Развитие тактильно-двигательного восприятия у детей с нарушением зрения
статья (подготовительная группа) по теме
Рекомендации воспитателям по развитию тактильно-двигательного восприятия у детей с нарушением зрения, требования к наглядности, игры
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_taktilno-dvigatelnogo_vospriyatiya_u_detey_s_narusheniem_zreniya.docx | 38.15 КБ |
Предварительный просмотр:
Я работаю в детском саду, где есть дети с нарушением зрения. На основе своих наблюдений, я могу сказать, что такие дети имеют недостаточно представлений о предметах и явлениях окружающей действительности. Из-за нарушения зрения они плохо видят и не выделяют конкретные признаки и свойства предметов: форму, цвет, величину, пространственное положение, испытывают трудности в овладении практическими навыками, в выполнении практических действий, в ориентировке на своем теле, рабочей поверхности, в пространстве. Неполнота, неточность, фрагментарность, замедленность зрительно-пространственной ориентировки предопределяет бедность представлений о предметах и явлениях окружающей действительности. Поэтому, я считаю важно в период дошкольного детства научить их, пользуясь неполноценным зрением, правильно зрительно выделять важные, существенные признаки и свойства. Эта проблема должна затрагивать всех педагогов, работающих с такими детьми. Поэтому необходимо сформировать у детей с патологией зрения точные и реальные представления об окружающем. Если эти представления не будут сформированы в дошкольном возрасте, не будут иметь целостный характер, то процесс обучения в школе слабовидящего ребёнка будет сильно затруднён. Поэтому, необходимо дополнить неправильные зрительные представления о предметах и явлениях окружающей действительности информацией, полученной с других анализаторов. В процессе восприятия предметного мира слабовидящие дети используют сохранившиеся анализаторы (слух, осязание, обоняние). С их помощью компенсируется тот недостаток информации, который обусловлен отсутствием или значительным понижением функции зрения.
Я считаю, что немаловажную роль в познании окружающих предметов играет осязание. Многие дети с нарушением зрения имеют низкий уровень развития осязательной чувствительности. Происходит это потому, что дети с частичной потерей зрения полностью полагаются на визуальную ориентировку и не осознают роли осязания как средства замещения недостаточности зрительной информации. Из-за отсутствия или резкого снижения зрения дети не могут спонтанно по подражанию овладеть различными предметно-практическими действиями, как это происходит у нормально видящих детей.
Опираясь на собственный опыт работы, считаю, что для эффективности обучения слабовидящих детей получать информацию о предметном мире через осязание можно используя игру, так как именно игра является ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте. В игре ребенок приобретает новые знания, умения, навыки делает открытия того, что давно известно взрослому.
«Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности.”
В.А. Сухомлинский.
В дидактической игре создаются такие условия, в которых каждый ребенок получает возможность самостоятельно действовать в определенной ситуации и с определенными предметами, приобретая собственный действительный и чувствительный опыт. Дошкольный возраст можно назвать возрастом чувственного познания окружающего. Чувственный опыт дети приобретают в процессе широкой ориентировочно-исследовательской деятельности. Это особенно важно для детей с нарушением зрения. Я замечаю, что такие дети плохо контактируют со взрослыми, не умеют общаться со сверстниками, не владеют способами усвоения общественного опыта. Большинство детей имеет нарушение или недоразвитие мелкой моторики и зрительно-двигательной координации. Благодаря дидактическим играм можно так организовать деятельность ребенка, что она будет способствовать формированию у него умения решать не только доступные практические, но и несложные проблемные задачи. А полученный при этом опыт даст возможность понимать и решать знакомые задачи в наглядно-образном и даже в словесном плане.
Работая в детском саду с детьми, имеющими патологию зрения, я ставлю перед собой такие педагогические задачи: развивать у детей память, внимание, мышление, воображение, моторику, так как без этих качеств немыслимо развитие ребенка в целом. Используя различные дидактические игры, я смогу закрепить знания у детей, заинтересовать их в обучении, способствовать развитию зрительного, тактильно - двигательного, слухового восприятия, мышления, памяти, формированию поисковых способов ориентировки при выполнении заданий. В связи с этим важно научить их правильно зрительно выделять важные, существенные признаки и свойства. Как показывает практика, специальные дидактические игры помогают развитию зрительного восприятия детей, стимулируют и активизируют зрение.
В настоящее время я работаю с детьми старшего возраста. Если сравнивать развитие детей с нормальным зрением и детей с нарушение зрения, то видно, что у нормально видящего ребенка 6 – 7 лет наблюдается вполне систематическое, планомерное обследование предметов. Так как зрительное восприятие развито хорошо, ребенок может не пользоваться ощупыванием предмета, он часто пользуется чисто зрительным восприятием. Свойства предмета он узнает из практического действия с ним, в дальнейшем восприятие сочетается с практическими действиями. К концу дошкольного возраста восприятия становятся организованными и эффективными. Обретая свой личный опыт, он усваивает одновременно опыт общественный. Совершенствуется процесс чувственного познания.
В этом же возрасте у детей с нарушением зрения также сформированы представления о предметном мире, но в меньшем объеме, процесс зрительного восприятия растянут во времени, нарушено восприятие пространственных отношений между изображенными предметами. Дети чаще ведут анализ на основе догадок, предположений. На занятиях часто пассивны, анализ и осмысление увиденного для них сложнее. Такие дети несколько труднее дифференцируют и опознают предметы сложной геометрической конфигурации, поскольку это предполагает знание конструктивных особенностей и принципа их действия. Значительные сложности для восприятия представляют динамические изменения формы, размеров, взаимоотношений частей объекта, дети слабо владеют навыками поэтапного воспроизведения образца, у них хуже развита моторика.
Тактильно-двигательное восприятие
Всестороннее представление об окружающем предметном мире у ребенка не может сложиться без тактильно-двигательного восприятия, так как именно оно лежит в основе чувственного познания. «Тактильный» (от лат. tactilis) — осязательный.
Тактильные образы объектов представляют собой отражение целого комплекса качеств объектов, воспринимаемых человеком посредством прикосновения, ощущения давления, температуры, боли. Они возникают в результате соприкосновения объектов с наружными покровами тела человека и дают возможность познать форму, величину, упругость, плотность или шероховатость, тепло или холод, характерные для предмета. В процессе восприятия предметов на основе осязания и тактильной чувствительности у детей формируются представления о форме, объеме, размере, качестве предметов, расположении в пространстве. Тактильное восприятие играет исключительную роль при выполнении различных трудовых операций в быту и везде, где необходимы навыки ручного труда. Более того, в процессе привычных действий человек зачастую почти не использует зрение, целиком опираясь на тактильно-двигательную чувствительность. Так как у детей со зрительными нарушениями зрительное восприятие развито плохо, то осязательное подражание детей взрослым, при действии с предметами, воссоздает образность предметного мира, а так же обогащает их опыт для самостоятельного обучения предметным действиям. В дошкольном возрасте у детей с нарушением зрения задерживается развитие действий с предметами (например: шнурование ботинок, пользование ложкой, карандашом и др.).
Исследования И.М. Сеченова. Б.Г. Ананьева. Ю. А. Кулагина и других ученых показали, что рука заменяет слепому зрение, она дает знания и представления о предметах, за исключением цвета и видения вдаль. Являясь контактным анализатором, осязание позволяет слабовидящему ребенку непосредственно воспринимать окружающие его предметы, вследствие чего происходит формирование предметно-пространственных представлений. Между чувственными образами одних и тех же предметов, получаемых с помощью зрения и осязания, нет принципиальных различий. "Только осязательное чувство развито у человека до степени органа, во многих отношениях сходного с органом зрения. Зрячий избалован зрением в деле познания формы, величины, положения и передвижения окружающих, его предметов. Поэтому он не развивает драгоценные способности руки давать ему те же самые показания, а слепой к этому вынужден. Его "чувствующая рука является действительно заместителем глаза".
Поэтому, у детей с нарушением зрения основные усилия педагога должны быть направлены на развитие чувствительности рецепторов руки.
С этой целью я использую различные виды деятельности, прямо или косвенно способствующие развитию тактильно-двигательных ощущений:
- лепка из глины, пластилина, теста;
- аппликация из разного материала (бумага, ткань, пух, вата, фольга);
- аппликационная лепка (заполнение рельефного рисунка пластилином);
- конструирование из бумаги (оригами);
- рисование пальцами, кусочком ваты, бумажной «кисточкой»;
- игры с крупной и мелкой мозаикой, конструктором (металлическим, пластмассовым, кнопочным);
- собирание пазлов;
- шнуровка;
- обводка;
- сортировка мелких предметов (камушки, пуговицы, желуди, бусинки, фишки, ракушки), разных по величине, форме, материалу;
- дидактические игры с использованием различных материалов.
Развитие тактильно-двигательное восприятие я осуществляю разными способами — путем ощупывания предмета или обведения его по контуру. При этом возникает и разный образ: в процессе ощупывания — объемный, при обведении — контурный, плоскостной.
Коррекционную работу по развитию тактильной чувствительности у детей провожу в несколько этапов, усложняя как сам процесс обследования, так и словесный отчет о выявленных качествах и свойствах предмета, его основных признаках.
- Ощупывание (поглаживание, разминание, постукивание, сжимание и др.) предметов с различной поверхностью (с открытыми глазами, далее с закрытыми);
- обозначение отдельными словами свойств и качеств используемых материалов, признаков предмета;
- нахождение на ощупь необходимого объемного предмета по описанию свойств и качеств материала, из которого он изготовлен (выбор сначала из 2 предметов, а затем из 3—5 предметов);
- нахождение контура предложенного предмета из нескольких (3—4 предметов);
- определение по контуру с закрытыми (завязанными) глазами самого предмета;
- нахождение двух одинаковых контуров предмета из нескольких предложенных с закрытыми (завязанными) глазами.
Нашу группу посещает 17 человек. Дети имеют разные диагнозы: косоглазие (монокулярное, альтернирующее), миопия, гиперметропия, амблиопия, астигматизм, поэтому важен подбор наглядности для работы.
Требования к наглядности:
- Необходимо выделять фон, который должен быть контрастным по отношению к предметам, изображенным на нем (н-р: фон зеленый, объект желтый). Самый лучший контраст создает белый фон.
- При изготовлении дидактических игр используем специальные размеры для пособий (по Феактистовой В. А.)
- Подбор наглядности в соответствии с полем зрения ребенка.
- Не использовать для игры блестящие поверхности.
- Изготовленную игру предъявлять на подставке, кроме детей с расходящимся косоглазием (45о).
- Индивидуальный подход в соответствии с диагнозом ребенка.
- Наглядность должна быть яркой, контрастной, с использованием различных материалов.
- Безопасность.
В дидактических играх я стараюсь создать особые условия для выделения тактильно-двигательного восприятия. Ставлю ширму, использую непрозрачную салфетку или «чудесный мешочек», предлагаю ребенку закрыть (или завязать) глаза и др. Правильное сочетание и подбор разнообразных форм, размеров, фактуры, цветовой гаммы предметов, использование естественных качеств природного материала, используемого в играх, позволяют детям освоить новые ощущения и создают особый эмоциональный настрой у ребенка. В работе с детьми я использую фабричные игры и игры, сделанные своими руками.
В своей практике я использую следующие дидактические игры:
«Найди и угадай»
Используя емкость, наполненные коробочками из-под киндер-сюрпризов, каштанами, мелкими шариками, найти в ней и назвать спрятавшиеся предметы (мелкие игрушки, геометрические фигуры и т. п.).
«Обведи, покажи, назови»
Учить узнавать предмет по обводящему движению, закреплять названия предметов, их форм. Используя ширму или небольшой экран, чтобы ребенок мог свободно обхватывать предмет руками, обвести предмет по контуру; используем разнообразные парные предметы (шар, кубик, мяч, домик, матрешка, неваляшка, тематические трафареты и др.) и далее узнать среди лежащих на столе предметов.
«Заполни прорези»
Используются дидактические настольные игры, где в прорези вставляются соответствующие силуэты. С закрытыми глазами ребенок должен обследовать прорезь и найти соответствующий силуэт к нему.
«Ощупай и слепи»
«Чудесный мешочек»; предметы, хорошо знакомые детям и легко воспроизводимые в лепке. Каждый получает маленький мешочек, ощупывает в нем предмет и лепит его, а затем дети угадывают, что у кого в мешочке, и сравнивают свою поделку с предметом.
По мере усвоения игры перед детьми ставятся более сложные задачи – обследование предметов, состоящих из нескольких частей, требующее не только восприятия формы, но и определения величины, пространственного расположения частей предмета.
«Подбери ключ»
На листах картона изображены домики. На дверях – силуэты животных с изображением геометрической фигуры. Ребенок должен подобрать трафарет животного, найти на ощупь геометрическую фигуру - «ключ».
«Найди предмет на заданную геометрическую фигуру»
На планшете изображены различные выпуклые предметы. Ребенок, обследуя их, должен найти заданную геом. фигуру, похожую на данный предмет.
«Разложи дощечки»
1.Используется набор дощечек (от 7 до 10 штук) с разной шероховатостью (мех, фланель, воск со свечи, веревка, спички, макаронные изделия, семена, бархат и др.). С другой стороны дощечек написаны номера.
С закрытыми глазами ощупать поверхность каждой дощечки, запомнить на ощупь и в каком порядке лежат. Перемешать дощечки, не открывая глаз. На ощупь разложить дощечки в прежнем порядке.
2. те же дощечки + столько же разных предметных картинок. Положить в произвольном порядке картинки, под картинками аналогично дощечки. Задание: запомнить под какой дощечкой какая картинка лежит. Смотреть можно только на картинку, а дощечку запомнить только на ощупь.
«Найди пару»
Материал: пластинки, оклеенные бархатом, наждачной бумагой, фольгой, вельветом, фланелью. Ребенку предлагают с завязанными глазами на ощупь найти пары одинаковых пластинок.
«Угадай, что это»
Педагог касается предметом разных частей тела ребенка, а ребенок с закрытыми глазами определяет, что это и до какой части тела дотронулись. Для касания можно использовать разные предметы: игрушки, школьные принадлежности, овощи, фрукты, и др.
«Сосчитай»
Нашить на картонки разное количество пуговиц, или приклеить выпуклые фигурки, положить картонки в мешочки по размеру самой картонки. Сосчитать пуговицы (фигурки) на ощупь.
«Чудесный мешочек»
В непрозрачный мешочек кладут предметы разной формы, величины, фактуры (игрушки, геометрические фигуры и тела, пластмассовые буквы и цифры и др.). Ребенку предлагают на ощупь, не заглядывая в мешочек, найти нужный предмет.
«Определи на ощупь»
В мешочке находятся парные предметы, различающиеся одним признаком (пуговицы большая и маленькая, линейки широкая и узкая, карандаш длинный и короткий и т. п.). Нужно на ощупь узнать предмет и назвать его признаки: длинный — короткий, толстый — тонкий, большой — маленький, узкий — широкий и т. д.
«Угадай на ощупь, из чего сделан этот предмет»
Ребенку предлагают на ощупь определить материал из которого изготовлены различные предметы: стеклянный стакан, деревянный брусок, железная лопатка, пластмассовая бутылка, пушистая игрушка, кожаные перчатки, резиновый мяч, глиняная ваза и др.
По аналогии можно использовать предметы и материалы различной текстуры и определить, какие они: вязкие, липкие, шершавые, бархатистые, гладкие, пушистые и т. д.
«Узнай фигуру»
На столе раскладывают геометрические фигуры, одинаковые с теми, которые лежат в мешочке. Педагог показывает любую фигуру и просит ребенка достать из мешочка такую же.
«Узнай предмет по контуру»
Ребенку завязывают глаза и дают в руки вырезанную из картона фигуру (это может быть зайчик, елочка, пирамидка, домик, рыбка, птичка). Спрашивают, что это за предмет. Убирают фигуру, развязывают глаза и просят по памяти нарисовать ее, сравнить рисунок с контуром, обвести фигуру, дополнить до недостающего изображения.
«Догадайся, что за предмет»
На столе разложены различные объемные игрушки или небольшие предметы (погремушка, мячик, кубик, расческа, зубная щетка, геом. фигуры, цифры и др.), которые накрыты сверху тонкой, но плотной и непрозрачной салфеткой. Ребенку предлагают через салфетку на ощупь определить предметы и назвать их.
«Найди ящичек»
Спичечные коробки, сверху оклеены различными материалами: вельветом, шерстью, бархатом, шелком, бумагой, линолеумом и др. Внутри выдвижных ящичков также приклеены кусочки материала. Ящички находятся отдельно. Ребенку предлагают на ощупь определить, какой из ящичков от какого коробка и вставить в соответствующую коробку.
«Что в мешочке?»
Ребенку предлагают небольшие мешочки, наполненные горохом, фасолью, бобами или крупами: манкой, рисом, гречкой и др. Ощупывая мешочки, он определяет наполнитель. Можно разложить эти мешочки в ряд по мере увеличения (уменьшения) размера наполнителя (например: манка, рис, гречка, горох, фасоль).
«Отгадай цифру» (букву, фигуру)
На ладошке или на спине ребенка обратной стороной карандаша (или пальцем) пишут цифру (букву, фигуру), которую он определяет с закрытыми глазами или играющие становятся друг за другом. Стоящий позади ребенок пальцем пишет на спине партнера буквы, слова, цифры, рисует фигуры, предметы. Стоящий впереди пишет следующему и т. д. по кругу Первый ребенок должен сказать, правильно ли отгадали дети заданный элемент.
«Передай привет»
Дети становятся в круг друг за другом на расстоянии вытянутой руки. Первый игрок прикосновением руки к плечу стоящего впереди ребенка делает несколько легких прикосновений с соответствующими паузами (между прикосновениями). Следующий игрок должен не ошибиться и передать эти же движения в соответствии с принятыми.
«Что это?»
Ребенок закрывает глаза. Ему предлагают пятью пальцами дотронуться до предмета, но не двигать ими. По фактуре нужно определить материал (можно использовать вату, мех, ткань, бумагу, кожу, дерево, пластмассу, металл).
«Собери матрешку, пирамиду (из колец, кубиков)»
Двое играющих подходят к столу. Закрывают глаза. Перед ними две разобранные матрешки. По команде оба начинают собирать каждый свою матрешку — кто быстрее, аналогично можно расставить по величине предметы в порядке возрастания (убывания) (длина, ширина, высота, размер).
«Кто быстрее угадает, что внутри»
Играют двое. У каждого играющего ребенка в руках непрозрачный мешочек, наполненный мелкими предметами: шашками, колпачками ручек, пуговицами, ластиками, монетами, орехами и др. Педагог называет предмет, игроки должны быстро на ощупь найти его и достать одной рукой, а другой держать мешочек. Кто быстрее это сделает?
«Угадай, какой это предмет»
Педагог дает ребенку с завязанными глазами предмет. Он должен угадать, какой это предмет: холодный, теплый, по возможности назвать, что это за предмет (например: снег, лед, вода, батарея, грелка, рука, вода).
Или ребенку предлагают определить, какой стакан с холодной водой, какой — с теплой, какой — с горячей, сначала зрительно, потом на ощупь и предлагают расставить стаканы по возрастанию (уменьшению) температуры воды в них.
На занятиях часто использую дидактические игры с Блоками Дьенеша, палочками Кюизенера, прозрачные квадраты, квадрат Воскобовича, математический планшет.
Заключение:
Потребность в игре и желание играть у дошкольников необходимо использовать и направлять в целях решения определенных образовательных задач. Дидактические игры играют большую роль в развитии тактильно-двигательного восприятия. Они осуществляют предаппаратную подготовку, что дает возможность раньше и эффективнее проводить лечение. У детей вырабатываются навыки быстрого произвольного переключения внимания, повышается уровень внимания и наглядно-образного мышления, зрительного восприятия, развивается зрительно-моторная координация, повышается точность фиксации взора и активно упражняется глазодвигательная система. Дидактические игры нравятся детям, что существенно повышает мотивацию к выполнению заданий. У детей развивается мелкая моторика рук, повышается мышечный тонус, что является основой подготовки ребенка к школе.
Работа детей с дидактическими играми является важным этапом реализации существующей системы восстановления зрительных функций, повышает эффективность лечебных упражнений, сокращает сроки их проведения. Дидактическая игра позволяет обеспечить нужное количество повторений на разном материале при сохранении эмоционально-положительного отношения к заданию, что повышает у детей тактильную чувствительность. Проводимая работа по развитию тактильно-двигательного восприятия через дидактическую игру ведет к скорейшему и успешному восстановлению зрения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Развитие зрительного восприятия у детей с нарушением зрения посредством использования схематизации и моделирования в различных видах деятельности»
Нарушение зрения у детей отрицательно влияет на развитие всех познавательных процессов (зрительного ощущения и зрительного восприятия, образное мышление, речь, память, внимание). Поэтому обучение и во...
Развитие зрительного восприятия у детей с нарушением зрения
Девиз: "Слепой и слабовидящий специально должны быть обучены тому, что зрячий постягает сам."Л.С.ВыготскийОсновные направления моей работы:тифлопедагогическое обследование дитей;проведение специальных...
Дидактический материал по развитию зрительного восприятия для детей с нарушениями зрения.
Развитие зрительного восприятия у дошкольников с нарушением зрения У детей с патологией зрения отмечается специфичность формирования зрительных образов. В этой связи возникает необходимость разви...
Консультация для воспитателей "Развитие зрительного восприятия у детей с нарушением зрения "
Основные задачи развития зрительных функций у детей с нарушением зрения...
Презентация "Развитие тактильно-двигательного восприятия у детей с нарушением зрения"
Презентация знакомит с понятием тактильно-двигательного восприятия, с методами работы по данному виду деятельности и с образовательной средой, необходимой для развития данного восприятия....
Рекомендации воспитателям по развитию тактильно-двигательного восприятия у детей с нарушением зрения
Всестороннее представление об окружающем предметном мире у ребенка не может сложиться без тактильно-двигательного восприятия, так как именно оно лежит в основе чувственного познания....