"Работа логопеда и воспитателя с родителями"
консультация по коррекционной педагогике (старшая, подготовительная группа)
Консультация для воспитателей о работе с родителями по развитию речи
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya.doc | 57 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для воспитателей:
«Работа логопеда и воспитателя с родителями».
Учитель-логопед: Зырянова И. А.
Успех коррекционного обучения во многом определяется тем, насколько четко организована преемственность в работе логопеда, воспитателей и родителей. В настоящее время в логопедической практике существуют стабильные формы работы с родителями, которые являются достаточно эффективными. Первая организованная встреча логопеда с родителями проводится в конце сентября. На этом собрании логопед освещает в доступной форме следующие вопросы:
1. Необходимость специального направленного обучения детей в условиях компенсирующей- логопедической группы.
2. Анализ результатов психолого-педагогического обследования детей.
З. Организация работы логопеда и воспитателя в течение года.
4. Информация о содержании логопедических и воспитательских занятий в первый период обучения.
На этом собрании полезно предоставить родителям возможность прослушать записи речевых высказываний детей при первичном обследовании.
ОПЫТ общения с родителями показывает, что их отношение к речевым дефектам детей неоднозначен: одни видят лишь недостатки произношения отдельных звуков (р, л, с, ш), другие считают, что все «само исправится к школе» и лишь под давлением специалистов они привели ребенка в группу. Поэтому особое значение приобретаёт первая беседа логопеда, когда он должен в доступной и убедительной форме рассказать и показать (используя образцы письменных работ учащихся с дисграфией) негативное влияние недостаточно сформированной речи на процесс овладения детьми грамотой. При этом необходимо подчеркнуть мысль о том, что именно раннее выявление речевой патологии и оказание детям своевременной помощи поможет предупредить затруднения при обучении в школе. Тем самым логопед обосновывает необходимость открытия и существования до- школьных логопедических групп.
Далее он рассказывает об особенностях речевого развития каждого ребенка, подчеркивая сильные и слабые стороны, обращая внимание родите лей на возможные осложнения в процессе коррекционного обучения.
Большое внимание уделяется освещению вопросов, связанных с организацией жизни детей в условиях специального детского сада. Родители должны знать режим работы в группе, требования к детям на протяжении всего времени пребывания в саду. Раскрывая задачи и содержание логопедических занятий, логопед знакомит (выборочно) с приемами педагогического воздействия, необходимыми для осуществления дифференцированного подхода к каждому ребенку. Особо логопед отмечает роль родителей в комплексе психолого-
педагогических мероприятий:
а) единство требований к ребенку;
б) контроль за выполнением заданий;
в) помощь в оформлении работ ребенка, игр, дидактического материала;
г) активное участие во всех мероприятиях, проводимых для родителей в детском саду (открытые занятия, праздники, родительские собрания, оформление групповой комнаты, стендов для родителей и т.д.).
Таким образом, логопед создает установку для сознательного включения родителей в коррекционный процесс.
На протяжении учебного года систематически проводятся консультации для родителей. Логопед показывает приемы индивидуальной коррекционной работы с ребенком, подчеркивает его трудности и успехи, подсказывает, на что необходимо обратить внимание дома. У каждого ребенка имеется своя тетрадь, где фиксируется содержание
логопедической работы. Родителям объясняется, как необходимо оформлять эту тетрадь, даются образцы выполнения домашних заданий (зарисовки предметов, наклеивание переводных картинок, запись стихотворений, рассказов и т.д.). Тетрадь всегда должна быть аккуратной и хорошо оформленной. Это также один из моментов педагогического воздействия.
Рекомендуется провести цикл бесед для родителей по тематике, связанной с особенностями воспитания и обучения детей.
Приме речевые темы бесед:
1. Речевые нарушения и причины их возникновения.
2. Психологические особенности детей с системными нарушениями речи.
3. Краткие советы родителям, имеющим детей с ОНР 1-го уровня. Воспитание и обучение ребенка с общим недоразвитием речи.
4. Учите детей наблюдать.
5. Что делать, если у ребенка плохая память?
6. Как развивать слуховое восприятие у детей.
7. Подвижные игры в системе коррекционной работы.
8. Игра — лучший помощник в занятиях с детьми дома.
9. Нужно ли родителям спешить с обучением детей чтению?
10. Как учить запоминать стихотворения?
11. Как и что читать детям с общим недоразвитием речи?
12. Игровые упражнения, развивающие мелкую моторику ребенка.
13. труд — важнейшее средство в коррекционно-воспитательной работе с детьми дома.
14. Мы учим детей рассказывать.
Полезным для родителей является посещение открытых занятий логопеда и воспитателя. Они проводятся систематически 1 раз в 2-3 месяца. Родители получают возможность следить за успехами детей, видеть их трудности в общении с товарищами, наблюдать за проведением режимных моментов, организацией игровой деятельности.
В середине учебного года проводится 2-е родительское собрание. На нем подводятся итоги работы за 1-ое полугодие. Кратко освещается динами- ка речевого продвижения каждого ребенка, определяются задачи и содержание занятий в после дующий период обучения, требования к речи детей. Оценивается роль каждой семьи в системе комплексного воздействия. В это время логопед уже может дать прогноз конечного итога логопедической работы, сориентировать родителей в отношении дальнейшего пребывания ребенка в детском саду или школе.
3—е родительское собрание планируется в конце года. На нем подводятся итоги всей коррекционной работы, дается анализ повторного обследования речи детей, рекомендации к их дальнейшему обучению (в детском саду, в школе). Организуется торжественный выпуск детей, где каждый имеет возможность продемонстрировать свои успехи.
Рекомендации к оформлению стенда
для родителей
1 раздел. Развитие слухового восприятия у детей
1. Краткая вступительная часть о значении развития слухового восприятия у детей с общим недоразвитием речи.
2. Игры и игровые приемы:
Игры: а) ((Где звенит. будильник? Любимый мишутка или зайка прячут» будильник под шкаф, на полку, за дверь, т.д. Ребенок должен найти
источник звука, по возможности об этом сказать или показать!
б) ((Какие часы тикают? Ребенок должен определить, какие часы издают звук, маленькие или большие).
I раздел. Развитие мелкой моторики
1. Короткая вступительная часть о значении развития мелкой моторики.
2. Игры и игровые приемы:
а) «Обведи по контуру» (обводить трафареты, изображающие различные предметы, штриховать, вырезать). Использовать в дальнейшем детские работы для игр в группе или дома;
б) «Вышивка» (по контуру вышивать на картоне простое предметное изображение);
в) «Накорми Цыпа и Цьш-цьпа». Рис и пшено смешивают.
Дети любит пшено, а Цып-ЦЫП — рис. Ребенок в процессе игры сортирует крупу и кладет соответствующие зерна перед цыплятами (игрушками).
III раздел. Развитие внимания и памяти
1. Небольшая вступительная часть о нарушении памяти у детей.
2. Игры, способствующие развитию внимания, памяти.
А «Телевизор».
Рамка с изображением экрана телевизора поочередно накладывается на предметные картинки, которые могут быть подобраны по форме, цвету и т.д. или по определенной лексической теме и т.д. Количество картинок, которые ребенок должен запомнить, а потом воспроизвести в определенной последовательности, увеличивается постепенно (2—3—4---5...). Перед проведением игры взрослые должны убедиться, что названия картинок детям данной группы знакомы, они верно различают цвет, величину предметов... Предварительно задаются вопросы. (Что это? Кто это? Какой?...)
Если речь детей ограничена, рассматривание картинок сопровождается конкретной, четкой речью взрослого, после чего ребенок отбирает аналогичные картинки из ряда других картинок и предъявляет их ведущему.
Для игры могут быть использованы изображе ния с простым сюжетом. Так, составив короткие предложения по картинкам (из 2—З-х слов), ребе нок запоминает, а потом воспроизводит их. Этот вариант полезен на этапе работы над предложениями. Ведущий произносит перед игрой: «Передачу начинаем. Телевизор МЫ включаем. Ты внимательна смотри, а потом нам расскажи». (О том, что видел, ребенок рассказывает любимой кукле, Мишке...).
б) «Угадай, чего не стало?»
в) «Угадай, что прибавилось?»
г) «Кто больше увидит предметов на картинке?»
I раздел. Развитие речи
Для записи домашних заданий логопеды используют карточки из плотной бумаги размером примерно 10х15 см. Тексты небольших стихотворений, рассказов, упражнений, описания игровых приемов и игр подобраны с учетом уровня речевого недоразвития и соответствующей программы по коррекционно-воспитательной работе с детьми. Родителям предлагается внимательно ознакомиться с содержанием текста карточки, переписать его в тетрадь, подобрать и наклеить (на рисовать) соответствующие картинки.
На примере лексической темы «Одежда» можно проследить за тем, как оформляется материал для домашних заданий и познакомиться с примерным его содержанием.
Чтобы привлечь внимание родителей к занятиям по данной теме, к объему лексического материала, который необходимо усвоить детям, оформляется ширма.
Материал для ширмы: «Знакомим детей с темой «Одежда».
Уважаемые родители, проверьте, запомнили ли ваши дети названия предметов одежды и могут ли ее назвать самостоятельно. Обратите внимание на точное употребление следующих слов: шуба — пальто — плащ; куртка — комбинезон; сарафан
— платье — юбка; рубашка — блузка — кофта; свитер — безрукавка: брюки — шорты — костюм
— пиджак; пижама — ночная рубашка и т.п.
Попросите ребенка показать названный вами предмет (картинку): Покажи, где куртка? А где комбинезон? Найди и покажи свитер и пиджак.
Можно предложить ребенку помочь вам: Сначала повесим на вешалку папин плащ, а потом твое пальто. Принеси, пожалуйста, то, что я назвала. Что ты принесешь сначала? А что потом?
Ребенок должен принести сначала плащ, а по том пальто, т.е. запомнить, в какой последовательности названы предметы и правильно выполнить просьбу взрослого. После того, как ребенок принесет вещи, еще раз спросите: « Что ты принес? Как называется эта вещь?
Взрослый благодарит ребенка: Спасибо, ты мне помог(ла). Если ребенок справляется с подобными заданиями, их можно усложнить.
А теперь помоги, пожалуйста, убрать на место эту одежду. Слушай внимательно и запоминай, что тебе надо сделать:
Шарф пока повесь на спинку стула, а шарфик отнеси в прихожую и положи в рукав шубки. Шапку положи на столик около зеркала. Пожалуйста, вспомни и скажи, что тебе надо сделать сначала? А потом?
Если ребенок забыл, что ему надо сделать, задайте дополнительные вопросы:
Куда отнесешь шапку? Или: Что надо положить на столик возле зеркала?
Дети должны знать названия деталей, частей одежды. Проверьте, как они их запомнили.
Предложите показать воротник зайкиной рубашки и назвать его. Затем показать воротники мишкиной и зайкиной рубашек и назвать их (Что это?).
Можно спросить: «У моего платья есть рукав? Покажи его. Что это? (Рукав). Где у твоего платья рукава? Где карманы? Что это? (Карманы) А на моем платье есть карман? Что это? (Карман).
Дети должны иметь представление о назначении одежды, знать, в какое время года какую одежду носят (зимняя, летняя, верхняя одежда) и
понимать, почему предметы одежды так называются: (шубу носят зимой — это зимняя одежда. Зима
— зимой — зимняя. Осень — осенью — осенняя одежда и т.д.).
Чаще задавайте детям вопросы: Какая? Какой? Какое?
По ходу выполнения разных домашних дел (стирка, шитье, починка одежды взрослыми) и посильной помощи ребенка родителям (может по-
стирать нос очки, платочки, погладить колготки, пришить пуговицу и т.д.) необходимо постоянно за давать вопросы:
Что ты делаешь? (Стираю)
Что ты сделал? (Постирал)
А теперь, — предлагает мама, — угадай, что я сделаю? (Мама отжимает белье, вешает, сушит, гладит...)
Затем просит: Покажи, как ты намыливаешь платок. Молодец! Очень хорошо намыливаешь. Что ты делаешь? Что еще можно намылить?
Вспомни, когда ты приходишь с улицы у тебя грязные ... (Что?) Руки и т.д. Ты берешь мыло и (что делаешь?) Покажи, как ты это делаешь? И т.д. (Вопросы задайте по-разному. Точные ответы на них требуют особого внимания, собранности детей).
Приучайте детей правильно употреблять слова действия (глаголы) «надеть» и «одеть». А для этого прежде всего последите за собой, проверьте, правильно ли вы употребляете слова «надеть на себя ((одеть кого-то. Таня надевает кофту, Таня одевает Оле кофту и т.п.
Собираясь с ребенком на прогулку, предложи те ему выполнить разные задания: повесить хала тик на спинку стула, снять пальто (развязать,
завязать, сложить, отряхнуть, очистить щеткой). Следите за точным исполнением ваших просьб. Если ребенок понимает и правильно выполняет ваши задания, задавайте ему вопросы: Что ты де лаешь? Что ты уже сделал?
На первых этапах работы не рекомендуется предлагать ребенку запоминать, повторять более 3-4 признаков. Постепенно количество признаков, которые ребенок должен назвать, запомнить, а потом последовательно их воспроизвести, увеличивается до 5-ти и более.
Нужно приучить ребенка самостоятельно, аккуратно, быстро одеваться, застегивать пуговицы, зашнуровывать ботинки, завязь бантики. Сначала дети учатся застегивать пальто куклы, завязывать у нее на голове бант, заплетать кукле косички, зашнуровывать и расшнуровывать
специальный игрушечный башмачок, зашивать дырку, пришивать пуговицу, плести из полосок бума ги коврики, корзинки.
Тренировочные упражнения для пальчиков по степенно помогут детям быстро и легко справляться со своей одеждой и не отставать от
сверстников, когда они спешат на прогулку или возвращаются с улицы в детский сад. В дальнейшем креп кие, ловкие детские пальчики не будут доставлять ему хлопот при обучении рисованию, письму...
Обучая ребенка тем или иным действиям (развитие мелкой моторики), нужно проверить, правильно ли он называет их, может ли точно
ответить на ваши вопросы: Что ты делаешь? Что ты сделал? Что ТЫ будешь делать?
Так, взяв ленту и куклу, задайте такой вопрос:
Какое действие мы будем учиться выполнять? Завязывать и развязывать (бант), заплетать и расплетать (косу).
Полезно провести игру: «Угадай мое действие (Постепенно ребенку придется привыкнуть к словам предмет.’, действие. прочувствовать, что они обозначают, и если взрослый по ходу различных игр с ребенком будет пользоваться словом (действие), оно «ляжет на слух» ребенку, станет привычным и, благодаря практической деятельности, будет осознано.)
В игровой форме можно воспитывать аккуратность и вкус. Ребенок одевается, он берет приготовленную им с вечера одежду со стула. На стуле, кроме платья и трусиков, лежат 2-З пары носков разного цвета и разноцветные ленты. дополни тельные носки и ленты положили на стул, когда ребенок уснул. Взрослый спрашивает: (Какого цвета платье ты надеваешь? (Синее). — А какого цвета носки тебе хочется сегодня надеть? Почему ты решила надеть белые носки? (Если ребенок взял белые носки). Можно помочь: К синему цвету подходит (какой цвет)? — А ленту какую возьмем? Почему? И т.п.
Если постоянно привлекать внимание ребенка к гармонии в костюме, обращать внимание на со стояние одежды (чисто, грязно, красиво), то у него разовьется вкус, привычка быть подтянутым, собранным, понимание, что главное не новизна и обилие вещей, а чистота, опрятность и аккуратность.
Детей привлекает игра «Федорино горе», по аналогии с произведением Чуковского К.И. Только теперь у Федоры убежала вся ее одежда.
Сначала убежала вся верхняя одежда — зимняя (спросите: «Какая?»), затем осенняя и т.д. Потом убежало белье (Что убежало?). Спросите, почему от нее убежала почти вся одежда? (только пожалели ее юбка и кофта, что были на ней).
Родители употребляют в своем рассказе разные слова-действия (глаголы): заплакала от жалости, пожалела, сжалилась, разжалобила. Произносит эти слова неторопливо, четко, повторяя каждое слово в разных вариантах несколько раз, стараясь, чтобы ребенок прислушался к ним.
Можно в дальнейшем (в конце учебного года) предложить детям самим рассказать эту сказку или показать ее (драматизация сказки) членам семьи, если позволят речевые возможности ребенка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для воспитателей «Взаимосвязь в работе логопеда и воспитателя по формированию связной речи у детей с ОНР»
Успешное осуществление коррекционно-воспитательной работы в условиях дошкольного учреждения возможно при тесной взаимосвязи в работе логопеда и воспитателя....
Консультация для воспитателей "Взаимосвязь работы логопеда и воспитателя в логопедической группе"
Педагоги групп по исправлению нарушений речи – логопед и воспитатель должны работать во взаимодействии, стремится к созданию согласованного подхода в лечебно-оздоровительной работе, которая направлена...
Взаимодействие работы логопеда и воспитателя с родителями детей, посещающих ДОО для детей с нарушениями речи.
. Взаимодействие работы логопеда и воспитателя с родителями детей, посещающих ДОО для детей с нарушениями речи.1. Конспект родительского собрания «Организация корре...
Взаимодействие работы логопеда и воспитателя в речевом развитии дошкольников Из опыта работы РМО «Речевое развитие дошкольников в современной образовательной системе. Направления речевой работы с детьми в соответствии с ФГОС ДО»
Взаимодействие работы логопеда и воспитателя в речевом развитии дошкольников Сегодня произошли изменения в системе Российского образования, обновления его качества. В связи с утверждением ...
Взаимодействие работы логопеда и воспитателя с родителями детей, посещающих ДОО для детей с нарушениями речи.
Взаимодействие работы логопеда и воспитателя с родителями детей, посещающих ДОО для детей с нарушениями речи.1. Конспект родительского собрания «Организация коррекционно-образо...
«Формы работы по взаимодействию учителя – логопеда с воспитателями и родителями группы компенсирующей направленности для детей с ТНР»
Работая с детьми с речевыми нарушениями очень важно сделать родителей активными участниками педагогического процесса. Дети приходят в группу из разных групп детского сада и родители не сразу понимают ...
Практические формы и методы работы и сотрудничества учителя-логопеда с воспитателями и родителями обучающихся с ОВЗ.
Семья – первая социальная общность, которая закладывает основы личностных качеств ребенка. Ни одна, даже самая лучшая педагогическая система, не может быть эффективна в полной мере, если в этой ...