Оптимизацию процесса формирования слоговой структуры слова у дошкольников с общим недоразвитием речи
статья по логопедии (старшая группа) по теме
В настоящее время в коррекционной педагогике и логопедии основным направлением исследований является поиск путей оптимизации и инновационных подходов в коррекционном процессе, который максимально повысит эффективность направленного воздействия.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
optimizaciyu_processa_formirovaniya_slog_str_rechi.doc | 66.5 КБ |
optimizaciyu_processa_formirovaniya_slog_str_rechi.doc | 66.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Оптимизацию процесса формирования слоговой структуры слова у дошкольников с общим недоразвитием речи
Коротаева Татьяна Васильевна
учитель-логопед
МБДОУ ДСКВ №45 «Искорка»
г. Нижневартовск
На протяжении ряда лет ведется работа по модернизации содержания логопедической коррекции. В настоящее время в коррекционной педагогике и логопедии основным направлением исследований является поиск путей оптимизации и инновационных подходов в коррекционном процессе, который максимально повысит эффективность направленного воздействия. Современные образовательные и информационно-компьютерные технологии способны служить универсальным средством в процессе модернизации.
Особенности развития современных детей свидетельствуют о том, что они отличаются от их сверстников прошлого века и требуют современного подхода в воспитании, коррекции и развитии. Чтобы заинтересовать их, сделать обучение осознанным, нужны нестандартные подходы, индивидуальные программы развития, новые технологии.
С каждым годом увеличивается количество детей, имеющих отклонения в развитии, и «выравнивание возможностей» именно таких детей является первостепенной задачей коррекционной педагогики. В последние годы появилось достаточно много различной литературы по развитию неречевых процессов.
Коррекция слоговой структуры слова - одна из приоритетных задач логопедической работы с дошкольниками, имеющими системные нарушения речи.
Нарушения слоговой структуры слова сохраняются в речи дошкольников с ОНР дольше, чем недостатки произношения отдельных звуков. Слоговая структура слова, усвоенная в изолированном произношении, нередко вновь искажается при включении этого слова во фразу или самостоятельную речь. Недооценка формирования слоговой структуры слова может стать одной из причин возникновения дисграфии и дислексии в школьном возрасте.
Многие авторы сходятся во мнении, что для становления слоговой структуры слова значимыми являются такие неречевые процессы, как оптико-пространственная ориентация, возможности темпо-ритмической организации движений и действий, способность к серийно-последовательной обработке информации. Очевидна необходимость совершенствования традиционных методов и приемов, а также поиска более эффективных научно-обоснованных путей формирования слоговой структуры слов у детей с общим недоразвитием речи.
Поэтому для организации обучения и воспитания детей c нарушением слоговой структуры слова особую роль играют способы воздействия, направленные на активизацию сенсомоторного развития, артикуляционных возможностей, их познавательной деятельности, где особое место принадлежит целенаправленной организации коррекционно-развивающих игр.
Анализ состояния проблемы формирования слоговой структуры слова у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи, а также характера несформированности базовых неречевых функций, значимых для формирования слоговой структуры слова позволяет сделать вывод о необходимости разработки и включения основных направлений по их коррекции и совершенствованию в общую коррекционную работу с детьми.
Технология формирования неречевых процессов представлена двумя направлениям.
Каждое направление имеет свои задачи и содержание работы, строится систематизировано с учетом определенной последовательности: от простых форм работы к более сложным с учетом ведущего вида деятельности детей, с применением наглядности, а также учитывает поэтапное формирование слоговой структуры слова. Выделение каждого направления является условным, так как речевые и неречевые психические функции формируются в тесной взаимосвязи, влияя друг на друга.
1.Формирование пространственных представлений и оптико-пространственной ориентации |
1.1 Коррекционная работа по развитию ориентации в собственном теле |
Содержание работы | Задачи, решаемые в серии игр и игровых упражнений |
- практическое осознание схемы собственного тела и тела другого субъекта -освоение пространственных отношений между предметами и собственным телом - определение степени удаленности предмета от собственного тела / тела другого субъекта; - выполнение, удержание, изменение, самостоятельное построение пространственно организованных движений и двигательных серий; | - создать условия для освоения детьми асимметрии собственного тела, - научить пользоваться предметами одежды и обуви с учетом их асимметрии; - уточнить и дифференци- ровать пространственные понятия «впереди», «поза- ди», «наверху», «внизу», «далеко», «близко»; -развивать оптико-простран ственное восприятие, координацию движений, пространственную организацию движений. Приложение 4 |
1.2 Коррекционная работа по развитию ориентации в трехмерном пространстве |
-дифференциация, освоение и вербализация различных направлений окружающего пространства (впереди, позади, далеко, близко, высоко, низко) относительно сторон собственного тела и тела другого субъекта; - построение, удержание, изменение серий манипулятивных действий с предметами по инструкциям («Поставь пирамидку, справа от нее поставь кубик, «Продолжи ряд предметов; мячик, кубик, пирамидка, - определение расстояния между предметами путем подбора «дорожек» разной длины («Лиса далеко от норы, нужна длинная дорожка», - составление последовательностей: построение «дорожек», «башен», «мостов», «цепочек» и т.п. из деталей конструктора, геометрических тел и др. с чередованием и без чередования количества и состава структурных элементов («дорожки» - только из красных кубиков; «дорожки» с чередованием двух цветов: красный кубик - синий кубик - формирование правильного зрительного отслеживания предметного ряда; | - уточнить и дифференц ировать пространственные понятия «впереди», «позади», «наверху», «внизу», «выше», «ниже», «близко», «далеко», «ближе», «дальше»; -активизировать в речи слова, обозначающие данные понятия. Приложение 5 |
1.3 Коррекционная работа по развитию ориентации в двухмерном пространстве (вертикальная и горизонтальная плоскости). |
-освоение, дифференциация и вербализация направлений картинного ряда, расположенного вертикально (вверху, внизу, выше, ниже, над, под) и горизонтально (перед, за, после и.т. п.); - освоение и вербализация пространственных отношений элементов плоскостного предмета («Это дом. Большой квадрат стена— маленький – окно. Треугольник - крыша». И т.д.); - расположение предметов на плоскости с учетом заданных ориентиров («Треугольник находится сверху квадрата. Овал под прямоугольником,»); - выкладывание вертикальных и горизонтальных «дорожек», состоящих из чередования мозаики разных цветов (синий, красный, синий...); из геометрических фигур с чередованием и без чередования количества и состава структурных элементов (треугольник, треугольник, круг, треугольник, треугольник, круг...); - построение последовательности из фигур с учетом величины (с возрастанием, убыванием, чередованием); - изображение графического ряда из одинаковых и разных элементов (по цвету, форме, величине); | -уточнить и дифференцировать пространственные понятия вертикальной и горизонталь ной плоскостей:«впереди», «позади», «высоко», «низ- ко», «далеко», «близко», «выше», «ниже», «дальше», «ближе», «между»; -научить сравнивать пространственные позиции предметов; совершествовать графомоторные навыки. Приложение 6 |
2. Развитие моторных функций: пространственной организации и сложных параметров серийных движений и действий |
2.1 Совершенствование статико-динамических и темпо-ритмических параметров общих движений и действий |
-воспроизведение заданной последователь- ности общих движений (чередование движений: руки на пояс - руки вверх); - изменение порядка следования структурных элементов, количества и расположения акцентных частей в заданной последовательности; - анализ заданной последовательности движений по количеству составляющих элементов, по наличию и расположению акцентных частей; - различение, воспроизведение, харак-теристика темпа, ритма на основе тактиль-но-кинестетических, зрительных, слуховых ощущений; -воспроизведение последовательности одинаковых (разных) движений в заданном темпе (ритме); - изменение темпа, ритма движений. | -совершенствовать коорди- нацию общих движений; - формировать умение различать и воспроизводить заданные темп и ритм на основе восприятия разных модальностей; - формировать зрительное отслеживание в заданных направлениях. Приложение 7 |
2.2. Совершенствование статической и динамической координации движений пальцев рук |
-развитие переключаемости движений пальцев рук; - развитие темпоральных, ритмических параметров движений пальцев рук; - формирование пространственной организации движений пальцев рук. | - развивать возможности плавного переключения с одного движения на другое, воспроизведения заданного темпа и ритма, пространственной организации движений пальцев рук. Приложение 8 |
2.3 Развитие статической и динамической координации пальцев рук и органов артикуляции при выполнении совместных движений |
- соотнесение статических артикуляционных движений с движениями пальцев рук (губы удерживают артикуляционную позу, пальцы рук под счет передвигаются по фишкам); - совместная серийная организация артикуляционных движений с движениями пальцев рук (совместное выполнение артикуляционного упражнения с последовательными движениями пальцев рук); - выполнение серий артикуляционных упражнений совместно с чередующимися движениями пальцев рук (поочередное сгибание и разгибание пальцев и т.д.); -совершенствование пространственной организации движений и действий. | -развивать кинестетическую и кинетическую основы движений; -совершенствовать плавностсть и переключаемость движений; -совершенствовать коорди- нацию артикуляционных движений и движений пальцев рук. Приложение 9 |
Коррекционная работа по пропедевтике нарушений слоговой структуры слова (формированию неречевых процессов) включается в непосредственно-образовательную деятельность, начиная с первого периода обучения. Эта работа проводится в индивидуальной и фронтальной форме.
В ходе индивидуальной образовательной деятельности по коррекции звукопроизношения для ребенка с нарушением слоговой структуры слова, часть времени отводится на проведение игр и игровых упражнений, направленных на формирование неречевых процессов (темп, ритм, ориентировка в пространстве) которые включены в индивидуальные планы.
В структуре фронтальной образовательной деятельности игры и игровые упражнения проходят как часть занятия, организационный момент, физминутки, пальчиковая гимнастика, т.е. активно включаются на тех этапах занятия, когда использование их наиболее эффективно.
ЛИТЕРАТУРА
Аванесов РА. О слогоразделе и строении слога в русском языке // Вопросы языкознания. 1954. Кн. 6. - С. 8-15.
Агранович З.Е. логопедическая работа по преодолению нарушений слоговой структуры слов у детей. – СПб., 2004
Бабина Г.В. Сафонкина Н.Ю. Слоговая структура слова: обследование и формирование у детей с недоразвитием речи. Учебно-методическое пособие. – М.: Книголюб, 2005.Серия «Логопедические технологии». – 96 с.
Большакова С.Е. Преодоление нарушений слоговой структуры слова у детей. – М., 2007
Венгер Л А. Развитие восприятия и сенсорное воспитание в дошкольном возрасте: Автореф. дис... канд. пед. наук. - М., 1968. - 37 с.
Волокитина М.Н. Особенности восприятия и графического изображения плоскостных фигур в дошкольном детстве. М., 1999. - 127-271с.
Гвоздев Н.А. Вопросы изучения детской речи. – СПб.: «Детство пресс», 2007. – 472 с.
Жинкин Н.И. Механизмы речи. – М.: Изд-во АПН РСФСР, 1958. – 369 с.
Зимняя И.А. Лингвопсихология речевой деятельности. – М-В.: 2001. – 411 с.
Китаева Н.Н. к вопросу о нарушении звукослоговой структуры слова у дошкольников с моторной алалией // Актуальные проблемы логопедии в трудах ученых XX века. – СПб, 2000, с 67 – 68.
Леонтьев А.А. Психофизиологические механизмы речи. Общее языкознание. – М.: Наука, 1969. – 37 с.
Маркова А.К. Особенности овладения слоговым структурированием детьми с ОНР: Автореф. дис. канд. пед. наук. - М., 1995. - 25 с.
Маркова А.К. Периодизация речевого развития // Вопросы психологии. 1973. № 6. - С. 96-106.
Швачкин Н.Х. Развитие фонематического восприятия речи в раннем возрасте. - М.-Л.: Изд-во АПН РСФСР, 1948. Вып. 13. - 103 с.
Эльконин Д.Б. Детская психология. М, 2000
Предварительный просмотр:
Оптимизацию процесса формирования слоговой структуры слова у дошкольников с общим недоразвитием речи
Коротаева Татьяна Васильевна
учитель-логопед
МБДОУ ДСКВ №45 «Искорка»
г. Нижневартовск
На протяжении ряда лет ведется работа по модернизации содержания логопедической коррекции. В настоящее время в коррекционной педагогике и логопедии основным направлением исследований является поиск путей оптимизации и инновационных подходов в коррекционном процессе, который максимально повысит эффективность направленного воздействия. Современные образовательные и информационно-компьютерные технологии способны служить универсальным средством в процессе модернизации.
Особенности развития современных детей свидетельствуют о том, что они отличаются от их сверстников прошлого века и требуют современного подхода в воспитании, коррекции и развитии. Чтобы заинтересовать их, сделать обучение осознанным, нужны нестандартные подходы, индивидуальные программы развития, новые технологии.
С каждым годом увеличивается количество детей, имеющих отклонения в развитии, и «выравнивание возможностей» именно таких детей является первостепенной задачей коррекционной педагогики. В последние годы появилось достаточно много различной литературы по развитию неречевых процессов.
Коррекция слоговой структуры слова - одна из приоритетных задач логопедической работы с дошкольниками, имеющими системные нарушения речи.
Нарушения слоговой структуры слова сохраняются в речи дошкольников с ОНР дольше, чем недостатки произношения отдельных звуков. Слоговая структура слова, усвоенная в изолированном произношении, нередко вновь искажается при включении этого слова во фразу или самостоятельную речь. Недооценка формирования слоговой структуры слова может стать одной из причин возникновения дисграфии и дислексии в школьном возрасте.
Многие авторы сходятся во мнении, что для становления слоговой структуры слова значимыми являются такие неречевые процессы, как оптико-пространственная ориентация, возможности темпо-ритмической организации движений и действий, способность к серийно-последовательной обработке информации. Очевидна необходимость совершенствования традиционных методов и приемов, а также поиска более эффективных научно-обоснованных путей формирования слоговой структуры слов у детей с общим недоразвитием речи.
Поэтому для организации обучения и воспитания детей c нарушением слоговой структуры слова особую роль играют способы воздействия, направленные на активизацию сенсомоторного развития, артикуляционных возможностей, их познавательной деятельности, где особое место принадлежит целенаправленной организации коррекционно-развивающих игр.
Анализ состояния проблемы формирования слоговой структуры слова у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи, а также характера несформированности базовых неречевых функций, значимых для формирования слоговой структуры слова позволяет сделать вывод о необходимости разработки и включения основных направлений по их коррекции и совершенствованию в общую коррекционную работу с детьми.
Технология формирования неречевых процессов представлена двумя направлениям.
Каждое направление имеет свои задачи и содержание работы, строится систематизировано с учетом определенной последовательности: от простых форм работы к более сложным с учетом ведущего вида деятельности детей, с применением наглядности, а также учитывает поэтапное формирование слоговой структуры слова. Выделение каждого направления является условным, так как речевые и неречевые психические функции формируются в тесной взаимосвязи, влияя друг на друга.
1.Формирование пространственных представлений и оптико-пространственной ориентации |
1.1 Коррекционная работа по развитию ориентации в собственном теле |
Содержание работы | Задачи, решаемые в серии игр и игровых упражнений |
- практическое осознание схемы собственного тела и тела другого субъекта -освоение пространственных отношений между предметами и собственным телом - определение степени удаленности предмета от собственного тела / тела другого субъекта; - выполнение, удержание, изменение, самостоятельное построение пространственно организованных движений и двигательных серий; | - создать условия для освоения детьми асимметрии собственного тела, - научить пользоваться предметами одежды и обуви с учетом их асимметрии; - уточнить и дифференци- ровать пространственные понятия «впереди», «поза- ди», «наверху», «внизу», «далеко», «близко»; -развивать оптико-простран ственное восприятие, координацию движений, пространственную организацию движений. Приложение 4 |
1.2 Коррекционная работа по развитию ориентации в трехмерном пространстве |
-дифференциация, освоение и вербализация различных направлений окружающего пространства (впереди, позади, далеко, близко, высоко, низко) относительно сторон собственного тела и тела другого субъекта; - построение, удержание, изменение серий манипулятивных действий с предметами по инструкциям («Поставь пирамидку, справа от нее поставь кубик, «Продолжи ряд предметов; мячик, кубик, пирамидка, - определение расстояния между предметами путем подбора «дорожек» разной длины («Лиса далеко от норы, нужна длинная дорожка», - составление последовательностей: построение «дорожек», «башен», «мостов», «цепочек» и т.п. из деталей конструктора, геометрических тел и др. с чередованием и без чередования количества и состава структурных элементов («дорожки» - только из красных кубиков; «дорожки» с чередованием двух цветов: красный кубик - синий кубик - формирование правильного зрительного отслеживания предметного ряда; | - уточнить и дифференц ировать пространственные понятия «впереди», «позади», «наверху», «внизу», «выше», «ниже», «близко», «далеко», «ближе», «дальше»; -активизировать в речи слова, обозначающие данные понятия. Приложение 5 |
1.3 Коррекционная работа по развитию ориентации в двухмерном пространстве (вертикальная и горизонтальная плоскости). |
-освоение, дифференциация и вербализация направлений картинного ряда, расположенного вертикально (вверху, внизу, выше, ниже, над, под) и горизонтально (перед, за, после и.т. п.); - освоение и вербализация пространственных отношений элементов плоскостного предмета («Это дом. Большой квадрат стена— маленький – окно. Треугольник - крыша». И т.д.); - расположение предметов на плоскости с учетом заданных ориентиров («Треугольник находится сверху квадрата. Овал под прямоугольником,»); - выкладывание вертикальных и горизонтальных «дорожек», состоящих из чередования мозаики разных цветов (синий, красный, синий...); из геометрических фигур с чередованием и без чередования количества и состава структурных элементов (треугольник, треугольник, круг, треугольник, треугольник, круг...); - построение последовательности из фигур с учетом величины (с возрастанием, убыванием, чередованием); - изображение графического ряда из одинаковых и разных элементов (по цвету, форме, величине); | -уточнить и дифференцировать пространственные понятия вертикальной и горизонталь ной плоскостей:«впереди», «позади», «высоко», «низ- ко», «далеко», «близко», «выше», «ниже», «дальше», «ближе», «между»; -научить сравнивать пространственные позиции предметов; совершествовать графомоторные навыки. Приложение 6 |
2. Развитие моторных функций: пространственной организации и сложных параметров серийных движений и действий |
2.1 Совершенствование статико-динамических и темпо-ритмических параметров общих движений и действий |
-воспроизведение заданной последователь- ности общих движений (чередование движений: руки на пояс - руки вверх); - изменение порядка следования структурных элементов, количества и расположения акцентных частей в заданной последовательности; - анализ заданной последовательности движений по количеству составляющих элементов, по наличию и расположению акцентных частей; - различение, воспроизведение, харак-теристика темпа, ритма на основе тактиль-но-кинестетических, зрительных, слуховых ощущений; -воспроизведение последовательности одинаковых (разных) движений в заданном темпе (ритме); - изменение темпа, ритма движений. | -совершенствовать коорди- нацию общих движений; - формировать умение различать и воспроизводить заданные темп и ритм на основе восприятия разных модальностей; - формировать зрительное отслеживание в заданных направлениях. Приложение 7 |
2.2. Совершенствование статической и динамической координации движений пальцев рук |
-развитие переключаемости движений пальцев рук; - развитие темпоральных, ритмических параметров движений пальцев рук; - формирование пространственной организации движений пальцев рук. | - развивать возможности плавного переключения с одного движения на другое, воспроизведения заданного темпа и ритма, пространственной организации движений пальцев рук. Приложение 8 |
2.3 Развитие статической и динамической координации пальцев рук и органов артикуляции при выполнении совместных движений |
- соотнесение статических артикуляционных движений с движениями пальцев рук (губы удерживают артикуляционную позу, пальцы рук под счет передвигаются по фишкам); - совместная серийная организация артикуляционных движений с движениями пальцев рук (совместное выполнение артикуляционного упражнения с последовательными движениями пальцев рук); - выполнение серий артикуляционных упражнений совместно с чередующимися движениями пальцев рук (поочередное сгибание и разгибание пальцев и т.д.); -совершенствование пространственной организации движений и действий. | -развивать кинестетическую и кинетическую основы движений; -совершенствовать плавностсть и переключаемость движений; -совершенствовать коорди- нацию артикуляционных движений и движений пальцев рук. Приложение 9 |
Коррекционная работа по пропедевтике нарушений слоговой структуры слова (формированию неречевых процессов) включается в непосредственно-образовательную деятельность, начиная с первого периода обучения. Эта работа проводится в индивидуальной и фронтальной форме.
В ходе индивидуальной образовательной деятельности по коррекции звукопроизношения для ребенка с нарушением слоговой структуры слова, часть времени отводится на проведение игр и игровых упражнений, направленных на формирование неречевых процессов (темп, ритм, ориентировка в пространстве) которые включены в индивидуальные планы.
В структуре фронтальной образовательной деятельности игры и игровые упражнения проходят как часть занятия, организационный момент, физминутки, пальчиковая гимнастика, т.е. активно включаются на тех этапах занятия, когда использование их наиболее эффективно.
ЛИТЕРАТУРА
Аванесов РА. О слогоразделе и строении слога в русском языке // Вопросы языкознания. 1954. Кн. 6. - С. 8-15.
Агранович З.Е. логопедическая работа по преодолению нарушений слоговой структуры слов у детей. – СПб., 2004
Бабина Г.В. Сафонкина Н.Ю. Слоговая структура слова: обследование и формирование у детей с недоразвитием речи. Учебно-методическое пособие. – М.: Книголюб, 2005.Серия «Логопедические технологии». – 96 с.
Большакова С.Е. Преодоление нарушений слоговой структуры слова у детей. – М., 2007
Венгер Л А. Развитие восприятия и сенсорное воспитание в дошкольном возрасте: Автореф. дис... канд. пед. наук. - М., 1968. - 37 с.
Волокитина М.Н. Особенности восприятия и графического изображения плоскостных фигур в дошкольном детстве. М., 1999. - 127-271с.
Гвоздев Н.А. Вопросы изучения детской речи. – СПб.: «Детство пресс», 2007. – 472 с.
Жинкин Н.И. Механизмы речи. – М.: Изд-во АПН РСФСР, 1958. – 369 с.
Зимняя И.А. Лингвопсихология речевой деятельности. – М-В.: 2001. – 411 с.
Китаева Н.Н. к вопросу о нарушении звукослоговой структуры слова у дошкольников с моторной алалией // Актуальные проблемы логопедии в трудах ученых XX века. – СПб, 2000, с 67 – 68.
Леонтьев А.А. Психофизиологические механизмы речи. Общее языкознание. – М.: Наука, 1969. – 37 с.
Маркова А.К. Особенности овладения слоговым структурированием детьми с ОНР: Автореф. дис. канд. пед. наук. - М., 1995. - 25 с.
Маркова А.К. Периодизация речевого развития // Вопросы психологии. 1973. № 6. - С. 96-106.
Швачкин Н.Х. Развитие фонематического восприятия речи в раннем возрасте. - М.-Л.: Изд-во АПН РСФСР, 1948. Вып. 13. - 103 с.
Эльконин Д.Б. Детская психология. М, 2000
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование слоговой структуры слова у детей с общим недоразвитием речи
Среди разнообразных нарушений речи у детей дошкольного возраста одним из наиболее трудных для коррекции является такое особое проявление речевой патологии, как нарушение слоговой структуры слов. Под п...
Формирование слоговой структуры слова у детей с общим недоразвитием речи
Учебно-методические материалы...
Презентация "Приемы коррекционной работы по формированию слоговой структуры слова у детей с общим недоразвитием речи"
Презентация "Приемы коррекционной работы по формированию слоговой структуры слова у детей с общим недоразвитием речи"...
Формирование слоговой структуры слова у детей с общим недоразвитием речи
Слог – это фонетико-фонологическая единица, занимающая промежуточное положение между звуком и речевым тактом Слоги являются кратчайшими звеньями ритмической организации речи...
Статья на тему:"Особенности формирования слоговой структуры слова у дошкольников с общим недоразвитием речи"
Слоговая стрктура слова...
"Формирование слоговой структуры слова у детей с общи недоразвитием речи"
Материал из опыта работы учителя -логопеда. Занимательность предложенных игр и упражнений способствует эмоциональному восприятию усвоения слоговой структуры слова. Игры вызывают у детей интерес, любоп...