Формирование и развитие зрительного восприятия у дошкольников с общим недоразвитием речи
статья по коррекционной педагогике (старшая группа)
Зрительное восприятие – это одна из основополагающих психических функций в силу того, что зрение – ведущий канал получения информации о внешнем мире. Искажение картины мира на уровне восприятия влечет за собой искажение способов и продуктов деятельности памяти, мышления, воображения.
Недостаточное развитие у дошкольников с ОНР зрительного восприятия ведет за собой отставание в формировании пространственного ориентирования, навыков письма и чтения. В статье представлены игры и упражнения направленные на формирование и развитие зрительного восприятия у дошкольников с ОНР.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Формирование и развитие зрительного восприятия у дошкольников с общим недоразвитием речи | 870.57 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация учителя – логопеда Бовиной Т.М на тему:
Формирование и развитие зрительного восприятия у дошкольников с общим недоразвитием речи
Зрительное восприятие – это одна из основополагающих психических функций в силу того, что зрение – ведущий канал получения информации о внешнем мире. Искажение картины мира на уровне восприятия влечет за собой искажение способов и продуктов деятельности памяти, мышления, воображения.
Дошкольный возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. С восприятия предметов и явлений начинается познание окружающего мира. Все другие формы познания – запоминание, мышление, воображение – строятся на основе образов восприятия, являются результатами их переработки. Поэтому нормальное умственное развитие невозможно без опоры на полноценное восприятие и зрительное восприятие в частности.
У дошкольников с речевыми нарушениями развитие зрительного восприятия отстает от нормы и характеризуется недостаточной сформированностью целостного образа предмета. Простое зрительное узнавание формы реальных объектов и их изображений не отличается от нормы. Трудности возникают при узнавании предметов в условиях наложения и «зашумления».
У детей с общим недоразвитием речи увеличивается время решения. Они не уверены в правильности своих ответов, отмечаются ошибки опознания. Чем меньше информативных признаков предметов, тем больше ошибок при опознании предметов. Дети с ОНР часто при приравнивании фигур ориентируются не на их форму, а на цвет. Причем, у мальчиков результаты оказываются более низкими, чем у девочек.
Недостаточное развитие у дошкольников с ОНР зрительного восприятия ведет за собой отставание в формировании пространственного ориентирования, навыков письма и чтения.
Важную роль в развитии восприятия в дошкольном возрасте имеет изобразительная деятельность и игры, в частности игры дидактические. Интересная игра привлекает внимание то теми, то другими особенностями предметов и заставляет ребёнка более точно, более сознательно их воспринимать.
1. Игры на формирование у детей целостного образа предмета.
! Разрезные картинки, пазлы, кубики с картинками, мозаика, конструктор.
! Лото-вкладки
! Игры-головоломки, на воссоздание из геометрических фигур образных изображений
2. Упражнения на совершенствование зрительного анализа, осмысленности восприятия.
! Узнавание контурных или силуэтных изображений предметов.
Какие предметы изображены? Назови их.
! Узнавание точечных или пунктирных изображений предметов, геометрических фигур, букв, цифр.
Какие предметы изображены? Назови их.
! Узнавание зашумленных (перечеркнутых) или наложенных друг на друга изображений предметов, геометрических фигур, буквенного или цифрового материала.
Какие буквы написаны здесь? Назови.
! Нахождение заданной фигуры (буквы, цифры) в ряду других (например, в газетной статье)
! Найди и обведи все треугольники.
! Поиск отличий в сходных изображениях.
! Поиск в предметных или сюжетных картинках недостающих или неадекватных деталей.
3. Упражнения на развитие зрительно-пространственного восприятия и зрительной памяти
! Угадывание предметов или букв, цифр на незаконченных рисунках, узнавание их по отдельным характерным деталям.
Поощрите малыша за вариативность! Это говорит о гибкости его мышления.
Таким образом, развитие зрительного восприятия должно занимать особое место в системе коррекционных занятий для дошкольников с ОНР, так как именно данная психическая функция «поставляет материал» познавательным процессам. Коррекция развития зрительного восприятия - важная задача для полноценного развития ребенка, формирования и осуществления будущей учебной деятельности, успешной адаптации ребенка к окружающей его физической и социальной среде.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование навыков социальной перцепции у дошкольников с общим недоразвитием речи"
В последнее время появились исследования, отмечающие затруднения в формировании коммуникативных навыков и умений, произвольной регуляции поведения у детей с общим недоразвитием речи (ОНР). Они связаны...
Оптимизацию процесса формирования слоговой структуры слова у дошкольников с общим недоразвитием речи
В настоящее время в коррекционной педагогике и логопедии основным направлением исследований является поиск путей оптимизации и инновационных подходов в коррекционном процессе, который максимально повы...
Развитие сенсорного восприятия у дошкольников с общим недоразвитием речи.
Вашему вниманию представлен опыт работы по развитию сенсорики у детей с общим недоразвитием речи в подготовительной к школе группе. Описаны основные формы и приемы работы по развитию связной речи чере...
Перспективный план (образовательной области "Познание") по экологическому воспитанию в старшей группе. Из опыта работы «Формирование экологического мировоззрения у старших дошкольников с общим недоразвитием речи средствами игровой деятельности
Воспитательное значение природы трудно переоценить. Общение с природой положительно влияет на человека, делает его добрее, мягче, будит в нем лучшие чувства. Особенно велика роль природы в воспи...
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ ПО ЭКОЛОГИИ. Из опыта работы « Формирование экологического мировоззрения у старших дошкольников с общим недоразвитием речи средствами игровой деятельности ».
Игра - ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте. Дидактическая игра – явление многоплановое, сложное. Это и метод обучения, и форма обучения, и самостоятельная игровая деятельность, и сред...
формирование предложно-падежных конструкций у дошкольников с общим недоразвитием речи в игровой деятельности.
В данной статье представлены проявления несформированности грамматического строя у детей с ОНР . А так же игры и игровые приемы , способствующие формированию предложно-падежных конструкций в речевой п...
Интересно работать творчески - Методика коррекции фонематического восприятия у дошкольников с общим недоразвитием речи
Материал «Методика коррекции фонематического восприятия у дошкольников с общим недоразвитием речи» предлагается для учителей ...