Конспект непосредственной образовательной деятельности педагога-психолога по развитию эмоционально-волевой сферы у детей 5-6 лет через авторские сказки Тема: Необычное путешествие
методическая разработка по коррекционной педагогике (старшая группа)
Данная разработка будет полезна педагогам-психологам при реализации непосредственной образовательной деятельности в рамках сказкотерапии по развитию эмоционально-волевой сферы у детей 5-6 лет
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект непосредственной образовательной деятельности педагога-психолога | 31.16 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект непосредственной образовательной деятельности педагога-психолога Юрасовой Анастасии Геннадьевны по развитию эмоционально-волевой сферы у детей 5-6 лет через авторские сказки
Тема: Необычное путешествие
Цель: развитие эмоционально-волевой сферы дошкольников 5-6 лет
Задачи:
Формирование понятий «добро» «зло»;
Развитие адекватной оценочной деятельности дошкольников;
Обучение положительному самоотношению и принятию других людей;
Развитие у детей умение чувствовать и понимать другого;
Развитие эмпатии, доброжелательного отношения друг к другу,
Активизация творческого мышления, воображения и фантазии;
Развитие произвольного внимания;
Снятие психоэмоционального напряжения;
Обучение рефлексивным умениям.
Форма проведения занятия: подгрупповая (5-6 человек)
Оборудование: музыка «В гостях у сказки»; звуки «леса, реки, песка»; ткани зеленого, желтого и голубого цвета; текст сказки о добре и зле «Необычное путешествие Медвежонка»; трафареты и камни «полусфера» - для графического диктанта; фишки красные и черные; «Волшебная коробочка» и картинки к ней, свеча.
План занятия:
№ п/п | Этап занятия | Методические приемы |
1 | Организационный момент | Организация к восприятию занятия Ритуал приветствия «Добрый день ребята» Игра «Леша, Леша повернись – повернись и улыбнись» |
2 | Вводная часть | Сказка о добре и зле «Необычное путешествие медвежонка» |
3 | Основная часть | Упражнение «Волшебный туннель» Психогимнастика «Зверята» Игра «Хорошо-плохо» Упражнение «Зашифрованный путь» Игра «Заяц, лиса, медведь» |
5 | Заключительная часть | Упражнение «Коробочка эмоций» Упражнение «Свеча доброты и тепла» |
Ход занятия:
- Организационный момент
Дети входят в зал под музыку «В гостях у сказки!». Становятся в круг.
Организация к восприятию занятия.
«Здравствуйте дети! Я очень рада встрече с вами! Посмотрите к нам пришли сегодня на занятие гости! Давайте поздороваемся с друг другом и нашими гостями! Для этого встанем в круг и возьмемся за руки!»
Ритуал приветствия «Добрый день ребята»
Цель: установить положительный эмоциональный контакт, развивать способность координировать голосовую и двигательную активность, формировать положительную мотивацию на занятие.
Дети становятся в круг и говорят слова – приветствие. Когда это сделают все, образуется замкнутый круг.
Все на ножки становитесь и в кружочек соберитесь.
Вместе ручками помашем, вместе и споем и спляшем.
Все мы Маше очень рады, нам похлопать Маше надо.
(Для каждого ребенка, называя его имя)
Психолог: Посмотрите, все дети – это единое целое. Давайте подарим товарищу улыбку, и отдадим ему частичку тепла своей души. Детям предлагается почувствовать, как пошло тепло в их ладони и поиграть в игру «Леша, Леша повернись…».
Игра-упражнение “Леша, Леша повернись, повернись и улыбнись”
Цель: развитие эмпатии, доброжелательного отношения друг к другу, действие по словесной инструкции
Психолог: Психолог прикасается рукой к плечу каждого ребенка и говорит: “Леша, Леша повернись, повернись и улыбнись”, Леша поворачивается на 180 градусов и улыбается.
2. Вводная часть
Психолог: Дети, мы сегодня отправимся с вами в необычное путешествие. Давайте с вами сядем удобнее и послушаем историю.
Психолог приглашает детей сесть удобно на коврик и послушать интересную историю.
Необычное путешествие медвежонка
Однажды в лесу потерялся маленький Медвежонок. Папа Медведь ушел на охоту, а мама Медведица была с сыном в берлоге. Уложила его спать и рядышком сама уснула. Медвежонок вскоре проснулся и направился (вхождение в сказку) к реке, куда мама его утром водила купаться. Только дорогу к реке он забыл, вот и заблудился. .. Идет по лесу и плачет.
Психолог: А вы хотите попутешествовать вместе с медвежонком?
Для того чтобы туда попасть нам нужно пройти по необычной дороге и внимательно слушать звуки, которые нас будут сопровождать. Тогда мы узнаем, куда мы с вами отправимся.
Вхождение в сказку Упражнение «волшебный туннель»
Цель: Переключение участников на ситуацию «здесь и теперь», выравнивание эмоционального состояния участников, создание благоприятной для работы атмосферы.
Ход: Посмотрите, у нас под ногами волшебная дорожка. (ткань зеленого цвета и звуки леса) Пойдем по ней и посмотрим, куда она нас приведет. Помните, что в сказке может все быстро изменяться? Вот и эта дорожка живая. Вот сейчас мы с вами идем по очень мягкой травке. Впереди много повальных деревьев, они загородили дорогу, давайте их перешагнем. Ноги выше. Ой..а сейчас под ногами теплый песок (ткань желтого цвета и звуки песка). А вот мы подошли к волшебной реке. Вода в ней прозрачная-прозрачная. (Голубая ткань и звуки воды). Вот мы с вами и в сказке.
Ой, а кто скачет нам на встречу….(звук голоса зайца) отгадайте?
Навстречу ему Зайчиха с зайчатами скачет: «Почему ты один по лесу идешь?»
«Я потерялся, аааа..» - еще громче заревел Медвежонок.
«Возьми вот сладкую морковочку», - сказала Зайчиха.
«Медвежата не едят морковку. Я домой хочу!» - не успокоился малыш.
«Я бы отвела тебя, но не знаю где ваша берлога. Пойдем к лисьей норе. Может быть, Лиса знает, как найти берлогу», - сказала Зайчиха.
Лиса услышала шорохи и выскочила из норы. Смотрит, Зайчиха со своими зайчатами к ней пришла. А возле них стоит маленький Медвежонок.
«Зачем ко мне пожаловали?» - поинтересовалась Лиса.
«Медвежонок заблудился. Может, ты знаешь, как найти его берлогу?» - сказала Зайчиха.
«Я к маме хочу!» - опять заплакал Медвежонок.
«Не реви! Не надо было из берлоги без мамы одному в лес уходить», - строго сказала Лиса.
«Я не знаю, где их берлога. Может, Волк знает».
Психогимнастика «Зверята»
Цель: преодоление барьеров в общении, снятие психического напряжения, выражение эмоций через выразительные движения
Мы проверили осанку, все свели лопатки.
Мы походим на носках, а потом на пятках.
Пойдем мягко, как лисята…
И как мишка косолапый…
И как заинька – трусишка…
И как серый волк – волчишка.
Пришли они к Волку. «Не пойду к медвежьей берлоге. А за то, что ты Лисонька, мне привела заячью семью, благодарю. Съем я их. Давно зайчатиной не лакомился», - сказал Волк.
«Не позволю я тебе съесть Зайчиху и ее детей. Не за этим мы к тебе пришли. Если тронешь зайчат, тебе не сдобровать», - остановила Лиса Волка.
Психолог: Хорошо поступила Лиса? А вы совершаете хорошие и добрые поступки?
Игра «Хорошо-плохо»
Цель: Развитие адекватной оценочной деятельности дошкольников, направленной на анализ собственного поведения и поступков окружающих людей, умение оценивать положительные и отрицательные поступки и анализировать их.
Ход: Детям предлагается оценить поступки и действия с двух позиций: хорошей и плохой.
Взрослый раздает детям фишки двух цветов: красного и черного, с помощью которых будут оценивать соответственно хорошие поступки-красный цвет; плохие поступки-черный цвет. Взрослый называет поступок или действие, а дети должны поднять фишку, соответствующую его моральной оценке.
Плохие
Порвал блузку
Обидел друга
Поссорился с мамой
Толкнул ногой щенка
Ударил котенка
Разрушил птичье гнездо
Хорошие
Защитил слабого
Проведал больного друга
Обогрел и накормил брошенного щенка
Помог младшим детям одеться
Вскоре обо всем узнала Сорока. Она хоть и болтливая была, но имела доброе сердце: «Я полечу, а вы вслед за мной поспевайте, меня из виду не теряйте».
Упражнение «Графический диктант»
Цель: развивать зрительно-пространственную ориентировку и произвольное внимание
Ход: Выдается детям лист с заданием и объясняется, что от точки нужно ставить столько камушков, сколько диктует психолог, и тогда дети дойдут до места назначения.
Вскоре все были у берлоги. Их встретила мама Медведица. Уж как она благодарила добрую Зайчиху, заботливую Лису и сердобольную Сороку. Медвежонок бросился к маме и проревел : «Я больше не буду один уходить в лес. Я буду самым послушным медвежонком в лесу».
Игра «Зайчик, лиса, медведь»
Цель: развитие координации движений и произвольного внимания
Ход: Психолог объясняет детям, что у него в руках волшебный бубен. Нужно внимательно слушать, как он звучит. Если бубен за спиной, необходимо изобразить зайцев. Если бубен звенит тихо – лису. А если бубен звенит громко – громко – нужно изобразить медведя.
День стал клониться к вечеру, приближалась ночь. Голодный Волк направился в деревню. Хотел заскочить в хлев, да собаки в лай подняли. Деревенские мужики прибежали, Волка палками избили. Он еле ноги унес. Лежит возле логова, сил нет. Наступило утро. Сорока по всему лесу эту весть разнесла.
Видит Волк, идет к нему……
Всех зверей она хитрей,
Шубка рыжая на ней.
Пышный хвост — ее краса.
Этот зверь лесной — …
Лиса, несет в зубах дикого гуся. Поел Волк, сил у него прибавилось.
В гости пожаловала ….
Быстрый прыжок, длинные ушки,
Тёплый пушок, на спинке и брюшке,
Мордочка хитрая, любит капусту,
Не дружит с лисой и волком не дружит,
Бегает так быстро, что никто в лесу не догонит.
Зайчиха, приложила листья подорожника к ранам. Пошел он на поправку.
Смотрит, а к нему …
Он коричневый, лохматый.
Угадайте-ка, ребята,
Кто, построив теплый дом,
Спит всю зиму в доме том?
Медведица и Медвежонок идут и малину несут. Съел ягоду Волк, и жар у него прошел. Выздоровел он совсем.
«Вы не просто мои соседи, вы мои друзья. Я был злым и сердитым, я не помог вам, когда Медвежонок потерялся и плакал. А когда со мной случилась беда, вы все обо мне позаботились. Вы добрые и славные. Простите меня, пожалуйста. Я постараюсь тоже стать хорошим», - сказал Волк. И звери его простили.
Психолог: Ребята, это важно, что Волк сам все понял. А раз понял, что добро лучше зла, значит, сможет стать хорошим. Как вы думаете? (Ответы детей)
Ну и раз ему звери сделали подарки, когда он был болен, то сейчас нашему Волку тоже нужно сделать для зверей подарки.
Упражнение «Коробочка эмоций»
Цель: создание необходимого эмоционального фона, осознание своих эмоций, активизация сенсорных систем организма
Ход занятия: Предлагается собрать общую коробочку эмоций. Выбираем только те картинки, которые кажутся тебе подходящими к теме занятия и к прочитанной истории.
3. Заключительная часть
Психолог: Наше занятие подошло к концу. Молодцы ребята. Мне сегодня очень понравилось с вами играть, было очень интересно. А вам?
Почему потерялся Медвежонок?
К кому обратилась Зайчиха с просьбой помочь Медвежонку?
Как отреагировала Лиса и почему она его отругала?
Что хотел сделать Волк, когда к нему обратилась Лиса?
Кто помог Медвежонку найти дорогу к берлоге?
Что пообещал медвежонок маме?
Почему Волк принял решение стать хорошим?
- Ребята я предлагаю вам поделиться своей радостью и впечатлениями от нашего занятия.
Упражнение «Свеча доброты и тепла»
Цель: стабилизация психоэмоционального состояния, закрепление эмоционального состояния, положительный выход из занятия.
Педагог-психолог: А сейчас предлагаю вам встать в круг и по очереди, передавая свечу, поделиться своими впечатлениями друг с другом и попрощаться.
Педагог-психолог: - Замечательно ребята, мы поделились своими впечатлениями и радостью со всеми окружающими и подарили им хорошее настроение.
Заключительная часть.
Педагог-психолог:
- Ребята, наше занятие подошло к концу. До свидания. Хорошего вам настроения.
Список литературы:
- Малахова А.Н. Развитие личности ребенка. Психолого-педагогическая работа со сказкой. – СПб.: ООО «Издательство «Детство-Пресс»», 2015. – 224 с. + цв. вкл. 16 с.
- Машталь О.Ю. Подготовка ребенка к школе. 200 упражнений, заданий, тестов, игр. – СПб: Наука и Техника, 2011. – 288с.,ил.
- Микляева Н.В., Семенака С.И. Уроки добра: Комплексная программа социально-коммуникативного развития ребенка средствами эмоционального и социального интеллекта. – М.: АРКТИ, 2018. – 208с. – (Развитие и воспитание).
- Развитие познавательной и эмоциональной сфер дошкольников. Методические рекомендации/Под ред. А.В.Можейко. – М.: ТЦ Сфера, 2010. – 128с.
- Савченко В.И. Позитивные сказки. Беседы с детьми о добре, дружбе и трудолюбии. – М.: ТЦ Сфера, 2018. – 80с. – (Сказки-подсказки).
- Шиманская В.А. Краски Эмоций. Базовый курс развития эмоционального интеллекта детей 5-7 лет: практикум для педагогов и родителей.- М.: Просвещение, 2018.- 64с.: ил.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственно-образовательной деятельности по социально-личностному развитию «Ток-шоу «Вежливость» для детей старшего дошкольного возраста. Образовательная область: «Социализация»
Формирование у детей старшего дошкольного возраста представлений о возникновении языка и речи, как главного средства общения людей....
Конспект непосредственной образовательной деятельности педагога-психолога с детьми среднего дошкольного возраста
Разнообразные игры, объединенные единой сюжетной линией, вызывыают положительные эмоции воспитанников, эмоциональный подъем, создают у детей повышение тонуса всего организма. Выполнение различных упра...
Конспект непосредственно – образовательной деятельности педагога – психолога на тему: «В гостях у мышки»
развитие концентрации внимания, ориентировки в пространстве, налаживание контакта с группой....
Конспект непосредственно-образовательной деятельности педагога-психолога с детьми раннего возраста совместно с родителями.
НОД с детьми раннего возраста. ...
Конспект непосредственно-образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию в старшей группе для детей с нарушением интеллектуального развития "Ромашковое поле"
Цель: формировать представление детей о луговых цветах.Задачи:Образовательные: познакомить детей с нетрадиционным способом рисования: восковые мелки и акварель; продолжать знакомить детей с луговыми ц...
Конспект непосредственно-образовательной деятельности по Художественно-эстетическому развитию (лепка) «Испечем оладушки» для детей первой младшей группы (авторская разработка)
Вызвать у детей интерес к результату работы; развивать умение внимательно слушать художественный текст и рассматривать иллюстрации к нему; учить самостоятельно и аккуратно пользоваться пластилином (гл...
Конспект непосредственной образовательной деятельности педагога-психолога по развитию когнитивной сферы по теме "Одежда, обувь, головные уборы"
Конспект непосредственной образовательной деятельности педагога-психолога по развитию когнитивной сферы по теме "Одежда, обувь, головные уборы"Цель: развитие познавательной сферы дошкольнико...