Индивидуальный образовательный маршрут для ребенка с РАС в ДОУ
консультация по коррекционной педагогике

Третьякова Елена Сергеевна

ИОМ для ребенка с РАС в ДОУ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл iom_v_dou_konsultatsiya_na_sayt.docx32.65 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов:

«Индивидуальный образовательный маршрут для ребенка с РАС в ДОУ».

Одним из условий эффективности обучения детей дошкольного возраста с РАС и их интеграции в общеобразовательную среду является учет особых образовательных потребностей каждого  ребенка, который может быть осуществлен лишь при индивидуально-дифференцированном  подходе к обучению.

 При таком подходе каждый воспитанник сможет в полной мере может реализовать свои потенциальные возможности. А тем более ребенок, имеющий определенные трудности при формировании навыков социального взаимодействия. Это ставит перед педагогами образовательного учреждения задачу по созданию оптимальных условий для реализации индивидуальных возможностей  воспитанника с РАС. Одним из решений в данной ситуации является составление и реализация индивидуального образовательного маршрута (далее – ИОМ). Индивидуализация обучения, воспитания и коррекции направлена, прежде всего, на преодоление несоответствия между уровнем который задает  ООП и реальными возможностями каждого воспитанника исходя из его психофизических возможностей.

В официальных документах:

  • «Концепция дошкольного воспитания»;
  • «Концепции содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено)» от 17.06.2003 года;
  • методическое письмо Института возрастной физиологии Российской академии образования «Об использовании Программ индивидуального адаптивного развития при подготовке детей к школе» от 17 февраля 2004 года № 14-51-36/13;
  • Государственный Стандарт дошкольного образования от 17.10.2013г.

подчеркивается важность и необходимость индивидуального подхода к каждому ребенку, а поддержка индивидуальности признается одним из основополагающих моментов дошкольного воспитания: только на её основе могут осуществляться полноценное развитие личности дошкольника, раскрываться его особенности, уникальные способности.

Проектирование индивидуального образовательного маршрута дошкольника

Об индивидуализации в образовательном процессе говорится в последнее время достаточно много. Однако конкретные методические разработки или рекомендации встречаются не так часто.

Одним из вариантов, способствующих реализации индивидуальных образовательных потребностей является «индивидуальный образовательный маршрут» воспитанника. Этот термин получил распространение в связи с концепцией адаптивной школы, разработанной Е.А. Ямбургом. Модель такого образовательного учреждения представляет собой школу со смешанным контингентом учащихся: от уровня творческой одаренности до уровня различных патологий психического развития (этот уровень представлен детьми с нарушениями психического развития). Модель адаптивной школы, с одной стороны, наиболее реальна, поскольку отражает современное состояние образования во всех его аспектах; а с другой стороны, представляет собой один из самых сложных видов учебного заведения с огромным комплексом психолого-медико-педагогических задач.

Проанализировав опыт применения индивидуально-дифференцированного обучения, становится видно, что ИОМ воспитанника представляет собой характеристику осваиваемых ребенком задач образования в соответствии с индивидуальными способностями своего развития. Важность такого подхода в образовании детей  с РАС очевидна.

Существующие научные исследования и опыт организации индивидуально-дифференцированного обучения подсказали некоторые идеи реализации ИОМ в ходе процесса обучения и воспитания детей дошкольного возраста.

Индивидуальный образовательный маршрут должен иметь определенную цель. И эта цель ориентирована  на результаты освоения  программы в соответствии с индивидуальными возможностями и образовательными потребностями ребенка.

Сущность индивидуального образовательного маршрута заключается в следующем:

  1. ИОМ специально разрабатывается для конкретного ребенка с РАС как его индивидуальная образовательная программа;
  2. в стадии разработки ИОМ ребенок с РАС и его родители выступают
  • как субъекты выбора дифференцированного образования, предлагаемого образовательным учреждением;
  • как «неформальные заказчики», уточняющие образовательные потребности и иные индивидуальные особенности ребенка;
  1. на стадии реализации ребенок выступает как субъект осуществления образования.

«Этапы проектирования индивидуального образовательного маршрута для ребенка с РАС можно представить следующим образом:

  1. целевой (постановка целей получения  образования, формулирующихся на основе государственного образовательного стандарта, мотивов и потребностей ребенка);
  2. содержательный (обоснование структуры и отбор содержания работы педагогов, их систематизация и группировка, установление взаимосвязи с другими занятиями, то есть разработка содержания ИОМ);
  3. технологический (определение используемых педагогических, инновационных, здоровьесберегающих технологий, методов, методик, систем обучения и воспитания);
  4. диагностический (определение системы диагностического сопровождения);
  5. организационно-коррекционно-педагогический (условия и пути достижения коррекционных, педагогических целей).

При этом педагоги выполняют следующие действия по организации данного процесса:

- структурирование педагогического процесса (согласование мотивов, целей, коррекционно-образовательных потребностей, а, следовательно, и индивидуального образовательного маршрута, с возможностями образовательной среды);

- сопровождение (осуществление консультативной помощи при разработке и реализации ИОМ);

- регулирование (обеспечение реализации ИОМ через использование адекватных форм деятельности);

6) результативный (обсуждение результатов и корректировка, формулировка ожидаемого результата)»

При проектирование ИОМ важно опираться на известные принципы:

  • Принцип систематической ступенчатой диагностики.

Определение необходимых мероприятий коррекционно-развивающего и обучающего характера по отношению к ребенку возможно только на основе комплексной диагностики. Поэтому данная диагностика должна носить систематический характер в ходе обучения, воспитания и выявлять особенности продвижения ребенка на различных этапах его развития.

  • Принцип учета особенностей высшей нервной деятельности.
  • Принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей ребенка.
  • Принцип комплексности.
  • Принцип индивидуального подбора педагогических технологий.
  • Принцип контроля и корректировки.

В процессе проведения обучения и воспитания дошкольников необходимо контролировать влияние тех или иных воздействий на ребенка, корректируя или изменяя педагогические методы и формы работы с ним в случае их неэффективности.

  • Принцип учета профессионального сотрудничества
  • Принцип прогнозирования динамики развития ребенка.
  • Принцип учета продуктивного взаимодействия педагога ,ребенка и родителей в индивидуальном процессе обучения и воспитания.

Способ построения ИОМ ребенка с РАС, должен характеризовать особенности его обучения и развития на протяжении определенного времени, то есть носить пролонгированный характер. Невозможно определить этот маршрут на весь период сразу, задав его направление, поскольку сущность его построения состоит именно в том, что он отражает процесс изменения в развитии и обучении ребенка.

Таким образом, в основе построения ИОМ должна стать организация наиболее оптимальных для ребенка условий обучения и воспитания с целью коррекции и формирования необходимых знаний, умений и навыков. Понятно, что такая организация обучения должна базироваться на знании психологических, биологических и социальных особенностей развития детей

 В МАДОУ ЦРР д/с 87 в ИОМ для детей с РАС педагоги включают все мероприятия, способствующие коррекции выявленных нарушений с учетом актуального состояния ребенка и зоны его ближайшего развития.

Какова же форма составления индивидуального образовательного маршрута? Она бывает различна. Чаще - это таблицы с перечнем заданий по каждому разделу программы и графами результатов; ИОМ в виде таблицы, в которых каждый педагог пишет рекомендации по коррекции недостатков познавательной, речевой и других сторон развития ребенка.

. Каждый ИОМ начинается с перечня данных ребенка, дате его рождения, названия учреждения, которое ребенок посещает, результатов ПМПК (при наличии), диагноза (при наличии).

Цель создания индивидуального маршрута одна: в условиях оптимизации образовательной работы, активного включения интеграционных процессов в образование максимальная реализация образовательных и социальных потребностей детей с РАС.

Анализируя опыт по созданию и реализации индивидуальных-образовательных маршрутов, карт развития ребенка, можно сделать вывод, что каждый из них заслуживает внимания и возможен в применении в условиях образовательной работы.

Составление ИОМ на основе единства диагностики и коррекции различных нарушений с учетом возрастных новообразований поможет четко определить развивающие мероприятия и условия, избавит педагога от возможных упущений, обеспечит комплексное воздействие педагогов и родителей на ребенка с РАС.

ИОМ ребенка является документом, фиксирующим проводимые педагогом развивающие мероприятия, их эффективность в отношении ребенка, характер индивидуальных изменений в обучении и развитии дошкольника, а так же данные об усвоении программного материала.

Эффективная реализация ИОМ позволит обеспечить положительную динамику в личностном развитии детей с РАС.

Несомненно, такая работа потребует от педагогов профессиональной компетентности и заинтересованности в процессе и результате своего труда.

                                                                                            (из опыта работы и по материалам интернет- ресурсов)

                                                                                                                                                                                                     

                                        Приложение.

                                                                                                                                                                         

Комитет по образованию администрации городского округа «Город Калининград»

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Калининграда центр развития ребенка – детский сад № 87

Утверждаю

Заведующий МАДОУ ЦРР д/с № 87

________________

Приказ №_______

«______»_________2018г.

Индивидуальный образовательный маршрут

Ф.И. ребенка:  

 Дата рождения:

Основания:

Индивидуальный образовательный маршрут в соответствии с ФГОС дошкольного образования, в соответствии с п. 6 част1 статьи 6 ФЗ от 29 декабря 2012 г. № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации, 2012, № 53, ст. 7598; 2013. № 19, ст. 2326, № 30, ст. 4036, подпунктом 5.2.41 Положения о Министерства образования и науки РФ, утвержденного постановлением Правительства РФ от 3 июня 2013г. № 446 (Собрания законодательства РФ, 2013, № 23, ст 2923;  № 33, ст.4386; №37, ст 4702), пунктом 7 Правил разработки, утверждения федеральных государственных образовательных стандартов  и внесение в них изменений, утвержденных в  постановлением Правительства Российской Федерации, 2013, № 33, ст.4377)

В ИОМ учитываются:

индивидуальные потребности ребенка с РАС, связанные с его жизненной ситуацией и состоянием здоровья, определяющие  особые образовательные потребности.

Цель ИОМ:  

Основные задачи коррекционного обучения:

Срок реализации ИОМ:

График посещения детского сада ребенком:  

                                  Содержание образовательной и коррекционно-развивающей деятельности :

Распределение обязанностей педагогов и специалистов

 в ходе реализации индивидуального образовательного маршрута ребенка

Педагоги

Мероприятия и рекомендации по реализации  Программы (АООП)

Учитель - дефектолог

Учитель - логопед

Педагог-психолог

Музыкальный руководитель

Реализует АООП ДО для обучающихся с РАС.

 

Воспитатели

Реализуют АООП ДО для обучающихся с РАС по образовательным областям:

СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ

РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ

ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ 

ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ

 

Психолого – педагогическая характеристика ребенка

Эмоционально-волевая сфера:

Социально-коммуникативная сфера:

Познавательное развитие:

Речевое развитие:

Предполагаемые формы и условия работы с ребенком 

Направление работы (специалист)

Кол-во часов в неделю

Время проведения

Используемые программы и технологии

Форма проведения занятий

Ф.И.О.

специалиста

Учитель - дефектолог

Учитель - логопед

Педагог - психолог

Муз. руководитель

Воспитатели

Организация  образовательной деятельности регламентируется пп. 11.10 – 11.13;12.5;12.7 СанПиН 2.4.1.3049-13. п.12.15. Объем образовательной         работы и коррекционной помощи детям (занятия с логопедом, с психологом и другие) регламентируют индивидуально в соответствии с медико-педагогическими рекомендациями.

Коррекционно-развивающая работа, проводимая  педагогом-психологом

Направления работы

Содержание работы

Ожидаемые результаты

Социально-коммуникативная сфера

Коммуникативная деятельность

Эмоционально-личностная и волевая сфера

Эмоциональное развитие

Развитие произвольной регуляции поведения

Познавательная сфера

Развитие психических процессов

Коррекционно-развивающая работа, проводимая учителем-дефектологом

 

Направление работы

Содержание

Ожидаемые результаты

Формирование учебных навыков.

Развитие элементарных математических представлений.

 

Ознакомление с окружающим и развитие речи.

.

Коррекционно-развивающая работа, проводимая учителем-логопедом

 

Направление работы

Содержание работы

Ожидаемые результаты

Формирование понимания обращенной речи

 

Накопление пассивного и активного словаря

Формирование алгоритма произвольного высказывания


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальный образовательный маршрут ребенка требующего особого внимания. Индивидуальный образовательный маршрут одаренного ребенка на 2015-2016 учебный год

Как можно составить карты по: индивидуальному  образовательному маршруту  ребенка требующего особого внимания, индивидуальному  образовательному маршруту одаренного ребенка на 2015-2016...

Индивидуальный образовательный маршрут для ребенка 4-5 лет с ОВЗ Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие (музыкальная деятельность)»

Основная цель, которую я ставлю перед собой при создании индивидуального образовательного маршрута, заключается в обеспечении условий, способствующих позитивной социализации дошкольников, их социально...

Индивидуальная карта развития дошкольника. Индивидуальный образовательный маршрут развития ребенка

Предмет педагогической диагностики - это индивидуальное развитие дошкольников. Согласно ФГОС результат педагогической диагностики может быть использован для построения образовательной траектории разви...

Индивидуальный образовательный маршрут для ребенка с нарушением опорно-двигательного аппарата - старшая группа Образовательная область - "Художественно-эстетическое развитие(музыкальное воспитание)". Маршрут разработан по программе "Ладушки" И.Каплуново

Индивидуальный образовательный маршрутдля ребенка с нарушением опорно-двигательного аппарата- старшая группаОбразовательная область - "Художественно-эстетическое развитие(музыкальное воспитание)...

Индивидуальный образовательный маршрут с ребенком 7 года жизни имеющего нарушения опорно-двигательного аппарата Образовательная область: физическое развитие

Индивидуальный образовательный маршрут с ребенком 7 года жизни имеющего нарушения опорно-двигательного аппаратаОбразовательная область: физическое развитие. Пригодится инструкторам по физической культ...

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ СОПРОВОЖДЕНИЯ РЕБЕНКА С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ (социально-коммуникативное развитие ребенка с расстройством аутистического спектра)

Аутизм – это нарушение развития, которое обычно характеризуется задержкой и нарушением социальных навыков, речи и поведения. Они не хуже и не лучше обычных детей, они просто другие. Эти дети нуж...

Индивидуальный образовательный маршрут для ребенка с АООП, ОВЗ; Карта учета индивидуального развития воспитанника.

Успешность детей в освоении АООП ДО отслеживаю в процессе наблюдения за детьми в организованной и свободной деятельности, результаты которого фиксирую в мониторинговых картах. На основании анализа пол...