ФОРМИРОВАНИЕ СЕНСОРНЫХ ЭТАЛОНОВ У ДЕТЕЙ 5 – 7 ЛЕТ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ С ПОМОЩЬЮ РАЗВИВАЮЩЕЙ КОМПЬЮТЕРНОЙ СИСТЕМЫ «EduPlay»
статья по коррекционной педагогике (старшая группа) на тему
Развитие ребенка – это совокупность зрительных, слуховых и осязательных ощущений, которые создают условия для возникновения у детей поисковой деятельности, что, в свою очередь, способствует познанию ими окружающего мира[1]. Этот комплекс ощущений лежит в основе формирования сенсорных эталонов, которые, в свою очередь, являются базой для формирования психического и физического развития ребенка. А наиболее благоприятным периодом для формирования сенсорных эталонов является, как раз, дошкольный возраст.
Согласно исследованиям отечественных педагогов и психологов (Л.С.Выготский, О.В. Защеринская, К.С. Лебединская, В.В. Лебединский, Н.Ю. Борякова, Е.А. Стребелева и др.) в настоящее время у многих детей дошкольного возраста наблюдается замедление темпа психического и физического развития. Подобное нарушение В.В. Лебединский характеризует «отставанием в развитии эмоционально – волевой сферы, высших психических функций, двигательной сферы, снижением у ребенка знаний и представлений об окружающем мире, незрелостью мышления, малой интеллектуальной целенаправленностью, преобладанием игровых интересов» [3, с. 54].
Дети с задержкой психического развития обладают комплексом специфических особенностей, которые не только замедляют общий темп развития, но и обеспечивают его своеобразие, затрудняя формирование сенсорных эталонов, при помощи которых ребенок познает окружающий мир.
Развитие сенсорных эталонов у ребенка с задержкой психического развития существенно отстает по своим срокам от нормативного развития и, при этом, сенсорные эталоны характеризуются следующими особенностями:
-снижение объема, замедленность процесса переработки и фрагментарность воспроизведения воспринимаемой информации;
-импульсивность и хаотичность ориентировочно-поисковой деятельности;
-нарушение зрительно-моторной координации, кинетических и кинестетических ощущений;
-повышенная утомляемость и истощаемость нервных процессов, которая затрудняет активное восприятие информации. [2]
Кроме того, дети 5-7 лет с задержкой психического развития с трудом усваивают и понимают новый, незнакомый им материал. А, чтобы они научились быть любознательными, внимательными и активными, лучше усвоили новый для них материал, при их обучении можно использовать информационные компьютерные технологии, а в частности интерактивную систему EduPlay, автором и разработчиком которой является израильская компания Edu-Consulting.
На сегодняшний день существует множество взглядов на использование компьютерных технологий в работе с детьми. У данного направления работы есть как противники, так и сторонники. На наш взгляд, использование информационных компьютерных технологий при обучении детей с задержкой психического развития способствует формированию у них познавательной и коммуникативной активности, повышает уровень восприятия нового материала, способствует развитию высших психических функций.
Система EduPlay это уникальное сочетание дидактических пособий Дьенеша, Кьюизинера, Ж. Пиаже и программного обеспечения, позволяющее создать положительную и обогащающую развивающую предметно – пространственную среду. Мультимедийная среда EduPlay и разнообразные задания способствуют формированию сенсорных эталонов, развитию творческого мышления, умения преодолевать трудности и решать поставленные проблемы, зрительной и слуховой памяти, пониманию причинно-следственных связей, развитию зрительно – моторной координации, любознательности, коммуникативной и познавательной активности.
Все задания по формированию сенсорных эталонов выполняются на двух уровнях:
-на первом уровне дети исследуют и знакомятся с сенсорными эталонами в игровой деятельности с использованием различных дидактических пособий;
-на втором уровне дети взаимодействуют как с программным обеспечением, так и с дидактическими материалами, с целью закрепления сенсорных эталонов.
Система EduPlay не просто учитывает все аспекты гармоничного и разностороннего развития ребенка с задержкой психического развития, но и позволяет педагогу настраивать и подбирать виды деятельности с учетом индивидуальных возможностей и особенностей каждого ребенка.
Перед началом работы по данной системе нами была проведена оценка уровня сформированности сенсорных эталонов у детей с задержкой психического развития. В результате которой выяснилось, что сенсорные эталоны у детей сформированы на низком уровне. Дети путали цвета, геометрические фигуры, размер предметов, не могли соотнести реальный предмет с плоскостным изображением этого предмета, собрать разрезную картинку. Вследствие специфических закономерностей развития дети затруднялись в классификации предметов по цвету, форме и величине, не могли быстро переключиться с одного вида деятельности на другой, одновременно удерживать в поле зрения несколько предметов. Именно поэтому и возникла необходимость в разработке системы коррекционно-развивающей работы по формированию сенсорных эталонов у детей.
В процессе коррекционно-развивающей работы с детьми 5-7 лет с задержкой психического развития были определены цель и задачи. Целью системы коррекционно-развивающей работы является формирование сенсорных эталонов у детей 5-7 лет с задержкой психического развития.
Задачи коррекционно-развивающей работы по формированию сенсорных эталонов у детей 5-7 лет с задержкой психического развития:
1. Создать благоприятный психоэмоциональный климат в группе.
2. Обеспечить каждому ребенку адекватный для него темп и способ усвоения сенсорных эталонов с учетом индивидуальных особенностей и степени сложности нарушений развития.
3. Развивать умение сравнивать предметы по длине, высоте, ширине и раскладывать их в ряд в порядке возрастания и убывания.
4. Формировать умение детей различать основные цвета спектра, геометрические фигуры, размеры предметов.
Была разработана система коррекционно-развивающей работы по формированию сенсорных эталонов у детей с 5-7 лет с задержкой психического развития, которая состоит из 2 частей:
1) Специально организованные коррекционные занятия по формированию сенсорных эталонов у детей с помощью системы EduPlay.
2) Компьютерные презентации по формированию сенсорных эталонов у детей для воспитателей и родителей.
Работа по формированию сенсорных эталонов у детей 5-7 лет с задержкой психического развития строится по следующим направлениям:
а) Знакомство с основными пространственными направлениями,
б) Геометрические фигуры,
в) Цвета и пространственная ориентация,
г) Бабочки,
д) Целое и части.
Прежде чем освоить основные пространственные направления, необходимо познакомить детей с клавиатурой Eduplay. Клавиатура состоит из 6 больших кнопок, которые подсвечиваются при каждом нажатии: четыре кнопки со стрелками «вправо», «влево», «вверх», «вниз», красная кнопка и кнопка «Памуди» (главный герой). После того, как дети научились создавать клавиатуру на экране, познакомились с главным героем, освоили все кнопки на клавиатуре, мы приступили к освоению основных пространственных представлений: право – лево, верх – низ. В первом задании перед детьми на экране появлялась клавиатура, компьютер озвучивал название направления, затем на экране загоралась соответствующая этому направлению кнопка и детям предлагалось нажать соответствующую кнопку на клавиатуре EduPlay. Если ребенок правильно выполнял задание, то с соответствующей кнопки виртуальной клавиатуры взлетала бабочка. Во втором задании перед детьми также на экране появлялась клавиатура, компьютер озвучивал название направления, затем на экране загоралась соответствующая этому направлению кнопка и детям предлагалось нажать соответствующую кнопку на клавиатуре EduPlay. Если ребенок правильно выполнял задание, то на соответствующей кнопке виртуальной клавиатуры появлялась стрелка и улетала в заданном направлении. В третьем задании с помощью кнопок со стрелками на клавиатуре EduPlay ребенку предлагалось переместить воздушный шар к острову и приземлить его в нужном месте.
После того, как дети освоили основные пространственные направления, необходимо перейти к освоению геометрических фигур. Для этого используется тематический модуль «Целое и части. Геометрические фигуры». Данный модуль предполагает три основных этапа работы:
1)Работа с дидактическими материалами,
2)Работа с блокнотами с заданиями и дидактическими материалами,
3)Работа с программным обеспечением с использованием дидактических материалов в соответствующих программах.
На первом этапе следует взять голубой пластиковый коврик, 12 геометрических фигур, разместить все фигуры на коврике и позволить детям поиграть с ними.
На втором этапе детям показываются карточки с заданием, на которых изображены одна или несколько геометрических фигур, и им предлагается найти такие же фигуры среди фигур, разложенных на коврике.
На третьем этапе необходимо перейти к работе с программным обеспечением с использованием дидактических материалов. Здесь лучше всего играть в такие игры, как «Найди фигуру», «Найди фигуру и раскрась ее», «Творческое моделирование». В игре «Найди фигуру» детям нужно запомнить геометрическую фигуру, которая на короткое время появляется на экране, и найти ее среди фигур на столе. В игре «Найди фигуру и раскрась ее» на экране монитора появляется частично раскрашенная картинка. Детям предлагается найти все фигуры и раскрасить их. В игре «Творческое моделирование» детям вначале предлагается придумать и создать картинку на пластиковом коврике с помощью дидактических материалов, а потом воссоздать эту картинку на экране.
После того, как дети 5-7 лет с задержкой психического развития освоят геометрические фигуры, следует перейти к освоению цветов. Для этого используется тематический модуль «Цвета и пространственная ориентация». В данный тематический модуль входят следующие дидактические материалы:
-синий рабочий пластиковый коврик,
-разноцветные кубики,
-блокноты с заданиями,
-рабочие листы.
Работа с этим тематическим модулем также подразумевает три этапа работы:
1)Работа с дидактическими материалами и выполнение дополнительных видов деятельности по теме.
2)Выполнение заданий с использованием блокнотов с заданиями и дидактических материалов.
3)Работа с программным обеспечением с использованием дидактических материалов.
На сегодняшний день работа по формированию сенсорных эталонов у детей 5-7 лет с задержкой психического развития находится в стадии апробации. Но уже на данном этапе заметны следующие результаты. У детей 5-7 лет с задержкой психического развития:
-повысилась познавательная активность и мотивация к занятию (на 10%),
-на 7 % повысился уровень зрительного внимания и зрительной памяти.
Библиографический список:
1. Защеринская О.В. Психология детей с ЗПР.- М.: Академия, 2006. – 200 с.
2. Кондратьева С.Ю. Если у ребенка задержка психического развития. – СПб.: Детство – Пресс, 2011. – 100 с.
3. Лебединский В.В. Нарушения психического развития в детском возрасте. – М.: Академия, 2003. – 80 с.
4. Электронные ресурсы:
-по системе EduPlay: www.innovatika.pro;
-по сенсорному воспитанию детей с задержкой психического развития: http://festival.1september.ru; http://www.maam.ru; http://nsportal.ru.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prezentatsiya_proekta_raduzhnyy_les.pptx | 1.41 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«Развитие ребенка – это совокупность зрительных, слуховых и осязательных ощущений, которые создают условия для возникновения у детей поисковой деятельности, что, в свою очередь, способствует познанию ими окружающего мира. Этот комплекс ощущений лежит в основе формирования сенсорных эталонов, которые, в свою очередь, являются базой для формирования психического и физического развития ребенка.» О.В. Защеринская
Цель проекта: Формирование сенсорного восприятия и мелкой моторики у детей 5-7 лет с задержкой психического развития. Задачи в работе с детьми: Задачи в работе с родителями: Задачи в работе с педагогами: 1. Создать условия для развития сенсорных эталонов у детей с ЗПР. 2.Создать благоприятный психофизиологический климат в группе. 3. Обеспечить каждому ребенку адекватный для него темп и способ усвоения сенсорных эталонов с учетом индивидуальных особенностей и степени сложности нарушений развития. 4.Разработать и апробировать коррекционно – развивающий проект по формированию сенсорных эталонов у детей 5 – 7 лет с ЗПР. 1.Способствовать формированию у родителей педагогической компетентности через расширение круга их педагогических и дефектологических знаний и представлений по данной проблеме. 2.Вовлечь родителей в образовательный процесс в качестве активных его участников, посредством их обучения приемам взаимодействия с детьми, организации совместной практической деятельности. 1.Создать условия в ДОУ для повышения профессиональной компетенции педагогов по данной проблеме. 2.Повысить профессиональную компетентность педагогов по вопросам обучения детей с ЗПР.
Участниками данного проекта являются: 1) дети 4-6л группы компенсирующей направленности с ЗПР (10 человек), 2) родители данных детей (10 человек), 3) педагоги логопедических групп и группы компенсирующей направленности для детей с ЗПР МКДОУ д /с № 484 (10 человек).
Коррекционно-развивающая работа по формированию сенсорных эталонов у детей по данному проекту будет проходить в три этапа: I этап реализации проекта: Организационный (1.09.2014г – 31.12.2014г). Направления работы: 1 ) Нетрадиционные техники рисования 2) Психогимнастика , релаксационные упражнения. 3) Формирование графомоторных навыков и сенсорных эталонов при помощи дидактических материалов . II этап реализации проекта: Основной этап (1.01.2015г – 30.04.2016). Направления работы: Цветовое восприятие. Восприятие формы. Восприятие величины. Данным направлениям соответствуют 5 тематических модулей программного обеспечения развивающей компьютерной системы EduPlay : Цвета и пространственная ориентация, бабочки, геометрические фигуры, целое и части, природа в пазлах . III этап реализации проекта: Заключительный (1.05.2016 – 31.05 2016г). Направления работы: 1)Нетрадиционные техники рисования, психогимнастика , релаксационные упражнения.
Проект «Радужный лес» находится на стадии апробации и пока только завершен организационный этап. На данном этапе работа с детьми велась по следующим направлениям: I. Нетрадиционные техники рисования (НТР). При работе с детьми были использованы следующие НТР: оттиск, пальцевая живопись, рисование восковыми мелками, свечой, выдувание и др., которые способствовали формированию у детей эмоционально-положительного отношения к процессу рисования, развитию цветового и зрительного восприятия и высших психических функций.
II. Психогимнастика и релаксационные упражнения. В работе с детьми активно использовались игры и упражнения, направленные на коррекцию нарушений высших психических функций и эмоционально-волевой сферы (найди пару, запомни порядок, слушай звуки, зеваки, четыре стихии, кто что делал и др.) и релаксационные упражнения (снег идет, спящий котенок, холодно-жарко, лесные тропинки, цветок, пляж, водопад и др.), способствующие снятию возбуждения, агрессивного поведения и переутомления у детей.
III. Формирование графомоторных навыков и сенсорных эталонов. Работа с детьми по данном у направлению велась в пять этапов. 1) На первом этапе дети рисовали прямые вертикальные и горизонтальные линии в разных направлениях. 2) На втором – рисовали разнообразные кривые линии. 3) На третьем – рисовали круги и овалы. 4) На четвертом – рисовали разнообразные циклические линии: ломаные волнистые, дугообразные и др. 5) А на пятом – рисовали параллельные линии и штриховали различные изображения в разных направлениях. Кроме того, на каждом из этих этапов в работу с детьми были включены игры и упражнения (такие как, четвертый лишний, найди пару, геометрическое лото, аквариум, собери предмет из геометрических фигур, длинный – короткий, широкий – узкий и др.) и релаксационные упражнения, направленные на формирование сенсорных эталонов и высших психических функций.
Результаты о рганизационного этапа проекта: Дети: -на 20% повысилась познавательная активность и мотивация к занятию, -на 15% повысился уровень восприятия основных цветов спектра, -на 12% повысился уровень восприятия основных геометрических фигур, -на 7% повысился уровень восприятия величины предметов, -на 10% повысился уровень мелкой моторики и зрительно-моторной координации, -на 7% повысился объем зрительного и тактильного восприятия. Родители: -на 20% повысился интерес к данному виду совместной деятельности, -на 15% повысилась активность родителей, их участие в коррекционно-образовательном процессе, -на 8% повысилась педагогическая компетентность родителей по данной проблеме. Педагоги: -на 10% повысился уровень знаний по данному вопросу.
Рис. 1. Оценка уровня сформированности сенсорных эталонов у детей на начало проекта (подготовительный этап).
Благодарю за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Система работы по формированию сенсорных эталонов у детей раннего возраста с тяжелым нарушением речи".
Формирование усвоения сенсорных эталонов у детей раннего возраста с тяжелым нарушением речи,через систему развивающих игр. Перспективный план работы по месяцам; перечень игр и игровых упражнений; Пере...
ФОРМИРОВАНИЕ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ И ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ. ПРАКТИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ ПРИ ЕЕ ФОРМИРОВАНИИ
Развитие связной речи...
Cеминар на тему: «Формирование элементов словесно-логического мышления у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития через систему развивающих игр».
Содержание1. Рассмотрение психических особенностей...
"Формирование системы сенсорных эталонов в подготовке дошкольников с задержкой психического развития к обучению в школе"
Сенсорное воспитание является основой развития у детей с ОВЗ всех психических процессов. Виды упражнений и игр для формирования системы сенсорных эталонов....
Программа формирования сенсорных эталонов у детей младшего дошкольного возраста с задержкой психического развития
Программа состоит из трех направлений: проведение коррекционно-развивающих занятий с детьми с ЗПР, проведение консультаций и серии обучающих занятий с родителями и воспитателями группы. Также в програ...
Развитие речи дошкольников с задержкой психического развития с помощью развивающих игр
В статье описаны практические рекомендации по развитию речи детей дошкольного возраста с ЗПР с помощью развивающих игр....
Выступление на педсовете. Формирование системы сенсорных эталонов в подготовке дошкольников с задержкой психического развития к обучению в школе
Сенсорное воспитание является, с одной стороны, основой для формирования у ребёнка всех психических процессов – внимания, памяти, сферы образов – представлений, мышления, речи, воображения...