Статья для педагогов"Как правильно составить психолого - педагогическую характеристику на ребенка"
статья по коррекционной педагогике
В данной статье показан пример заполнеения критериев психолого - педагогической характеристики на ребенка. В данной характеристики я старалась охватить все важные аспекты развития и факторы влияющие на развитие ребенка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
harakteristika.doc | 113 КБ |
Предварительный просмотр:
Психолого-педагогическая характеристика ребёнка-дошкольника
I. Общие сведения о ребёнке | |
Имя | Григорий |
Дата рождения | 15.07.14 |
Возраст | 4 года |
Общее физическое развитие | В норме, отклонений в физическом развитии не имеет. |
Состояние здоровья | II группа здоровья, часто более ОРВ, стоматитом. |
Состав и особенности семьи: - имя, отчество, возраст, образование, место работы мамы/папы; - имя и возраст братьев/сестёр; - сведения о других членах семьи, проживающих вместе с ребёнком, или проживающих отдельно, но оказывающих значительное влияние на ребёнка и/или его родителей; - жилищно-бытовые условия; - материальное состояние семьи. | Полная семья. Мама Светлана Евгеньевна, 27 лет, высшее неоконченное образование, делопроизводитель. Папа Алексей Алексеевич, 30 лет, среднее специальное образование, резчик по дереву. Воспитывается в семье один, братьев и сестер нет. Дедушка Федор Алексеевич, 54 года, проживает за городом, часто забирает внука на выходные, принимает активное участие в воспитании. Живут в съёмном благоустроенной однокомнатной квартире. Среднее уровень материального состояния, доход на одного члена семьи выше прожиточного минимума.
|
II. Особенности жизни ребёнка в семье | |
1. Взаимоотношения ребёнка с родителями (с кем из родителей ребёнок больше всего общается, к кому больше всего привязан). | Доброжелательные. Мама для ребенка является авторитетом, между ними уважительное общение, большее количество времени проводит с ней. Отец большее количество времени находится на работе. |
2. Организация деятельности ребёнка в семье (чем чаще занимается ребёнок, играют ли с ним; если да, то во что и кто). Помогает ли ребёнок взрослым (есть ли у него игрушки, кто их убирает, есть ли детский уголок). | В семье должное внимание уделяют игре. С мамой Гриша любит читать книги, играть в настольные игры, с папой заниматься конструированием, собирать пазлы. В семье у ребенка есть свои обязанности, кормит хомячка, помогает маме вытирать пыль, самостоятельно убирает игрушки. Имеется свой игровой уголок, с разными игрушками. |
III. Игра – основной вид деятельности ребёнка | |
1. Какие виды игр предпочитает ребёнок? | Настольные и сюжетно – ролевые игры |
2. Сюжеты и выполняемые в играх роли. Соблюдение или несоблюдением правил ребёнком, и реакция на выполнение или невыполнение правил другими детьми. | Быстро усваивает и всегда старается выполнить правила игры. Не любит, когда кто – то нарушает правила игры, сразу напоминает, как должно быть правильно. |
3. Активность в игре (инициатор или пассивный исполнитель замысла других детей). | Является инициатором в игре, высказывает свои предложения и идеи. Любит инициативных детей, иногда спорит, но может принять позицию исполнителя замысла других. |
4. Продолжительность игры. Если ребёнок прекращает играть раньше, чем товарищи, то следует выяснить причину (мотивировку самого ребёнка и наблюдения воспитателя). | Не любит, когда нарушают правила игры, инициатором которой он является. Может обидится и прекратить свое участие. |
IV. Другие виды деятельности | |
1. Изобразительная (рисование, лепка, аппликация) деятельность, конструирование, элементы трудовой деятельности. Интерес к этим видам деятельности, владение умениями и навыками (в соответствии с программой), продолжение деятельности при возникновении помех, трудностей. | Не любит рисовать, с трудом осваивает технику закрашивания предмета в одном направлении. Владеет навыками создания аппликации и лепкой из пластилина, в соответствии с требованиями образовательной программы. Проявляет большой интерес к конструированию, выполняет трудовые поручения, всегда готов помочь воспитателю. |
2. Предпосылки учебной деятельности: Для детей любого возраста: - принятие задачи, способность удерживать цель деятельности, самостоятельная её постановка, умение контролировать себя, сличать свой результат с образцом, оценивать себя. Только для детей старшего дошкольного возраста: - общее положительное отношение к школе («Хочу в школу»), - наличие учебных мотивов («Хочу учиться»), - посещение подготовительных к школе занятий, интерес к ним, - признание авторитета педагога. | Принимает поставленную цель и задачи, старается выполнить их до конца, если прилагается образец, сравнивает с ним, может самостоятельно задать себе цель, дать оценку своей деятельности. |
V. Особенности отдельных познавательных процессов | |
1. Развитие познавательных психических процессов ребёнка (используйте характеристику возрастных особенностей детей в программе, по которой работаете) | |
Восприятие - основных свойств предметов: величины, формы, цвета; - восприятие пространства; - восприятие времени; - восприятие движения; | Умеет сравнивать два предмета по величине и толщине, путем наложения друг на друга, устанавливает размерные отношения между 3–5 предметами разной длины (ширины, высоты), толщины, располагать их в определенной последовательности — в порядке убывания или нарастания величины. Имеет представления о геометрических фигурах и их основных признаках. Соотносит форму предметов с известными геометрическими фигурами: тарелка — круг, платок — квадрат, мяч — шар, окно, дверь — прямоугольник и др. Умеет определять пространственные направления от себя, двигаться в заданном направлении (вперед — назад, направо — налево, вверх — вниз), обозначать словами положение предметов по отношению к себе (передо мной стол, справа от меня дверь, слева — окно, сзади на полках — игрушки). Имеет представление о частях суток, их характерных особенностях, последовательности (утро — день — вечер — ночь). Может объяснить значение слов: «вчера», «сегодня», «завтра» |
Память: - произвольная или непроизвольная; - механическая или логическая; - кратковременная, долговременная; | Произвольная, логическая, долговременная. |
Мышление - преобладающий вид: наглядно-действенное, наглядно-образное, абстрактно-логическое; - наличие форм мышления: понятий, суждений, умозаключений; - способность производить мыслительные операции: анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, обобщение, конкретизация; | Преобладает наглядно – образное мышление. Может устанавливать связь между понятиями о явлениях и предметах, выделяет отличительные, существенные и обобщающие признаки различных предметов и явлений. Способен анализировать, сравнивать, обобщать, конкретизировать ту или иную информацию. |
Воображение - репродуктивное или творческое; - произвольное или непроизвольное; | Творческое воображения, самостоятельно создает новые образы, идеи, и старается их реализовать. Произвольное воображения, способен преднамеренно воспроизводить и преобразовывать полученные ранее впечатления. |
Внимание: - устойчивость, - объём, - переключение, - распределение; - произвольное (возникает в среднем дошкольном возрасте) или непроизвольное, - при наличии произвольного, есть ли послепроизвольное. | Внимание устойчивое, произвольное, легко переключается на другой вид деятельности, способен сосредоточится на значительном объёме работы и информации. |
2. Развитие речи ребёнка: | |
- развитие фонетической стороны речи (произносит ли все фонемы, если нет, то какие отсутствуют; умеет ли выделять фонемы в слове); | Допускает ошибки в произношении сонорных фонем л|, |л’|, |р|, |р’|, смешение звуков Л и Р, |
- словарный запас (большой, средний, небольшой) ребёнка в сравнении с другими детьми данного возраста; | Большой словарный запас, умело пользуется словами второй степени обобщения. |
- построение предложения (правильное, неправильное); | Правильно выстраивает предложения, употребляет в речи простейшие виды сложносочиненных и сложноподчиненных предложений. |
- преобладающий вид речи: диалогическая (наличие таких элементов, как указания, оценки, согласование, называние действия) или монологическая (построение сообщения, наличие рассуждений по поводу способов выполнения действий). | Преобладающим видом речи является монологическая. Гриша любит делится со сверстниками новой информации о предметах и явлениях окружающей действительности, описывать события, действия, состояния. Может убеждать других детей в правильности тех или иных мыслей, взглядов, способов выполнения действий, выразить свою эмоциональную оценку. |
VI. Особенности личности | |
1. Самооценка: - завышенная или заниженная, - обобщённая («Я хороший» или «Я плохой») или дифференцированная (включающая общее положительное отношение к себе и правильную оценку себя в разных видах деятельности «Я хороший, но …»). - Уровень притязаний ребёнка: адекватный / реалистический (ребёнок ставит перед собой цели, которые действительно может достичь, проявляет уверенность, настойчивость в достижении своих целей, продуктивен в их достижении) или неадекватный / нереалистический (ребёнок ставит перед собой цели, которые неадекватны его способностям и возможностям возникают эмоциональные срывы, повышенная тревожность) - Отношение к своим успехам и неудачам в разных видах деятельности (организованной образовательной и самостоятельной). | Дифференцированная самооценка (включающая общее положительное отношение к себе и правильную оценку себя в разных видах деятельности «Я хороший, но …»). Умеет признавать свои ошибки, давать правильную оценку своим действиям. Адекватно оценивает свои силы и возможности, проявляет настойчивость в достижении своей цели. Рад если достигает успехов в любом виде деятельности, может расстроится если испортит какой –либо материал (например, не правильно начал рисовать на листе бумаги), выскажет эмоциональное недовольстве, осудит себя, за то, что поторопился, но будет стараться исправить свои ошибки. Всегда стремится делать все правильно с первого раза.
|
2. Эмоциональная возбудимость или невозбудимость, устойчивость или неустойчивость эмоций, причины их смены, глубина переживаний. Тревожность (сомнения, беспокойство, боязливость). Формирование моральных чувств (сострадание, сочувствие, забота, чувство долга, взаимопомощи, отзывчивости), эстетических (чувство прекрасного в природе, искусстве, возвышенного, трагического и комического), познавательных чувств (любознательность, радость от решения задачи). | Эмоционально устойчив, иногда переживает, когда его идеи не поддерживают сверстники, а ему очень хотелось их воплотить. Переживания носят короткосрочный характер, переключается на другой вид деятельность. Проявляет такие чувства, как сострадание, отзывчивость, готов прийти на помощь сверстникам и взрослым. Может дать эмоциональную оценку поступкам людей, героев произведений литературы и мультфильмов. Любознателен, любит, когда ему читают разные книги, проводить эксперименты. |
3. Доминирующие мотивы поведения: интерес к миру взрослых и стремление действовать как они, игровой мотив, мотив интереса к содержанию и процессу других видов деятельности (каких?), мотив установления и сохранения положительных взаимоотношений со взрослыми и сверстниками, мотивы самолюбия, самоутверждения, соревновательные мотивы, познавательные мотивы, нравственные и общественные мотивы (указать, какой/какие из них преобладают). | В большей степени преобладают познавательные мотивы, Гриша любознательный ребенок, любит изучать и исследовать что – то новое. Соревновательные мотивы, любит быть первым, всегда старается сделать все лучше других. Нравственные мотивы, знает, что нужно помогать взрослым, ценит их труд, такое же отношение к сверстникам, старается выполнять общепринятые правила. |
4. Волевые качества: целеустремленность, настойчивость, выдержка, решительность, самостоятельность, инициативность. | Целеустремлённый, настойчивый, инициативный. |
5. Темперамент ребёнка: - общая активность (пассивный, спокойный, активный, стремительный), - моторная активность (дать характеристику темпа, быстроты, ритма, общего количества движений), - эмоциональность (впечатлительность, чувствительность, импульсивность). | Стремительный, может заниматься как активной деятельностью, так и монотонной, если была поставлена задача ее выполнить. Не резок, средний темп выполнения работы. Не импульсивный, впечатлительный. |
6. Ярко выраженные положительные и отрицательные черты характера (жизнерадостность, общительность, эгоизм, повышенная обидчивость, упрямство, агрессивность, скрытность, замкнутость, другие черты (указать, какие). | Ярко выражены положительные черты характера: целеустремленность, доброжелательность, вежливость, чувство справедливости, музыкальность. |
7. Интересы и склонности (всё, что интересует данного ребёнка: слушание музыки, рисование; любит ли слушать других детей и взрослых, пытается ли сам рассказывать, как получается). | Любит, когда ему читают книги, легко запоминает прочитанное, больше всего любит книги о космосе, подводном мире, военной технике. Всегда обсуждает прочитанное, задает вопросы и делится своими знаниями. Любит танцевать, и заниматься конструированием из «Лего». |
VII. Общая характеристика поведения | |
1. Поведение (ребёнок спокоен, сдержан или проявляет излишнюю подвижность, непоседливость). | Спокоен, в меру подвижен, большую подвижность и ловкость проявляет на занятиях физкультурой. |
2. Выполнение режима (соблюдает режим, нарушает намеренно, по небрежности, не успевает уложиться в отведённое время). | Соблюдает режим дня, не любит, когда ему мешают во время дневного сна, сам может сделать замечание. |
3. Подчинение требованиям взрослых (охотно или в силу принуждения; часто ли отказывается выполнить требования и какие именно). Наиболее типичные нарушения дисциплины. | С радость помогает взрослым, отзывчив, может сам предложить свою помощь. Иногда нарушает дисциплину, громко обсуждает что –либо, мешает другим детям. |
VIII. Взаимоотношения с детьми группы | |
1. Отношение ребёнка к товарищам по группе (любит других детей, равнодушен, не любит). На чём строятся эти отношения? С кем из детей группы предпочитает общаться? | Любит детей, таких же любознательных как он, готов многим помочь и подсказать как сделать правильно. Любит играть с девочками. |
2. Отношение детей группы к ребёнку (любят, равнодушны, не любят). | Другие дети относятся к Грише положительно, со многими в дружеских отношениях. |
IX. Отношение к детскому саду и воспитателю | |
1. Любит ли бывать в детском саду. Почему? | Любит детский сад, в группе много друзей и можно всегда интересно провести время. Когда у папы выходной, неохотно идет в сад, не хватает отцовского внимания. |
2. Взаимоотношения с воспитателями: - отношение воспитателей к ребёнку, - отношение ребёнка к воспитателям, - на чём строятся отношения. Преобладающий вид общения: познавательный или личностный, в чём это проявляется. | Воспитатели относятся к ребенку, как и ко всем остальным детям, хвалят и поощряют за хорошие поступки, наказывают (садят на стул) и беседуют по поводу плохого поведения. У Гриши хорошее отношение к воспитателям, всегда прислушивается, старается помочь, осознает, когда повел себя плохо, не спорит и не грубит. Преобладающий тип общения познавательный, всегда задает много вопросов, стремится к совместной познавательной деятельности. |
3. Приёмы (способы) воздействия на ребёнка со стороны воспитателя и результаты этого воздействия: Тормозящие приёмы: осуждение; наказание; приказание; предупреждение; пробуждение тревоги у ребёнка по поводу возможности наказания; проявление возмущения; разоблачение или выявление виновного; мнимое безразличие; ирония; мнимое недоверие; параллельное педагогическое действие (наказание всей группы из-за нарушения, совершенного одним из детей, с тем, чтобы в дальнейшем сами дети влияли на провинившегося). Созидающие приёмы: организация успехов в деятельности; вовлечение в интересную деятельность; моральная поддержка и укрепление веры в свои силы (поднятие авторитета ребёнка среди сверстников, а также укрепление веры в себя, благодаря выполнению поручений, наиболее соответствующих его интересам и способностям); убеждение (разъяснение, доказательства правильности и необходимости определённой линии поведения); доверие (поручение ответственных заданий); нравственное упражнение (создание условий, требующих проявления именно того нравственного качества, которое требуется развить); ожидание лучших результатов (ребёнку говорят, что ждут от него более значительных успехов); пробуждение гуманных чувств (создание таких условий, которые вызывают у ребёнка сочувствие, сопереживание, сострадание, милосердие); проявление доброты, внимания, заботы; просьба; поощрение; проявление огорчения; поручительство; активизация сокровенных чувств ребёнка. Вспомогательные приёмы: организация внешней опоры правильного поведения (ребёнок вынужден правильно поступать в результате действия определённых правил, контроля за ним); отказ от фиксирования отдельных проступков (воспитатель не обращает внимания на некоторые проступки, если за ними не кроется ничего серьёзного). | Воспитатели пользуются разными способами воздействия на ребенка. Наказание. Общее правило для всей группы, после трех игнорируемых ребёнком замечаний, его садят на стул, для обдумывания своего поведения, после идет воспитательная беседа. Такие ситуации встречаются крайне редко, применяется только при крайне плохом поведении. В основном воспитатели пользуются созидающими приемами, стараются вовлечь ребенка в интересную деятельность, поддерживать его любознательность. Воспитатели оказывают ребенку всяческую поддержку. Поручают ответственные задания, он с радость их выполняет. Стараются создать максимально благоприятный психологический климат для ребенка. Учат проявлять важные гуманные чувства, сопереживание, сострадание, милосердие, проявлять доброту, внимание, заботу. Вспомогательные приемы: в группе существует ряд общих правил для всех детей, Гриша как и все вынужден правильно поступать в результате действия определённых правил, контроля за ним.
|
X. Внесение изменений в воспитание и обучение данного ребёнка с учётом его индивидуальных особенностей. | |
Что должны сделать педагоги и родители, чтобы поддержать и развить достижения ребёнка и преодолеть имеющиеся проблемы. | Со стороны родителей необходимо уделять больше внимания на развитие нравственных качеств, обратить внимание на желание Гриши больше времени проводить с отцом, у ребенка нехватка отцовского внимания. Педагогам необходимо развивать музыкальные наклонности ребенка, совместно заниматься творческой деятельностью. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Психолого-педагогическая характеристика на ребенка, поступающего в логопедическую группу
Педагоги ДОУ, работающие в логопедических группах, сталкиваются с необходимостью составления индивидуальных психолого – педагогических характеристик и часто при их составлении...
Психолого-педагогическая характеристика на ребенка дошкольного возраста
Психолого-педагогическая характеристика на ребенка среднего дошкольного возраста...
Психолого-педагогическая характеристика на ребенка дошкольного возраста
Как грамотно составить характеристику на дошкольника...
Примерная психолого-педагогическая характеристика на ребенка с ОНР 3 уровня
Примерная психолого-педагогическая характеристика на ребенка с ОНР 3 уровня (стертая дизартрия)...
Образец психолого-педагогической характеристики на ребенка дошкольного возраста
В данном образце характеристики учтены все образовательные области ФГОС ДО....
Психолого-педагогическая характеристика на ребенка в ДОУ
Психолого-педагогическая характеристика на ребенка в ДОУ от воспитателя для прохождения комиссии ПМПК....
Семинар – практикум для педагогов: «Написание психолого-педагогической характеристики на ребенка дошкольного возраста на ППК и ТПМПК».
Цель: 1. Повышение психолого-педагогической компетентности педагогов ДОУ в написании психолого-педагогической характеристики на ребёнка дошкольника на ППК и ТПМПК. 2. Тренировка умений и п...