ОБЕСПЕЧЕНИЕ УСЛОВИЙ ОПТИМАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ С ЛЕГКОЙ СТЕПЕНЬЮ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТИ ЧЕРЕЗ ОТНОШЕНИЯ СОТРУДНИЧЕСТВА МЕЖДУ РЕБЕНКОМ И ВЗРОСЛЫМ
статья

Андреева Ирина Юрьевна

Процесс реорганизации всей системы образования, протекающий много лет, предъявляет высокие требования к организации дошкольного воспитания и обучения, интенсифицирует поиски новых, более эффективных психолого-педагогических подходов к этому процессу. Инновационные процессы на современном этапе развития общества затрагивают в первую очередь систему дошкольного образования, как начальную ступень раскрытия потенциальных способностей ребёнка. На современном этапе развития происходят изменения в образовательных процессах: содержание образования усложняется, акцентируя внимание педагогов дошкольного образования на развитие творческих и интеллектуальных способностей детей, коррекции эмоционально-волевой и двигательной сфер. Личностно-ориентированные технологии ставят в центр всей системы дошкольного образования личность ребенка, обеспечение комфортных условий в семье и дошкольном учреждении, бесконфликтных и безопасных условий ее развития, реализация имеющихся природных потенциалов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx22.4 КБ

Предварительный просмотр:

ОБЕСПЕЧЕНИЕ УСЛОВИЙ ОПТИМАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ С ЛЕГКОЙ СТЕПЕНЬЮ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТИ ЧЕРЕЗ ОТНОШЕНИЯ СОТРУДНИЧЕСТВА МЕЖДУ РЕБЕНКОМ И ВЗРОСЛЫМ

АНДРЕЕВА И.Ю. , воспитатель МБДОУ

детского сада компенсирующего вида № 81 г.Ангарска

Процесс реорганизации всей системы образования, протекающий много лет, предъявляет  высокие требования к организации дошкольного воспитания и обучения, интенсифицирует  поиски новых, более эффективных психолого-педагогических подходов к этому процессу. Инновационные процессы на современном этапе развития общества затрагивают в первую очередь систему дошкольного образования, как начальную ступень раскрытия потенциальных способностей ребёнка. На современном этапе развития происходят изменения в образовательных  процессах: содержание образования усложняется, акцентируя внимание педагогов дошкольного образования на развитие творческих и интеллектуальных способностей детей,  коррекции эмоционально-волевой и двигательной сфер.   Личностно-ориентированные технологии ставят в центр всей системы дошкольного образования личность ребенка, обеспечение комфортных условий в семье и дошкольном учреждении, бесконфликтных и безопасных условий ее развития, реализация имеющихся природных потенциалов.

Именно личностно-ориентированные технологии, имеющие гуманистическую направленность, обращённость к человеку, гуманистические нормы и идеалы, наиболее соответствуют индивидуальным особенностям каждого ребёнка. Именно личностно – ориентированный подход обеспечивает наилучшие результаты развития детей с особыми образовательными потребностями . Ключевой позицией обновления дошкольного специального образования является создание условий для системного развития возможностей «проблемного» ребёнка  в целях обогащения его социального опыта.

 Работа МБДОУ детского сада компенсирующего вида № 81 строится в соответствии с образовательной программой учреждения (далее – Программа), имеющей в своей основе программу коррекционно-развивающего обучения и воспитания Екжановой Е. А., Стребелевой Е. А.. Программа базируется на личностно-ориентированном подходе к ребёнку и его семье.

 Программой определены три блока задач. Коррекционный блок задач направлен на формирование способов усвоения умственно отсталыми дошкольниками социального опыта взаимодействия с людьми и предметами окружающей действительности; а так же на развитие компенсаторных механизмов становления психики и деятельности проблемного ребёнка. Наиболее значимым в коррекционной работе, как подчёркивают авторы программы, является формирование у детей способов ориентировки в окружающей действительности (метод проб, практическое примеривание, зрительная ориентировка), которые служат средством становления  у них целостной системы знаний, умений и навыков. Блок образовательных задач направлен на развитие познавательной активности. Блок воспитательных задач направлен на решение вопросов социализации и автономии ребёнка и его семьи, на становление нравственных ориентиров в деятельности и поведении дошкольника.

 Поиск более гибких и эффективных форм воспитания и обучения детей с нарушением интеллекта вывел на применение в работе технологии сотрудничества Ш. А. Амонашвили и технологии М. Монтессори.

Сотрудничество предполагает равную заинтересованность и педагога, и ребёнка в их общей деятельности, совместное участие в ней. Наша позиция при этом заключается в том, чтобы понимая и уважая интерес воспитанника  к определённой деятельности, поддерживать и развивать этот интерес своим активным участием. Наша задача -  деликатно помогать ребёнку тогда, когда ему действительно требуется помощь, предоставляя свободу в выполнении этой деятельности и принятии решений внутри её.

 Сотрудничество исключает любые формы давления со стороны педагога, в том числе требование, чтобы ребёнок действовал строго по образцу. Правила выполнения деятельности, в том числе образцы, разумеется, вводит педагог. Однако сотрудничество предполагает, что ребёнок хорошо понимает и соглашается с тем, что способ действия, предложенный нами, наиболее эффективен. Если же ребёнок, тем не менее, хочет попробовать собственный путь, воспитатель, стоящий на позиции сотрудничества, всячески поддерживает это стремление. Вместе с воспитанником  мы опробуем предложенное решение, а затем обсуждаем с ним полученные результаты.

 Наиболее ярким примером сотрудничества является работа педагога в зоне ближайшего развития ребёнка. То, что сегодня ребёнок делает в сотрудничестве со взрослым, завтра он будет делать самостоятельно. Используются те процессы, которые находятся в становлении, а не только те результаты развития, которые уже достигнуты.

 Общий уровень и направление развития воспитанника мы можем правильно оценить только в свете его перспектив. При этом , чем больше мы общаемся с ребёнком, вместе рисуем, играем, читаем, тем больше мы расширяем зону его ближайшего развития, а значит и перспективы развития. Для каждого воспитанника  условия оптимального развития определяются индивидуально. Мы учитываем, что у каждого ребёнка свои интересы, свои способности и склонности. У разных детей разный исходный уровень развития в каждой конкретной области.

 Коррекция поведения ребёнка проводится нами с помощью позитивных сообщений: когда ты…; может случиться, что…; лучше.

Преломляя технологию сотрудничества на дошкольников с особыми образовательными потребностями, мы ориентируемся в первую очередь на личностные, индивидуальные, возрастные особенности ребёнка. Ребёнок с легкой умственной отсталостью, как и любой человек, нуждается в одобрении и поддержке своих маленьких начинаний и свершений. Ему неоткуда ждать понимания и похвалы, кроме как от взрослого. Такому ребёнку необходимо знать и чувствовать, что взрослый готов всегда ему помочь, поддержать, защитить. Наряду с этой потребностью в доброжелательном внимании появляется потребность во взрослом как в интересном партнёре по совместным делам.

Для полноценного развития дошкольнику совершенно необходимо, чтобы его любили, уважали, и предоставляли неограниченные возможности для движения, изучения окружающего мира и приобретения опыта. Это в полной мере обеспечивает технология М. Монтессори.

Технология М. Монтессори, применяемая нами в работе с умственно- отсталыми дошкольниками, обеспечивает развитие личностно- ориентированного взаимодействия взрослого с ребёнком, а так же развитие ребёнка на основе предоставления условий для саморазвития.                              Основная задача педагога – создать среду, подходящую для свободного и полноценного развития воспитанника. Среда должна давать детям возможность выбора и самостоятельной деятельности.

Применяя технологию М. Монтессори  в своей работе, мы решаем задачи содействия развитию: концентрации внимания, произвольных движений, сенсорной сферы, речи, элементарных количественных представлений, представлений об окружающем мире, способности делать выбор, принимать решения и нести за них ответственность.

Мы опираемся на пять принципов  Монтессори – педагогики:

  1. Содействие естественному развитию;
  2. Взаимодействие с « подготовленной средой»;
  3. Свободы выбора в « подготовленной среде»;
  4. Индивидуальной активности в учении;
  5. Предметности в учении.

Принцип содействия естественному развитию. Содействие процессу саморазвития ребёнка строится педагогом на основе знаний объективных законов детского развития и наблюдения за конкретным ребёнком.

Принцип взаимодействия с « подготовленной средой». Развитие ребёнка осуществляется в процессе взаимодействия со специально созданной развивающей предметно-пространственной средой.

Принцип свободы выбора в «подготовленной среде». Свобода выбора деятельности подразумевает постепенное овладение рациональными способами действия с выбранным материалом. Способ рациональной деятельности показывает педагог. Педагог оказывает ребёнку помощь  в нужный момент.

Принцип индивидуальной активности в учении предусматривает мотивационную, двигательную, речевую и познавательную  активность.

Принцип предметности в учении . Опора на самостоятельную деятельность с материалами автодидактического характера.

Работая в русле технологии М. Монтессори,  педагог становится партнёром, старшим товарищем ребёнка, готовым в нужный момент оказать необходимую помощь. Он доброжелательно и ненавязчиво руководит ребёнком, становясь посредником между ним и развивающей средой. Мы  находимся рядом с ребёнком, внимательно наблюдая, обгоняя в случае необходимости на шаг и предоставляя свою помощь и руководство, или же отступая на шаг назад и давая ребёнку возможность полностью насладиться самостоятельной деятельностью.

Функции педагога: посредническая, руководящая, обучающая, организующая, диагностическая, защитная.

В работе с нашими воспитанниками мы используем выделенные     М. Г. Сороковой  методы.

  1. Наблюдение за ребёнком и оказание ему помощи в нужный момент. Эта помощь может состоять в повторном показе способа деятельности с материалом или же его отдельных элементов, в организации уборки материала, в кратком пояснении и во введении новых терминов, в выборе материала, в ответах на вопрос ребёнка или в разрешении конфликтных ситуаций и т.д. Важно, чтобы помощь предоставлялась лишь в необходимом объёме;
  2. Показ способа рациональной деятельности с материалом и способа контроля ошибок;
  3. Тактичное предложение материала с ориентацией на зону ближайшего развития и актуальный интерес ребёнка;
  4.  Поддержание порядка и рабочей атмосферы в «подготовленной среде». Поддержание дисциплины и спокойствия;
  5. Отдельные упражнения со всей группой: «беседы в кругу», «ходьба по линии», « упражнения в тишине».

Для организации упражнений со всей группой в режиме дня выделен утренний отрезок времени. Индивидуальные упражнения возможны в свободное от режимных моментов время.

 В результате проводимой работы удалось повысить самостоятельность детей, сформировать способы усвоения социального опыта взаимодействия с людьми и предметами окружающей действительности, активизировать познавательный интерес дошкольников с легкой умственной отсталостью, создать комфортные условия для компенсаторного становления психики и деятельности детей с особыми образовательными потребностями.

Литература:

  1. Монтессори, М.Помоги мне сделать это самому. /сост. М. В. Богуславский, Г. Б. Корнетов.  - М.: Изд. дом «Карапуз», 2004.- 272с.
  2. Хилтунен, Е.А. Дети Монтессори : книга для педагогов и родителей/Е. А. Хилтунен. -  М.: Астрель: АСТ, 2008. – 399с.
  3. Екжанова, Е. А., Стребелева, Е. А.Коррекционно-развивающее обучение и воспитание. Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта./Е. А. Екжанова, Е. А. Стребелева - М.:Просвещение, 2005.-272с.
  4. Селевко, Г. К. Современные образовательные технологии DOC. Учебное пособие/под ред. Д.Г. Сорокова - М.: Московский педагогический университет. 1998.-318с.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа индивидуальных занятий по психокоррекции для детей дошкольного возраста подготовительной группы ДОО (для детей с легкой степенью умственной отсталости)

Данная программа занятий по психокоррекции для детей дошкольного возраста подготовительной группы ДОУ разработана для индивидуальной работы с детьми с легкой степенью умственной отсталости. Основ...

Формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье у детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта (легкой степенью умственной отсталости)

Нарушение интеллектуального развития влечет за собой ряд отклонений в развитии восприятия, межличностных отношений, эмоциональной сферы. У дошкольников с нарушением интеллекта (легкой степенью умствен...

Особенности развития силовых способностей у детей с легкой степенью умственной отсталости

В статье рассматриваются вопросы особенностей развития двигательного анализатора у умственно отсталых школьников....

Средства и методы развития силы у детей с легкой степенью умственной отсталости на уроках в школе

В разработке представлены приемы развития силы у детей с легкой степенью умственной отсталости на уроках в школе...

План-конспект психокоррекционного занятия по развитию личности для детей 6-7 лет с ОНР и для детей школьного возраста с легкой степенью умственной отсталости

План-конспект психокоррекционного занятия по развитию личности можно использовать в работе с детьми 6-7 лет с ОНР и с детьми с ТМНР разного возраста....