Организация предметно-пространственной развивающей среды, как средство коррекции в работе с детьми с нарушением зрения.
методическая разработка по коррекционной педагогике (старшая группа)
Организация предметно-пространствеенной среды -важная составляющая коррекции зрения у слабо видящих детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
organizatsiya_rpps_dlya_detey_s_narusheniem_zreniya.docx | 19.49 КБ |
organizatsiya_rpps_dlya_detey_s_narusheniem_zreniya.docx | 19.49 КБ |
Предварительный просмотр:
«Организация предметно –пространственной развивающей среды,
как средство коррекции в работе с детьми с нарушением зрения»
Организация развивающей среды в ДО с учетом ФГОС строится таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов, уровня активности, поэтому необходимо обогащать среду элементами, стимулирующими познавательную, эмоциональную, двигательную деятельность детей.
Предметно-развивающая среда имеет важное значение для коррекции зрительной депривации и развития дошкольников с нарушением зрения, расширяет возможности для решения коррекционно-компенсаторных и лечебно-восстановительных задач.
Важными задачами коррекционной работы являются развитие способов зрительного восприятия, зрительной ориентации при активном упражнении и активизации зрительных функций, пространственной ориентировки, мелкой моторики, развитие представлений об окружающем мире.
Взаимодействие ребенка с нарушением зрения с окружающим его миром определяет направление и характер его развития, т. е. среда выступает важным условием и источником его развития. Таким образом, точность и полнота восприятия, внешнее воздействие на ребенка, его динамическое развитие зависят от выбора вида пособий, средств наглядности, умения преобразовывать и реконструировать их с учетом сенсорных возможностей детей с нарушением зрения.
Перед нами встала задача: формирование коррекционно-развивающей среды через разработку специальных пособий, которые будут соответствовать зрительным возможностям детей, помогать преодолевать недостатки зрительного восприятия в условиях зрительной депривации, развивать зрительно-моторную координацию, активизировать сохранные анализаторы, развивать пространственную ориентировку.
Важным при организации предметно-развивающей среды является принцип безопасности оборудования и материалов для здоровья детей. С этой целью
большое значение было уделено подбору мебели для игрового уголка группы – оно создано по индивидуальным эскизам, в которых предусмотрены все нюансы для детей со зрительной патологией ( вариативна по содержанию и функциональна возможностям детей). Столы и стулья подобраны с учетом роста детей, имеют регулирующие возможности. Для детей с амблиопией и сходящимся косоглазием приобретены наклонные доски и подставки. Дверные проемы и пороги выделены цветовым контрастом, что дает возможность безопасного передвижения в пространстве группы детей с косоглазием и амблиопией. Светлые стены (желтого цвета), белые шторы и потолки оптически расширяют пространство, создают ощущение простора и легкости. Развитию правильного светоощущения детей служат рационально размещенные цветовые пятна в интерьере группы: зрительные тренажеры, панно, игрушки, пособия. Все оформление яркое, красочное, насыщенных цветов, что вызывает положительные эмоции, стимулирует сетчатку глаза, развивает фиксацию взора ребенка с косоглазием и амблиопией, цветовосприятие. Удачно подобранная цветовая палитра способствует всестороннему гармоничному развитию дошкольников.
Активизации и стимуляции зрительных функций способствуют светящиеся зрительные тренажеры «Веселые огоньки», «Теремок». Для периодической активизации чувства общей, в т. ч. зрительной координации используем специально разработанную схему зрительно – двигательных траекторий (автор В.Ф. Базарный, художник Б.А. Зубковский), а так же метку на стекле по Аветисову.
Нарушение глазодвигательных функций у детей (фиксации взора, неравномерность движений глаз, прослеживающей функции) и снижение остроты зрения затрудняют восприятие предметов, изображений, глазомерную оценку. Успешно проводить коррекционно-воспитательную работу позволяют новые модели зрительных тренажёров: подвесные мобили «Волшебный шарик», «Летающие бабочки», «Крутящаяся спираль», «Снежная карусель», «Цифры и
формы», «Цветочная поляна»; тренажер с использованием фотографий детей группы «Кто, кто в нашей группе живет?». Для развития зрительно – моторной координации, прослеживающей функции глаз используем лабиринты, которые внесены в игровое пространство группы, разработаны по лексическим темам: «Ассоциации» (по временам года), «Найди пару для рукавички», «Раз, два, сосчитай», «Найди одинаковые машинки», «Куда полетел листочек», « Чем зайка угостил ежика», «Соедини контур с изображением», «Птенцы потерялись», «Из какой я сказки» и другие.
Создавая развивающую среду, в работе с детьми со зрительной патологией встала необходимость сделать её информативно богатой, что обеспечивается разнообразием тематики, многообразием дидактического и информационного материала, с этой целью в группе оформлено многофункциональное « Окно в мир», которое оформляем по временам года, предстоящим праздникам «Наши мамы», «Папа в Армии служил…», «Новый год у ворот…». Что позволяет моделировать картину за окном, закреплять увиденные на прогулке признаки сезона, развивать речь. Здесь можно «спроектировать» любую изучаемую тему. Цель данного панно создание содержательно – смыслового поля, благодаря которому можно решать образные и развивающие задачи. Поскольку у детей с нарушением зрения восприятие окружающего протекает на суженой полисенсорной основе, может страдать фрагментарностью, уменьшением объема, сниженной точностью большое внимание уделяем материалу для оформления данного панно, помещаем туда яркие, крупные картинки, с четким изображением, усиливаем контур за счет контрастности цвета.
Для уголка творчества отведено самое светлое, хорошо освещенное в группе место. Здесь детей встречает яркий, красочный «Слоник» с красками и кисточкой, приглашает ребят рисовать, лепить, клеить. Полки заполнены необходимым изобразительным материалом. В распоряжении детей мелки, акварель, тушь, гуашь и сангина. Дидактические игры, бумага разной фактуры, размера и цвета, картон,
припасенные впрок, находятся в ящиках стола. Детские работы (рисунки, поделки и коллажи) выставляются на всеобщее обозрение на стенде "Творческие идеи", к которому имеется свободный доступ. Нередко здесь же организуется персональная выставка работ того или иного ребенка. Наряду с детскими работами вывешиваются иллюстрации известных художников, что повышает самооценку воспитанников и способствует их самоутверждению. Детские работы по ручному труду: «Волшебные змейки», «Елочки» украшают группу и служат зрительным подвесным тренажером.
Обучение тактильно-кинестетическим действиям можно осуществлять в играх с водой и песком. Для этого в группе имеется «сенсорный стол», в котором предусмотрены контейнера сухого - бассейна и надувных лабиринтов, емкости для игр с песком и водой, водяные мельницы, наборы плавающих игрушек, игры «Рыболовы», наборы камешков, ракушек и других материалов для сенсорного развития и экспериментирования.
Обучение детей умениям узнавать предметы по их характерным признакам играет важную роль в процессе формирования самостоятельной ориентировки ребенка в окружающей среде. Чем больше органов чувств участвует в процессе ознакомления с окружающим миром, тем успешнее идет социальное развитие ребенка. В созданном развивающем пространстве имеется многофункциональная сенсорная панель с различными поверхностями, музыкальными игрушками (металлофон, бубен, бубенцы), различными лабиринтами для прослеживающей функции глаз, геометрическими формами и доской для выкладывания мягкой мозаики. С помощью данного пособия развиваем тактильную чувствительность, зрительную и слуховую активность, стимулирует проявления интереса к исследованию поверхностей.
У детей с нарушением зрения восприятие окружающего мира протекает на суженной сенсорной основе и может страдать фрагментарностью, уменьшением объема, замедленностью темпа, сниженной точностью. Почти у всех детей страдающих косоглазием и амблиопией проявляются особенности в формировании зрительных образов. Дидактические игры и пособия, выпускаемые нашей промышленностью, как правило, не отвечают требованиям, предъявляемым к материалам для детей с нарушением зрения. Таким образом, большое внимание мы уделяем подбору дидактического материала, при изготовлении дидактических игр и пособий, используемым в работе с детьми с нарушением зрения, отвечающие следующим требованиям: яркость; доступность; соответствие размера зрительным нагрузкам; обеспечение коррекционной направленности: обогащение сенсорного опыта, тренировка кинестетических и тактильных ощущений.
С помощью данных игр решаем следующие коррекционные задачи:
1. Совершенствовать зрительную ориентацию при упражнении зрительных функций в ориентировке пространства, форме, величине предметов, цвете.
2. Способствовать развитию способности глаза различать цветовое разнообразие окружающего мира.
3. Способствовать формированию возможностей зрения, моторики рук, зрительно-моторной координации.
4. Развивать зрительное восприятие.
Разработаны и изготовлены следующие игры:
Игры на развитие зрительного восприятия (выделение формы, цвета, величины и пространственного положения предметов): «Найди по форме», «Составь целое из частей», «Поставь заплатку», «Разноцветные коврики», «Сложи узор», «Подбери одинаковые предметы».
Игры на развитие мелкой моторики: «Прищепки по цвету», «Шнуровки», «Лабиринты», «Вкладыши», сенсорное панно.
Особое место занимают игры и упражнения на различение цвета, они помогают познакомить дошкольника с общепринятой системой цветовых тонов и оттенков, включающей как переходные фазы от одного цветового тона к другому, так и варианты одного цвета по насыщенности. Эти игры очень важны, так как у детей со зрительной патологией существует недостаточность в овладении сенсорными эталонами: серия игр «Радуга» (по принципу игр-вкладышей с опорой на образец и без него; составление целого из частей; сенсорная радуга со шнуровкой и пуговичницей), «Цветочная полянка», «Найди пару рукавичке», Тучка и солнышко» (по принципу прищепки), «Выложи картинку цветовыми фишками», «Составь шубку для кота», «Клубочки» (соединение цвета готового изделия с цветом нити, одного цвета по насыщенности).
Дидактически игры на восприятие тактильных ощущений: «Найди пару на ощупь», «Сенсорные коврики», «Сарафаны для матрешек», «Узнай цифру» (фигуру на ощупь), «Рыбки потерялись» (использование различных фактур материалов).
Таким образом, практика работы со зрительными детьми убедительно доказывает необходимость и значимость формирования коррекционно-развивающей среды через разработку специальных дидактических игр и пособий, которые соответствуют зрительным возможностям детей, помогают преодолевать недостатки зрительного восприятия в условиях зрительной депривации, развивают зрительно-моторную координацию, активизируют сохранные анализаторы, развивают пространственную ориентировку.
Продуманная предметно развивающая среда группы подчинена задачам стимулирования и развития зрительных и психических функций, способствует расширению границ жизненного пространства ребёнка, нормализации процесса социализации слабовидящих детей.
Предварительный просмотр:
«Организация предметно –пространственной развивающей среды,
как средство коррекции в работе с детьми с нарушением зрения»
Организация развивающей среды в ДО с учетом ФГОС строится таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов, уровня активности, поэтому необходимо обогащать среду элементами, стимулирующими познавательную, эмоциональную, двигательную деятельность детей.
Предметно-развивающая среда имеет важное значение для коррекции зрительной депривации и развития дошкольников с нарушением зрения, расширяет возможности для решения коррекционно-компенсаторных и лечебно-восстановительных задач.
Важными задачами коррекционной работы являются развитие способов зрительного восприятия, зрительной ориентации при активном упражнении и активизации зрительных функций, пространственной ориентировки, мелкой моторики, развитие представлений об окружающем мире.
Взаимодействие ребенка с нарушением зрения с окружающим его миром определяет направление и характер его развития, т. е. среда выступает важным условием и источником его развития. Таким образом, точность и полнота восприятия, внешнее воздействие на ребенка, его динамическое развитие зависят от выбора вида пособий, средств наглядности, умения преобразовывать и реконструировать их с учетом сенсорных возможностей детей с нарушением зрения.
Перед нами встала задача: формирование коррекционно-развивающей среды через разработку специальных пособий, которые будут соответствовать зрительным возможностям детей, помогать преодолевать недостатки зрительного восприятия в условиях зрительной депривации, развивать зрительно-моторную координацию, активизировать сохранные анализаторы, развивать пространственную ориентировку.
Важным при организации предметно-развивающей среды является принцип безопасности оборудования и материалов для здоровья детей. С этой целью
большое значение было уделено подбору мебели для игрового уголка группы – оно создано по индивидуальным эскизам, в которых предусмотрены все нюансы для детей со зрительной патологией ( вариативна по содержанию и функциональна возможностям детей). Столы и стулья подобраны с учетом роста детей, имеют регулирующие возможности. Для детей с амблиопией и сходящимся косоглазием приобретены наклонные доски и подставки. Дверные проемы и пороги выделены цветовым контрастом, что дает возможность безопасного передвижения в пространстве группы детей с косоглазием и амблиопией. Светлые стены (желтого цвета), белые шторы и потолки оптически расширяют пространство, создают ощущение простора и легкости. Развитию правильного светоощущения детей служат рационально размещенные цветовые пятна в интерьере группы: зрительные тренажеры, панно, игрушки, пособия. Все оформление яркое, красочное, насыщенных цветов, что вызывает положительные эмоции, стимулирует сетчатку глаза, развивает фиксацию взора ребенка с косоглазием и амблиопией, цветовосприятие. Удачно подобранная цветовая палитра способствует всестороннему гармоничному развитию дошкольников.
Активизации и стимуляции зрительных функций способствуют светящиеся зрительные тренажеры «Веселые огоньки», «Теремок». Для периодической активизации чувства общей, в т. ч. зрительной координации используем специально разработанную схему зрительно – двигательных траекторий (автор В.Ф. Базарный, художник Б.А. Зубковский), а так же метку на стекле по Аветисову.
Нарушение глазодвигательных функций у детей (фиксации взора, неравномерность движений глаз, прослеживающей функции) и снижение остроты зрения затрудняют восприятие предметов, изображений, глазомерную оценку. Успешно проводить коррекционно-воспитательную работу позволяют новые модели зрительных тренажёров: подвесные мобили «Волшебный шарик», «Летающие бабочки», «Крутящаяся спираль», «Снежная карусель», «Цифры и
формы», «Цветочная поляна»; тренажер с использованием фотографий детей группы «Кто, кто в нашей группе живет?». Для развития зрительно – моторной координации, прослеживающей функции глаз используем лабиринты, которые внесены в игровое пространство группы, разработаны по лексическим темам: «Ассоциации» (по временам года), «Найди пару для рукавички», «Раз, два, сосчитай», «Найди одинаковые машинки», «Куда полетел листочек», « Чем зайка угостил ежика», «Соедини контур с изображением», «Птенцы потерялись», «Из какой я сказки» и другие.
Создавая развивающую среду, в работе с детьми со зрительной патологией встала необходимость сделать её информативно богатой, что обеспечивается разнообразием тематики, многообразием дидактического и информационного материала, с этой целью в группе оформлено многофункциональное « Окно в мир», которое оформляем по временам года, предстоящим праздникам «Наши мамы», «Папа в Армии служил…», «Новый год у ворот…». Что позволяет моделировать картину за окном, закреплять увиденные на прогулке признаки сезона, развивать речь. Здесь можно «спроектировать» любую изучаемую тему. Цель данного панно создание содержательно – смыслового поля, благодаря которому можно решать образные и развивающие задачи. Поскольку у детей с нарушением зрения восприятие окружающего протекает на суженой полисенсорной основе, может страдать фрагментарностью, уменьшением объема, сниженной точностью большое внимание уделяем материалу для оформления данного панно, помещаем туда яркие, крупные картинки, с четким изображением, усиливаем контур за счет контрастности цвета.
Для уголка творчества отведено самое светлое, хорошо освещенное в группе место. Здесь детей встречает яркий, красочный «Слоник» с красками и кисточкой, приглашает ребят рисовать, лепить, клеить. Полки заполнены необходимым изобразительным материалом. В распоряжении детей мелки, акварель, тушь, гуашь и сангина. Дидактические игры, бумага разной фактуры, размера и цвета, картон,
припасенные впрок, находятся в ящиках стола. Детские работы (рисунки, поделки и коллажи) выставляются на всеобщее обозрение на стенде "Творческие идеи", к которому имеется свободный доступ. Нередко здесь же организуется персональная выставка работ того или иного ребенка. Наряду с детскими работами вывешиваются иллюстрации известных художников, что повышает самооценку воспитанников и способствует их самоутверждению. Детские работы по ручному труду: «Волшебные змейки», «Елочки» украшают группу и служат зрительным подвесным тренажером.
Обучение тактильно-кинестетическим действиям можно осуществлять в играх с водой и песком. Для этого в группе имеется «сенсорный стол», в котором предусмотрены контейнера сухого - бассейна и надувных лабиринтов, емкости для игр с песком и водой, водяные мельницы, наборы плавающих игрушек, игры «Рыболовы», наборы камешков, ракушек и других материалов для сенсорного развития и экспериментирования.
Обучение детей умениям узнавать предметы по их характерным признакам играет важную роль в процессе формирования самостоятельной ориентировки ребенка в окружающей среде. Чем больше органов чувств участвует в процессе ознакомления с окружающим миром, тем успешнее идет социальное развитие ребенка. В созданном развивающем пространстве имеется многофункциональная сенсорная панель с различными поверхностями, музыкальными игрушками (металлофон, бубен, бубенцы), различными лабиринтами для прослеживающей функции глаз, геометрическими формами и доской для выкладывания мягкой мозаики. С помощью данного пособия развиваем тактильную чувствительность, зрительную и слуховую активность, стимулирует проявления интереса к исследованию поверхностей.
У детей с нарушением зрения восприятие окружающего мира протекает на суженной сенсорной основе и может страдать фрагментарностью, уменьшением объема, замедленностью темпа, сниженной точностью. Почти у всех детей страдающих косоглазием и амблиопией проявляются особенности в формировании зрительных образов. Дидактические игры и пособия, выпускаемые нашей промышленностью, как правило, не отвечают требованиям, предъявляемым к материалам для детей с нарушением зрения. Таким образом, большое внимание мы уделяем подбору дидактического материала, при изготовлении дидактических игр и пособий, используемым в работе с детьми с нарушением зрения, отвечающие следующим требованиям: яркость; доступность; соответствие размера зрительным нагрузкам; обеспечение коррекционной направленности: обогащение сенсорного опыта, тренировка кинестетических и тактильных ощущений.
С помощью данных игр решаем следующие коррекционные задачи:
1. Совершенствовать зрительную ориентацию при упражнении зрительных функций в ориентировке пространства, форме, величине предметов, цвете.
2. Способствовать развитию способности глаза различать цветовое разнообразие окружающего мира.
3. Способствовать формированию возможностей зрения, моторики рук, зрительно-моторной координации.
4. Развивать зрительное восприятие.
Разработаны и изготовлены следующие игры:
Игры на развитие зрительного восприятия (выделение формы, цвета, величины и пространственного положения предметов): «Найди по форме», «Составь целое из частей», «Поставь заплатку», «Разноцветные коврики», «Сложи узор», «Подбери одинаковые предметы».
Игры на развитие мелкой моторики: «Прищепки по цвету», «Шнуровки», «Лабиринты», «Вкладыши», сенсорное панно.
Особое место занимают игры и упражнения на различение цвета, они помогают познакомить дошкольника с общепринятой системой цветовых тонов и оттенков, включающей как переходные фазы от одного цветового тона к другому, так и варианты одного цвета по насыщенности. Эти игры очень важны, так как у детей со зрительной патологией существует недостаточность в овладении сенсорными эталонами: серия игр «Радуга» (по принципу игр-вкладышей с опорой на образец и без него; составление целого из частей; сенсорная радуга со шнуровкой и пуговичницей), «Цветочная полянка», «Найди пару рукавичке», Тучка и солнышко» (по принципу прищепки), «Выложи картинку цветовыми фишками», «Составь шубку для кота», «Клубочки» (соединение цвета готового изделия с цветом нити, одного цвета по насыщенности).
Дидактически игры на восприятие тактильных ощущений: «Найди пару на ощупь», «Сенсорные коврики», «Сарафаны для матрешек», «Узнай цифру» (фигуру на ощупь), «Рыбки потерялись» (использование различных фактур материалов).
Таким образом, практика работы со зрительными детьми убедительно доказывает необходимость и значимость формирования коррекционно-развивающей среды через разработку специальных дидактических игр и пособий, которые соответствуют зрительным возможностям детей, помогают преодолевать недостатки зрительного восприятия в условиях зрительной депривации, развивают зрительно-моторную координацию, активизируют сохранные анализаторы, развивают пространственную ориентировку.
Продуманная предметно развивающая среда группы подчинена задачам стимулирования и развития зрительных и психических функций, способствует расширению границ жизненного пространства ребёнка, нормализации процесса социализации слабовидящих детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация предметно – развивающей среды в ДОУ для воспитания и обучения дошкольников с нарушением зрения.
Развивающая предметно-пространственная среда – это естественная комфортная обстановка, рационально организованная в пространстве и времени, насыщенная разнообразными предметами и игровыми матер...
Организация коррекционной предметно-развивающей среды и возрастные особенности образовательной деятельности с детьми ясельного возраста, имеющих нарушения зрения.
В статье говорится об особенностях развития детей ясельного возраста и об организации развивающего пространства в группе для них....
Статья "Использование театрализованной деятельности как средства коррекции в работе с детьми с нарушениями зрения"
Материал для воспитателей коррекционных детских садов со зрительной патологией...
« Организация предметно- пространственной развивающей среды в ДОУ для воспитания и обучения дошкольников с нарушением зрения»
В данной работе описана роль развития познавательной активности и исследовательского поведения у детей с нарушением зрения в особой, специально организованной...
Консультация для педагогов к педсовету "Особенности организации предметно - пространственной (эколого - развивающей) среды в детском саду.
Эколого-развивающие пространства - это развивающая предметная среда, которая может быть использована в познавательных и оздоровительных целях, для развития у детей навыков труда и общения с природой, ...
Коррекционно-развивающая работа с детьми с нарушением зрения во время режимных моментов (организация питания)
Одним из важнейших направлений педагогической деятельности с детьми с нарушением зрения является коррекционно-развивающая работа, основные направления которой:- развитие зрительного восприятия;- ориен...
Особенности организации предметно - пространственной (эколого - развивающей) среды в детском саду.
Одним из важных условий реализации системы экологического образования в дошкольном учреждении является правильная организация предметно - пространственной эколого - развивающей среды в детском саду....