"Диагностические карты познавательного развития" по программе "Тропинки"
учебно-методический материал по коррекционной педагогике (подготовительная группа)
Выявить у ребенка самостоятельность в применении усвоенных знаний и способов продуктивной деятельности, способность решать простые задачи на пространственное воображение.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
diagnostika_poznavatelnogo_razvitiya.docx | 63.2 КБ |
Предварительный просмотр:
2. Познавательное развитие
2.1. Критерий: развитие познавательных интересов, любознательности и познавательной мотивации у детей
2.1.1. Показатель: интересуется новым, неизвестным в окружающем мире (мире предметов и вещей, отношений) и в своем внутреннем мире
Инструкция:наблюдение за поведением ребенка проводится в естественных для него условиях.
Оценка: 3 балла – характеристика развития проявляется ярко; 2 балла – проявляется нестабильно, неустойчиво, требуется некоторая поддержка ребенку в данном направлении; 1 балл – почти не проявляется.
№п/п | Фамилия, имя ребенка | Проявляет интерес к содержанию информации, предлагаемой педагогом | Задает вопросы о неизвестных событиях с целью получения новой информации | Самостоятельно наблюдает за основными свойствами различных предметов и активно применяет разнообразные способы обследования предметов | Интересуется прошлым и будущим своего близкого окружения (семьи, друзей из детского сада, жителей города) | Проявляет интерес к различным сферам человеческой деятельности | Активно участвует в проектной деятельности, оценивает свою деятельность и деятельность сверстников с морально-нравственной точки зрения | Активно взаимодействуетсо сверстниками и взрослыми в различных ситуациях, выбирая способы и формы общения | Активно реализует положительное взаимодействие с другими людьми (сверстниками и взрослыми) при выполнении выбранного дела | Всего баллов (от 30 до 0) |
1 | ||||||||||
2 | ||||||||||
3 | ||||||||||
4 |
2.2. Критерий: Формирование познавательных действий, становление сознания
2.2.1. Показатель: может самостоятельно применять усвоенные знания и способы деятельности для решения новых задач (проблем), поставленных как взрослым, так и им самим; в зависимости от ситуации может преобразовывать способы решения задач (проблем)
Инструкция: наблюдениепроводится в ходе самостоятельной деятельности ребёнка.
Ход обследования
А. Диагностическое задание
Цель:выявить у ребенка самостоятельность в применении усвоенных знаний и способов продуктивной деятельности, способность решать простые задачи на пространственное воображение.
Материалы:конструктор, детский строительный материал; белая и цветная бумага, ножницы, клей, трафареты, шаблоны, схемы, чертежи, природный и бросовый материал, клей, пластилин.
Оценка
3 балла – при решении новой продуктивной задачи ребенок самостоятельно выбирает способы воплощения замысла, комбинирует их (решает логические задания – группирует по признаку ил его отрицанию, определяет лишнее и др.); при затруднении может спросить у сверстников, понаблюдать за их работой или получить консультацию у педагога. Создаёт художественный образ в разных техниках, используя средства художественной выразительности, знания правил композиции, ориентируется на собственный план действий;
2 балл – при решении новой продуктивной задачи для выбора подходящих средств и способов ее решения ребенок использует помощь взрослого на каждом этапе воплощения произвольного замысла; создаёт художественный образ в одной привычной технике;
1 балл – при решении новой продуктивной задачи ребенок использует стереотипные способы и средства; при возникновении затруднений теряет интерес и переходит на манипулятивную деятельность с материалами или отказывается от задуманного.
Б. Наблюдение
Цель: выявить у ребенка умение самостоятельно применять усвоенные знания и способы игровой, познавательно-поисковой, коммуникативной деятельности.
Оценка
3 балла – в свободной игровой деятельности со сверстниками ребенок участвует в распределении ролей, в отборе атрибутов для игры, при необходимости обменивается ими с товарищами, развивает сюжет в соответствии с жизненным опытом и имеющимися знаниями, самостоятельно ориентируется на плане по заданной игровой схеме. Может устанавливать последовательность событий; устанавливать простейшие причинно-следственные связи; правильно вести себя во время образовательной деятельности (давать полный ответ, задавать вопросы и т. п.). Может использовать дополнительные источники информации (спросить у сверстников, понаблюдать за работой партнеров, получить консультацию у педагога и т.д.);
2 балл – в свободной игровой деятельности со сверстниками ребенок не участвует в распределении ролей, но способен отобрать атрибуты для игры, при необходимости обменяться ими с товарищами, с помощью сверстников или педагога развивает сюжет в соответствии с жизненным опытом и имеющимися знаниями, несколько затрудняется самостоятельно ориентироваться на плане по заданной игровой схеме, при затруднении может спросить у взрослого или, понаблюдать за действиями сверстников. Может использовать некоторые знакомые дополнительные источники информации (понаблюдать за работой партнеров и т.д.);
1 балл – в свободной игровой деятельности со сверстниками ребенок отказывается участвовать в распределении ролей, в отборе атрибутов для игры, при необходимости затрудняется обмениваться ими с товарищами, не способен развивать игровой сюжет в соответствии с жизненным опытом и имеющимися знаниями даже при помощи сверстников или педагога, не может ориентироваться на плане по заданной игровой схеме, при затруднении не использует помощь у взрослого сверстников. Не может использовать дополнительные источники информации.
Оценка умения детей 5-6 лет самостоятельно применять усвоенные знания и способы деятельности для решения новых задач (проблем) (в баллах)
№п/п | Фамилия, имя ребенка | При решении новой продуктивной задачи самостоятельно выбирает способы воплощения замысла, комбинирует их | Решает логические задания (группирует по признаку или его отрицанию, определяет лишнее и др.) | В играх со сверстниками участвует в распределении ролей, в отборе атрибутов для игры; при необходимости обменивается ими с товарищами, развивает сюжет в соответствии с жизненным опытом и имеющимися знаниями | Может устанавливать последовательность событий, простейшие причинно-следственные связи; правильно вести себя во время образовательной деятельности (давать полный ответ, задавать вопросы и т.п.). | Может использовать дополнительные источники информации (спросить у сверстников, понаблюдать за работой партнеров, получить консультацию у педагога и т.д.) | Всего баллов (от 15 до 0) |
А | Б | ||||||
2.3. Критерий: развитие воображения и творческой активности
2.3.1. Показатель: любит экспериментировать
Инструкция:наблюдение проводится во время непосредственно образовательной деятельности с организацией экспериментирования.
Оценка
3 балла – характеристика проявляется ярко;
2 балла – проявляется нестабильно, неустойчиво, требуется поддержка ребенку в данном направлении;
1 балл – почти не проявляется.
№п/п | Фамилия, имя ребенка | Проявляет интерес к поисковой деятельности в бытовых ситуациях, играх и специальных упражнениях | Проявляет самостоятельность, активность в поисково-исследовательской деятельности, в поиске нужной информации, при выдвижении гипотезы перед началом экспериментирования) | Положительно относится к поисково-исследовательской деятельности | Всего баллов (от 9 до 0) |
2.3.2. Показатель: способен предложить собственный замысел и воплотить его в рисунке, постройке, рассказе и др.
Инструкция: детям предлагаются задания в ходе продуктивной деятельности в групповой форме. Примерная тематика заданий: «Я и моя семья», «Моя любимая игрушка», «Мой любимый детский сад», «Моя игровая площадка».
1. Выполнение элементарной постройки по образцу
Оценка
Оценка
3 балла– ребенок анализирует образец, правильно передает пространственное расположение, подбирает необходимые детали;
2 балла – нуждается в руководстве взрослого на каждом этапе воплощения задуманного;
1 балл – затрудняется в реализации задуманного замысла или при воспроизведении образца и/или не выполняет задание.
2. Создание поделки по схеме, чертежу
Оценка
3 балла – ребенок самостоятельно анализирует схему, чертеж, создает собственную конструкцию;
2 балла – нуждается в руководстве взрослого на каждом этапе воплощения конструкции;
1 балл – затрудняется в создании конструкции при воспроизведении образца или не выполняет задание.
3. Создание поделки с использованием отработанных приемов
Оценка
Созданная ребенком поделка носит:
3 балла – творческий характер (создание новых вариантов знакомых конструкций);
2 балла – репродуктивный характер (воспроизведение элементов знакомых поделок);
1 балл – манипулятивный характер (не приводит к созданию конкретной поделки).
№п/п | Фамилия, имя ребенка | Анализирует образец, самостоятельно выделяет части созданной конструкции, правильно передает пространственное расположение, подбирает необходимые детали (задание 1) | Самостоятельно анализирует схему, чертёж, создаёт собственную конструкцию (задание 2) | Создает новые варианты знакомых конструкций (задание 3) | Всего баллов (от 9 до 0) |
1 | |||||
2 | |||||
3 | |||||
4 | |||||
5 |
2.4. Критерий: формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира, о малой родине и Отечестве, о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, о многообразии стран и народов мира
2.4.1. Показатель: сформированы представления о родном доме, детском саде, о родном городе и горожанах, жителях Родины, родной природе, об отечественных традициях и праздниках
Инструкция беседа с ребенком проводится в свободное от непосредственно образовательной деятельности время.
Оценка3 балла –у ребенка сформированы представления об окружающем мире, о своем городе, родном крае, стране и ее жителях. Отвечает на вопрос полно, развернуто, аргументировано;
2 балла –отвечая на вопрос, ребенок допускает неточности, адекватно пользуется помощью взрослого. При затруднении старается анализировать, найти правильный ответ, при ответе возможны некоторые ошибки, неточности;
1 балл –затрудняется в ответе на вопрос или не знает его, не проявляет потребности узнать правильный ответ.
№п/п | Фамилия, имя ребенка | Сформированы представления о родном доме, детском саде, родном городе и горожанах, жителях Родины, родной природе, об отечественных традициях и праздниках | ||||||||||||
Где ты живешь? Кто с тобой живет? | Как называется твой детский сад? | Чем ты занимаешься в детском саду? В каких делах группы или детского сада ты участвуешь? | Какие взрослые люди есть в детском саду, что они делают, как заботятся о тебе и о других детях? Что хорошего ты делаешь для сотрудников своего детского сада? | Как называются жители нашей Родины? | Какой город нашей Родины самым главный? Почему он главный? | Знаешь ли ты, какие народы живут в нашей стране? | Знаешь ли ты государственные символы своей страны и родного края? | В каком городе ты живешь, на какой улице? | Какие известные места в своем городе ты знаешь? Чем они примечательны? | Как можно заботиться о своем городе и о его жителях? |
|
| ||
1 | ||||||||||||||
2 | ||||||||||||||
3 | ||||||||||||||
4 | ||||||||||||||
5 |
№п/п | Фамилия, имя ребенка | Проявляет интерес к событиям, происходящим в стране, чувство гордости за её достижения; уважение к Российской армии, к защитникам Отечества. Выражает любовь к родному краю, к своей Родине | Владеет информацией о родном городе, его достопримечательностях, рассказывает о людях, прославивших его | Всего баллов (от 63 до 0) | ||||||
Какие события в нашей стране тебе больше всего запомнились? | Чем можно гордиться в нашей стране? | Кто прославил нашу страну? | Какие люди служат в Российской армии? | Кто защищает нашу страну? Каким надо быть, чтобы смочь защитить нашу страну? | Что тебе больше всего нравится в нашей стране, родном крае? | Какие люди прославили наш город (село)? | Какие самые известные места в нашем городе (селе) тебе известны? Чем они известны? | |||
1 | ||||||||||
2 | ||||||||||
3 | ||||||||||
4 | ||||||||||
5 |
2.4.2. Показатель: сформированы представления о себе, семье, об обществе, о государстве, мире
Инструкция: с ребенком проводится индивидуальная беседа в свободное от непосредственно образовательной деятельности время.
Оценка 3 балла–у ребенка сформированы представления о себе, своей семье, своем доме, совместной деятельности с родителями, об окружающем мире, об обществе, о государстве. Различает национальности, живущие в стране. Определяет свою принадлежность к малому обществу (группе детского сада). Отвечает на вопрос полно, развернуто, аргументированно;
2 балла –отвечая на вопрос,ребенок допускает неточности, адекватно пользуется помощью взрослого. При затруднении старается анализировать, найти правильный ответ, при ответе возможны некоторые ошибки, неточности;
1 балл –не знает ответа на вопрос, не проявляет потребности узнать ответ.
№п/п | Фамилия, имя ребенка | Имеет представления о своем возрасте, половой принадлежности; рассказывает о себе, о событиях своей жизни, об эпизодах раннего детства, мечтах, подготовке к школе, о своих умениях и достижениях | |||||||||
Как тебя зовут? Сколько тебе лет? | Как тебе нравится, чтобы тебя называли? | Ты помнишь себя маленьким? Что интересного ты помнишь из раннего возраста? | У тебя есть мечта? Расскажи о ней | Что ты считаешь своими достижениями? Чего бы ты хотел еще добиться в жизни? | Кто обрадуется, когда ты придешь утром в детский сад? | Можешь ли ты не играть со всеми (или что-то не делать), если не хочешь? | Как ты думаешь, кому ты больше нравишься в своей группе: мальчикам или девочкам? | Как ты себя ведешь, когда к вам в группу приходят незнакомые люди? | Хочешь ли ты учиться в школе? Как ты считаешь, готов ли ты к школьной жизни? | ||
1 | |||||||||||
2 | |||||||||||
3 | |||||||||||
4 | |||||||||||
5 |
№п/п | Фамилия, имя ребенка | Имеет представления о составе семьи, родственных отношениях, распределении семейных обязанностей, семейных традициях; гордится своей семьей, своими близкими: рассказывает об их профессиях, достижениях, увлечениях, о детстве родителей, их школьных годах | |||||||
Что такое семья, дом? Объясни, как ты это понимаешь | Зачем человеку нужны мама и папа? | Чем ты любишь заниматься дома? | Чем вы любите заниматься вместе с мамой и папой? | Как вы проводите свой отдых? Расскажи о самом интересном воскресном дне вашей семьи | Чем больше всего любят заниматься твои родители дома? | Знаешь ли ты, какими детьми были твои мама и папа? | Знаешь ли ты, как порадовать твоих родителей? | ||
1 | |||||||||
2 | |||||||||
3 | |||||||||
4 | |||||||||
5 |
№п/п | Фамилия, имя ребенка | Имеет представления о государственном устройстве России, ее городах и населяющих ее народах | |||||||||||||||||||
Представь, что к тебе приехал друг из другой страны. Что ты расскажешь о России? | Какие города нашей страны ты знаешь? В каких ты был? | В России живут люди разных национальностей? Какие национальности ты знаешь? | Есть ли у тебя друзья другой национальности? Какие это национальности? | Как ты думаешь, что такое общество? | Знаешь ли ты, что такое политика? Кто такой президент? | Как ты думаешь, зачем любому государству нужна армия, полиция? | Отличается ли наше общество от общества другой страны? | Без каких профессий не смогла бы обойтись наша страна? | Жизнь людей в разных странах устроена по-разному. Как ты думаешь, чем жизнь в других странах отличается от жизни в нашем государстве? | ||||||||||||
№п/п | Фамилия, имя ребенка | Знает о российских государственных праздниках, флаге, гербе, гимне | Имеет представления о Москве как столице нашей Родины | Сформированы представления о планете Земля, о природных особенностях разных уголков Земного шара, о людях разных рас и национальностей, населяющих её | Всего баллов (от 99 до 0) | ||||||||||||||||
Назови государственные праздники нашей страны | Что ты знаешь о нашей планете Земля? Чем она отличается от других планет? | Как выглядит герб и флаг России? | Спой гимн Российской Федерации | Какое название у нашей страны? Как называется столица нашей Родины? | |||||||||||||||||
1 | |||||||||||||||||||||
2 | |||||||||||||||||||||
3 | |||||||||||||||||||||
4 | |||||||||||||||||||||
5 |
2.4.3. Показатель: сформированы представления о себе, собственной принадлежности и принадлежности других людей к определенному полу
Инструкция:с ребенком проводится индивидуальная беседа в свободное от непосредственно образовательной деятельности время.
Оценка 3 балла –ребенок имеет представления о гендерных особенностях, о собственной принадлежности и принадлежности других людей к определенному полу. Отвечает на вопрос полно, развернуто, аргументировано;
2 балла –отвечая на вопрос,ребенок допускает неточности, адекватно пользуется помощью взрослого. При затруднении старается анализировать, найти правильный ответ, при ответе возможны некоторые ошибки, неточности;
1 балл –не знает ответа на вопросы, не проявляет потребности узнать ответ.
№п/п | Фамилия, имя ребенка | Сформированы представления о гендерных ролях, о правилах поведения и эмоциональных реакциях, характерных для женщин и мужчин | |||||||||||||||||||
Что тебе больше всего нравится на свете? Что ты любишь больше всего? | Представь, в вашу группу пришел новый ребенок, он захотел познакомиться с тобой. Что ты ему можешь рассказать о себе? | Хочешь ли ты быть похожим на кого-нибудь? Почему? | Со многими ли ты дружишь? Кто твои друзья? | Как ты думаешь, возможно ли дружить со взрослым? У тебя есть такие друзья? | Как ты считаешь, кто лучшие друзья: девочки или мальчики? | Когда ты подрастешь, ты будешь дядей или тетей, мужем или женой, папой или мамой? | Хотел бы ты уснуть мальчиком (или девочкой), а проснуться девочкой (или мальчиком)? | Двое ребят, девочка и мальчик, зашли в магазин игрушек. Как ты думаешь, что за игрушки они себе выберут? | Как ты думаешь, какая одежда больше подходит мальчику, какая – девочке? | Подумай, какие любимые игры и занятия у мальчика, а какие у девочки? | Как будут себя вести девочка и мальчик, если сильно расстроятся или разозлятся? | ||||||||||
1 | |||||||||||||||||||||
2 | |||||||||||||||||||||
3 | |||||||||||||||||||||
№п/п | Фамилия, имя ребенка | Демонстрирует понимание того, что девочка — будущая женщина, мать и жена своего мужа, мальчик — будущий мужчина, отец и муж | Всего баллов (от 48 до 0) | ||||||||||||||||||
Кем становятся мальчик и девочка, когда вырастают? | Как ты думаешь, как должны выглядеть настоящий мужчина и настоящая женщина? | Как ты считаешь, какие профессии подходят настоящему мужчине и настоящей женщине? | Как ты думаешь, чем должны заниматься дома в семье мужчина и женщина? | ||||||||||||||||||
1 | |||||||||||||||||||||
2 | |||||||||||||||||||||
3 | |||||||||||||||||||||
4 | |||||||||||||||||||||
5 |
2.4.4. Показатель: сформированы представления о составе семьи, родственных отношениях и взаимосвязях, распределении семейных обязанностей, семейных традициях
Материалы: фотографии из семейного альбома, рисунки детей, пособия типа «Семья: родство и занятия».
Инструкция:с ребенком проводится индивидуальная беседа в свободное от непосредственно образовательной деятельности время.
Оценка
3 балла– ребенок имеет представления о семье, родственниках и родственных связях, семейных обязанностях и традициях. Отвечает на вопрос полно, развернуто, аргументировано;
2 балла–отвечая на вопрос,ребенок допускает неточности, адекватно пользуется помощью взрослого. При затруднении старается анализировать, найти правильный ответ, при ответе возможны некоторые ошибки, неточности;
1 балл–не знает ответа на вопрос, не проявляет потребности узнать ответ.
№п/п | Фамилия, имя ребенка | Знает и правильно называет свои фамилию и имя, имена и отчества родителей и родственников | Знает слова, обозначающие родство | Выражает эмоциональную участливость к состоянию родных и близких людей. Выражает свою заботу о родных и близких, помогая им и выполняя свои домашние обязанности | Рассказывает с привлечением фотоальбома об истории семьи, о судьбах родственников, об их профессиях и увлечениях | Располагает элементарными представлениями о семье и понятии «родословная» | Всего баллов (от 27 до 0) | ||||||
Знаешь ли ты свои фамилию и имя, имена и отчества своих родителей, имена и отчества своих дедушек и бабушек? Назови их | Интересно ли тебе, как развивалась твоя семья, какие у нее традиции? | Есть ли у тебя бабушка, дедушка, брат, сестра, сын, дочь, внук, внучка, дядя, тетя, племянник, племянница, двоюродный брат, двоюродная сестра, прадедушка, прабабушка? Назови их | Объясни слова: родители, дети, мама, папа, бабушка, дедушка, брат, сестра, сын, дочь, внук, внучка, муж, жена, дядя, тетя, племянник, племянница | Знаешь ли ты, как нужно проявлять заботу о родных и близких? Есть ли у тебя домашние обязанности? | Знаешь ли ты, что такое уважительное отношение к близким людям? Когда и как ты стараешься радовать своих близких хорошими поступками? | Знаешь ли, ты кем работают твои родители, в чем особенности их профессий? | Как ты думаешь, что такое семья и зачем она нужна человеку? | Как ты думаешь, что такое родословная и для чего она нужна? | |||||
1 | |||||||||||||
2 | |||||||||||||
3 | |||||||||||||
4 | |||||||||||||
5 |
2.4.5. Показатель: сформированы представления об обществе, его социокультурных ценностях; о государстве и принадлежности к нему;о мире
Инструкция:с ребенком проводится индивидуальная беседа в свободное от непосредственно образовательной деятельности время.
Оценка
3 балла –у ребенка сформированы представления об обществе (о малом окружении), его культурных ценностях, о государстве и принадлежности к нему, о мире. Отвечает на вопрос полно, развернуто, аргументировано;
2 балла –отвечая на вопрос,ребенок допускает неточности, адекватно пользуется помощью взрослого. При затруднении старается анализировать, найти правильный ответ, при ответе возможны некоторые ошибки, неточности;
1 балл –не знает ответа на вопрос, не проявляет потребности узнать ответ.
№п/п | Фамилия, имя ребенка | Показывает знания о детском саде, о себе как члене детского коллектива | Старается принимать участие в мероприятиях, проводимых в детском саду (праздники, выставки, конкурсы и т.п.), в проектной деятельности (как со сверстниками, так и с детьми других возрастов), в создании развивающей среды дошкольной организации (выставки, музея и т.п.) | Умеет свободно ориентироваться в помещении и на участке детского сада с использованием плана помещения и прилегающей территории, пользуется информацией об адресе детского сада (название улицы и номер дома) | Демонстрирует знания о школе и школьной жизни | |||||||||||||||||
Тебе нравится твой детский сад? | Есть ли у тебя любимое место в детском саду?Где оно находится? | Когда ты приходишь в детский сад, можешь ли занимаешься, чем захочешь? | Что вместе с ребятами и воспитателями вы делаете в детском саду? | Как ты думаешь, что самое главное для детского сада, без чего он не может быть? | Что в детском саду тебе нравится больше всего? ? | Назови адрес детского сада | Покажи на плане детского сада путь из группы на участок | Как ты думаешь, чем школьная жизнь отличается от жизни ребят в детском саду? Где для тебя лучше и интереснее | ||||||||||||||
1 | ||||||||||||||||||||||
2 | ||||||||||||||||||||||
№п/п | Фамилия, имя ребенка | Сформированы первичные представления о России как огромной, многонациональной стране, её культуре | Проявляет основные признаки толерантности и уважения к культуре и традициям разных народов | Всего баллов (от 51 до 0) | ||||||||||||||||||
В нашей стране живут разные народы, люди разных национальностейТы бы хотел познакомиться с ребятами другой национальности? Почему, зачем? | Во что бы ты поиграл с ребятами другой национальности? | Почему нужно уважать людей другой национальности? | Как ты думаешь, зачем людям нужно знать разные иностранные языки? | Какой из иностранных языков ты бы хотел изучить? | Какие профессии тебе приходятся по душе? Кем бы ты хотел стать? | Что тебе нужно для получения этой профессии? | Что ты считаешь самым главным и ценным для нашего государства? | |||||||||||||||
1 | ||||||||||||||||||||||
2 | ||||||||||||||||||||||
3 | ||||||||||||||||||||||
4 | ||||||||||||||||||||||
5 |
Выявление уровней познавательного развития у детей 6-7 лет (в баллах)
№п/п | Фамилия, имя ребенка | Интересуется новым, неизвестным в окружающем мире (мире предметов и вещей, отношений) и в своем внутреннем мире | Проявляет читательский интерес и потребность в вчтении книг | Любит экспериментировать | Способен предложить собственный замысел и воплотить его в рисунке, постройке, рассказе и др. | Может самостоятельно применять усвоенные знания и способы деятельности для решения новых задач (проблем), поставленных как взрослым, так и им самим; в зависимости от ситуации может преобразовывать способы решения задач (проблем) | Сформированы представления о родном доме, детском саде, о родном городе и горожанах, жителях Родины, родной природе | Сформированы представления о себе, семье, об обществе, о государстве, мире | Сформированы представления о себе, собственной принадлежности и принадлежности других людей к определенному полу | Сформированы представления о составе, родственных отношениях и взаимосвязях, распределении семейных обязанностей, семейных традициях | Сформированы представления об обществе, его социокультурных ценностях; о государстве и принадлежности к нему; о мире | Уровень познавательного развития (в баллах) | ||
высокий (351-226) | средний (225-94) | низкий (93 и менее) | ||||||||||||
1 | ||||||||||||||
2 | ||||||||||||||
3 | ||||||||||||||
4 | ||||||||||||||
5 |
Характеристика уровней познавательного развития у детей 6-7 лет
Высокий уровень (351–226 баллов) –исследовательская деятельность ребенка характеризуется выраженностью интереса к решению поисковой проблемы и активностью в её разрешении, принятием поставленной задачи, самостоятельностью в выдвижении гипотезы способов решения проблемы. При воплощении художественного замысла по образцу или схеме ребенок самостоятельно анализирует образец, схему, чертеж, создает собственную конструкцию, правильно передает пространственное расположение, подбирает необходимые детали. Самостоятельно выполняет задание сложить лист бумаги или картона различными способами; создание новых вариантов знакомых конструкций носит творческий характер. При решении новой продуктивной задачи ребенок самостоятельно выбирает способы воплощения замысла, комбинирует их; может использовать дополнительные источники информации (спросить у сверстников, понаблюдать за работой партнеров, получить консультацию у педагога и т.д.); создаёт художественный образ в разных техниках, используя средства художественной выразительности, знания правил композиции. В поисковой и исследовательской деятельности проявляет упорство, сосредоточенность для получения адекватного результата. В ходе экспериментирования выявляет простые причинно-следственные зависимости. Процесс экспериментирования сопровождается выраженным эмоциональным удовлетворением и потребностью в продолжении. ребенок знает и правильно называет свои фамилию и имя, имена и отчества родителей и родственников; знает слова, обозначающие родство. Выражает эмоциональную участливость к состоянию родных и близких людей. Рассказывает с привлечением фотоальбома об истории семьи, о судьбах родственников, об их профессиях и увлечениях. Выражает свою заботу о родных и близких, помогая им и выполняя свои посильные домашние обязанности. Располагает элементарными представлениями о понятии «родословная». Оперирует знаниями о российских государственных праздниках, флаге, гербе, гимне. Имеет представления о Москве как столице нашей Родины. Сформированы представления о планете Земля, о природных особенностях разных уголков Земного шара, о людях разных рас и национальностей, населяющих её. Проявляет интерес к событиям, происходящим в стране, чувство гордости за её достижения; уважение к Российской армии, к защитникам Отечества. Выражает любовь к родному краю. Владеет информацией о родном городе, его достопримечательностях, рассказывает о людях, прославивших его. Сформированы представления о гендерных ролях, о правилах поведения и эмоциональных реакциях, характерных для женщин и мужчин. Обнаруживает понимание того, что девочка — будущая женщина, мать и жена, мальчик — будущий мужчина, отец и муж. Показывает знания о детском саде, о себе как члене детского коллектива. Старается принимать участие в мероприятиях, проводимых в детском саду, в проектной деятельности (как со сверстниками, так и с детьми других возрастов), в создании развивающей среды дошкольной организации (выставки, музея и т. п.).
Cредний уровень (225–94 баллов) – поисковая и исследовательская деятельность ребенка характеризуется недостаточной самостоятельностью и непоследовательностью в организации поисковых действий, наличием частичного результата в связи с отсутствием нацеленности на него. Не всегда проявляет упорство, сосредоточенность для получения адекватного результата. В ходе экспериментирования выявляет простые причинно-следственные зависимости при помощи взрослого. При воплощении художественного замысла по образцу или схеме ребенок нуждается в руководстве взрослого на каждом этапе воплощения задуманного. Задание сложить лист бумаги или картона различными способами выполняетпри помощи взрослого; создание новых вариантов знакомых конструкций затруднено. Созданная ребенком поделка носит репродуктивный характер (воспроизведение элементов знакомых поделок); при решении новой продуктивной задачи для выбора подходящих средств и способов ее решения ребенок использует помощь взрослого на каждом этапе воплощения произвольного замысла; создаёт художественный образ в одной привычной технике.При отрицательном результате осознает возможные причины, но использует для исправления ситуации помощь взрослого. Знает и правильно называет свои фамилию и имя, имена и отчества родителей и родственников; знает слова, обозначающие родство. Затрудняется рассказывать с привлечением фотоальбома об истории семьи, о судьбах родственников, об их профессиях и увлечениях. Редко выражает свою заботу о родных и близких; при напоминании взрослого выполняет посильные домашние обязанности. Не старается принимать участие в мероприятиях, проводимых в детском саду, в проектной деятельности (как со сверстниками, так и с детьми других возрастов), в создании развивающей среды дошкольной организации. Может называть некоторыероссийские государственные праздники, имеет нечёткие представления о флаге, гербе, гимне. Имеет представления о Москве как столице нашей Родины.Знает некоторые достопримечательности своего родного города, нозатрудняется называть людей, прославивших его.Сформированы общие представления о планете Земля, но затрудняется рассказывать о природных особенностях разных уголков Земного шара. Сформированы представления о гендерных ролях, о правилах поведения и эмоциональных реакциях, характерных для женщин и мужчин. Обнаруживает понимание того, что девочка — будущая женщина, мать и жена, мальчик — будущий мужчина, отец и муж.
Низкий уровень (93 и менее баллов) – в поисковой и исследовательской деятельности проявляет интерес к проблемным ситуациям, но при первых затруднениях его активность заметно снижается. Слабо проявляет (или не проявляет) самостоятельность и инициативность при организации поисковых действий, всегда обращаясь за помощью ко взрослому, без которой не достигает результатов. В ситуации опыта или эксперимента затрудняется с выдвижением и формулированием гипотезы, преобразует исследовательскую деятельность в игровую. Процесс экспериментирования и исследовательского поиска сопровождается выраженными отрицательными эмоциями, неудовлетворенностью и отсутствием потребности в продолжении. При воплощении художественного замысла по образцу или схеме ребенок затрудняется в реализации задуманного замысла или при воспроизведении образца или не выполняет задание. Затрудняется выполнить задание сложить лист бумаги или картона различными способами даже при помощи взрослого. Создание новых вариантов знакомых конструкций затруднено или невозможно. Созданная ребенком поделка носит манипулятивный характер (не приводит к созданию конкретной поделки); при решении новой продуктивной задачи ребенок использует стереотипные способы и средства, для выбора которых использует случайный характер предпочтений. При возникновении затруднений теряет интерес и переходит на манипулятивную деятельность с материалами. Знает и правильно называет свои фамилию и имя, имена и отчества родителей и родственников; знает слова, обозначающие родство. Не может рассказать с привлечением фотоальбома об истории семьи, о судьбах родственников, об их профессиях и увлечениях. Имеет представления о Москве как столице нашей Родины, сформированы очень скудные представления о планете Земля. Мало знает о родном городе, его достопримечательностях, не может назвать людей, прославивших его. Обнаруживает понимание того, что девочка — будущая женщина, мать и жена своего мужа, мальчик — будущий мужчина, отец и муж.
Инструкция: Запишите рекомендации (запланируйте формы, методы, приемы) для Вашей образовательной деятельности с ребенком по физическому развитию детей, затем внесите эту деятельность в свой календарный план
Рекомендации по планированию познавательного развития у детей 6-7 лет
№п/п | Фамилия, имя ребенка | Интересуется новым, неизвестным в окружающем мире (мире предметов и вещей, отношений) и в своем внутреннем мире | Проявляет читательский интерес и потребность в в чтении книг | Любит экспериментировать | Способен предложить собственный замысел и воплотить его в рисунке, постройке, рассказе и др. | Может самостоятельно применять усвоенные знания и способы деятельности для решения новых задач (проблем), поставленных как взрослым, так и им самим; в зависимости от ситуации может преобразовывать способы решения задач (проблем) | Сформированы представления о родном доме, детском саде, о родном городе и горожанах, жителях Родины, родной природе | Сформированы представления о себе, семье, об обществе, о государстве, мире | Сформированы представления о себе, собственной принадлежности и принадлежности других людей к определенному полу | Сформированы представления о составе, родственных отношениях и взаимосвязях, распределении семейных обязанностей, семейных традициях | Сформированы представления об обществе, его социокультурных ценностях; о государстве и принадлежности к нему; о мире |
1 | |||||||||||
2 | |||||||||||
3 | |||||||||||
4 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ КАРТА ОБСЛЕДОВАНИЯ (ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ МОНИТОРИНГ) ДЕТЕЙ ОТ 6 до 7 лет ГРУППЫ«СКАЗКА» по ОО « ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ» РАЗДЕЛ ( ПЕРВЫЕ ШАГИ В МАТЕМАТИКУ)
проведение диагностики в подг.гр...
Диагностическая карта обследования (Педагогический мониторинг) детей от 2 до 3 лет группы по ОО « Познавательное развитие» ( входная)
выявить сформированность интегральных показателей индивидуального развития ребенка в освоении ОО « Познавательное развитие» для построения дальнейшей работы...
"Диагностические карты познавательного развития по программе "Тропинки" детей 2-3 лет
Основные показатели развития ребенка раннего возраста....
Диагностические карты определения познавательно-речевых способностей детей с особыми образовательными потребностями
Данные методики подобраны для определения уровня познавательно-речевой активности детей с особыми образовательными потребностями старшего дошкольного возраста...
Диагностическая карта обследования уровня сформированности познавательно-исследовательской деятельности у детей второй младшей группы
Диагностическая карта обследования уровня сформированности познавательно-исследовательской деятельности у детей второй младшей группы...
Диагностическая карта обследования (Педагогический мониторинг) детей от 4 до 5 лет по ОО «Познавательное развитие»
выявить уровень индивидуального развития ребенка в освоении ОО «Социально-коммуникативное развитие » для построения индивидуальной образовательной траектории (маршрута)...
Диагностическая карта развития детей подготовительной группы "Познавательное развитие" (2023 г.)
Карта диагностики развития воспитанников подготовительной группы по "Познавательному развитию"...