Проект "Юный эрудит"
проект по коррекционной педагогике (старшая группа)
Проект ориентирован на развитие мыслительных операций у детей старшего дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
moy_proekt-igra.doc | 76.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект «Юный эрудит»
Для детей старшего дошкольного возраста.
«Людей, рассуждающих логически,
больше, нежели красноречивых.
Красноречие есть искусство
приукрашивать логику»
Дени Дидро
Логическое мышление является высшей стадией развития детского мышления, которое необходимо начать формировать в дошкольном возрасте. Но почему именно дошкольнику нужна логика? Потому что на каждом возрастном этапе создается определенный «этаж», на котором создаются психические функции, важные для перехода к следующему этапу. Навыки и умения, приобретенные в дошкольный период. Будут служить фундаментом для получения знаний и развития логических способностей в старшем возрасте – в школе. Овладев логическими операциями, ребенок научится правильно и четко мыслить, «действовать в уме». Логические примеры – сравнение, синтез, анализ – применяются во всех видах деятельности для выработки правильных умозаключений. В настоящее время, в условиях коренного изменения характера человеческого труда ценность знания логики возрастает, способствуя культурному и интеллектуальному развитию личности.
Проект ориентирован на развитие мыслительных операций у детей старшего дошкольного возраста.
Предполагаемый результат: повышение уровня формирования мыслительных операций.
Актуальность.
В наше время судьба человека полностью в его руках, а изначально – в руках любящих и заботливых родителей, которые хотят видеть своих малышей обладающими начальным багажом знаний. Ведь и в школах изменились методики обучения. Все задания, контрольные, экзаменационные тесты построены с таким расчетом, что детям приходится для решения поставленной проблемы, думать и размышлять, а не излагать изученный материал. В современных условиях такой способ обучения актуален. Главное не «напичкать» ребёнка знаниями, а научить думать, решать задачи, правильно пользоваться справочными источниками, то есть указать ему путь, следуя которому он сможет получить необходимые знания, реализоваться в жизни и профессии.
Таким образом, возникшее противоречие, с одной стороны важность и необходимость развития у детей логического мышления, формирование у детей мыслительных операций, и с другой – отсутствие целенаправленной, систематической работы привели к разработке проекта «Юный эрудит».
Воспитание современного ребёнка и его познавательных способностей – приоритетная, наиглавнейшая задача дошкольной педагогики особенно в современных условиях, поскольку нашей стране нужны личности, умеющие творчески мыслить, быстро принимать неординарные решения в сложных ситуациях.
Паспорт проекта
Вид проекта: познавательно-творческий.
Цель: Развитие интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста посредством развивающих игр.
Задачи проекта:
1. Формировать у детей стремление к самосовершенствованию.
2. Воспитывать у детей желание к получению новых знаний и навыков.
3. Закрепить навыки, полученные в игре.
4. Расширить представление родителей о развивающих играх для детей старшего дошкольного возраста.
Продолжительность проекта: среднесрочный (январь-март)
Участники проекта: педагог-психолог, дети старшего дошкольного возраста, воспитатели, родители.
Необходимые материалы: компьютер, проектор, познавательные и обучающие презентации для детей.
Предполагаемый продукт проекта:
- круглый стол «Развитие логического мышления у детей дошкольного возраста», оформление «Елочки безопасности» дорожными знаками,
- познавательный квест с педагогами «Знатоки»,
- конкурс «Развивающие игры своими руками»,
- литературный материал «Логоритмические упражнения для пальчиков»,
- Памятка «Игры ребенка в семье»,
- Папки-передвижки «О подготовке детей к школе», «Игры и упражнения по развитию пространственных представлений, логического мышления, внимания и произвольности поведения у детей 6-7 лет».
- Стендовая информация « Подготовка руки дошкольника к письму»
Этапы осуществления проекта:
Подготовительный этап (январь) - подбор и углубленное изучение литературы по интеллектуальному развитию детей старшего дошкольного возраста; накопление игрового материала, составление картотеки развивающих игр.
Основной этап (февраль) - выявление интеллектуального уровня развития детей старшего дошкольного возраста, неделя интеллектуальных игр, работа с родителями и педагогами.
Заключительный этап (март) – диагностика, подведение итогов, определение перспектив, педсовет.
План реализации проекта
Подготовительный этап (январь)
№ | мероприятия | Цель | участники | сроки |
1. | Побор материала по теме проекта | Систематизация полученного материала | Педагог-психолог | 2неделя января |
2. | Планирование деятельности по теме проекта | Составление календарного плана работы | Педагог-психолог | 3 неделя января |
3. | Взаимодействие с родителями, направленное на реализацию проекта | Ознакомление родителей с проектом | Педагог-психолог, родители | 4 неделя января |
Основной этап (Февраль)
№ | Содержание деятельности | Задачи | Ресурсы | Исполнители | Сроки |
1 | Диагностическое обследование | Выявление уровня развития логического мышления у детей | Педагог-психолог, дети | январь | |
Социально-коммуникативное развитие: 1. Сюжетно –ролевая игра «Идем в гости». 2. «Больница». 3. «Ожившие игрушки». 4. «Супермаркет». 5. «Мы - конструкторы». | Развивать взаимодействие и общение ребёнка с взрослыми и сверстниками. Привлечь родителей к созданию условий для сюжетно –ролевых игр. | Занятия, экскурсии, дидактические и развивающие игры. Сюжетно–ролевая игры | февраль | ||
2 | Познавательное развитие 1. «Письмо от Незнайки». 2. «Высоко – низко, далеко – близко». 3. «Собери квадрат». 4. «Скорее собери». 5. «Найди такую-же». 6. «Кошки-мышки». 7. «Где мы были мы не скажем, а что делали покажем». 8. «Сравни картинки» «Найди такую же картинку» и др. 9. Логические задачи, головоломки, кроссворды. 10. Игры с блоками Дьенеша | Развивать интерес, любознательность, познавательную мотивацию. Формировать первичные представления о себе, других людях, объектах окружающего мира, их свойствах и отношениях | Занятия, дидактические, развивающие настольные, словесные игры, логические задачи. Сюжетно – ролевые игры | Педагог-психолог, дети, воспитатели, родители | февраль |
3 | Речевое развитие Пальчиковые игры- изображаем пальцами цифры, буквы; Упражнения на развитие подвижности силы и гибкости пальцев; Загадки (чтение, письмо, понятия о времени, растения т.д.) Физкультминутки на занятиях и т.д. | Развивать связную, грамматически правильную диалогическую и монологическую речь. Учить владеть речью как средством общения и культуры
| Использование на занятиях стихов, загадок, пословиц, поговорок и т. д.игровые тренинги для развития речи, театрализованные игры | Дети и воспитатели, родители | февраль |
4 | Художественно – эстетическое развитие Логические упражнения: Продолжи ряд, нахождение ошибки, умозаключения. Лепка «Дорожный знак» |
Реализовывать самостоятельную творческую деятельность при рисовании различных предметов штриховок и т.д., | Тетради с заданиями, альбомы упражнений для развития руки ребенка, домашние задания, графические диктанты. | Дети и Педагог-психолог, родители | в первую половину дня февраль |
5 | Физическое развитие: Игры с бегом: «Пятнашки», «Ракеты» Игры с мячом: «Пятнашки с мячом», «Эстафета с передачей мяча» Словесные игры: «Повтори – ка», Загадки – складки; чистоговорки и скороговорки; Народные игры; «Краски», «Прорыв цепи» | Развивать физические качества у ребенка. Укреплять крупную и мелкую моторику рук на физкультминутках, включенных на каждое занятие и в свободной деятельности детей | Народные игры, Динамические паузы, психогимнастики, физкультминутка, подвижные игры | Дети и физ.инструктор, родители | По плану воспитательно-образовательного процесса. (в первую половину дня) февраль |
Работа с родителями
№ | Проведение | Содержание работы | Методическое обеспечение |
1 | Январь | Анкетирование « Развитие логического мышления у дошкольников» | Ресурсы интернета |
2 | Январь | Конкурс «Развивающие и дидактические игры своими руками» | Приказ администра-ции ДОУ |
3 | Январь | Круглый стол «Развитие логического мышления у детей дошкольного возраста» | |
4 | Февраль | Консультация для родителей: «Интеллектуальное развитие ребенка- дошкольника» | Ресурсы интернета |
5 | Февраль | Памятка «Игры ребенка в семье» Стендовая информация « Подготовка руки дошкольника к письму» | |
6 | Март | Консультация для родителей «Значение занимательного материала для развития детей» | Е.В.Сербина «Математика для малышей» |
7 | Март | Встреча с родителями за круглым столом. Выступление родителей об опыте организации игр детей дома | З.А.Михайлова «Игровые занимательные задачи для дошкольников |
Заключительный этап (март)
Мероприятия | Цель | Участники | Сроки |
1. Диагностическое обследование: «Развитие психических процессов у дошкольника». | Выявление и определение эффективности реализации проекта. | Педагог-психолог Родители, Педагог-психолог |
Март
|
2. Создание папки для педагогов: Литературный материал «Логоритмические упражнения для пальчиков», Папки-передвижки «О подготовке детей к школе», «Игры и упражнения по развитию пространственных представлений, логического мышления, внимания и произвольности поведения у детей 6-7 лет». «Игры, которые учат»; «Релаксационные игры», «Развиваем ручки»; |
Повышение компетентности педагогов в плане развития психического здоровья у детей |
Педагог-психолог, воспитатели
|
Март
|
3. Создание папки для родителей: "Дошкольное детство – первый период психического развития ребенка" (памятки, рекомендации, буклеты, консультации). | Повышение педагогической культуры родителей по вопросу интеллектуального развития |
Воспитатели Родители |
Март |
4.Квест игра «Космонавты спешат на помощь» | Закрепление и обобщение пройденного материала |
| Апрель |
Литература.
1. Белоусова, Л.Е. Удивительные истории [Текст]: библиотека программы «Детство» /Л.Е.Белоусова. – М.; Просвящение, 2003. - 214с.
3. Колесникова Е. В. Я решаю логические задачи [Текст]: Учебное пособие / Е.В. Колесникова. – М.; ТЦ Сфера, 2015. – 48с.
5. Михайлова З.А. Игровые занимательные задачи для дошкольников [Текст]: пособие для воспитателей /З.А. Михайлова. – М.; Просвящение, 2007. – 287с.
7. Михайлова З.А. Логико – математическое развитие дошкольников/ З.А. Михайлова, К.А Носова – СПб. ООО Изд-во Детство – пресс, 2013. – 128с.
8. Сорокина Л.И. Интеллектуальное развитие детей, 5 - 6 лет:
9. Юзбекова Е.А. Место игры в интеллектуальном развитии дошкольника [Текст]: Москва, 2006. – 256 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мини-олимпиада "Юный эрудит"
Интелектуальный конкурс для воспитанников дошкольного учреждения....
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ИГРА «ЮНЫЙ ЭРУДИТ»
Интеллектуальная игра...
Комплексно – тематическое планирование в подготовительной группе «Эрудит» (реализация ФГТ)
октябрь тема "Осень"...
Комплексно – тематическое планирование в подготовительной группе «Эрудит» (реализация ФГТ)
Январь "что нас окружает"...
""Юный эрудит
Открытое мероприятие с родителями...
Программа кружка "Эрудит" (вторая младшая группа)
Пояснительная записка Ребенок по своей природе – исследователь, экспериментатор. Его «Почему? Как? Где?» порой ставит в тупик неискушенных взрослых. Существует множество способов предоставить дет...
Интеллектуальная игра - викторина «Юный эрудит» для детей подготовительной группы
Представлен конспект мероприятия для подготовительной группы. Задания подобраны так, чтобы поддерживать интерес каждого ребенка к совместной деятельности со сверстниками, содействовать налаживанию их ...