Статья "РОЛЬ ИГРЫ В ЖИЗНИ РЕБЕНКА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ"
статья по теме
В статье раскрыта тема значения игры в развитии личности ребенка с ОВЗ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_rol_igry_v_zhizni_rebenka.docx | 25.08 КБ |
Предварительный просмотр:
Едукова Людмила Ивановна
МДОУ «Детский сад №91
компенсирующего вида»
г.о. Саранск, воспитатель
430013 ул. Коваленко,
д.53,корп.2, кв.23
(для Едуковой Л.И.)
РОЛЬ ИГРЫ В ЖИЗНИ РЕБЕНКА
С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
В статье рассматривается значение игры в жизни ребенка с ОВЗ и особенности обучения детей подвижной игре с дидактической направленностью. Приводится перечень и краткое описание подвижно-дидактических игр.
Игра как форма активности занимает значительное место в жизни ребенка. Загадка и ценность игры имеют глубокие внутренние корни, так как стремление человека играть, зарождается еще в раннем детстве, сопровождает его всю жизнь до глубокой старости, от погремушки и куклы до азартных игр.
Личностные качества ребенка формируются в активной деятельности и прежде всего в той, которая на каждом возрастном этапе является ведущей, определяет его интересы, отношение к действительности, особенности взаимоотношений с окружающими людьми. В дошкольном возрасте такой ведущей деятельностью является игра.
Игра формирует личность ребенка. Маленький ребенок – это деятель, и деятельность его выражается, прежде всего, в движениях. Первые представления о мире, вещах и явлениях приходят к ребенку через движения его глаз, языка, рук, через перемещение в пространстве, через взаимодействие с игрушками. Чем больше разнообразная информация поступает в его мозг, тем интенсивнее протекает его интеллектуальное и психическое развитие. Развитость движений – один из показателей правильного нервно-психического развития. В игре не только выражаются наклонность ребенка и сила его души, но и сама игра имеет большое влияние на развитие детских способностей, а следовательно, и на будущую судьбу. Понять природу игры – значит познать природу детства.
Играя, ребенок вливается в различные образы, знакомится с многообразием социальной действительности. Вступая в общение, он познает свой внутренний мир и отношения людей, секреты их взаимодействий, переживает радость и неудачи. Сначала он только подражает, затем приходит период осмысления, чтобы в дальнейшем уже самостоятельно определять собственные социально-психологические мотивы, установки, ориентиры.
Через игру ребенок входит в мир взрослых, овладевает духовными ценностями, усваивает предшествующий социальный опыт. Можно считать, что в игре ребенок получает впервые урок коллективного мышления.
Для ребенка самая большая радость в игре – это удовлетворение естественной потребности в общении, эмоционального контакта с другими детьми и взрослыми, возможность проявления своих чувств. Обстановка доброжелательности, доверия, взаимопомощи, одобрение действий, уважение и признание в группе сверстников, сопереживание и взаимодействие с партнерами как людьми, близкими по духу, - все это является постоянно действующим стимулом и главной ценностью подвижной игры, особенно для детей – инвалидов и детей с нарушением в развитии. Как правило, эти дети в силу снижения двигательной активности испытывают дефицит общения, что по-разному сказывается на психике ребенка.
Это обстоятельство имеет принципиально важное значение, если принять во внимание, что будущее ребенка связано с общественно полезным трудом, главнейшее качество которого – совместное, коллективное решение задач, направленных на достижение общей цели.
В игре дети имеют наибольшую возможность быть самостоятельными, по своему желанию общаться со сверстниками, реализовывать и углублять свои знания и умения. Чем старше становится дети, тем более значимой является педагогическая направленность игры на формирование поведения, взаимоотношений детей, на воспитание активной позиции.
Для обучения через игру и созданы подвижные и дидактические игры. Главная их особенность состоит в том, что задание предлагается детям в игровой форме. Подвижная игра может выполнять роль дидактической со всеми ее особенностями. В этом случае её можно назвать подвижной игрой с дидактической направленностью. Благодаря ощущению радости движения ребенок с ОВЗ выполняет дидактическую задачу игры более эффективно без ущерба для здоровья, так как не ущемляется потребность дошкольника в природной подвижности. Дети играют, не подозревая, что осваивают какие-то знания, овладевают навыками действий с определенными предметами, учатся культуре общения друг с другом, познают свои физические возможности.
Каждая игра состоит из познавательного и воспитательного содержания, игрового задания, игровых действий, преодоление препятствий, игровых и организационных отношений. Физические упражнения и положительные эмоции способствуют решению ее дидактических задач, влияют на восприятие, внимание, память, способность быстро ориентироваться, сопоставлять, обобщать, делать выводы. В условиях игры получает развитие один из важных компонентов учебной деятельности – произвольность.
Важным аспектом подвижной игры дидактической направленности (ПИНД) является общение и взаимодействие детей в совместной деятельности. В процессе игры дети с ОВЗ учатся понимать:
- достичь успеха в одиночку невозможно, выполнить задачу должны все члены команды;
- важность индивидуальной ответственности – необходимость личного вклада в достижение цели;
- значение совместной оценки результата деятельности, успешности или не успешности выполнения задачи.
Основные принципы ПИНД:
- активность и сознательность;
- постепенность (от знакомых игр и не знакомых);
- соответствие возрастным и физическим особенностям детей (готовность к выполнению двигательных и дидактических задач);
- соответствие месту (соответствует ли место, время и условия поставленным в игре задачам).
Положительный эффект от использования таких игр во время обучающих занятий состоит в том, что дети не утомляются, не раздражаются, обеспечивается необходимая двигательная активность, благоприятная психоэмоциональное состояние.
При отборе игр необходимо учитывать следующие требования:
- дидактическое и двигательное содержание должно соответствовать содержанию воспитательно-образовательной программы для данной возрастной группы;
- игра должна развивать способности детей (быстроту реакции, пространственные и временные отношения и т.д.);
- постепенное усложнение двигательных и дидактических задач с учетом психофизиологических особенностей детей.
При отборе игр необходимо учитывать следующие условия:
Правила игры должны быть просты, четко сформулированы и понятны детям, той группе, для которой она проводится
Игра должна способствовать мыслительной и двигательной активности
Игра не должна подвергать детей риску, угрожать их здоровью
Каждый участник игры должен принимать в ней активное участие
В играх должны решаться двигательные и обучающие задачи
Игру нельзя оставлять несовершенной
Инвентарь должен быть красивым, интересным, безопасным
Подвижная игра дидактической направленности (ПИДН) «Красивый букет».
Дидактическая задача: Познакомить детей с цветами, и их названиями. Учить детей определять по внешнему виду цветок и место произрастания (садовый, полевой).
Динамическая задача: Внимание, быстрота реакции, ориентировка в пространстве. Дети по сигналу воспитателя выполняют движения.
Ветер семена цветов подхватил,
Закружил, закружил (бегают, кружатся).
Ветер стих, семена в землю вошли (встали, присели)
Из них цветы выросли (поднимаются).
Дети называют цветок (медаль с изображением цветка), какой цветок (садовый или полевой).
ПИДН «Радуга».
Дидактическая задача: Познакомить с явлениями природы (радуга), расположением цветов в спектре; коммуникабельность.
Динамическая задача: Быстрота, ловкость, внимание.
Дети по сигналу воспитателя выполняют движения.
Мелкий дождик моросит (присели, встали).
Дождик капать перестал.
С неба радугу позвал (дети бегут к черте, переворачивают эмблемы и выстраиваются по порядку по цветовому спектру радуги).
У детей на шее медальки – эмблемы, с одной стороны капелька дождя, с другой стороны – цвет радуги.
ПИДН «Сбор фруктов».
Дидактическая задача: развивать глазомер при выборе по образцу предметов определенной величины, значение цвета, коммуникативность.
Динамическая задача: ловкость, быстрота, внимание.
Дети делятся на две команды, одна собирает в большую корзину большие (красные яблоки с яблони, другая команда – маленькие зеленые). Какая команда быстрее соберет все яблоки, одержит победу.
ПДИ «Теремок».
Дидактическая задача: математика, внимание, коммуникабельность,
быстрота реакции.
Динамическая задача: в зависимости от выбранных педагогом заданий.
По сигналу воспитателя дети выполняют заданные движения, по второму сигналу дети с одинаковыми карточками встают в один обруч, затем считают, сколько детей живет в каждом домике.
ПИДН «По мостику».
Динамическая задача: ловкость, упражнения на лавочке.
Дидактическая задача: собранность.
Дети строятся в две команды. Перед ними лавочки, в конце лежат призы. Загадываются упражнения по мостику, правильно выполняются, получают приз.
Подвижная игра дидактической направленности становится эффективным средством закрепления знаний, умений, навыков (математического развития, познания, музыкального развития, коммуникабельности, здоровья, социализации и т.д.).
Литература:
Артемова Л.В. Окружающий мир в дидактических играх дошкольников. – М.: Просвещение, 1992.
Под редакцией Васильевой М.А. Руководство играми детей в дошкольных учреждениях. – М.: Просвещение,1986.
Под редакцией Шапковой. Подвижные игры для детей с нарушениями в развитии. – СПб, «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2002.
Под редакцией Венгера Л.А. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников. – М.: Просвещение, 1973.
Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дидактические игры в обучении дошкольников с отклонениями в развитии. – М.: Владос, 2001.
Касаткина Е.И. Игровые технологии в образовании и воспитании… Существуют ли они? – Дошкольное воспитание. № 12.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль игры для детей с ограниченными возможностями здоровья
Роль игры для социализации и развитии ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Игра как интегративная деятельность, с помощью которой может обеспечиваться синтез всех образовательных областей в...
Дидактические игры для детей с ограниченными возможностями здоровья
Пособие содержит дидактические игры и коррекционные упражнения на развитие сенсорно – моторной зоны у детей с ограниченными возможностями здоровья. Данный материал разработан на основе методик известн...
Развитие сюжетно-ролевой игры у детей с ограниченными возможностями здоровья.
Наиболее универсальное значение для общего психического развития детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) имеет игра. Через игру ребенок развивается физически, умственно и эмоционально, чере...
Своевременная диагностика и психолого-медико-педагогическое сопровождение детей третьего года жизни, имеющих ограниченные возможности здоровья
Методическая разработка позволит не только своевременно выявить недостатки в физическом, психическом и речевом развитии ребенка, но и помочь в их преодолении. Дидактический материал...
Консультация для родителей «Игры для детей с ограниченными возможностями здоровья для развития сенсорного опыта»
Сенсорное развитие детей– это развитие их восприятия, формирование понятий о внешних свойствах предметов (форме, цвете, величине, запахе, вкусе…). И именно дошкольный возраст является наи...
Подвижные игры для детей с ограниченными возможностями здоровья. Картотека подвижных игр для детей с ОВЗ
в картотеке представлены игры на формирование двигательных умений, развитие физических качеств и личностных особенностей ребенка...
Развивающие игры для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)
Развивающие игры для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)...