«Системно-деятельностный подход в реализации программы ДО»
материал на тему
В материале говорится о том, что методологической основой ФГОС является системно-деятельностный подход, основная цель которого научить-учиться. Также в нем отражено, что в основе системно-деятельностного-подхода лежит идея эффективного использования активных методов обучения на каждом этапе образовательной деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sistemno-deyatelnostnyy_podhod.doc | 64.5 КБ |
Предварительный просмотр:
«Системно-деятельностный подход в реализации программы ДО»
Наш Детский сад функционирует с 2003 года, а в 2011 году к нам присоединилось новое здание, построенное в рамках президентской программы «Бэлэкэч». Таким образом, сегодня детский сад рассчитан на 400 мест, а детей в нем воспитывается 526 человек.
У нас работает большой педагогический коллектив: педагогов - 51 человек, в т.ч. воспитателей – 41 человек. Мы можем гордиться тем, что имеем очень высокий образовательный ценз: 43 педагоги имеют высшее образование, это составляет 84% от общего числа педагогов. С высшей квалификационной категорией 10 педагогов, а с первой – 33.
С 2014 по 2016 год 24 педагога прошли профессиональную переподготовку.
Наше дошкольное учреждение имеет высокий рейтинг в микрорайоне, городе, республике. По итогам рейтинга 2014-2015 года среди дошкольных образовательных учреждений Республики Татарстан наш детский сад занял 1 место и получил Грант 500 000 рублей.
Наш детский сад имеет высокий рейтинг еще и потому что предлагает родителям широкий спектр дополнительных образовательных и других услуг. На сегодняшний день данными услугами охвачено практически 100% воспитанников.
Коллектив МАДОУ работает в соответствии с основной образовательной Программой дошкольного образования, разработанной на основе требований федерального государственного стандартам дошкольного образования с учетом комплексной программы «От рождения до школы», Программой развития МАДОУ на 2015-2019 годы.
Основная образовательная программа детского сада была скорректирована с учетом утвержденной в мае 2015 года «Примерной основной образовательной программой дошкольного образования». На данный момент нам необходимо внести коррективы в нашу программу в соответствии с вышедшей региональной программы «Сөенеч” «Радость познания», в которой подробно представлена вариативная часть наших программ.
Продолжалась работа по созданию образовательной среды и психолого-педагогических условий для разностороннего развития воспитанников МАДОУ, проведена большая работа с педагогическими кадрами по повышению профессионального мастерства, формированию новых профессиональных компетенций в условиях реализации ФГОС ДО.
В детском саду созданы достаточные условия для организации образовательного процесса с детьми, оптимальной двигательной активности, оздоровления, обеспечения эмоционального благополучия, коррекции речевых нарушений.
Действуют кабинеты психологической разгрузки, логопедический – для индивидуальных и подгрупповых занятий с детьми с нарушениями речи, физкультурный и музыкальный залы, кабинет татарского языка, компьютерный класс. Детский сад оснащен техническими средствами обучения: интерактивными досками, интерактивными столами, мультимедийным оборудованием, ноутбуками, нетбуками, которые обогащают образовательный процесс наглядностью и формируют у детей первичные навыки пользования интерактивным оборудованием. Функционирует компьютерный класс.
Развивающая предметно-пространственная среда детского сада организована с учетом интересов детей и отвечает их возрастным особенностям, систематически пополняется. В соответствии с ФГОС ДО в групповых помещениях она представлена в виде развивающих центров: экспериментальной деятельности, конструирования, природы, двигательной активности, безопасности, книги, познания, творчества, отдыха, театра, игры, социально-эмоционального развития и т.д., в том числе центр патриотического воспитания, с материалами, отражающими национально-региональный компонент.
Введение в работу дошкольных учреждений ФГОС ДО потребовало от педагогического коллектива полного переосмысления целей и задач дошкольного образования.
При введении системно-деятельностного подхода в практику работы с дошкольниками мы в своем дошкольном учреждении столкнулись с рядом трудностей. Переход от традиционной модели взаимодействия взрослого и ребенка на партнерские взаимоотношения в процессе деятельности потребовал новых способов постановки и решения образовательных задач, что повлекло за собой изменение сложившегося стереотипа деятельности взрослых участников образовательного процесса. Современный подход к образованию потребовал от педагогов реализации новых целей, изменения методов и форм работы с дошкольниками. К этому оказались готовы далеко не все педагоги. Возникла проблема профессиональной и личностной готовности педагогов к работе в новых условиях. Таким образом, необходимо было не только вооружить педагогов необходимыми знаниями, но и изменить их личные установки и отношение к собственной деятельности, повысить мотивацию к изменениям, сформировать готовность к саморазвитию.
В нашем дошкольном образовательном учреждении для повышения профессиональной компетентности педагогов на этапе введения системно-деятельностного подхода в практику работы в учреждении проводятся круглые столы по ознакомлению с опытом других учреждений по реализации системно-деятельностного подхода, индивидуальные и групповые консультации для педагогов и специалистов по разработке индивидуальных маршрутов самообразования, разработан годичный семинар-практикум, составлен план повышения квалификации педагогов.
Психологическое сопровождение работы в новых условиях предполагает переосмысление педагогами целей дошкольного образования, взглядов и личностных установок, формирование готовности к саморазвитию, повышение мотивации к освоению новых форм работы с детьми. В этом направлении запланированы тренинговые занятия с психологом..
Реализация системно-деятельностного подхода к воспитательно-образовательному процессу возможна только в тесном взаимодействии с родителями воспитанников и их включенности в деятельность учреждения. Необходимо сформировать у родителей целостное представление о единстве целей и задач дошкольного учреждения и семьи, постоянно повышать психолого-педагогическую компетентность родителей в вопросах деятельностного подхода к развитию ребенка. Это конечно сделать непросто, но для этого в нашем учреждении проводятся беседы, консультации, тематические родительские собрания, родительские конференции, педагогические гостиные, тренинговые занятия, детско-родительские проекты, творческие конкурсы.
Так, наши родители принимают активное участие в подготовке поделок на благотворительные акции, организованные районным отделом образования, различных групповых мероприятиях и на базе детского сада.
Системно-деятельностный подход позволяет сформировать у дошкольников деятельностные качества, определяющие успешность ребенка на разных этапах обучения и его последующую самореализацию в будущем.
Наш детский сад работает в тесном контакте по обеспечению преемственности дошкольного и начального образования со школой №165. Эта работа направлена на обеспечение готовности старших дошкольников к школьному обучению и их плавному переходу на начальную ступень образования. Эффективными оказались следующие формы работы:
- взаимопосещения занятий и уроков воспитателями и учителями;
- экскурсия детей в школу;
- родительское собрание «Игра - как фактор успешности обучения в школе»;
- консультация «Трудности адаптации первоклассника в школе»;
- дни открытых дверей в школах.
К сожалению, приходится констатировать, что в данной работе инициатива принадлежит прежде всего детскому саду, а не школе. Тем не менее необходимо отметить, что учителя отмечают высокий уровень подготовки наших выпускников к школьному обучению, быструю адаптацию к новым социальным условиям, а недостатки подготовки мы обсуждаем на последующих совместных педагогических советах.
Мы систематически отслеживаем успеваемость наших учеников в начальной школе. Наши выпускники поступают в гимназии и лицеи, в обычные школы и показывают хорошие результаты учебы.
Ежегодно в конце учебного года мы проводим обследование наших детей.
Оценивается уровень сформированности предпосылок к учебной деятельности, а также интегративные качества, такие как самостоятельность, инициатива, произвольность внимания, умение выполнять задание, слушать воспитателя и сверстников, контролировать свои действия.
По итогам прошедшего учебного года, высокий уровень развития показали 83% от общего количества выпускников, средний уровень развития -17%, низкий уровень отсутствует.
Таким образом, реализация системно-деятельностного подхода в образовательном процессе позволяет сформировать у дошкольников деятельностные качества, определяющие успешность ребенка на разных этапах обучения и его последующую самореализацию в будущем.
Наши педагоги продолжают работу по изучению и внедрению системно-деятельностного подхода в организации образовательного процесса, совершенствуют эту деятельность, понимая, что современное образование основано на этих подходах.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Реализация системно – деятельностного подхода в практике комплексного тематического планирования познавательно – речевого развития детей раннего возраста (2-3 лет)
Реализация системно – деятельностного подхода в практике комплексного тематического планирования познавательно – речевого развития детей раннего возраста (2-3 лет).Данная методическая разработка имеет...
Комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса в ДОУ и реализация системно - деятельностного подхода к развитию ребенка.
В условиях современного дошкольного образования произошли изменения в образовательных технологиях, в организации развивающей среды. Они обусловлены повышением уровня современных государственных требов...
Методическая разработка «Реализация системно-деятельностного подхода в практике работы ДОУ на этапе введения ФГОС дошкольного образования»
Содержание материалов освещает опыт деятельностного подхода в практике работы с детьми 6-7 лет при обучении грамоте и подготовке к школе на этапе введения ФГОС дошкольного образования при ...
Консультация для педагогов " Особенности реализации системно - деятельностного подхода в старшем дошкольном возрасте на этапе реализации ФГОС ДО" ( из опыта работы)
В материале перечислены качества, которыми должен обладать современный педагог, описана суть технологии деятельностного подхода и его "золотые правила"...
Приоритетные принципы и подходы к реализации программы.
Реализация принципов позволит наиболее рационально организовать работу группы компенсирующей направленности для детей с общим недоразвитием речи, обеспечить единство требований педагогов в...
Семинар-практикум для педагогов «Научить учиться. Реализация системно-деятельностного подхода к развитию ребёнка в ДОУ»: «Использование развивающих игр на основе системно-деятельностного подхода»
Материал может быть полезен педагогам дошкольного образования, а так же родителям детей-дошкольников....