Реализация андрагогических подходов в повышении психологической грамотности родителей воспитанников современного детского сада
консультация по коррекционной педагогике
В период реализации ФГОС ДО важное место отведено сотрудничеству детского сада с семьями воспитанников. В статье рассматривается роль педагога-психолога в организации психопросветительской деятельности с родителями в андрагогическом контексте.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Реализация андрагогических подходов в повышении психологической грамотности родителей воспитанников современного детского сада
Как привлечь семьи воспитанников к совместной деятельности с дошкольной организацией? Чем заинтересовать родителей? Какие формы использовать, чтобы взаимодействие ДОО и семьи стало мотивированным и результативным? Эти вопросы возникают у педагога-психолога современного детского сада.
Известно, что в период реализации ФГОС ДО, важное место отведено сотрудничеству детского сада с семьями воспитанников, обеспечению психолого-педагогической поддержки семьи и повышению компетентности родителей. Очевидно, что значимая роль в решении данных задач отводится именно педагогу-психологу, который не только организовывает психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса, но и создает условия для повышения психологической грамотности в родительской среде.
Под психологической грамотностью в контексте данной статьи понимается усвоение необходимого минимума психологических знаний и умений, а также возможность применять их в процессе воспитания ребенка. Уровень психологической грамотности родителей дошкольника обусловливает степень доступности для них той или иной информации, связанной с особенностями психического развития ребенка на каждом возрастном этапе дошкольного детства, с моделями воспитания маленькой личности, с оптимальными детско-родительскими отношениями.
Важно понимать, что современные родители имеют устоявшийся менталитет, опыт социального поведения, багаж знаний и, организовывая работу с ними, педагогу-психологу необходимо использовать формы, методы и технологии, отличные от тех, которые он использует в организации педагогического процесса с детьми. Именно поэтому, согласно Профессиональному Стандарту педагога-психолога (психолог в сфере дошкольного образования) в разделе 3.1.6. «Психологическое просвещение субъектов образовательного процесса», прописаны необходимые умения педагога-психолога ДОО, среди которых: применение методов педагогики взрослых для психологического просвещения субъектов образовательного процесса, в том числе с целью повышения психологической культуры ивладение навыками преподавания, ведением дискуссий, презентаций.
Обзор разных взглядов на понятие «педагогика взрослых» привел нас к терминам «андрагогика», «андрагогическая деятельность» и необходимости организации взаимодействия с семьями воспитанников именно в данном контексте. Итак, андрагогика- научно-практическая область, которая исследует и определяет закономерности образовательной деятельности взрослых.
Сегодня отечественные специалисты разделяют идеи М.Ш. Ноулза, который 1970 году издал фундаментальный труд по андрагогике «Современная практика образования взрослых. Андрагогика против педагогики». В нем он сформулировал основные положения андрагогики.
Во-первых, взрослому человеку, который получает знания, принадлежит ведущая роль в процессе обучения, поэтому мы используем в своей работе формы активного взаимодействия с родителями, практические занятия (панельная дискуссия «Современная бабушка», ток-шоу «Компьютер: за или против», проведение «Недели психологии: психология семейного воспитания», в рамках которой задействована каждая семья).
Во-вторых, взрослый, являясь сформировавшейся личностью, ставит перед собой конкретные цели, стремится к самостоятельности, самореализации. Здесь на помощь приходит «Бланк обратной связи», где родитель может отрефлексировать полученную информацию, поставить конкретные цели, сделать запрос на получение новых, важных для него, знаний. Бланк обратной связи разрабатывается на каждое мероприятие, в зависимости от количества и качества полученных знаний.
Кроме того, взрослый человек обладает жизненным опытом, знаниями, умениями, навыками, которые должны быть использованы в процессе обучения. Наиболее результативными формами являются акция «Герб семьи», «Методы семейного воспитания», семинар-практикум «Бабушкин сундучок», видеопрезентация «Традиции нашего рода».
Сам процесс познания в значительной степени определяется индивидуальными особенностями взрослых, поэтому, изучая характеристику каждой семьи, работа выстраивается и индивидуально, например, консультации, лекции-беседы, онлайн-беседы.
И, наконец, обучение организовывается в виде совместной деятельности обучающегося и обучающего на всех его этапах (деловая игра «Я-родитель», экспериментальные практикумы), а педагог-психолог создает условия для скорейшего применения полученных знаний, ведь это одна из особенностей «педагогики взрослых». Родителям предлагаются «Домашнее задание», «Родительское сочинение», решение проблемных ситуаций.
Таким образом, организация взаимодействия педагога- психолога с семьями воспитанников детского сада должна обеспечивать, на наш взгляд, активную позицию родителей и желание постигать новые психологические знания, применение полученные знания на практике и, конечно, что особенно важно в деятельности педагога-психолога, оптимизацию детско-родительских отношений и необходимость со стороны родителей находить как можно больше времени для позитивного, интересного общения и совместного проживания детства со своим малышом.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Понимания между родителями воспитанников и детским садом»
«Ребенок - зеркало семьи; как в капле воды отражается солнце, так в детях отражается нравственная чистота матери и отца». В. А. Сухомлинский Доверяя свое любимое и зачастую ...
«Понимания между родителями воспитанников и детским садом»
«Ребенок - зеркало семьи; как в капле воды отражается солнце, так в детях отражается нравственная чистота матери и отца». В. А. Сухомлинский Доверяя свое любимое и зачастую ...
Реализация дифференцированного подхода к повышению педагогической культуры родителей
Проблема взаимодействия ДОУ и семьи....
Инновационные формы работы с родителями в современном детском саду
Организованное взаимодействие дошкольного учреждения и родителей позволяет заметно поддержать становление личности ребёнка, повысить уровень культуры педагогов и семей, а в целом, укрепить сотрудничес...
Выступление на педагогическом совете Тема: Концептуальные подходы к формированию предметно-пространственной среды в современном детском саду
Развивающая предметно-пространственная среда дошкольной образовательной организации согласно ФГОС - это часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством, материалами...
Семинар-практикум для педагогов Тема: "Реализация гендерного подхода в воспитании детей дошкольного возраста, в условиях, детского сада».
Цель: развитие интереса у педагогов к планированию образовательного процесса с использованием дифференцированного подхода в воспитании детей с учетом пола.Задачи:Обратить особое внимание п...
Модель развития экологического воспитания детей дошкольного возраста в процессе реализации и использования проектной деятельности в рамках взаимодействия с родителями воспитанников, специалистами детского сада, окружающим социумом, предусматривающую сот
Модель развития экологического воспитания детей дошкольного возраста в процессе реализации и использования проектной деятельности в рамках взаимодействия с родителями воспитанников, специа...