конспект занятия "Вслед за радугой"
план-конспект занятия по коррекционной педагогике (старшая группа)
Организовывая данное мероприятие, мы преследовали две цели:
1. Привлечь родителей к совместной работе по развитию цветовосприятия детей 4-5 лет, познакомить их с важностью этого направления для детей с нарушениями зрения и вариантами различных игр, которые они (родители) могут использовать в повседневной жизни.
2. Закрепить с детьми цвета радуги в игровой сказочной форме. Совершенствовать умение детей сотрудничать друг с другом и окружающими взрослыми
Развитие различения цвета самая распространённая задача в открытых занятиях тифлопедагогов. Понятен интерес к этому разделу, так как знакомство с цветом стимулирует работу зрительного анализатора, активизирует зрительные реакции на цветовой раздражитель, способствует зрительному анализу и синтезу предметов, обогащает ребенка зрительными впечатлениями и яркими образами. Придумать что- то новое в этом разделе достаточно трудно, надеюсь, нам удалось. Мы объединили усилия педагогов разного направления и показали, как с разных сторон можно работать над одной и той же задачей. Мероприятие оказалось полезным и интересным для всех участников. Понравилось детям. Особое впечатление у детей вызвали сказочные герои и волшебные превращения на экране.
Полезным и интересным наш опыт может оказаться и педагогам других учреждений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
gosudarstvennoe_byudzhetnoe_doshkolnoe_obrazovatelnoe_uchrezhdenie_detskiy_sad.docx | 284.47 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 26 компенсирующего вида Красносельского района
Конспект досуговой деятельности
«ВСЛЕД ЗА РАДУГОЙ!!!»
для детей средней группы и их родителей
по образовательной области «Познавательное развитие и социально-
коммуникативное развитие» с использованием
современных образовательных технологий (игровой, ИКТ)
Составители:
Ушакова О.В., учитель дефектолог (тифлопедагог)
Высшая квалификационная категория
Колосова О.Н., инструктор по физической культуре
Высшая квалификационная категория
Санкт - Петербург
2018 год
Цель:
Познакомить родителей со значением формирования представлений о цвете для детей с нарушениями зрения и с практическим использованием цвета в дидактических играх для детей 4-6 лет.
Задачи
Коррекционные:
Развивать цветовосприятие детей
Закреплять представления о цветах радуги
Совершенствовать способность детей различать предметы красного и желтого цветов, отличающихся по насыщенности
Продолжать формировать умение раскладывать предметы красного цвета в соответствии с его насыщенностью от самого темного до самого светлого
Упражнять детей в умении выполнять ритмичные движения по показу
Развивать быстроту реакции, умение переключать внимание
Воспитательные:
Воспитывать взаимовыручку, доброжелательность
Развивать умение выполнять совместные действия для достижения общей цели
Формировать умение ценить мир прекрасного
Материал:
- Презентация для родителей на тему: «Развитие цветоразличения у детей с нарушениями зрения 4-5 лет» (авторская разработка)
- Презентация для иллюстрирования досуга: «Вслед за радугой» (авторская разработка)
- Цветик – семицветик (изображение цветка со съемными деталями на липучках) (авторская разработка)
- Дидактическая игра «Бабочки и цветы» (авторская разработка)
- Подставки, тарелочки и раздаточные фланелиграфы на каждого ребенка
- Султанчики оранжевого цвета на каждого ребенка
- Костюм цапли для ребенка
- Костюмы для сказочных персонажей
- Дидактическая игра «цветы и бабочки цветов радуги»
- Воздушные шары 7 цветов радуги
Консультация для родителей (8-10минут)
См. Презентация – консультация (приложение 1)
Слайд №2
Цвет - это яркая сторона детства. Дети любят цвет, реагируют на него, увлекаются и играют с ним. Знакомство с цветом помогает им полнее и тоньше воспринимать предметы и явления окружающего мира, развивает наблюдательность, мышление, обогащает речь.
Цвет — мощное средство эмоционального воздействия на человека.
Цвет – это единственный сенсорный эталон, который воспринимается только зрением.
По данным исследований у 70-80% дошкольников с нарушением зрения, как у слабовидящих, так и у детей с косоглазием и амблиолией нарушено восприятие цвета. Эти нарушения зависят от клинических форм нарушения зрения, их происхождения, локализации и течения.
Грубые нарушения сенсорного отражения вызывают снижение эмоционального воздействия цвета, ослабляют интерес к окружающей среде, что сказывается на снижении активности и избирательности восприятия.
Коррекционно-педагогической работа по сенсорному воспитанию в области цвета предполагает:
формирование у детей с нарушением зрения точных, расчленённых цветовых эталонов;
усвоение их связей и отношений;
подведение детей к овладению системами цветовых свойств;
формирование способов обследования цветовых свойств предметов и предметных изображений, а также сложных цветосочетаний;
отношений между группами цветовых тонов и оттенков.
Коррекционно-педагогическая работа по развитию цветового восприятия тесно связана с офтальмологической работой и организуется в соответствии с этапами лечения.
В процессе ознакомления дошкольников с цветом выделяются два аспекта
- Формирование представлений об эталонах цвета, усвоение их связей и отношений, подведение к овладению системами цветовых свойств.
- Формирование и совершенствование способов обследования цветовых свойств предметов.
В условиях специального учреждения работа по формированию цветовосприятия строится в процессе офтальмологического лечения. Педагог занимается с детьми как индивидуально, так и одновременно с 2-3 детьми. Работа по формированию цветовосприятия осуществляется по средствам специально подобранных упражнений.
Какие это могут быть виды упражнений для нашей группы
Слайд 3
«Посади бабочку на цветок»
Игра на соотнесение цветов, причем цвет может быть один, но разный по насыщенности. Две бабочки и два цветка красного цвета, при этом одна пара темно красная, другая – светло красная
Слайд 4
«Заплатки»
Подбор пары соответствующего орнамента
Слайд 5
«Разноцветные игрушки»
Соотнесение предметов с образцом
Трудность в этом задании состоит в том, что необходимо увидеть цветовое различие в похожих сочетаниях
Слайд 6
«Посади бабочку на свой цветок»
В этом задании необходимо рассмотреть и запомнить сочетание цветов на изображении бабочки и соотнести ее с такими же сочетаниями цветов на цветочке
Слайд 7
Раскрашивание или наложение деталей по заданному образцу
Слайд 8
«Раскрась картинку»
Дозакрашивание предметов на картинке, заданным цветом.
Слайд 9
Интересные игры на цветоразличение вы можете найти в книге Швайко Г.С. «Игры и игровые упражнения для развития речи» книга неоднократно издавалась, будет для вас полезной
А сейчас нас заждались наши дети, перейдем к досугу, в которого наряду с радостью общения с детьми, постарайтесь подчерпнуть приемы работы педагогов по развитию цветоразличения.
Ход досуга.
Включить презентацию к досугу на цветоразличение (приложение 1)
Вход: дети входят под музыку: «Есть на свете радуга – радуга желаний» (Слайд №2 презентации – музыка на слайде)
Вход с перестроением проводит инструктор по физической культуре
Над большой планетой солнечного детства снова радуга-дуга встаёт В лучиках её цветных мгновенно засияет и земля И небосвод | Дети входят в зал и идут по кругу Останавливаются и разворачиваются лицом в круг |
Дождь прольется тихо нитями цветными И помчатся звонко ручейки Что бы напоить скорей своей цветной прохладой Волны сказочной реки | Дети хлопают попеременно у правого и левого уха Поворот на носочках вокруг себя Дети хлопают попеременно у правого и левого уха Поворот на носочках вокруг себя |
Припев: Ярким краскам радуги очень, очень рады мы(2 раза) | Поднимают руки вверх, выполняют с крёстное движение |
В синем небе радуга - радуга желаний Мы по ней идет босиком По цветным ступенькам шагаем босыми ногами Песню радуге поём. | Дети, взявшись за руки, идут в центр круга Возвращаются Дети, взявшись за руки, идут в центр круга Возвращаются |
Проигрыш | Дети расходятся на свои места в рассыпную по всему залу |
Сбудется всё то, о чем мечтаешь это точно, Стоит только загадать Если мы все вместе за руки возьмемся, дружно, Нам не смогут помешать | Два шага вправо с приседом Два шага влево с приседом Два шага влево с приседом Два шага вправо с приседом |
Пусть на всей планете солнце людям ярко светит, Тем, кто дружбой дорожит Пусть те города далёкие и континенты Радуга соединит. | Дети хлопают попеременно у правого и левого уха Поворот на носочках вокруг себя Дети хлопают попеременно у правого и левого уха Поворот на носочках вокруг себя |
Припев: Ярким краскам радуги очень- очень рады мы(2 раза) | Поднимают руки вверх, выполняют с крёстное движение |
В синем небе радуга - радуга желаний Мы по ней идет босиком По цветным ступенькам шагаем босыми ногами Песню радуги поём. | Дети на носочках идут вперед Возвращаются Дети на носочках идут вперед Возвращаются |
По цветным ступенькам шагаем босыми ногами Песню радуги поём. | Дети на носочках идут вперед Возвращаются |
Пусть радуга светит на нашей планете Пусть радуге все улыбаются дети | Слова речитатива проговаривают дети вместе с педагогами |
В синем небе радуга - радуга желаний Мы по ней идет босиком По цветным ступенькам шагаем босыми ногами Песню радуги поём. | Дети на носочках идут вперед Возвращаются Дети на носочках идут вперед Возвращаются |
В синем небе радуга - радуга желаний Мы по ней идет босиком По цветным ступенькам шагаем босыми ногами Песню радуги поём. | Дети и взрослые хлопают в ладоши |
Ведущий (тифлопедагог):
– Дети, давайте полюбуемся нашим разноцветным, прекрасным миром
Вход героя – Василиса (танцует под песню «Сказки гуляют по свету» поет Валентина Толкунова)
(Слайд №3 презентации – музыка на слайде)
Василиса:
Здравствуй солнце золотое
Здравствуй небо голубое
Здравствуй вольный ветерок
Здравствуй маленький дубок
Мы живем в одном краю
Всех я вас приветствую
(Слайд №4 презентации)
- Я Василиса Прекрасная услышала ваши стихи и песни о разноцветном мире и пришла к вам в гости. Как у вас красиво и весело (показывает на слайд и весь зал)
Вход героя – Кощей Бесцветный (танцует под музыку из сказки «Новогодние приключения Маши и Вити»)
(Слайд №5 презентации – музыка на слайде)
Кощей:
Я персонаж бесцветный, я Кощей-злодей,
И в сказках мало кто меня страшней.
Живу я в тридесятом царстве,
В волшебном, чудном государстве.
(Слайд №6 презентации)
Василиса:
- Ой, это же Кощей Бесцветный. От него можно ожидать, все, что угодно.
Кощей:
- Да, да я такой. Я люблю все бесцветное, скучное, грустное. Это очень хорошо, правда, дети, вы со мною согласны? (дети - нет)
Ах, так, тогда я вам сейчас устрою – поднимает руки вверх и на экране пропадают краски
(Слайд №7 презентации)
Кощей убегает
Ведущий:
- Ну как же так мы так любим наш цветной красивый мир, радугу, цветы, бабочек. А теперь стало очень грустно (предложения детей)
Василиса:
- Не переживайте, я же не только Василиса Прекрасная, я еще и Премудрая. У меня есть волшебный цветик – семицветик (показывает детям цветок со съемными лепестками см. Приложение 2) Он раскрашен в те же цвета, что и радуга с его помощью мы раскрасим наш мир. Только вы должны мне помочь. Согласны? (да)
Ведущий:
- Какой цвет у радуги первый (красный)
(Слайд №8 презентации)
Василиса отрывает лепесток выставляет на демонстрационном фланелиграфе
1 задание (проводит тифлопедагог)
Игра «Цветы и бабочки» (на развитие тонкой дифференциации по насыщенности, задание усложнено необходимостью переключать внимание и действовать по звуковому сигналу)
На маленьких индивидуальных фланелиграфах расставлены цветы красного цвета, разной насыщенности, рядом тарелочки с бабочками таких же по насыщенности цветов.
Дети выбирают себе фланелиграф, запоминают его расположение. Звучит музыка, дети легко бегают под музыку, с окончанием музыки подбегают к своему фланелиграфу и выполняют первое задание - разложить цветы от самого темного до самого светлого.
Звучит музыка - дети легко бегают под музыку, с окончанием музыки подбегают к своему фланелиграфу и выполняют второе задание -присоединить бабочек к цветку такого же красного цвета по насыщенности.
Дети выполняют задание, на картинке – слайде появляются предметы красного цвета
(Слайд №9-10 презентации)
Дети радуются
2 задание
Ведущий: Какой цвет у радуги второй (оранжевый)
(Слайд №11 презентации)
Василиса отрывает лепесток выставляет на демонстрационном фланелиграфе
Ритмопластика оранжевый мир проводит инструктор по физической культуре
Проигрыш | Ходьба на месте, султанчики опущены вниз. |
Вот уже два дня подряд я сижу, рисую | Два приставных шага вправо, махи султанчиками перед собой. |
Красок много у меня - выбирай любую | Два приставных шага влево, махи султанчиками перед собой. |
Я раскрашу целый свет в самый мой любимый цвет | Поворот вправо на 360 градусов, султанчики в вытянутых вверх руках. |
Припев: | |
Оранжевое небо, оранжевое море, оранжевая зелень, оранжевый верблюд | Поворот лицом в круг, подскоки приставным галопом один круг, поворот лицом к руководителю. |
Оранжевые мамы | Султанчики в вытянутых вверх руках скрестно, руки в низ. |
Оранжевым ребятам | Повторить |
Оранжевые песни | Повторить |
Оранжево поют | Повторить |
Вот явился к нам домой | Четыре шага вправо, султанчики внизу |
Очень грустный дядя | Четыре шага назад, поворот лицом – султанчики скрестно в вытянутых вверх руках. |
Покачал он головой | Четыре шага влево, султанчики внизу |
На рисунок глядя | Четыре шага назад, поворот лицом - султанчики скрестно в вытянутых вверх руках. |
И сказал мне "Ерунда, не бывает никогда" | Махи султанчиками над головой. |
Припев | Повторение |
Проигрыш | -Присесть, постучать палочками султанчиков об пол, -Прыжки , махи султанчиками над головой. |
(Слайд №11 презентации – включается музыка на слайде)
Дети выполняют задание, на картинке – слайде появляются предметы оранжевого цвета
(Слайд №12-13 презентации)
Дети радуются
Ведущий: Какой цвет у радуги третий (желтый)
(Слайд №14 презентации)
Василиса отрывает лепесток выставляет на демонстрационном фланелиграфе
3 задание (проводит тифлопедагог)
На слайде объекты, имеющие постоянный признак желтый цвет, разный по насыщенности. Необходимо расставить их в порядке от самого темного желтого до самого светлого.
солнце, золотая рыбка, банан, цыпленок, лимон
Ведущий:
- Дети, какие предметы и объекты желтого цвета вы знаете? (дети перечисляют)
Посмотрите на экран, художник изобразил некоторые из них
(Слайд №15 презентации) (дети называют выплывающие на слайде предметы и объекты)
- Но только у художника заканчивалась краска, и все предметы получились с разной насыщенностью. Давайте, расставим их от самого темного желтого до самого светлого желтого
Проверка (Слайд №16 презентации)
Дети выполняют задание, на картинке – слайде появляются предметы желтого цвета
(Слайд №17-18 презентации)
Дети радуются
Ведущий: Какой цвет у радуги четвертый (зеленый)
(Слайд №19 презентации)
Василиса отрывает лепесток выставляет на демонстрационном фланелиграфе
4 задание (проводит музыкальный руководитель)
Игра «Цапля и лягушки»
Под музыку дети – лягушки гуляют, с началом музыки для цапли все замирают – ребенок цапля гуляет, ищет пошевелившуюся лягушку.
Дети выполняют задание, на картинке – слайде появляются предметы зеленого цвета
(Слайд №20-21 презентации)
Дети радуются
Ведущий: Какой цвет у радуги пятый (голубой)
(Слайд №22 презентации)
Василиса отрывает лепесток выставляет на демонстрационном фланелиграфе
5 задание игра с родителями (проводит инструктор по физической культуре) (Слайд №22 презентации – включается запись игры)
Родители выполняют задание, на картинке – слайде появляются предметы голубого цвета
(Слайд №23-24 презентации)
Дети радуются
Ведущий: Какой цвет у радуги шестой (синий)
(Слайд №25 презентации)
Василиса отрывает лепесток выставляет на демонстрационном фланелиграфе
Василиса:
- С синим цветом, нам поможет моя любимая подружка капелька
6 задание Игра «Морская фигура»
(проводит педагог – психолог)
Входит Капелька
Игра на снятие эмоционального напряжения: «Морская фигура»
Цель: Снятие психо-эмоционального напряжения, развитие внимания и наблюдательности, развитие умения следовать групповым правилам и выполнять инструкции.
Ход: Педагог предлагает детям отправиться к морю. Дети встают в круг. Включается тихая спокойная музыка (фон - морской прибой).
(Слайд №25 презентации включается музыка)
Говорит о том, что море бывает очень красивого синего цвета, как на слайде. Спрашивает, знают ли дети, кто живет в море под водой? Предлагает «нырнуть» - дети делают вдох, приседают, задерживают дыхание, медленно встают и делают плавный выдох. Так выполняют три раза. Затем педагог спрашивает о том кого они могли бы увидеть под водой, и какой морской обитатель им нравиться. Предлагает всем по сигналу превратиться в морского жителя и замереть. После чего сам отгадывает, кого изобразил ребенок.
Дети выполняют задание, на картинке – слайде появляются предметы синего цвета
(Слайд №26-27 презентации)
Дети радуются
Ведущий: Какой цвет у радуги седьмой (фиолетовый)
(Слайд №28 презентации)
Василиса отрывает лепесток выставляет на демонстрационном фланелиграфе
7 задание (проводит тифлопедагог)
Ведущий:
- Для того, чтобы вернуть фиолетовый цвет на нашу картинку необходимо сыграть в игру «Цвета радуги»
Правила подвижной игры «Цвета радуги»:
Дети стоят в кругу в руках изображение либо бабочки, либо цветка (окрашены в цвета радуги). По команде ведущего (название одного из цветов) дети с изображением цветка и бабочки названного цвета обегают круг и встают на свое место, кто первый - поднимает руку вверх – тот выиграл, затем оба ребенка подходят в круг и прикладываю бабочку к цветку (подтверждают правильность выполнения)
Дети выполняют задание, на картинке – слайде появляются предметы фиолетового цвета
(Слайд №29-30 презентации)
Дети радуются
Ведущий:
- Василиса, дети посмотрите, мы вместе справились с заданиями. Красота нашего мира вновь с нами.
Выходит Кощей Бесцветный (в ярких одеждах) с шарами цветов радуги
- Я был не прав, простите меня. Я тоже хочу вместе с вами жить в красочном ярком мире. Я так больше не буду. Дарит детям шары.
Ведущий:
Дети, простим Кощея? (простим)
Заключительный танец по показу для детей, родителей, персонажей и педагогов с шарами проводит инструктор по физической культуре.
(Слайд №31 презентации – музыка на слайде)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект оздоровительного занятия "Радуга здоровья" (старший возраст))
Оздоровительное занятие "Радуга здоровья" было проведено для курсов повышения квалификации воспитателей дошкольных учреждений города при Старооскольском городском институте усовершенствования учителей...
Конспект интегрированного занятия "Радуга здоровья"
Конспект интегрированного занятия физкультурно-речевого цикла в рамках коррекционной студии "Радуга здоровья" для детей 6-7лет, имебщими ОНР, опосредованное отставанием в развитии двигательной сферы...
конспекты занятий по Радуге
Математика...
конспект оздоровительного занятия "Радуга здоровья"
В конспекте занятия представлен комплекс оздоровительных упражнений, гимнастика для глаз, дыхательное упражнение, подвижная игра. массаж рук....
Конспект интегрированной НОД "Радуга настроений"
Передача чувств и эмоционального состояния в мимике, движениях, развитие эмоциональной отзывчивости и сопереживания....
Конспект "Ай-да радуга"
Конспект непосредственно-образовательной деятельностивоспитателя с детьми средней группы«Ай-да, радуга» с учетом интеграции образовательных областей: «Художественно-эстетическое развитие»«Со...
Конспект по лепке "Радуга-дуга"
Занятие было проведено с целью научить детей изображать дугообразную форму радуги и порядок цветов в ней....