Система работы по формированию сенсорных эталонов через дидактические игры у детей раннего возраста
методическая разработка по математике (младшая группа)
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №5 комбинированного вида»
СИСТЕМА РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ СЕНСОРНЫХ ЭТАЛОНОВ ЧЕРЕЗ ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА
(из опыта работы)
Подготовила: Афанасьева Н.В.
г.Бокситогорск 2013г
СИСТЕМА РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ СЕНСОРНЫХ ЭТАЛОНОВ ЧЕРЕЗ ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА (из опыта работы)
- Актуальность работы
Одним из важнейших направлений в развитии ребенка раннего возраста, на мой взгляд, является сенсорное развитие. Ведь сенсорно-чувственный опыт служит источником познания мира. В раннем детстве малыш особенно чувствителен к сенсорным воздействиям. Упущения в формировании сенсорной сферы у ребенка на ранних этапах его развития компенсируются с трудом, а порой невосполнимы. Поэтому наибольшее внимание при работе с детьми раннего возраста я уделяю именно сенсорному развитию.
Все действия с предметами дети осваивают играя, что увлекает их, создает хорошее настроение. Большую роль в формировании сенсорного восприятия играет использование специально подобранных дидактических игр и наглядных пособий, учитывающих возрастные особенности детей. Дидактические игры имеют две цели: обучающую, которую преследуют взрослые, а также игровую, ради которой действуют дети.
- задачи сенсорного развития:
-помочь детям накопить представления о цвете, форме и величине предметов;
-развивать стремление детей «исследовать неизвестное», направлять его в нужное русло;
-побуждать детей в различных играх выполнять разнообразные действия с предметами;
-научить замечать физические свойства и качества предметов.
Поставленные задачи я воплощаю в жизнь при помощи единого комплекса занятий (непосредственная образовательная деятельность). При этом формирование сенсорного восприятия детей раннего возраста происходит не только во время специально организованной деятельности, но в повседневной жизни.
- Особенности сенсорного развития детей.
Сенсорное воспитание, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. Чем меньше ребенок, тем большее значение в его жизни имеет чувственный опыт.
Накопление сенсорных представлений предполагает организацию широкой ориентировки детей в цвете, величине предметов, разнообразии их форм.
В своей многовековой практике человечество выделило определенную эталонную систему величин, форм, цветовых тонов. Бесконечное их разнообразие было сведено к немногим основным разновидностям. Овладевая такого рода системой, ребенок получает как бы набор мерок, эталонов, с которыми он может сопоставить любое вновь воспринятое качество и дать ему надлежащее определение. Усвоение представлений об этих разновидностях позволяет ребенку оптимально воспринимать окружающую действительность.
Основная задача ознакомления малышей со свойствами предметов – это обеспечить накопление представлений о цвете, форме и величине предметов.
- Принципы сенсорного развития детей раннего возраста.
1. Обогащение и углубление содержания сенсорного воспитания, предполагающего формирование у детей начиная с раннего возраста широкой ориентировки в предметном окружении, то есть не только традиционное ознакомление с цветом, формой и величиной предметов, но и совершенствование звукового анализа речи, формирование музыкального слуха, развитие мышечного чувства и т. д.
2. Сочетание обучения сенсорным действиям с различными видами содержательной деятельности детей.
3. Сообщение детям обобщенных знаний и умений, связанных с ориентировкой в окружающей действительности. Правильная ориентировка детей в окружающем может быть достигнута в результате специфических действий по обследованию величины, формы, цвета предметов.
4. Формирование систематизированных представлений о свойствах и качествах, которые являются основой – эталонами обследования любого предмета, то есть ребенок должен соотносить полученную информацию с уже имеющимися у него знаниями и опытом.
- Приемы, помогающие ребенку усвоить систему знаний о цвете, формах, величинах предметов.
Реализация изложенных выше принципов возможна уже на этапе раннего детства. Овладение системой знаний о цвете, формах, величинах предметов достигается путем соотнесения их свойств с усвоенными образцами, но в тот период, когда дети еще не владеют эталонными представлениями, средством выделения свойств различных предметов является соотнесение их между собой.
Различая большое количество предметов, их свойств дети испытывают трудности в их словесном обозначении. Но слова – названия «большой» и «маленький» они усваивают довольно быстро. Часто слыша их в обиходе, дети ориентируются на них в своей самостоятельной деятельности – берут свою маленькую обувь, одежду и так далее.
Сложнее обстоит дело со словесными обозначениями цвета. В первые годы жизни запоминание названий цвета протекает у большинства детей чрезвычайно медленно и со значительными трудностями. Индивидуальные различия в быстроте усвоения названий цвета, так же как и формы предметов, зависят от влияния окружающей среды, от ассоциативных связей из личного опыта ребенка.
Дети третьего года жизни, назвав какой- либо из цветов, часто не связывают это название с конкретным цветом. Двухлетний ребенок, самостоятельно произнеся слово красный, может указать на любой другой цвет. Ребенок успешно употребляет слова – названия цвета лишь в конкретной, знакомой ситуации.
Учитывая сказанное, необходимо на занятиях по цвету не требовать обязательного употребления слов – названий, а лучше использовать прием опредмечивания цвета: зеленый цвет – это елочка; красный – флажок, огонек, ягодка; синий – цветочек и так далее.
Усвоение названий сенсорных свойств предметов (цвет, форма) детьми раннего возраста существенно ускоряется, если вместо общепринятых слов, обозначающих эти свойства, применяются их «опредмеченные» наименования.
Абстрактные слова для детей заменяются названиями конкретных предметов, имеющих постоянную характеристику: малышам понятно и доступно называние прямоугольного бруска кирпичиком, треугольной призмы - крышей, предметов овальной формы - огурчиком и так далее. Ведущей в раннем детстве является предметная деятельность, поэтому сенсорные задания я стараюсь включать именно в этот вид деятельности, где учет цвета, формы и величины объектов является необходимым условием выполнения предметных действий.
Таким образом, можно выделить следующие приемы:
Прием | Вид | Содержание деятельности |
Обследование предметов, выделение их свойств | Форма, величина, цвет | Подходит, когда ребенок уже усвоил сенсорные эталоны |
Соотнесение предметов между собой | Форма, величина, цвет | На ранних этапах работы, когда еще нет сенсорных эталонов. Обследование предметов. Необходимо найти «такой же» |
Словесное обозначение | Величина | -большой-маленький: запоминают довольно быстро, часто слыша эти слова в обиходе. |
Опредмечивание | Цвет Форма | -зеленый цвет – это елочка; красный – флажок, огонек, ягодка; синий – цветочек и так далее. -призма – крыша; параллелепипед – кирпичик |
Ознакомление детей раннего возраста с различными свойствами предметов я провожу с помощью выполнения следующих заданий:
- Задания на выполнение предметных действий.
№ | Задание | Цель | Развивающая среда | Вариант выполнения |
1 | Раскладывание однородных предметов на две группы в зависимости от цвета, формы, величины. | -фиксация внимания детей на свойствах предметов; - формирование простейших приемов установления тождества и различия величины, формы, цвета. | однородные предметы двух величин (большие и маленькие), четырех форм (кубик, шарик, кирпичик, «крыша»), четырех цветов (красный, синий, желтый, зеленый). | В ходе обучения детям сообщаются слова, необходимые для регуляции выполняемых ими действий: цвет, форма, такой, не такой, большой, маленький. 1.Положи в ведерко синего цвета – синие шарики , а в ведерко красного цвета – красные шарики. |
2 | Размещение вкладок разной величины, формы в соответствующих гнездах. | – выработка у детей умения соотносить свойства (цвет, форму, величину) разнородных предметов. | большие и малые вкладыши из дерева и рамки с соответствующими отверстиями, вкладыши пяти форм и решетки для их размещения. Используются также деревянные грибки и двухцветные столики с отверстиями. | 1. Втыкание цветных грибков в отверстия доски такого же цвета. 2. «Чашки и блюдца» -необходимо расставить чашки (красная, синяя, зеленая, желтая на блюдца такого же цвета» |
- Задания на выполнение элементарных продуктивных действий.
№ | Задание | Цель | Развивающая среда | Вариант выполнения |
1 | Выкладывание мозаики разной величины, формы, цвета по образцу в сочетании со словесным заданием. | – фиксировать внимание детей на том, что величина, цвет, форма могут быть признаком разнообразных предметов и использоваться для их обозначения; - научить детей осознанно использовать свойства при воспроизведении особенностей образца. | мозаика разной величины, формы, цвета. | В работе с детьми используется прием опредмечивания изображения того или иного предмета при помощи элементов мозаики разной величины, формы, цвета. «Красный цветочек»; «Желтое солнышко»; «Синие волны»; «Зеленая травка» |
2 | Рисование красками. | – закрепить отношение детей к свойствам предметов как к характерным признакам; - подвести их к самостоятельному выбору цвета, формы, величины для передачи специфики хорошо знакомых предметов. | гуашь, кисти, бумага, вода | «Колобок» (желтый, круглый); «Яблоко» (красное, круглое); «Травка для зайчика» (зеленая); « Воздушный шарик» |
- Занятия с дидактическими игрушками.
На мой взгляд, предметная деятельность оказывает особое воздействие на умственное развитие ребенка. Одним из видов ее являются занятия с дидактическими, то есть обучающими игрушками. Они направлены на ознакомление не только с цветом, формой и величиной предметов, но и другими их свойствами.
Обучающие игры – это фактически совместные игры воспитателя с детьми, где ведущая роль принадлежит взрослому.
На таких занятиях дети учатся действовать с предметами относительно сложной формы, различной окраски. Такие предметы порой требуют достаточно сложных ручных умений. Дети овладевают практическими способами действий. В процессе выполнения познают физические свойства предметов, их положение в пространстве. Так, например, на эмоционально–чувственной, ориентировочной основе малыши познают такие свойства предметов, как их массу (вес), количество (один – много). Дети осваивают физические свойства предметов в зависимости от их формы: например, круглые предметы способны прокатываться, некруглые – будут оставаться на месте. Практически дети осваивают возможности производить действия с предметами в зависимости от их величины: например, в больший предмет можно вложить меньший, а не наоборот; нанизывать можно только игрушки, имеющие сквозное отверстие, и тому подобное.
Собрать пирамидку из последовательно уменьшающихся колец малыш сможет, если начнет понимать соотношение предметов по величине (поменьше – побольше). Всему этому дети учатся в процессе игры с дидактическими игрушками.
Занятия с дидактическими игрушками помогают:
1.сформировать практический опыт действия в зависимости от объективных свойств предметов;
2.выработать ориентировки на пространственное положение предметов в зависимости от их величины или формы;
3.осуществлять простые поисковые действия методом «проб и ошибок» в решении практической задачи;
4.ввести элементы «экспериментирования»;
5.обратить внимание на техническое выполнение практических действий с предметами, развитие ручной умелости;
6.обогащать смысловое содержание действий с предметами.
Занятия с дидактическими игрушками способствуют развитию ориентировки в свойствах предметов, целенаправленного восприятия. Они не только обогащают чувственный опыт, но и учат мыслить. У ребенка развиваются мыслительные операции анализа, синтеза, сравнения. Также дидактические игры способствуют развитию действий руки, формируют ручную умелость, развивают мелкую моторику пальцев.
Эти занятия развивают познавательную активность детей. Например, открывая и закрывая коробку или собирая и раскладывая шарики, нанизывая кольца на пирамидку и тому подобное, малыш осваивает прямые и обратные действия. Он практически познает свойства предметов (большой – маленький, твердый – мягкий, легкий – тяжелый), их количество (один – много), форму (шар, куб. круг, кольцо). Малыш узнает и другие качества предметов.
Например, шарики прекрасно прокатываются, но неустойчивы, кубики нельзя катать, но они устойчивы.
Овладение действиями с предметами ставит ребенка перед необходимостью запоминать и воспроизводить способы действий, которые были показаны воспитателем. Это развивает все процессы памяти: запоминание, узнавание и воспроизведение.
Практический результат действий с дидактической игрушкой и оценка его взрослым развивают эмоционально – волевую сферу, учат ребенка доводить начатое до конца, способствуют целенаправленности и осознанности в достижении поставленной перед ним задачи.
Выявляя свойства предмета или игрушки в процессе самостоятельного поиска информации, дети применяют определенную тактику, стремясь полнее «изучить» познаваемый предмет в процессе действия.
Постепенно в ориентировачно-исследовательской деятельности ребенка появляются элементы целенаправленности, устойчивости и избирательности реагирования на предмет или явление, что говорит о развитии способности к освоению окружающего мира.
Следовательно, занятия с дидактическими игрушками, связанные с выполнением игровых задач, имеющих логику, например, собрать башенку из «колпачков», выбрать шарики для прокатывания или колечки для нанизывания и тому подобное, оказывают всестороннее воздействие на развитие малышей.
Таким образом, развитие познавательной активности ребенка раннего возраста во многом зависит от рационального подбора игрушек, стимулирующих поиск информации о предмете и его свойствах. Информация, получаемая в результате обследования и преобразования предмета, используется для развития последующих игровых действий с ним.
Для занятий с детьми раннего возраста я использую следующие виды дидактических игрушек:
Дидактические игрушки для детей раннего возраста.
№ | Группа игрушек | Цель | Игрушки |
1. | Игрушки для нанизывания. | -учить группировать предметы по различным признакам (форма, цвет, величина); -развитие моторики | кольца, втулки, а также шары, кубы, полусферы, имеющие сквозное отверстие и предназначенные для нанизывания на стержень. |
2. | Объемные геометрические фигуры | -учить прокатывать, скатывать (вкладывать и выкладывать), проталкивать предметы в отверстия; - учить выполнять действия по группировке и соотнесению их по цвету, величине или форме. | шары, кубы, призмы, параллелограммы |
3. | Дидактические игрушки, состоящие из геометрических фигур – вкладышей. | -учить вкладывть и накладывать, а также подбирать по цвету, форме, величине. -развитие пространственной ориентировки. | разноцветные кубы, конусы, цилиндры, полусферы |
4. | Народные сборно-разборные дидактические игрушки | - развитие пространственной ориентировки, - развитие умений составлять предмет из двух частей; - учит вкладывать и выкладывать; - для ознакомления с величиной. -для закрепления навыка группировки однородных предметов, а также соотнесения их по одному или нескольким свойствам. | Матрешки, бочата, яйца |
5. | Игрушки сюжетные, подобранные по определенным признакам. | - учить действовать с предметами относительно сложной формы, различной окраски. - учить видеть многообразие окружающей действительности, -закреплять умение действовать рационально в зависимости от особенностей предмета. | Куколки, машины, мячи, елочки, муляжи фруктов и овощей и другие предметы, подобранные по определенным признакам |
- Художественное творчество с детьми раннего возраста
Появляясь на свет, ребенок приобретает многообразие зрительных, слуховых, осязательных ощущений и эмоций. Малыш способен целостно воспринимать окружающий мир, интуитивно чувствуя его, и эмоционально сопереживать всему увиденному и услышанному. Это чувственное восприятие мира особенно развито у ребенка в раннем возрасте, оно захватывает и полностью поглощает его, направляет к созиданию и поисковой деятельности, раскрывая творческие способности, присущие каждому ребенку без исключений.
Известно, что творчество в раннем возрасте способствует развитию фантазии, образного мышления и мелкой моторики, воспитывает художественный вкус и чувство цвета, обогащает внутренний мир и помогает раскрыть таланты, заложенные природой.
Основным «художественным занятием» в этом возрасте являются игры с художественными материалами.
Для малыша важен сам процесс использования материала, нежели полученный результат. Ребенок занят исследованием любых материалов, которые попадают ему под руку.
На занятиях малышам предлагают для рисования и аппликаций необычные для творчества материалы: песок, цветную воду, крупную обычную соль, соль для ванны (цветная, пробки, жидкое мыло, пену, камушки, поролон, различные виды круп и макаронных изделий, кокосовую стружку и т. п. В ходе творчества у детей задействуются все органы чувств, т. к. дети имеют возможность потрогать, послушать, понюхать и даже иногда попробовать на вкус (если это не опасно) различные вещества (мак, горох, сухой укроп, соль, различные крупы и т. д.) .
Особенно важным мотивационным моментом для детей является, на наш взгляд, то, что все предлагаемые материалы эмоционально обыгрываются. Поэтому это приносит детям радость и эмоциональное равновесие, а так же развивает целый спектр умений и способностей.
Не будем забывать, что работа с различными материалами и инструментами, в свою очередь, развивает мелкую моторику - т. е. развивает кисти рук и пальцев. Малыш запоминает многие слова, в том числе, как называются предметы и действия, фигуры и цвета, материалы и их признаки.
Задача взрослых состоит в том, чтобы внимательно относится к естественным проявлениям ребенка и не ограничивать его; обеспечивать условия для их творческой самореализации; уважать позицию ребенка в решении художественных задач и давать свободу выбора; удовлетворять потребность ребенка в новых знаниях, умениях, навыках – т. е. использовать различные техники и материалы; научиться взрослому, делать не за ребёнка, а вместе с ним и доверять ему то, с чем он вполне может справиться сам.
Рисование – вид изобразительной деятельности, основное назначение которой – образное отражение действительности. Овладение умением изображать невозможно без развития целенаправленного зрительного восприятия – наблюдения. Изобразительная деятельность – это специфическое образное познание действительности. Для того чтобы нарисовать, вылепить какой – то предмет, предварительно надо хорошо с ним познакомится, запомнить его форму, величину, конструкцию, расположение частей, цвет. Дети воспроизводят в рисунке, лепке, аппликации, постройке то, что восприняли раньше, с чем уже знакомы.
Для эстетического развития детей большое значение имеют постепенно расширяющийся запас знаний на основе представлений о разнообразии форм. Занимаясь рисованием, лепкой, аппликацией дети знакомятся с материалами (бумага, краска, глина, мел). С их свойствами, выразительными возможностями, приобретают навыки работы. Изобразительная деятельность и конструирование должны быть тесно связаны с теми знаниями и представлениями, которые получают дети в результате всей воспитательной работы.
На занятиях рисованием аппликацией дети учатся правильно называть и различать цвета. Необходимо отметить важность сюжетно-ролевого замысла, который пронизывает занятия рисованием, лепкой, и аппликацией. Достаточно овладеть изображением какой-либо формой, как при повторной ее передаче образ «оживает», действует. Воспитателю необходимо это учитывать и не превращать освоение детьми разнообразных форм в скучное и ненужное прорисовывание. Развивая сюжетно-игровой замысел, воспитатель видит в неполном еще изображении «живой образ», который привлекает ребенка.
Для изобразительной деятельности этого возраста характерны быстрые переходы из рисования в игру, отличительной особенностью которой является возможность обучать маленьких детей посредством активной, интересной для них деятельности.
- Методы, помогающие ребенку усвоить систему знаний о цвете, формах, величинах предметов.
Правильно подобранные методы и приемы обучения, способствуют сенсорному развитию малышей. В своей работе использую методы:
Словесный метод. Поскольку на этапе становления речевого развития сложно одновременно воспринимать показ предметов, действий с ними и речевую информацию, то объяснение должно быть предельно кратко: каждое лишнее слово отвлекает малыша от зрительного восприятия.
Наглядно-действенный метод обучения. В раннем возрасте, как известно, дети знакомятся с окружающими их предметами путем наглядно-чувственного накопления опыта: смотрят, берут в руки, щупают, так или иначе действуют с ними. Учитывая эту возрастную особенность, я стараюсь широко использовать приемы наглядности: показываю предмет, даю возможность потрогать его, рассмотреть.
Практический метод. После общего показа и объяснения, я предлагаю выполнить под непосредственным руководством фрагмент дидактической игры отдельно каждому ребенку, оказывая по мере необходимости дифференцированную помощь, даю единичные указания.
Игровой метод. Игровые методы и приемы занимают большое место в обучении детей раннего возраста. К ним относятся дидактические игры, которые поднимают у них интерес к содержанию обучения, обеспечивают связь познавательной деятельности с характерной для малышей игровой. Я часто использую игровые приемы, они мне очень помогают заинтересовать детей, лучше и быстрее усвоить материал:
- различные игровые упражнения; обыгрывание той или иной ситуации;
- использование сюрпризного момента, прием неожиданного появления игрушек, сказочных героев;
- решение маленьких «проблем», возникающих у игрушек, сказочных героев.
- Предметно-пространственная среда в группе раннего возраста.
Для того чтобы развитие детей проходило наиболее успешно, большое внимание следует обращать на оснащение в группе. При построении развивающей среды для детей от полутора до трех лет следует учитывать возрастные, физиологические и психические особенности ребенка, повышенную двигательную активность и ярко выраженную познавательную деятельность, которая проявляется в неуемном стремлении исследовать все, что находится в поле зрения малыша.
Предметная среда в группе раннего возраста должна соответствовать следующим характеристикам:
1.Разнообразие. Наличие всевозможного игрового и дидактического материала для сенсорного развития, продуктивной и музыкальной деятельности, развития мелкой моторики.
2.Оптимальная насыщенность. Материалы и оборудование должны создавать оптимально насыщенную целостную среду. Не допускается перенасыщения, калейдоскопичности среды, это вредно для развития ребенка, как и скудность среды.
3.Стабильность. Дети раннего возраста плохо реагируют на пространственное изменение обстановки, предпочитают стабильность, поэтому все материалы и пособия должны иметь постоянное место.
4.Доступность. Расположение игрового и дидактического материала в поле зрения ребенка.
5.Эмоциогенность.
Обеспечение индивидуальной комфортности, психологической защищенности и эмоционального благополучия. Среда должна быть яркой, красочной, привлекать внимание ребенка и вызывать у него положительные эмоции.
6.Зонирование.
Построение не пересекающихся друг с другом игровых и учебных зон.
- Работа с родителями.
Известно, что ни одну задачу по воспитанию и развитию ребенка нельзя решить без участия родителей. В начале года провела с родителями родительское собрание на тему: « Формирование сенсорных эталонов с детьми раннего возраста», ознакомила с содержанием и значением необходимости сенсорного развития детей раннего возраста, предложила осуществлять работу с помощью специальных упражнений и настольных дидактических игр.
Кроме того, с родителями была проведена консультация на тему: « Сенсорное развитие детей раннего возраста».
В родительском уголке помещаю рекомендации по сенсорному развитию: описание дидактических игр, игр в быту, различные памятки по теме. Например: игры «Пока мама на кухне», « Сенсорное развитие или несколько идей, чем занять ребенка».
Цель: довести до родителей значение игр на развитие сенсорных способностей детей раннего возраста . Родители должны понять: чтобы заинтересовать ребенка и помочь ему овладеть новой информацией, нужно превратить обучение в игру, не отступать, если задания покажутся трудными. Не забывать хвалить ребенка.
Родители учувствовали в оформлении предметно – развивающей среды группы, а именно в изготовлении и приобретении дидактического материала и пособий.
- Выводы:
Занятия с дидактическими игрушками способствуют развитию ориентировки в свойствах предметов, целенаправленного восприятия. Они обогащают чувственный опыт, учат мыслить. У ребенка развиваются мыслительные операции анализа, синтеза, сравнения. Также дидактические игры способствуют развитию действий руки, формируют ручную умелость, развивают мелкую моторику пальцев.
Эти занятия развивают познавательную активность детей. Овладение действиями с предметами ставит ребенка перед необходимостью запоминать и воспроизводить способы действий, которые были показаны воспитателем. Это развивает все процессы памяти: запоминание, узнавание и воспроизведение.
Практический результат действий с дидактической игрушкой и оценка его взрослым развивают эмоционально – волевую сферу, учат ребенка доводить начатое до конца, способствуют целенаправленности и осознанности в достижении поставленной перед ним задачи.
Постепенно в ориентировачно-исследовательской деятельности ребенка появляются элементы целенаправленности, устойчивости и избирательности реагирования на предмет или явление, что говорит о развитии способности к освоению окружающего мира.
Таким образом, занятия с дидактическими игрушками всесторонне развивают ребенка.
Анализируя свой и опыт работы других педагогов, занимающихся художественным творчеством с детьми раннего возраста можно сделать следующий вывод, что занятия творческой деятельностью способствуют развитию полноценной творческой личности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование сенсорных эталонов через дидактические игры и упражнения
Статья о значении сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста....
Открытое занятие по формированию сенсорных эталонов посредством дидактической игры в группе раннего возраста "Путешествие колобка"
Цель:Развитие восприятия; создание положительного эмоционального климата в детском коллективе.Задачи:Закреплять знания детей о сенсорных свойствах предметов (цвет, форма, величина).Развивать различные...
Методика освоения формы предметов и геометрических фигур через дидактические игры у детей раннего возраста
Освоения формы предметов и геометрических фигур через дидактические игры у детей раннего возраста...
Методика освоения формы предметов и геометрических фигур через дидактические игры у детей раннего возраста
Основные математические представления, логико-математические средства и способы познания (эталоны, модели, речь, сравнение и др.) составляют первоначальный логико-математический оп...
Проект "Формирование сенсорных эталонов через дидактические игры у детей раннего возраста".
Формирование сенсорных представлений у детей раннего дошкольного возраста посредством дидактических игр....
Проект «Сенсорное развитие детей раннего возраста через дидактические игры» Для детей раннего возраста (1,5 - 2 года)
Проект «Сенсорное развитие детей раннего возраста через дидактические игры» Для детей раннего возраста (1,5 - 2 года)...
«Развитие сенсорных способностей через дидактические игры у детей раннего дошкольного возраста»
Игры разработаны для детей раннего дошкольного возраста с целью развития мелкой моторики руки и сенсорного развития. Формировать у детей умение группировать предметы по трём призна...