В гости к медвежонку Умке
план-конспект занятия по коррекционной педагогике (подготовительная группа)
Развивающее занятие педагога-психолога с детьми старшего дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
v_gosti_k_medvezhonku_umke.docx | 63.9 КБ |
Предварительный просмотр:
Развивающее занятие педагога-психолога по сказкотерапии
«В гости к медвежонку Умке»
Подготовил:
педагог-психолог
МКДОУ Детский сад «Солнышко»
г.Щигры Курской обл.
Свинцова И.Н.
Цель: развитие эмоциональной сферы старших дошкольников с помощью метода сказкотерапии.
Задачи:
Образовательные:
- формировать у детей представление о понятии «настроение», «эмоция»;
- закрепить умение узнавать, показывать эмоции (радость, печаль, злость,
страх, удивление), словесно обозначать и адекватно реагировать на них;
- формировать умение устанавливать причинно-следственные связи;
- учить понимать содержание сказки и отражать свои впечатления в творческой
деятельности.
Развивающие:
-развивать психические процессы: память, внимание, мышление, воображенние, речь;
- развивать познавательный интерес к самопознанию и самоактуализации;
- стимулировать развитие сенсорно-перцептивной сферы дошкольника;
- стабилизировать эмоциональный фон воспитанников с помощью метода
сказкотерапии.
Воспитательные:
-вызвать положительные эмоции, связанные с новыми впечатлениями;
-воспитывать доброжелательность и активность при выполнении совместной
деятельности;
-совершенствовать навыки позитивной коммуникации;
Оборудование: художественное оформление музыкального зала «Северный полюс», мягкая игрушка «Медвежонок», 8 подушек-льдинок, мягкий «Кубик эмоций», 8 снежинок, 8 воздушных шаров, заполненных гелием, «Ледяной ларец», три баночки с водой, кисточка, блестки, снежок (мячик), два стола, восемь стульев, раздаточный материал «Дорисуй эмоцию» для каждого ребенка, восемь стаканчиков-подставок для карандашей, мольберт, картина «Путанница», музыкальное сопровождение входа и выхода из сказки, чтение сказки.
Предварительная работа:
- знакомство с эмоциями (радость, грусть, удивление, страх, интерес, злость);
-проведение психологических игр и упражнений «Зеркало», «Подари улыбку другу», «Угадай настроение»;
- проигрывание этюдов и сценок;
-просмотр мультфильма «Умка».
Ход занятия
1. Ритуал приветствия.
Педагог-психолог: Дети, сколько у нас гостей! Давайте поздороваемся с ними: - Здравствуйте!
А теперь предлагаю вам поздороваться друг с другом! Для этого нам нужно встать в круг.(дети становятся в круг).
Давайте порадуемся солнцу и птицам,
(дети поднимают руки вверх)
А также порадуемся улыбчивым лицам
(Улыбаются друг другу)
И всем, кто живет на этой планете,
(разводят руками)
«Доброе утро!» скажем мы вместе
(берутся за руки)
«Мое настроение»
(Дети стоят в кругу)
Педагог-психолог:
Ребята, вам интересно узнать у кого какое настроение сегодня?
(Ответы детей).
Сейчас мы отправим кубик эмоций по кругу, и каждый из вас нам покажет и скажет, какое у него настроение. Договорились?
(Ответы детей)
Психолог начинает с себя, показывает детям радостную сторону кубика и говорит о своем настроении. Передает кубик другому ребенку.
Кубик возвращается к психологу. Отлично справились с заданием, молодцы.
Так какое настроение у нас у всех?
(Ответы детей)
(1 вариант) Мне очень приятно, что у вас у всех хорошее настроение. А хорошее настроение залог хорошего дня. И надеюсь, что сегодня этот день вы проведете с пользой.
(2 вариант) У вас у всех разное настроение(перечислить каие были озвучены детьми). К концу занятия, я надеюсь, ваше настроение будет только радостным и веселым.
Я вам открою один секрет: наше настроение зависит от наших мыслей. Поэтому, если хочешь, чтобы у тебя было хорошее настроение, думай о хорошем !
Сейчас вы мне показали свое радостное, веселое настроение, и я надеюсь что с таким прекрасным настроением мы с вами отправимся в далекое сказочное путешествие. Готовы с мной отправится в гости….? (ответы детей). А вот к кому, вы мне скажите сами, после того как послушаете и отгадаете загадку:
Живет он там, где холода,
И ловит рыбу из-под льда.
Он в шубе белой щеголяет,
Умеет плавать и ныряет.
Ответ: Белый медведь
Верно, сегодня главным героем нашей сказки будет медвежонок Умка.
2. Ритуал входа в сказку
В сказку нам помогут попасть вот такие замечательные снежинки на воздушных шарах. Давайте возьмем в руки по одной снежинки.
Итак, приготовились? Взлетаем!
Вокруг себя ты повернись и в облаках ты окажись.
Летим. Теплый ветер обдувает нас, и мы попадаем в облака. Они пушистые, мягкие, белые и прохладные. Давайте немножко покачаемся на них. Полетели дальше. Легкий ветерок подхватил нас, держитесь крепче за свои ниточки, покружитесь вокруг себя( дети выполняют упражнение) ну вот ветер стих, и мы медленно приземляемся в страну медвежонка Умки ( дети медленным шагом доходят к месту чтения сказки). Давайте отпустим наши шары, но они нам еще пригодятся. Ведь с их помощью мы должны будем вернуться назад. Дети , полюбуйтесь, какая замечательная страна у нашего медвежонка(дети рассматривают «северный уголок», комментируя атрибуты).
Вот мы с вами и оказались в сказке и нас встречает белый медвежонок по имени Умка. (педагог-психолог достает мягкую игрушку медвежонка). Ребята, давайте опишем, какой он? (ответы детей, после педагог-психолог предлагает детям присесть на подушки, которые расположены кругом)
3. Чтение сказки
«Сказка про Умку»
А теперь послушайте историю, которая произошла с Умкой.
На далеком севере, среди крупных снегов находится ледяная пещера. В ней живет медвежонок Умка.
Это особый медвежонок - он умеет думать. Умка очень любит учиться! Но самое интересное - это его мысли, которые бывают разными. Иногда они похожи на праздничный фейерверк-яркие, быстрые, сверкают, играют, летают. Для Умки мир вокруг кажется таким разноцветным! В его голове появляются прекрасные идеи-тогда у него и настроение отличное. Медвежонок мечтает, чтобы эти минуты никогда не заканчивались.
Но не всегда мысли похожи на фейерверк. Иногда они, как океан, спокойные и тихие, светлые, как отражение в чистой и прозрачной воде. Когда мысли такие, он чувствует себя уверенно и хорошо. Медведь мечтает, чтобы так было всегда, чтобы душевное спокойствие никогда его не покидало.
Но, иногда, Умка чувствует себя очень плохо, даже безобразно. То, что происходит с ним, напоминает что-то неприятное и унылое. Тогда его мысли похожи на мутную воду в непогоду. Умка называет их противными. В такие минуты медвежонок хочет как можно скорее избавиться от неприятного состояния. Ему хочется поскорее почувствовать себя снова счастливым. Но что для этого делать, он не знает. Поэтому сидит и ждет,что ему кто-то подскажет. Все ждет, ждет и ждет.. ..?
4. Эксперимент (три стакана с водой)
Ребята, а сейчас мы с вами с помощью 3-х стаканов воды, блесток и черной краски посмотрим какие мысли бывают у медвежонка Умки.
- Когда Умке хорошо, ему все удается, он всем доволен и всех любит. В это время его настроение похоже на чистую воду, и мысли у него ясные и чистые (показываю стакан с чистой водой).
- Когда ему в голову приходят отличные идеи, настроение бывает прекрасным, радостным, мысли становятся похожими на салют: они блестят, переливаются, как вода в этом стакане (бросаю во второй стакан блестки и размешивает их палочкой).
Но бывает, что ему плохо, мысли печальные и неприятные. Тогда они похожи на темную, мутную воду (бросаю кусочек глины в третий стакан).
Ребята, а вам вода в каком стакане понравилась больше? (ответы детей)
А цвет такой воды связан с каким настроением Умки? (ответы детей)
Получается, ребята (Настроение, которое называют дети) выглядит красивее всех остальных… Умка, мы тебе дарим вот эти волшебные стаканчики, чтобы ты не забывал, какое настроение красивее всех остальных.
5. Игра «Веселый снежок»
Ребята, Умка не занет ка справиться с плохим настроением , а давайте ему подскажем, что нужно делать, чтобы улучшить настроение? А в этом нам поможет вот такой снежок. Мы сейчас с вами встанем и поиграем в игру «Веселый снежок».Я буду каждому из вас бросать снежок, и вы мне будете называть то, чем можно занять себя, чтобы настроение из плохого превратилось в хорошее, а Умка нас внимательно будет слушать.
(проведение игры «Веселый снежок»)
Снежок передается по кругу, каждый проговаривает, что можно делать, когда ему весело (можно делать добрые дела, дарить подарки, поиграть с котиком, посмотреть по телевизору веселый мультик, поиграть в любимую игру, спеть веселую песенку, послушать приятную музыку.)
Вы так много знаете разных веселых занятий. Надеюсь, Умка, ты запомнил их все и больше не будешь скучать в своей холодной сказочной стран? (педагог-психолог прислушивается к Умке) Говорит что запомнил.
6. Упражнение «Рисунок Умки».
Ребята,мы еще должны Умке помочь разобраться в одном не легком для него деле! А для этого нам нужно с вами присесть за столы .Если вы помните медвежонок, Умка любит размышлять. Но иногда мыслей и различных образов бывает настолько много, что медвежонок не может правильно их выразить и даже нарисовать. У меня есть один из рисунков Умки. Давайте посмотрим на него и скажем, что же медвежонок здесь перепутал.
(Дети рассматривают картину и находят неточности)
Вы знаете, вместе с этой картиной был еще вот такой рисунок Умки (разглядывают рисунок) Он опять запутался и не сумел дорисовать лица. Они не имеют выражения. Предлагаю
дорисовать лица веселые, удивленные или печальные.
А чтобы лучше выполнить задание, сначала разомнем наши пальчики.
Пальчиковая гимнастика.
«Белые медведи»
Белые медведи мороза не боятся, Руки на столе ладонями вниз; разводить пальцы правой руки в стороны и соединять.
Нравится им в море ледяном купаться. Руки на столе ладонями вниз; разводить пальцы левой руки в стороны и соединять.
Не страшны им в Арктике
Клыкастые моржи, Поднимать пальцы правой руки по одному, начиная с
большого.
На рыбу и тюленей охотятся они. Поднимать пальцы левой руки по одному, начиная с большого.
7. Анализ выполненных работ.
Дети, предлагаю, все ваши рисуночки собрать и подарить Умке. Я думаю, когда он увидит ваши рисунки, очень обрадуется. Вы согласны?
- Дорогой Умка, мы тебя развеселили? (педагог-психолог подносит ближе игрушку и делает вид, что прислушивается к ней) Умка очень рад встречи с вами ребята! Умка, дети у нас веселые, радостные, много умеют делать приятного и никогда не унывают. Ну а если тебя снова посетят неприятные мысли, ты всегда можешь позвать нас на помощь, и мы все вместе попробуем тебе помочь.
8. Ритуал выхода из сказки
Вот и закончилось наше путешествие и нам пора проститься с медвежонком Умкой и с его сказочной страной. Давайте мы вместе подойдем и обнимем нашего медвежонка. Скажем ему «До свидания, до новых встреч!»( дети подходят к медвежонку и прощаются с ним) Ну а чтобы вернуться обратно в детский сад , возьмите опять свои снежинки. И так приготовились! Дорогу не забыли к родному детскому саду? (ответы детей) ну тогда полетели! Легкий ветерок нас встречает. Давайте поиграем с ним и покружимся вокруг себя (дети выполняют упражнение). Очень хорошо! Никто не отстал, никого наш ветерок-озорник не вернул обратно? (ответы детей). Тогда полетели дальше! И вот мы уже на воздушном облаке, которое прощаясь с нами, решило нас покачать. Давайте покачаемся на облачке, (дети выполняют движения). Ну вот , наконец-то показался наш детский сад. Замедляем движения, приземляемся! ( дети медленным шагом доходят до места обсуждения занятия, отпускают шары).
Вопросы для обсуждения
Ребята вам понравилось у медвежонка Умки в гостях? Что именно понравилось? (ответы детей)
А как вы думаете медвежонок научился у нас с вами больше никогда не грустить? (ответы детей)
9. Ритуал прощания.
Детвора, вы сегодня такие внимательные, сообразительные, умные. А главное много улыбались. И это очень хорошо, ведь улыбка творит чудеса. Если ты будешь приветливым, улыбчивым, тогда у тебя будет много друзей и знакомых, у которых имеется желание с тобой разговаривать, играть. А чтобы вы не забыли о нашем сказочном путешествии, я дарю вам вот эти снежинками. Может быть, если вы, конечно, захотите, они вас переместят к нашему медвежонку даже без моей помощи.
Наше занятие подошло к концу, и пришла пора прощаться.
До скоро свидания!
Всем друзьям и взрослым скажем дружно
«До свидания».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий НООД «Зимнее приключение медвежонка Умки»
Составила и провела: Игнатьева Ольга Александровна «МАДОУ «ДСКВ №8»Тема: «Зима. Зимние забавы».Направление: Интеллектуальное развитие.Группа : подготовительная к школе.Возраст: 6-7 лет. ...
«Проект непосредственно образовательной деятельности с использованием информационно-коммуникативных технологий «В гостях у медвежонка Умки» в средней группе
Использование информационно-коммуникационных технологий в учебно-воспитательном процессе в дошкольном образовательном учреждении — это одна из самых новых и актуальных проблем в отечественной дошкольн...
НОД по экологии " в гости к медвежонку Умке"
конспект по экологии с использованием ИКТ...
" В гости к медвежонку Умке"
«В гости к медвежонку Умке». Конспект непосредственной образовательной деятельности по ОО «Музыка» в старшей группеЦель:воспитание у детей эмоциональной отзывчивости на музыку.Развивающие задачи:форми...
«В гости к медвежонку Умке».
Возрастная группа : старшаяВид НОД : традиционное.Тема НОД : «В гости к медвежонку Умке».Цель:воспитание у детей эмоциональной отзывчивости на музыку.Развивающие задачи:формирование певческой культуры...
"В гости к медвежонку Умке"
Сценарий новогоднего праздника для детей второй младшей группы...
Образовательная ситуация с воспитанниками по познавательному развитию в средней группе компенсирующей направленности для детей с ТНР «В гостях у медвежонка Умки» (по сказке Ю.Яковлева «Умка», с использованием культурных практик)
Включение дошкольников с ТНР в систему социальных отношений в ходе коллективного решения проблемных ситуаций в процессе выполнения различных игровых, исследовательских заданий....