"Формы и методы оказания ранней помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в условиях ДО"
статья по коррекционной педагогике

Корнеева Ирина Сергеевна

Материалы  V областной научно-практической конференции.

 

http://iroso.ru/konferencii

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tekst_vystupleniya_s_metod._lit-roy.docx43.85 КБ

Предварительный просмотр:

Формы и методы оказания ранней помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в условиях ДОУ

Корнеева И. С., педагог-психолог, воспитатель МАДОУ № 3 «Золотой ключик» г. Южно-Сахалинск

Законом РФ «Об образовании в Российской Федерации» установлено, что государство создаёт гражданам с ограниченными возможностями здоровья условия для получения образования, коррекции нарушений развития и социальной адаптации на основе специальных педагогических подходов. Оказание ранней помощи содействует максимально возможным достижениям в развитии ребенка, своевременному включению его компенсаторных возможностей, поддержанию здоровья, а также успешной социализации и включению ребенка в образовательную среду с последующей интеграцией в общество.

          Поэтому оказание ранней помощи детям с нарушениями в развитии и их психолого-педагогическое сопровождение является одной из актуальных задач дошкольного образования.

  В дошкольном образовательном учреждении - детском саду комбинированного вида № 3 «Золотой ключик» накоплен большой опыт работы по организации психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ и организации коррекционно-развивающей деятельности - для детей-инвалидов с ограниченными возможностями здоровья, с 2001 года функционируют две е группы с необходимыми условиями, которые посещают 24 воспитанника.

Педагоги хорошо понимают необходимость оказания ранней  медико-психолого-социальной помощи в дошкольный период, так как это  позволяет обеспечить более эффективную коррекцию нарушений ребёнка, улучшить его развитие, обеспечить его социальную адаптацию. Педагоги и специалисты нашего ДОУ, изучив вопросы оказания психолого-педагогической помощи детям раннего возраста, выделили два важных аспекта,  определивших актуальность организации работы по данному направлению:

1. Период  до 3-х лет остается, в основном, в ведении медиков. Но врачи занимаются, прежде всего, здоровьем детей, а сенсорное, умственное и эмоциональное развитие остаются на ответственности родителей. Однако  большинство родителей не обладают нужными педагогическими и психологическими знаниями, что не способствует успешному воспитанию ребенка с отклонениями в развитии в домашних условиях. Получить необходимые знания часто практически негде, т.к. недостаточно психолого-медико-педагогических служб и специалистов для работы с ранним возрастом – дефектологов, психологов, логопедов.

2. Достаточно большое количество детей с ограниченными возможностями здоровья (особыми образовательными потребностями) в настоящее время по разным причинам не имеют возможности посещать дошкольные образовательные учреждения, то есть не получают своевременную квалифицированную психолого-педагогическую помощь в период дошкольного детства, являющегося наиболее благоприятным периодом для коррекции нарушений развития.

Для решения данных задач нами были определены два направления работы по организации психолого-педагогического сопровождения детей-инвалидов с ОВЗ раннего возраста:

1. Создание консультационного пункта

2. Создание службы ранней помощи.

Организация и функционирование консультационного пункта

        Основная цель работы - оказание методической, психолого-педагогической и консультативной помощи, в том числе в дистанционной форме, родителям (законным представителям), воспитывающим детей с нарушениями развития и не посещающих дошкольное образовательное учреждение.

Основные задачи консультационного пункта ДОУ:

  • оказание консультативной помощи родителям (законным представителям) в обеспечении условий для развития, воспитания и обучения ребенка дошкольного возраста, не посещающего дошкольное учреждение;
  • информирование родителей (законных представителей) об оказании квалифицированной помощи ребенку в соответствии с его индивидуальными особенностями;
  • содействие в социализации детей дошкольного возраста, не посещающих дошкольное образовательное учреждение.

Организация деятельности консультационного пункта

          1. Консультационный пункт на базе ДОУ открывается на основании приказа заведующего образовательного дошкольного учреждения. Общее руководство и координация деятельности консультативного пункта возлагается на заведующего ДОУ.

2. Для очных, личных обращений родителей (законных представлений) консультационный пункт работает 1-2 раза в неделю в утренние и вечерние часы, согласно расписанию, и строится на основе интеграции деятельности специалистов.

3. На официальном сайте ДОУ создаётся отдельный раздел «Консультационный пункт», где размещается:

- информация об условиях функционирования пункта (Положение о консультационном пункте, план работы на учебный год, график работы);

- информация (в виде практических рекомендаций, письменных консультаций, памяток, буклетов и т.д.) по вопросам  обучения, развития и воспитания детей с нарушениями развития. Данная информация регулярно пополняется и обновляется в течение учебного года.

4. Обеспечивается возможность дистанционного психолого-педагогического сопровождения семьи:

- в формате «вопрос – ответ» - для этого на сайте обеспечивается режим обратной связи (родитель пишет свой вопрос в специальном разделе, специалисты ДОУ в письменном виде дают на него ответ);

- в формате видеосвязи через «скайп» -  родитель заранее (по телефону или через раздел «вопрос-ответ») формулирует тематику необходимой консультации и согласует время видеосвязи. Специалисты ДОУ готовят нужные материалы, информацию по проблеме обращения родителя и в определённое время связываются с ним;

         - консультирование родителей (законных представителей) может проводиться одним или несколькими специалистами одновременно.

ДОУ имеет право:

  • на предоставление квалифицированной консультативной и практической помощи родителям;
  • на внесение корректировок в план работы консультативного пункта с учетом интересов и потребностей родителей;
  • на временное приостановление деятельности консультативного пункта в связи с отсутствием социального заказа населения на данную услугу;
  • на организацию очных занятий с ребёнком (единичных, цикличных или периодических) по запросу родителей и при условии обязательного их присутствия на занятиях;
  • на организацию очных мастер-классов, тренингов для родителей.

Кадровое обеспечение

              Количество специалистов, привлекаемых к психолого-педагогической работе в консультационном пункте, определяется кадровым составом ДОУ:

  • заместитель заведующего по ВМР;
  • старший воспитатель;
  • учитель-логопед;
  • педагог-психолог;
  • учитель-дефектолог;
  • воспитатели;
  • музыкальный руководитель;
  • инструктор по физической культуре.

        Специалисты, оказывающие методическую, психолого-педагогическую и консультационную помощь детям, их родителям (законным представителям), несут ответственность перед родителями (законными представителями) и администрацией за:

  • предоставление компетентных и обоснованных рекомендаций;
  • ведение документации, сохранность и конфиденциальность информации.

Родители (законные представители) обратившиеся в консультационный пункт имеют право:

  • на получение квалифицированной помощи;
  •  на высказывание собственного мнения и обмен опытом воспитания детей.

               Для работы с детьми и родителями (законными представителями) используются материально-техническая база детского сада. За получение консультативных услуг плата с родителей (законных представителей) не взимается.

Основное содержание и формы работы консультационного пункта

Основными видами деятельности консультационного пункта являются:

  • просвещение родителей (законных представителей) –направленно на повышение психолого-педагогического уровня и формирование педагогической культуры родителей с целью объединения требований к ребенку в воспитании со стороны всех членов семьи, формирование положительных взаимоотношений в семье;
  • консультирование (психологическое, социальное, педагогическое) – информирование родителей о физиологических и психологических особенностях развития их ребенка, основных направлениях воспитательных воздействий, преодолении кризисных ситуаций.

          Психолого-педагогическое просвещение родителей (законных представителей) – организуется в форме консультаций, совместных занятий с родителями и их детьми с целью обучения способам взаимодействия с ребенком. Консультирование родителей (законных представителей) осуществляется непосредственно в консультативном пункте в форме индивидуальных, подгрупповых и групповых консультаций по запросу родителей (законных представителей), возможно заочное консультирование по письменному обращению, телефонному звонку, консультирование через сайт ДОУ по следующим вопросам:

  • социализация детей дошкольного возраста, не посещающих ДОУ;
  • социальная адаптация ребенка в детском коллективе, развитие у ребенка навыков социального поведения и коммуникативных качеств личности;
  • возрастные, психофизиологические особенности детей дошкольного возраста;
  • развитие речи и речевого аппарата дошкольников;
  • профилактика различных отклонений в физическом, психическом и социальном развитии детей дошкольного возраста, не посещающих ДОУ;
  • развитие музыкальных способностей;
  • организация игровой деятельности, развитие и обучение детей в игре;
  • создание условий для закаливания и оздоровления детей;
  • готовность к обучению в школе;
  • социальная защита детей из различных категорий семей.

Перечень документации консультативного пункта

•        приказ о создании консультативного пункта;

•        положение о консультативном пункте;

•        приказ о зачислении воспитанника;

•        график работы консультативного пункта;

•        соглашение между родителями и ДОУ;

•        годовой план работы консультативного пункта, который разрабатывается специалистами ДОУ на учебный год и утверждается заведующей ДОУ;

•        журнал учета консультаций консультативного пункта;

•        годовой отчет работы консультативного пункта.

Служба ранней помощи

         Для организации оказания ранней помощи  семьям с детьми в возрасте  до 3-х лет, у которых имеются отставание в физическом или умственном развитии, нарушения здоровья, с высокой вероятностью приводящие к задержкам развития, в МАДОУ №3 «Золотой ключик» разработан Проект создания службы ранней помощи детям с ОВЗ и детям, имеющим трудности в развитии личностной, психологической, речевой сфер.

               Целью Службы ранней помощи  является создание психолого-педагогических условий для своевременного появления и развития у детей с ОВЗ возрастных психологических новообразований, а также для преодоления имеющихся у ребенка трудностей в овладении деятельностью, способами и средствами взаимодействия с окружающими для интеграции детей с ОВЗ в социум. Данная цель направлена на овладение детьми с ОВЗ специальными компетенциями, обеспечивающими развитие познавательно-речевой сферы, постепенное формирование у них системы социальных навыков поведения, продуктивных форм общения с взрослыми и сверстниками.

Задачи:

- проведение психолого-педагогического обследования детей с ОВЗ и их семей;

- оказание комплексной коррекционно-развивающей помощи детям и психолого-педагогической поддержки их семьям;

- проведение психопрофилактической и коррекционной работы с детьми раннего возраста;

- реализация индивидуального образовательного маршрута (далее ИОМ), разрабатываемого с учётом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей ребёнка. ИОМ разрабатывается и реализуется Службой ранней помощи самостоятельно;

- включение родителей (законных представителей) в процесс воспитания и обучения ребенка и поддержка инициатив родителей (законных представителей) в организации программ взаимодействия с семьей;

- обучение родителей (законных представителей) методам игрового взаимодействия с детьми.

Ключевыми направлениями работы службы ранней помощи  детям с ОВЗ являются:

диагностическое: осуществление деятельности по обследованию ребенка, выявлению его особенностей развития и потребностей в ранней помощи, а также изучение потребностей и ресурсов семьи;

коррекционно-развивающее: обеспечение помощи в выборе индивидуального образовательного маршрута на базе взаимодействия специалистов ДОУ; разработка и реализация коррекционно-развивающих мероприятий в работе с детьми раннего возраста;

консультативно-просветительское: повышение компетентности родителей в вопросах развития, воспитания и обучения детей с особыми образовательными потребностями и включение их в коррекционно-педагогический процесс;

научно-методическое: обеспечение поддержки общественных и родительских инициатив, направленных на совершенствование  развития ребенка в соответствии с его возможностями.

В рамках реализации Программы деятельности Службы ранней помощи детям и их семьям могут быть предоставлены следующие услуги ранней помощи

- выявление ребенка, нуждающегося в ранней помощи, и включения его в программу ранней помощи;

- информирование о ребенке организаций или служб, отвечающих за предоставление ранней помощи ребенку и его семье;

- установление нуждаемости ребенка и семьи в услугах ранней помощи;

- информирование родителей (законных представителей) о программе ранней помощи;

- обследование (оценка) развития ребенка и среды (семьи) для последующего составления индивидуального образовательно-развивающего маршрута в рамках ранней помощи и сопровождения ребенка и семьи;

- разработка индивидуального маршрута развития и образования в рамках оказания ранней помощи и сопровождения ребенка и его семьи;

- координация и сопровождение реализации индивидуального маршрута развития и образования в рамках оказания ранней помощи и сопровождения ребенка и его семьи;

- консультирование и обучение членов семьи;

- социально-психологические услуги, психологическая помощь ребенку и семье;

- формирование и развитие социально-бытовых навыков ребенка;

- формирование и развитие речи, навыков общения ребенка;

- развитие двигательной активности;

- использование вспомогательных технологий и оборудования;

- поддержка развития ребенка;

- социально-педагогические услуги, направленные на формирование у детей позитивных интересов, в том числе в сфере досуга.

Программа ранней помощи оставляет за педагогами право самостоятельного подбора разновидности необходимых средств обучения, оборудования, материалов, исходя из особенностей реализации индивидуального маршрута обучения и развития, с учетом особенностей развития конкретного ребенка с ОВЗ и родительских пожеланий.

Учитель-дефектолог, учитель-логопед, педагог-психолог работают командой и реализуют следующие профессиональные функции:

- диагностическую: проводят психолого-педагогическое обследование, выявляют и определяют причину той или иной трудности с помощью комплексной диагностики; оформляют карту по результатам обследования;

- проектную: на основе реализации принципа единства диагностики и коррекции разрабатывают индивидуальные маршруты обучения и развития для каждого ребенка;

- сопровождающую, коррекционно-развивающую: реализуют индивидуальные  маршруты обучения и развития;

- мониторинговую, аналитическую: анализируют результаты реализации индивидуальных  маршрутов обучения и развития, корректируют их содержание на каждом этапе.

Психолого-педагогические условия, обеспечивающие развитие ребенка

          Программа ранней помощи планируется в МАДОУ № 3 через организацию взаимодействия специалистов ДОУ с ребёнком с ОВЗ и его семьей в условиях ДОУ, через организацию деятельности в «сенсорной комнате», в кабинетах учителей-логопедов, учителей-дефектологов и педагогов-психологов. Создание специальных условий осуществляется в целях решения комплекса коррекционно-развивающих и образовательно-воспитательных задач в процессе динамического психолого-педагогического обучения и воспитания ребенка с ОВЗ.

         Планирование образовательной и коррекционно-развивающей деятельности осуществляется на основании результатов диагностики, в соответствии с целями и задачами индивидуального маршрута обучения и развития каждого ребёнка. Планирование образовательной и коррекционно-развивающей деятельности осуществляется на тот период времени, который родители указывают в заявлении на сопровождение ребёнка Службой ранней помощи, но не более чем на один учебный год. Если сопровождение ребёнка будет продолжено, оно должно осуществляться с учётом динамики развития ребёнка. В летний период времени функционирование Службы ранней помощи не предусмотрено.

        Все специалисты планируют работу по своим направлениям, затем планы работы специалистов (с каждым ребёнком) согласуются с целью определения единой стратегии развития и обучения  ребёнка с ОВЗ.         Индивидуальный маршрут обучения и развития реализуется в ДОУ и в условиях семьи - на основании рекомендаций специалистов.

Для каждого ребёнка, зачисленного на сопровождение Службой ранней помощи МАДОУ № 3 «Золотой ключик», составляется индивидуальный график посещения занятий по согласованию с родителями (законными представителями). Занятие с ребёнком проводится либо с  участием родителей (законных представителей), либо без их участия; возможна одновременная работа  с ребенком двух специалистов. Максимальная нагрузка занятий с ребенком не должна превышать 3 часа в неделю. Индивидуальная работа специалистов составляет:

 - с ребёнком:  15 - 20 мин., проводится 1-2 раза в неделю;

- с родителями (законными представителями) – по ходу занятий или время для консультации - 30 мин. (по запросу, 1 раз в 2-3 месяца).

Пребывание ребёнка в группах детского сада, питание и медицинское обслуживание – не предусмотрены.

Результативность проводимой коррекционно-развивающей работы определяется диагностическим обследованием ребенка, по итогам которого дети, достигшие положительных результатов, завершают занятия в службе ранней помощи и направляются на ПМПК для определения дальнейшего образовательного маршрута. Также родители получают письменные рекомендации для специалистов образовательных организаций, в которых дети продолжат обучение.  

        Положительным результатом коррекционно-развивающей работы считается наличие устойчивой положительной динамики развития по всем (или большинству) направлениям  развития  - социально-коммуникативная, речевая, познавательная сферы, когнитивные функции.

         

        

Перечень используемой литературы:

1. Александрова Н.А., Баенская Е.Р., Басилова Т.А., Бернадская М.Э. и др. Сопровождение проблемного ребенка и его семьи в системе ранней помощи. – М.: Школьная Пресса, 2010.

2. Методические рекомендации по созданию системы ранней помощи в структуре доступного и непрерывного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья. – М.:АНО «Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов», ФГБНУ «Институт коррекционной педагогики Российской Академии образования», 2016. – 79 с.

3. Орлова Е.В. Комплексное медико-социальное и психолого – педагогическое сопровождение в системе ранней помощи детям с ограниченными возможностями здоровья. Омск, 2014г., Издат.-полигр. Центр ОмГМА- 70с.

4. Раннее вмешательство: методики оценки развития ребенка и работа с семьей. Учебно-методическое пособие / под общей редакцией А.В. Старшиновой.-Екатеринбург: НПЦ «Бонум»,2010.-180с.

5. Приходько О.Г. Система ранней помощи детям с ограниченными возможностями здоровья и их родителям / О. Г. Приходько, О. В. Югова ; АНО – 2015.(просмотр)"/

6. Ранняя психолого-педагогическая помощь семьям и детям с ограниченными возможностями здоровья. – Москва. – 2016.(просмотр)"/

7. Служба ранней помощи: справочно-методические материалы / ред. М.М. Цапенко; сост. Е.В. Самсонова, В.Н. Ярыгин. – Москва: Московский городской психолого-педагогический университет, 2011. – 220 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сообщение к Педагогическому совету Формы и методы работы с родителями детей с ограниченными возможностями здоровья

   Одним из важных направлений в деятельности психолого-педагогической службы является работа с семьями (родителями) детей с ОВЗ.     Работе с родителями детей с О...

Формы и содержание работы с родителями детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования.

В своей статье я хотела бы раскрать термин инклюзивное образование и исходя из этого предложить  формы работы с родителями с детьми ОВЗ....

Формы и методы работы с родителями детей с ограниченными возможностями здоровья

Формы и методы работы с родителями детейс ограниченными возможностями здоровья Работе с родителями детей с ОВЗ уделяется достаточно большое внимание. Для таких детей, контакт которых с окружающим...

Деловая игра «Нейропсихологическая помощь детям с ограниченными возможностями здоровья в условиях ДОУ»

  В последние годы значительно увеличилось количество детей с ОВЗ. Поэтому перед педагогами остро встают вопросы раннего распознавания, квалифицированной диагностики и выбора адекватных ме...

«Нейропсихологическая помощь детям с ограниченными возможностями здоровья в условиях дошкольной образовательной организации»

Выступление в рамках стажировочной площадки курсов повышения квалификации по программе «Формирование психологически комфортной и безопасной образовательной среды в условиях ФГОС начального и осн...