Консультация для специалистов д/с для детей с нарушением зрения: «Организация зрительной работы детей с нарушенным зрением»
консультация на тему
предлагаемый материал может пригодиться педагогам, работающим с детьми с нарушениями зрения для создания среды, способствующей охране, развитию нарушенных функций
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_tiflo_po_organizatsii_demonstatsii.doc | 50 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для специалистов д/с для детей с нарушением зрения:
«Организация зрительной работы детей с нарушенным зрением»
Создать специальные, наиболее благоприятные условия для детей со зрительными нарушениями, значит так организовать процесс пребывания ребенка в детском саду, процесс его обучения и развития, чтобы нейтрализовать негативное воздействие нарушенного зрения, предотвратить или ослабить появление вторичных отклонений в развитии.
№1 Одним из важнейших условий охраны, восстановления и развития зрения является соблюдение светового режима в детском саду: высокий уровень общего освещения, дополнительное освещение мест для зрительной работы, игровых уголков, обязательное рациональное сочетание естественного и искусственного освещения.
Света должно быть много, причем максимально естественного. Оценка световой обстановки помещения должна включать количественные и качественные характеристики освещенности. Количественные – интенсивность и равномерность освещения, качественные – спектральный состав света.
Лучше при искусственном освещении использовать люминесцентные лампы, так как их свет ближе к естественному свету, они не оказывают влияния на температурный режим помещения. Уровень освещенности помещения должен составлять 500-750 лк – это уровень оптимальный для зрительной работы слабовидящих. Для местного освещения используются лапы накаливания (не менее 60 Вт), галогеновые лампы.
Для выполнения детьми заданий под зрительным контролем (рисование, обводки, штриховки, игры с мозаикой) детей следует посадить так, чтобы свет падал слева. Если ребенок – левша – необходимо правостороннее освещение рабочего места.
Необходима подсветка демонстрационной зоны.
Улучшает световую обстановку помещения цветовая характеристика стен и мебели: - оконные проемы и потолки – белые; - стены окрашены в светлые тона; поверхность мебели – цвета натурального дерева, матовая (с целью исключить световые блики).
Необходимо учитывать следующие офтальмо-гигиенические требования: источник света не должен быть заставлен каким-либо оборудованием, окна и светильники должны протираться от пыли, тюль на окнах прозрачная до половины окна, при ярком солнечном свете используются жалюзи.
В связи с новыми требованиями ФГОС ДО, необходимо создавать условия для рассматривания объектов по всей площади группы. Отсюда в группах появляются демонстрационное оборудование (переносные и настенные фланелигрфы, мольберты). Их размещение оптимально, чтобы естественный свет падал слева, если это условие выполнить затруднительно, то дополнительная подсветка. Здесь также важно помнить, что перестановка демонстрации, это полезно в смысле формирования у детей представлений об относительности пространства (в обязательном порядке использовать в старшем дошкольном возрасте), но это также и дополнительная сложность для детей с нарушениями зрения в ориентировке, поэтому им необходимо давать время на осознание себя в новых пространственных условиях.
Важно при нестандартном представлении наглядного материала помнить об исключении двойного контура, о расстановке детей вокруг рассматриваемого объекта (учитывать окклюзию, остроту зрения).
Если используется солнечная сторона помещения, то, чтобы исключить засветок, ребенок располагается спиной к окну (например: левая сторона спортивного зала)
№2 Оснащенность групп, кабинетов, спортивного и музыкального залов специальным оборудованием:
наличие демонстрационных фланелиграфов прямого и обратного контрастов; | В основном педагоги групп используют прямой контраст. Это связано с тем, что большинство демонстрационного материала имеет белый фон. Показ таких картинок на черном фоне создает двойной фон, что ведет к затруднению восприятия. Категорически недопустимо формировать представление у детей о рассматриваемом объекте в контурном изображении без контраста с фоном. |
Наличие индивидуальных фланелиграфов прямого и обратного контрастов | Выполнение детьми заданий с раздаточным материалом. |
наличие демонстрационных столиков (объект для рассматривания должен быть выше уровня глаз) | Взгляд в близь и вниз полезен только детям с расходящимся косоглазием |
наличие фонов (ширм) для демонстрации объекта | Необходимы для исключения зашумленности фона |
индивидуальные подставки | Для детей со сходящимся косоглазием, с низкой остротой зрения |
Индивидуальные и демонстрационные указки, используемые при обследовании предметов, при рассматривании сюжетных изображений, для выделения деталей | кончик указки должен быть контрастно выделен |
подвесные игрушки, настенные мишени | игровые пособия для фиксации взора, прослеживающей функции, глазомера |
специальные пособия для проведения зрительной гимнастики, для развития зрительных функций с учетом этапа восстановления зрения, для развития зрительного восприятия по всем разделам коррекционной программы |
№3 Наличие дидактического материала, используемого разными категориями специалистов должно быть выполненно с учетом офтальмологических и тифлопедагогических требований:
-соответствовать зрительным возможностям детей;
- нести на себе информационную нагрузку;
- выполнять лечебные задачи
При подборе иллюстраций, при изготовлении графической и изобразительной наглядности следует учитывать особенности восприятия нашими детьми таких признаков изображений, как цвет, контраст, контур, форма, размер.
- иллюстрации для первичного рассматривания должны быть представлены на не зашумленном фоне, с четкой прорисовкой деталей;
- при изображении различных предметов следует учитывать яркость и насыщенность цветовых тонов, что обеспечивает более четкое восприятие объектов;
- цветовое оформление изображений должно соотносится с естественным цветом, присущим предмету или явлению;
- фон, на котором демонстрируется объект, должен быть контрастным: прямой (темное на светлом) предпочтителен для детей с нарушением прозрачных сред; обратный (светлое на темном) – для детей с частичной атрофией зрительного нерва, заболеваниями сетчатой оболочки глаз;
- контур объектов, детали следует усиливать маркером;
- детям с низкой остротой зрения следует предъявлять силуэтные изображения предметов;
- нецелесообразно изображать на одном листе предметы одинаковой величины, если в натуральном виде, они отличаются размером;
- мелкие детали объекта предъявляются дополнительно в крупном размере;
- на фланелиграфе целесообразно размещать не более 5-6 объектов (младший возраст) и 10 (старший возраст) Серию картинок желательно подбирать одного размера и располагать на одном уровне;
- стимульный материал, используемый для развития остроты зрения амблиопичного глаза, выполняется в мелком размере от 2 до 5 см;
- наглядный материал демонстрируется в статичном положении, объект демонстрируется на уровне глаз или чуть выше, расстояние зависит от зрительных возможностей ребенка.
Дидактический материал должен быть разной модальности (объемные игрушки, муляжи, предметные и сюжетные картинки, силуэтные изображения и т.д.) и соответствовать этапу лечения и программному содержанию:
Младший возраст – рассматривание единичных, хорошо различимых, находящихся на близком расстоянии предметов и четких картинок; использование объектов оранжевого, желтого, зеленого цветов; игры на прослеживание, манипулирование цветными составными игрушками, вкладышами.
Старший возраст – рассматривание картинок, объектов, расположенных группами; развитие навыков обобщения и классификации; выявление закономерностей; появление пособий знакового характера: карточки-символы, карточки-алгоритмы, цифры, математические знаки, буквы, символы для звукового анализа слов, анализа предложения и т.д.
-наличие дополнительного тактильного материала, звуковые ориентиры, световые игрушки, электрифицированные игрушки, барельефы, лупы, модели лица, модели поз и т.д.
- создание ситуаций, имитирующих реальность, дающих возможность ребенку действовать в них (улица города, улица деревни, зоопарк, сад, лес, магазин, больница и т.п.).
- цвета фонов для деятельности лепкой и аппликацией: пастельные, в контрасте с наклеиваемыми деталями. По возможности исключаем темно-синие и фиолетовые оттенки – они утомляют зрительную систему
Если необходимо прорисовка контура наклеиваемой детали или объекта, выполняем ее в контрасте, жирным карандашом или фламастером
- для выполнения графических работ в младшем дошкольном возрасте не берем клеточную и разлинованную бумагу, работаем фломастером или цветным карандашом зеленого цвета; в старшем дошкольном возрасте (не для слабовидящих детей) можно использовать разлинованную бумагу с четкими прорисовками линий, контрастный карандаш или гелиевая ручка
№4 Педагог должен учитывать «допустимую зрительную нагрузку», так как нарушение временных параметров зрительной работы (например, длительное сосредоточение или длительное рассматривание ребенком мелких деталей) при патологии зрительной системы является одним предрасполагающих факторов к возникновению глазных заболеваний вследствие длительной напряженной зрительной работы
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по развитию зрительного восприятия детей с нарушением зрения на тему : " В гостях у цветика-семицветика" 2 год обучения
Программные задачи:1. Закрепление умения узнавать и называть точным словом оражевый цвет.2. Упражнение в соотнесении эталона оранжевого цвета с предметным изображением.3. Обучение локализа...
Использование мультимедийных пособий в работе по развитию зрительного восприятия детей с нарушениями зрения.
В работе описаны способы применения мультимедийных пособий в работе по развитию зрительного восприятия с детьми дошкольного возраста....
сообщение о взаимосвязи работы логопеда и других специалистов дошкольного учреждения для детей с нарушением зрения, особенности работы.
В сообщении раскрываются особенности логопедической работы с детьми с косоглазием и амблиопией. На примере одной лексической темы ("Транспорт") прослеживается взаимосвязь учителя-логопеда, воспи...
Использование мультимедийных пособий в работе по развитию зрительного восприятия детей с нарушениями зрения
Потеря зрения особенно в детском возрасте - это трагедия. Поскольку организм ребенка очень восприимчив к различным видам воздействия, именно в детском возрасте зрению должны уделять особое внимание....
Консультация для педагогов коррекционных групп для детей с нарушением зрения. Тема: «Основные особенности адаптации стимульного материала для детей с нарушением зрения»
Материалы данной консультации расскажут о том, какие требования предъявляются к демонстрационному и раздаточному материалу при организации образовательного процесса с детьми с нарушением зрения, а так...
Коррекционная работа по развитию зрительного восприятия детей с нарушением зрения
Обучение и воспитание в детских садах для детей с косоглазием и амблиопией направлено на раннюю коррекцию и компенсацию вторичных отклонений в развитии детей, осуществление лечебно-восстановительной р...
Методика развития зрительного восприятия детей с нарушениями зрения различных возрастных групп.Методическое пособие для специалистов.Болдинова О.Г.Электронный ресурс.
Коррекционная педагогика.Министерство Просвещения Российской Федерации.Федеральное государственное бюджетное научное учреждение "Институт коррекционной педагогики Российской академии образования...