Выступление на педагогическом совете Тема: Концептуальные подходы к формированию предметно-пространственной среды в современном детском саду
материал
Развивающая предметно-пространственная среда дошкольной образовательной организации согласно ФГОС - это часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством, материалами, оборудованием и инвентарем, для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учѐта особенностей и коррекции недостатков их развития.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_na_pedagogicheskom_sovete_.docx | 24.16 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное учреждение «Управление образования Администрации города Лабытнанги»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ
ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА «СКАЗКА»
( МАДОУ «Сказка»)
Выступление на педагогическом совете
Тема: Концептуальные подходы к формированию предметно-пространственной среды в современном детском саду
Воспитатель: Кучугура Е.В.
Г. Лабытнанги
2015 год
Система образования в России в настоящее время претерпевает качественные изменения. Стремясь сохранить основные традиции образования в России, их научность и фундаментализм, мы, тем не менее, должны сделать все возможное для формирования практико-ориентированного образования, выстраивания таких условий в организациях муниципальной системы образования, которые бы позволили нам заложить основы для формирования качественно новой личности способной к самостоятельному принятию решений, выбору пути развития, способной нести ответственность за свои поступки и обладающей набором ключевых компетенций. Кроме того, система дошкольного образования сегодня должна выполнить свою основную задачу как часть модели открытого образования, а именно - способствовать закладке основ ранней профилизации детей дошкольного возраста.
Развивающая предметно-пространственная среда дошкольной образовательной организации согласно ФГОС - это часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством, материалами, оборудованием и инвентарем, для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учѐта особенностей и коррекции недостатков их развития.
В этой связи на базе дошкольных образовательных организаций создается предметно-пространственная среда, обеспечивающая максимальные условия для реализации компетентностно-деятельностного подхода в дошкольном образовании.
Мы планомерно переходим к тому результату, когда посредством созданной предметно-пространственной среды в детском саду дошкольник получает информацию необходимую ему для развития не только и не столько в качестве теоретических знаний, сколько в практической, экспериментальной, опытной, исследовательской деятельности, что позволит заложить у него основы для формирования ключевых компетенций, необходимых ему для успешной учебы в школе.
Этот процесс проходит в нескольких направлениях:теоретическом обосновании структурных изменений, практическом преобразовании предметно-пространственной среды, обеспечение открытости для социума:
- Определение теоретической основы направления развития предметно-пространственной среды дошкольных организаций согласно ФГОС дошкольного образования. Это позволит наметить шаги к развитию предметно-пространственной среды каждого дошкольного учреждения, как части единой системы, основанной на принципах открытости и доступности практико-ориентированных ресурсов для дошкольников.
- Совершенствование материально-технической базы дошкольной организации в соответствии с приоритетными направлениями развития ДОО, определенными концептуальными разработками. Каждая ДОО города имеет свой вектор развитияматериально-технической базы предметно-пространственной среды в направлении реализации компетентностно-деятельностного подхода в разрезе образовательных областей, определенных ФГОС ДОпо принципу оптимального использования ресурсов.
- Обеспечение открытости для социума – это одно из необходимых условий формирования системы дошкольного образования города, как части муниципальной Модели открытого образования. Это становится возможным только после определения направлений развития предметно-пространственной среды и выстраивания формирующих пространств которые станут базой для развития как сетевого взаимодействия, так и платных образовательных услуг, оказываемых населению города.
На сегодняшний день, каждая ДОО города имеет набор социальных институтов, с которыми заключены договоры и поддерживаются партнерские отношения – это учреждения сферы культуры, спорта, образования, массовых коммуникаций. Ведется работа по расширению этого списка и расширению форм работы, услуг, которые наши партнеры могут нам предложить с целью социализации дошкольников.
Результатом работы в этих трех направлениях является:
Для воспитанников ДОО
Получение возможности как в теории, так и на практике формировать ключевые компетенции и максимально адаптироваться к переходу в общеобразовательные учреждения.
Для социума
Удовлетворение социальных запросов граждан в плане вариативности образования.
Для муниципальной системы образования
Оптимальное использование дошкольной системой города общих ресурсов предметно-пространственной среды, её потенциальных возможностей в рамках сетевого взаимодействия.
Так как само понятие компетенции включает в себя помимо познавательной составляющей еще и мотивационную, этическую, социальную, поведенческую, то большое внимание в этой связи уделяется построению такой предметно-пространственной среды, которая бы позволила воспитанникам развить у себя данные компетенции. Какие условия сегодня созданы и создаются в наших детских сада в этом направлении? Создаются центры и клубы для общения всех участников образовательного процесса, осуществления совместной деятельности. Для реализации своих творческих начинаний и тесного общения в процессе творческой деятельности создаются театральные труппы, театральные студии, что значительно расширяет социальный опыт воспитанников.
Для развития основ профессиональных компетенций предметно-пространственная среда дошкольных образовательных организаций насыщается тематическими пространствами, посвященными той или иной профессии. Уже в детском саду дошкольников можно знакомить с самыми разнообразными профессиями, например: повар, сотрудник редакции газеты, рабочий по благоустройству территорий, растениевод, актер и другие. Здесь для воспитанников создаются ситуации, когда они на практике должны использовать те знания умения и навыки, которые они получают в группе от воспитателя и на дополнительных занятиях в кружках. Результатом этой работы является успешное участие дошкольников в олимпиадах, научно-исследовательских конференциях.
Предметно пространственная среда дошкольной организации – это не просто скопление вещей: материалов и оборудования, а в первую очередь средства для развития ключевых компетенций. И эта среда во многом создается детьми в процессе их практической деятельности. Формирование таких качеств, как патриотизм, гуманизм, отношение к труду, терпимость, доброжелательность, культура поведения происходит в процессе преобразования предметно-пространственной среды. Воспитанникам предоставляется возможность практической деятельности, они участвуют в тематических проектах, в выставках и акциях различной тематики.
Использование компетентностно-деятельностного подхода при формировании предметно-пространственной среды детского сада способствует развитию у дошкольников ключевых компетенций, прежде всего социальных, выраженных в опыте общения с людьми, нравственных компетенций, выраженных в умении быть Человеком, обладать терпением, гуманизмом, патриотизмом, компетенций в области информации, выраженных в умении работать и жить в информационном обществе и быть готовым в будущем стать учеником.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Принципы построения предметно-пространственной развивающей среды в детском саду" (на материале ГДОУ № 23 Пушкинского района)
Статья опубликована в сборнике "Процессы модернизации и ценности культуры" : Материалы XVIII Международной конференции «Ребенок в современном мире. Процессы модернизации и ценности культуры»...
Выступление на педагогическом совете. Тема: "Индивидуальный подход в дошкольном образовании".
Выступление на педагогическом совете . Тема : "Индивидуальный подход в дошкольном образовании"....
Предметно-пространственная развивающая среда в детском саду.
Предметно-пространственная среда для детей этого возраста имеет своеобразие, связанное сособенностями развития дошкольников 4-5 лет....
Создание предметно- пространственной развивающей среды в детском саду в соответствии ФГОС ДО
Предметно- пространственная развивающая среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного пространства:1.Подбор материалов, оборудования и инвентаря для развития детей, с учетом их воз...
Выступление на педагогическом совете. Тема:"Музейная педагогика при организации предметно- пространственной среды в соответствии с ФГОС ДОУ"
Основной целью музейной педагогики является: приобщение к музеям подрастающего поколения, творческое развитие личности. Поэтому на сегодняшний день музейную педагогику рассматривают как инновационную ...
Консультация для воспитателей на тему: "Инновационные подходы к организации предметно-пространственной развивающей среды ДОУ как фактора социализации ребенка"
Предметно-пространственная среда – это организация пространства и использование оборудования и другого оснащения в соответствии с целями безопасности, психологического благополучия и развития ре...
Предметно - пространственная развивающая среда в детском саду. Маркеры на уголки (центры) в младшей группе детского сада.
Предметно - пространственная развивающая среда в детском саду. Маркеры на уголки (центры) в младшей группе детского сада....