Конспект непосредственной образовательной деятельности педагога-психолога по развитию эмоционально-волевой сферы у детей 5-6 лет через авторские сказки Тема: Необычное путешествие
методическая разработка по коррекционной педагогике (старшая группа)

Шилова Анастасия Геннадьевна

Данная разработка будет полезна педагогам-психологам при реализации непосредственной образовательной деятельности в рамках сказкотерапии по  развитию эмоционально-волевой сферы у детей 5-6 лет 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект непосредственной образовательной деятельности педагога-психолога Юрасовой Анастасии Геннадьевны по развитию эмоционально-волевой сферы у детей 5-6 лет через авторские сказки

Тема:  Необычное путешествие

Цель: развитие эмоционально-волевой сферы дошкольников 5-6 лет

Задачи:

Формирование понятий «добро» «зло»;

Развитие адекватной оценочной деятельности дошкольников;

Обучение положительному самоотношению и принятию других людей;

Развитие у детей умение чувствовать и понимать другого;

Развитие эмпатии, доброжелательного отношения друг к другу,

Активизация  творческого  мышления,  воображения и  фантазии;

Развитие  произвольного  внимания;

Снятие психоэмоционального напряжения;                                

Обучение рефлексивным умениям.

Форма проведения занятия: подгрупповая (5-6 человек)

Оборудование: музыка «В гостях у сказки»; звуки «леса, реки, песка»; ткани зеленого, желтого и голубого цвета; текст сказки о добре и зле «Необычное путешествие Медвежонка»; трафареты и камни «полусфера» - для графического диктанта; фишки красные и черные;  «Волшебная коробочка» и картинки к ней, свеча.

                                                           План занятия:

№ п/п

Этап занятия

Методические приемы

1

Организационный момент

Организация к восприятию занятия

Ритуал приветствия  «Добрый день ребята»

Игра «Леша, Леша повернись – повернись и улыбнись»

2

Вводная часть

Сказка о добре и зле «Необычное путешествие медвежонка»

3

Основная часть

Упражнение «Волшебный туннель»

Психогимнастика «Зверята»

Игра «Хорошо-плохо»

Упражнение «Зашифрованный путь»

Игра «Заяц, лиса, медведь»

5

Заключительная часть

Упражнение  «Коробочка эмоций»

Упражнение «Свеча доброты и тепла»

Ход занятия:

  1. Организационный момент

Дети входят в  зал под музыку «В гостях у сказки!». Становятся в круг.

Организация к восприятию занятия.

«Здравствуйте дети! Я очень рада встрече с вами! Посмотрите к нам пришли сегодня на занятие гости! Давайте поздороваемся с друг другом и нашими гостями! Для этого встанем в круг и возьмемся за руки!»

Ритуал приветствия  «Добрый день ребята»

Цель: установить положительный эмоциональный контакт, развивать способность координировать голосовую и двигательную активность, формировать положительную мотивацию на занятие.

Дети становятся в круг и говорят слова – приветствие. Когда это сделают все, образуется замкнутый круг.

                Все на ножки становитесь и в кружочек соберитесь.

                Вместе ручками помашем, вместе и споем и спляшем.

                Все мы Маше очень рады, нам похлопать Маше надо.

                (Для каждого ребенка, называя его имя)

Психолог:  Посмотрите, все дети – это единое целое. Давайте подарим товарищу улыбку, и отдадим ему частичку тепла своей души. Детям предлагается почувствовать, как пошло тепло в их ладони и поиграть в игру «Леша, Леша повернись…».

Игра-упражнение “Леша, Леша повернись, повернись и улыбнись”

Цель: развитие эмпатии, доброжелательного отношения друг к другу, действие по словесной инструкции

Психолог: Психолог прикасается рукой к плечу каждого ребенка и говорит: “Леша, Леша повернись, повернись и улыбнись”, Леша поворачивается на 180 градусов и улыбается.

2. Вводная часть

Психолог: Дети, мы сегодня отправимся с вами в необычное путешествие. Давайте с вами сядем удобнее и послушаем историю.

Психолог приглашает детей сесть удобно на коврик и послушать интересную историю.

Необычное путешествие медвежонка

Однажды в лесу потерялся маленький Медвежонок.  Папа Медведь ушел на охоту, а мама Медведица была с сыном в берлоге. Уложила его спать и рядышком сама уснула. Медвежонок вскоре проснулся и направился  (вхождение в сказку) к реке, куда мама его утром водила купаться. Только дорогу к реке он забыл, вот и заблудился. .. Идет по лесу и плачет.

Психолог: А вы хотите попутешествовать вместе с медвежонком?

Для того чтобы туда попасть нам нужно пройти по необычной дороге и внимательно слушать звуки, которые нас будут сопровождать. Тогда мы узнаем, куда мы с вами отправимся.

Вхождение в сказку Упражнение «волшебный туннель»

Цель: Переключение участников на ситуацию «здесь и теперь», выравнивание эмоционального состояния участников, создание благоприятной для работы атмосферы.

Ход: Посмотрите, у нас под ногами волшебная дорожка. (ткань зеленого цвета и звуки леса) Пойдем по ней и посмотрим, куда она нас приведет. Помните, что в сказке может все быстро изменяться? Вот и эта дорожка живая. Вот сейчас мы с вами идем по очень мягкой травке. Впереди много повальных деревьев, они загородили дорогу, давайте их перешагнем. Ноги выше. Ой..а сейчас под ногами теплый песок (ткань желтого цвета и звуки песка). А вот мы подошли к волшебной реке. Вода в ней прозрачная-прозрачная. (Голубая ткань и звуки воды). Вот мы с вами и в сказке.

Ой, а кто скачет  нам на встречу….(звук голоса зайца) отгадайте?

Навстречу ему Зайчиха с зайчатами скачет: «Почему ты один по лесу идешь?»

«Я потерялся, аааа..» - еще громче заревел Медвежонок.

«Возьми вот сладкую морковочку», - сказала Зайчиха.

«Медвежата не едят морковку. Я домой хочу!» - не успокоился малыш.

«Я бы отвела тебя, но не знаю где ваша берлога. Пойдем к лисьей норе. Может быть, Лиса знает, как найти берлогу», - сказала Зайчиха.

Лиса услышала шорохи и выскочила из норы.  Смотрит, Зайчиха со своими зайчатами к ней пришла. А возле них стоит маленький Медвежонок.

«Зачем ко мне пожаловали?» - поинтересовалась Лиса.

«Медвежонок заблудился. Может, ты знаешь, как найти его берлогу?» - сказала Зайчиха.

«Я к маме хочу!» - опять заплакал Медвежонок.

«Не реви! Не надо было из берлоги без мамы одному в лес уходить», - строго сказала Лиса.

«Я не знаю, где их берлога.  Может, Волк знает».

Психогимнастика «Зверята»

Цель: преодоление барьеров в общении, снятие психического напряжения, выражение эмоций через выразительные движения

Мы проверили осанку, все свели лопатки.

Мы походим на носках, а потом на пятках.

Пойдем мягко, как лисята…

И как мишка косолапый…

И как заинька – трусишка…

И как серый волк – волчишка.

Пришли они к Волку. «Не пойду к медвежьей берлоге. А за то, что ты Лисонька, мне привела заячью семью, благодарю. Съем я их. Давно зайчатиной не лакомился», - сказал Волк.

«Не позволю я тебе съесть Зайчиху и ее детей. Не за этим мы к тебе пришли. Если тронешь зайчат, тебе не сдобровать», - остановила Лиса Волка.

Психолог: Хорошо поступила Лиса? А вы совершаете хорошие и добрые поступки?

Игра «Хорошо-плохо»

Цель: Развитие адекватной оценочной деятельности дошкольников, направленной на анализ собственного поведения и поступков окружающих людей, умение оценивать положительные и отрицательные поступки и анализировать их.

Ход: Детям предлагается оценить поступки и действия с двух позиций: хорошей и плохой.

Взрослый раздает детям фишки двух цветов: красного и черного, с помощью которых будут оценивать соответственно хорошие поступки-красный цвет; плохие поступки-черный цвет. Взрослый называет поступок или действие, а дети должны поднять фишку, соответствующую его моральной оценке.

Плохие

Порвал блузку

Обидел друга

Поссорился с мамой

Толкнул ногой щенка

Ударил котенка

Разрушил птичье гнездо

Хорошие

Защитил слабого

Проведал больного друга

Обогрел и накормил брошенного щенка

Помог младшим детям одеться

Вскоре обо всем узнала Сорока. Она хоть и болтливая была, но имела доброе сердце: «Я полечу, а вы вслед за мной поспевайте, меня из виду не теряйте».

Упражнение «Графический диктант»

Цель: развивать зрительно-пространственную ориентировку и произвольное внимание

Ход: Выдается детям лист с заданием и объясняется, что от точки нужно ставить столько камушков, сколько диктует психолог, и тогда дети  дойдут до места назначения.

Вскоре все были у берлоги. Их встретила мама Медведица. Уж как она благодарила добрую Зайчиху, заботливую Лису и сердобольную Сороку. Медвежонок бросился к  маме и проревел : «Я больше не буду один уходить в лес. Я буду самым послушным медвежонком в лесу».

Игра «Зайчик, лиса, медведь»

Цель: развитие координации движений и произвольного внимания

Ход: Психолог объясняет детям, что у него в руках волшебный бубен. Нужно внимательно слушать, как он звучит. Если бубен за спиной, необходимо изобразить зайцев. Если бубен звенит тихо – лису. А если бубен звенит громко – громко – нужно изобразить медведя.

День стал клониться к вечеру, приближалась ночь. Голодный Волк направился в деревню. Хотел заскочить в хлев, да собаки в лай подняли. Деревенские мужики прибежали, Волка палками избили. Он еле ноги унес. Лежит возле логова, сил нет. Наступило утро. Сорока по всему лесу эту весть разнесла.

Видит Волк, идет к нему……

Всех зверей она хитрей,

Шубка рыжая на ней.

Пышный хвост — ее краса.

Этот зверь лесной — …

 Лиса, несет в зубах дикого гуся. Поел Волк, сил у него прибавилось.

В гости пожаловала ….

Быстрый прыжок, длинные ушки,

Тёплый пушок, на спинке и брюшке,

Мордочка хитрая, любит капусту,

Не дружит с лисой и волком не дружит,

Бегает так быстро, что никто в лесу не догонит.

Зайчиха, приложила листья подорожника к ранам. Пошел он на поправку.

Смотрит, а к нему …

Он коричневый, лохматый.

Угадайте-ка, ребята,

Кто, построив теплый дом,

Спит всю зиму в доме том?

Медведица и Медвежонок идут и малину несут. Съел ягоду Волк, и жар у него прошел. Выздоровел он совсем.

«Вы не просто мои соседи, вы мои друзья. Я был злым и сердитым, я не помог вам, когда Медвежонок потерялся и плакал. А когда со мной случилась беда, вы все обо мне позаботились. Вы добрые и славные. Простите меня, пожалуйста. Я постараюсь тоже стать хорошим», - сказал Волк. И звери его простили.

Психолог: Ребята, это важно, что Волк сам все понял. А раз понял, что добро лучше зла, значит, сможет стать хорошим. Как вы думаете?  (Ответы детей)

Ну и раз ему звери сделали подарки, когда он был болен, то сейчас нашему Волку тоже нужно сделать для зверей подарки.

Упражнение «Коробочка эмоций»

Цель: создание необходимого эмоционального фона, осознание своих эмоций, активизация сенсорных систем организма

Ход занятия: Предлагается собрать общую коробочку эмоций. Выбираем только те картинки, которые кажутся тебе подходящими к теме занятия и к прочитанной истории.

3. Заключительная часть

Психолог: Наше занятие подошло к концу. Молодцы ребята. Мне сегодня очень понравилось с вами играть, было очень интересно. А вам?

Почему потерялся Медвежонок?

К кому обратилась Зайчиха с просьбой помочь Медвежонку?

Как отреагировала Лиса и почему она его отругала?

Что хотел сделать Волк, когда к нему обратилась Лиса?

Кто помог Медвежонку найти дорогу к берлоге?

Что пообещал медвежонок маме?

Почему Волк принял решение стать хорошим?

- Ребята я предлагаю вам поделиться своей радостью и впечатлениями от нашего занятия.

Упражнение «Свеча доброты и тепла»

Цель: стабилизация психоэмоционального состояния, закрепление эмоционального состояния, положительный выход из занятия.

Педагог-психолог: А сейчас предлагаю вам встать в круг и по очереди, передавая свечу, поделиться своими впечатлениями друг с другом и попрощаться.

Педагог-психолог: - Замечательно ребята, мы поделились своими впечатлениями и  радостью со всеми окружающими и подарили им хорошее настроение.

Заключительная часть.

Педагог-психолог:

- Ребята, наше занятие подошло к концу. До свидания. Хорошего вам настроения.

Список литературы:

  1. Малахова А.Н. Развитие личности ребенка. Психолого-педагогическая работа со сказкой. – СПб.: ООО «Издательство «Детство-Пресс»», 2015. – 224 с. + цв. вкл. 16 с.
  2. Машталь О.Ю. Подготовка ребенка к школе. 200 упражнений, заданий, тестов, игр. – СПб: Наука и Техника, 2011. – 288с.,ил.
  3. Микляева Н.В., Семенака С.И. Уроки добра: Комплексная программа социально-коммуникативного развития ребенка средствами эмоционального и социального интеллекта. – М.: АРКТИ, 2018. – 208с. – (Развитие и воспитание).
  4. Развитие познавательной и эмоциональной сфер дошкольников. Методические рекомендации/Под ред. А.В.Можейко. – М.: ТЦ Сфера, 2010. – 128с.
  5. Савченко В.И. Позитивные сказки. Беседы с детьми о добре, дружбе и трудолюбии. – М.: ТЦ Сфера, 2018. – 80с. – (Сказки-подсказки).
  6. Шиманская В.А. Краски Эмоций. Базовый курс развития эмоционального интеллекта детей 5-7 лет: практикум для педагогов и родителей.- М.: Просвещение, 2018.- 64с.: ил.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по социально-личностному развитию «Ток-шоу «Вежливость» для детей старшего дошкольного возраста. Образовательная область: «Социализация»

Формирование у детей старшего дошкольного возраста представлений о возникновении языка и речи, как главного средства общения людей....

Конспект непосредственной образовательной деятельности педагога-психолога с детьми среднего дошкольного возраста

Разнообразные игры, объединенные единой сюжетной линией, вызывыают положительные эмоции воспитанников, эмоциональный подъем, создают у детей повышение тонуса всего организма. Выполнение различных упра...

Конспект непосредственно – образовательной деятельности педагога – психолога на тему: «В гостях у мышки»

развитие концентрации внимания, ориентировки в пространстве, налаживание контакта с группой....

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию в старшей группе для детей с нарушением интеллектуального развития "Ромашковое поле"

Цель: формировать представление детей о луговых цветах.Задачи:Образовательные: познакомить детей с нетрадиционным способом рисования: восковые мелки и акварель; продолжать знакомить детей с луговыми ц...

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по Художественно-эстетическому развитию (лепка) «Испечем оладушки» для детей первой младшей группы (авторская разработка)

Вызвать у детей интерес к результату работы; развивать умение внимательно слушать художественный текст и рассматривать иллюстрации к нему; учить самостоятельно и аккуратно пользоваться пластилином (гл...

Конспект непосредственной образовательной деятельности педагога-психолога по развитию когнитивной сферы по теме "Одежда, обувь, головные уборы"

Конспект непосредственной образовательной деятельности педагога-психолога по развитию когнитивной сферы по теме "Одежда, обувь, головные уборы"Цель: развитие познавательной сферы дошкольнико...