Методическая разработка на тему: "Развивающая кинезиологическая программа"
методическая разработка по коррекционной педагогике

Семененко Елена Анатольевна

Развитие головного мозга ребенка начинается внутриутробно и активно продолжается после рождения.Совершенствование интеллектуальных и мыслительных процессов необходимо начинать с развития движений пальцев и тела. Работа, направленная на развитие ребенка, должна строиться от развития движений к мышлению, а не наоборот. 

Данная кинезиологическая программа направлена на активизацию различных отделов коры головного мозга, ее больших полушарий, что позволяет развивать способности ребенка или корректировать проблемы в различных областях психики.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kineziologicheskaya_programma.doc58.5 КБ

Предварительный просмотр:

Отделение дошкольного образования детей

ГБОУ СОШ № 18 с углубленным изучением математики

Василеостровского района Санкт – Петербурга

Методическая разработка учителя – логопеда

Семененко Е. А.

Кинезиология - наука о развитии умственных способностей и физического здоровья через определенные двигательные упражнения. Эти упражнения позволяют создать новые нейронные сети и улучшить межполушарное взаимодействие, которое является основой развития интеллекта.

Развитие головного мозга ребенка начинается внутриутробно и активно продолжается после рождения.

Единство мозга складывается из деятельности двух полушарий, тесно связанных между собой системой нервных волокон (мозолистое тело). Мозолистое тело (межполушарные связи) находится между полушариями головного мозга в теменно-затылочной части и состоит из двухсот миллионов нервных волокон. Оно необходимо для координации работы мозга и передачи информации из одного полушария в другое.

Основное развитие межполушарных связей формируется у девочек до 7-ми лет, у мальчиков до 8-ми – 8,5 лет.

Совершенствование интеллектуальных и мыслительных процессов необходимо начинать с развития движений пальцев и тела. Работа, направленная на развитие ребенка, должна строиться от развития движений к мышлению, а не наоборот. Для успешного обучения и развития ребенка в школе одним из основных условий является полноценное развитие в дошкольном детстве мозолистого тела. Мозолистое тело (межполушарное взаимодействие) можно развить через кинезиологические упражнения.

Кинезиологические упражнения – это комплекс движений, позволяющих активизировать межполушарное взаимодействие.

Данная кинезиологическая программа направлена на активизацию различных отделов коры головного мозга, ее больших полушарий, что позволяет развивать способности ребенка или корректировать проблемы в различных областях психики.

Развивающая кинезиологическая

программа

Коррекция развития интеллекта дошкольников:

1. Психогимнастика

2. Пальчиковые упражнения

3. Развитие интеллекта дошкольников

Цели:

  • Развитие межполушарной специализации;
  • Развитие межполушарного взаимодействия;
  • Синхронизация работы полушарий;
  • Развитие мелкой моторики;
  • Развитие способностей;
  • Развитие памяти, внимания, речи
  • Развитие мышления;
  • Устранение дислексии.

Продолжительность занятий 10-15 мин.

Периодичность ежедневно.

Время занятий утро, день.

Комплекс первый

Колечко. Поочерёдно и как можно быстрее перебирать пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т.д. Проба выполняется в прямом (от указательного пальца к мизинцу) и в обратном порядке (от мизинца к указательному пальцу). Вначале упражнение выполняется каждой рукой отдельно, затем вместе.

Кулак-ребро-ладонь. Ребёнку показывают три положения руки на плоскости стола, последовательно сменяющие друг друга. Ладонь на плоскости, ладонь, сжатая в кулак, ладонь ребром на плоскости стола, распрямлённая ладонь на плоскости стола. Ребёнок выполняет пробу вместе с педагогом, затем по памяти в течение 8 – 10 повторений моторной программы. Проба выполняется сначала правой рукой, потом левой, затем двумя руками вместе. При усвоении программы или при затруднениях в выполнении педагог предлагает ребёнку помогать себе командами («кулак-ребро-ладонь»), произносимыми вслух или про себя.

Лезгинка. Левую руку сложите в кулак, большой палец отставьте в сторону, кулак разверните пальцами к себе. Правой рукой прямой ладонью в горизонтальном положении прикоснитесь к мизинцу левой. После этого одновременно смените положение правой и левой рук в течение 6-8 смен позиций. Добивайтесь высокой скорости смены положений.

Зеркальное рисование. Положите на стол чистый лист бумаги. Возьмите в обе руки по карандашу или фломастеру. Начните рисовать одновременно обеими руками зеркально-симметричные рисунки, буквы. При выполнении этого упражнения почувствуете, как расслабляются глаза и руки. Когда деятельность обоих полушарий синхронизируется, заметно увеличивается эффективность работы всего мозга.

Ухо – нос. Левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой рукой за противоположное ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши, поменяйте положение рук «с точностью до наоборот».

Змейка. Скрестите руки ладонями друг к другу, сцепите пальцы в замок, выверните руки к себе. Двигайте пальцем, который укажет ведущий. Палец должен двигаться точно и чётко, не допуская синкинезий. Прикасаться к пальцу нельзя. Последовательно в упражнении должны участвовать все пальцы обеих рук.

Горизонтальная восьмёрка.

1,2-я неделя занятий. Упритесь языком в зубы, «стараясь их вытолкнуть наружу». Расслабьте язык. Повторите 10 раз. Прижимайте язык во рту то к левой, то к правой щеке. Повторите 10 раз. Удерживая кончик языка за нижними зубами, выгните его горкой. Расслабьте. Повторите 10 раз.

3,4,5,6-я неделя занятий. Вытяните перед собой правую руку на уровне глаз, пальцы сожмите в кулак, оставьте вытянутыми указательный и средний .Нарисуйте в воздухе этими пальцами знак бесконечности как можно большего размера. Когда рука из центра этого знака пойдёт вверх, начните слежение немигающими глазами, устремлёнными на промежуток между окончаниями этих пальцев, не поворачивая головы. Те, у кого возникли трудности в прослеживании (напряжение, частое моргание), должны запомнить отрезок «горизонтальной восьмёрки», где это случается, и несколько раз провести рукой, как бы заглаживая этот участок. Необходимо добиваться плавного движения глаз без остановок и фиксаций. В месте остановки, потери слежения нужно провести рукой несколько раз «туда-обратно» по линии «горизонтальной восьмерки».

7,8-неделя занятий. Одновременно с глазами следите за движением пальцев по траектории горизонтальной восьмёрки хорошо выдвинутым изо рта языком.

Комплекс  2

1. Массаж ушных раковин. Помассируйте мочки ушей, затем всю ушную раковину. В конце упражнения разотрите уши руками.

2. Перекрёстные движения. Выполняйте перекрёстные координированные движения одновременно правой рукой и левой ногой (вперёд, в сторону, назад). Затем сделайте то же левой рукой и правой ногой.

3. Качание головой. Дышите глубоко. Расправьте плечи, закройте глаза, опустите голову вперёд и медленно раскачивайте головой из стороны в сторону.

4. Горизонтальная восьмёрка. Нарисуйте в воздухе в горизонтальной плоскости цифру 8 три раза сначала одной рукой, потом другой, затем обеими руками вместе.

5. Симметричные рисунки. Нарисуйте в воздухе обеими руками одновременно зеркально симметричные рисунки (можно прописывать таблицу умножения, слова и т.д.).

6. Медвежьи покачивания. Качаясь из стороны в сторону, подражая медведю. Затем подключите руки. Придумайте сюжет.

7. Поза скручивания. Сядьте на стул боком. Ноги вместе, бедро прижмите к спинке. Правой рукой держитесь за правую сторону спинки стула, а левой – за левую. Медленно на выдохе поворачивайте верхнюю часть туловища так, чтобы грудь оказалась против спинки стула. Оставайтесь в этом положении 5-10 с. Выполните то же самое в другую сторону.

8. Дыхательная гимнастика. Выполните ритмичное дыхание: вдох в два раза короче выдоха.

9. Гимнастика для глаз. Выполните плакат-схему зрительно-двигательных траекторий в максимально возможную величину (лист ватмана, потолок, стена). На ней с помощью специальных стрелок указаны основные направления, по которым должен двигаться взгляд в процессе выполнения упражнения: вверх-вниз, влево-вправо, по часовой стрелке и против  неё, по траектории «восьмерки».   Каждая траектория имеет свой цвет:№1,2-коричневый, №3-красный, №4-голубой, №5-зелёный. Упражнения выполняются только стоя.

Комплекс  3

1. Постучите по столу расслабленной кистью правой, а затем левой руки.

2. Поверните правую руку на ребро, согните пальцы в кулак, выпрямите, положите на ладонь. Сделайте то же самое левой рукой.

3. Звонок. Опираясь на стол ладонями, полусогните руки в локтях. Встряхивайте по очереди кистями.

4. Домик. Соедините концевые фаланги выпрямленных пальцев рук.  Пальцами правой руки с усилием  нажмите на пальцы левой, затем наоборот. Отработайте эти движения  для каждой пары  пальцев отдельно.

5. Постучите каждым пальцем правой руки под счёт «один, один-два, один-два-три, и т.д.».

6. Зафиксируйте предплечье правой руки на столе. Указательным и средним пальцами возьмите карандаш со стола, приподнимите и опустите его. Сделайте то же левой рукой.

7. Раскатывайте на доске небольшой комочек пластилина по очереди пальцами правой руки, затем левой.

8. Вращайте карандаш сначала между пальцами правой руки, затем левой (между большим и указательным, указательным и средним, средним и безымянным, безымянным и мизинцем, затем в обратную сторону).

9. Зафиксируйте предплечье на столе. Берите пальцами правой руки спички из коробочки на столе и складывайте рядом, не сдвигая руку с места. Затем уложите их обратно в коробку. Сделайте то же левой рукой.

Комплекс 4

  1. Сядьте на пол «по-турецки», положите руки на диафрагму. Поднимая руки вверх, сделайте вдох, опуская руки, - выдох.
  2. Снеговик. Стоя. Представьте, что вы только что слепленный снеговик. Тело должно быть как замёрзший снег. Пришла весна, пригрело солнце и снеговик начал таять. Сначала «тает» и повисает голова, затем опускаются плечи, расслабляются руки и т. д. В конце упражнения мягко упадите на пол и лежите, как лужица воды.
  3. Сидя, согните руки в локтях, сжимайте и разжимайте  кисти рук, постепенно убыстряя темп. Выполняйте до максимальной  усталости кистей. Затем расслабьте руки и встряхните.
  4. Свободные движения глаз из стороны в сторону, вращения.
  5. Рожицы. Выполняются различные мимические движения: надувайте щёки, выдвигайте язык, вытягивайте губы трубочкой, широко открывайте рот.
  6. Поглаживание  лица: приложите ладони ко лбу, на выдохе проведите ими с лёгким нажимом вниз до подбородка. На вдохе проведите руками со лба через темя на затылок, с затылка на шею.
  7. Вытяните руки перед собой, сгибайте кисти вверх и вниз. Затем вращайте обеими кистями до и против часовой стрелки (сначала  одновременно, затем разнонаправлено), сводите и разводите пальцы обеих рук. Попробуйте одновременно с движениями рук широко открывать и закрывать рот.
  8. Сделайте медленные наклоны головы к плечам и «кивающие» движения  вперёд–назад. Затем  сделайте круговые движения головой в одну, затем в другую сторону.
  9. Сделайте круговые движения плечами вперёд–назад и пожимания ими
  10. Возьмите в руки мяч или игрушку. По команде ведущего поднимите его вверх, вправо, влево, вниз.

Комплекс 5

1. Задержка дыхания. Сделайте глубокий вдох и задержите дыхание так долго, насколько это возможно. Можно ввести элемент соревнования в группе.

2 Дерево. Сидя на корточках. Спрячьте голову в колени, колени обхватите руками. Это семечко, которое постепенно прорастает и превращается в дерево. Медленно поднимайтесь на ноги, затем распрямляйте туловище, вытягивайте руки

вверх. Напрягите тело и вытяните его вверх. Подул ветер раскачивайте тело, имитируя дерево.

3. Внутри—снаружи. Лёжа на спине. Закройте глаза, прислушайтесь к звукам вокруг себя (шум транспорта за окном, дыхание других и т. д.). Перенесите внимание на свое тело и прислушайтесь к нему (собственное дыхание, биение сердца, ощущение  позы тела и т. д.). Переключите внимание на внешние шумы и внутренние ощущения несколько раз.

4. Следите глазами по контуру воображаемой фигуры (круг, треугольник, квадрат) или цифры.

5. Делайте движения челюстью в разных направлениях.

6. Самомассаж ушных раковин. Зажмите мочку уха большим и указательным пальцами, разминайте раковину снизу вверх и обратно. Потяните ушные раковины вниз, в сторону и вверх.

7. Попробуйте перекатывать орехи или шарики сначала в каждой ладони, а затем между пальцами.

8. Упражнение в парах. Встаньте напротив друг друга, коснитесь ладонями ладоней партнёра. Совершайте движения, аналогичные велосипеду.

9. Стоя на четвереньках, имитируйте потягивание кошки на вдохе прогибайте спину, поднимая голову вверх, на выдохе выгибайте спину, опуская голову.

10. Прыгайте по команде ведущего вперёд, назад, вправо, влево определённое количество раз.

Комплекс 6

1. Стоя, опустите руки, сделайте быстрый вдох, притягивая руки к подмышкам, ладонями вверх. Затем, медленно выдыхая, опустите руки вдоль тела ладонями вниз.

2. Полёт. Стоя. Сделайте несколько сильных взмахов руками, разводя их в стороны. Закройте глаза, представьте себе, что вы летите, размахивая крыльями.

3. Бегая по комнате, размахивайте руками и громко кричите. По команде остановитесь и расслабьтесь. Можно выполнять, сидя или лёжа на полу, размахивая руками и ногами.

4. Лёжа на спине. На расстоянии вытянутой руки перед глазами хаотично двигайте какой – нибудь яркий предмет. Следите за предметом глазами, не двигая головой.

5. Отработайте такие движения языка, как щёлканье, цоканье, посвистывание. Затем выполните последовательность два щёлканья, два цоканья, два посвистывания и т. д.

6. Правой рукой массируйте левую руку от локтя до запястья и обратно. То же самое движение проделайте с другой рукой.

7. Прижмите ладонь к поверхности стола. Сначала по порядку, а затем хаотично поднимайте пальцы по одному и называйте их.

8. Встаньте на четвереньки и ползите, не задевая расставленные предметы на полу. Руки ставьте крест-накрест. С движениями рук совмещайте движения языка, сначала язык двигается за рукой, затем в противоположную сторону.

9. Сидя на полу, вытяните  ноги перед собой. Совершайте пальцами обеих ног, медленно сгибая и выпрямляя их сначала вместе, затем поочередно. Добавьте синхронные движения  кистями рук.

10. Клад. В комнате прячется игрушка или конфета. Найдите её, ориентируясь на команды ведущего, например, «Сделай два шага вперёд, один направо и т. д.».

Комплекс 7

1. Дышите только через одну ноздрю  (сначала левую, затем правую).

2. Яйцо. Сядьте на пол, подтяните колени к животу, обхватите их руками, голову спрячьте в колени. Раскачивайтесь из стороны в сторону, стараясь расслабиться.

3. Лодочка. Лягте на спину, вытяните руки. По команде одновременно поднимите прямые ноги, руки и голову. Держите позу максимально долго. Затем выполните это упражнение, лёжа на животе.

4. Совместные движения глаз и языка. Выдвинутым изо рта языком и глазами делайте совместные  движения из стороны в сторону, вращая их по кругу, по траектории лежащей восьмёрки. Сначала отрабатываются однонаправленные движения, затем – разнонаправленные.

5. Гимнастика для языка: движения в разные стороны, выгибание языка, сжимание и разжимание языка, свёртывание в трубочку.

6. Хлопните несколько раз в ладони, чтобы пальцы обеих рук соприкасались. Затем выполните хлопки кулаками, ориентированными тыльной поверхностью сначала вверх, а потом вниз.

7. Закройте глаза. Попробуйте опознать небольшой предмет, который дадут вам в руку (ключ, пуговица, скрепка и т. д.). Другой рукой нарисуйте его на бумаге (промашите в воздухе).

8. Лёжа на полу, коснитесь локтем (кистью руки) колена, слегка приподнимая плечи и сгибая ногу. Выполняйте сначала односторонние, затем перекрёстные движения.

9. Лёжа на спине, поднимите вместе ноги и пишите ими в воздухе узоры, цифры, буквы.

10. Упражнение в парах: встаньте лицом друг к другу. Один из партнёров выполняет движения руками или ногами, другой должен их зеркально отобразить.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по теме: Использование кинезиологических методов с применением ИКТ для детей с нарушением речи

Использование кинезиологических методов с применением ИКТ для детей  с нарушением речи....

Реализация образовательных областей в ДОУ (методические разработки) ,основные направления деятельности (планирование,программы)

Реализация образовательной области "Социально -коммуникативное развитие" посредством русской народной подвижной игры "У медведя во бору"Реализация образовательной области "Познавательное развитие. ФЭМ...

Методическая разработка на тему: «Развивающая предметно-пространственная среда ДОО в соответствии с ФГОС» в форме технологической ситуации с педагогами ДОО

Методическая разработкана тему: «Развивающая предметно-пространственная среда ДОО в соответствии с ФГОС» в форме технологической ситуации с педагогами ДОО...

Методическая разработка на тему: "Развивающая предметно- пространственная среда как средство привлечения детей дошкольного возраста к театрализованной деятельности"

laquo;Развивающая предметно-пространственная среда как средство привлечения детей  дошкольного возраста к театрализованной деятельности».Вопрос организации предметно-пространственной...

Методическая разработка на тему "Развивающая предметно-пространственная среда как средство социализации ребенка-дошкольника"

Методическая работа предназначена для воспитателей ДОО. В работе дается определение   предметно-пространственной среды, выполняемые функции и содержание предметно-пространственной среды в ДО...

Методическая разработка по теме "Развивающая игра "Танграм". Сказка "Лисичка со скалочкой""

Цель игры: Развивать познавательный интерес детей к развивающим играм.Задачи: 1.Учить детей анализировать способ расположения частей, составлять фигуру-силуэт, ориентируясь на образец;2.Развивать логи...

Методическая разработка по теме «Развивающие игры по формированию элементарных математических представлений для старших дошкольников»

Методическая разработка по теме «Развивающие игры по формированию элементарных математических представлений для старших дошкольников»...