"Предметно-развивающая среда для организации инклюзивного образования"
статья по коррекционной педагогике
"Предметно-развивающая среда для организации инклюзивного образования"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_predmetno-razvivayushchaya_sreda_inklyuzivnogo_obrazovaniya.docx | 17.47 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №15»
города Алейска Алтайского края.
Предметно-развивающая среда
для организации
инклюзивного образования
Воспитатель
первой квалификационной
категории О.В. Захарова
г. Алейск 2019г.
Федеральный государственный стандарт дошкольного образования (далее – ФГОС ДО) подразумевает создание благоприятных условий для развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром при реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
Развивающая предметно-пространственная среда (согласно ФГОС) — это определенное пространство, организованно оформленное и предметно-насыщенное, приспособленное для удовлетворения потребностей ребенка в познании, общении, физическом и духовном развитии в целом.
Развивающая предметно-пространственная среда группы должна обеспечивать:
1. Гармоничное всестороннее развитие детей с учетом особенностей возраста, здоровья, психических, физических и речевых нарушений.
2. Полноценное общение между собой, а в процессе учебной деятельности с педагогом, дать возможность уединиться по желанию ребенка.
3. Реализацию образовательной программы ДОУ.
4. Учет национально-культурных, климатических условий, в которых осуществляется образовательная деятельность
При создании развивающей предметной среды в инклюзивной группе с одной стороны необходимо сохранение общепедагогических требований, а с другой важно учитывать особенности детей с проблемами в развитии:
это структуру первичного дефекта, степень его выраженности, характер и особенности психофизического развития (сенсомоторного, зрительного, осязательного,слухового, двигательно-моторного, зрительно- пространственного).
Создавая предметно-развивающую среду в инклюзивном пространстве необходимо
учитывать требования, которые были разработаны и представлены в концепции
развивающей среды, однако, особую значимость приобретают следующие принципы:
Полифункциональность среды.
Для детей с проблемами в развитии создаются условия, которые стимулируют детей к игровым действиям. Игрушки и пособия размещаются таким образом, что дети с условной нормой самостоятельно могут определять содержание деятельности, намечать план действий и активно решать разнообразные задачи.
Принцип комфортности и стабильности.
Создавая развивающую среду группы, очень важно, чтобы окружающая детей обстановка была комфортной и эстетичной. Для детей с ограниченными возможностями здоровья особую значимость приобретает стабильность компонентов среды, это обеспечивает им ощущение надежности и защищенности. У всех детей среда, созданная с учетом этого принципа, вызывает чувство радости, обогащает новыми впечатлениями и знаниями.
Развитие коммуникативных возможностей. Развитие коммуникативных возможностей
имеет особую значимость для особого ребенка.
Игра создает условия для его неформального общения со сверстниками и взрослым, предоставляет ему полную свободу действий.
Принцип рациональности и доступности.
Присутствие каждого компонента среды должно быть обосновано и соответствовать поставленным целям. Обеспечение доступности ко всему содержанию развивающей предметно-игровой среды для особого ребенка – расположение игр, игрушек и атрибутов на уровне не выше вытянутой руки ребенка.
Принцип учета особенностей развития каждого ребенка.
В процессе проектирования предметно-игрового пространства важно учитывать уровень психофизического развития каждого ребенка, интересы детей. Среда должна удовлетворять потребности актуального, ближайшего развития ребенка и его саморазвития.
В зависимости от контингента детей, включенного в инклюзивное пространство, развивающая предметная среда будет иметь свою специфику и обеспечит условия для полноценного развития всех видов детской деятельности.
Гибкое зонирование пространства предполагает наличие различных пространств (зон, уголков, секторов, центров и т. п.) для осуществления свободного выбора детьми разных видов деятельности.
Зоны должны быть трансформируемы: в зависимости от воспитательно-образовательных задач и индивидуальных особенностей детей меняться, дополняться и объединяться. При этом следует учитывать доступность для осуществления всех основных видов активности помещений ДОО, где осуществляется образовательная деятельность детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов. Зонирование пространства должно быть организовано с учетом всего времени пребывания детей в ДОО
В групповой комнате выделяются следующие сектора:
- сектор сенсорного развития
- сектор общения и эмоционального развития
- сектор ознакомления с окружающим и социально-бытовой ориентировки
- сектор развития предметно-практической деятельности
- Сектор развития мобильности, ориентировки в пространстве.
Работа в секторах будет успешной, если педагог будет поддерживать детскую инициативу, моделировать и разграничивать ситуации взаимодействия.
Игра позволяет нам не только решать различные задачи, но и как охарактеризовал ее Лев Семенович Выготский, игра – это своеобразная “арифметика социальных отношений”. В рамках инклюзивного образования в этом вопросе мы еще находимся в начале пути.
В связи с этим хотелось бы обозначить несколько проблем:
Полифункциональность игрушки не описана в литературе для использования в интегративном пространстве;
Определенные трудности вызывает построение взаимоотношений между детьми с условной нормой и детьми с проблемами в развитии, организация общения в каждом секторе предметно-развивающей среды;
Необходимо определить функционал и технологии работы педагогов в интегративном пространстве по отношению к разным категориям детей.
15 слайд
При организации предметно-развивающей среды необходимо помнить:
1 Безопасность предметно-пространственной среды предполагает соответствие всех её элементов требованиям по обеспечению надёжности и безопасности их использования
2 Свободный доступ детей, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья, к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности;
3 Периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.
4 Единый эстетический стиль для обеспечения комфортной и уютной обстановки.
Для достижения максимальной реакции ребенка на предметное содержание развивающей предметно-пронстранственной среды необходима обязательная смена игрушек, оборудования и прочих материалов. Если игры, игровые материалы находятся в группе длительное время, интерес ребенка к ним постепенно угасает. При ограниченных возможностях замены элементов РППС можно менять местоположение. Если постоянно и целенаправленно осуществлять смену материалов, со временем дети более внимательно начинают относиться к пространству и осуществлять поиск нового, более интересного.
Предметно-развивающая среда содержит в себе огромный потенциал, который должен быть реализован в ближайшем будущем в инклюзивном образовании.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Организация предметно-развивающей музыкальной среды в группе"
Консультация для воспитателей ДОУ...
ОРГАНИЗАЦИЯ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ В ПРАКТИКЕ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ВОЗРАСТА
Все дети, как известно, разные, и каждый дошкольник имеет право на собственный путь развития. Поэтому должны быть созданы условия для воспитания, обучения и развития детского коллектива в целом, а так...
презентация Организация предметно-развивающей образовательной среды в ДОУ по ФГОС.ppt
Цель моей презентаций: Приобретение профессиональных компетенций педагога в соответствии с требованиями ФГОСЗадачи: §Изучить нормативно-правовые документы ФГОС. ...
Статья из опыта работы. Тема: "Организация предметно- развивающей речевой среды в младшей группе по ФГОС ДОУ".
Статья из опыта работы.Тема: "Организация предметно- развивающей речевой среды в младшей группе по ФГОС ДОУ"....
«Доступная среда и комплексный подход узких специалистов в организации инклюзивного образования в соответствии с ФГОС ДО»
В статье говорится о комплексном подходе в организации инклюзивного образования в ДОУ учителем - логопедом и педагогом - психологом, который также предполагает проведение комплексных занятий в сенсорн...
Педсовет "Организация предметно-развивающей речевой среды".
Подлинно творческое развитие ребенка дошкольного возраста наиболее успешно осуществляется в условиях насыщенной предметно-развивающей среды, которая обеспечивает единство социальных и природных средст...
"Построение развивающей предметно - пространственной и образовательной среды для организации инклюзивного образования"
В консультации даны рекомендации для построения развивающей предметно -пространственной и образовательной среды для детей с ограниченными возможностями здоровья и детей инвалидов....