Методика организации восприятия сюжетной картины детьми с нарушением зрения
методическая разработка по коррекционной педагогике
В коррекционной работе по развитию зрительного восприятия и навыков социально-бытовой ориентировки возможно использовать сюжетные изображения.
В данной статье предсавлена методика организации работы по формированию способов восприятия картины
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Методика организации восприятия сюжетной картины детьми с нарушением зрения | 28.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Методика организации восприятия сюжетной картины
детьми с нарушением зрения
Составила: Я.Б. Зуева, учитель-дефектолог
(тифлопедагог) МБДОУ «Детский сад № 63»
В коррекционной работе по развитию зрительного восприятия и навыков социально-бытовой ориентировки возможно использовать сюжетные изображения.
Одной из задач на занятиях с использованием сюжетных изображений является формирование способов восприятия картины (целостное обведение взором, выделение главного, восприятие по плану, детальное рассматривание отдельных объектов др.). Для этого важно продолжать работу по формированию у детей знаний об информативных признаках и предметах, раскрывающих сюжет. Необходимо обучать детей выделять признаки в сюжетном изображении с установлением логических связей. Степень осознания содержания сюжетного изображения ребенок передает с помощью монологической и описательной речи. Поскольку любое сюжетное изображение – это “застывший момент” картины мира, то занятия по развитию восприятия сюжетных изображений решают также задачи социально-бытовой ориентировки детей с нарушенным зрением, а сюжетное изображение является богатейшим учебным материалом в их решении. Для детей, имеющих ограничения и неточности зрительного восприятия, наиболее эффективны при восприятии картин, иллюстраций, фотографий активные виды работы, однако не следует пренебрегать и специальными способами целенаправленного зрительного восприятия:
- зрительное выделение всех объектов на сюжетном изображении;
- восприятие картины по плану; выделение первого, второго, третьего планов сюжетного изображения;
- детальное рассматривание одного объекта;
- узнавание предметов в различных взаимозависимостях между ними;
- установление взаимозависимостей между объектами, причинно-следственных связей;
- определение взаимоположения объектов на картине и пространственных соотношений между изображенными объектами;
- моделирование картины предметными изображениями, силуэтами, схемами, фишками;
- моделирование картины детьми, “оживление ” сюжетного изображения;
- использование приемов “вхождения” в картину (восприятие с подключением слуховых, тактильных, кинестетических ощущений);
- нахождение несоответствий;
- составление рассказов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Развитие зрительного восприятия у детей с нарушением зрения посредством использования схематизации и моделирования в различных видах деятельности»
Нарушение зрения у детей отрицательно влияет на развитие всех познавательных процессов (зрительного ощущения и зрительного восприятия, образное мышление, речь, память, внимание). Поэтому обучение и во...
Развитие тактильно-двигательного восприятия у детей с нарушением зрения
Рекомендации воспитателям по развитию тактильно-двигательного восприятия у детей с нарушением зрения, требования к наглядности, игры...
Конспект коррекционного занятия по развитию зрительного восприятия средняя группа с нарушением зрения на тему: "В гостях у Матрёшки"
Конспект коррекционного занятия по развитию зрительного восприятия средняя группа с нарушением зрения на тему: "В гостях у Матрёшки"...
Развёрнутое тематическое планирование по развитию зрительного восприятия у дошкольников с нарушениями зрения второго года обучения в 2012 -13 учебном году.
В предлагаемом развернутом тематическом планировании, разработанном по программе "Коррекционная работа в детском саду" под редакцией Л.И. Плаксиной для средней группы детей с нарушением зрения, ...
Развитие зрительного восприятия у детей с нарушением зрения
Девиз: "Слепой и слабовидящий специально должны быть обучены тому, что зрячий постягает сам."Л.С.ВыготскийОсновные направления моей работы:тифлопедагогическое обследование дитей;проведение специальных...
Консультация для специалистов д/с для детей с нарушением зрения: «Организация зрительной работы детей с нарушенным зрением»
предлагаемый материал может пригодиться педагогам, работающим с детьми с нарушениями зрения для создания среды, способствующей охране, развитию нарушенных функций...