Оптимизацию процесса формирования слоговой структуры слова у дошкольников с общим недоразвитием речи
статья по логопедии (старшая группа) по теме

В настоящее время в коррекционной педагогике и логопедии основным направлением исследований является поиск путей оптимизации и инновационных подходов в коррекционном процессе, который максимально повысит эффективность направленного воздействия.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Оптимизацию процесса формирования слоговой структуры слова у дошкольников с общим недоразвитием речи

Коротаева Татьяна Васильевна

учитель-логопед

МБДОУ ДСКВ №45 «Искорка»

г. Нижневартовск

На протяжении ряда лет ведется работа по модернизации содержания логопедической коррекции. В настоящее время в коррекционной педагогике и логопедии основным направлением исследований является поиск путей оптимизации и инновационных подходов в коррекционном процессе, который максимально повысит эффективность направленного воздействия. Современные образовательные и информационно-компьютерные технологии способны служить универсальным средством в процессе модернизации.

Особенности развития современных детей свидетельствуют о том, что они отличаются от их сверстников прошлого века и требуют современного подхода в воспитании, коррекции и развитии. Чтобы заинтересовать их, сделать обучение осознанным, нужны нестандартные подходы, индивидуальные программы развития, новые технологии.

С каждым годом увеличивается количество детей, имеющих отклонения в развитии, и «выравнивание возможностей» именно таких детей является первостепенной задачей коррекционной педагогики. В последние годы появилось достаточно много различной литературы по развитию неречевых процессов.

Коррекция слоговой структуры слова - одна из приоритетных задач логопедической работы с дошкольниками, имеющими системные нарушения речи.

Нарушения слоговой структуры слова сохраняются в речи дошкольников с ОНР дольше, чем недостатки произношения отдельных звуков. Слоговая структура слова, усвоенная в изолированном произношении, нередко вновь искажается при включении этого слова во фразу или самостоятельную речь. Недооценка формирования  слоговой  структуры слова может стать  одной из  причин  возникновения  дисграфии и дислексии в школьном возрасте.

Многие авторы сходятся во мнении, что для становления слоговой структуры слова значимыми являются такие неречевые процессы, как оптико-пространственная ориентация, возможности темпо-ритмической организации движений и действий, способность к серийно-последовательной обработке информации. Очевидна необходимость совершенствования традиционных методов и приемов, а также поиска более эффективных научно-обоснованных путей формирования слоговой структуры слов у детей с общим недоразвитием речи.

Поэтому для организации обучения и воспитания детей c нарушением слоговой структуры слова особую роль играют способы воздействия, направленные на активизацию сенсомоторного развития, артикуляционных возможностей, их познавательной деятельности, где особое место принадлежит целенаправленной организации коррекционно-развивающих игр.

Анализ состояния проблемы формирования слоговой структуры слова у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи, а также характера несформированности базовых неречевых функций, значимых для формирования слоговой структуры слова позволяет сделать вывод  о необходимости разработки и включения основных направлений по их коррекции и совершенствованию в общую коррекционную работу с детьми. 

Технология формирования  неречевых процессов представлена двумя направлениям. 

Каждое направление имеет свои задачи и содержание работы, строится систематизировано с учетом определенной последовательности: от простых форм работы к более сложным с учетом ведущего вида деятельности детей, с применением наглядности, а также учитывает поэтапное формирование слоговой структуры слова. Выделение каждого направления является условным, так как речевые и неречевые психические функции формируются в тесной взаимосвязи, влияя друг на друга.

1.Формирование пространственных представлений

 и оптико-пространственной ориентации

1.1 Коррекционная работа по развитию ориентации в собственном теле

Содержание работы

Задачи, решаемые в серии игр и игровых упражнений

- практическое осознание схемы собственного тела и тела другого субъекта

-освоение пространственных отношений между предметами и собственным телом

- определение степени удаленности предмета от собственного тела / тела другого субъекта;

- выполнение, удержание, изменение, самостоятельное построение пространственно организованных движений и двигательных серий;

- создать условия для освоения детьми асимметрии собственного тела,                                                    - научить пользоваться предметами одежды и обуви с учетом их асимметрии;                                          - уточнить и дифференци- ровать пространственные понятия «впереди», «поза- ди», «наверху», «внизу», «далеко», «близко»;              -развивать оптико-простран ственное восприятие, координацию движений, пространственную организацию движений.

Приложение 4

1.2 Коррекционная работа по развитию ориентации

в трехмерном пространстве

-дифференциация, освоение и вербализация различных направлений окружающего пространства (впереди, позади, далеко, близко, высоко, низко) относительно сторон собственного тела и тела другого субъекта;

- построение, удержание, изменение серий манипулятивных действий с предметами по инструкциям («Поставь пирамидку, справа от нее поставь кубик, «Продолжи ряд предметов; мячик, кубик, пирамидка,

- определение расстояния между предметами путем подбора «дорожек» разной длины («Лиса  далеко от норы, нужна длинная дорожка»,

- составление последовательностей: построение «дорожек», «башен», «мостов», «цепочек» и т.п. из деталей конструктора, геометрических тел и др. с чередованием и без чередования количества и состава структурных элементов («дорожки» - только из красных кубиков; «дорожки» с чередованием двух цветов: красный кубик - синий кубик

- формирование правильного зрительного отслеживания предметного ряда;

- уточнить и дифференц ировать пространственные понятия «впереди», «позади», «наверху», «внизу», «выше», «ниже», «близко», «далеко», «ближе», «дальше»;         -активизировать в речи слова, обозначающие данные понятия.


 Приложение 5

1.3 Коррекционная работа по развитию ориентации в двухмерном пространстве (вертикальная и горизонтальная плоскости).

-освоение, дифференциация и вербализация направлений картинного ряда, расположенного вертикально (вверху, внизу, выше, ниже, над, под) и горизонтально (перед, за, после и.т. п.);

- освоение и вербализация пространственных отношений элементов плоскостного предмета («Это дом. Большой квадрат стена— маленький – окно. Треугольник - крыша». И т.д.);  

- расположение предметов на плоскости с учетом заданных ориентиров («Треугольник находится сверху квадрата. Овал под прямоугольником,»);

- выкладывание вертикальных и горизонтальных «дорожек», состоящих из чередования мозаики разных цветов (синий, красный, синий...);  из геометрических фигур с чередованием и без чередования количества и состава структурных элементов (треугольник, треугольник, круг, треугольник, треугольник, круг...);

- построение последовательности из фигур с учетом величины (с возрастанием, убыванием, чередованием);

- изображение графического ряда из одинаковых и разных элементов (по цвету, форме, величине);

-уточнить и дифференцировать пространственные понятия вертикальной и горизонталь ной плоскостей:«впереди», «позади», «высоко», «низ- ко», «далеко», «близко», «выше», «ниже», «дальше», «ближе», «между»;

-научить сравнивать пространственные позиции предметов; совершествовать графомоторные навыки.


Приложение 6

2. Развитие моторных функций: пространственной организации и сложных параметров серийных движений и действий  

2.1 Совершенствование статико-динамических и темпо-ритмических

параметров общих движений и действий

-воспроизведение заданной последователь- ности общих движений (чередование движений: руки на пояс - руки вверх);

- изменение порядка следования структурных элементов, количества и расположения акцентных частей в заданной последовательности;

- анализ заданной последовательности движений по количеству составляющих элементов, по наличию и расположению акцентных частей;

- различение, воспроизведение, харак-теристика темпа, ритма на основе тактиль-но-кинестетических, зрительных, слуховых ощущений;

-воспроизведение последовательности одинаковых (разных) движений в заданном темпе (ритме);

- изменение темпа, ритма движений.

-совершенствовать коорди- нацию общих движений;

- формировать умение различать и воспроизводить заданные темп и ритм на основе восприятия разных модальностей;

- формировать зрительное отслеживание в заданных направлениях.


Приложение 7

2.2. Совершенствование статической и динамической координации движений пальцев рук

-развитие переключаемости движений пальцев рук;

- развитие темпоральных, ритмических параметров движений пальцев рук;

- формирование пространственной организации движений пальцев рук.

- развивать возможности плавного переключения с одного движения на другое, воспроизведения заданного темпа и ритма, пространственной организации движений пальцев рук.

 Приложение 8

2.3 Развитие статической и динамической координации пальцев рук и органов артикуляции при выполнении совместных движений

- соотнесение статических артикуляционных движений с движениями пальцев рук (губы удерживают артикуляционную позу, пальцы рук под счет передвигаются по фишкам);

-  совместная серийная организация артикуляционных движений с движениями пальцев рук (совместное выполнение артикуляционного упражнения с последовательными движениями пальцев рук);

-  выполнение серий артикуляционных упражнений совместно с чередующимися движениями пальцев рук (поочередное сгибание и разгибание пальцев и т.д.);

-совершенствование пространственной организации движений и действий.

-развивать кинестетическую и кинетическую основы движений;

-совершенствовать плавностсть и переключаемость движений;

-совершенствовать коорди- нацию артикуляционных движений и движений пальцев рук.


Приложение 9

Коррекционная работа по пропедевтике нарушений слоговой структуры слова (формированию  неречевых процессов) включается  в непосредственно-образовательную деятельность, начиная с первого периода обучения. Эта работа проводится в индивидуальной и фронтальной форме.

В ходе индивидуальной образовательной деятельности по коррекции звукопроизношения для  ребенка с нарушением слоговой структуры слова, часть времени отводится на  проведение  игр и игровых упражнений, направленных на формирование неречевых процессов (темп, ритм, ориентировка в пространстве) которые включены в индивидуальные планы.

В структуре фронтальной образовательной деятельности  игры и игровые упражнения проходят как часть занятия, организационный момент, физминутки, пальчиковая гимнастика, т.е. активно включаются на тех этапах занятия, когда использование их наиболее эффективно.

ЛИТЕРАТУРА

Аванесов РА. О слогоразделе и строении слога в русском языке // Вопросы языкознания. 1954. Кн. 6. - С. 8-15.

Агранович З.Е. логопедическая работа по преодолению нарушений слоговой структуры слов у детей. – СПб., 2004

Бабина Г.В. Сафонкина Н.Ю. Слоговая структура слова: обследование и формирование у детей с недоразвитием речи. Учебно-методическое пособие. – М.: Книголюб, 2005.Серия «Логопедические технологии». – 96 с.

Большакова С.Е. Преодоление нарушений слоговой структуры слова у детей. – М., 2007

Венгер Л А. Развитие восприятия и сенсорное воспитание в дошкольном возрасте: Автореф. дис... канд. пед. наук. - М., 1968. - 37 с.

Волокитина М.Н. Особенности восприятия и графического изображения плоскостных фигур в дошкольном детстве. М., 1999. - 127-271с.

Гвоздев Н.А. Вопросы изучения детской речи. – СПб.: «Детство пресс», 2007. – 472 с.

Жинкин Н.И. Механизмы речи. – М.: Изд-во АПН РСФСР, 1958. – 369 с.

Зимняя И.А.  Лингвопсихология речевой деятельности. – М-В.: 2001. – 411 с.

Китаева Н.Н. к вопросу о нарушении звукослоговой структуры слова у дошкольников с моторной алалией // Актуальные проблемы логопедии в трудах ученых XX века. – СПб, 2000, с 67 – 68.

Леонтьев А.А. Психофизиологические механизмы речи. Общее языкознание. – М.: Наука, 1969. – 37 с.

Маркова А.К. Особенности овладения слоговым структурированием детьми с ОНР: Автореф. дис. канд. пед. наук. - М., 1995. - 25 с.

Маркова А.К. Периодизация речевого развития // Вопросы психологии. 1973. № 6. - С. 96-106.

Швачкин Н.Х. Развитие фонематического восприятия речи в раннем возрасте. - М.-Л.: Изд-во АПН РСФСР, 1948. Вып. 13. - 103 с.

Эльконин  Д.Б. Детская психология. М, 2000



Предварительный просмотр:

Оптимизацию процесса формирования слоговой структуры слова у дошкольников с общим недоразвитием речи

Коротаева Татьяна Васильевна

учитель-логопед

МБДОУ ДСКВ №45 «Искорка»

г. Нижневартовск

На протяжении ряда лет ведется работа по модернизации содержания логопедической коррекции. В настоящее время в коррекционной педагогике и логопедии основным направлением исследований является поиск путей оптимизации и инновационных подходов в коррекционном процессе, который максимально повысит эффективность направленного воздействия. Современные образовательные и информационно-компьютерные технологии способны служить универсальным средством в процессе модернизации.

Особенности развития современных детей свидетельствуют о том, что они отличаются от их сверстников прошлого века и требуют современного подхода в воспитании, коррекции и развитии. Чтобы заинтересовать их, сделать обучение осознанным, нужны нестандартные подходы, индивидуальные программы развития, новые технологии.

С каждым годом увеличивается количество детей, имеющих отклонения в развитии, и «выравнивание возможностей» именно таких детей является первостепенной задачей коррекционной педагогики. В последние годы появилось достаточно много различной литературы по развитию неречевых процессов.

Коррекция слоговой структуры слова - одна из приоритетных задач логопедической работы с дошкольниками, имеющими системные нарушения речи.

Нарушения слоговой структуры слова сохраняются в речи дошкольников с ОНР дольше, чем недостатки произношения отдельных звуков. Слоговая структура слова, усвоенная в изолированном произношении, нередко вновь искажается при включении этого слова во фразу или самостоятельную речь. Недооценка формирования  слоговой  структуры слова может стать  одной из  причин  возникновения  дисграфии и дислексии в школьном возрасте.

Многие авторы сходятся во мнении, что для становления слоговой структуры слова значимыми являются такие неречевые процессы, как оптико-пространственная ориентация, возможности темпо-ритмической организации движений и действий, способность к серийно-последовательной обработке информации. Очевидна необходимость совершенствования традиционных методов и приемов, а также поиска более эффективных научно-обоснованных путей формирования слоговой структуры слов у детей с общим недоразвитием речи.

Поэтому для организации обучения и воспитания детей c нарушением слоговой структуры слова особую роль играют способы воздействия, направленные на активизацию сенсомоторного развития, артикуляционных возможностей, их познавательной деятельности, где особое место принадлежит целенаправленной организации коррекционно-развивающих игр.

Анализ состояния проблемы формирования слоговой структуры слова у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи, а также характера несформированности базовых неречевых функций, значимых для формирования слоговой структуры слова позволяет сделать вывод  о необходимости разработки и включения основных направлений по их коррекции и совершенствованию в общую коррекционную работу с детьми. 

Технология формирования  неречевых процессов представлена двумя направлениям. 

Каждое направление имеет свои задачи и содержание работы, строится систематизировано с учетом определенной последовательности: от простых форм работы к более сложным с учетом ведущего вида деятельности детей, с применением наглядности, а также учитывает поэтапное формирование слоговой структуры слова. Выделение каждого направления является условным, так как речевые и неречевые психические функции формируются в тесной взаимосвязи, влияя друг на друга.

1.Формирование пространственных представлений

 и оптико-пространственной ориентации

1.1 Коррекционная работа по развитию ориентации в собственном теле

Содержание работы

Задачи, решаемые в серии игр и игровых упражнений

- практическое осознание схемы собственного тела и тела другого субъекта

-освоение пространственных отношений между предметами и собственным телом

- определение степени удаленности предмета от собственного тела / тела другого субъекта;

- выполнение, удержание, изменение, самостоятельное построение пространственно организованных движений и двигательных серий;

- создать условия для освоения детьми асимметрии собственного тела,                                                    - научить пользоваться предметами одежды и обуви с учетом их асимметрии;                                          - уточнить и дифференци- ровать пространственные понятия «впереди», «поза- ди», «наверху», «внизу», «далеко», «близко»;              -развивать оптико-простран ственное восприятие, координацию движений, пространственную организацию движений.

Приложение 4

1.2 Коррекционная работа по развитию ориентации

в трехмерном пространстве

-дифференциация, освоение и вербализация различных направлений окружающего пространства (впереди, позади, далеко, близко, высоко, низко) относительно сторон собственного тела и тела другого субъекта;

- построение, удержание, изменение серий манипулятивных действий с предметами по инструкциям («Поставь пирамидку, справа от нее поставь кубик, «Продолжи ряд предметов; мячик, кубик, пирамидка,

- определение расстояния между предметами путем подбора «дорожек» разной длины («Лиса  далеко от норы, нужна длинная дорожка»,

- составление последовательностей: построение «дорожек», «башен», «мостов», «цепочек» и т.п. из деталей конструктора, геометрических тел и др. с чередованием и без чередования количества и состава структурных элементов («дорожки» - только из красных кубиков; «дорожки» с чередованием двух цветов: красный кубик - синий кубик

- формирование правильного зрительного отслеживания предметного ряда;

- уточнить и дифференц ировать пространственные понятия «впереди», «позади», «наверху», «внизу», «выше», «ниже», «близко», «далеко», «ближе», «дальше»;         -активизировать в речи слова, обозначающие данные понятия.


 Приложение 5

1.3 Коррекционная работа по развитию ориентации в двухмерном пространстве (вертикальная и горизонтальная плоскости).

-освоение, дифференциация и вербализация направлений картинного ряда, расположенного вертикально (вверху, внизу, выше, ниже, над, под) и горизонтально (перед, за, после и.т. п.);

- освоение и вербализация пространственных отношений элементов плоскостного предмета («Это дом. Большой квадрат стена— маленький – окно. Треугольник - крыша». И т.д.);  

- расположение предметов на плоскости с учетом заданных ориентиров («Треугольник находится сверху квадрата. Овал под прямоугольником,»);

- выкладывание вертикальных и горизонтальных «дорожек», состоящих из чередования мозаики разных цветов (синий, красный, синий...);  из геометрических фигур с чередованием и без чередования количества и состава структурных элементов (треугольник, треугольник, круг, треугольник, треугольник, круг...);

- построение последовательности из фигур с учетом величины (с возрастанием, убыванием, чередованием);

- изображение графического ряда из одинаковых и разных элементов (по цвету, форме, величине);

-уточнить и дифференцировать пространственные понятия вертикальной и горизонталь ной плоскостей:«впереди», «позади», «высоко», «низ- ко», «далеко», «близко», «выше», «ниже», «дальше», «ближе», «между»;

-научить сравнивать пространственные позиции предметов; совершествовать графомоторные навыки.


Приложение 6

2. Развитие моторных функций: пространственной организации и сложных параметров серийных движений и действий  

2.1 Совершенствование статико-динамических и темпо-ритмических

параметров общих движений и действий

-воспроизведение заданной последователь- ности общих движений (чередование движений: руки на пояс - руки вверх);

- изменение порядка следования структурных элементов, количества и расположения акцентных частей в заданной последовательности;

- анализ заданной последовательности движений по количеству составляющих элементов, по наличию и расположению акцентных частей;

- различение, воспроизведение, харак-теристика темпа, ритма на основе тактиль-но-кинестетических, зрительных, слуховых ощущений;

-воспроизведение последовательности одинаковых (разных) движений в заданном темпе (ритме);

- изменение темпа, ритма движений.

-совершенствовать коорди- нацию общих движений;

- формировать умение различать и воспроизводить заданные темп и ритм на основе восприятия разных модальностей;

- формировать зрительное отслеживание в заданных направлениях.


Приложение 7

2.2. Совершенствование статической и динамической координации движений пальцев рук

-развитие переключаемости движений пальцев рук;

- развитие темпоральных, ритмических параметров движений пальцев рук;

- формирование пространственной организации движений пальцев рук.

- развивать возможности плавного переключения с одного движения на другое, воспроизведения заданного темпа и ритма, пространственной организации движений пальцев рук.

 Приложение 8

2.3 Развитие статической и динамической координации пальцев рук и органов артикуляции при выполнении совместных движений

- соотнесение статических артикуляционных движений с движениями пальцев рук (губы удерживают артикуляционную позу, пальцы рук под счет передвигаются по фишкам);

-  совместная серийная организация артикуляционных движений с движениями пальцев рук (совместное выполнение артикуляционного упражнения с последовательными движениями пальцев рук);

-  выполнение серий артикуляционных упражнений совместно с чередующимися движениями пальцев рук (поочередное сгибание и разгибание пальцев и т.д.);

-совершенствование пространственной организации движений и действий.

-развивать кинестетическую и кинетическую основы движений;

-совершенствовать плавностсть и переключаемость движений;

-совершенствовать коорди- нацию артикуляционных движений и движений пальцев рук.


Приложение 9

Коррекционная работа по пропедевтике нарушений слоговой структуры слова (формированию  неречевых процессов) включается  в непосредственно-образовательную деятельность, начиная с первого периода обучения. Эта работа проводится в индивидуальной и фронтальной форме.

В ходе индивидуальной образовательной деятельности по коррекции звукопроизношения для  ребенка с нарушением слоговой структуры слова, часть времени отводится на  проведение  игр и игровых упражнений, направленных на формирование неречевых процессов (темп, ритм, ориентировка в пространстве) которые включены в индивидуальные планы.

В структуре фронтальной образовательной деятельности  игры и игровые упражнения проходят как часть занятия, организационный момент, физминутки, пальчиковая гимнастика, т.е. активно включаются на тех этапах занятия, когда использование их наиболее эффективно.

ЛИТЕРАТУРА

Аванесов РА. О слогоразделе и строении слога в русском языке // Вопросы языкознания. 1954. Кн. 6. - С. 8-15.

Агранович З.Е. логопедическая работа по преодолению нарушений слоговой структуры слов у детей. – СПб., 2004

Бабина Г.В. Сафонкина Н.Ю. Слоговая структура слова: обследование и формирование у детей с недоразвитием речи. Учебно-методическое пособие. – М.: Книголюб, 2005.Серия «Логопедические технологии». – 96 с.

Большакова С.Е. Преодоление нарушений слоговой структуры слова у детей. – М., 2007

Венгер Л А. Развитие восприятия и сенсорное воспитание в дошкольном возрасте: Автореф. дис... канд. пед. наук. - М., 1968. - 37 с.

Волокитина М.Н. Особенности восприятия и графического изображения плоскостных фигур в дошкольном детстве. М., 1999. - 127-271с.

Гвоздев Н.А. Вопросы изучения детской речи. – СПб.: «Детство пресс», 2007. – 472 с.

Жинкин Н.И. Механизмы речи. – М.: Изд-во АПН РСФСР, 1958. – 369 с.

Зимняя И.А.  Лингвопсихология речевой деятельности. – М-В.: 2001. – 411 с.

Китаева Н.Н. к вопросу о нарушении звукослоговой структуры слова у дошкольников с моторной алалией // Актуальные проблемы логопедии в трудах ученых XX века. – СПб, 2000, с 67 – 68.

Леонтьев А.А. Психофизиологические механизмы речи. Общее языкознание. – М.: Наука, 1969. – 37 с.

Маркова А.К. Особенности овладения слоговым структурированием детьми с ОНР: Автореф. дис. канд. пед. наук. - М., 1995. - 25 с.

Маркова А.К. Периодизация речевого развития // Вопросы психологии. 1973. № 6. - С. 96-106.

Швачкин Н.Х. Развитие фонематического восприятия речи в раннем возрасте. - М.-Л.: Изд-во АПН РСФСР, 1948. Вып. 13. - 103 с.

Эльконин  Д.Б. Детская психология. М, 2000


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование слоговой структуры слова у детей с общим недоразвитием речи

Среди разнообразных нарушений речи у детей дошкольного возраста одним из наиболее трудных для коррекции является такое особое проявление речевой патологии, как нарушение слоговой структуры слов. Под п...

Презентация "Приемы коррекционной работы по формированию слоговой структуры слова у детей с общим недоразвитием речи"

Презентация "Приемы коррекционной работы по формированию слоговой структуры слова у детей с общим недоразвитием речи"...

Формирование слоговой структуры слова у детей с общим недоразвитием речи

žСлог – это  фонетико-фонологическая единица, занимающая промежуточное положение между звуком и речевым тактом žСлоги являются кратчайшими звеньями ритмической организации речи...

"Формирование слоговой структуры слова у детей с общи недоразвитием речи"

Материал из опыта работы учителя -логопеда. Занимательность предложенных игр и упражнений способствует эмоциональному восприятию усвоения слоговой структуры слова. Игры вызывают у детей интерес, любоп...