
  • перенапряжение глаз — длительные и интенсивные зрительные нагрузки на близком расстоянии, плохое освещение рабочего места, неправильная посадка при чтении и письме, чрезмерное увлечение телевизором и компьютером.

Признаки:

  • испытывают трудности в  восприятии написанного на доске;
  • утомляются при плохом освещении;
  • видят предметы диффузно (расплывчато);
  • читают и пишут низко наклонив голову;
  • нарушается сумеречное зрение.

Ограничения:

  • прыжки;
  • резкое сотрясение тела;
  • длительные наклоны вниз;
  • зрительная нагрузка минимальная.

Рекомендации к организации работы при миопии высокой степени:

  • исключить при чтении мелкий шрифт;
  • оптимальное освещение рабочего места, ближе к источнику света – к  окну.
  • постоянный контроль за осанкой;
  • использовать подставку для рассматривания иллюстраций, книг;
  • использовать лупу при рассматривании мелких объектов.
  • цветоисполнение пособий преимущественно в оранжево-желтых и зеленых тонах.

Гиперметропия (дальнозоркость) - при этом заболевании снижается способность видеть близко расположенные предметы.  Считается, что гиперметропия характеризуется хорошим зрением вдаль. Однако чаще всего дальнозоркие не видят четко как вблизи, так и вдаль.

C:\Users\Samsung\AppData\Local\Temp\Rar$DIa0.789\гиперметропия.jpg

Причины:        

  • возраст — с возрастом у многих людей появляется дальнозоркость;
  • наследственность.

Признаки:

  • быстро утомляются
  • возникают головные боли
  • неприятные ощущения в глазах

Ограничения:

  • работа вблизи

Рекомендации к организации работы:

  • чередование зрительной работы вблизи с переведением взора вдаль
  • большее количество времени для формирования целостного образа объекта

Амблиопия (ленивый глаз) - ослабление зрения при отсутствии видимых повреждений глаз.

Причины:

  • у детей часто амблиопия возникает в результате косоглазия. Косящий глаз передает неверную информацию в мозг, из-за чего картинки не совпадают. Мозг отключает из зрительной работы пораженный глаз.
  • амблиопия из-за разницы в зрении на глазах, второй глаз принимает всю зрительную нагрузку на себя. В результате в мозг поступают две отличающиеся картинки, которые мозг не может объединить в одну и поэтому он постепенно «выталкивает» более слабый глаз из зрительного процесса.

Признаки:

  • падение зрения, и отсутствие какой-либо положительной динамики на фоне коррекции.
  • частое закрытие одного глаза;
  • нарушение ориентирования ребенком в непривычной обстановке;
  • наклонение головы при рассматривании прямо расположенного объекта;
  • нарушение сумеречного, цветового зрения.

 Рекомендации к организации работы:

  • посадка: взор на доску, картину со стороны лучше видящего глаза;

Астигматизм - недостаток преломляющей способности глаза, состоящий в том, что лучи, вышедшие из одной точки не собираются вновь в одном фокусе на сетчатке глаза, и изображение получается расплывчатым.

C:\Users\Samsung\AppData\Local\Temp\Rar$DIa0.962\при астигматизме.jpg

Причины:

  • наследственность

Признаки:

  • головокружение;
  • усталость, напряжение глаз;
  • головные боли, особенно в области лба над бровями;
  • трудности с фокусировкой взгляда на печатном тексте;
  • ребенок прищуривает глаза или наклоняет голову под разными углами, чтобы лучше видеть;
  • жалобы на трудности при чтении книг или при чтении текста, написанного на доске в классе.

Рекомендации к организации работы:

  • периоды зрительного напряжения должны чередоваться с активным отдыхом
  • при гиперметропическом ast: мелкие предметы, мелкие рисунки
  • при миопическом ast: показания, что и при миопии.

Косоглазие –  это такое положение глаз, при котором зрительные оси не сходятся на рассматриваемом предмете. Внешне это проявляется тем, что глаз отклоняется в ту или иную сторону (вправо или влево, реже вверх или вниз)

Причины:

  • наследственность;
  • другие офтальмологические заболевания (миопия, гиперметропия, катаракта, коньюктивит);
  • тяжелые инфекционные болезни (дифтерия, скарлатина);
  • родовые травмы, гипоксия плода;
  • чрезмерные зрительные нагрузки;
  • психологические травмы (испуг).

Признаки:

  • у ребенка не получатся сконцентрировать глаза одновременно в одной точке;
  • движения глаз не совместно;
  • при ярком освещении один глаз косит;
  • ребенку необходимо наклонять или поворачивать голову, при взгляде на объект;
  • ребенок постоянно наталкивается на предметы;
  • ребенок может жаловаться на раздвоение предметов, при взгляде на них.

Рекомендации к организации работы:

  • при расходящемся косоглазии подставка для книг не нужна
  • при сходящемся - подставка для книг необходима (угол наклона 45 градусов).

Нистагм – это заболевание, которое внешне проявляется постоянными непроизвольными движениями глаз. Глаза бегают вертикально или горизонтально. Нистагм сопровождается снижением остроты зрения.

Причины:

  • всегда следствие того или иного заболевания.

          Например:

  • альбинизм
  • атрофия зрительного нерва;
  • поражение моста мозга, мозжечка, продолговатого мозга;

Признаки:

  • затруднена фиксация взора на предмете;
  • пишут дрожащую линию
  • с трудом удерживают строку
  • нистагм усиливается при возбужденном состоянии ребенка

Рекомендации к организации работы:

  • темп работы медленный;
  • частый отдых для глаз;
  • использовать подставку для книг;
  • обучающийся не должен списывать с доски;
  • при «чтении» использовать коррекционную следящую
    линейку.

 Требования, предъявляемые к наглядному материалу и пособиям

  1. Демонстрируемая наглядность должна быть размещена таким образом, чтобы каждый ребенок мог ее рассмотреть (в хорошо освещенном месте, на уровне глаз детей, на контрастном фоне, на достаточном для их зрительного восприятия расстоянии).

  1. Для обследования наглядности детям с нарушением зрения нужно предоставить больше времени, чем нормально видящим.

  1. Обязательное наличие различных плоскостей рабочей поверхности (горизонтальная, вертикальная, наклонная).

  1. Материалы и пособия должны быть доступны для зрительного восприятия: быть яркими, красочными, насыщенными по цвету. В основном используются красный, оранжевый, желтый, зеленый цвета.

  1. Материалы и пособия должны иметь матовую не отражающую поверхность.

  1. Контрастность предъявляемых объектов и изображений по отношению к фону должна быть от 60-100% Отрицательный контраст предпочтительнее, так как дети лучше различают темные объекты на светлом фоне по сравнению со светлым на темном.

Рекомендации по посадке детей

  1. При светобоязни нужно посадить ребенка так, чтобы не было прямого раздражающего попадания света в глаза.
  2. Дети с низкой остротой зрения занимают места впереди.
  3. При сходящемся косоглазии ребенку нужно найти место в центре.
  4. При разной остроте зрения обоих глаз ребенка сажают лучше видящим глазом к центру.
  5. Детям с низкой остротой зрения предлагают подойти поближе для рассматривания объекта, не торопиться при рассматривании изображений.
  6. Освещение стола: праворуким детям свет на рабочее место должен падать слева, а леворуким – справа.
  7. Для детей с низкой остротой зрения необходима дополнительная освещенность рабочего места, но располагать лампы нужно так, чтобы не было слепящего эффекта для глаз.


Зрительная гимнастика как средство профилактики и сохранения зрения.

В настоящее время наблюдается увеличение количества людей, страдающих нарушениями зрения. Всё чаще аномалии зрения встречаются у детей.            Дети с нарушением зрения быстро утомляются, и как следствие этого, снижается познавательная активность, хуже усваивается материал на занятиях, интерес к занятиям падает, ухудшается самочувствие.  

В нашем учреждении для развития остроты зрения, фиксации взора, бинокулярного зрения  применяется специальное аппаратное и компьютерное офтальмологическое лечение. Но немаловажным  методом коррекционной работы является  систематическое использование гимнастики для глаз.

 Специальные упражнения для глаз способствуют профилактике нарушения зрения, развитию подвижности глаз,  восстановлению бинокулярного зрения, снятию утомления с глаз, расслаблению зрительной системы, положительно влияют на   циркуляцию крови и внутриглазной жидкости в органе зрения, на тренировку аккомодационных мышц, укрепление глазодвигательных мышц, активизацию и восстановление зрения при косоглазии и амблиопии.

Для детей с нарушениями зрения, учитывая их особенности, зрительная гимнастика проводится 2 раза: на 5-7-й минуте и по мере утомляемости в зависимости от вида занятия.

Перед выполнением гимнастики для глаз следует сделать пальминг. Пальминг — термин, придуманный Уильямом Бейтсом, обозначающий упражнение для глаз, которое заключается в том, чтобы глаза закрыть и на несколько минут плотно прикрыть их ладонями. В результате глаза расслабятся, а расслабление даст хорошее зрение. Перед выполнением пальминга следует с силой потереть ладони друг о друга, так, чтобы они разогрелись. Если пальминг выполняется в жаркую погоду, и избыток тепла вызывает ощущение дискомфорта, руки перед пальмингом рекомендуется ненадолго погрузить в холодную воду.

Пальминг выполняется следующим образом.

Закройте глаза. Чашеобразно изогнув ладони, наложите их на окологлазную область таким образом, чтобы основания ладоней внутренними краями касались нижней половины носа. Суставы первых фаланг мизинцев накладываются друг на друга, перекрещиваясь на переносице под углом в 90 градусов, пальцы рук перекрещены на лбу. Ладони не должны касаться глаз. Наложение ладоней производится таким образом, чтобы к глазам не проникал ни малейший лучик света. Только так можно обеспечить максимальное расслабление глаз. Во время пальминга шея должна находиться на одной прямой с позвоночником, тело располагается таким образом, чтобы оно могло достичь максимального расслабления. Пальцы, запястья и руки максимально расслаблены. Чтобы достичь этого, необходимо поместить локти на какую-либо опору. Можно выполнять пальминг сидя за столом, слегка наклонившись вперед и опираясь локтями о поверхность стола. Другой вариант — сесть на стул и, наклонившись вперед, упереть локти в положенную на колени подушку. Пальминг можно выполнять, лежа на спине. Чтобы руки не уставали, под локти подкладывают толстые подушки. Без опоры можно выполнять кратковременный пальминг, при котором наложение ладоней на область глаз производится в течение 10-15 секунд.

Условия проведения зрительной гимнастики

1.        Фиксированное положение головы (дети стоят, стараясь не поворачивать головы, дети сидят за столами, опираясь подбородком на ладони,  дети лежат на ковре руки за головой)- это необходимо для того, чтобы заставить работать глазодвигательные мышцы, если это условие не соблюдается, то работают мышцы шеи, но не глаз.

2.        Длительность проведения зрительной гимнастики – 2-3 минут в младшей и средней группе, 4-5 минут в старших группах. Упражнения рекомендуется проводить дважды в день.

3.        Выбор зрительных упражнений для занятий определяется характером и объёмом интеллектуального напряжения, объёмом двигательной активности, интенсивности зрительной работы, а так же видом занятия.

При проведении зрительной гимнастики необходимо соблюдать общие правила:

- всегда снимать очки

- сидеть (стоять) прямо, не напрягаться расслабить плечи и опустить их

- следить за дыханием оно должно быть глубоким  и равномерным

- сосредоточить все внимание на глазах

- после выполнения упражнения хорошо потянуться, от души зевнуть и часто поморгать.

В практике нашего ДОУ педагогами применяются разные варианты использования зрительных гимнастик:

  1. со стихами;
  2. с опорой на схему;
  3. с сигнальными метками;
  4. с индивидуальными офтальмотренажерами;
  5. с настенными офтальмотренажерами;
  6. электронных зрительных гимнастик.

Одним из новейших вариантов использования зрительных гимнастик является электронная физминутка. Её цель – сохранение зрения, снятие зрительного напряжения. Система упражнений, представленная в виде мультимедийных презентаций сохраняет зрение, способствует развитию прослеживающей функции глаз, повышает мотивацию детей к выполнению зрительной гимнастики, вызывает приятные эмоции. Методика проведения электронной физминутки проста в использовании. Слайды сопровождаются музыкой, которая внедрена в презентацию (для каждой темы музыка своя). Дети слушают музыку и следят за движением объектов, при мигании объектов моргают глазками.

Затраты времени на упражнения разных видов гимнастики измеряются минутами, а польза от подобного рода деятельности для здоровья ребенка неоценима.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

тифлопедагог-логопеду"Рекомендации по организации работы с детьми с нарушением зрения"

в презентации даны рекомендации тифлопедагога по организации логопедической работы с детьми, имеющими нарушения зрения, в условиях МДОУ комбинированного вида...

Организация коррекционной работы с детьми с нарушениями зрения. ХРЕСТОМАТИЯ

В хрестоматии представлены материалы, посвящённые вопросам воспитания и обучения детей с нарушениями зрения. Сборник включает в себя три раздела: особенности развития детей с нарушениями зрения; метод...

Мастер-класс: «Эффективные способы организации коррекционной работы с детьми с нарушением зрения в дошкольной организации . Картотеки дидактических игр и упражнений»

В рамках Педагогического марафона "Основные содержательные линии воспитания и образования "От рождения до школы"...

Коррекционно-развивающая работа с детьми с нарушением зрения во время режимных моментов (организация питания)

Одним из важнейших направлений педагогической деятельности с детьми с нарушением зрения является коррекционно-развивающая работа, основные направления которой:- развитие зрительного восприятия;- ориен...

Консультация для воспитателей: «Организация прогулок посредством коррекционных приемов и методов работы с детьми с нарушениями зрения»

Организация прогулок имеет важное значение для всестороннего развития ребенка. В группах для детей с нарушениями зрения прогулка проводится с помощью специальных методов и приемов....

Организация предметно-пространственной развивающей среды, как средство коррекции в работе с детьми с нарушением зрения.

Организация предметно-пространствеенной среды -важная составляющая коррекции зрения у слабо видящих детей....