Развитие функциональной грамотности детей с умственной отсталостью через организацию исследовательской деятельности «Уральские самоцветы»
учебно-методический материал по окружающему миру (старшая группа)
технологическая карта Развитие функциональной грамотности детей с умственной отсталостью через организацию исследовательской деятельности
«Уральские самоцветы»
Пояснительная записка
«Природа так обо всем позаботилась,
что повсюду ты находишь чему учиться»
Леонардо да Винчи
С самого рождения ребенок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. А особенно ребенок дошкольного возраста. Чем активнее ребенок трогает, нюхает, экспериментирует, исследует, ощупывает, наблюдает, слушает, сравнивает, тем быстрее развиваются его познавательные способности, и повышается познавательная активность.
Кинетический песок – что это? В чем польза кинетического песка? Что интересного и полезного для развития детей даёт кинетический песок? Игры с кинетическим песком положительно отражаются на мозговой деятельности детей, влияют на общее развитие, речь, внимание, память. Кинетический песок позволяет задействовать различные мышцы рук, тем самым их развивая. Кинетический песок является полезным дополнением к любым занятиям. Дети, играя с кинетическим песком, развивают воображение, мышление, творческие способности. Кинетический песок не может пересохнуть, даже если оставить его на открытом месте. Из-за повышенной пластичности лепка становится более лёгкой и приятной. Кинетический песок не крошится, не расползается, а надолго сохраняют первоначальную форму. Игры с кинетическим песком в домашних условиях дают эффект «волшебства» для семейного объединения, позволяет снять напряжение после трудового дня!
Дети с умственной отсталостью являются особой категорией, в работе с которыми очень важно использовать гибкие формы работы. Несмотря на многочисленные отклонения во всех сферах жизнедеятельности, дети со сниженным интеллектом способны к обучению и развитию. Воспитание и обучение детей в моей коррекционно-педагогической деятельности особое место занимает развитие исследовательских способностей ребёнка, через которую знакомлю детей с малого – любви к родному городу, краю.
Уральский край – богат он своей историей, своими тайнами, своими мастерами да умельцами. Здесь на Урале, веками жили и трудились талантливые мастера, только здесь мог придумать сказки П.П. Бажов. Павел Петрович Бажов написал много интересных сказов, в которых быль тесно переплетается с вымыслом. Читая его произведения, мы окунаемся в мир необычный и удивительный.
Технологическая карта
организации образовательной ценностно-ориентированной ситуации с детьми умственной отсталости от 4 до7лет
Тема: «Уральские самоцветы»
Возрастная группа: группа компенсирующей направленности от 4 до 7 лет
Форма: занятие
Форма организации: подгрупповая
Технология: познавательно-исследовательская деятельность
Учебно-методический комплект: «Методика экологического воспитания в детском саду» С.Н. Николаева, «Ребенок в мире поиска» программа по организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста» под редакцией О.В.Дыбиной, методическое пособие «Экологические наблюдения и эксперименты детском саду» А.И.Иванова
Средства:
- наглядные кинетический песок, пластилин, цветные «камушки», геометрические формы
- мультимедийные видео «Гора самоцветов», презентация гор, презентация камней
- литературные __ книги, открытки об Урале, Асбесте
- музыкальные Эдвард Григ «В пещере горного короля», Иоган Себастьян Бах «Прилюдия до минор»
Длительность занятия: 20 минут
Место проведения: групповое помещение
Цель: Создание условий для развития познавательного интереса у детей с интеллектуальной недостаточностью через опытно-экспериментальную деятельность к природным богатствам родного края - Уральским самоцветам. | |
ЗАДАЧИ образовательной программы | Задачи с учетом индивидуальных особенностей воспитанников группы |
| 1. Развивать у детей умение обследовать предметы и явления с разных сторон, упорядочивать свои представления о мире;
2. Развивать и поддерживать у детей интерес к исследованиям, открытиям, создавать необходимые для этого условия.
3. Помогать накоплению у детей конкретных представлений о предметах окружающего мира и их свойствах.
|
Предполагаемый результат:
- Расширили представления о «малой» и «большой» Родине, ее природе, достопримечательностях.
- Умеют рассказать о собственном познавательном опыте.
- Проявляют отношение и чувства к родному дому, семье, детскому саду, городу, родному краю, культурному наследию своего народа.
- Умнеют обследовать предметы и явления с разных сторон, имеют свои представления о мире;
- Проявляют интерес к исследованиям, открытиям.
- У детей имеются конкретные представления о предметах окружающего мира и их свойствах.
Этапы (последовательность) деятельности | Содержание деятельности | Действия, деятельность педагога | Действия, деятельность детей, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов | Планируемый результат |
Эмоциональное погружение
(2минуты) | Заставка «Гора самоцветов» Какие бывают горы? (песчаные, высокие с голубыми вершинами, пологие зеленые с самоцветами) презентация. Этюд разные горы с помощью музыки и ткани. Показываю движения на себе (сидя на месте либо около стула) А теперь попробуйте сами превратится в горные вершины, но для этого нам с вами надо поделиться на 3 группы по … Этюд разные горы с помощью музыки и ткани.
Как вы думаете, а наши уральские горы на какие? (видео) Наши уральские горы богаты самоцветами. | Стимулирует любознательность, интерес.
Задает вопросы, стимулирующие процесс мышления.
Предоставляет возможность для сотрудничества детей | Слушают и смотрят видео. Выражают собственные мысли.
Осуществляют условные действия в театрализованной игре.
Делают выбор
Выражают собственные мысли. | Внимательно воспринимают наглядную информацию.
Осуществляют условные действия в театрализованной игре
Способны делать выбор, договариваться, выражать собственные мысли. |
Опора на имеющийся опыт ( минуты)
| Какие камни самоцветы вы знаете? Какими свойствами обладают камни?
| Поощряет детей к высказыванию. | Выражают собственные мысли. |
|
Проживание темы (4 минуты) | Мы с вами можем сами изготовить различные камни из пластилина. Для этого нам понадобится смешать различные цвета, для каждого камня свой. 1. Малахит 2. Хальконит 3. Родонит Что из этих камней можно сделать? А хотите вы сделать такое украшение своим мамам, бабушкам, сестрам или может быть вашим подружкам в преддверии праздника 8 марта. | Рассказывает, обсуждает с детьми
Поощряет детей к высказыванию.
| Слушают рассказ и включаются в обсуждение.
Делают выбор Проявляют заботу о друзьях и близких. | Умеют включаться в обсуждение проблемы, делать выбор.
Способны проявлять заботу о близких и друзьях. |
Событие ( 10 минут) | Изготовление украшений
Вы можете рассказать и научить других детей и взрослых как делать украшения из уральских самоцветов. А так же узнать какие еще камни самоцветы есть на Урале. | Наблюдает за детьми во время выполнения задания Выражает восхищение Инициирует поиск ответов на вопросы самих детей | Используют материалы, которые можно применить для изготовления украшения. Сортируют пластилин по цвету.
Демонстрируют. | Выбирают материалы необходимые для изготовления продукта. Охотно демонстрируют свой продукт. |
Самоконтроль (2 минуты) | 1. Что сегодня для тебя было новым? 2. Чему вы научились? 3. Довольны ли вы своей работой? | Активизирует обсуждение. | Выражают свое мнение по вопросам самооценки.
Делятся впечатлениями. | По наводящим вопросам педагога, способны проанализировать свою деятельность. |
Анализ (2 минуты) | Я очень довольна вашей работой. Спасибо всем за общение и работу. | Выражает восхищение | Слушают |
|
|
|
Список литературы:
1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования / Министерство образования и науки Российской Федерации приказ от 17 октября 2013 г. N 1155.
2. «Наш дом – Южный Урал» сост. Е.С. Бабунова, В.И.Турченко, Е.Г.Лопатина, Л.В. Градусова. -Челябинск: Взгляд, 2014.
3. С.Н. Николаева. Методика экологического воспитания дошкольников Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб.заведений. — 2-е изд., испр. — М.: Издательский центр «Академия», 2001.— 184 с.
4. О. В. Дыбина, Н. Н. Поддьяков, В. В. Щетинина. Ребенок в мире поиска. Программа по организации познавательно-исследовательской деятельности дошкольников / Под ред. О.В. Дыбиной. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: ТЦ Сфера, 2017. — 128 с.
5. Иванова А.И. Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду. Методическое пособие. — М.: ТЦ Сфера, 2009. — 56 с.
Интернет-ресурсы:
- Викторина по теме «Уральские самоцветы»
https://nsportal.ru/shkola/raznoe/library/2013/01/26/viktorina-uralskie-samotsvety - Аудио сказка Павла Бажова Серебряное копытце
https://deti-online.com/audioskazki/pavel-bazhov-mp3/serebryanoe-kopytce - Мультфильм «Серебряное копытце» (Союзмультфильм)
https://vk.com/video-182437809_456243543 - Стихи про Урал: лучшие красивые стихотворения для детей
https://shkolnaiapora.ru/stixi/ctixi-pro-ural.html
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prilozhenie.pdf | 998.5 КБ |
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие познавательной активностиу детей младшего дошкольного возраста через познавательно-исследовательскую деятельность.
Данный материал написан из опыта работы с детьми младшего дошкольного возраста кружка " Неизведанное рядом"...
Методическая разработка по дополнительному образованию "Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста через поисково-исследовательскую деятельность"
АннотацияВ данной методической разработке представлена система работы по познавательно – исследовательской деятельности в рамках организации кружковой работы «Юные исследователи» воспитателя подготови...
Опыт работы на тему: «Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста через экспериментально - исследовательскую деятельность»
ПРЕЗЕНТАЦИЯ ОПЫТА РАБОТЫ«Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста через экспериментально - исследовательскую деятельность»ФГОС ДО направляют содержание образо...
РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ПОЗНАВАТЕЛЬНО – ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Статья посвящена развитию познавательно-исследовательской деятельности в младшем дошкольном возрасте через организацию экспериментирования. Рассматривается создание экспериментальной развивающей предм...
Развитие познавательной активности детей 5-6 лет через поисково-исследовательскую деятельность детей в дошкольном учреждении
Познавательно-исследовательская деятельность позволяет удовлетворить жажду познания, стремление к проникновению в суть вещей и отношений, свойственную детям, на что указывал Б.М.Теплов....
«Формирование экологических представлений у детей старшего дошкольного возраста через организацию исследовательской деятельности»
Экологическое воспитание тесно связано с уровнем развития исследовательской деятельности детей в природе, т.к. именно в процессе исследования формируется привычка к поиску. Чем выше уровень исследоват...
«Формирование экологических представлений у детей старшего дошкольного возраста через организацию исследовательской деятельности»
Экологическое воспитание тесно связано с уровнем развития исследовательской деятельности детей в природе, т.к. именно в процессе исследования формируется привычка к поиску. Чем выше уровень исследоват...