Системно-деятельностный подход в реализации функций коррекционно-педагогической деятельности в группах для детей с ОВЗ
статья по коррекционной педагогике
В статье рассматриваются основные документы образовательной политики для детей с ОВЗ; приводятся понятие «дети с ОВЗ», содержание, субъекты и режим организации коррекционно-педагогической деятельности; основные функции коррекционно-педагогической деятельности воспитателя, инструктора по физическому воспитанию; музыкального руководителя с детьми группы ОВЗ (логопедической группы)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_sistemno-deyat_podhod_gmo.docx | 87.45 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Детский сад №21»
Системно-деятельностный подход
в реализации функций
коррекционно-педагогической деятельности
в группах для детей с ОВЗ
(тезисы статьи)
Городское методическое объединение логопедов
по проблеме «Полифункциональность коррекционной деятельности
в группах для детей с ОВЗ»
Т.М. Побережная,
старший воспитатель
МБДОУ «Детский сад №21»
Аннотация: в статье рассматриваются основные документы образовательной политики для детей с ОВЗ; приводится понятие «дети с ОВЗ»; содержание, субъекты и режим организации коррекционно-педагогической деятельности; основные функции коррекционно-педагогической деятельности воспитателя, инструктора по физическому воспитанию; музыкального руководителя с детьми группы ОВЗ (логопедической группы)
Основные документы образовательной политики для детей с ОВЗ:
- Федеральный закон от 29.12.2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
- Распоряжение Правительства РФ от 22 ноября 2012 г. № 2148-р «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы».
- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. N 26 «Об утверждении СанПиН2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций».
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 г. № 373 (Зарегистрирован Минюстом России 22.12.2009 г. № 17785) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования».
Дети с ОВЗ в ДОУ— несовершеннолетние физические лица, недостатки физиологического или психологического состояния которых препятствуют получению образования без создания специальных условий в детском саду и подтверждены заключением психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК).
Понятие коррекционно-педагогической деятельности
Коррекционно-педагогическая деятельность ‒ составная часть педагогической деятельности, направленная на изменение (исправление, совершенствование) познавательных возможностей ребенка, его эмоционально-волевой сферы, личностных качеств, интересов, наклонностей, способностей, поведения. Л.С. Выготский
Целью коррекционной деятельности должна выступать ориентация на всестороннее развитие аномального ребенка как обычного, попутно осуществляя исправление и сглаживание его недостатков:
« Надо воспитывать не слепого, но ребенка прежде всего. Воспитывать же слепого и глухого - значит воспитывать глухоту и слепоту...". (Л.С. Выготский)
Содержание коррекционно-педагогической деятельности (по Б.К. Тупоногову):
- 1. Коррекционное обучение– это усвоение знаний и усвоение способов применения полученных знаний;
- 2. Коррекционное воспитание– это воспитание типологических свойств и качеств личности, инвариантных предметной специфике деятельности (познавательной, трудовой, эстетической и т.д.), позволяющих адаптироваться в социальной среде;
- 3. Коррекционное развитие– это исправление (преодоление) недостатков умственного и физического развития, совершенствование психических и физических функций, сохранной сенсорной сферы и нейродинамических механизмов компенсации дефекта.
Режим организации коррекционно-педагогической деятельности включает время, отведенное на:
- непосредственно образовательную деятельность, осуществляемую в процессе организации различных видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения) с квалифицированной коррекцией недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей;
- образовательную деятельность с квалифицированной коррекцией недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей, осуществляемую в ходе режимных моментов;
- самостоятельную деятельность детей;
- взаимодействие с семьями детей по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья.
Сущность системного подхода - обучение и воспитание рассматриваются не изолированно, а во взаимосвязи, в постоянном развитии.
Деятельностный подход – сущность организации образовательно-воспитательного процесса детей дошкольного возраста.
Педагогическая функция (от лат. functio –сполнение, осуществление, обязанности)
Педагогическая функция – предписанное педагогу направление применения профессиональных знаний и умений, среди которых главными являются обучение, образование, воспитание, развитие и воспитание учащихся.
Основные профессиональные функции специалистов
-диагностическая (определяют причину трудности с помощью комплексной диагностики);
-проектная (разрабатывают на основе принципа единства диагностики и коррекции индивидуальный маршрут сопровождения);
-сопровождающую (реализуют индивидуальный маршрут сопровождения);
-аналитическую (анализируют результаты реализации образовательных маршрутов).
Основные функций воспитателя
- образовательную
- воспитательную
- развивающую
- нормативную
- коммуникативную
- информационную
- координирующую
- рефлексивную
- диагностическую
Функции коррекционно-педагогической деятельности инструктора по физическому воспитанию с детьми логопедической группы
- дифференциация носового и ротового дыхания
развитие мышечных движений (жевание, улыбка)
развитие слухового внимания
• развитие артикуляционных движений (цоканье, шипение, насос и др.)
• развитие мелкой моторики
• развитие общей координации
• развитие координации между движением и словом
• развитие динамической координации движений
(напряжение – отдых – напряжение)
Функции музыкального руководителя с детьми логопедической группы
- слухового внимания и слуховой памяти;
- оптико-пространственных представлений;
- зрительной ориентировки на собеседника;
- координации движений;
- умения передавать несложный музыкальный ритмический рисунок;
- темпа и ритма дыхания и речи;
- фонематического слуха.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация по реализации проекта совместной деятельности воспитателя и детей дошкольного возраста
В презентации рассматривается взаимодеиствие педагога с детьми....
Системно - деятельностный подход как способ организации образовательной деятельности детей
Консультация для педагогов...
Рабочая программа реализации ООП в средней группе для детей 4-5 лет на 2016-2017 учебный год
Рабочая программа реализации ООП в средней группе для детей 4-5 лет на 2016-2017 учебный год...
«Системно-деятельностный подход в реализации программы ДО»
В материале говорится о том, что методологической основой ФГОС является системно-деятельностный подход, основная цель которого научить-учиться. Также в нем отражено, что в основе системно-деятел...
Конспект непосредственно-образовательной деятельности на основе системно-деятельностного подхода «Волшебный фейерверк» в старше-подготовительной группе
Конспект непосредственно-образовательной деятельности на основе системно-деятельностного подхода «Волшебный фейерверк» в старше-подготовительной группе ...
Текст доклада "Системно-деятельностный подход в организации познавательно-исследовательской деятельности дошкольников в условиях ФГОС ДО"
Системно-деятельностный подход в организации познавательно-исследовательской деятельности дошкольников в условиях ФГОС ДО...
Конспект НОД по обучению грамоте с использованием системно-деятельностного подхода. ( Технология « Ситуация») подготовительная к школе группа с ТНР.
Цель: формирование предпосылок читательской грамотности через развитие навыков в звуковом анализе слов с использованием технологии « Ситуация»Задачи: Мотивировать детей на включение в деят...